Б27. виды станционных путей;

Что такое ступенчатый маршрут

ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

УТВЕРЖДАЮ Первый вице-президент ОАО «РЖД» В.Н.Морозов 15 декабря 2010 г. N 119

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ, ОРГАНИЗАЦИИ И УЧЕТУ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ ОТПРАВИТЕЛЬСКИМИ И СТУПЕНЧАТЫМИ МАРШРУТАМИ

1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ

2. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ МАРШРУТНЫХ ПЕРЕВОЗОК

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОГРУЗКИ И ФОРМИРОВАНИЯ МАРШРУТОВ

4. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ МАРШРУТАМИ

для маршрутов в распыление

5. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ МАРШРУТОВ

6. КОНТРОЛЬ и АНАЛИЗ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ МАРШРУТАМИ

7. УЧЕТ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ МАРШРУТАМИ

Учет маршрутизации перевозок грузов производится автоматизированным способом по следующим показателям: а) количество отправленных отправительских и ступенчатых маршрутов; б) количество отправленных вагонов отправительскими и ступенчатыми маршрутами (общее и по родам грузов) в) количество недогруженных отправительских маршрутов г) общее количество вагоно-км с распределением по родам грузов д) удельный вес перевозок грузов маршрутами (уровень маршрутизации) по станции, железной дороге и сети железных дорог в целом и по родам грузов. е) средняя дальность следования всех маршрутов и вагонов в составе маршрута и по родам грузов; ж) количество вагонов, отправленных в маршрутах с распределением их по поясам дальности и удельный вес вагонов каждого пояса дальности в общем количестве вагонов, отправленных в маршрутах; з) количество вагонов, отправленных в прямых маршрутах в целом и по родам грузов назначением на одну станцию выгрузки и удельный вес их (в процентах) в общем количестве погруженных вагонов; и) средний состав маршрута (в вагонах); к) выполнение задания по перевозкам грузов маршрутами: (в процентах).

С введением в действие настоящей инструкции признается недействующей в системе ОАО «РЖД» «Инструкция по планированию, организации и учету перевозок грузов отправительскими и ступенчатыми маршрутами» N ЦМ/3331 от 19 мая 1976г.

ЗАЯВКА на перевозку грузов маршрутами ____________________________________________________________ (наименование номенклатурной группы грузов) По железнодорожной станции ______________________________________________ (наименование станции отправления) Грузоотправитель ________________________________________________________ Полное наименование организации перевозчика и почтовый адрес ____________

Станционный путь — железнодорожный путь, расположенный в границах раздельного пункта с путевым развитием.

Станционные пути включают:

1. главные пути — непосредственное продолжение путей перегона без отклонений на стрелочные переводы, предназначенные для пропуска поездов без остановки.

2. приёмо-отправочные пути — станционный путь, на котором выполняются технологические операции, связанные с приёмом и отправлением поездов, посадкой и высадкой пассажиров, скрещением поездов на однопутных линиях и ожиданием обгона более срочными поездами.

3. вытяжные пути — станционный путь, являющийся продолжением группы сортировочных, погрузочно-выгрузочных или иных путей станции и предназначенный для выполнения маневровой работы по сортировке вагонов, формированию составов поездов и передач вагонов внутри узла, перестановке вагонов с одного пути на другой и т. п.

4. сортировочные пути — станционный путь, предназначенный для накопления составов и групп вагонов и формирования одногруппных и групповых поездов, а также для вагонов под погрузку или выгрузку, требующих ремонта, с опасными грузами и т. д.

5. горочные пути — станционный путь, предназначенный для надвига состава на сортировочную горку, его роспуска и возвращения горочного локомотива в парк приёма после роспуска

6. погрузочно-выгрузочные пути — оборудованный грузовыми устройствами станционный путь грузового района, предназначенный для стоянки железнодорожного подвижного состава во время проведения грузовых операций.

7. деповские пути — станционный путь локомотивного или вагонного хозяйства. К ним относятся пути, на которых осуществляется ремонт локомотивов и вагонов в депо, пути экипировки локомотивов, а также пути кратковременной стоянки готовых к работе локомотивов.

8. соединительные пути — станционный путь, который служит для соединения основных станционных путей и парков путей друг с другом, с грузовыми площадками, складами, пунктами ремонта подвижного состава и т. д.

Кроме того, к станционным путям также относятся пути специального назначения:

1. подъездные пути — станционный путь, обеспечивающий перевозки предприятия и соединяющий промышленную железнодорожную станцию или грузовой пункт с раздельным пунктом железнодорожного транспорта общего пользования.

2. предохранительные тупики — тупиковый путь, предназначенный для предупреждения выхода подвижного состава на маршруты следования поездов.

3. улавливающие тупики — станционный путь, предназначенный для остановки потерявшего способность торможения поезда при движении по затяжному спуску, а также части состава, оборвавшегося на перегоне при движении поезда на крутом затяжном подъёме.

Маршрутизация
перевозок груза с мест погрузки. Экономическая эффективность маршрутизации
перевозок грузов.

2. 
Планирование
перевозок грузов маршрутами.

Задача ЖД
состоит в том, чтобы обеспечить доставку вагонов и грузов в пункты назначения
как можно быстрее. Основой организации вагонопотока является план формирования
поездов. Есть и план формирования маршрута.

В плане
формирования поездов предусматривается 2 способа маршрутизации:

1. 
Техническая
маршрутизация, при которой поезда формируется из вагонов загруженных на
нескольких станциях и следующих на одну станцию назначения или распыления.

2. 
Маршрутизация с
мест погрузки (отправительская маршрутизация), при которой поезда формируют из
вагонов загруженных одним или несколькими отправителями на одной или нескольких
станциях и следуют на максимально возможные расстояния без переработки в пути
следования на одну станцию назначения или распыления.

Маршрут – это
состав поезда установленной длины или массы сформированный грузоотправителем
или дорогой в соответствии с ПТЭ и планом формирования поездов, загруженными
одним или несколькими отправителями на одной или нескольких станциях, в адрес
одного или нескольких получателей на одну станцию выгрузки и распыления.
Маршруты могут быть разными по способу формирования и назначения.

По способу
формирования: отправительские, из вагонов загруженных одним грузоотправителем
на одной станции, а также разными грузоотправителями на одном пути не общего
пользования; отправительские ступенчатые маршруты – из вагонов загруженных
разными грузоотправителями на одной станции (станционный ступенчатый), одним
или несколькими отправителями на нескольких станциях участка или узла (участковый
ступенчатый); отправительско-технический маршрут – применяются в районах
зарождения грузопотока. Станция является погрузочной и сама перерабатывает
транзитные вагоны; групповая маршрутизация с обменом групп в пути – в пункте
погрузки формируется основное ядро поезда, а на первой попутной станции, где
поезд останавливается добавляют группу вагонов того же назначения; создание
маршрутных баз (заадресовочных). Организованы на приморской дороге.
Грузоотправители выдают вагоны с путей необщего пользования без указания
адреса. Станция собирает со всех путей необщего пользования и организует
маршрутные составы; белорусский метод, при котором вагоны следуют на большое
число станций (3 станции погрузки и большое количество станций выгрузки).

По
назначению маршруты подразделяются:

1. 
Прямые,
назначением на одну станцию выгрузки в адрес одного или нескольких получателей.

2. 
На станцию
распыления, организованные по плану формирования станций, расположенных на пути
следования маршрута, так чтобы снизить переработку в пути следования.

3. 
На входные и
распределительные станции дорог. Так перевозят топливные грузы.

Каждому
маршруту присваивается семизначный номер, сохраняемый на всем пути следования.
Первые 5 цифр – станция погрузки или организации маршрута. Последние 2 это порядковый
номер маршрута за месяц, Затем масса маршрута и длина сетевого устанавливается
ОАО РЖД, внутридорожного начальником дороги по согласованию с ОАО РЖД. В
исключительных случаях допускается уменьшение длины, но не болен чем на один
вагон. Если на пути следования маршрута есть станции перелома веса поезда в
сторону уменьшения массы, то маршруты формируют из ядра (основная часть
отправительского маршрута установленного веса, которая следует без
переформирования на станцию назначения и прицепной части, следующей до пункта
перелома веса).

Порядок
подачи вагонов под погрузку и выгрузку маршрута, их формирования по
установленных веса и длины, технологические нормы на погрузку и выгрузку
устанавливаются в договорах на эксплуатацию пути не общего пользования и в
договорах на подачу и уборку вагонов.

Классификация маршрутных поездов. Эффективность маршрутизации

Отправительский маршрут — маршрут, в вагоны которого производится
погрузка на одной станции, после чего должен быть сформирован состав в
соответствии с действующими ПТЭ планом формирования поездов. Погрузка
осуществляется на одном подъездном пути одним грузоотправителем или на нескольких
подъездных путях разными грузоотправителями. Данные маршруты организуются в
районах массовой погрузки грузов в адрес районов массовой выгрузки.

Ступенчатый маршрут — это отправительский маршрут,
загруженный на нескольких станциях одного или нескольких участков.

Целесообразность организации
отправительских маршрутов зависит от дальности следования и размеров
ватонопотоков, взаимного расположения сортировочных и грузовых станций и
имеющихся на них технических средств. Эффективность организации отправительских
маршрутов устанавливается технико-экономическим сравнением их с организацией
ступенчатых маршрутов по следующим показателям: 1) затраты на накопление
составов поездов, 2) продолжительность занятия поездных локомотивов и
локомотивных бригад, 3) пробег локомотивов, 4) экономия времени на попутных
технических станциях при пропуске маршрутов без переработки.

А                 Б                  В

Ступенчатый: Тэк= Тэк(отпр)+rл+rв, где гл- экономия от сокращения
простоя локомотива и локомотивных бригад, гв- экономия от сокращения
переработки одного вагона.

гв=(Спер-Стран)/Св-ч, где Спер — сгоимость вагона, поступившего
в переработку, Стран — стоимость вагона, проследовавшего транзитом, Св-ч —
приведённая стоимость одного вагоно-часа.

Концентрация перевозок массовых грузов
(уголь, кокс, руда, нефть, зерновые грузы, строительные) м/у экономическими
районами страны я/я основой для планирования маршрутов с мест погрузки.
Календарное планирование погрузки маршрутов по назначениям и отправление их по
определенным дням недели способствуют максимальному охвату вагонопотоков
маршрутизацией. Значительное преимущество маршрутизации — сокращение
простоя вагонов на станциях формирования маршрутов, в пути следования и на
станциях выгрузки, ускорение доставки груза, а, следовательно, и
оборачиваемости оборотных средств, сокращение потребности в развитии
технической вооруженности транспорта.

Для составления плана маршрутных перевозок
необходимо знать, помимо плановых грузовых и вагонных потоков, характеристики
погрузочных и выгрузочных станций или грузовых пунктов на промышленных
предприятиях, их техническое оснащение, технологию работы, весовые нормы
поездов.

По условиям организации различаются
следующие виды маршрутов: отправительские, погруженные одним
грузоотправителем или объединенным транспортным хозяйством на одной станции или
подъездном пути; ступенчатые, погруженные несколькими грузоотправителями
на одном или нескольких раздельных пунктах, и сформированные на заадресовочных
маршрутных базах.

В зависимости от пунктов назначения различают
прямые маршруты, когда они следуют на одну станцию или на один участок
выгрузки, и в распыление — до станции формирования, откуда группы вагонов,
включаемые в другие поезда, следуют до станции выгрузки. По условиям обращения
различают кольцевые маршруты, если составы возвращаются на станцию
погрузки в порожнем или груженом состоянии, и такие, составы которых после
выгрузки не возвращаются на станцию погрузки. Вагоны, включаемые в маршрутные
поезда, могут быть загружены однородным и разного рода грузами.

Важное условие повышения маршрутизации
перевозок — комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных
работ, увеличение складских емкостей, приведение путевого развития на грузовых
фронтах в соответствие с объемом работы, концентрация грузовой работы на
промежуточных станциях участков и на опорных станциях в железнодорожных узлах.
Формирование маршрутов из групп вагонов, следующих до станции распыления,
погрузка этих групп на нескольких подъездных путях промышленных предприятий,
примыкающих к одной станции, существенно уменьшают простои вагонов на станциях
формирования и выгрузки. Создание заадресовочных баз, где формируют маршруты из
однородных грузов, следующие на станцию выгрузки или распыления, также
способствует маршрутизации перевозок.

План маршрутизации перевозок разрабатывают
одновременно с планом формирования на технических станциях на год. Каждые
полгода его корректируют. В оперативной обстановке это можно делать и в
соответствии с месячными планами погрузки. План организации маршрутов с мест
погрузки составляют, учитывая путевое развитие подъездных путей и станций их
примыкания, техническое оснащение фронтов погрузки, выгрузки и складских
емкостей и используя технологические нормы простоя вагонов под различными
операциями на подъездных путях и станциях их примыкания, массу и длину составов
поездов.

Ответы на экзаменационные билеты

Ссылка на скачивание — внизу страницы.

Маршрутизация перевозок с мест погрузки является высокоэффективным способом организации грузовых перевозок.

Маршрутизация является предметом договора на организацию перевозок грузов на железнодорожном транспорте, поэтому лишь участники договора вправе определять его содержание. В нем могут предусматриваться отправительские маршруты, формируемые на железнодорожном подъездном пути или на железнодорожной станции, группы вагонов для организации ступенчатых станционных или участковых маршрутов и др.

Под отправительским маршрутом понимается состав поезда установленной массы или длины, сформированный грузоотправителем на железнодорожном подъездном пути организации либо по договору с железной дорогой на железнодорожной станции с обязательным освобождением не менее одной технической станции от переработки такого поезда, предусмотренным действующим планом формирования грузовых поездов.

Отправительские маршруты проходят одну или несколько сортировочных станций без переработки, поэтому ускоряется доставка груза, сокращается работа по переформированию составов, снижается себестоимость перевозок, ускоряется оборот вагонов, снижается потребность в вагонах, лучше обеспечивается сохранность перевозимых грузов, повышается конкурентоспособность производителей товаров и железнодорожного транспорта.

Ступенчатые маршруты формируются из вагонов, погруженных разными грузоотправителями на путях одной или нескольких станций участка или узла.

Правила перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте предусматривают, что в целях ускорения доставки грузов, сокращения транспортных и эксплуатационных расходов перевозки грузов могут осуществляться отправительскими маршрутами и предусматриваться в договорах на организацию перевозок грузов на железнодорожном транспорте. Отправительская маршрутизация является основой создания в перспективе сети логистических центров железных дорог Казахстана.

Порядок перевозок грузов отправительскими маршрутами устанавливается Правилами перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте.

По назначению отправительские маршруты бывают:

– прямые —при перевозке на одну станцию назначения (перевалки) в адрес одного или нескольких грузополучателей (грузовые вагоны в адрес каждого грузополучателя должны находиться в составе отдельной группы);

– в распыление — при перевозке назначением на станции расформирования по плану формирования грузовых поездов либо назначением в объявленные МТК РК пункты (станции) распыления маршрутов, где производится заадресовка (указание станций назначения и грузополучателя) вагонов на станции выгрузки в адрес конкретных грузополучателей, либо назначением на входные и распределительные станции, получающие топливные грузы, с дальнейшей заадресовкой вагонов на станции выгрузки.

Грузоотправитель согласовывает с грузополучателем возможность приема маршрутов установленной массы или длины под выгрузку.

При наличии на направлении следования маршрутов станций изменения массы поезда (пункт перелома) в сторону уменьшения отправление маршрутов организуется из ядра и прицепной части, следующей в составе маршрута до пунктов перелома массы.

Ядро — это основная часть отправительского маршрута установленной массы, которая следует без переформирования до железнодорожной станции назначения в случае изменения массы поезда в пути следования.

По условиям обращения отправительские маршруты различают:

– кольцевые с постоянным составом, которые после выгрузки в том же составе возвращаются на ту же станцию или отделение под повторную погрузку;

– кольцевые с переменным составом, которые после выгрузки возвращаются на ту же станцию или отделение, при этом сохраняется число, тип вагонов и их назначение, но при необходимости одни вагоны могут заменяться другими аналогичными вагонами.

Организация кольцевых маршрутов существенно сокращает затраты на подготовку вагонов под погрузку, при этом сокращается простой вагонов в пунктах погрузки, так как вагоны требуют минимальной подготовки под нее.

Для анализа и оценки выполнения заданий по маршрутизации перевозок установлены основные показатели:

– количество вагонов, отправленных за отчетный период в маршрутах в целом и по родам грузов в среднем в сутки;

– уровень маршрутизации (процент маршрутизации) по родам грузов —определяется отношением количества вагонов, загруженных и отправленных в маршрутах Uмрш, к общему количеству загруженных вагонов Uобщ, в процентах:

– средняя дальность следования всех маршрутов и вагонов в их составах и по родам грузов:

где ΣNмршl — сумма маршруто-километров; Nмрш — общее число маршрутов;

– распределение вагонов, отправленных в маршрутах, по поясам дальности и их процент в общем количестве загруженных вагонов (пояса дальности пробега: до 400 км, от 401 до 1000 км, от 1001 до 1500 км и свыше 1500 км);

– количество вагонов, отправленных в прямых маршрутах в целом и по родам грузов и их процент в общем количестве загруженных вагонов;

– средний состав маршрутов (в вагонах) — определяется делением количества маршрутизированных вагонов на число отправленных маршрутов;

– выполнение задания по перевозкам грузов маршрутами — отношение количества вагонов, отправленных в маршрутах и предусмотренных заданием (в процентах).

Учет выполнения заданий по погрузке грузов маршрутами станции ведут в Книге учета погрузки грузов отправителями и ступенчатыми маршрутами (форма ГУ-95). На основании данных этой книги станция погрузки составляет отчет об отправительской маршрутизации грузов (форма ГО-7). На основании отчета формы ГО-7 подсчитывают основные показатели маршрутизации, проводят анализ и оценку выполнения заданий по маршрутизации перевозок.

Виды отправительских маршрутов;

1. Дать характеристику отправительскому маршруту, отправительскому ступенчатому маршруту

2. Классификация маршрутов

3. Дать характеристику ядру маршрута, кольцевому маршруту с постоянным составом, кольцевому маршруту с переменным составом

4. Основные показатели маршрутизации

1. Перепон В.П. «Организация перевозок грузов». Маршрут 2003 г. (стр. 114, 115, 116)

Маршруты с мест погрузки, формируемые на станциях погрузки или на примыкающим к ним подъездных путях, назначением на одну станцию выгрузки или распыления делятся на отправительские и отправительские ступенчатые и технические маршруты.

Отправительский маршрут – это состав поезда установ­ленной массы или длины, сформированный грузоотправителем на железно­дорожном подъездном пути организации либо по договору с железной доро­гой на железнодорожной станции с обязательным освобождением не менее одной технической станции от переработки такого поезда, предусмотренным действующим планом формирования грузовых поездов.

Отправительский ступенчатый маршрут – формируется на нескольких или на одной станции, но на нескольких подъездных путях разными грузоотправителями в соответствии с планом формирования и ПТЭ назначением на одну станцию выгрузки или распыления.

Отправительские маршруты организуют из одно- и разнородных грузов.

По назначению маршруты подразделяются на:

— прямые (из вагонов назначением на одну станцию выгрузки, в адрес одного или нескольких грузополучателей, грузовые вагоны при этом в составе располагают отдельными группами),

— маршруты в распыление, при перевозке назначением на станции расформирования либо пункты распыления маршрутов, где производится заадресовка (указание станций назначения и грузополучателя) вагонов на станции выгрузки в адрес конкретных грузополучателей;

При наличии на направлении следования маршрутов станций измене­ния массы поезда (пункт перелома) в сторону уменьшения отправление маршрутов организуется из ядра и прицепной части, следующей в со­ставе маршрута до пунктов перелома массы.

Ядро — это основная часть отправительского маршрута установ­ленной массы, которая следует без переформирования до железно­дорожной станции назначения в случае изменения массы поезда в пути следования.

По условиям обращения отправительские маршруты различают: — кольцевые с постоянным составом, которые после выгрузки в том же составе возвращаются на ту же станцию или отделение под повторную погрузку;

— кольцевые с переменным составом, которые после выгрузки воз­вращаются на ту же станцию или отделение, при этом сохраняется чис­ло, тип вагонов и их назначение, но при необходимости одни вагоны могут заменяться другими аналогичными вагонами.

Организация кольцевых маршрутов существенно сокращает затраты на подготовку вагонов под погрузку, при этом сокращается простой вагонов в пунктах погрузки, так как вагоны требуют минимальной под­готовки под нее.

Кольцевые маршруты, работающие на коротких расстояниях называют вертушками.

Для анализа и оценки выполнения заданий по маршрутизации пере­возок установлены основные показатели:

— количество вагонов, отправленных за отчетный период в маршру­тах в целом и по родам грузов в среднем в сутки;

— уровень маршрутизации (процент маршрутизации) по родам грузов — определяется отношением количества вагонов, загруженных и отправ­ленных в маршрутах, к общему количеству загруженных ваго­нов в процентах.

— средняя дальность следования всех маршрутов и вагонов в их со­ставах и по родам грузов:

— распределение вагонов, отправленных в маршрутах, по поясам даль­ности и их процент в общем количестве загруженных вагонов (пояса дальности пробега: до 400 км, от 401 до 1000 км, от 1001 до 1500 км и свыше 1500 км);

— количество вагонов, отправленных в прямых маршрутах в целом и по родам грузов и их процент в общем количестве загруженных вагонов;

— средний состав маршрутов (в вагонах) — определяется делением количества маршрутизированных вагонов на число отправленных мар­шрутов;

— выполнение задания по перевозкам грузов маршрутами — отноше­ние количества вагонов, отправленных в маршрутах и предусмотренных заданием (в процентах).

Учет выполнения заданий по погрузке грузов маршрутами станции ведут в Книге учета погрузки грузов отправителями и ступенчатыми маршрутами (форма ГУ-95). На основании данных этой книги станция погрузки составляет отчет об отправительской маршрутизации грузов (форма ГО-7). На основании отчета формы ГО-7 подсчитывают основ­ные показатели маршрутизации, проводят анализ и оценку выполнения заданий по маршрутизации перевозок.

— прямые (из вагонов назначением на одну станцию выгрузки, в адрес одного или нескольких грузополучателей, грузовые вагоны при этом в составе располагают отдельными группами),

— маршруты в распыление, при перевозке назначением на станции расформирования либо пункты распыления маршрутов, где производится заадресовка (указание станций назначения и грузополучателя) вагонов на станции выгрузки в адрес конкретных грузополучателей;

—кольцевые с переменным составом, которые после выгрузки воз­вращаются на ту же станцию или отделение, при этом сохраняется чис­ло, тип вагонов и их назначение, но при необходимости одни вагоны могут заменяться другими аналогичными вагонами.

— количество вагонов, отправленных за отчетный период в маршру­тах в целом и по родам грузов в среднем в сутки;

— средняя дальность следования всех маршрутов и вагонов в их со­ставах и по родам грузов:

— распределение вагонов, отправленных в маршрутах, по поясам даль­ности и их процент в общем количестве загруженных вагонов (пояса дальности пробега: до 400 км, от 401 до 1000 км, от 1001 до 1500 км и свыше 1500 км);

— количество вагонов, отправленных в прямых маршрутах в целом и по родам грузов и их процент в общем количестве загруженных вагонов;

— средний состав маршрутов (в вагонах) — определяется делением количества маршрутизированных вагонов на число отправленных мар­шрутов;

— выполнение задания по перевозкам грузов маршрутами — отноше­ние количества вагонов, отправленных в маршрутах и предусмотренных заданием (в процентах).

Как определяется состав маршрутного поезда;

Маршрут, виды маршрутов, определение.

Маршруты подразделяются на: отправительские – организуемые из вагонов, погруженных одним отправителем на одной станции; ступенчатые – из вагонов, погруженных разными отправителями на одной или нескольких станциях одного или двух участков. По дальности следования отправительские и ступенчатые маршруты подразделяются на: местные (внутридорожные) — при следовании в пределах одной железной дороги, и сетевые — при следовании в пределах двух и более железных дорог. Маршруты, обеспеченные постоянно закрепленным составом вагонов для обращения между определёнными пунктами отправления и назначения, называются кольцевыми.

Маршрутный поезд — грузовой поезд установленной массы или длины, сформированный грузоотправителем или железной дорогой, назначением на одну станции выгрузки или распыления (с обязательным прохождением этим составом не менее одной технической станции без переработки). Маршрутные поезда подразделяются на отправительские (погруженные на одной станции одним грузоотправителем или на одном подъездном пути одним или несколькими грузоотправителями), отправительские ступенчатые (погруженные различными грузоотправителями и на различных подъездных путях с объединением вагонов на станции примыкания, или погруженные на различными станциях узла или участка с объединением на участке или в узле), кольцевые (состав после выгрузки возвращается на станцию приписки в порожнем состоянии). Кольцевой маршрут, обращающийся на небольшом расстоянии, обслуживающий определенные предприятия и состоящий из собственного или арендованного подвижного состава, называется вертушкой. По расстоянию следования различают маршрутные поезда сетевые (обращаются в пределах нескольких дорог) и внутридорожные (в пределах одной дороги). К маршрутным поездам относятся также поезда, формируемые на заадресовочных маршрутных базах, осуществляющих накопление и заадресовку вагонов. Различают также прямые маршрутные поезда (следуют на одну станцию выгрузки) и предназначенные в распыление.

Маршрутизация перевозок грузов – метод организации вагонопотоков, при котором в пунктах погрузки (в том числе на подъездных путях предприятий) из вагонов формируют поезда, проходящие не более одной попутной технической станции без переработки – изменения состава. Такие поезда называются маршрутными, или маршрутами. Маршрутные поезда классифицируют по условиям организации, назначению вагонов, полигону обращения, условиям обращения. По условиям организации поезда подразделяют на отправительские, погруженные и сформированные одним или несколькими грузоотправителями на одном подъездном пути, и ступенчатые, погруженные разными грузоотправителями на одной станции (ступенчатые станционные) или на путях нескольких станций участка или узла (ступенчатые участковые).

По назначениям вагонов различают поезда:

— прямые – формируемые из вагонов на одну станцию выгрузки с грузами для одного или нескольких грузополучателей;

— в распыление – назначением на техническую станцию. Вагоны далее следуют в соответствии с планом формирования станции распыления;

— с назначением на станцию заадресовки грузов, выделенной в качестве заадресовочной базы.

По полигону обращения поезда подразделяют на сетевые, следующие за пределы дороги погрузки, и внутридорожные. В зависимости от обращения различают обычные поезда, которые после выгрузки расформировываются, и кольцевые с постоянным составом, которые после выгрузки возвращаются в порожнем состоянии на ту же станцию под повторную погрузку.

Кольцевые маршруты организуются в районах с устойчивыми экономическими связями. При кольцевой маршрутизации повышается надежность обеспечения погрузки подвижным составом, сокращаются затраты на подформирование прибывших под погрузку порожних вагонов, вследствие чего повышается маршрутная скорость. Наиболее экономичны кольцевые маршруты из специализированных вагонов, особенно на направлениях, где их организация не увеличивает суммарный, порожний пробег вагонов. При этом максимально обеспечивается сохранность грузов и подвижного состава, ускоряется погрузочно-выгрузочные операции. Кольцевые маршруты используются преимущественно для перевозки массовых грузов — угля, руды, строительных материалов, нефтегрузов, автомобилей, зерна. Для повышения эффективности кольцевых маршрутов на направлениях с устойчивыми грузопотоками практикуют их загрузку также и в направлении порожнего пробега после выгрузки. Используя твердые нитки графика таких поездов в груженом и порожнем направлениях, осуществляя календарное планирование погрузки, можно повысить стабильность перевозок.

Необходимым условием организации маршрутов является наличие суммарного суточного объема погрузки всеми грузоотправителями не менее одного состава; суточная выгрузочная способность у всех грузополучателей станции назначения маршрута также должна быть не менее числа вагонов в прибывающем составе. Достаточным условием для включения в план отправительской маршрутизации отдельных корреспонденции (струй) вагонопотоков является требование, чтобы суммарные дополнительные затраты по комплектованию отправительского маршрута на станции погрузки и организации выгрузки его на станции назначения по сравнению с немаршрутным отправлением и прибытием, не должны быть выше полученной экономии в пути следования. Экономия в пути следования складывается из экономии от проследования технических станций без переработки, экономии от более быстрого продвижения по участкам погрузки и выгрузки маршрутов по сравнению со сборными поездами, если станция погрузки и выгрузки промежуточные.

И СТУПЕНЧАТОЙ МАРШРУТИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК

План формирования отправительских и ступенчатых маршру- 4 тов — составная часть плана формирования поездов; его разраба­тывают, выявляя в плане перевозок устойчивые струи вагонопотока определенных назначений. Составление плана маршрутизации за­ключается в определении станций отправления, назначения и коли­чества эффективных отправительских и ступенчатых маршрутов. В первую очередь планируют маршруты, которые могут отправ­ляться ежедневно в одно и то же время, затем остальные назначе­нием на одну станцию выгрузки. Если размеры вагонопотока на одну станцию выгрузки недостаточны, предусматривают маршру­ты, следующие в распыление на один или несколько выгрузочных участков с наибольшим пробегом без переработки до станции рас­формирования.

Пункты расформирования должны соответствовать специально устанавливаемым для некоторых массовых грузов (нефтепродук­ты, уголь, минеральные удобрения и др.) станциям распыления маршрутов, где вагоны получают окончательную заадресовку на станции выгрузки и должны быть согласованы со станциями рас­формирования поездов, отправляемых с технических станций.

Пример.Станция Москва-Сортировочная Московской дороги формирует сквозные поезда в Октябрьск, а станция Октябрьск — отдельные поезда в Орен­бург и Арысь (рис. 19.2). Требуется установить возможные назначения отправи­тельских маршрутов

Решение. Допустим, что на одной из грузовых станций Московского узла погружен отправительский маршрут в Оренбург, куда включены вагоны, идущие также в Арысв и на другие станции. Когда этот маршрут придет на станцию Октябрьгк, последняя будет вынуждена его переформировать (строго следуя своему плану формирования, по которому она обязана вагоны в Оренбург и до Арыси ставить в одни поезда, а в Арысь и за Арысь — в другие, отдельно от первых). Чтобы этого не получилось, нужно из вагонов в Оренбург и до Арыси формировать одни отправительские маршруты, а из вагонов в Арысь и за Арысь— другие.

Отправительская и ступенчатая маршрутизация особенно удоб­на для ритмичной организации технологических перевозок. Поэто­му дороги вместе с отправителями организуют регулярные техно

логические маршруты из продукции, направляемой одними пред­приятиями другим по кооперированным поставкам. При определен­ных условиях выгодны кольцевые маршруты, обращающиеся меж­ду станциями погрузки и выгрузки без переформирования. Орга­низация их целесообразна, если они следуют в обоих направлениях

загруженными или возвра-

Москба-Сорт Октябрьск Оренбург Арысь щаЮТСЯ В направлении ДВИ-

° • * • жения порожних вагонов,

1 * * *» не увеличивая их общего

» «» пробега. В местном сообще-

Рис. 19.2. Схема плана формирования НИИ по принципу кольцевой

Рис. 19 3 Схема организации ступенчатого маршрута на одном участке

маршрутизации перевозят балласт, торф, дрова, сахарную свеклу и некоторые другие грузы.

Маршрутизация массовых перевозок целесообразна также в прямых смешанных сообщениях, особенно железнодорожно-вод-ном; эффективность ее зависит от синхронности подачи вагонов и судов и общей слаженности работы (опыт Ленинградского и Одес­ского транспортных узлов).

Когда у одного отправителя не хватает грузов для отправитель­ских маршрутов, проверяют возможность организации ступенча­тых маршрутов из грузов нескольких отправителей и погрузки на нескольких станциях одного-двух участков. Каждая станция и от­правитель могут загрузить вагоны в определенные дни по определенному плану и в определенном направлении на одну стан­цию выгрузки или на одну сортировочную станцию, ближайшую к станции выгрузки. При организации ступенчатых маршрутов на основе календарного плана сборные поезда, которые собирают загруженные на промежуточных станциях группы вагонов одного назначения, превращаются в маршрутные (метод В. Т. Осипова, рис. 19.3).

Ступенчатые маршруты организуют не только на промежуточ­ных станциях одного участка, но и на нескольких станциях одного узла или двух участков. В последнем случае группы вагонов под­водят по взаимно согласованным расписаниям к узловым станци­ям, где формируют в маршрут (рис. 19.4). Вполне возможна так­же ступенчатая маршрутизация порожних вагонопотоков.

Рис. 19.4. Схема организации ступенчатых маршрутов посредством подвода к уз­ловой станции групп вагонов по взаимно согласованным расписаниям

Вместо формирования целого маршрута большой массы на од-нон станции в ряде случаев более целесообразно организовать его путем соединения на сортировочной станции групп или объедине­ния догруженной группы с транзитными вагонами того же назна­чения

Дальнейшее развитие принцип маршрутных баз получил в ме­тоде Белорусской железной дороги. По этому методу погрузка организуется на отдельной или комплексе из нескольких (обычно двух-трех) смежных станций под руководством начальника одной из них Грузоотправители заблаговременно передают станциям на­кладные на достаточно длительный период времени — до месяца. Располагая данными из накладных о станциях назначения как в местном, так и в прямом сообщениях, а также планами формиро­вания поездов своей и других дорог, осуществляют заадресовку грузов, организуя максимальное количество наиболее эффектив­ных маршрутов с учетом выгрузочных возможностей получателей. Месячный план маршрутизации разрабатывается на ЭВМ в вычис­лительном центре дороги путем сравнения вариантов и выбора оптимального.

Для исполнения планов на головной станции погрузочного комплекса организуется группа маршрутизации погрузки Напри­мер, на станции Калий-3 (она вместе со станциями Калий-1 и Со-лнгорск обслуживает комбинат «Беларуськалий») организована объединенная товарно-техническая контора. В обязанности группы маршрутизации входят планирование формирования маршрутов и подбор документов. Оперативное рководство комплексом станций осуществляет маневровый диспетчер. Введение нового метода поз­волило более чем вдвое поднять на Белорусской дороге процент маршрутизации перевозок, повысить транзитность вагонопотоков, сократить маневровю работу и простой вагонов. Метод быстро распространился В Рижском узле Прибалтийской дороги на базе планов перевозок основных грузоотправителей разрабатывают 222

планы маршрутизации с использованием малой среднесуточной по­грузки значительного числа других предприятий. На Куйбышев­ской, Южно-Уральской, Московской и других дорогах, учитывая местные условия, успешно применяют прогрессивные формы орга­низации вагонопотоков с мест погрузки. В результате процент ох­вата погрузки маршрутами по сети железных дорог поднялся с 39,2 в 1970 г. до 46,1% в 1975 г. Однако 55% всех маршрутов следовали на расстояние мспее 400 км и только 13%—свыше 15О0 км; в повышении дальности пробега имеются еще значитель­ные резервы. Возможность формирования маршрутов, особенно назначением на одну станцию выгрузки, обязательно надо прове­рять по техническому развитию станций погрузки и выгрузки, а также по нормам массы поезда па пути следования марш­рута.

Загрузка нескольких групп вагонов несколькими грузоотправи­телями (одновременно) по принципу, сходному с маршрутной ба­зой, примененному на Белорусской ж. д., — одно из эффективных средств сокращения времени на организацию маршрутов при не­достаточных погрузочных фронтах.

Значительно сокращают простой вагонов ступенчатая подача порожних вагонов ва погрузочные станции (в соответствии со сро­ками погрузки частей маршрута) по предложению луганского дис­петчера Костырко и подформирование групп порожних вагонов для маршрута до подачи их под погрузку по предложению соста­вителя Семерикова.

Если отправительский маршрут на пути следования проходит через несколько пунктов изменения нормы массы поезда в сторону повьш ения, надо проверить возможность пополнения маршрута на этих станциях вагонами, следующими на станцию его назначения Пополнение маршрута вагонами более близкого назначения при­ведет к его переработке по пути следования, что нежелательно. Поэтому в некоторых случаях для отправительских маршрутов устанавливают параллельные нормы массы, отличающиеся от норм массы остальных поездов.

Когда размеры и распыленность погрузки не позволяют фор­мировать целые маршруты, ее целесообразно по возможности сгу­щать, применяя календарное планирование по направлениям и назначениям для организации маршрутных групп и их дальней­шего объединения на определенных станциях. При групповой по грузке целесообразны отправительско-технические маршруты, обра­зуемые соединением погруженных групп вагонов с транзитными вагонами того же назначения, которые поступают в расформиро­вываемых поездах.

Наиболее просто при малых размерах погрузки распределить ее по назначениям на две группы: на одни назначения грузить в четные дни месяца, а на другие — в нечетные. Однако во многих случаях целесообразно разделить назначения не на две, а, напри­мер, на три или четыре группы. Можно организовать погрузку и так, чтобы первую половину суток грузить в одном направлении,

а вторую — в другом (опыт Ленинградского узла). Календарное расписание погрузки необходимо составлять так, чтобы в отдель­ные дни не было неравномерности грузопотоков по направлениям. Погрузка маршрутов и групп должна быть согласована с расписа­ниями определенных поездов. Ка­лендарное расписание погрузки составляют с учетом емкости фронтов погрузки и складских по­мещений, рода груза и других местных условий и согласовыва­ют с грузоотправителями. Ниже приведен пример разработки пла­на отправительской и ступенча­той маршрутизации перевозок.

Пример. Схема погрузочного участ­ ка Ж — А и других линий, примыкаю­ щих к узлу Д, с указанием расстояний, норм массы и составов поездов приведе­ на на рис. 19 5, план погрузки в вагонах Рис. 19 5. Схема железнодорожных за месяц для участка Ж — А, включая линий с указанием расстояний, норм узел А, в табл. 19 1. Требуется соста- массы и составов поездов вить план маршрутизации перевозок.

Примечание Знаменатель — количество вагонов, маршруты и маршрутные группы.

включаемых в ступенчатые

Решение. На основании плана погрузки, норм массы поездов и др. мож­но запланировать следующее количество отправительских маршрутов (в месяц):

со станции К — шесть по 65 вагонов (металлические изделия) назначением в Д (390 вагонов);

со станции Ж — 30 по 55 вагонов зерна назначением В и Д (1650 вагонов), а также 15 с разными грузами в В (825 вагонов); маршруты в Д пополняются до 4500 т на станции А.

В табл. 19.2 показаны вагоны, не включаемые в отправительские маршруты. Они подлежат организации в ступенчатые маршруты и маршрутные группы. Ступенчатые маршруты можно запланировать со станций, примыкающих к узлу Л, откуда они отправятся в любом направлении без перелома нормы массы поез­дов’

со станций И и К — назначением Д (15 маршрутов, или 975 вагонов в ме­сяц), со станции Ж — из грузов двух отправителей назначением Г (14 маршру­тов, или 770 вагонов)

Кроме того, можно организовать следующие маршрутные группы для объе­динения в узле А:

Таблица 19.3 План формирования отправительских иступенчатых маршрутов

Оцените статью
Мой маршрут