Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ

МОУ « Средняя школа № »

(для обучающихся детей с ОВЗ с ЗПР)

Номер карты (возможно совпадающий с № личного дела или порядковый № в журнале учета детей, находящихся на сопровождении

Название Карты, например: «Индивидуальная карта психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка».

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) строился на основе нормативных документов:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

Базисный учебный план для специальных (коррекционных) учреждений V вида РФ, утвержденного Приказом Минобразования России от 10.04.2002 г № 29/2065;

Примерные рабочие программы по предметам;

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. N 189″Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

Программа составлена на основе программы психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н.П. Локалова. Гуманизация школьного образования предполагает в первую очередь обращенность к личности ребенка, ее всестороннее развитие, создание благоприятных условий для раскрытия способностей учащихся.

В связи с этим комплексная психолого-педагогическая задача школьного обучения состоит в том, чтобы не только обеспечить усвоение совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и сформировать у учащихся представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания. Это и есть, с одной стороны, механизм умственного развития, а с другой стороны — это путь формирования психологической основы обучения, обладающий внутренним потенциалом развития, который позволит в будущем осуществляться не только саморазвитие и саморегуляцию личности, но и самостоятельно приобретать знания.

В последнее время, среди учеников младших классов, возрастает число детей с трудностями в обучении, обусловленными в первую очередь недостаточным уровнем их когнитивно — личностного развития. Поэтому ока­зание действенной психологической помощи учащимся на начальном этапе обучения в настоящее время становится особенно

Особенностью данной программы является направленность не только на формирование когнитивных знаний, но и на анализ и синтез полученного учебного материала. Другой важной стороной психологического развития учащихся является закладывание эмоционально-личностного отношения к получаемым метазнаниям: стремление доказывать свою точку зрения, критически осмысливать свой ответ и мнения своих одноклассников, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекватной самооценки, что является необходимым для становления мировоззрения условием формирования направленности личности учащихся.

Многолетние исследования эффективности обучения младших школьников, по развивающим дидактическим системам выявили важный, в плане формирования основ мировоззрения, у младших школьников результат. Он состоит в том, что осуществление общего психологического развития учащихся, и мыслительной деятельности в частности, закономерно приводит к личностному становлению школьников, формированию у них критического отношения к явлениям окружающей действительности, умению выбирать адекватные формы своего поведения в конкретной ситуации.

Данная программа психологического развития приводит к улучшению познавательной (степень расчлененности восприятия, сформированность мыслительных операций сравнения, содержательного анализа, установления закономерностей, внутреннего плана действия, вербально-смыслового анализа, рассуждающего мышления) и когнитивно-личностной сферы учащихся (формирование положительного отношения к школе и учению, нарастание уверенности в себе, повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы, стремление отстаивать свое мнение, формирование адекватной самооценки, повышение интереса ко всем школьным урокам, исчезновение боязни отвечать на уроках, рост школьной успеваемости).

Программа предназначена для детей с ОВЗ, поэтому она учитывает и особенности детей с особыми образовательными нуждами.

Характеристика детей, обучающихся с ЗПР

У детей данной группы отсутствуют локальные поражения центральной нервной системы. В психологическом статусе этих детей отмечаются отдельные черты общей эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности. Страдают также и высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. Значительно снижен объем внимания, отмечается неустойчивость, ограниченные возможности его распределения. У детей снижена вербальная память, низкая продуктивность запоминания. С трудом овладевают анализом, синтезом, отстают в развитии словесно-логического мышления.

В неврологическом статусе — сохранены первичные зоны речедвигательного анализатора. Могут отмечаться малые неврологические дисфункции в основном в виде:

нарушения регуляции мышечного тонуса;

недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук;

Трудности в обучении, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей.

СВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

Данные ребенка: Ф.И.О., дата рождения, домашний адрес.

Сведения о семье (включаются сведения, необходимые для организации сопровождения

Образовательная траектория (где обучался до начала процесса сопровождения, сколько лет, по какой программе, оставался ли на повторное обучение, посещал ли ДОУ и т.п.

1.Ф.И.О. учащегося : Б.С.О

2. Дата и место рождения: г. Петрозаводск

3. Социальный статус______________________________________________________________

4. Социальная справка _____________________________________________________________

5. Адрес по прописке : ул.

6. Состав семьи: неполная

7. Сведения о родителях (законных представителях):

а) мать — Б.С.

образование неполное среднее (9 классов)

место работы, должность – официально безработная, в отпуске по уходу за ребенком

8. Другие родственники: бабушка, дедушка, сестра и 3 ребенка дошкольного возраста

9. Жилищные условия: неблагоустроенный дом

10. Материальная обеспеченность семьи: малообеспеченная, многодетная семья

11. Пребывание в детских учреждениях: ДОУ №

12. Дата поступления в школу: сентябрь

13. Оценка психологической готовности к началу обучения: УНГ

. МЕДИЦИНСКИЕ ДАННЫЕ

В данный раздел медицинские диагнозы. Отражаются особенности состояния здоровья ребенка, которые влияют на его обучение.

Например, имеющееся заболевание влияет на работоспособность, вызывает повышенную утомляемость и т.п.

Также записываются рекомендации врачей по организации обучения: щадящий режим, определенное место ребенка в классе, ограничения физической нагрузки и т.п.

1.Общее состояние ________________________________________________________________

2.Физическое развитие _____________________________________________________________

4. Зрение _________________________________________________________________________

6. Опорно-двигательный аппарат _____________________________________________________

7. Диагноз психиатра: ЗПР

8. Диагноз логопеда ________________________________________________________________

9. Данные о текущем лечении ________________________________________________________

10.Диспансерное наблюдение врачей специалистов______________________________________

. ИНФОРМАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

При прохождении ПМПК

Зам. директора по ВР – координатор ИОМ, группы сопровождения-

Учитель, классный руководитель —

Педагог-психолог — Галактионова Ю.С.

Врач школы –

Учитель физкультуры –

Учитель пения, ИЗО, труда –

Цель, задачи сопровождения

Цел: Ребенок не усваивает учебную программу, т. к. имеет особенности психического развития

вывести ребенка на индивидуальное обучение

оказывать коррекционную помощь

Примечание: При не усвоении обучающимся школьной программы координатор направляет ИОМ на ПМПк образовательного учреждения для корректировки.

В случае несогласия родителей с рекомендациями ПМПк образовательного учреждения они вправе обратиться в МОУ «Центр ПМСС». Если в период реализации ИОМ возникнут события, изменившие условия существования ученика (длительная болезнь, изменение семейной ситуации и т.п.) то необходима корректировка ИОМ, которая должна обсуждаться на ПМПк образовательного учреждения совместно с ПМПК МОУ «Центр ПМСС».

IV. Рекомендации профильным специалистам.

1. Особенности речи

2.Усвоение грамматических категорий

3. Звуковое произношение

4. Фонематическое восприятие

5. Лексико – грамматический строй речи

6. Словарный запас

7. Связная речь

Освоил – «+», не освоил – «-«

Педагогическая характеристика ученика.

1.Особенности усвоения учебного материала.

Условные обозначения: да +; нет — .

2. Поведение и деятельность в процессе занятий.

Психологическое сопровождение. Карта учащегося.

Особенности поведения (аффективно-волевые)

Положение в классе

Подпись родителей __________________________________________­­­­­­_________________

Цель, задачи сопровождения

Формулируется конкретная цель для данного ребенка с учетом ситуации, в которой он находится. Цель намечается на определенный временной промежуток. После достижения результата формулируется новая цель на следующий этап сопровождения. Задачи определяют пути достижения поставленной цели.

Например, ребенок не успевает по программе, т.к. не посещает школу, не хочет учиться. На первом этапе главная цель – вернуть ребенка в образовательную организацию. Все, что будет сделано для этого – задачи сопровождения на данном этапе.

Планируются основные этапы организации сопровождения ребенка без подробного их описания.

Консультации специалистов (каких)

Составление индивидуального маршрута

Беседа с родителями

Прописываются направления сопровождения ребенка, сроки, ответственные за реализацию каждого направления. Обязательно обозначается роль родителей (законных представителей) в реализации плана сопровождения.

Подпись родителей (законных представителей)

Необходимо познакомить родителей (законных представителей) с намеченными целью, задачами, планом сопровождения, индивидуальным маршрутом. Обговорить их роль в процессе сопровождения. Родители (законные представители) могут внести свои предложения и дополнения.

В разделе фиксируются консультации специалистов, непосредственно не участвующих в процессе сопровождения, к которым направляется ребенок в случае необходимости. Это могут быть специалисты различных учреждений и организаций.

Примерная форма раздела:

Работа с родителями (законными представителями)

Данные вносит педагог или специалист, осуществлявший контакт с родителями (законными представителями).

Работа с ребенком

В разделе кратко фиксируется непосредственная работа с ребенком.

Взаимодействие со специалистами других учреждений

Раздел заполняется в случае, если были проведены мероприятия с целью изменения ситуации, в которой находится ребенок. Это могут быть встречи со специалистами социальных служб, комиссии по делам несовершеннолетних и т.п.

В разделе отмечаются результаты промежуточных и итогового мониторингов динамики в состоянии и развитии ребенка.

Раздел заполняется при завершении процесса сопровождения ребенка: кратко описываются результаты проведенной работы.

Оценка результатов работы

Краткая оценка результатов проделанной работы. Отмечается, достигнута ли цель сопровождения. Работу оценивают специалисты, родители, ребенок. Запись делается координатором со слов участников сопровождения.

Формулируются при завершении процесса сопровождения ребенка. Отмечается, нужна ли ребенку поддержка в виде наблюдения педагогов и специалистов, нуждается ли ребенок в дальнейшем сопровождении (в случае перехода в другую образовательную организацию), какие задачи необходимо решить. Кратко формулируются рекомендации участников процесса сопровождения.

Подпись родителей (законных представителей)

Родителям (законным представителям) выписка из Карты сопровождения, в которой в краткой, обобщенной форме отражаются заключения всех специалистов, результаты сопровождения ре­бенка, итоговое заключение консилиума Службы.

Календарно-тематическое планирование по курсу «Психокоррекция»

Учебно – методическая литература

1. Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» книга для учителя – М. , 2011

2. Материалы к урокам для учащихся 1-4 классов ««120 уроков психологического развития младших школьников» Локалова Н.П. — М., 2011

4. Интеллектуальные задания способствуют расширению лексического запаса учащихся в области психологии, помогают им овладеть некоторыми понятиями.

5. 1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Издательство «ACT», 2003.

6. Гин СЛ. Мир логики: методическое пособие для учителя начальной школы. М.: «Вита-Пресс», 2003.

7. Кикоин ЕЛ. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания. Методические рекомендации для учителя начальных классов. М.: 1993.

Оцените статью
Мой маршрут