Индивидуальный маршрут педагога психолога по сопровождению воспитанника с зпр

Ольга Бадашова
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка 5–6 лет с ЗПР

Индивидуальный образовательный маршрут Ивановой ХХХХХХ

на 2020-2021 учебный год.

Индивидуальный образовательный маршрут составлен на основе АООП для детей с ЗПР.

Настоящий маршрут определяет содержание и структуру деятельности учителя-дефектолога и учителя-логопеда в работе с ребенком 5-6 лет на основании заключения ПМПК, носит коррекционно-развивающий характер, составлен с учетом возрастных и специфических особенностей ребенка.

Цель коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога: формирование познавательных процессов и способов

умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов.

Познавательные процессы окружающей действительности дошкольников с ограниченными возможностями обеспечиваются процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти, соответственно выдвигаются следующие задачи познавательного развития:

• формирование и совершенствование перцептивных действий;

• ознакомление и формирование сенсорных эталонов;

• развитие внимания, памяти;

• развитие наглядно-образного мышления.

Цель коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда: формирование правильного звукопроизношения, развитие понимания речи и формирование собственной грамматически правильной речи.

Задачи специальной логопедической помощи:

• развитие слухового внимания, фонематического, речевого слуха;

• развитие артикуляционной моторики, формирование правильного звукопроизношения;

• активизация речевой деятельности;

• расширения словарного запаса, развитие способности к составлению предложений по демонстрируемому действию, картинкам, их сериям;

• обучению навыкам коммуникации: формированию базовых коммуникативных функций, социо-эмоциональных и диалоговых навыков;

• формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре;

Форма занятий: индивидуальная.

Частота проведения: 1 раз в неделю с учителем-дефектологом

1 раз в неделю с учителем-логопедом

Время поведения: с 15 сентября по 14 мая.

Длительность одного занятия — 20 минут.

1. Диагностический этап — проведение углубленной диагностики.

2. Коррекционно-развивающий этап – проведение индивидуальных занятий.

3. Заключительный этап. Проведение итоговой диагностики. Подведение итогов.

Формирование понимания обращенной речи и навыков учебного взаимодействия

— учить выполнять движения по словесной инструкции;

— формировать умение находить предмет по словесному описанию его;

— учить пониманию вопросов (кто, кого, чем, что) и умению их задавать;

— формировать устойчивый пространственно — временной стереотип занятия.

Формирование навыков звукопроизношения, звукового и слогового состава слов:

— Уточнить произношения гласных и согласных раннего онтогенеза: а,у, о, и, ы, м, н, в, ф.

— Закреплять навыки четкого произношения звуков, уже имеющихся в речи. — Формировать правильное произношение звуков и начать их автоматизацию.

Артикуляционная гимнастика — Готовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков. — Развивать мимическую мускулатуру.

Звукопроизношение — Продолжать работу над автоматизацией правильного произношения поставленных звуков.

— Формировать правильное произношение звуков.

Работа над слоговой структурой слова

— Проговаривание слов, доступного слогового класса.

-Постепенно увеличивать сложность классов.

Развитие фонематических представлений — учить подбирать слова на заданный гласный звук. — Формировать умение дифференцировать на слух сохранные звуки. — учить выделять начальный ударный гласный звук А У И в слогах и словах (Аня, ухо, игры и т. п.).

Лексика — Систематизировать и расширять знания по лексическим темам. Ввести в активный словарь существительные, прилагательные и глаголы по изучаемым лексическим темам. Развивать вариативность лексики, способствовать формированию точности смыслового значения слов и выражений.

Развитие грамматического строя речи (по всем лексическим темам)

— Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе.

— Знакомить со способами словообразования.

— Продолжать работу по обучению согласованию прилагательных с существительными, по практическому употреблению относительных и притяжательных прилагательных в речи. — Закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги, уточнить понимание их значений и начать формирование умения употреблять сложные предлоги из-под, из-за.

Обучение связной речи (по всем лексическим темам)

-Учить пользоваться простой двух-трехсловной фразой включающей в себя усвоенные слова, по моделям: обращение +глагол, я +действие, субъект +действие, Кто? Что делает?

— Формировать умение отвечать на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам (Кто это? Что он делает? Что это, составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с одним действующим лицом (Дети спят. Мама варит суп.)

— Закреплять умение составлять описательные рассказы о предметах на материале пройденных лексических тем. — Учить грамотно задавать вопросы. Стимулировать развитие не только диалогической, но и монологической речи. — Совершенствовать умение отвечать на вопросы по небольшим текстам, развивать речевой слух. Учить составлять рассказы о предмете по отработанным лексическим темам с использованием наглядного плана, по картинке (по картинкам, по серии картин) — Учить составлять короткие рассказы, опираясь на личный опыт, рассказывать о переживаниях, связанных с прочитанным, увиденным. — Учить пониманию, толкованию слов, сравнению, объяснению пословиц, загадок. — Работать над совершенствованием процессов внимания, памяти, операций анализа и синтеза, классификация и обобщения. — Учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать словесно-логическое мышление.

Развитие пространственных, временных и математических представлений. — Учить отражать пространственное положение предметов в речи. Уточнить представления о пространственных отношениях, выраженных простыми предлогами. — Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку, понимать и использовать в речи прилагательные левее, правее, выше, ниже. — Закреплять в речи названия дней недели и месяцев года. Учить устанавливать возрастные различия между людьми. — Ввести в речь слова шире, уже, выше, ниже, больше, меньше, короче, длиннее. — Учить точно подбирать глаголы движения с приставками пространственного значения (заехал, выехал, переехал, отъехал, уехал).

Развитие психических функций и мышления:

— Воспитывать слуховое внимание при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи.

— Учить группировать и классифицировать хорошо знакомые предметы (игрушки, овощи, фрукты, одежда, обувь, посуда).

— Учить запоминать игрушки (предметы, картинки) и выбирать их из разных тематических групп и раскладывать их в определенной последовательности.

— Учить выбирать по словесной инструкции предметы определенного цвета (отобрать только красные машинки, белые кубики и т. д.).

— Учить определять лишний предмет из представленного ряда.

Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы с учителем-дефектологом к концу учебного года:

— различать правую и левую руку, правую и левую сторону тела и лица человека;

— определять правую и левую, верхнюю и нижнюю стороны на таблицах,

рисунках, столе, листе бумаги;

— уметь поместить и найти предмет по словесному указанию педагога;

— создавать однородные группы предметов по одному признаку по двум-трем признакам (цвету, форме, величине) по полной и неполной аналогии;

— употреблять слова, обозначающие изученные свойства (цвет, форму, величину) и расположение предметов в пространстве, в активной речи.

—узнавать и правильно называть пять-шесть растений, произрастающих на участке детского сада и в ближайшем окружении; называть наиболее распространенные растения сада и огорода на рисунках, в природе и по описанию.

—правильно называть пять-шесть изученных видов животных, уметь узнавать их в природе, опираясь на знание основных отличительных признаков;

—правильно называть времена года, их последовательность;

—называть отличительные признаки противоположных времен года (осенью — весной, зимой — летом, осуществлять соотносительный анализ, строить предложения с использованием противительных союзов а,но;

—составлять коллективный рассказ о погоде за один день (на основе

непосредственных наблюдений, по вопросам педагога, по опорным словам);

—уметь составить рассказ о правилах поведения в природе, правилах обращения с домашними животными.

— называть свое полное имя, фамилию, возраст, имена товарищей;

— называть имя и отчество взрослых, работающих в дошкольном учреждении;

— соблюдать основные формы обращения к взрослым и детям;

— рассказывать о составе семьи и труде родителей по вопросам педагога, задавать такие же вопросы детям;

— называть по четыре-шесть наименований конкретных предметов, относящихся к игрушкам, настольным играм, одежде, обуви; к бытовой технике, мебели, посуде; к спортивным принадлежностям, спортивной одежде; пассажирскому транспорту.

— уметь описать одну-две игрушки и рассказать о правилах одной-двух

— соблюдать правила поведения на улице и в других общественных местах.

Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы с учителем-логопедом к концу учебного года:

— понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними ( в соответствии с изученными лексическими темами: «Домашние животные», «Домашние животные, птицы и их детеныши», «Человек. Части тела», «Зима. Новый год», «Зимние забавы», «Животные жарких стран», «Профессии. Строительство», «Семья», «Детский сад. Профессии», «Защитники Отечества», «Транспорт. ПДД», «Мамин день», «Ранняя весна», «Посуда. Продукты», «Насекомые», «День Победы».

— называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и их расположение на теле (вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади);

— умеет пользоваться простой двух-трехсловной фразой включающей в себя усвоенные слова, по моделям: обращение +глагол, я +действие, субъект +действие, Кто? Что делает? Распространять простое предложение прилагательным, использовать простые предлоги.

— умеет отвечать на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам (Кто это? Что он делает, составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с одним или двумя действующими лицами (Дети спят на кроватях. Мама варит гороховый суп.)

— умеет составлять описательные рассказы с опорой на наглядную схему о предметах на материале пройденных лексических тем. — умеет грамотно задавать вопросы, отвечает на вопросы по небольшим текстам. — умеет услышать правильное и искаженное произнесение звука, слова, исправляет ошибку. – правильно использует в речи звуки (с-з, ж-ш, умеет их дифференцировать.

— ориентироваться в пространстве, понимать и использовать в речи предлоги и наречия (право, лево, вверху, внизу, впереди, сзади);

Оцените статью
Мой маршрут