Индивидуальный маршрут развития ребенка с нарушением развития в доу

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ГЛУХОГО ДОШКОЛЬНИКА (ШАБЛОН)

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 г.) «Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

— индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития)».

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) — документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей глухого ребенка в процессе обучения и воспитания на ступени дошкольного образования.

ИОМ является продуктом деятельности психолого-педагогического консилиума. Основная цель ИОМ — построение образовательного процесса для глухого ребенка в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.

Разработка ИОМ рекомендуется при реализации, адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования глухого дошкольника с выраженными дополнительными нарушениями развития (комбинации нарушений слуха с ЗПР, легкой умственной отсталостью, нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата, сочетающимися с интеллектуальной недостаточностью и др.), значительно отстающего от возрастной нормы, перспектива сближения с которой маловероятна даже при систематической и максимальной специальной помощи.

Реализация ИОМ способствует освоению глухими детьми с выраженными дополнительными нарушениями развития на доступном им уровне содержания пяти образовательных областей, предусматриваемых АООП ДО.

При составлении ИОМ (внешнего или внутреннего) необходимо подписать дополнительное соглашение с родителями глухого дошкольника и довести до родителей информацию:

— о предельно допустимых нормах образовательной нагрузки;

— о содержании пяти образовательных областей;

— о коррекционно-развивающей работе;

— о психолого-педагогическом сопровождении;

— о возможностях и правилах внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.

ИОМ включает в себя следующие компоненты:

•целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы).

•содержательный (отбор содержания программного материала на основе совмещения или перекрещивания программ воспитания и обучения глухих дошкольников с дополнительными нарушениями развития и без них / глухих дошкольников и их слышащих сверстников);

•технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка и дошкольной образовательной организации);

•диагностический(определение системы диагностического сопровождения, систематизация и корректировка методик диагностики в соответствии с направлениями общего и специального мониторинга);

•организационно-коррекционно-педагогический (условия и пути достижения коррекционных, педагогических целей)

•результативный (формулируются ожидаемые целевые ориентиры, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий, прогнозируются целевые ориентиры реализации ИОМ).

Целевые ориентиры прогнозируются заранее в течение полугодия или года.

Коррекционно-педагогическая работа с глухими детьми с выраженными дополнительными нарушениями развития строится на основе данных, полученных в результате психолого-педагогического обследования каждого ребенка, а также учитываются общие закономерности развития детей. Исходя из этого определяется содержание коррекционно-педагогической работы с каждым воспитанником на ближайший период по основным линиям развития (социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического).

Содержание коррекционно-педагогического процесса должно быть разработано в ИОМ каждого ребенка в условиях дошкольной образовательной организации и семьи.

Кроме того, в индивидуальной программе указываются конкретные методы, приемы и упражнения для работы с ребенком в целях достижения поставленных коррекционно-педагогических задач.

Индивидуальную программу воспитания, обучения и развития ребенка необходимо конкретизировать и дополнять в соответствии с динамикой его развития, а также с учетом повышения педагогической компетентности родителей.

Данный документ также включает в себя рекомендации, заключение об эффективности коррекционно-развивающей работы за данный промежуток времени и год:

• положительная динамика: высокий уровень;

•положительная динамика: выше среднего уровень;

•относительно – положительная динамика: средний уровень;

•незначительная динамика: низкий уровень;

•отрицательная динамика (невозможность ребёнка усвоить содержание того или иного раздела программ);

. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Пример подбора форм работы с дошкольником по ИОМ

План индивидуального сопровождения обучающегося

Содержание дошкольного образования

Программа коррекционно-развивающей работы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 69» г. СЫКТЫВКАРА

Индивидуальный маршрут развития воспитанника с ОВЗ на 2020-21 уч.г. группы № 16

учитель-логопед Буркотенко-Буркот Л.А.

педагог-психолог Носкова Е.В.

воспитатель Бычкова Е.Л.

Развитие интеграционных процессов в образовании, деятельность центров и служб психолого-педагогического сопровождения детей, нуждающихся в поддержке; экспериментальная и проектная работа по выстраиванию условий для детей с ОВЗ в образовательных учреждениях обеспечили возможность серьёзного эволюционного скачка в развитии и понимании инклюзии как реальной возможности для российского образования. Рассмотрение образования через призму инклюзии означает изменение представления о том, что проблемой является ребенок и переход к пониманию того, что в изменениях нуждается сама система образования.

Проблема проектирования индивидуальных образовательных маршрутов на современном этапе является одной из актуальных проблем, это связано с изменившимися социально-экономическими условиями развития общества, с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, которые предполагают новые требования к системе образования.

В решении заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике отмечается, что субъектами Российской Федерации должны быть приняты исчерпывающие меры организационно-правового характера, обеспечивающие решение вопросов организации предоставления образования детям с ограниченными возможностями здоровья, отнесенных к их компетенции.

Для решения этой задачи от современного педагога требуется ведение различных новых форм документации, одной из которых является Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). В современной литературе, к сожалению, крайне недостаточно литературы, описывающей подходы к составлению этого документа. И те немногочисленные источники, которые представлены, относятся к школьному образованию. В данном методическом пособии мы раскрыли собственный опыт составления Индивидуальных образовательных маршрутов, опираясь на ФГОС ДО, адаптируя школьный опыт составления ИОМ, а также используя свой практический опыт.

Индивидуализация образовательного процесса детей с ОВЗ приводит к необходимости организовывать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. А для этого необходима разработка и создание специальных условий, в том числе и разработка Индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ).

Маршрут составлен на основе комплексирования программ

Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Л. В. Лопатиной

В работе с ребенком использованы образовательные технологии:

Технология игрового обучения

Здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, зрительная, логоритмика)

Технология развития связной речи

Технология развития мелкой моторики (биоэнергопластика, су-джок терапия, пальчиковая гимнастика)

По заключению ПМПК ребенку рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с ТНР.

ИОМ для ребенка составлена с опорой на 1 год обучения адаптированной основной образовательной программы дошкольного учреждения (с учетом программы «Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Л. В. Лопатиной

Основным способом деятельности являются сопряженные действия с взрослым и частичное выполнение действий по подражанию действиям педагога.

выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях компенсирующей группы.

Ф.И.О. родителей (законных представителей)________________

Ф.И.О. специалистов сопровождения_______________________

Характеристика проблем ребенка.

Согласно заключению ПМПК и диагностическим данным специалистов ДОУ у воспитанника встречаются следующие затруднения:

Психологическая диагностика показала, что отсутствует мотивация к познавательной деятельности:

темп выполнения заданий очень низкий;

нуждается в постоянной помощи взрослого;

низкий уровень развития познавательных процессов:

восприятия (цвет, форма, величина);

внимания (устойчивость, концентрация, переключение, объем);

мышления (обобщение, классификация, аналогия, анализ-синтез);

памяти (зрительная, слуховая);

низкий уровень развития речи (номинативная, семантическая, коммуникативная).

Логопедическое обследование дало следующий результат:

Нарушения речи носят системный характер (недоразвитие звуковой и смысловой сторон речи: нарушен лексико-грамматический строй речи, фонематический слух и фонематическое восприятие, недостатки звукопроизношения, проблемы в формировании связной речи) и входят в структуру дефекта,

Педагогическая диагностика показала, что у ребенка низкий уровень познавательного, речевого, социально-коммуникативного развития и средний уровень физического и художественно-эстетического развития.

Задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка с ТНР

Организация комплексного психолого-педагогического изучения ребёнка в целом

— Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы

— Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребёнка

— Становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении

— Воспитание положительных личностных качеств

Установление эмоционального контакта

— Развивать навыки коммуникации

— Сенсорное развитие

— Уточнение, обогащение и систематизация словаря (бытовые моменты, обобщающие понятия, окружающий мир)

— Стимулирование познавательной активности

— Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребёнка

Развивать грамматические категории (прилагательные, глаголы, предлоги)

— Формировать фразу (разные типы конструкций).

— Развивать артикуляционную моторику, дыхание, ритм

— Преодоление и предупреждение у него вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров — создать ситуацию успеха

— Развитие познавательной активности ребенка

— Формирование у него всех видов детской деятельности, характерных для данного возрастного периода.

— Развитие всех сторон речи.

— Подготовка ребенка к школьному обучению, с учётом индивидуальных особенностей и его психофизических возможностей.

Организация образовательной деятельности

. Содержательный раздел

План работы сотрудничества с семьей

Организационный раздел ИОМ

Адаптированный индивидуальный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения

Условия для развития ребенка

— Для обеспечения образовательной деятельности в группе и кабинете созданы условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками.

— пространство группы, кабинета разбито на зоны, где находится необходимое оборудование, игрушки, материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр, в том числе предметы-заменители.

Архитектурная среда и учебное пространство

— компьютерная техника (персональный компьютер учителя, множительная техника);

— аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, картинок и т. д.;

— погремушки и музыкальные инструменты (фортепиано, бубен, деревянные ложки, треугольник, трещотки, маракасы, металлофон);

— музыкальный центр и набор СD дисков с аудиоматериалом;

— реквизит для танцев и двигательных упражнений (флажки, мячи разных размеров, ленточки, платочки, обручи, скакалки, гимнастические палки).

— Книжный уголок отличается разнообразием и содержательностью материала. Детская литература подобрана в соответствие с возрастом и программными требованиями. В группе помимо традиционной художественной литературы имеются подборки разнообразных музыкальных детских книг.

— Зона конструктивных игр отличается доступностью и удобством расположения, содержит машины разных размеров, разнообразный строительный материал, разные виды конструкторов.

— Комплекс интерактивных компьютерных игр и упражнений по развитию и коррекции внимания, восприятия, памяти, мышления (игры Мерсибо)

— Наборы дидактических игр, раздаточного материала, картинок для фронтальной и индивидуальной работы.

— Для художественно-эстетического развития детей с ТНР и коррекции нарушений развития фонематического слуха и ритмической структуры подбираются музыкально-дидактические игры: на обогащение слухового опыта; на определение характера музыки; на развитие фонематического слуха и восприятия; на развитие музыко-слуховой памяти; на развитие тембрового слуха; на развитие чувства ритма.

Для организации разных видов двигательной активности детей и проведения закаливающих процедур, в группе организован спортивный центр, в котором имеются предметы физкультурного и спортивно-игрового оборудования и инвентаря, позволяющие более полно удовлетворить двигательные потребности каждого ребёнка, стимулировать самостоятельную двигательную активность, разнообразные массажёры.

В группе имеется уголок психологической разгрузки; уединения, с этой целью используется часть спального пространства группы.

— уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками,

— игрушки для обыгрывания стихов, потешек,

— карточки с изображением правильной артикуляции звуков,

— схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков,

-индивидуальные зеркала для обучающихся

раскраски по лексическим темам;

— для развития глазодвигательных функций лабиринты

-материалы для развития мелкой моторики (лего, пластилин, штриховка и др.)

— предметы необходимые для массажа мелкой мускулатуры (мяч-еж, кольцо-еж, валик-еж и др)

— кольцебросы, бадминтон, калейдоскопы, приборы и игрушки для развития глубины пространства и др. игры

— дидактический материал необходимый для развития систем сенсорных эталонов, стимулирования познавательной активности

Учебно-методический комплект по реализации образовательного маршрута.

Куражева Н.Ю. «Цветик – семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. 4 — 5 года. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) / авт. – сост. Е.В. Доценко. – Изд. 2-е – Волгоград: Учитель, 2011

Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 156 с.

Е. и С. Железновы Музыка с мамой: Аудиопрограмма для общего и музыкального развития малышей от 0 до в лет. — М.: издательство детских образовательных программ «ВЕСТЬ-ТДМ», 2007.

Е. и С. Железновы Музыкальные обучалочки: Серия аудиодисков. — М.: издательство детских образовательных программ «ВЕСТЬ-ТДМ», 2007 – 2010.

___________________ ФИО: ___________________

Специалист коррекционного профиля учитель-логопед:

С планом работы ознакомлен.

Технология проектирования индивидуальных образовательных маршрутов: учебное пособие / И. Ю. Исаева. — Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2015. — 116 с.

.Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления психолого-педагогической коррекции дошкольников с проблемами развития.// дошкольная педагогика/май/2008 №4 – с.37-38.

1. Пояснительная записка

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ст. 64 указывает нам на то, что образовательная программа дошкольного образования направлена на разностороннее развитие детей, с учетом индивидуальных особенностей на основе индивидуального подхода.

Во исполнение Федерального закона и требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Ханты-Мансийский автономный округ продолжает государственную политику в области образования: обеспечение доступного и качественного дошкольного образования, обеспечение равных стартовых возможностей для детей разной категории.

В последнее время значительно увеличивается численность детей дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья (далее

ОВЗ) с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР), а также детей-инвалидов. В зависимости от патологии, имеющейся у дошкольника, образовательные учреждения разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут (далее ИОМ), позволяющий скорректировать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей воспитанника и его особых образовательных потребностей.

Индивидуальный образовательный маршрут — это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника, осуществляемый через психолого-педагогическое сопровождение, участниками которого являются все специалисты дошкольного образовательного учреждения.

Сущность построения ИОМ состоит в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя внести коррективы в образовательный маршрут. Поэтому допускаются изменения содержания и сроков ИОМ в зависимости от степени выраженности нарушения и динамики развития дошкольника.

2. Копия заключения ТПМПК, рекомендации ТПМПК

3. Общие сведения о ребёнке и семье

4. Характеристика психологических особенностей ребенка 6-ти лет с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи, посещающего группу общеразвивающей направленности.

5. Основные направления психологического сопровождения ребёнка 6-ти лет с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи.

6. Работа с родителями.

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника разработан в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 23 ст. 2, ст. 15, ст. 16, п. 1 ч. 3 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47);
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), утверждённым приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155; Уставом Учреждения;
  • Основной образовательной программой Учреждения;
  • адаптированной образовательной программой для ребенка с ОВЗ с учетом диагноза воспитанника по результатам заключения ТПМПК.

Образовательная среда Учреждения соответствует требованиям ФГОС ДО. В кабинете педагога-психолога имеется: компьютер, интерактивное оборудование, лицензионные развивающие компьютерные игры психологического центра «Адалин», сенсорное оборудование: пузырьковая колба, стол для песочной терапии, стол для игр с водой, «Разноцветный дождь», сухой бассейн, что способствует благоприятному и полноценному развитию дошкольника.

Индивидуальный образовательный маршрут разработан на ребенка 6-ти лет с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), посещающего группу общеразвивающей направленности. Данный ИОМ разработан на основе адаптированной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) с учетом заключения ТПМПК.

У данного ребенка наблюдается снижение мотивационной стороны учебной деятельности, произвольности поведения, недостаточный уровень развития высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. Только при соблюдении определенной систематичности, индивидуального подхода, постепенности и неоднократной повторяемости возможно достижение положительных результатов в развитии ребенка.

Цель индивидуального образовательного маршрута — построение системы коррекционно-развивающей работы для освоения адаптированной образовательной программы для ребёнка 6-ти лет с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей воспитанника.

  • Выявить особые образовательные потребности ребенка.
  • Создать условия для обеспечения позитивной динамики в личностном развитии ребенка.
  • Оказывать индивидуальную психолого-педагогическую помощь ребенку.
  • Способствовать усвоению воспитанником адаптированной образовательной программы.
  • Оказывать психолого-педагогическую помощь родителям (законным представителям) воспитанника с особыми образовательными потребностями.

Содержание ИОМ строится на принципах коррекционной работы и дополняется основными принципами ФГОС ДО:

  • Системность-принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития.
  • Целостность-учет взаимосвязи и взаимообусловленности различных сторон психической организации ребенка: интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационной.
  • Непрерывность — принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения
  • проблемы или определения подхода к её решению.
  • Доступность — подбор методов, приемов, средств, соответствующих возможностям и потребностям ребенка.
  • Гуманность — утверждение норм уважения, доброжелательности, исключение принуждения и насилия над личностью ребенка.
  • Единство диагностики и коррекции-наблюдение за динамикой развития для определения путей, методов коррекционной работы на различных этапах обучения и воспитания.

1. Содержание непосредственно образовательной и коррекционно-развивающей деятельности с воспитанником 6-ти лет с ОВЗ с ТНР

Реализуемая образовательная программа дошкольного образования задает целевые ориентиры и основное содержание дошкольного уровня образования, обеспечивающее разностороннее и целостное формирование физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка.

Содержательный раздел ИОМ подобран с учетом особенностей развития ребенка 6-ти лет с ОВЗ с ТНР

2. Копия заключения ТПМПК, рекомендации ТПМПК.

Заключение и рекомендации ТПМПК

Заключение ТПМПК от 12 декабря 2022 г. воспитанник является ребенком с ОВЗ. Направления коррекционно-развивающей работы, психолого-педагогической помощи: индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с педагогом- психологом: развитие познавательных процессов, мелкой моторики, произвольной регуляции поведения и деятельности, коммуникативных навыков, эмоционально- личностной сферы.

Образовательная программа: Рекомендована адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи.

Сведения об инвалидности

3. Общие сведения о ребёнка и семье.

4. Характеристика психологических особенностей ребенка 6-ти лет с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), посещающего группу общеразвивающей направленности.

Воспитанник проживает в полной семье. В воспитании ребенка принимают участие оба родителя. В группе занимает место «предпочитаемого», тяжело идет на контакт со взрослыми и детьми (наблюдается погруженность в собственный мир, присутствуют стереотипные движения). Участвуя в совместной игре, занимает пассивную позицию, избирательно взаимодействует с детьми, не согласовывает свои замыслы с планами сверстников. Проявляет интерес к играм и игрушкам. Предпочитает играть машинками, пазлами, конструктором, игра не носит сюжетно-ролевой характер. На занятиях по развитию речи, математике, ознакомлению с окружающим — инициативу и познавательный интерес не проявляет. Не всегда может работать длительно и целенаправленно, а также доводить начатое дело до конца, в случае затруднения обращается за помощью к педагогу. Ребенок добрый, трудолюбивый, неконфликтный. Мальчик недостаточно активен и самостоятелен, для выполнения заданий требуется постоянная внешняя стимуляция. В организованной деятельности спокоен, достаточно усидчив. Мимика и эмоциональные реакции скудны. В процессе деятельности постоянно нуждается в направляющей помощи. Внимание не устойчиво, с трудом распределяет, сосредотачивается, переключает внимание с одного вида деятельности на другой во время выполнения задания. Отмечаются трудности сосредоточения на поставленной задаче. Не способен выделить объект из предложенных при многократном повторении и показе. Зрительная и слуховая память развиты недостаточно. Непроизвольное запоминание, сохранение информации не длительно. Способен, путем зрительного соотнесения сложить коробку форм, нанизать пирамидку без учета величины. Неспособен самостоятельно перенести только что показанный способ действия на аналогичное задание, требуется многократное повторение и обучающая помощь. К художественно-продуктивной деятельности интерес проявляет. По просьбе выполняет поручения взрослых. Затрудняется работать в едином общегрупповом темпе.

Ведущая рука правая, согласованно действие обеих рук. Мелкая моторика развита слабо (не уверенно владеет карандашом, ножницами работает с напряжением). Уровень актуального развития ниже показателей возрастной нормы. Искаженное интеллектуальное развитие.

Содержание ИОМ направленно на индивидуальное сопровождение дошкольника и строится по принципу «присоединения» к ребенку. Этого принципа придерживаются все участники образовательных отношений.

Реализация индивидуального образовательного маршрута происходит поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

1. Установление контакта с ребенком. Для этого необходимо: щадящая сенсорная атмосфера занятий: спокойная негромкая музыка в кабинете; мягкая эмоциональность занятий: общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом; избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений.

2. Усиление психологической активности ребенка. Необходимо почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

3. Организация целенаправленного поведения ребенка, а также развитие основных психических процессов.

Коррекционно-развивающая работа по освоению адаптированной образовательной программы ребёнком 6-лет с ОВЗ с ТНР состоит из трех блоков и включает в себя сочетание разных видов деятельности.

1 блок — диагностический.

Цель: обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно-развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.

Диагностика развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Наряду с диагностикой в процессе реализации ИОМ проводится мониторинг в работе с воспитанником — контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг позволяет не только регистрировать состояние развития ребенка на данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в его развитии.

Участие ребенка в психологической диагностике осуществляется только с письменного согласия родителей (законных представителей). На данном этапе по результатам полученных данных психологической диагностики ведется консультационная работа с семьей воспитанника, педагогами и специалистами, работающими с ребенком данной категории, а также обсуждаются возможные способы решения выявленной проблемы. Психологическая диагностика проводится 3 раза в год (сентябрь, январь, май) с использование следующего диагностического инструментария:

  • «Комплект материалов для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста» Павловой Н.Н., Руденко Л.
  • «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. Альбома «Наглядный материал для обследования детей» Е.А.Стребелевой.
  • «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования» Забранной С.Д., Боровик О.В.
  • Наблюдение за с ребенком в свободной и учебной деятельности.

2 блок — коррекционно-развивающий.

Цель: реализация ИОМ с учетом поставленных задач и индивидуальных особенностей воспитанника (сентябрь-май).

Занятия педагога — психолога с ребенком проводятся в течение года два раза в неделю (одно индивидуальное, одно подгрупповое). Продолжительность подгрупповых занятий 25-30 минут, индивидуальных не более 15 минут. Время занятий с ребенком может корректироваться в зависимости от работоспособности дошкольника.

Каждое занятие состоит из трех этапов: организационно-мотивационного, операционно-исполнительского, рефлексии. Многократное повторение игровых упражнений и заданий позволяет добиться значительного развивающего эффекта и поддерживать интерес ребенка к занятию.

Содержание деятельности педагога-психолога

3 блок — аналитический.

Цель: определение динамики психологического развития ребенка 6-ти лет с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи по освоению адаптированной образовательной программы.

По результатам коррекционно-развивающей работы с ребенком составляется дальнейший алгоритм деятельности.

Родителей воспитанников знакомят с содержанием ИОМ. Они вправе вносить свои коррективы и пожелания в содержание данного документа. Только с письменного согласия родителей начинается процесс реализации ИОМ. Таким образом, выстраивается весь образовательный процесс. Только в этом случае коррекционная работа будет иметь положительный результат. Организация работы предполагает совместную деятельность ребенка со взрослыми (педагоги и родители). С целью приобретения навыков взаимодействия с ребенком с ОВЗ, родителям предоставляется возможность посещать занятия с ребенком, участвовать в играх и упражнениях, получать дополнительную консультативную и обучающую помощь.

7. Перечень литературных источников.

Программно-методическое обеспечение педагога-психолога.

Оцените статью
Мой маршрут