Индивидуальные технологии. Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося по программе дополнительного образования

Индивидуальные технологии. Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося по программе дополнительного образования Маршрут
Содержание
  1. Зачем нужен ИОМ одарённому ребёнку
  2. Как выявить талантливого ребёнка
  3. Принципы организации работы с одарёнными детьми
  4. Какие разделы включить в ИОМ одарённого ребёнка
  5. Статья «Индивидуальный образовательный маршрут как механизм индивидуализации образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования»
  6. Кто такие дети с ОВЗ и чем они отличаются от детей-инвалидов?
  7. Формы дошкольного образования для детей с ОВЗ
  8. Какие условия для коррекционной работы должны быть созданы в детском саду?
  9. Что следует учесть воспитателю во время работы с особыми детьми?
  10. Где учат работать с детьми с ОВЗ?
  11. «Работа по индивидуальному образовательному маршруту в объединениях дополнительного образования»
  12. Образование детей с ОВЗ
  13. Полезные тематические ресурсы и сайты по организации методической поддержки при работе с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами
  14. Документы
  15. Составление индивидуальной образовательной программы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
  16. Примерная схема составления индивидуальной программы для учащегося с ОВЗ

Зачем нужен ИОМ одарённому ребёнку

Стандартные образовательные программы в основном рассчитаны на детей со средним уровнем развития. Одарённые дети, вынужденные заниматься по одной программе с остальными ровесниками, не могут в должной мере развивать свой талант. На занятиях им становится скучно и в итоге они часто теряют интерес к учебе.

ФГОС требует, чтобы к таким детям применялся индивидуально-дифференцированный подход, который помогал бы развивать их способности. С этой целью и создают индивидуальный образовательный маршрут одарённого обучающегося.

Как выявить талантливого ребёнка

Чтобы увидеть в группе одарённого ребёнка, иногда достаточно простого наблюдения. Такие дети:

  • активны, интересуются разными сферами жизни, задают много вопросов;
  • быстро запоминают услышанное или прочитанное;
  • на занятиях всё схватывают на лету;
  • отличаются оригинальностью мышления, предлагают неожиданные решения;
  • имеют способность к одному или нескольким видам деятельности, где достигают гораздо более высоких результатов, чем сверстники.

Для выявления одарённости можно использовать различные методики:

  • методику оценки общей одаренности А. И. Савенкова;
  • карту одарённости А. И. Савенкова;
  • определение интенсивности познавательной потребности по В. С. Юркевичу;
  • методику экспертных оценок по определению одарённых детей А. А. Лосевой и другие.

Выделяют виды одарённости:

  • интеллектуальную,
  • академическую,
  • художественную,
  • творческую,
  • техническую,
  • спортивную,
  • артистическую,
  • литературную,
  • социальную,
  • лидерскую.

► Для каждого вида существует свой набор методик диагностики.

Принципы организации работы с одарёнными детьми

Индивидуальный образовательный маршрут одарённых детей должен строиться на следующих принципах:

  • обучать на более высоком уровне трудности, на занятиях давать более сложные задания, чем остальным детям;
  • не наставлять, а помогать;
  • поощрять проявление инициативы;
  • учить анализировать и самостоятельно решать проблемы;
  • учить использовать межпредметные связи для решения задач;
  • создавать обогащённую предметную и образовательную среду;
  • обеспечивать ребёнку психолого-педагогическую поддержку;
  • применять новые образовательные технологии.

ИОМ создаётся совместно с одарённым ребёнком, его родителями и ведущим педагогом с учётом:

  • особенностей, интересов и потребностей самого ребёнка;
  • профессионализма педколлектива;
  • материально-технической базы образовательного учреждения.

Какие разделы включить в ИОМ одарённого ребёнка

  • название вышестоящего уровня управления образованием;
  • название образовательного учреждения (дошкольной организации или учреждения дополнительного образования);
  • фамилия и имя ребёнка;
  • возраст;
  • группа;
  • вид одарённости;
  • склонности;
  • Ф. И. О. сопровождающего педагога;
  • партнёры (родители, другие родственники и педагоги).

Характеристика ребёнка, включая:

  • черты характера;
  • достижения;
  • познавательные потребности;
  • уровень и качество способностей, подлежащих развитию;
  • сведения о семье.

Результаты диагностики одарённости.

Пояснительная записка с целью и задачами:

Цель следует обозначить как можно конкретнее, записав предполагаемый результат. Избегайте общих формулировок, таких как «всестороннее развитие», «обеспечение условий для реализации способностей», «создание возможностей для творчества» и т.

Задачи формулируются в зависимости от цели и обозначают пути достижения этой цели. Задачи могут быть воспитательные, обучающие, развивающие.

Учебно-тематический план, который раскрывает основные модули или разделы курса, количество часов на каждый из них.

Календарный план на год, месяц, неделю в форме таблицы (заполняется в течение всего года):

Дата
Тема занятия
Часы
Содержание занятия
Результат (что удалось, что не удалось)

Методическое обеспечение программы:

  • теоретические и практические способы и приёмы работы с ребёнком;
  • формы организации деятельности (например: занятие в группе или классе, самостоятельная работа или совместно с наставником, работа в малых группах, игра, тренинг, эксперимент, участие в конкурсах, фестивалях).

Достигнутые результаты за всё время действия программы (например, награды в конкурсах разных уровней).

Статья «Индивидуальный образовательный маршрут как механизм индивидуализации образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования»

в статье раскрываются особенности процесса индивидуализации личности ребенка в условиях дополнительного образования.

Индивидуальный образовательный маршрут как механизм индивидуализации образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования.

Тумбаева Т. , методист МБОУ ДО СЮН НГО,

Невьянск Свердловской области

Динамическое развитие российского общества требует формирования индивидуальной, независимой, творческой, раскрепощенной личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.

В связи с этим наиболее актуальным стратегическим направлением развития системы образования в России на сегодняшний день является личностно – ориентированное образование, которое подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей и образовательных потребностей; на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику; на распределение учащихся по однородным группам по способностям, профессиональной направленности; на отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности.

В системе учреждений дополнительного образования образовательный процесс изначально ориентирован на деление детей по индивидуальным особенностям и интересам, где содержание и методы обучения рассчитаны на уровень умственного развития и корректируются в зависимости от конкретных способностей и запросов учащегося. Такая система позволяет создать оптимальные условия для развития способностей и реализации творческого потенциала детей, через освоение образовательной общеразвивающей программы, но, как показывает практика, так происходит не всегда.

На основе анализа сложившейся ситуации можно констатировать, что педагоги дополнительного образования, работая в разновозрастных группах, моделируют занятия в традиционной форме, ориентируясь на усредненный вариант учебного материала, что не позволяет в полной мере развивать творческие способности и познавательную активность каждого учащегося.

Эту тенденцию необходимо преодолевать, используя особенные личностно-ориентированные педагогические технологии, такие как:

технология полного усвоения знаний;

адаптивная система обучения;

технология исследовательского обучения;

технология игрового обучения;

технология модульного обучения;

технология разноуровневого обучения;

Более подробно следует остановиться на дифференциации и индивидуализации обучения, т. именно эти подходы составляют методическую основу многих личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания.

Как считают Л. Буйлова и Н. Кленова, дифференциация может осуществляться по разным основаниям, но наиболее часто применяются две основные формы:

Внутренняя дифференциация, основанная на различии индивидуальных уровней освоения учебного материала (темп, способности и другие); она может осуществляться в традиционной форме учета индивидуальных особенностей или в форме системы уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов.

Что касается внешней дифференциации, то она в учреждениях дополнительного образования происходит естественным путем при выборе ребенком того направления деятельности, которым он бы хотел заниматься.

Внутренняя дифференциация позволяет педагогу дополнительного образования корректировать программы и отводить для детей определенной группы столько времени, сколько им необходимо для полного и прочного усвоения этой части программы. Причем педагог имеет возможность как замедлять, так и ускорять процесс освоения программы в зависимости от той категории детей, с которой он работает.

Индивидуализация означает максимальное раскрытие возможностей каждого ребенка и создание условий для его персонифицированного развития. Объективным фактором, способствующим индивидуализации обучения и воспитания в дополнительном образовании, является относительно небольшое количество детей, с которыми педагог работает одновременно.

Индивидуализация процесса обучения предполагает формирование индивидуальных учебных планов (ИУП) и индивидуальных образовательных программ (ИОП), что в итоге позволяет сформировать индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) обучающегося.

Индивидуальная образовательная программа (ИОП) – это средство индивидуализации и дифференциации обучения, когда за счёт изменений в структуре и содержании образовательного процесса более полно учитываются интересы и способности учащихся, создаются условия для образования учеников в соответствии с их предпочтениями и потребностями.

Итак, индивидуальный образовательный маршрут:

−связан с конкретной целью (он целенаправлен) и условиями её достижения;

−создаётся до начала движения и обусловлен уже имеющимися у обучающегося знаниями и опытом;

−оформлен как индивидуальная образовательная программа.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями ребенка (уровень готовности к освоению программы).

Разработка индивидуального образовательного маршрута осуществляется совместно педагогом дополнительного образования, обучающимся и его родителями или законными представителями, но приоритетное право выбора варианта маршрута собственного образования принадлежит, в первую очередь, самому обучающемуся.

Основная задача педагога и родителей – это оказать помощь в проектировании и реализации своего проекта целенаправленного развития. Для этого в образовательном учреждении создаются специальные условия, а именно, условия для изучения интересов, потребностей и способностей обучающихся, обеспечение многообразия и разнообразия видов деятельности и программ, предоставление свободы выбора, повышение степени готовности педагога к реализации индивидуального образовательного маршрута, организация мониторинга.

Часто проектирование индивидуальных образовательных маршрутов вызывает у педагогов затруднения, так как спектр индивидуальных различий среди учащихся чрезвычайно широк.

Поэтому построение маршрутов чаще всего начинается с определения особенностей учащихся (адресатов). Основанием для дифференциации учащихся может быть возрастная категория; пол обучающихся; физические и психофизические особенности; социальный фактор; уровень владения обучающимися учебно-предметными знаниями и умениями; мотивы прихода детей в данное творческое объединение.

При разработке индивидуального образовательного маршрута определяются следующие компоненты.

Целевой: Постановка целей, определение задач образовательной работы

Содержательный: Отбор содержания программного материала на основе образовательной программы

Технологический: Определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка

Диагностический: Определение системы диагностического сопровождения

На основе анализа изученной литературы можно выделить следующие этапы конструирования индивидуального образовательного маршрута:

Этапы разработки индивидуального маршрута

определить уровень развития ребенка — диагностика (в т. его качества и способности);

очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению;

определить время, которое должен затратить ребенок на освоение базовой и специальной программы;

определение роли родителей;

разработка учебно-тематического плана;

определить способы оценки успехов ребенка.

Итак, индивидуальные образовательные маршруты могут отличаться друг от друга объемом содержания, степенью его сложности, и темпом освоения обучающимися. Различными могут быть методы, приёмы, способы организации образовательного процесса.

Но все они должны быть адекватны конкретному ребенку, содержанию образования и модели образовательного процесса.

И в заключение, можно сказать, что система дополнительного образования детей – это особая воспитательно-образовательная среда, ориентированная не только на получение ребенком определенных знаний и умений, но и обеспечивающая педагогическую поддержку, позволяющая приобретать социальный опыт, коммуникативные навыки, удовлетворять индивидуальные познавательные потребности, а главное – саморазвиваться и самореализовываться.

Именно в системе дополнительного образования есть все предпосылки для использования личностно-ориентированных технологий, более того, сама суть педагогического процесса в этом направлении изначально ориентирована на личность ребенка, так как основывается на принципах гуманизма, добровольности, дифференциации и индивидуализации обучения.

Будаева Н. Разработка и оформление индивидуального образовательного маршрута. Методическое пособие. Усть-Кут, 2015г. , стр

Также вас может заинтересовать

  • О необходимости внедрения современных электронных технических средств обучения и возможности их применения на уроках сольфеджио
  • Программа элективного курса «А как лучше сказать?»
  • Памятка «Последовательность выполнения проекта»
  • Влияние занятий оригами на развитие творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • Групповое занятие с элементами тренинга на сплочение групп 1 курса (2 занятие).

Индивидуальные технологии. Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося по программе дополнительного образования

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Кто такие дети с ОВЗ и чем они отличаются от детей-инвалидов?

Индивидуальные технологии. Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося по программе дополнительного образования

Под общим термином «дети с ограниченными возможностями здоровья» подразумевается широкая и неоднородная группа детей с различными отклонениями развития. Они включают нарушение зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, расстройства поведения (СДВГ и РАС), а также комплексные нарушения. Отклонения могут быть временными или постоянными, легкой или тяжелой степени.

«Дети с ОВЗ»— понятие более широкое, чем «дети-инвалиды». Задержки и отклонения в развитии не всегда приводят к установлению инвалидности. У детей-инвалидов расстройство функций организма стойкое, его причиной могут быть врожденные дефекты или травмы.

И тех, и других детей объединяет то, что они нуждаются в специальных условиях, которые позволят им освоить образовательные программы. Подходы к их обучению одинаковы, а программы различаются в зависимости от типа и тяжести заболевания.

Формы дошкольного образования для детей с ОВЗ

Существует три формы дошкольного воспитания и образования детей с ОВЗ в условиях ДОО:

  • в детских садах компенсирующего вида, где созданы необходимые условия для воспитания и обучения детей с особенностями — такие учреждения посещают дети с существенными отклонениями физического или психического развития;
  • в группах компенсирующего вида в обычных детских садах;
  • путем интеграции детей с ОВЗ, по 2–3 человека, в обычную группу вместе со здоровыми детьми — этот способ подходит для детей с легкими формами отклонений, но и для них необходимо создавать особые условия и обеспечивать индивидуальный подход.

Какая именно форма дошкольного образования подойдет ребенку, решает психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).

Какие условия для коррекционной работы должны быть созданы в детском саду?

Особый ребенок имеет все те же потребности, что и здоровый, а также дополнительные потребности. В ДОО, которые посещают дети с ОВЗ, обязательно создаются условия для коррекционно-развивающей работы: безбарьерная среда, специальное оборудование, индивидуальные планы образования и сопровождения.

Когда в детский сад поступает ребенок с ОВЗ, воспитатель не должен оставаться с ним один на один. В работу включаются разные специалисты: психолог, логопед, дефектолог. Они не только проводят индивидуальные занятия и занятия в небольших группах, но и дают рекомендации воспитателю и родителям ребенка.

Если заключение ПМПК предусматривает сопровождение тьютора, детский сад должен его предоставить. В обязанности тьютора может входить как постоянное индивидуальное сопровождение 1–2 детей, так и координация работы всех специалистов, воспитателей и родителей. В последнем случае за тьютором закрепляется большее количество детей.

Что следует учесть воспитателю во время работы с особыми детьми?

Прежде всего, воспитатели, работающие с детьми с ОВЗ, должны понимать, что обучение особых детей требует несколько иных подходов. Традиционные методы взаимодействия не подойдут. Такие дети быстро устают, могут иметь моторные трудности, низкую работоспособность, рассеянное внимание, расторможенность или, наоборот, заторможенность.

Поэтому стоит дать им чуть больше времени на еду и одевание, сократить продолжительность занятий, чаще менять виды деятельности. В работе с такими детьми больше, чем обычно, требуется индивидуальный подход и учет особенностей ребенка.

Индивидуальный подход не означает, что малыша с ОВЗ следует отделять от группы здоровых сверстников. Наоборот, следует включать его в общий процесс, давая ему посильные задания, создавать атмосферу доброжелательности.

Понимая, что особенности поведения и сниженные способности ребенка к обучению — следствие его болезни, а не капризов, педагог должен корректно оценивать динамику его развития. В педагогической работе важно найти положительные стороны личности малыша, сохранные функции, и опираться на них в обучении и воспитании.

Где учат работать с детьми с ОВЗ?

Как и где можно выучиться на воспитателя детского сада, который владеет основами коррекционного обучения? АНО «НИИДПО» предлагает пройти курсы повышения квалификации в этой сфере дистанционно*. Набор Слушателей ведется постоянно, и вы сможете в любой момент приступить к учебе — как только возникла необходимость. Продолжительность программ — от 3 до 8 недель.

Для работы в группах коррекционного и компенсирующего обучения воспитателю будет полезно пройти курс:

Узнать об особенностях инклюзивного дошкольного образования можно на курсе:

Составлять и реализовывать образовательные маршруты для детей с ОВЗ, подбирать формы и методы работы научат на курсе:

Речевое недоразвитие — частое сопутствующее нарушение при различных заболеваниях. Программа будет полезна как логопедам, так и воспитателям:

По окончании дистанционного* курса выдается свидетельство о повышении квалификации установленного образца. Выучитесь на воспитателя, знающего основы коррекционного дошкольного обучения, и станете востребованным специалистом, которому будут рады в любом детском саду, где есть дети с ОВЗ.

*Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

«Работа по индивидуальному образовательному маршруту в объединениях дополнительного образования»

Педагог дополнительного образования

Введение
Важнейшей задачей современного дополнительного образования является поиск наиболее эффективных форм образовательной деятельности, создание благоприятных условий обучения и развития личности каждого ребенка. Для решения задач, поставленных Концепцией развития системы дополнительного образования Российской Федерации нужны новые формы и методы, ориентированные на максимальное развитие потенциала обучающегося. Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования в целом. Большую роль в развитии детской одаренности и талантливости играют учреждения дополнительного образования, которые могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских и объединениях. В них ребенок начинает развитие специальных способностей, формирует специальную одаренность. Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей.

Глава 1. Цель, задачи и принципы индивидуального образовательного маршрута
Цель деятельности образовательного маршрута – это создание условий для жизненного, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, что способствует развитию детской одаренности. Задачи:
• создать условия для существенной дифференциации содержания обучения и воспитания учащихся с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ;
• активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить роль самостоятельной творческой исследовательской работы педагога и учащегося;
• обеспечить развитие целостной структуры личностных свойств ученика, позволяющих наиболее успешными способами осваивать учебный материал и раскрывать свой творческий потенциал. Традиционные формы и методы обучения, ведущие талантливую личность по обобщенному, стандартному, единому для всех образовательному пути, направленные на пассивное усвоение, требуют от ребенка лишь усидчивости, не развивая в нем стремление к активности и самореализации. Очевидно, что при максимальном учете индивидуальных особенностей ребенка, для формирования комплекса умений его самосовершенствования в образовании идеальным может считаться индивидуализация образования. Именно процесс индивидуализации образования, ориентируется на интересы, активность, инициативность обучающегося и открыто-рефлексивную позицию педагога. Совместная работа педагога и обучающегося направлена на формирование предметных умений и универсальных умений, на получение учебных результатов в продуктивной форме. Индивидуальный образователь

Работа по индивидуальному образовательному маршруту в объединениях дополнительного образования

Выполнила: Бородинова Татьяна Александровна

Глава 1. Цели, задачи и принципы индивидуального образовательного маршрута

Глава 2. Методика построения индивидуального образовательного маршрута

Список использованной литературы

Цельдеятельности образовательного маршрута – это создание условий для жизненного, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, что способствует развитию детской одаренности.

Традиционные формы и методы обучения, ведущие талантливую личность по обобщенному, стандартному, единому для всех образовательному пути, направленные на пассивное усвоение, требуют от ребенка лишь усидчивости, не развивая в нем стремление к активности и самореализации. Очевидно, что при максимальном учете индивидуальных особенностей ребенка, для формирования комплекса умений его самосовершенствования в образовании идеальным может считаться индивидуализация образования.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными особенностями и возможностями обучающегося, а также содержанием образования.

Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается не только для одарённых детей, но и для детей с ограниченными возможностями здоровья

Эффективность работы по индивидуальному образовательному маршруту обуславливается рядом условий:

— осознанием всеми участниками образовательного процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута, как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора направления дальнейшего обучения;

— осуществлением психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута обучающегося;

— активным включением обучающегося в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;

— организацией рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.

Педагог, составляющий индивидуальную программу для того или иного ребенка, должен опираться в первую очередь на содержание базовой программы своего объединения.

Педагоги системы дополнительного образования должны знать об особенностях работы с одаренными и талантливыми детьми. Программы для одарённых детей отличаются по содержанию, по процессуальности, по ожидаемому результату, по среде обучения. Разработка таких программ учитывает, что одарённые дети способны быстро схватывать смысл важнейших понятий, положений, принципов; имеют потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и разбираться в них глубже.

Приступая к созданию индивидуального образовательного маршрута, педагогу необходимо определить, по какому типу структурирован материал в его программе.

Р азличные структуры образовательных программ могут быть представлены простыми геометрическими линиями:

Рис. Виды образовательных маршрутов.

Большая часть традиционных программ строится по аналогии с прямой линией, идущей вверх (картинка №1). Это позволяет реализовать систематичность и последовательность: от простого к сложному.

Построить программу, ориентированную на развитие одаренности, та­ким образом, очень сложно, потому что одаренные дети, зачастую, имеют склонность к задачам дивергентного типа (творческие задания). Особенность этих заданий в том, что они допускают множество правильных ответов. Ре­шение этих задач в рамках программы, основные требования которых систе­матичность и последовательность, довольно затруднительно.

Другой способ решения — структурирование учебного материала по ти­пу нескольких концентрических кругов (картинка №2). В структуру такой программы обычно входят несколько более мелких подпрограмм, (они могут быть относительно автономны). Пройдя первый круг, ребенок осваивает второй, затем третий.

Это принцип при разработке индивидуального образовательного мар­шрута возможен, но наиболее продуктивен — третий (картинка №3) — логарифмическая спираль. Благодаря такой структуре один и тот же вид деятельности отрабатывается на занятиях периодически, многократно, причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия. При этом способе структурирования материала открываются большие возможности для исследовательской деятельности воспитанников, которая, как раз, направлена на развитие их одаренности.

Определив тип структуры образовательной программы можно присту­пить к разработке индивидуального образовательного маршрута.

Известный специалист в области одаренных детей Джон Рензулли счи­тает, что педагог, разрабатывающий индивидуальный образовательный мар­шрут должен действовать примерно по такой схеме:

1)Диагностика — Определить уровень развития ребенка (в т. его качества и способности);

2)Определение целей и задач — Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению.

3)Определение времени — Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной и специальной программы;

4)Определение роли родителей — Предусмотреть участие родителей

5)Разработка учебно-тематического план

7)Интеграция с другими специалистами

8)Определение способов оценивания успехов

Рассмотрим подробнее этап диагностики уровня развития способностей воспитанника и его индивидуальных особенностей. Очень важен и примечателен тот факт, что педагогические работники в своей практической деятельности, чтобы не проглядеть, не потерять одаренность проявляют большое внимание к установлению уровня способностей и их разнообразия у детей. И, наоборот, теряя дарование, талант и просто заметные способности, педагоги образовательных учреждений теряют и всех остальных.

Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с воспитанником и его родителями определяет цели и задачи маршрута.

Третий этап — «Определение времени» не должен вызвать у педагога затруднение. В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим воспитанником срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами. Возможно совмещение занятий индивидуального маршрута с основной программой, только в углублённом изучении проблемы затрагиваемой на занятии.

Четвертый этап — «Определение роли родителей воспитанника в реализации маршрута». Он предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной творческой деятельности со своим ребенком

На пятом этапе — «Разработка учебно-тематического плана» педагогу необходимо совместно с воспитанником и родителями подобрать темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы воспитанника, его возможности и поставленные цели.

Перейдем к 6-му этапу — «Определение содержания учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определе­ния итогов». Рассмотрим его подробнее. Каждый одаренный ребенок непо­вторим, но существует много черт характерных для большинства одаренных детей. Учитывая эти особенности, можно очертить круг методов и техноло­гий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуаль­ного образовательного маршрута.

На седьмом этапе «Интеграция с другими специалистами» разработчик маршрута, проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, решает нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным воспитанником других специалистов.

Восьмой этап «Определение способов оценивания успехов». Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с воспитанником.

Рекомендовано проводить оценку успехов освоения маршрута каждые три месяца или по окончании какого-либо образовательного блока или этапа, по карте одаренности, которую уже использовали на этапе диагностики.

Главная ценность для педагогов дополнительного образования – это то, что каждый ребенок представляет собой уникальную личность со своими интересами, со своей неповторимостью, переживаниями и социальным опытом.

Главная задача, стоящая перед педагогом – помочь пробудить в ребенке его творческое начало, понять и найти себя, пробудить интерес к познанию, развить лучшие его личностные качества. Индивидуальный образовательный маршрут в данном случае служит персональным путем реализации личностного потенциала.

Ежемесячный научно-методический журнал: Дополнительное образование и воспитание / Издательство ООО «Вилена» / – М. , январь 2019. – Вып. №1, – 18-19 с.

Козодаева Л. Разработка и оформление индивидуального образовательного маршрута. Методическое пособие. Строитель , 2017г.

Тавстуха О. Муратова А. Гринько М. Михеева Е. Колтырева Л. Колисниченко Т. / ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ / Оренбург 2010, — 57 с.

  • ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ На тему: «Развитие творческих способностей обучающихся в объединении «Бисероплетение»»
  • Из опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
  • Из опыта работы педагога дополнительного образования Детского автогородка
  • Воспитательный час «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
  • Роль семьи в воспитании полноценной личности

ЦНППМ РИРО в настоящее время реализует 2 линии непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, основная цель которых — это построение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов педагогов.

Индивидуальные технологии. Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося по программе дополнительного образования

Образование детей с ОВЗ

Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной образовательной политики.

Законодательные акты, регламентирующие организацию образования детей — инвалидов и ОВЗ.

Каков порядок получения образования детьми ОВЗ.

Презентация семинара «Комплексное сопровождение детей с ОВЗ».

Расширение образовательных возможностей этой категории обучающихся является наиболее продуктивным фактором социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе. Программы дополнительного образования решают задачи реализации образовательных потребностей детей, относящихся к данной категории, защиты прав, адаптации к условиям организованной общественной поддержки их творческих способностей, развития их жизненных и социальных компетенций.

Получение детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья дополнительного образования способствует социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и в разрешении проблем, затрагивающих их интересы.

Дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные детско-взрослые сообщества, позволяющие им осваивать социальные роли, расширять рамки свободы выбора (социальные пробы) при определении своего жизненного и профессионального пути.

Сайт ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Полезные тематические ресурсы и сайты по организации методической поддержки при работе с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами

  • На данном портале представлен конструктор для  разработки и реализации СИПР.
  • На данном сайте можно задавать вопросы по обучению детей ОВЗ специалистам Учебно-методического центра «Центр внедрения ФГОС ОВЗ»
  • Официальный сайт центральной психолого-медико-педагогическая комиссии Красноярского края
  • Образование детей с ОВЗ и инвалидностью в Красноярском крае  Данный интернет-ресурс (электронная ресурсная карта) создан для поддержки работы единого профессионального сообщества педагогических работников и специалистов, участвующих в реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Документы

Рассмотрим целесообразность определения тех или иных технологий в процессе проектирования индивидуальной образовательной программы.

Деятельностный подход способствует развитию способности эффективно мыслить, искать и находить нужную информацию, приобретать прочие важные учебные навыки. Одной из технологий развивающего обучения является проектно-исследовательское поведение. Данная технология предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует способность трудиться «в команде», планировать свои действия. Компетентностный подход заключается в приобретении навыков результативного, творческого, осмысленного обучения. Технологии компетентностного обучения повышают уровень сформированности умений объяснять явления действительности, находить оптимальные пути достижения целей и самого целеполагания, навыков самодиагностики в плане определения будущих результатов деятельности, а также самостоятельной организации своей работы. Обучение принимает совершенно новую форму, ведь принципы, заложенные в компетентностном подходе должны воспитывать самостоятельных личностей, обладающих компетенциями для дальнейшей учебной и иной деятельности. Технологии личностно ориентированного обучения ставят во главу угла «обучение в сотрудничестве» (cooperative learning), применение метода проектов, внедрение принципа разноуровневого обучения. Эти технологии предусматривают индивидуальный и дифференцированный подход к обучению и воспитанию учащихся. Метод проектов возник в двадцатые года нынешнего столетия, на основе идей американского философа и педагога Дж. Дьюи, а также его ученика В. Килпатрика. Необходимо отметить, что данная технология служила попыткой организовать познавательную деятельность учащихся, а также пробудить активность в процессе совместного труда, сотрудничества. Многие цели вполне становятся достижимыми, если их решать сообща, то есть общаясь и обучая друг друга. Технология проекта предполагает наличие некой общей проблемы, требующей разрешения, для чего учителем организуется поисковая, исследовательская, познавательная, творческая деятельность в результате применения индивидуальной и в групповые формы обучения учащихся. Групповая форма работы предусматривает участие очень разных детей со всеми их индивидуальными особенностями, различной подготовкой и ориентациями. Каждый ребенок, участвующий в проекте может проявить свои лучшие стороны, применяя то, чем уже владеет, и, учась чему-то новому у других участников проекта. Поэтому проектная деятельность делает совместную работу всех участников посильной и, в то же время, не оставляя их в стороне от активной деятельности группы. «Обучение в сотрудничестве» или обучение в малых группах, основной идеей имеет создание условий для активной совместной деятельности в разных учебных ситуациях. У детей по-разному проходят образовательные процессы – одни мыслят быстро, на лету схватывая суть вопроса, но утрачивают способность видеть детали вследствие естественного психофизиологического процесса утомления, а другие долго включаются в работу, иногда стесняясь задавать вопросы, однако способны длительно сохранять взятый вначале темп деятельности. В этих случаях хорошо создавать некие группы ребят (по три, четыре, пять человек), способных решать задачи совместным образом. Каждый член «команды» отвечает за общий результат, а, значит, за всех участников рабочей группы. Это очень полезно, ведь в наше время тотальной индивидуализации и фиксированности на собственных нуждах, может быть приобретено важное качество – уметь работать сообща, быть ответственным за общее дело, стать результативным и ответственным в команде, выполняя конкретную задачу, разрешая конкретные вопросы. Разноуровневое обучение – это система применения форм и видов дифференцированности педагогического процесса. Действительно, дифференцированность крайне необходима и в особенностях подачи информации, и в системе особенностей (безусловно, не критериев) оценивания результатов освоения предметных знаний. Индивидуальные склонности и способности проявляются у ребят уже в начальных классах, поскольку их интеллектуальные предпочтения совпадают с желанием развивать те или знания. И поэтому, уже к третьему классу, детей можно условно разделить на группы разного уровня по тому – с каким именно качеством они осваивают тот или иной предмет. Таким образом, учащийся интересующийся, к примеру, иностранными языками может и должен получать задания повышенного уровня сложности, обсуждать учебные вопросы с учителем, предполагающие углубленное знание науки или предмета. На протяжении всего обучения действует система оценивания, тестирования, поскольку это способствует выделению групп детей способных к овладению более сложной учебной информации, а также организации объективно выстроенного мониторинга успешности программы обучения.

Подобные технологии хороши для всех категорий учащийся, важно только правильно методологически выстроить процесс обучения в рамках подобного рода технологий, предопределяя возможности применения тех или иных педагогических «инструментов».

Составление индивидуальной образовательной программы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Рассмотрим отличия составления индивидуальной образовательной программы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Подобный документ имеет целью преодоление несоответствия обучения ребенка с психофизическим нарушением образовательным программам – реальным возможностям учащегося. Образовательная программа любой степени не может учитывать особенности каждого ребенка, именно поэтому особенным и важным назначением индивидуальной программы заключается в создании условий для индивидуализации содержания образования.

Принципами проектирования индивидуальных образовательных программ в данном случае (помимо вышеуказанных общих принципов составления) являются:

— принцип учета онтогенетических закономерностей формирования функций и закономерностей психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также их психолого-педагогических и возрастных особенностей;

— принцип интегрированного подхода к отбору содержания индивидуальной образовательной программы, реализации межпредметных связей, соблюдения тематической взаимосвязанности учебного материала и его вариативности;

— принцип дозированности осваиваемых дидактических единиц, индивидуально-дифференцированного подхода в выборе содержания, методов и приемов, а также требований к уровню подготовки ребенка;

— принцип системного и комплексного подхода к проектированию индивидуальных образовательных программ;

— принцип единства диагностики и коррекции.

При проектировании индивидуального обучения и развития ребенка с ОВЗ важно обращать внимание на следующие особенности ребенка:

1) речевое развитие ребенка (достаточен ли словарный запас, связные ли высказывания, имеются ли расстройства речевой функции);

2) сформированность элементарных пространственных представлений (выше-ниже, дальше-ближе, справа-слева);

3) уровень развития элементарных математических представлений, кругозор (общая осведомленность об окружающем мире);

4) особенности поведения ребенка (усидчивость, восприимчивость к правилам поведения, умение обращаться с учебными материалами, взаимодействовать с другими детьми, педагогами, способность к критичности);

5) владение гигиеническими навыками;

6) работоспособность, темп деятельности, способы преодоления затруднений;

7) уровень мотивации, адекватность эмоционального реагирования, интересы вне учебы.

Примерная схема составления индивидуальной программы для учащегося с ОВЗ

  • Ф.И.О., дата рождения учащегося;
  • сведения о семье, раннем развитии, причины и целесообразность составления индивидуальной образовательной программы, содержание заключения КЭК, медиков;
  • где ранее обучался (учреждение, формы обучения, результативность, особенности обучения);
  • психолого-педагогические особенности ребёнка, логопедическое заключение, проблемы в речи;
  • какой учебный план, по какому учебному предмету будет реализован, в соответствии с чем, будет обучаться, какие выбраны учебные предметы, причины выбора (согласование с родителями), общее количество часов;
  • расписание занятий; время посещения учителя – логопеда, педагога – психолога;
  • уровень знаний по предметам, сформированность УУД;
  • социализация ребёнка (участие в классных мероприятиях, праздниках, посещение лечебных процедур – при наличии условий в школе).
  • планируемый результат.

Проектирование индивидуальной образовательной программы для учащихся общеобразовательных школ можно производить в соответствии с запросами обучающихся или их законных представителей, объективной целесообразностью, иными словами, инициируясь волей субъектов системы образования, имея официальное обоснование. Составление индивидуальной образовательной программы для детей с ОВЗ важно осуществлять четко с предписаниями указанных комиссий и их рекомендациями.

Индивидуальное обучение предполагает довольно доверительный психологический контакт с педагогом. Безусловно, педагог должен владеть хотя бы первоначальными сведениями в области признаков и особенностей взаимодействия с детьми, имеющими психические или (и) соматические патологии. К примеру, дети аутичного склада, имеющие признаки глубоких психических расстройств (как, например, при шизофрении) нуждаются в крайне деликатном воздействии, причем на первом месте должна быть не столько информативная составляющая образовательного процесса, а корректирующая, поддерживающая личность ребенка стратегия со стороны педагога. Такие дети не имеют ни опыта успешной коммуникации, ни особых ресурсов для ее осуществления, ни навыков самокоррекции. Именно поэтому педагогу важно учитывать подобную особенность ребенка при составлении индивидуальной образовательной программы, да и самому озаботиться тем, чтобы стать вполне компетентным в направлении работы с особыми детьми, детьми, не имеющими тех интеллектуальных или физических возможностей, которыми владеет большинство учащихся. Именно по этой причине в «диагностический блок» программы нужно обязательно корректно (не указывая напрямую диагноза учащегося) прописывать круг проблем, связанных с образованием и социализацией учащегося, учитывать данные особенности при формулировании целей и задач программы. Безусловно, важно указать направления коррекционной работы с обозначением четкого описания методов и приемов, обеспечивающих взаимодействие всех участников сопровождения ребенка.

Разберем тактику составления программы на конкретном примере. Ребенок, имеющий, к примеру, официальный диагноз «шизофрения», которому предписано индивидуальное обучение на дому, проходит обучение по учебному предмету «биология» в седьмом классе.

№п/пДатаТемаФорма занятийФормы контроля
Дом. задание
Отметка о выполнении

Сам. (пр. , лаборат. ) работаКонсультацияК. ТестЗачетТворч. работа
12. 03
Особенности размножения покрытосеменных растений. Класс Двудольные. Крестоцветные. №2″Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения». Работа совместно с учителем над определителем растений. _


Зарисовка цветковых, произрастающих в местности (работа по заранее заготовленным методическим материалам)
Сделать выводы по результатам практиеской работы
вып. 03-18. Проверка работы по результатам практики с ботаническим определителем (выяснение погрешностей в выполнении, изучение их особенностей, проработка «проблемных» зон в выполнении занятий, планирование применения форм и технологии к контексте корректировки учебного плана), консультации со специалистами. 03
Класс Двудольные: характерные особенности растений семейства Розоцветные. Класс Двудольные: характерные особенности растений семейства Пасленовые. —
Изучение нового материала и устное сопоставление его с систематическими признаками. —
Тестовый контроль знаний в области отдела Покрытосеменные растения. —

Составление биологического словаря с использованием учебника (по соответствующей теме)

20. 03-25. 03
Проверка работы учащегося с тестовым материалом, анализ ошибок логического и содержательного характера. Выявление «проблемных» зон в выполнении занятий, планирование применения форм и технологии к контексте корректировки учебного плана). Включение в план следующей консультации беседу о этике поведения в природе, необходимости сохранения видов, относящихся к категории «охраняемых», редких, исчезающих.

Приведенный фрагмент плана показывает, что каждый информационный блок должен анализироваться по итогам его исполнения. Цель детального анализа – выявить не усвоенные учебные темы, причины их не усвоения, нахождение решения по разработке индивидуального подхода к обучению учащегося по конкретным учебным темам, проблемам, вопросам.

Особая категория вопроса по составлению проекта индивидуальной образовательной программы для учащихся с ОВЗ – это согласованные действия с родителями учащегося. В зарубежных публикациях высказывается мысль о необходимости согласования ожиданий родителей относительно его будущего, а значит, их целей на ближайшие годы. Соответственно, родителям можно задать ряд вопросов:

— Какая деятельность приносит ребёнку удовольствие?

— Приносит ли эта активность какие-либо долговременные результаты?

— О чём мечтает ребёнок? Каковы его планы на будущее?

— Каковы планы на будущее родителей ребёнка?

— Кем бы родители хотели видеть ребенка после окончания школы?

— Как родители видят счастливую и наполненную жизнь для ребёнка в будущем? Что может способствовать обретению такой жизни? Что мешает исполнению планов на будущее? Как и в какой степени можно устранить эти препятствия?

Безусловно, существуют объективные трудности в сотрудничестве педагогов с родителями, ив этом отношении существует несколько не всегда преодолимых факторов. Во-первых, не всегда у родителей существуют объективные представления о возможностях ребенка, и они могут колебаться от «градуса» тотального неверия в свои и его силы до самонадеянности, абсолютно ни чем не подкрепленной и необоснованной. Во-вторых, родители могут быть сами заложниками ситуации, попадая под влияние течения жизни, не считая нужным или возможным что-то менять в семейном укладе жизни. Тем более, это в полной мере проявляется тогда, когда речь идет о семье, где имеется глубоко больной ребенок. Общий эмоциональный фон семьи, эффект «заражения» симптоматикой заболевания и прочие сопутствующие болезни ребенка факторы осложняют взаимодействие родителей и школы, в силу этого, нужно уметь расставлять приоритеты, видеть и побуждать увидеть реальную картину происходящего всех членов семьи учащегося. Самый простой способ решения этой задачи состоит в том, чтобы определить одну, максимум две задачи психолого-педагогического характера, а затем, выполнив их, планировать следующие, соответственно, на другой учебный период времени.

Оцените статью
Мой маршрут