Индивидуальный образовательный маршрут для детей зпр в образовательной школе

Согласовано:                                                    Утверждено

Протокол ППк ГБДОУ                                                Заведующий ГБДОУ

№____ от________                                                       детский сад №______

Индивидуальный маршрут сопровождения воспитанника

ГБДОУ детский сад № ____    ____________ района Санкт-Петербурга

Структурное подразделение «____________»

2. Психолого – педагогическое сопровождение.

3.Содержание индивидуальной коррекционно – развивающей работы.

Согласовано:        ________________            Зам. зав. по УВР _____________

Ознакомлен: _________   /___________/  Родитель (Законный представитель)

Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ, как часть АОП ДО.

учитель – дефектолог-логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида№49» Плеханова Валентина Сергеевна.

Индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ – на сегодняшний день актуальная проблема на современном этапе образования

Индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ осуществляется путем разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута развития ребенка.

Что же это такое? Применительно к дошкольному образованию четкого определения нет.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учёными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, как система конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, специалистов образовательного учреждения, родителей в процессе развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Я бы хотела поделиться опытом работы по составлению ИОМ для детей с ОВЗ, который является в свою очередь частью АОП ДОО.

В нашем дошкольном учреждении функционирую две группы компенсирующей направленности для детей с ДЦП. Но хочется отметить, что дети к нам в группу попадают по первичному двигательному нарушению, а все остальные нарушения являются вторичными. Это могут быть с сохранным интеллектом, с ЗПР, как правило, это дети с ТНР, ну за два года в нашем полку прибыли ещё и дети с интеллектуальной недостаточностью тяжёлой и лёгкой степенью.

Многие говорят, как с такими детьми вы работаете, то я всегда отвечаю, что работать то с ними не проблема, проблема состоит в документальном оформлении. Ведь на каждое нарушение требуется своя рабочая программа, совершенно разные диагностические методики и тд

Вот на примере самых сложных детей, т.е с нарушением интеллекта я и хотела бы остановиться.

Для детей с ДЦП, была разработана АОП, обязательная часть, которая реализуется в соответствии с разделом «Коррекционная и инклюзивная педагогика» основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой, а также «Программа коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ОНР» под редакцией Н.В Нищевой.

Очевидно, что дети с УО не в силах освоить АОП для детей с ДЦП, поэтому для таких детей была создана АОП для детей с ДЦП имеющих интеллектуальную недостаточность, разработанная на основе комплексной программы «Диагностика-развитие-коррекция: программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью»

Учитывая особенности развития каждого ребенка мы должны говорить об индивидуальном взаимодействии с каждым воспитанником. В целях усвоения программы для каждого из детей был разработан индивидуальный маршрут, целью которого является помощь в освоение АОП ДО для детей с ИН с учётом особенностей и образовательных потребностей воспитанник

В индивидуальном образовательном маршруте определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специфические психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы.

При разработке индивидуального образовательного маршрута специалисты, педагоги руководствуются рядом принципов:

Алгоритм психолого-педагогического сопровождения ребенка в ДОУ

Наблюдение за детьми, беседы с ними, изучение сведений о родителях (законных представителях) беседа с ними, анкетирование; анализ ситуации социального окружения ребенка; изучение данных о развитии ребенка из медицинских карт; анализ протоколов ПМПК.

Диагностика психического развития, выявление индивидуально-психологических особенностей; диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей в обучении; определение зоны ближайшего развития.

Разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем.

Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута.

Заключительный этап- Рефлексивный этап. Итоговая диагностика.

Компоненты образовательного маршрута:

Универсального рецепта создания ИОМ для дошкольника в настоящий момент нет. Специалисты каждого детского сада разрабатывают свой вариант ИОМ, учитывая имеющиеся у них условия, контингент детей и т.д

Евгения Сюткина
Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития для детей с ЗПР

Логопедическое заключение: ОНР III уровня, ЗПР

п/п Основные направления логокоррекционной работы Виды занятий

1 Развитие артикуляционной моторики:

— артикуляционные упражнения;

— самомассаж языка, губ

— Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние передние зубы;

— Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность;

— Учить спокойно, открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

— Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ.

— Развивать мышечную силу и подвижность губ.

— Отрабатывать движения языка вниз, развивая его подвижность.

— Способствовать растяжке подъязычной связки.

— Развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щёк.

— Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений.

— Расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами). Учить удерживать язык распластанным, широким.

— Способствовать расслаблению мышц языка, усилению кровоснабжения мышц языка.

— Вырабатывать умение дуть по середине языка, спокойно лежащего на нижней губе.

— Учить попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка. Индивидуальные

2 Формирование правильного звукопроизношения:

ч, щ ш, ж л, ль Индивидуальные

3 Развитие фонематических процессов

— Дифференциация неречевых звуков.

— Формирование умения воспроизводить слоговые ряды.

— Формирование умения подбирать слова на заданный звук.

— Формирование умения выделять слова из предложения.

— Формирование умения узнавания и различения слов, близких по звуковому составу.

-Формирование умения различать слоги со сходными звуками.

— Формирование умения опознавать заданный звук в текстах, предложениях, словах, слогах, изолированно.

— Закрепление навыка определения позиции звука в слове.

— Закрепление навыка выделения первого звука в слове.

— Закрепление навыка определения последнего звука в слове.

— Закрепление навыка определения последовательности и количества звуков в слове.

— Закрепление навыка подбора слов на заданное количество звуков.

— Закрепление навыка подбора слов на заданное количество слогов.

— Формирование умения выделять предложения из текста.

— Формирование умения выделять слова из предложения. Индивидуальные, групповые

4 Уточнение, обогащение словаря по темам:

— человек, части тела

— одежда, обувь, головные уборы

— продукты питания

— мой город

— дом, мебель

— животные (дикие, домашние, севера и жарких стран)

— детеныши животных и птиц

— птицы (перелетные, зимующие, домашние)

— транспорт, правила дорожного движения

— времена года

— Формирование глагольного словаря: активное усвоение инфинитива,

вопросительного и повелительного наклонения глаголов.

— Введение в речь прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов.

— Обогащение активного словаря наречиями, обозначающими местонахождение (там, тут, вот, здесь, количество (мало, много, ничего, оценку действия (хорошо, плохо, громко, тихо, ощущения (тепло, холодно, вкусно и т. д.).

— Обучение подбору слов-синонимов, антонимов, родственных слов.

— Уточнение слов, обозначающих временные понятия (части суток, дни недели, времена года)

— Совершенствовать умение подбирать и употреблять в речи слова-синонимы, антонимы. Групповые

5 Работа над слоговой структурой

— Работа по нормализации ритмической стороны речи на материале неречевых звуков (воспроизведение ритмов)

— Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слова

— Работа над двухсложными словами без стечения согласных

— Работа над трёхсложными словами без стечения согласных

— Повторение за взрослым и заучивание чистоговорок

— Формирование умения произносить 3-4х сложные слова со стечением согласных сопряжено, отраженно и самостоятельно по предметным картинкам.

— Упражнения в произношении слов сложной слоговой структуры в составе словосочетаний и предложений Индивидуальные

6 Совершенствование грамматического строя речи:

— развитие понимания устной речи

— употребление имен существительных в косвенных падежах единственного числа;

— согласование имен числительных с именами существительными;

— согласование сущ с прилагательными в роде, числе и падеже.

— образование относительных и притяжательных прилагательных

— согласование сущ с притяжательными местоимениями

— образование сущ во множественном числе

— образование антонимов

— образование уменьшительно-ласкательных форм

— практическое усвоение образования глаголов с помощью

приставок (приставочные глаголы)

— изменение форм глагола

— употребление в речи предлогов

-распространение предложений путем введения однородных членов

— употребление в речи несклоняемых существительных Индивидуальные, групповые

7 Развитие связной речи :

— Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.

— Формирование навыка составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по серии сюжетных картин, по сюжетной картине, по моделям, схемам

— Закрепление навыка построения предложений из 3-4 слов.

— закрепление навыка составления короткого рассказа по картине, серии сюжетных картин, рассказов –описаний, пересказов Групповые, индивидуальные

8 Совершенствование психологической базы речи:

— расширение объема зрительной и слуховой памяти;

— развитие вербального мышления

— развитие логического мышления

— Игры и упражнения на совершенствования словесно-логического мышления «Четвёртый лишний» (по лексическим темам)

— Игры и упражнения на развитие зрительного внимания «Что изменилось?»

— Игры и упражнения на совершенствование зрительного восприятия «На что похоже?», серия «зашумлённых» картинок Групповые, индивидуальные

9 Развитие мелкой моторики.

— Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить и удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений).

— Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно воспроизводить серию движений).

— Динамические упражнения с функциональными нагрузками в движениях, выполняемых последовательно.

— Совершенствовать динамическую и статическую организацию движений. (пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж, шнуровка, работа с мозаикой и конструктором, обводка и штриховка фигур и т. д.).

— Формирование графо-моторных навыков.

— Формирование различного вида захвата.

Знания, умения и навыки, полученные ребенком на индивидуальных логопедических занятиях, закрепляются воспитателями, профильными специалистами и родителями.

Библиографическое описание

Первым воспитателем, использовавшим индивидуальный образовательный маршрут, была Мэри Поппинс, ее воспитанники получали все необходимые знания через те занятия, которые им нравились.

Учитывая сегодняшние изменения в образовании, воспитатель не учит, а привить воспитанникам способность и желание самим добывать знания. То есть они должны сами стремиться к самообразованию, не бояться пробовать свои силы в разных отраслях учебной деятельности. Чтобы потом они смогли самостоятельно ориентироваться в большом и огромном мире, добывать нужную информацию. Прививая данное стремление, мы сможем воспитать гармоничную личность, способную адаптироваться в современном обществе.

Система дошкольного образования включает в себя процессы воспитания, обучения и развития детей. Для этого и разработан федеральный государственный стандарт, рабочие и парциальные программы.

Отсюда появляется необходимость в индивидуальной работе с такими детьми и разработка индивидуальных образовательных маршрутов.

Индивидуальный образовательный маршрут- это целенаправленно дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.

В индивидуальном образовательном маршруте, так же как в любой образовательной программе четко прописаны цели и задачи, проще говоря- чему должен научиться ребенок, за определенный промежуток времени.

Но, если образовательная программа составляется для всех детей, посещающих образовательное учреждение, учитывая их возрастные особенности, то индивидуальный маршрут разрабатывается для конкретного ребенка.

Для прохождения индивидуального образовательного маршрута могут быть привлечены несколько педагогов, состав определяется в зависимости от проблемы требующей коррекции. В реализации одного маршрута могут быть задействованы: воспитатель, методист, педагог- психолог, учитель- логопед и другие специалисты.

Среди педагогов, работающих над разработкой и реализацией индивидуального маршрута, происходит взаимообучение, обмен педагогическим опытом и научно- методическими разработками.

При разработке индивидуального маршрута учитывается не только возраст, но и индивидуальные особенности и способности. В первую очередь образовательный маршрут опирается на преимущества, имеющиеся у данного ребенка и максимально нацелен, на компенсацию (устранение недостатков).

Индивидуальный маршрут предлагает виды деятельности, которые помогают преодолеть сложности в воспитании, обучении или же социализации на разных ступенях образовательного процесса или, наоборот, маршрут, помогающий расширить и углубить знания и навыки. Для успешной реализации индивидуального маршрута необходимо разделить каждый этап на шаги или отдельные подпункты, делается это для того, чтобы упорядочить алгоритм действий педагога, в процесс проведения коррекционной работы. Выполнять работу по каждому этапу лучше в среднем темпе. Главное- не скорость, а положительная динамика в прохождении маршрута.

Перед началом работы с ребенком проводится следующая работа с родителями: предоставляется информация о содержании и эффективности коррекционно-развивающей работы, проводятся индивидуальные консультации, составляются рекомендации.

Работа по индивидуальному образовательному маршруту проводится только с согласия родителей или законных представителей ребенка.

Для исключения воздействия негативных факторов родителям ребенка даются рекомендации по организации режима дня ребенка, развивающей среды, в которой он находится дома и дополнительной методической литературе, которой родители могут воспользоваться. Педагог, в свою очередь уделяет особое внимание ребенку, во время его нахождения в дошкольном образовательном учреждении: поведение в детском коллективе, общение со сверстниками. При необходимости проводит дополнительную индивидуальную и групповую работу, в которой уделяет особое внимание слабым и сильным сторонам ребенка.

В процессе реализации индивидуального маршрута, в него могут вноситься определенные корректировки, в зависимости от эффективности проводимых мероприятий и валидности применяемых методик.

В конце образовательного маршрута подводится итог и определяются результаты. Наиболее распространенные формы предоставления результатов: портфолио, педагогический проект, отчет о ходе и результатах проведенных мероприятий, мастер-класс, результаты диагностик.

Всесторонне развитый педагог, постоянно повышающий уровень самообразования, повышающий квалификацию- залог качества воспитательного и образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Основные термины (генерируются автоматически): индивидуальный маршрут, индивидуальный образовательный маршрут, образовательная программа, образовательный маршрут, образовательный процесс, ребенок, дошкольное образование, дошкольное образовательное учреждение, особое внимание, положительная динамика.

Использование при реализации образовательных программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

При реализации образовательных программ в МБДОУ «Детский сад № 40 комбинированного вида» используются информационно-коммуникационные технологии, технические средства, а также информационно-телекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу информации, взаимодействие воспитанников и педагогических работников, элементы электронного обучения.

В каждой группе организовано родительское соощество  в контакте,  где родители  воспитанников могут получить разнообразную  информацию: об образовательной программе, режиме дня, графике работы, меню и т.д. Для родителей организованы чаты в мессенджере WhatsApp где каждый родитель может в любое время задать вопрос сотруднику ДОУ и получить оперативный ответ.

Педагоги имеют возможность проходить дистанционное обучение с целью повышения квалификации.  Участвовуют в международных, всероссийских, региональных конкурсах, семинарах; публикуются в периодических изданиях, сборниках научно-прктических конференций, на образовательных сайтах.

Дети  ( в том числе дети с ОВЗ) активно участвуют в региональных и всероссийских конкурсах, в том числе дистанционных.  Воспитанники ДОУ старше 3-х лет,  в том числе инвалиды и лица с ограниченными возможностями, имеют доступ к электронным образовательным ресурсам (интерактивная доска, электронные презентации, развивающие компьютерные игры, мультфильмы, аудиосказки), без доступа к сети Интернет.

Описание образовательной программы

Основной уставной деятельностью ДОУ является реализация  образовательной программы дошкольного образования.

Приоритетное направление работы ДОУ социально-личностное развитие ребёнка дошкольного возраста.

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:

• активная жизненная позиция;

• творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;

• уважение к традиционным ценностям;

Образовательная программа дошкольного образования разработана в соответствии с нормативными документами:

Свидетельство о государственной аккредитации образовательной программы отсутствует на основании действующего законодательства.

Основная образовательная программа дошкольного образования

Краткая презентация основной образовательной программы дошкольного образования

Приложение 1 Диагностические карты.

Приложение 2 Социально-коммуникативное развитие.

Приложение 3 Реализация содержания в образовательных областях с учетом используемых вариативных программ к ООП ДО.

Приложение 3.1 Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательных областей.

Приложение 3.2 Технологии, используемые при организации образовательного процесса.

Приложение 4 Календарь тематических недель в ДОУ.

Приложение 4.1 Комплексно-тематическое планирование по возрастным группам.

Приложение 5 Формы работы, способы, методы и средства реализации Программы.

Приложение 6 Режим дня в группах раннего и дошкольного возраста.

Приложение 7 Календарный учебный график.

Приложение 7.1 Перечень праздников и мероприятий.

Приложение 8 Кадровое обеспечение.

Приложение 9 Рабочая программа воспитания.

Приложение 9.1 Календарный план воспитательной работы на 2022-2023 учебный год.

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР.

Краткая презентация адаптированногой основной образовательной программы дошкольного образования для детей сТНР

Приложение 1. Диагностические карты

Приложение 1.1. Карты речевого развития детей

Приложение 1.2. Экран звукопроизношения

Приложение 1.3. Мониторинг индивидуального речевого развития

Приложение 1.4. План индивидуальной работы

Приложение 1.5. Индивидуальный образовательный маршрут

Приложение 2. Примерное календарно – тематическое планирование учителя – логопеда

Приложение 2.1. Примерное календарно – тематическое планирование педагога — психолога

Приложение 2.2. Календарный учебный график

Приложение 3. Использование специальных образовательных программ

Приложение 4. Использование специальных методических пособий и дидактических материалов

Приложение 5. Паспорт кабинета учителя-логопеда

Приложение 5.1. Паспорт кабинета педагога – психолога

Приложение 6. Методы логопедического воздействия

Приложение 7. Примерное перспективное планирование учителя — логопеда

Приложение 8. Совместная коррекционная деятельность учителя – логопеда и воспитателя

Приложение 8.1. Взаимосвязь в работе учителя – логопеда с музыкальным руководителем.

Приложение 8.2. Взаимосвязь в работе учителя – логопеда с педагогом – психологом.

Приложение 8.3. Взаимосвязь в работе учителя – логопеда с инструктором по ФИЗО.

Приложение 9. Примерное комплексно – тематическое планирование учителя – логопеда.

Приложение 10. Режим дня групп компенсирующей направленности для детей с ТНР

Приложение 11. Расписание занятий групп компенсирующей направленности для детей с ТНР

Приложение 12. Перечень праздников и мероприятий

Приложение 13. Кадровое обеспечение АООП ДО для детей с ТНР.

Приложение 14. Рабочая программа воспитания.

Приложение 14.1. Календарный план воспитательной работы на 2022-2023 учебный год.

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ЗПР.

Краткая презентация Адаптированной Образовательной программы дошкольного образования для детей с ЗПР.

Приложение 1. Диагностические карты.

Приложение 1.1 Карты обследования детей с ЗПР, карта речевого развития, карты развития.

Приложение 1.2. Экран звукопроизношения.

Приложения 1.3. Мониторинг индивидуального речевого развития.

Приложение. 1.4. План индивидуальной работы.

Приложение 1.5. Индивидуальный образовательный маршрут.

Приложение 2. Календарно – тематическое планирование.

Приложение 2.1 Календарный учебный график

Приложение 3. Использование специальных образовательных программ.

Приложение 4. Использование специальных методических пособий и дидактических материалов.

Приложение 5. Примерное перспективное планирование учителя – логопеда.

Приложение 6. Примерное комплексно – тематическое планирование учителя – логопеда.

Приложение 6.1. Примерное комплексно – тематическое планирование педагога – психолога.

Приложение 7. Совместная коррекционная деятельность учителя – логопеда и воспитателя.

Приложение 7.1 Взаимосвязь в работе учителя – логопеда и педагога – психолога.

Приложение. 8 Режим дня групп компенсирующей направленности для детей с ТНР, в которых обучаются дети с ЗПР.

Приложение 9. Расписание занятий групп компенсирующей направленности для детей с ТНР, в которых обучаются дети с ЗПР.

Приложение 10. Перечень праздников и мероприятий.

Приложение 11. Кадровое обеспечение АОП ДО для детей с ЗПР.

Приложение 12. Рабочая программа воспитания.

Приложение 12.1 Календарный план воспитательной работы на 2022-2023 учебный год.

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с НОДА

Краткая презентация адаптированногой образовательной программы дошкольного образования для детей с НОДА

Приложение 1.1 Карты обследования детей с НОДА, карта речевого развития, карты развития.

Приложение 2. Календарно – тематическое планирование учителя-логопеда.

Приложение. 8 Режим дня групп компенсирующей направленности для детей с ТНР, в которых обучаются дети с НОДА.

Приложение 9. Расписание занятий групп компенсирующей направленности для детей с ТНР, в которых обучаются дети с НОДА.

Приложение 11. Кадровое обеспечение АОП ДО для детей с НОДА.

Учебный план не предусмотрен

В соответствии с действующим законодательством РФ рабочие программы в  дошкольном учреждении не реализуются.

В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка в образовательное пространство. Организация воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития регламентирована рядом нормативных документов: Законом об образовании от 10.07.1992 3 3266 – 1; Письмом Правительства РФ от 29.06.99 № 129/23 – 16.

Сегодня по отношению к проблемным детям широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребёнка, под которыми понимаются особенности познавательной , мотивационной, эмоционально-волевой сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером дефекта развития, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия.

В эти условия входят:

Индивидуальный подход воспитания и обучения к каждому ребёнку с разными образовательными возможностями и потребностями признаётся многими учёными. Он помогает создать условия для развития личности и основывается на знании индивидуальных особенностей дошкольника. Поэтому дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в индивидуальной коррекционно-развивающей программе. Структура индивидуальной программы для конкретного ребёнка включает в себя:

Материализацией индивидуальной программы сопровождения ребёнка с ЗПР является специальная индивидуальная карта сопровождения развития и обучения, в которой отражаются все этапы коррекционно-развивающего процесса применительно к конкретному ребёнку.

Организация обучения основывается на знании психологических, биологических и социальных особенностей развития. Поэтому построение индивидуального маршрута начинается с комплексной диагностики, которую проводят специалисты: учитель – логопед, учитель – дефектолог, воспитатели, музыкальный руководитель и инструктор по физическому воспитанию. Причём каждый специалист ставит свой собственный диагноз, иными словами, он ищет место приложения своего професссионального мастерства по отношению к каждому ребёнку. Одну из проблем специалист выделяет более чётко, другие в это время решаются в фоновом режиме, но постоянно их подразумевает, соизмеряя с ними свои действия и полученные результаты.Таким образом, постановка диагноза каждым специалистом – это видение индивидуальных характеристик каждого ребёнка, возможностей его развития и социальной интеграции в современное общество.

Все этапы диагностики, отражаются в «индивидуальной карте развития ребёнка». Структура этой карты включает в себя следующие разделы (приложение № 1):

Изучение каждого процесса происходит с помощью нескольких методик и оцениваются по 4 – бальной системе:

Одним из вариантов, способствующих реализации особых образовательных потребностей, является «индивидуальный образовательный маршрут» дошкольника (приложение № 3).

В основе построения индивидуального образорвательного маршрута стоит организация оптимальных для ребёнка условий обучения с целью развития его потенциала, формирования необходимых знаний, умений и навыков. Способ построения индивидуального маршрута характеризует особенности обучения и развития на протяжении определённого времени, носит пролонгированный характер (весь период воспитания и обучения в группе).

Принципы построения индивидуального образовательного маршрута:

В настоящее время в России распространена система подготовки к школе детей с задержкой психического развития под общей редакцией С.Г. Шевченко, которая позволяет решать задачи своевремменной активной помощи детям дошкольного возраста с ЗПР. Данная система ориентирована на общее развитие детей (познавательной деятельности, нравственных и эстетических возможностей), на целостный подход к ребёнку, на пробуждение у него интереса к познанию окружающего мира, на достижение хороших результатов на основе учёта индивидуальных возможностей детей. Этапы коррекционно-развивающего процесса отражаются в «индивидуальном коррекционно-развивающем маршруте».

Цель работы по построению индивидуального коррекционно-развивающего маршрута для конретного ребёнка

Вся коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребёнка, когда содержание индивидуальных занятий не дожно иметь формальный характер, механическое «натаскивание» в каком то одном навыке. Исходя из принципов построения индивидуального коррекционно-развивающего маршрута, в соответствии с программой подготовки к школе детей с ЗПР С.Г. Шевченко, в рамках каждой задачи определяют собственные направления коррекционной работы индивидуально для каждого ребёнка:

Динамика коррекционно – развивающего процесса отражается в листе контроля динамики (приложение № 4). Лист контроля динамики развития заполняется на основе заключений специалистов учреждения по итогам обучения и воспитания в январе и мае. Структура данного документа включает характеристику динамики развития ребёнка по разделам: игровая деятельность, развитие речи, обучение грамоте, формирование элементарных математических представлений, самообслуживание, музыкальное развитие, физическое развитие, эмоционально – волевая сфера, продуктивные виды деятельности.

Данный документ также включает в себя рекомендации, заключение об эффективности коррекционно – развивающей работы за данный промежуток времени и учебный год. Характеристика динамики развития ребёнка предполагает следующие виды: положительная динамика: высокий уровень; положительная динамика: выше среднего уровень; относительно – положительная динамика: средний уровень; незначительная динамика: низкий уровень; отрицательная динамика (невозможность ребёнка усвоить содержание того или иного раздела программ); волнообразная динамика; избирательная динамика. Динамика развития зависит от выраженности нарушения, объёма нарушений (их локальности или тотальности), причин нарушений. Основными показателями умственного развития ребёнка являются общие интеллектуальные умения: принятие задания, понимание условий этого задания, способы выполнения – пользуется ли ребёнок практической ориентировкой; обучаемость в процессе диагностического оследования; интерес к познавательным задачам, к продуктивным видам деятельности и отношение к результату своей деятельности. Анализ полученных результатов динамики отражается в сводной таблице (приложение № 5).

Индивидуальная карта сопровождения развития и обучения является документом, фиксирующим проводимые специалистами ДОУ диагностико-коррекционно-развивающие мероприятия, их эффективность, характер индивидуальных изменений в обучении и психическом развитии дошкольника, данные готовности ребёнка к школе. Такой подход к индивидуальному воспитанию и обучению открывает широкие возможности и положительный результат при условии профессиональной подготовки кадров и заинтересованности в результате процесса помощи детям с особыми образовательными потребностями.

Оцените статью
Мой маршрут