Через местные города проходит золотое кольцо европейского севера

Через местные города проходит золотое кольцо европейского севера Маршрут

🏠 Жилье в путешествии по Золотому кольцу

В среднем ночь в хостеле стоит от 500 , в отеле — от 1000 . Среди гостиниц попадаются и те, что сделаны под старину. Например, в Переславле отель «Сельдь Царский Посол» построен в стиле голландских домиков. Номер стоит от 2300  в сутки, на территории есть бесплатная парковка.

Ирганайское водохранилище в разное время года

Через местные города проходит золотое кольцо европейского севера

Горные пейзажи вдоль дороги к Ирганайскому водохранилищу прекрасны в любое время года. Но лучше посещать эти места с середины весны до середины осени. Зимой панорама может показаться бледной.

🍻 Сувениры из путешествия по Золотому кольцу

В городах Золотого кольца делают сувениры из глины и керамики, например колокольчики или брелоки. Из Ярославля везут фигурки медведей, из Костромы — сыр, из Суздаля — медовуху. В Переславле продают пряную селедку. Банка стоит 150 .

Экстренные службы
101 — пожарные и спасатели,
102 — полиция,
103 — скорая помощь.

Региональные телефоны доверия МЧС
+7 498 505-41-70 — Московская область,
+7 4922 39-99-99 — Владимирская область,
+7 4932 29-99-99 — Ивановская область,
+7 4942 49-36-93 — Костромская область,
+7 4852 79-09-01 — Ярославская область.

Мы ищем людей, которые путешествуют самостоятельно. Если вы организовывали отпуск по России, ближнему зарубежью, популярным курортам или более экзотическим местам — поделитесь с нами опытом.

ИнфраструктураПравить

Дорожная сеть в центральной части города имеет преимущественно прямоугольную сетку улиц, сформированную генеральным планом XVIII века. Основные городские магистрали в центре города сформировались в 1950—1980-е года, когда были расширены улицы: Мира, Чернышевского, Зосимовская, Ленинградская, Октябрьская, Герцена, проспект Победы. В остальных частях города главные улицы сформированы путепроводами через железную дорогу (улица Ленинградская, Пошехонское шоссе, улица Маршала Конева) и мостами через реки Вологда, Шограш, Содема и Золотуха (улицы Горького, Прокатова, Можайского, Петина). Общая протяжённость улиц и проездов Вологды составляет 254,6 км, из них с асфальтовым покрытием — 195,1 км, обеспеченных подземными водостоками — 150,7 км. Через реки и железные дороги построено 34 моста. Доля дорог, не отвечающих нормативным требованиям по качеству в 2008—2010 годах составила более 23 % в общей протяжённости.

Сортировочный парк станции Лоста

Городской общественный транспорт

Городской транспорт Вологды представлен системой автобусных и троллейбусных маршрутов. Оплата проезда осуществляется кондуктору или водителю. Стоимость проезда составляет 32 рубля наличными и от 30 до 32 рублей по банковской карте в автобусах и троллейбусах. Проезд в автобусах «ПАТП-1» и троллейбусах можно оплачивать специализированными электронными картами с фиксированным количеством поездок (15 или 30), а также с пополняемым балансом. Карты с пополняемым балансом дают право на бесплатную пересадку в течение 30 минут на автобусы «ПАТП-1» или троллейбусы.

Пригородные и междугородние автобусные маршруты отправляются с автовокзала «Вологда», расположенного рядом с железнодорожным вокзалом.

Прочие виды транспорта

Перевозки авиационным и речным транспортом практически не осуществляются, несмотря на наличие соответствующей инфраструктуры.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) Вологды представлено предприятиями, обеспечивающими работу инженерной инфраструктуры города: обслуживание жилищного фонда, теплоснабжение, водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, а также благоустройство территорий, и утилизация мусора. Финансирование ЖКХ составляет 1/3 всех расходов бюджета города, однако текущие потребности обеспечены только на 50 %. Вследствие дефицита бюджета плановые и предупредительные ремонтные работы заменяются аварийно-восстановительными.

Обслуживание жилищного фонда

Основным источником водоснабжения города является река Вологда. Во время летней и зимней межени уровень воды в реке недостаточен для обеспечения города водой, поэтому в качестве резервного источника используется в основном Кубенское озеро, но также есть возможность водозабора из реки Тошня. Русловой водозабор реки Вологда с плотиной для суточного регулирования уровня воды производительностью 150 тыс. м³/сут. расположен в районе деревни Михальцево. Потребности ряда предприятий в водоснабжении покрывают несколько скважин, расположенных в городе. Общая протяжённость водопроводной сети города составляет более 600 км, в том числе на балансе основного оператора водоснабжения — МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» 578 км. Используемые источники водоснабжения города не соответствуют допустимым нормативам по содержанию в воде органических соединений и железа.

Перед поступлением в магистральные и разводящие сети города вода подаётся на очистные сооружения. Очистные сооружения Вологды производительностью 128 тыс. м³/сут. расположены в районе улицы Клубова, на 1,5 км ниже слияния рек Вологды и Тошни. Износ сооружений по данным на 2010 год — 65 %. В 2010 году запущена станция ультрафиолетового обеззараживания (работает для двух блоков очистных сооружений из трёх). С 2009 года ведётся строительство нового, четвёртого блока очистных сооружений и станции ультрафиолетового обеззараживания воды (для третьего и четвёртого блока).

Здравоохранение и социальное обслуживание

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании ЖД-Билетов на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании квартир, отелей на Tvil.ru.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Популярные вопросы и ответы

1. Можно ли купаться в Ирганайском водохранилище?

Некоторые туристы заходят в воду, но из-за стремительного течения купаться в водохранилище нельзя. К тому же в воде много змей.

2. В Ирганайском водохранилище водится рыба?

Да, в водоеме водится озерная форель.

3. Какая площадь у Ирганайского водохранилища?

Площадь водохранилища — 18 км².

🚍 Транспорт в путешествии по Золотому кольцу

По городам Золотого кольца можно перемещаться на автобусах, троллейбусах и маршрутках. Проезд стоит от 25 .

Расписание городского транспорта можно смотреть на муниципальных сайтах: Ярославль, Кострома, , Ростов Великий, Иваново, Владимир.

Службы такси стандартные: «Гетт», «Яндекс-такси», «Максим». Стоимость поездки начинается от 100 .

ДостопримечательностиПравить

Кремлёвская площадь (Воскресенский собор, колокольня, Архиерейский собор и Софийский собор)

Вологда обладает интересным историко-архитектурным наследием. Исторический облик города сформировало гармоничное сочетание памятников каменного и деревянного зодчества. За исключением уничтоженных в советское время храмов и перестроенных площадей, историческая застройка центра города сохранилась сравнительно хорошо.

Среди исторических городов России Вологда занимает особое место по количеству и значимости памятников деревянного зодчества. В Вологде в дереве представлены все основные архитектурные стили конца XVIII — начала XX веков — от классицизма и ампира до модерна и рационализма, главные типы особняков — дворянские, купеческие и мещанские, большое количество доходных домов и деревянные советские общественные здания.

В 2010 году открылся Центр народных художественных промыслов и ремёсел «Резной Палисад», место где собираются вологодские мастера, проходят различные культурные мероприятия, а также расположена экспозиция вологодских ремёсел. Дом ремёсел расположен в исторической части города на улице Засодимского в здании постройки 1862 года.

Уничтожение культурного наследия

За годы советской власти Вологда утратила 16 памятников религиозной архитектуры, в том числе шесть церквей XVII века:

Интересные факты

Удобство туров по Золотому кольцу на теплоходе еще и в том, что, в большинстве случаев, вы можете начать путешествие в любом порту. Самые популярные точки старта для путешествий по Золотому кольцу на теплоходе — Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород. Завершаются круизы, как правило, в российской столице. Из каких городов Золотого кольца также можно отправиться в круиз?

Круизы из Ярославля

Речные круизы из Ярославля отправляются как по городам Золотого кольца, так и на более дальние направления. Самые популярные маршруты:

Цены на круизы из Ярославля по Волге и другим рекам стартуют от 6,5 тысяч рублей. По минимальной стоимости — круизы выходного дня по Ярославской области.

Через местные города проходит золотое кольцо европейского севера

Круизы из Углича

Речные круизы из Углича — это короткие водные прогулки до Мышкина, круизы выходного дня по Ярославской области и длительные поездки до Москвы и по Поволжью. Самые востребованные варианты круизов из Углича на теплоходе в летний период:

Из более продолжительных маршрутов популярностью пользуются круизы из Углича в Нижний Новгород, Казань и далее на юг Поволжья.

Круизы из Ростова Великого

Город Ростов Великий в Ярославской области находится в стороне от крупных речных путей. Расположенный на озере Неро исторический город славится своим Кремлем (он «играл роль» московского кремля в фильме «Иван Васильевич меняет профессию») и древними монастырями.

Сейчас единственный доступный вариант круиза из Ростова — водные прогулки по озеру Неро. Чтобы отправиться в круиз по Золотому кольцу из Ростова на теплоходе, нужно доехать на наземном транспорте до Ярославля, Углича или Мышкина.

Круизы из Переславля-Залесского

Переславль-Залесский — городок в Ярославской области, расположенный на Плещеевом озере. Он известен Спасо-Преображенским собором XII века и озером, на котором Петр I строил потешный флот. Сейчас по Плещееву озеру нельзя отправиться в полноценный круиз, но речные прогулки по водоему на лодке организуют местные жители.

Добравшись на автомобиле или автобусе до Ярославля или Углича, можно отправиться в круиз по городам Золотого кольца и ниже по Волге.

Круизы из Костромы

Речные круизы по Волге с отправлением из Костромы организуются в течение всего сезона навигации. Речным транспортом в города Золотого кольца из Костромы можно попасть в Ярославль и Ярославскую область (Углич с остановкой в Мышкине). Также популярны маршруты в Москву (через Ярославль, Рыбинск, Дубну), Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Пермь и Астрахань.

Круиз одного дня из Костромы — это поездка до городка Плёс в соседней Ивановской области. Поездка также может включать посещение городка Кинешма и автобусную экскурсию в Иваново — еще один город Золотого кольца.

Круизы из Владимирской области

В регионе нет крупного центра речного судоходства. Круизы из Владимира и Суздаля по Золотому кольцу не организуются, возможны лишь речные прогулки на несколько часов. Ближайшие крупные речные порты находятся в Ярославле и Нижнем Новгороде (около 2,5–3 часов езды на наземном транспорте).

Путешественники, планирующие отправится в круиз выходного дня на теплоходе по Золотому кольцу, обычно едут до Ярославля. Если в планах путешествие вниз по Волге — то точкой старта выбирается Нижний Новгород.

Круизы из Иваново

Речные круизы из Иваново в другие города не выполняются — город стоит на несудоходной реке. Отправиться в круиз по Золотому кольцу можно через Москву, Кострому или Плёс. Последние 2 варианта — наиболее близкие. Добраться до Костромы можно за 1,5 часа, до Плёса — за 1 час. Но из Москвы (дорога занимает от 2,5 часов) отправляется больше круизных судов, выбор программ намного обширнее.

Круизы из Санкт-Петербурга

Золотое кольцо на теплоходе можно посмотреть, отправившись в круиз из Северной столицы. Большинство круизных маршрутов из Санкт-Петербурга включают 1–2 города из Золотого кольца в ходе продолжительного путешествия (от 6–7 дней). Экскурсионные круизы могут следовать по следующим маршрутам:

Так как путешествие длится дольше, чем из Москвы, цена на теплоход по Золотому кольцу России из Санкт-Петербурга выше. Стоимость стартует от 50 тысяч рублей за самый короткий вариант путешествия.

Поспелихинский район

Поспелихинский район – хлеборобный. Большие урожаи зерна, собираемые в Алейской степи, являются главным богатством этой земли.

Здесь русская традиция встречи гостей с караваем на вышитом рушнике имеет особое значение. Но в любой местности у самых, казалось бы, обычных традиций есть свой колорит. Так, в селе с необычным названием Калмыцкие Мысы, что приютилось на берегу реки Локтевки неподалеку от ее впадения в Чарыш, вместе с хлебом и солью принято дарить связку вяленых чебаков. Это село образовано на столбовой дороге, связывающей рудники Колывани и Змеиногорска с плавильными заводами Барнаула и Павловска. Историческое название этой дороги – Змеиногорский тракт. Современный тракт обходит стороной Калмыцкие Мысы. Однако купеческие дома, сохранившиеся в центре села, а также память здешних жителей свидетельствуют о том, что некогда здесь проходили вереницы рудовозных подвод и почтовых возков, а также везли в Петербург и саму «Царицу ваз». Для перевозки из Колывани в Барнаул многотонной чаши была сделана специальная повозка, которую тянули несколько десятков лошадей.

По территории района проходит транзитный поток туристов на Горную Колывань, боровые соленые озера, в Казахстан. Район входит в брендовый маршрут «Большое Золотое кольцо Алтая».

Поспелихинский район расположен в юго-западной части Алтайского края, на южной окраине Алейской степи, в 212 км от краевого центра – г. Барнаула.

Район образован в 1924 г., его площадь составляет 2 423 кв. км, он граничит с Шипуновским, Новичихинским, Рубцовским, Змеиногорским, Курьинским районами. Административный центр – с. Поспелиха.

По территории проходит железная дорога, связывающая Турксиб с Казахстаном и странами Средней Азии; федеральная трасса Новосибирск – Семипалатинск. Население – 22 313 человек (2021 г.).

Рельеф. Поспелихинский район относится к лесостепной зоне Алтайского края.

Климат умеренный континентальный с жарким летом; среднемесячная температура июля – плюс 19,0ºС, января – минус 18,8ºС, годовое количество осадков – 400 мм.

Водные ресурсы. Гидрографическая сеть представлена многочисленными реками: Поперечная, Кизиха, Башмачиха, Землянуха, Локтевка, Клепечиха. По территории района протекают два притока Оби – Чарыш и Алей. В районе немало озер, наиболее крупные – Гусиное (соленое), Котляровское, Сидоршино. Питьевое водоснабжение осуществляется с помощью Чарышского водопровода.

Почвы – суглинисто-черноземные, солонцевато-подзолистые, песчаные.

Растительный мир. Лесостепные ландшафты с живописными березовыми колками, на юго-западе – степные пространства. Территория очень активно осваивалась в годы поднятия целинных и залежных земель, большие площади распаханы и заняты сельскохозяйственными культурами, много лесозащитных полос. Пойменная растительность в долинах Алея и Чарыша.

Животный мир. Фауна выражена в основном мелкими грызунами: сусликами, полевками; водятся зайцы, лисы, встречаются барсуки, косули и даже лоси. По берегам рек и озер живут ондатры и бобры. Всего насчитывается более 50 видов животных. В реках и озерах много рыбы. Наиболее распространенными являются щука, нельма, судак, линь, карась, хариус, окунь.

С момента образования Поспелихинский район находился в составе Рубцовского уезда Алтайской губернии. Административным центром была определена станция Поспелиха, имевшая более развитую экономику и железнодорожное сообщение с другими территориями. На момент образования Поспелихинского района население поселка составило 1112 человек (242 двора). С 1925 г. район относился к Рубцовскому округу Сибирского края, с 1930 г. – к Западно-Сибирскому краю, с 1937 г. – к Алтайскому краю.

В дореволюционный период на территории района крупных промышленных предприятий не было. Были мельницы, маслобойки, маслозаводы, пимокатни, мастерские по пошиву шуб и обуви, гончарные цехи.

На территории Поспелихинского района до 1917 г. было пять церквей, в них – богатая утварь. В с. Калмыцкие Мысы посреди села возвышался Покровский храм. Вот как его описывают архивные документы краеведческого музея: «Храм деревянный, из круглого леса разных пород, покрыт железом, снаружи обшит тесом, внутри оштукатурен. Колокольня в одной связи с главным храмом. Внутри храм разделен на три части: алтарь, средняя часть храма и притвор. В иконостасе было 68 икон, священных сосудов, крестов 28 предметов, из них 16 серебряных. В церкви было 124 книги религиозно-нравственного содержания. В церкви было шесть колоколов. Самый большой – Благовестный. Весил он 83 пуда, Полиелей – 40 пудов». Храм был построен на средства верующих. В с. Николаевском в 1898 г. была построена церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. В с. Клепичихе стояла Никольская церковь. Она относилась к Томской епархии. Это была православно-христианская церковь. В с. Красноярском церковь была построена в 1911 г. во имя Нерукотворного Спаса, и поэтому ее назвали Спасская. Церковь в с. Поспелихе построена в честь Архангела Михаила. Отсюда и название – Михайло-Архангельская.

В декабре 1917 г., как и в большинстве сел Алтайской губернии, в деревнях волостей были упразднены земства, ликвидированы другие органы прежней власти, образованы Советы крестьянских и солдатских депутатов. В годы гражданской войны сотни поспелихинцев вступили в партизанскую армию, руководил которой Е. М. Мамонтов. В селах Николаевке, Клепечихе, Красноярском были созданы партизанские отряды. Легендарный командир Петр Сухов со своим отрядом освобождал с. Красноярское. Уже в 1920 г. советская власть в районе была восстановлена.

В годы Великой Отечественной войны в Поспелихе размещался военный госпиталь, эвакуированный из г. Харькова, в с. Калмыцкие Мысы и Клепечихе – два детских дома из Днепропетровска и Ленинграда. В 1942 г. в район из блокадного Ленинграда была эвакуирована летняя спецшкола ВВС.

Административно-территориальное деление Поспелихинского района менялось несколько раз. В 1962 г. в стране была проведена масштабная перестройка органов партийного и государственного руководства народным хозяйством. В связи с этим в Алтайском крае произошло укрупнение и изменение подчиненности районов и городов. В 1963 г. в Поспелихинский район с центром р. п. Поспелиха вошли сельсоветы Краснощековского, Курьинского и Новичихинского районов. Численность населения составила 90 426 человек, насчитывалось 136 населенных пунктов и 30 сельсоветов. Однако в этом же году правительство признает неэффективность такого объединения. В качестве самостоятельных территориальных единиц были восстановлены Краснощековский (1964 г.), Курьинский (1965 г.) и Новичихинский (1966 г.) районы. В последующие годы административно-территориальное деление Поспелихинского района существенно не менялось.

Сельское хозяйство муниципального района представлено сельскохозяйственными коллективными предприятиями, крестьянско-фермерскими и личными подсобными хозяйствами. Ведущая роль в структуре растениеводства принадлежит зерновому производству. Осваивается выращивание новых культур, таких как чечевица, соя, кукуруза.

В районе работают: элеватор, макаронная фабрика, комбинат хлебопродуктов, Алтайская машиноиспытательная станция, маслосырзавод, кабельный завод. Организации социальной сферы: общеобразовательные школы, детские дошкольные учреждения, профтехучилище, медучреждения, клубы, библиотеки.

Двадцать лет назад визитной карточкой района был железобетонный завод. При содействии Министерства мелиорации и водного хозяйства в 1969 г. на ровном месте на окраине Поспелихи было начато его строительство, в 1976 г. подписаны документы на сдачу в эксплуатацию. Спрос на железобетонные изделия был огромный, но в 2003 г. предприятие прекратило свое существование.

В начале 1930-х гг. на станции Поспелиха было два предприятия, куда из окрестных районов поступал урожай сельхозкультур, – комбинат хлебопродуктов (мелькомбинат) и элеватор, за время своего существования много раз менявший название: заготзерно, хлебоприемный пункт. Деревянный элеватор на северной окраине Поспелихи был построен к 1928 г. Сегодня предприятие называется комбинат «Аврора» и находится в федеральном подчинении.

Поспелихинская макаронная фабрика – крупнейшая в Алтайском крае. Производство было запущено на территории комбината хлебопродуктов, приобретенного НПО «Алтан». Как известно, лучшие в мире макароны производят в Италии, там и были приобретены оборудование и технологический процесс. В первый же год производства три вида макарон марки «Granmulino» (переводится как «Большая мельница») получили экологические сертификаты, что позволило ставить на упаковке знак, означающий экологическую чистоту и безопасность продукта. В 2007 г. фабрика получила сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям международного стандарта.

Туризм. На территории района развит оздоровительный, познавательный, охотничий, рыболовный туризм; первый туристический слет состоялся в 1963 г. Основным видом соревнований была туристическая эстафета. С помощью компаса по азимуту участники искали клад, делали топографическую съемку местности, рисовали стенгазету. В 1989 г. был открыт Поспелихинский районный краеведческий музей, многие экспонаты которого собраны школьниками во время туристических слетов. Традиция проведения слетов продолжается и по сей день.

Село Поспелиха – административный центр района.

В 1913 г. началось строительство Алтайской железной дороги от Новониколаевска (ныне – Новосибирск) до Семипалатинска. 3 ноября 1915 г. состоялось открытие 17 железнодорожных станций, одной из которых была «железнодорожная станция Поспелиха Алтайской железной дороги четвертого участка пути». Название свое вновь образованная станция позаимствовала от расположившегося неподалеку большого волостного села Поспелихи.

В 1916 г. на станции построили здание вокзала. Этот год официально считается годом образования села.

Документы Всероссийской переписи 1917 г. по железнодорожной станции Поспелиха говорят о том, что уже в этом году на станции имелись: пассажирское помещение, контора телеграфа, дежурная, машинное отделение водокачки, пакгауз товарного двора, общежитие или барак для рабочих, водонапорная башня и водогрейка. В строениях размещались квартиры, где проживали первые жители станции.

В 1924 г. в результате районо-волостного деления Алтайской губернии был организован Поспелихинский район. Село Поспелиха («селуха») как волостное село утратило свой статус. Было много споров и суждений, но наличие железной дороги оказало решающую роль, и железнодорожная станция Поспелиха стала районным центром. При станции образовываются предприятия: маслозавод (1927 г.), мельница «Мельтреста» (1927 г.), заготзерно (1928 г.), артель инвалидов 17 партсъезда (1928 г.), артель «Строитель» (1929 г.), Поспелихинская районная больница (1927 г.).

В 1958 г. станция Поспелиха была переименована в рабочий поселок, в 1992 г. – в село Поспелиха.

Название – Красноярка, видимо, сложилось из особенностей местности, где расположилось село. Красные, из-за особого цвета глины, высокие берега реки Алей и обрыв, который в Сибири называют «яром». Основанное в 1749 г., село быстро росло. В 1781 г. в нем было 513 хозяйств, население – 2 889 человек. Первые переселенцы были из Курской, Томской, Пензенской, Воронежской, Тамбовской, Вологодской, Харьковской губерний. По национальному составу: великороссы, малороссы, украинцы. Старожилы: Друговы, Дурневы, Копыловы, Коротковы, Красновы, Кузьмичёвы, Ульяновы, Михайловы и др. С 1824 г. село относилось к Колыванской волости, а с 1893 г. – к Ново-Алейской волости Томской губернии Бийского округа, насчитывало 175 дворов с населением в 1143 человек.

До революции в селе имелись: церковь, волостное правление, сельское министерское училище, школа Министерства внутренних дел, фельдшерский (волостной) пункт, торговые лавки, хлебозапасный магазин, пять водяных мельниц и одна ветряная, три кузницы, казенная винная лавка, артельный маслодельный завод, ветеринарный фельдшер, с 1 по 8 ноября проходила ежегодная сельская ярмарка.

По учету населения в 1924 г. в с. Красноярском было 650 дворов, 3 303 человека. В 1929 г. в селе организовали две коммуны – «Новый землероб» и «Новый мир».

В коммуне «Новый землероб» общая численность населения составляла 378 человек, неграмотных – 38, членов ВКП(б) – 7, членов ВЛКСМ – 18. Для работы имели: плугов конных – 20, сеялок рядовых – 9, сенокосилок – 16, лобогреек – 5, сноповязалка – 1, молотилок механических – 2, рабочего скота – 96 голов, коров – 433, всего голов – 587. Земли имелось 726 га, зерновые занимали 572 га.

Коммуна «Новый мир» была образована 12 мая 1929 г. В нее вступили бедняцких семей – 44, середняцких – 19, батрацких – 30; одна кулацкая семья исключена из состава. Имелись орудия труда: плугов конных – 6, сеялок рядовых – 5, лобогреек – 10, молотилок – 2, рабочего скота – 70, коров – 496, всего земли – 727 га, зерновые занимали 532 га.

Поселок Новый мир

12 мая 1929 г. была образована сельхозартель «Новый мир», насчитывающая 45 дворов с населением 156 человек. Статус поселка с одноименным названием этот населенный пункт получил в 1939 г. В поселке было 3-е отделение совхоза «Красноярский» – самое большое в хозяйстве по площади пашни. В первой половине 1970-х гг. на ферме по откорму крупного рогатого скота содержалось более 200 голов молодняка. Общественная отара насчитывала порядка 1000 овец.

Главная достопримечательность поселка – сравнительно новый красивый мост.

Село Калмыцкие Мысы

Основано в 1820 г., относилось к Колыванской волости с населением 83 человека мужских душ. Первые поселенцы прибыли из Курской, Воронежской, Черниговской, Самарской, Тамбовской, Семипалатинской, Киевской, Полтавской губерний. По национальному составу: великороссы, русские, украинцы, киргизы. С 1858 по 1882 гг. село относилось к Чарышской волости с населением 90 человек мужских душ, 76 дворов. Старожилы села: Бельковы, Адовы, Асташевы, Баскаковы, Белоусовы и др. С 1917 г. село стало волостным центром Калмыцко-Мысовской волости Змеиногорского уезда Томской губернии, здесь имелось 606 домохозяйств.

До революции в селе были маслодельный завод, три маслобойных завода, три водяные мельницы, семь кузниц, пошивочная артель, сапожная мастерская, рыбацкие артели, питейные заведения купца Жаринцева. С 1905 г. развивалось пчеловодство.

На сегодняшний день в селе 11 улиц. Расположено оно по обоим берегам реки и соединено мостом. Действуют магазины, больницы, сельский Дом культуры, средняя школа, пекарня, отделения связи и Сбербанка. Калмыцкие Мысы является самым телефонизированным селом в районе.

Село Клепечиха (д. Такмушкина)

Образовано в 1857 г. Относилось к Ново-Алейской волости Змеиногорского уезда Томской губернии с населением в 1893 г. – 268 чел. С 1899 г. именуется село Клепечихинское, с 1906 г. – село Клепечиха. Переселенцы прибыли из Полтавской, Харьковской, Черниговской, Тамбовской, Тобольской, Оренбургской, Томской, Симбирской, Са­ратовской, Киевской, Курской, Семипалатинской губерний.

Старожилы села: Золотарёвы, Исаковы, Нижник, Корженко, Руденко, Молодых, Плешковы, Поломошновы, Пеньковы, Деевы, Кормины.

По национальному составу: русские, украинцы. В 1911 г. в селе находилось церковно-приходское училище, училище Министерства внутренних дел, две торговые лавки, девять ветряных мельниц, две кузницы, хлебозапасный магазин. Проводились две ежегодных сельских ярмарки: со Святой Троицы в течение 7 дней и вторая с 14 по 22 сентября.

С 1920 г. село относится к Поспелихинской волости Змеиногорского уезда Алтайской губернии. С 1922 г. населённый пункт территориально относился к Рубцовскому уезду Алтайской губернии. С 1925 г. – к Рубцовскому округу Сибирского края. В 1926 г. населения насчитывалось 3425 человек.

Николаевка – старинное село, образованное в 1887 г. из переселенцев Полтавской, Харьковской, Черниговской губерний. Оно и названо переселенцами из Харьковской губернии в честь села, где они когда-то жили. Новых обитателей привлекала река Поперечная. Она была очень чиста и богата рыбой.

В 1891 г. насчитывалось 1300 дворов. Было две улицы. В 1898 г. одновременно с началом строительства церкви была открыта церковно-приходская школа. Она находилась напротив церкви. После установления советской власти большевики закрыли в селе церковь, а в здании школы была открыта начальная школа для всех ребятишек села.

Ботенево, Воронцовка, Воструха, Исток, Курганский, Кизиха, Кулешовский, Красный Октябрь, Красный Алтай, Леневский, Новый Землероб, Озерки, Путь Пахаря, Первомайский, Покровский, Поспелиха, Ракиты, Рубцовка, Солоновка, Соколовка, Совхозный, Угловский, Целинный.

Известны археологические памятники – курганы, курганные группы, стоянки древнего человека в окрестностях с. Калмыцкие Мысы, а также пос. Вавилонский и Поспелихинский. Вблизи с. Калмыцкие Мысы проходила рудовозная дорога, имевшая название Змеиногорский тракт, по которому возили руду из горной Колывани в Барнаул на сереброплавильный завод. Около села на пересечении современного Змеиногорского тракта установлен памятный знак из черного габбро (звонаря). В с. Калмыцкие Мысы интересные памятники архитектуры – торговые купеческие дома из красного кирпича XIX в.

Мельница у реки Алей – самое старое здание в с. Поспелихе. Это довольно внушительное деревянное сооружение высотой 18 метров, сложенное «в лапу» из бревен без единого гвоздя. Ее построили купцы из разных сел, которые находились рядом, и жители мололи здесь муку. Внутри мельницы до настоящего времени сохранились старинные механизмы и приспособления для размола пшеницы. В 1930-1940-е гг. мельница принадлежала Рубцовскому управлению сельхозпромышленности, потом была передана мелькомбинату, в 1992 г. перешла в частные руки. В 2002 г. мельница закрылась.

Водонапорная башня – монументальное сооружение оригинальной архитектуры, построенное в начале XX в., сохранилось до наших дней. Поначалу вода в башню подавалась по трехкилометровому водопроводу от паровой насосной станции на берегу Алея и предназначалась исключительно для дозаправки паровых котлов. Со временем была пробурена глубинная скважина, и воду стали использовать для бытовых нужд. В начале 1970-х гг. со станции Поспелиха убрали последний маневренный паровоз, но башня еще более десятка лет обеспечивала водой близлежащую округу. Окончательно ее закрыли в 1983 г. — как только заработал Чарышский водопровод.

В 1990-х гг. в с. Поспелихе было решено открыть храм. Назван он был Никольским храмом. Община верующих зарегистрирована в 1991 г. Некоторое время службы совершались в старом здании, пока велось строительство нового храма. В 1995 г. было разобрано старое здание, и с 1996 г. службы совершались в незаконченном новом. В 1997 г. строительство завершилось. Старых икон в храме практически нет. Росписью и резьбой иконостаса занимался Николай Петрович Головчан – местный художник. 11 января 1998 г. произошло освящение храма. Все строительство велось на пожертвования верующих и помощь организаций.

Поспелихинский краеведческий музей создавался на общественных началах, идея его открытия принадлежит РК КПСС. В 1983 г. в центре с. Поспелихи специально для музея было построено одноэтажное каменное здание красивой архитектуры, открытие состоялось 19 апреля 1985 г. Основными посетителями музея являются школьники. Именно ими был собран богатый материал для создания экспозиции. Сегодня музей обладает интересным фондовым собранием. Наиболее выразительно в экспозиции представлен мир алтайской деревни конца XIX – начала XX вв.: традиционная крестьянская одежда, женское рукоделие, домашняя утварь. Большой интерес вызывает коллекция по истории гражданской и Великой Отечественной войн, включающая подлинные документы, фотографии, оружие, награды, бытовые предметы. Раздел «Природа» знакомит с животным миром, древней природой, полезными ископаемыми, а раздел «Археология» представляет древние памятники истории: фрагменты керамики XV-XVII вв., камни со следами ручной обработки, монеты из клада. В художественном разделе основу экспозиции составляют подлинные картины московских, алтайских, поспелихинских художников.

Иван Иванович Гончаров (1925–1972) – советский военнослужащий, участник Великой Отечественной войны, полный кавалер ордена Славы, командир пулеметного отделения 1-го мотострелкового батальона 35-й гвардейской механизированной бригады, сержант – на момент представления к награждению орденом Славы 1-й степени. Родился в с. Николаевке Поспелихинского района в семье крестьянина. После окончания семилетки работал кузнецом в колхозе. В Красную армию был призван в 1943 г., после обучения на командира пулемётного отделения в марте 1944 г. рядовым был отправлен на фронт. В 1952 г. И. И. Гончаров в звании старшины был демобилизован. Жил в Поспелихе, работал начальником районного штаба гражданской обороны. В Поспелихе в 1975 г. его именем названа одна из улиц, установлен бюст. Его имя увековечено на Мемориале Славы в г. Барнауле.

Иван Лазаревич Кузнецов (1913–1991) – майор Советской армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1943). Родился в с. Закрутое (ныне – Куйбышевский район Калужской области). Окончил среднюю школу и курсы учителей в Алтайском крае. В 1935 г. был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную армию. В 1938 г. окончил Томское артиллерийское училище. С ноября 1941 г. – на фронтах Великой Отечественной войны. Принимал участие в боях на Западном, Закавказском и Северо-Кавказском фронтах. В боях два раза был тяжело ранен. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 апреля 1943 г. за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Был также награжден орденом Отечественной войны 1-й степени и тремя орденами Красной Звезды, рядом медалей. После окончания войны продолжал службу во внутренних войсках. В 1955 г. в звании майора был уволен в запас. Проживал в Куйбышеве, работал инженером завода «Электрощит». Скончался 14 ноября 1991 г., похоронен в Самаре.

Михаил Степанович Зубарев (1920–1940) – младший лейтенант Рабоче-крестьянской Красной армии, участник советско-финской войны, Герой Советского Союза (1940). Родился в с. Ступино. В детском возрасте с семьей переехал в с. Поспелиху, а в 1931 г. – в Алма-Ату. Окончил среднюю школу. В 1938 г. был призван на службу в армию. В декабре 1939 г. окончил Ленинградское пехотное училище. Участвовал в советско-финской войне, будучи командиром взвода 554-го стрелкового полка 138-й стрелковой дивизии 7-й армии Северо-Западного фронта. 8-9 февраля 1940 г. Зубарев участвовал в боях под Выборгом (ныне – Ленинградская область). Когда под финским огнем бойцы батальона оказались прижаты к земле, Зубарев во главе блокирующей группы уничтожил огневые точки противника и блокировал дот. В том бою М. С. Зубарев погиб. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 г. «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом отвагу и геройство» младший лейтенант Михаил Зубарев посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Похоронен в братской могиле № 1 на 48-м километре Средне-Выборгского шоссе урочище Солдатское, п. Каменка.

Геннадий Васильевич Ледях (1928–2020) – артист балета, балетмейстер и педагог, руководитель московской Школы классического танца Геннадия Ледяха. Заслуженный артист РСФСР (1964). Родился в с. Калмыцкие Мысы Поспелихинского района. С 1945 г. учился в балетной студии и одновременно выступал на сцене Новосибирского театра оперы и балета. С 1948 г. учился в Московском хореографическом училище (педагог – Асаф Мессерер). После окончания училища в 1951 г. был принят в балетную труппу Большого театра, где танцевал по 1968 г. Танцевал с такими артистками как Ольга Лепешинская, Софья Головкина, Ирина Тихомирнова, Раиса Стручкова, Марина Кондратьева, Екатерина Максимова, Нина Тимофеева. Исполняя классические и современные хореографические номера, участвовал в гастрольных поездках труппы, выступив в 32-х странах.

Виктор Федорович Галазин (1947–2004) – один из создателей навигационной системы спутников ГЛОНАСС, заслуженный работник геодезии и картографии, кандидат технических наук, лауреат государственной премии, профессор Академии военных наук РФ, полковник. Родился в семье тракториста в с. Поспелихе. Окончил Новосибирский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии. В 1970 г. был призван в ряды Вооруженных Сил и направлен в Топографическую службу ВС СССР. С 1976 г. служил в научно-исследовательском институте Министерства обороны. В 1980 г. защитил кандидатскую диссертацию. За успехи по службе В. Ф. Галазин награжден медалями, удостоен звания «Заслуженный работник геодезии и картографии». В. Ф. Галазиным опубликовано более 100 научных работ, в том числе и в зарубежных изданиях. Виктор Федорович – лауреат Государственной премии Российской Федерации 1999 г. в области науки и техники за работу «Система геодезических параметров Земли для обороны страны и гражданского пользования». В Поспелихинском краеведческом музее В. Ф. Галазину посвящен стенд «От родного крыльца до космических далей», его имя – и на мемориальной доске в средней школе № 1, где он учился. (Подробнее)

Тишкин, А. А. Обследование археологических памятников в Поспелихинском районе / А. А. Тишкин, Е. В. Григорьев // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края : материалы науч.-практ. конф. – Барнаул, 1995. – С. 199–203 : ил. (Изучение памятников археологии Алтайского края; вып. 5, ч. 2).

Золотарева, Ю. Церкви Поспелихинского района // Краеведческие записки. – Рубцовск, 2000. Вып. 2. – С. 161–164.

Поспелихинский район // Алтайский край на пороге третьего тысячелетия : справ.-атлас. – Барнаул, 2001. – С. 185–188.

Поспелихинский район // Ленточные боры и соленые озера. – Барнаул, 2004. – С. 34–35.

Безмолвные свидетели истории // Новый путь. – Поспелиха, 2006. – 24 июня : ил.

О памятниках истории с. Поспелиха: железнодорожный вокзал, водонапорная башня, мельница, здание районной администрации, комбинат хлебопродуктов. Номер газеты посвящен 90-летию села.

Поспелихинский район // Алтайская трапеза. Вкусные и полезные рецепты от жителей Алтайского края / под общ. ред. А. Н. Лукьянова. – Барнаул, 2013. – С. 172–175.

Аникин, П. И. Памятный знак «Демидовская рудовозная дорога» на Змеиногорском тракте // Туристская энциклопедия регионов России. – Барнаул : Красный угол, 2017. – Т. 1: Алтайский край. – С. 389–390.

Харламов, С. В. Поспелихинский район / С. В. Харламов, Н. Ф. Харламова // Туристская энциклопедия регионов России. – Барнаул, 2017. Т. 1: Алтайский край. – С. 414–415.

Поспелихинский район: история и современность. – Поспелиха, 2018. – 331 с.

Район – гигант и наоборот / подгот. Т. Кузьмина // Новый путь. – 2018. – 13 сент. – С. 5–8.

Из истории административно-территориального деления Поспелихинского района.

Кулешов, В. Главное – это репутация // Алтайская правда. – 2018. – 23 нояб. (№ 220). – С. 2 : фот. цв.

О работе предприятия «Алтайкабель» (Поспелихинский район).

Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В. Я. Шишкова.

Поспелихинский район // Булыгин Ю. С. Список населенных пунктов Алтайского края. – Барнаул, 2000. – С. 130–132. На правах рукописи.

Интересные места Костромы

Через местные города проходит золотое кольцо европейского севера

34 туристa были здесь

18 туристов было здесь

30 туристов было здесь

29 туристов было здесь

28 туристов было здесь

12 туристов было здесь

Оцените статью
Мой маршрут