- «Индивидуальный маршрут развития ребёнка» (Индивидуальная программа логопедического сопровождения)
- Учебно-методическая разработкаИндивидуальный образовательный маршрут
- Индивидуальный образовательный маршрут на воспитанника старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (общее недоразвитие речи II уровня)
- Характеристика
- Рекомендации:
- План индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий
«Индивидуальный маршрут развития ребёнка» (Индивидуальная программа логопедического сопровождения)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №169 «Светлячок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей» города Чебоксары Чувашской Республики.
«Индивидуальный маршрут развития ребёнка»
(Индивидуальная программа логопедического сопровождения)
Выполнила:
Кириллова Мария Владимировна
Учитель-логопед
Чебоксары
2020
Индивидуальная программа логопедического сопровождения | ||||
ФИО, год рождения ребёнка | Лебедева Юлиана Юрьевна, 15.09.2015 года рождения. Принят на основании протокола № 255 ТПМПК от 12.03.2019 г. | |||
Логопедическое заключение | Парциальное недоразвитие преимущественного вербального компонента деятельности (ОНР, I уровень речевого развития) | |||
Актуальная проблема | Речь малопонятна. Нарушение всех групп звуков включая гласные и согласные раннего генеза (П,Б,Н,Т,Д,В,Ф) Грубые нарушения слоговой структуры слова, почти неразборчиво произносит контур слова. Грубые нарушения фонематического слуха. Словарь отсутствует, в самостоятельной речи много звукоподражаний и лепетных слов. Несформированность связной речи, предложения отсутствуют (ребенок просто мычит). Грубые нарушения грамматического строя | |||
Цель программы | Устранение нарушений речи посредством специального обучения и воспитания. | |||
Задачи | Развитие общей и мелкой моторики. Развитие мимики и эмоций. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха. Развитие артикуляционной моторики, просодии, коррекция звукопроизношения. Развитие импрессивной речи. Коррекция слоговой структуры слова. Пополнение активного словаря. Коррекция логического мышления и грамматического строя речи. Коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи. Развитие математических операций, обобщений, выделения «лишнего предмета». | |||
Программа | Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. – I ступень. | |||
Содержание работы | ||||
Моторика | Общая | Укрепление правильной осанки, развитие статистической выносливости, равновесия, координации движений, синхронизации взаимодействия между движениями и речью, точности выполнения основных движений. Общая моторика + ориентация в пространстве: руки вверх, вниз, за спину; одновременно топать и хлопать, сначала прыгать, а потом – хлопать. Имитация походки животных, птиц; прыжки на 2-х, на 1-й ноге. | ||
Мелкая | Развитие тонкой моторики кисти и пальцев рук. Пальчиковая гимнастика «Ладушки», «Сорока-белобока», «Рыбки», «Птички клюют зерно», «Коза», «Заяц», «Молоток», «Человечки», «Кольцо», «Ножницы», «Очки», «Стол», «Стул». Упражнения в переключении с одной позы на другую: «Кулак-ладонь», «Стол-стул», «Собери крошки со стола», «Бусы», «Мозаика», «Разложи крупу», «Закручиваем — откручиваем, застегиваем — расстегиваем замки, пуговицы, вкладыши», «Строим башню, дом, дорожку, машинку». | |||
Артикуляционная | Подготовка артикуляторного аппарата к естественному формированию правильного звукопроизношения в процессе выполнения артикуляторных игровых упражнений по подражанию. Учить точно и в полном объеме выполнять артикуляционные упражнения для губ и языка: улыбка, трубочка, лопатка, жало, качели, маятник, широко открыть рот. Формирование движений мимической мускулатуры по подражанию (зажмуривание глаз, надувание щек). Формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление, печаль, обида. | |||
2.Просодика: голосовые функции, темп речи, интонация, речевое дыхание | Формирование длительного речевого выдоха. Дутье в музыкальные игрушки, упражнения «Сдуй бабочку с цветка», «Забей мяч в ворота», « Подуй на перья» и др. Отчетливое произношение звукосочетаний, звукоподражаний и слов. Развитие умения произносить доступный речевой материал: шепотом – громко, ласково – сердито, низко – высоко. | |||
3. Слуховое восприятие и фонематический слух. | Привлечение внимания ребенка к неречевым звукам, формирование сосредоточения на звуке, определение местонахождения источника звука. Сравнение контрастных и близких по звучанию неречевых звуков. Развитие слухового внимания при восприятии звуков различной громкости (громкий — тихий), высоты (высокий — низкий) с использованием звучащих игрушек, музыкальных инструментов, звукоподражаний. Узнавание и воспроизведение гласных звуков громко-тихо, близко-далеко со сменой артикуляционных укладов. | |||
4. Звукопроизношение. | Уточнять артикуляцию всех звуков. гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы согласных звуков: П (Б) М Т (Д) Й Н К Г Х, Постановка и автоматизация всех нарушенных звуков | |||
5. Слоговая структура слова. | Формирование звукослоговой структуры слов с правильным воспроизведением ударного слога и ритмического рисунка разной слоговой структуры: 2-сложные с открытых повторяющимися слогами (мама, папа, баба, тата), 2-сложные с ударением на 1, 2 слоге (Катя, Ната, Оля, вата); 3-сложные (панама, канаты, кубики, кабина) 1 сложные слова (мак, сок, бак, дом, дым); 2-х сложные со стечением согласных (банка, кошка, мишка; сидит, ходит). | |||
6. Импрессивная речь | Расширение объема импрессивной и экспрессивной речи и уточнение предметного (существительные), предикативного (глаголы) и адъективного (прилагательные) компонентов словаря. Формирование потребности в речевом общении. Понимание слов, обозначающих: предметы действия признаки Понимание вопросов: Где? Куда? Что? Кому? Откуда? Для кого? Понимание инструкций: одноступенчатых двухступенчатых трехступенчатых Понимание значений существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Различение количества предметов (много — мало — один) Различение величины (большой — маленький), Различение вкуса (сладкий — соленый), Пространственное расположение предметов, Грамматические формы единственного и множественного числа некоторых существительных и глаголов). Узнавать предметы по их назначению. (Чем будешь чистить зубы, кушать, рисовать?), Узнавать предмет по описанию (с опорой на игрушки), Переключаться с одного действия на другое по словесной просьбе (без предмета, потом с предметом: иди — стой, беги – прыгай, ложись – садись; возьми мяч, подними его вверх, опусти вниз, положи на место). Различать утвердительные и отрицательные приказания: иди — не ходи, возьми — не бери кубик, беги — не беги, дай — не давай обруч. Различать, единственное и множ.число существительных: «Возьми шар-шары, гриб — грибы (II скл.), «Покажи, где дом — дома, лист — листья.») | |||
Экспрессивная речь | 7.Лексика. | Формирование активного словаря: существительных; глаголов. Учить выделять и называть части предметов. | ||
8. Грамматический строй речи. | Словоизменение ед. и мн. число существительных; Словообразование уменьшительно-ласкательной формы существительных; Употребление глаголов в повелительном наклонении («Прикажи»); Согласование («Мой, моя, мое»). | |||
9. Связная речь. | Развитие связной речи. Учить отвечать на поставленные вопросы: однословным предложением (да, нет); простым двусоставным предложением; простым распространенным предложением. Учить заканчивать фразу нужным словом, составлять предложения по картинке. | |||
10. Высшие психические функции. | Развитие процессов слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления. Развитие всех видов восприятия: зрительного: «Парные картинки», «Узнай предмет» (в цветном, силуэтном, контурном, пунктирном изображении; перечеркнутые, наложенные друг на друга предметы), «Лабиринты»; слухового: «Угадай, что звучит?», «Кто позвал?», «Где звучит?» тактильного: конструирование предметов из палочек, «Зашей коврик», «Чудесный мешочек»; развитие памяти и внимания: зрительной и зрительного: «Запомни, какой игрушки не стало?», «Кто появился?», «Запомни игрушки и найди их среди других», «Что изменилось?»; слуховой и слухового: «Хлопни, как я», «Чей молоток стучит (лиса I — II; заяц II ), «Запомни и повтори» (слоговые цепочки: ма -ма, ма — му, ма — па, ма -пу, ма — му — ми), «Запомни и повтори (2-3 слова), развитие конструктивной зрительной памяти: «Запомни и выложи» развитие мышления: «Почтовый ящик», «Доска Сегена», пирамидка; «Составь целое» (картинки, кубики), «Разложи по цвету (форме), «Что едим, что надеваем», «Выбери только красные кружки (белые, черные)», «Большой — маленький (кубики, матрешки)», «Сложи матрешку», (кубик в кубик), «Покажи, где один – много»; «много — мало». | |||
Сроки динамического контроля | Динамические показатели | |||
Январь 2021 г. | Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная Особенности речевого развития ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ Причины отрицательной или нулевой динамики ___________________________________________________________________________________ Корректировка программы __________________________________________________________________________________ | |||
Май 2021 г. | Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная Особенности речевого развития ________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ Причины отрицательной или нулевой динамики ___________________________________________________________________________________ |
Список литературы:
1. Анцупов, С.В. Индивидуальные учебные планы в профильном обучении: практика, успехи, проблемы / С.В. Анцупов, Т.Н. Богданова, Е.В. Иваненко// Школьные технологии. — 2009. — №1. — С.116-121.
2. Артемова, Л.К. Образовательно-профессиональный маршрут старшеклассников: проблемы, пути реализации/ Л.К. Артемова //Профильная школа. — 2008. — №6. — С. 47-54.
3. Башмаков, М. Индивидуальная программа: [Об индивидуальном маршруте обучения и попытке составить нормативный документ, отражающий этот метод, пишет академик РАО, профессор Марк Башмаков]. — (Электронный ресурс). — http://zdd.1september.ru/2005/04/10.htm
4. Бессолицына, Р. Индивидуальный учебный план: проектирование, выбор, организация обучения/ Р. Бессолицына, А.Ходырев //Директор школы. — 2009. — №4. — С.58-63.
5. Будинкова, В.С. Индивидуальные учебные планы профильного обучения учащихся общеобразовательных учреждений/ В.С. Будинкова //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2008. — №4. — С.63-68.
6. Гавриленко, С.С. Индивидуально-образовательный маршрут: [алгебра и начала анализа]/ С.С. Гавриленко// Математика в школе. — 2007. — №3. — С.51-56.
Опубликовано 04.11.20 в 20:41 в группе «Дошкольники»
Учебно-методическая разработкаИндивидуальный образовательный маршрут
Ф.И. – ребенка Максим К.
Формы работы – дополнительные и индивидуальные занятия.
Сопровождающий педагог – воспитатель.
Характеристика
Дата заполнения: 20.09.2016 года.
Дата рождения: 30.11.2008 г
ДОУ детский сад №… г Б…. тип МБДОУ группа средняя.
Тип группы: разновозрастная.
Срок пребывания в данном ДОУ 4 мес.
В каком возрасте поступил: 4 года.
Откуда поступил: из семьи, из другого ДОУ (смена места жительства) 15 августа в среднюю группу 2016 «Зайчата».
Оценка адаптации ребенка в группе: а) хорошая; б) удовлетворительная; в) недостаточная; г) плохая: удовлетворительная адаптация: ребенок не испытывал трудности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками, однако эмоциональное состояние было плохое (плач в течение всего дня, нарушение дневного сна). Адаптация составила 3 недели.
Физическое состояние ребенка:
Сформированность движений: соответствуют возрасту, координация движений недостаточно развита, уверенность при выполнении дозированных движений, высокая скорость, средний уровень ловкости; испытывает затруднения при выполнении движений по словесным инструкциям.
Утомляемость ребенок достаточно вынослив, но не усидчив, активно выполняет задания на протяжении установленного времени, высокая утомляемость наблюдается редко.
Состояние моторики:
— ведущая рука правая.
-точность движений: наблюдается плохая координация пальцев, кисти рук, недостаточно развитая мелкая моторика (не умеет застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, развязывать и завязывать шнурки, вырезывать ножницами по прямой, по кругу);
— работа на листе бумаги: не ориентируется на листе бумаги, сформирован навык держать карандаш, раскрашивает, выходя за границы, не умеет выполнять замкнутые фигуры (круг, квадрат).
Особенности познавательной сферы:
Познавательные интересы, любознательность: у ребенка оптимальный уровень развития познавательной активности, высокая любознательность.
Особенности внимания: с трудом концентрирует, но быстро переключает внимание на заданиях, предложенных взрослым; проявляет интерес к заданиям, справляется при поддержке взрослого, торопится.
Сформированность восприятия и наглядно-действенного мышления.
— Высокий интерес к любой деятельности, активная позиция в исследовательской деятельности.
— Отмечается высокая активность; низкие: целеустремленность, самостоятельность, терпение, умение слушать и усваивать полученную информацию; не доводит все начатое до конца.
— Продуктивность в работе и обучении: с помощью, лепки, аппликации, рисования может выразить свои впечатления об окружающим мире, позитивное отношение к нему, продуктивная деятельность носит творческий характер. В обучении показывает средние результаты.
— Восприятие величины, формы цвета знает и показывает основные цвета, знает и правильно показывает некоторые геометрические фигуры, соотносит предметы относительно величины без ошибок.
— Присутствует точное и осмысленное восприятие, понимание главного в воспринимаемом.
— Умение сравнивать предметы с целью выявления сходства и различия (обобщения строит, опираясь на незначительные признаки; устанавливает с трудом или легко) ребенок умеет дифференцировать предметы по признакам только показывая, но не может сказать.
Уровень обобщений допустимый: умеет классифицировать предметы, не пользуется обобщающими словами.
— Самостоятельно не может справиться с заданиями, спрашивает одобрения.
Особенности памяти:
— преобладающий тип памяти (зрительная, слуховая, моторная, смешанная);
— высокая скорость запоминания, устойчивая память;
— запоминает, но сказать не может.
Особенности речи.
— Хорошее понимание обращенной к нему речи не только на бытовом уровне, но и на организованных занятиях.
— низкая активность речевого сотрудничества со взрослым, выполняет поручения, понимает и выполняет элементарные инструкции.
— Звукопроизношение нечеткое, произносит только отдельные слоги.
— Не умеет составлять простые и сложные предложения разных видов, не называет в последовательности слова в предложении.
— Не умеет составлять рассказ по сюжетной картинке, по серии картинок, не анализирует тексты на доступном уровне; не сочетает описательные и повествовательные монологи.
— Наличие заикания: отсутствует.
Элементарные математические представления:
— механический пересчет в пределах 5, с помощью показа;
— знает и умеет соотносить каждое последующее число с предметом;
— возможность соотнесения заданного количества предметов с количеством пальцев рук или других предметов, с цифрой;
— может выделить из множества заданное количество предметов;
— счетные операции: не может решать задачи на прибавление, вычитание, не умеет найти насколько больше, насколько меньше, в силу отсутствия речи;
— понимает, но не использует понятия в речи: один/много, сколько/столько, большой/маленький, поровну, больше/меньше, больше на /меньше на.
Сформированность представлений ребенка о себе и о ближайшем окружении:
— у ребенка имеются представления о социальных группах и сообществах (семья, соседи, группа, не может рассказать о себе, о своей семье, не знает свое место проживания (город, поселок, улица, дом).
— временные представления разбирается во времени, с помощью взрослого определяет и фиксирует и определяет части суток, время года.
Особенности игровой деятельности.
— Действия с игрушками не всегда ориентированы на свойства и назначение игрушек. Наблюдается не устойчивый интерес к игре и игрушкам. Нечеткое и неточное выполнение игровых действий и правил.
— В играх присутствует сюжет, иногда присутствует логическая цепочка действий, не следует своей роли до конца, использует предметы-заместители, игровые действия не сопровождаются речью.
— Умеет подчиняться игровым правилам.
Особенности конструктивной и изобразительной деятельности.
— Ребенок не умеет создавать рисунок, умеет создать конструкцию, постройку по образцу, действует по словесной инструкции; умеет и любит создавать продукт в коллективно.
— Ориентируется в пространстве, выбор формы и цвета соответствуют образцу.
— Умеет обыгрывать постройку, не может объяснить рисунок.
Особенности личности.
— Всегда активен, открыт, уравновешен, доброжелателен, легко идет на контакт, потребность в общении высокая.
— Заниженное к себе отношение, присутствует бережное отношение к своему здоровью, всегда опрятен.
— Адекватно реагирует на замечания, прислушивается, старается исправить ситуацию, при одобрении, хвальбе испытывает и не скрывает положительные эмоции.
— выражена адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, любви, добра, склонность прийти на помощь, защищать других.
Навыки самообслуживания: умеет самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, самостоятельно одевается, раздевается, обувается, пользоваться ложкой, вилкой, умеет убирать свои вещи и постель. Не умеет завязывать и развязывать шнурки.
Педагогические рекомендации:
Педагог:
Заверяю: заведующий ДОУ.
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания на 2016-2017 учебный год.
Для воспитанника: Максим К.
Возраст ребенка: 5 лет.
Направление развивающей работы | Формы работы |
Речевое развитие | |
Развитие общей моторики, развитие статической и динамической организации движений | Специальные упражнения без речевого сопровождения |
Развитие произвольной моторики пальцев рук | Игры с пальчиками, сопровождающиеся стихами и потешками Самомассаж кистей рук |
Развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза | Работать над трех-, четырех- и пятисложными словами со сложной звукослоговой структурой (динозавр, градусник, перекресток, температура) и введением их в предложения. Продолжать работу над четкостью дикции |
Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи | Активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем по лексическим темам: «Деревья», «Ягоды», «Грибы», «Птицы». Работать над сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами. Совершенствовать навыки составления и использования предложений. |
Развитие пространственно-временных представлений | Закрепить понятия о временах года и днях недели |
Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина) | Совершенствовать навык распознавания и преобразования геометрических фигур |
Развитие слухового внимания и памяти | Работать над развитием слухового внимания |
Художественно-эстетическое развитие | |
Формирование правильной передачи мелодии в песнях с музыкальным сопровождением | Работа над исполнением песни со сложным ритмом, широким диапазоном; над легким звуком. «Осень» муз. Ю. Забутова, сл. В. Андреевой; «По грибы» муз. и сл. И.В. Меньших; «Все отлично» муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта Д/и «Спой имена друзей» (импровизация) «Птица и птенчики», «Чей домик?», «Где мои детки?» «Ступеньки», «Найди нужный колокольчик», «Три поросенка», «Громко — тихо запоем», «Громкие и тихие звоночки». |
Развитие музыкальных, ритмичных выразительных движений в плясках упражнениях, играх | Упражнения на развитие умения: — различного шага; — самостоятельное выполнение упражнения с предметами; — держание осанки, руки; «хороводный шаг» р.н.м. «А я по лугу»; «дробный шаг» р.н.м. «Ах, вы, сени» «Упражнения с листьями, зонтиками» Е. Тиличеевой. Координационно-подвижные игры — пропевание, отстукивание, прохлапывание, проговаривание в ритме «Барашеньки», «Я на коврике сидел», «Зимушка». Пластическое игровоеинтонирование — исполнительское участие рук, корпуса, наклонов головы при воссоздании пульса музыкального произведения, его темпа, ритма: если музыка громкая – размах движений крупный, если музыка затихает – появляется мелкая амплитуда движений. «Смелый наездник», «Марш деревянных солдатиков», «Капельки», «Мышата». |
Развитие умений узнавать произведения, называть 2-3 авторов, любимые книги, излагать их содержание | Создание развивающей среды. Оформление выставок книг по следующим темам: «Эту книжку я люблю!», «Книги – юбиляры», «Писатели – юбиляры», «Самый сказочный писатель», «Моя любимая книга!», «Книги разные нужны, книги всякие важны». «Рукам работа – сердцу радость» — изготовление аппликаций, лепка «По страницам любимых произведений»; ремонт «заболевших» книг в книжном уголке «Книжкина больница». настольные игры «Собери и угадай», «Исправь ошибку», пазлы «Русские народные сказки», Использование театральной деятельности в работе для усвоения содержания произведений. |
Развитие умений выразительно читать стихи | речевая игра «Выдели главное в предложении»; «Придумай рифму» и др. Артикуляционные упражнения, Чтение стихов с показом, со сменой силы голоса. |
Развитие умений создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные композиции; использовать различные материалы | Упражнения на рисование предметов различной формы, печатании печатками; украшение предметов простым узором (полоска из точек), использование рисование пальчиком. Дидактические игры « Что стало не так?», «Украсим платок», «Найди такой же». Серия занятий «Съедобное королевство» (фитодизайн в технике аппликации) Рисование ковров на стену; паласа на пол; красивых салфеток на стол, применяя право выбора техники воплощений; Привлечение к созданию декораций для показа театра. |
Развитие умений лепить разные предметы | Использование лепки в режимных моментах; привлечение к изготовлению предметов из пластилина, теста для общих игр «Магазин», «Аптека», «Кафе», «Накормим животных». Создание подарков, используя пластилинографию. Лепка персонажей для показа театра. |
Познавательное развитие | |
Развитие умения замыкать пространства способом обстраивания плоскостных фигур; умение понимать взрослого, думать, находить собственные решения. | Конструирование по образцу воспитателя «Домики». Упражнения на усвоение пространственных понятий «справа-слева», «ближе-дальше», «впереди-сзади»: «Где, что находится?», «Где ты спрятался?», «Куда спряталась игрушка», «Найди такую же картинку» и др. Работа с иллюстрацией «Ракета» (других предметов). Конструирование ракеты по выбору. Моделировать из «Конструктора» заданную ракету, затем придумать свои модели. Игра «Построй такую же». |
Конструирование по условиям «заборчики». Игры и упражнения на различение и правильное называние основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный) и геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник): «Цветное лото», «Оденем кукол», «За покупками в магазин», «Составь букет», «Найди пару». Работа по шаблону. Моделирование. Д/и «Танграм». Составление квадрата из набора геометрических фигур. Д/и на собирание несложной фигуры из готовых частей — деталей; на видоизменение — трансформацию фигуры; на разделение заданной фигуры на составные части. Воссоздание фигур по образцам-контурам Дидактическая игра – задание. “Сколько квадратов?” | |
Социально-коммуникативное развитие | |
Способствовать развитию и воспитанию желания соблюдать элементарные правила в быту, на улице, на дорогах, в общественных местах | Ситуативные разговоры в течение дня об элементарных правилах поведения. Театральная деятельность: разыгрывание ситуаций. Решение проблемных ситуаций. |
Развитие умений договариваться с партнерами, во что будешь играть, кто кем будет в игре; подчиняться правилам игры. | Беседы об отношении человека к своей профессии, домашним обязанности по картинкам, отображающим взаимоотношения людей. Вопросы: Кто изображен? Что делает мама? Мама любит своего сыночка? Как ты это узнал? Дидактические игры-занятия, сюжетно-дидактические игры («Магазин игрушек», «Магазин посуды» и т.д.»), игры-имитации, игры-этюды. Беседы на этапе замысла игры (о сюжете, ролях, действиях, игровых атрибутах). Вопросы: Во что хочешь играть? Кто кем будет? Что будете делать? Как будете друг другу помогать? Что тебе понадобиться для игры? Включение в сюжет игры экстремальных ситуаций (авария, пожар), требующих проявления нравственных черт личности. Побуждение детей к самооценке в игре (Каким ты был папой?) Приобщение к труду, задания на выполнение поручений. Д/и «Трик-трак», Настольно — печатные дидактические игры на раскрытие трудовых процессов. Театральная деятельность на развитие эмоционального отклика на переживания персонажей сказок, мультфильмов, спектаклей. |
Индивидуальный образовательный маршрут на воспитанника старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (общее недоразвитие речи II уровня)
на 2017 – 2018 учебный год
Код ребёнка: С 11
Формы работы: — подгрупповые и индивидуальные
Сопровождающие педагоги – учитель – логопед, педагог – психолог, воспитатели, музыкальный руководитель
Характеристика
Дата заполнения – 09.09.2017 года
Дата рождения – 13.11.12
ДОУ – ГБОУ ООШ № 9 структурное подразделение «Детский сад «Родничок», подготовительная группа
Тип группы: группа компенсирующей направленности
Срок пребывания: в данном ДОУ – 3 года, в данной группе –
В каком возрасте поступил: в ДОУ – в 2 года, в данную группу в 4 года 10 месяцев
Откуда поступил: в ДОУ – из СП «Детский сад «Ладушки», в данную группу – из средней группы общеразвивающей направленности
Оценка адаптации ребёнка в группе: процесс адаптации проходил без особенностей
Заключение: ТНР (общее недоразвитие речи II уровня). Интеллектуальное развитие соответствует возрасту.
Пассивный словарь. Нарушено понимание объектов, частей предметов. Не понимает значения уменьшительно-ласкательных суффиксов; не дифференцирует единственное и множественное число существительных, предложно – падежных конструкций.
Активный словарь беден. Воспитанник не называет существительные по предложенным темам; не сформированы обобщающие понятия. Значительные трудности наблюдаются в назывании существительных, обозначающие части предметов. Грубые ошибки в употреблении глаголов, обозначающие крики и действия животных, птиц и т.д. Не подбирает антонимы к прилагательным.
Навыки словоизменения не развиты: не употребляет существительные в именительном и родительном падежах множественного числа; не согласует существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; не согласует существительные с числительными; ошибки в употреблении предложно-падежных конструкций.
Навыки словообразования не развиты: не образовывает существительные с уменьшительно – ласкательным значением; не называет детёнышей животных; не образовывает относительные прилагательные. Нарушено фонематическое восприятие: сложности в повторении слогов, слов с оппозиционными звуками.
Не владеет фонематическим анализом: не выделяет заданный звук в потоке звуков, не определяет первый и последний звук в слове.
Слоговая структура слов грубо нарушена.
Отмечается искажённое произношение свистящих звуков [с] [з] [ц] и шипящих звуков: [ш] [ж] [щ] [ч], отсутствуют сонорные [р] [р`], [л] [л`].
Наблюдается грубое недоразвитие связной речи. Предложения состоят из 2 – 3 усечённых по слоговой структуре слов.
Навык составления рассказа и пересказа не сформирован.
Рекомендации:
1. Обучение по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи II уровня) в группе компенсирующей направленности.
2. Психолого-педагогическая коррекция: занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом, воспитателями, музыкальным руководителем.
План индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий
(составлен по материалам карты динамического обследования)
Цель: скорректировать все компоненты речевой системы
Задачи:
1. Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам
2. Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия.
3. Учить различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.
4. Формировать умение понимать вопросы косвенных падежей и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в косвенных падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем в предложных конструкциях с простыми предлогами.
5. Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
6. Учить различать и употреблять противоположные по значению прилагательные.
7. Формировать умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными мужского и женского рода.
8. Формировать умение образовывать названия детёнышей животных и птиц.
9. Учить употреблять существительные в именительном падеже единственного и множественного числа.
10. Учить употреблять существительные в родительном падеже единственного и множественного числа.
11. Формировать фонематическое восприятие (учить произносить слоги и слова с оппозиционными звуками).
12. Научить выделять гласные из ряда звуков, слогов, слов, из начала и конца слов.
13. Научить выделять согласные звуки из ряда звуков, слогов, слов, из начала и конца слов.
14. Научить производить анализ и синтез сначала обратных, а потом и прямых слогов и слов из двух, трех звуков.
15. Научить подбирать слова с заданным звуком.
16. Постановка, автоматизация свистящих звуков [с], [з], [ц] в слогах, словах, предложениях, фразах.
17. Постановка, автоматизация шипящих звуков [ш], [ж], [щ], [ч] в слогах, словах, предложениях, фразах.
18. Дифференциация звуков [с] — [ш] в слогах, словах, предложениях, фразах.
19. Дифференциация звуков [з] — [ж] в слогах, словах, предложениях, фразах.
20. Дифференциация звуков [т`] — [ч] в слогах, словах, предложениях, фразах.
21. Постановка, автоматизация сонорных звуков [р], [р`], [л], [л`] в слогах, словах, предложениях, фразах.
22. Дифференциация звуков [р] — [р`] в слогах, словах, предложениях, фразах.
23. Дифференциация звуков [л] — [л`] в слогах, словах, предложениях, фразах.
24. Дифференциация звуков [р] — [л] в слогах, словах, предложениях, фразах.
25. Дифференциация звуков [р`] — [л`] в слогах, словах, предложениях, фразах.
26. Формирование навыка пересказа небольших текстов, сказок:
— с использованием серии сюжетных картин
— с использованием опорных сигналов
27. Формирование умения составлять описательный рассказ
— по игрушкам (с опорой на схематичный рисуночный план)
— по картинке (с опорой на схематичный рисуночный план)
28. Формирование умения составлять рассказ по сюжетной картине (по серии) картин
Панина Марина Александровна,
учитель-логопед