Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с задержкой психического развития в доу

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с задержкой психического развития в доу Маршрут

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с задержкой психического развития в доу Вера Калиничева
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ЗПР

Калиничева В. В. Новикова И. В.

Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР в условиях специального детского сада во многом обусловлена тем, что категория детей с ЗПР полиморфна и разнородна по составу. Воспитанники коррекционных групп различаются как по уровню развития, так и по характеру имеющихся недостатков. Дети отличаются и в плане знаний, представлений об окружающем мире, навыков в предметно-практической деятельности, с которыми они поступают в дошкольное учреждение.

Подобно тому, как детей различают по своим физическим качествам, говорил Сухомлинский В. А., так неодинаковы силы, необходимые для умственного труда. Память, наблюдательность, воображение, мышление не только по их глубине, устойчивости, быстроте протекания, но и в качественном отношении имеют индивидуальную характеристику у каждого ребенка.

Это ставит перед педагогами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника.

Залог успеха коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР – в профессиональном взаимодействии всех участников педагогического процесса. Совместная психолого-педагогическая коррекционно-развивающая деятельность направлена на повышение возможностей с отклоняющимся развитием в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми и на раскрытие его потенциальных возможностей.

В связи с этим возникла необходимость в создании индивидуального образовательного маршрута ребенка, который позволяет:

1. Организовать дифференцированную и целенаправленную коррекционно-развивающую работу с каждым конкретным ребенком по его развитию, объединив усилия всех специалистов ДОУ;

2. Наладить более успешное педагогическое сотрудничество с родителями воспитанников;

3. Создать условия для успешной адаптации к школьному обучению.

Индивидуальный образовательный маршрут — это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании.

Использование индивидуального образовательного маршрута в педагогической деятельности создаёт наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого воспитанника.

Индивидуальный образовательный маршрут включает следующие разделы:

• Общие данные (Дата рождения, домашний адрес, контактный телефон родителей, дата поступления в МБДОУ, заключение ПМПК: диагноз, срок пребывания в ДОУ.

• Сведения о родителях (законных представителях,

• Психологическое сопровождение при поступлении в ДОУ (адаптационная карта)

• Медицинская карта ребенка (вес, рост, группа здоровья, группа для занятий по физкультуре, хронические заболевания, аллергические реакции, противопоказания)

• Эмоционально-волевое развитие ребенка (Психическое состояние, тревожность, страхи, самооценка, волевая сфера, статус в группе (общение)

• Развитие психических функций ребенка (восприятие, мышление, мыслительные операции, память, внимание)

• Разделы по образовательной деятельности (ФЭМП, Коммуникация, Ознакомление с окружающим миром, Конструирование, Художественное творчество, Музыка, Труд и т. д.)

• Общие результаты педагогического наблюдения

• Готовность к школе (физическая, педагогическая, психологическая, общий вывод)

Индивидуальная программа коррекционной работы, которая строится на основе проведенного диагностического обследования.

Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается в несколько этапов:

1. Диагностический (сбор анамнестических данных, педагогическое наблюдение и диагностическое обследование).

Цель этапа – выявление уровня развития, сформированности знаний, умений и навыков ребенка.

2. Составление индивидуальной программы коррекционной работы на полугодие. Цель этапа — построение индивидуальных программы коррекционной работы, на основе выявленных проблем. Определение методов педагогической поддержки, содержания работы.

3. Реализация индивидуальной программы коррекционной работы. Индивидуальная программа может реализовывается во всех видах деятельности, как на специально организованных занятиях, так и в нерегламентированное время. Реализация выделенных в индивидуальной образовательной программе образовательных областей осуществляется на основе основной образовательной программы ДОУ с использованием авторских технологий и практического опыта специалистов.

4. Аналитический (завершающая диагностика).

Цель этапа: выявить результаты действия индивидуальной коррекционной программы.

Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут позволяет педагогам групп для детей с задержкой психического развития выполнять Федеральный закон от 29.12.201 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 № 1155, а именно предоставить и реализовать право детей с особыми возможностями здоровья на качественное и доступное образование, создания условий, наиболее благоприятных для их воспитания и развития, социальной адаптации и включения в общество, а так же обеспечить равенство возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.

Построение индивидуального образовательного маршрута ребенка должно характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 № 1155

3. Борякова Н. Ю., Касицына М. А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. (Организационный аспект). – М. : В. Секачев, 2007. – 78 с.

4. Борякова Н. Ю., Касицына М. А. Психолого-педагогическое обследование детей с задержкой психического развития в условиях специального детского сада // Журнал «Коррекционная педагогика», 2003 — №2

5. Волосовец Т. В., Казьмин А. М., Кутепова Е. Н. : «Инклюзивная практика в дошкольном образовании», Издательство: Мозаика-Синтез

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с задержкой психического развития в доу Алена Уклеина
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка, имеющего задержку психического развития

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка, имеющего задержку психического развития

Возраст 5 лет

По итогам мониторинга у ребенка очень слабо развиты все познавательные процессы: слуховое восприятие, внимание, слуховая и долговременная память, мышление. Недостаточно сформированы все компоненты устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм). Слабо сформированы элементарные математические представления: счет до 5; временные понятия и ориентировка в пространстве.

Индивидуальные занятия по развитию познавательных интересов, интеллектуального развития детей, через решение следующих задач:

• сенсорного развития;

• свободного общения с взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей;

• формировать целостную картину мира, расширение кругозора;

• формировать элементарные математические представления;

• учить слушать и слышать учебную задачу, выполнять одну и двух ступенчатую инструкцию, переносить полученный опыт в другие условия;

• формировать опыт самоконтроля.

• Учить играть в дидактические и сюжетно-ролевые игры. Учить ставить игровую задачу, распределять роли, разворачивать сюжет игры, договариваться между собой, вести ролевую беседу, выполнять правила игры.

Формы и условия работы с ребенком :

– игровые сеансы в структурном подразделении Лекотека;

индивидуальные коррекционные занятия с педагогом – психологом и учителем-логопедом;

– гостевые визиты во время проведения игрового сеанса детей из группы дошкольного учреждения;

– установление контакта со взрослым (специалистом) в рамках игрового сеанса в структурном подразделении Лекотека;

– включение матери в рамках игрового сеанса в целенаправленное взаимодействие с ребенком;

– обучение матери способам взаимодействия с ребенком.

Первый период обучения: середина сентября, октябрь, ноябрь.

Развитие речи. Ознакомление с окружающим миром.

1. Расширять кругозор ребенка по теме «Осень» : труд взрослых осенью, овощи, фрукты, подготовка диких животных и птиц к зиме, подготовка природы к зиме.

2. Обогащение предметного словаря существительных по темам этого периода: овощи и фрукты, деревья, грибы, ягоды, сад, огород, человек, предметы за уходом тела, посуда, продукты питания.

3. Расширить словарь прилагательных и глаголов.

4. Образование существительных множественного числа от единственного.

5. Практическое употребление притяжательных прилагательных и местоимений мой, моя, моё в составе простого предложения.

6. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

7. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа.

Ребенок – смотрит. Дети – смотрят.

8. Составление рассказа-описания по плану.

• Игра «Угадай, когда это бывает?».

• Игра «Времена года» (Лото). Игра «Времена года» (разрезные картинки)

• Игра «Какой, какая, какие?»

• Игра «Что он делает?»

• Лото «Овощи и фрукты». Домино «Овощи»

• Игра «Один — много» с мячом.

• Игра «Назови ласково» с мячом.

• Игра «Жадина» — моя машина, мой самовар, мое мороженное.

• Игра «Какой, какая, какие»

Составление рассказа — описания по схеме или по плану: Моя любимая игрушка, моя любимая еда, рассказ о посуде и другие.

1. Зрительное восприятие формы. Закреплять форму предметов: круг и квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

2. Зрительное восприятие цвета. Закреплять название цвета красный и синий, желтый, зеленый, находить их в окружающей обстановке.

3. Зрительное соотнесение размера. Учить пользоваться в речи словами: «большой», «поменьше», «побольше», «маленький», «одинаковые по размеру». Учить пользоваться в речи словами: «высокий», «низкий», «повыше», «пониже», «одинаковые по высоте».

• Составление бус из геометрических фигур разного цвета.

• Составь бусы, меняя размер фигур от большого к маленькому или от маленького к большому.

• Игра «Цвет, форма»

• Игра «Разноцветное лото», лото «Цвет»

• Игра «Разложи овощи (фрукты, ягоды) по цвету»

• Игра «Назови красные (зеленые, желтые, синие) предметы»

• Игра «Разложи предметы (овощи, ягоды. фрукты) по форме.

Игры: «Разложи фигуры по форме»; «Найди предметы круглой (квадратной) формы.

Игры: «Найди в группе красные (синие) предметы».

• Д/и «Блоки Дьенеша» : разложи по цвету; построй такой же предмет как на рисунке.

1. Развивать внимание, память, общую и мелкую моторику.

Игры: «Чего не бывает?» (картинки «Времена года»).

• Игры «Чем похожи?», «Что изменилось?»

• Игра «Чего не стало?»

• Игра «Сравни два предмета»

• Игра «Кубики» (из 6- 9.)

• Игра «Разрезные картинки» (разрезанные по вертикали, по горизонтали и по диагонали на 4-6 частей)

• Учим и выполняем пальчиковую гимнастику по лексическим темам.

• Учить загадки, приметы, стихотворение к осеннему празднику «Осень»

• Выкладывание цифр, букв, геометрических фигур из палочек, камешек, фасоли, гороха, ниток.

• Обводка по трафаретам предметов по лексическим темам.

Работа в тетради в клетку: штриховка, рисование узора по точкам, обводить клеточки и писать палочки, рисование геометрических фигур по клеточкам.

1. Продолжать учить группировать предметы: по цвету (красные, синие, зеленые, желтые). По форме — (круглые, овальные, треугольные)

2. Учить заканчивать по смыслу предложения.

3. Закреплять обобщающие слова по темам.

4. Учить пользоваться предметами целевого назначения.

5. Учить составлять и угадывать описательные загадки.

• Игра «Сгруппируй предметы по цвету»

• Игра «Сгруппируй предметы по форме»

• Игра «Сгруппируй предметы по размеру»

• Игра «Закончи предложение»

• Игра «Четвертый лишний»

• Игра «Что художник перепутал»

• Отгадай загадку.

• Игра «Назови одним словом»

• Настольная игра «Лото — магазин»

• Игра «Подбери предметы необходимые осенью».

Формирование элементарных математических представлений.

1. Учить находить один, несколько, мало и много предметов; использовать их в речи.

2. Учить согласовывать числительное «один» и наречия «много», «мало», «несколько» с существительными в роде, числе и падеже.

3. Учим соотносить число с количеством предметов и с цифрами в пределах 5.

4. Упражняем в счете в пределах 5, используя разные анализаторы.

5. учим пересчитывать пальцы на одной и другой руке, используя пальчиковую гимнастику.

6. Закрепляем цвет, форму и размер предметов.

7. Пространственная ориентировка на столе.

8. Временная ориентировка (утро — завтрак, день — обед, вечер — ужин) .

• Игра «Один и много»

• Игра «Найди в комнате много одинаковых предметов»

• Игра «Принеси несколько предметов»

• Игра «Покажи, каких мало предметов»

• Игра «Блоки Дьенеша»

• С/Игра «Магазин»

• Игра «Найди карточки с одним (до 5) предметом»

• Д/У «Расставь цифры по порядку на числовую прямую» (до 5)

• Игра «Найди все цифры (1 2, 3, 4, 5)

• Игра «Найди столько предметов, сколько показывает данная цифра»

«Чудесный мешочек» (с цифрами до 5, геометрическими фигурами и мелким раздаточным материалом). Узнать на ощупь цифру, геометрическую фигуру, отсчитать столько предметов, сколько показывает цифра.

Этапы работы

Педагогическая диагностика

Виды деятельности

Iмладшая группа

IIмладшая группа

Средняя группа

Учебный год

2016-2017

Учебный год

2017-2018

Учебный год

2018- 2019

н.г

к.г.

н.г.

к.г.

н.г

к.г.

ФЭМП

низкий

низкий

низкий

средний

средний

Формирование целостной картины мира

низкий

низкий

низкий

низкий

низкий

Развитие речи

низкий

низкий

низкий

низкий

низкий

Чтение художественной литературы

низкий

низкий

низкий

средний

средний

Конструирование

низкий

низкий

низкий

низкий

низкий

Лепка

низкий

низкий

низкий

низкий

низкий

Рисование

низкий

низкий

низкий

низкий

низкий

Аппликация

низкий

низкий

низкий

низкий

низкий

Трудовая деятельность

низкий

низкий

низкий

низкий

низкий

Физическая культура

низкий

низкий

низкий

низкий

низкий

Игровая деятельность

низкий

низкий

низкий

низкий

низкий

Вывод: Выявлена незрелость психического развития ребенка, фиксация на ранних стадиях формирования психики, что затрудняет возрастную и социальную адаптацию к новым задачам.

Диагностика

Логопедическая диагностика

Фамилия, имя

Состояние артикуляционного аппарата

Фонематический слух

Общая характеристика речи

Мелкая

моторика пальцев рук

Заикание

Дата обследования

Заключения логопеда

губы

зубы

язык

подъязычная связка

словарный запас

Звукопроизношения

Фразовая речь

Связная речь

Георгий В.

нормальные

нормальные, прикус в норме

Малоподвижный,тремор-подергивание языка

нормальная

не соответствует возрастной норме

словарь беден, неточен, ограничен обиходно – бытовой тематикой

произносительные возможности ограничены:в процессе построения речевого высказывания звуки могут опускаться или замещаться.

пользуется простой фразой, встречаются аграмматизмы, нарушение структуры предложения

не сформирована

недостаточно развита моторика мелких мышц рук

Не заикается

07.09.2018 г.

ОНР-2 уровня

п/п

Звуки

с

с`

з

з`

ц

ш

ж

ч

щ

л

л`

р

р`

Н.г

+

+

+

С.г.

+

+

+

+

+

+

К.г.

Психологическая диагностика

Срок выполнения

Цель

Состав диагностического пакета

Форма обобщения

І декада сентября

Изучение особенностей адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.

Наблюдение за поведением ребенка в группе и во время прогулки, анкетирование родителей

Протоколы наблюдений, протокол по результатам анкетирования

Сентябрь

Диагностика эмоционального благополучия и социального развития ребенка 3-7 лет в МОУ.

Схема наблюдения, характеризующая эмоциональное благополучие, схема наблюдения, характеризующая уровень социального развития ребенка для опроса педагогов. Методики «Солнышко с характером», «Капитан корабля»

Протоколы, рекомендации для родителей и педагогов, индивидуальные карточки

Октябрь

Диагностика эмоционального благополучия ребенка в семье.

Методика «Цветик-восьмицветик»

Протоколы, рекомендации для родителей и педагогов, индивидуальные карточки

Ноябрь-декабрь

Изучение уровня развития познавательных процессов.

Методики: «Классификация по заданному признаку» (О.Я. Агаева), «Наиболее непохожее» (Л.А. Венгер), «Корректурные пробы».

Протоколы, рекомендации для родителей и педагогов, индивидуальные карточки

Январь

Изучение эмоционального благополучия и социального развития ребенка в МДОУ

Посещение группы, схема наблюдения, характеризующая эмоциональное благополучие, схема наблюдения, характеризующая уровень социального развития ребенка для опроса педагогов. Методики «Солнышко с характером», «Капитан корабля»

Протоколы, рекомендации для родителей и педагогов, индивидуальные карточки

2. Динамика развития ребенка

Карта психологического развития ребенка

Психические процессы

Психическое развитие

Учебный год

2016- 2017

Учебный год

2017- 2018

Учебный год

2018- 2019

Н.г

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г

Восприятие

Слабо развито

Слабо развито

Слабо развито

N

N

Память

Недостаточно сформирована

Недостаточно сформирована

Нуждается в коррекции

Нуждается в коррекции

Нуждается в коррекции

Мышление

Недостаточно сформировано

Недостаточно сформировано

Нуждается в коррекции

Нуждается в коррекции

Нуждается в коррекции

Воображение

Слабо развито

Слабо развито

Развито недостаточно

Нуждается в коррекции

Нуждается в коррекции

Речь

несформированность

несформированность

несформированность

несформированность

Требуется помощь логопеда

Личностные

качества

Самооценка

Слабый уровень

Слабый уровень

Нуждается в коррекции

Нуждается в коррекции

Нуждается в коррекции

Воля

Слабо развита

Слабо развита

Слабо развита

Нуждается в небольшой коррекции

Нуждается в небольшой коррекции

Темперамент

Холерик

Холерик

Холерик

Холерик

Холерик

Общение

Сверстники

Не развито

Не развито

Не развито

Нуждается в коррекции

Требуется помощь педагогов

Взрослые

Слабо развито

Слабо развито

Слабо развито

В соответствии с возрастом

В соответствии с возрастом

Статус в группе

подчиненный

подчиненный

подчиненный

подчиненный

подчиненный

Заключение

Вывод: ребенок нуждается в психолого – педагогической коррекции.

3. Индивидуальная работа проводится на основе коррекционно – педагогического взаимодействия со всеми специалистами дошкольного учреждения на основании результатов индивидуальной речевой картой воспитанника, а также в соответствии с индивидуальной программой, разработанной учителем – логопедом.

Индивидуальная работа учителя-логопеда и воспитателя с воспитанником

Месяц

Образовательная деятельность

Самостоятельная деятельность

Режимные моменты

Взаимодействие с родителями

Сентябрь (3-4 неделя)

Рисование «Нарисуй и расскажи о своём настроении»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие слоговой структуры речи.

Научи Василису рисовать матрешку.

Цель: развитие навыков мелкой моторики, а также формирование художественно – эстетических и социо — коммуникативных умений и навыков.

Чтение сказки « Незабудка (Подвести к пониманию, что все люди разные).

Цель: расширение познавательного интереса.

Составление рассказа «Если бы я был волшебником».Цель: формирование социо — коммуникативных умений и навыков, активизация словаря, развитие связной речи.

Уход за цветами в уголке природы (полив).Цель: формирование трудовых навыков, расширение словаря

Рекомендовать книги для чтения дома.

Октябрь

Предложение роли «Гриба» в инсценировке «Как ежик осень искал».

Цель: создавать условия для развития творчества ребенка.

Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.

Закрепление знания текста инсценировки

«Игрушки», «Детский сад»- рассматривание картин по лексической теме.

Цель: обогащение знаний по лексическим темам, активизация словаря и его расширение.

Составление небольшого описательного рассказа по лексическим темам

«В гостях у сказки» рассмотрение иллюстраций к сказке.

Цель: расширение познавательного интереса.

Работа по формированию мелкой моторики пальцев рук (штриховка, работа с мелким материалом) Цель: развитие навыков мелкой моторики, а также формирование художественно – эстетических умений и навыков.

Подготовка рисунка к теме «Моя любимая игрушка»

Д/и «Собери из частей», «Где спряталась игрушка?», «Один – много», «Найди звук в названии игрушки».

Цель: закрепление навыков звукопроизношения, а также формирования знаний по ФЭМП.

С-р/и «Семья» — предложить одну из ведущих ролей.

Цель: формирование социо — коммуникативных умений и навыков, активизация словаря, развитие навыков игровой деятельности.

Закрепление дидактических игр в домашних условиях

Коррекционный час по индивидуальному заданию учителя — логопеда с включением игр и упражнений на развитие речи, мелкой моторики пальцев рук.

Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.

Выполнение рекомендаций учителя — логопеда

Ноябрь

Д/и «Найди лишнее» «Собери овощи (фрукты, грибы, ягоды) в корзину», «Чудесный мешочек», «Найди свой овощ (фрукт)», «Овощи – фрукты», «Найди отличия»Цель: обогащение знаний по лексическим темам, активизация словаря и его расширение, речевой памяти

Расскажи друзьям, как ухаживать за растениями в уголке природы.

Цель: формирование социо — коммуникативных умений и навыков, активизация словаря, развитие связной речи.

Работа по формированию мелкой моторики пальцев рук (штриховка, работа с мелким материалом)

Цель: развитие навыков мелкой моторики, а также формирование художественно – эстетических умений и навыков.

Закрепление дидактических игр в домашних условиях

Разучивание чистоговогок

Цель: закрепление навыков звукопроизношения.

Работа в уголке творчества с различным изобразительным материалом. Цель: развитие навыков мелкой моторики, а также формирование художественно – эстетических умений и навыков.

Дежурство по столовой

Цель: формирование трудовых навыков расширение словаря

Разучивание новых чистоговорок

Рассматривание картин по лексической теме «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Ягоды». Цель: обогащение знаний по лексическим темам, активизация словаря и его расширение.

Работа в уголке сенсорики – мелкий сенсорный материал

Цель: закрепление порядкового счета, формы, цвета, величины, мелкой моторики (ФЭМП)

Коррекционный час по индивидуальному заданию учителя — логопеда с включением игр и упражнений на развитие речи, мелкой моторики пальцев рук.

Дежурство по столовой и занятиям

Цель: формирование трудовых навыков расширение словаря

Выполнение рекомендаций учителя — логопеда

Декабрь

Разучивание стихотворений для проведения вечера развлечений.

Цель: закрепление навыков звукопроизношения.

Расскажи друзьям чистоговорку.

Цель: закрепление навыков звукопроизношения.

Назначение ответственным за организацию одевания детей на прогулку (проговаривание последовательности, название одежды и т.д) Цель: формирование социо — коммуникативных умений и навыков, активизация словаря

Разучивание стихотворений

Разучивание скороговорок —

Цель: закреплять звукопроизношение поставленных звуков.

Пересказ сказки по иллюстрации. Цель: формирование социо -коммуникативных умений и навыков, активизация словаря, развитие связной речи.

Дежурство по столовой.

Цель: формирование социо — коммуникативных умений и навыков, активизация словаря.

Разучивание скороговорок.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом», «Когда это бывает»

Цель: расширение познавательной активности

Рассматривание картинок

Цель: расширение познавательного интереса

Расскажи детям, как нужно играть в игру «Ловишка»

Цель: развитие коммуникативных навыков, формирование лексико – грамматической структуры слова.

Нарисуй вместе с мамой рисунок на тему «Зима»

Коррекционный час по индивидуальному заданию учителя — логопеда с включением игр и упражнений на развитие речи, мелкой моторики пальцев рук.

Совместное изготовление раздаточного материала «Снежинки, цветы, грибы» для проведения ОД по ФЭМП.

Цель: развитие навыков мелкой моторики, развитие творчества

Выполнение рекомендаций учителя — логопеда

Январь

Разучивание стихотворений. «Зима».

Цель: формирование правильного звукопроизношения, речевого дыхания.

Составление рассказа по теме «Зима». Цель: развитие коммуникативных навыков, формирование лексико – грамматической структуры слова, закрепление навыков звукопроизношения.

Помоги другу одеться на прогулку.

Цель: формирование социо- коммуникативных навыков, активизация словаря

Расскажи маме об зимних приметах

«В гостях у сказки» рассматривание иллюстраций к сказкам.

Цель: обогащение жизненного опыта.

Расскажи другу,

как надо переходить дорогу.

Цель: формирование социо- коммуникативных навыков, активизация словаря.

Коррекционный час по индивидуальному заданию учителя — логопеда с включением игр и упражнений на развитие речи, мелкой моторики пальцев рук.

Работа в уголке сенсорики – мелкий сенсорный материал.

Цель: закрепление порядкового счета, формы, цвета, величины, мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.

Выполнение рекомендаций учителя — логопеда

Февраль

Д/и «Найди лишнее» «Найди отличия», «Собери из частей», «Помоги художнику». Цель: обогащение знаний по лексическим темам, активизация словаря и его расширение, речевой памяти

С-р игра «Больница» — предложить одну из ведущих ролей.

Цель: формирование социо — коммуникативных умений и навыков, активизация словаря, развитие навыков игровой деятельности.

Закрепление дидактических игр в домашних условиях

Работа с мультимедийной презентацией « Природа зимой»

Цель: обогащение знаний по лексическим темам, активизация словаря и его расширение.

Нарисуй и расскажи историю.

Цель: формирование художественно – эстетических умений и навыков (рисовать кисточкой, пользоваться палитрой), развитие связной речи.

Расскажи детям, как нужно играть в игру «Найди лишнее»

Цель: формирование социо- коммуникативных навыков, активизация словаря.

Нарисуй вместе с родителями иллюстрацию к своей любимой сказке.

Разучивание стихотворения про зиму. Цель: формирование правильного звукопроизношения, речевого дыхания.

Разучивание текста пальчиковой гимнастики.

Коррекционный час по индивидуальному заданию учителя — логопеда с включением игр и упражнений на развитие речи, мелкой моторики пальцев рук.

Составление рассказа по теме «Зима».

Работа по формированию мелкой моторики пальцев рук (штриховка, работа с мелким материалом)

Цель: развитие навыков мелкой моторики, а также формирование художественно – эстетических умений и навыков.

Выполнение рекомендаций учителя — логопеда

Март

Д/и «Найди лишнее»

«Найди отличия», «Собери из частей», «Помоги художнику» по лексическим темам.

Цель: обогащение знаний по лексическим темам, активизация словаря и его расширение, речевой памяти.

Работа в уголке сенсорики – мелкий сенсорный материал.

Цель: закрепление порядкового счета, формы, цвета, величины, мелкой моторики

С-р/ и «Магазин».

Цель: формирование социо — коммуникативных умений и навыков, активизация словаря, развитие навыков игровой деятельности

Закрепление дидактических игр в домашних условиях

Пересказ сказки «3 медведя» (по иллюстрациям)Цель: развитие слоговой и лексико – грамматической структуры речи.

Помоги другу одеться на прогулку.

Цель: формирование социо — коммуникативных умений и навыков, активизация словаря.

Чтение сказок и их пересказ

Рассматривание картин по лексической теме «Обувь», «Головные уборы», «Человек».

Цель: обогащение знаний по лексическим темам, активизация словаря и его расширение (работа по ФЭМП)

Коррекционный час по индивидуальному заданию учителя — логопеда с включением игр и упражнений на развитие речи, мелкой моторики пальцев рук.

Составление рассказа по теме «Весна».

Выполнение рекомендаций учителя — логопеда

Апрель

Составление небольшого описательного рассказа по лексическим темам (например, «Мой любимый фрукт»)

Цель: развитие слоговой и лексико – грамматической структуры речи.

Расскажи сказку.

Цель: формирование лексико – грамматической структуры речи, словотворчества.

Расскажи детям, как нужно сервировать стол.

Цель: формирование социо- коммуникативных навыков, активизация словаря.

Составление небольшого описательного рассказа «Мой любимый фрукт»)

Работа в уголке творчества с различным изобразительным материалом. Цель: развитие навыков мелкой моторики, а также формирование художественно – эстетических умений и навыков.

Дежурство по столовой.

Цель: формирование социо — коммуникативных умений и навыков, активизация словаря.

Д/и «Собери звуковую дорожку», «Где спрятался звук?». Цель: закрепление навыков звукопроизношения.

С-р/и «Строители» — предложить одну из ведущих ролей.

Цель: формирование социо — коммуникативных умений и навыков, активизация словаря, развитие навыков игровой деятельности.

Составление описательного рассказа по тематическим картинкам

Коррекционный час по индивидуальному заданию учителя — логопеда с включением игр и упражнений на развитие речи, мелкой моторики пальцев рук.

Уход за цветами в уголке природы (полив).

 Цель: формирование трудовых навыков, расширение словаря

Выполнение рекомендаций учителя — логопеда

Индивидуальная работа инструктора по физической культуре с воспитанником совместно с воспитателем

Образовательная деятельность

Самостоятельная деятельность

Режимные моменты

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

(3-4 неделя)

Соревновательные игры.

Назначение капитаном команды.

Цель: развитие физических умений и навыков, формирование социо – коммуникативных навыков.

П/и «Третий лишний», «1,2,3 – беги!», «Мышеловка», «Пастухи и овцы», «Воробьи – попрыгунчики», «День и ночь», «Дождик». Цель:развитие общей моторики, ко­ординацию речи с движением, интонационной выразительности речи. Закрепление умения прыгать на носочках.

Проговаривание физкультурных речевок.

Цель: закрепление звукопроизношения.

Консультирование родителей по вопросам здорового образа жизни

Октябрь

Работа с мультимедийной презентацией «Здоровье в наших руках».

Цель: обогащение жизненного опыта по физической культуре.

Физические упражнения «Осенью»

Цель:координация речи с движением.

Указание на сбор физкультурного материала в спортивном зале.

Цель: формирование трудовых навыков и развития мелкой моторики пальцев рук.

Выполнение физических упражнений в домашних условиях

Ноябрь

Применение релаксационных пауз.

Цель: формирование навыков расслабление организма.

Физические упражнения «Каштаны».

Цель:развитие тонкой моторики и лов­кости.

Пальчиковая гимнастка «В магазине».

Цель:координация речи с движением, развитие тонкой моторики, внимания и памяти.

Применение релаксационных пауз в домашних условиях

Назначение водящим в подвижной игре.

Цель: формирование умений действовать в коллективе

Дыхательная гимнастика

Цель: формирование основ речевого дыхания.

Буклет «Дыхание»

Декабрь

Соревновательные игры.

Назначение капитаном команды.

Цель: развитие физических умений и навыков, формирование социо – коммуникативных навыков.

П/и «Третий лишний», «1,2,3 – беги!», « «Боровик», «По ягоды». Цель:развитие общей моторики, ко­ординацию речи с движением, интонационной выразительности речи. Закрепление умения прыгать на носочках.

Проговаривание физкультурных речевок.

Цель: закрепление звукопроизношения.

Разучивание подвижных игр

Январь

Применение релаксационных пауз.

Цель: формирование навыков расслабление организма.

Упражнение «Запах Нового года».

Цель: развитие речевого ды­хания.

Указание на сбор физкультурного материала в спортивном зале.

Цель: формирование трудовых навыков и развития мелкой моторики пальцев рук.

Применение релаксационных пауз в домашних условиях

Февраль

Назначение водящим в подвижной игре.

Цель: формирование умений действовать в коллективе

Упражнение «Снеговик».

Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.

Пальчиковая гимнастка «Если что».

Цель:координация речи с движением, развитие тонкой моторики, внимания и памяти.

Разучивание пальчиковой гимнастки.

Упражнение «Белка».

Цель: координация речи сдвижением, раз­витие тонкой моторики.

Дыхательная гимнастика.

Цель: формирование основ речевого дыхания.

Март

Соревновательные игры, подвижные игры

Цель: развитие физических умений и навыков, формирование социо – коммуникативных навыков, умение действовать в детском коллективе.

П/и «Мячик»

Цель: развитие общей моторики, чувства ритма, умения прыгать на носочках. Координация речи с движением

Проговаривание физкультурных речевок.

Цель: закрепление звукопроизношения.

Апрель

Применение релаксационных пауз.

Цель: формирование навыков расслабление организма.

Упражнение «Суп кипит».

Цель: воспитание направленной воз­душной струи, развитие силы выдоха.

Указание на сбор физкультурного материала в спортивном зале.

Цель: формирование трудовых навыков и развития мелкой моторики пальцев рук.

Упражнение с массажныммячиком.

Цель: развитие тактильной чувствительности, чувства ритма.

Пальчиковая гимнастка «Если что».

Цель:координация речи с движением, развитие тонкой моторики, внимания и памяти.

Выполнение упражнений с массажныммячиком.

Май

Соревновательные игры, подвижные игры

Цель: развитие физических умений и навыков, формирование социо – коммуникативных навыков, умение действовать в детском коллективе.

Дыхательная гимнастика

Цель: формирование основ речевого дыхания.

Пальчиковая гимнастика «Буренушка».

Цель: развитие тонкой мо­торики. Координация речи с движением

Выполнение упражнений в домашних условиях.

Индивидуальная работа музыкального руководителя с воспитанником совместно с воспитателем

Месяц

Образовательная деятельность

Самостоятельная деятельность

Режимные моменты

Взаимодействие с родителями

Сентябрь (3-4 неделя)

Упражнение на развитие длительного плавного выдоха «Осенние листочки».

Упражнение «Лебединые перышки»

Цель:развитие силы и дли­тельности выдоха. Закрепление представлений об изменениях, происходящих в природе осенью.

Слушание музыкальных произведений.

Цель: развитие слухового восприятия

Предложить родителям устраивать релаксационные паузы под музыкальное сопровождение.

Октябрь

Музыкально – ритмические движения «Мы ходили в огород».

Цель: формирование умения двигаться под музыкальное сопровождение, умение слушать музыку.

Пение знакомых музыкальных произведений.

Цель: формирование правильного звукопроизношения, фонематического слуха.

Подвижная игра «В огороде»

Цель:развитие общей моторики, ко­ординация речи с движением. Актуализация словаря по теме «Овощи».

Предложить родителям петь вместе с детьми знакомые детские песенки.

Ноябрь

П/игра «Подними флажок».Цель: развитие фонематического вос­приятия.

Упражнение «Осенний ветер».

Цель: воспитание направленной воздушной струи.

Подвижная игра «Яблоня»

Цель:координацию речи с движением, развитие пальчиковой моторики, интонационной выразительнос­ти речи (вопросительная интонация).

Использование музыкальных подвижных игр в домашних условиях.

Декабрь

Игра«Разноцветные лукошки».

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация звуков [А]—[У] — [О]—[И] в ряду звуков

Упражнение «Зимний ветер».

Цель: воспитание направленной воздушной струи.

Игра на ДМИ

Цель: формирование слуха, развитие координации движений.

Консультация «Игра на ДМИ как средство разностороннего развития ребенка»

Январь

Музыкально – ритмические движения «Зима». Цель: формирование умения двигаться под музыкальное сопровождение, умение слушать музыку

Игра «Вьюга».

Цель: развитие силы голоса. Расширение и уточнение словаря по теме «Зима»

Февраль

Март

Подвижная игра «Радуга-дуга».

Цель: развитие общей моторики, координации речи с движением. Закрепление навыка бега с высо­ко поднятыми коленями

Упражнение «Чайник».Цель: развитие общихречевых навыков, творческого воображения. Координация речи сдвижением

Слушание музыкальных произведений.

Цель: развитие слухового восприятия

Разучивание пальчиковой гимнастки.

Март

Музыкально – ритмические движения «Дождик».

Цель: формирование умения двигаться под музыкальное сопровождение, умение слушать музыку

Слушание музыкальных произведений.

Цель: развитие слухового восприятия

Апрель

Пение распевки «Кормушка».

Цель: развитие навыка хорового пения с музыкальным сопровождением. Актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы».

Упражнение «Кролики». Цель: развитие общей моторики, коорди­нации речи с движением.

Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки».

Цель: развитие тон­кой моторики, координация речи с движением

Распевка песен разной тематики

Май

Музыкально – ритмические движения «Лето-красное».Цель: формирование умения двигаться под музыкальное сопровождение, умение слушать музыку

Пальчиковая гимнастика «Дружба».

Цель: развитие тонкой мото­рики, координации речи с движением.

Индивидуальная работа педагога – психолога с воспитанником

Месяц

Тема коррекционного занятия

Цель коррекционного занятия

Взаимодействия с педагогом

Взаимодействия с родителями

Сентябрь

Коррекционное занятие в период адаптации: «Давайте познакомимся»

Создать эмоционально приятную атмосферу в группе. Познакомить с новым детским коллективом. Развивать навыки позитивного социального поведения. Обращение внимание детей на тактильные, кинетические ощущения. Тренировка произвольной произвольной регуляции двигательной активности и поведения.

Консультация: «Помощь в адаптации детям к детскому саду»

Консультация: «Помощь в адаптации детям к детскому саду»; «Психофизиологические особенности детей дошкольного возраста».

Коррекционное занятие «Кто я?»

Обучение разным способам выражать эмоции, свое отношение к другим. Развитие интереса к себе. Обращение внимание на тактильные ощущения; развивать способности концентрироваться н них, различать, обозначать словами. Тренировка регуляции двигательной активности и поведения.

Картотека психогимнастики для регулирования эмоциональной сферы ребенка

Информационный лист: «Психогимнастика. Что это и для чего она нужна?»

Октябрь

Коррекционное занятие: «О чем ночью шепчут игрушки в детском саду…»

Развивать способность эмоционально воспринимать окружающий мир. Научить ребенка правильно реагировать на положительные и отрицательные поступки. Развивать навыки в создании образа объекта из соленого теста используя знакомые способы и приемы лепки.

Картотека упражнений для развития воображения

Консультация: «Интеллект на кончиках пальцев»

Коррекционное занятие: «Победи свой страх»

Психопрофилактика и психокоррекция детских страхов, неуверенности в себе. Развитие активного внимания, связной речи. Развивать эмпатию, пантомимику.

Упражнения на развитие пантомимики

Консультация: «Поговорим о детских страхах»

Ноябрь

Коррекционное занятие: «Попробуй волшебником стать»

Создание эмоционально-эстетического настроения, развитие навыков взаимодействия, гармонизация внутреннего состояния.

Консультация: «Особенные детки среди нас»

Консультация: «Особенные детки среди нас»

Коррекционное занятие: «Заюшкина избушка»

Развивать эмоциональную сферу и творческие способности, развивать координацию и умение снятия мышечного напряжения. Обучение взаимодействия и улучшение детско-родительских отношений.

Брошюра: «Этот удивительный мир эмоций»

Брошюра: «Этот удивительный мир эмоций»

Декабрь

Коррекционное занятие: «Подари добро»

Развивать слуховое и зрительное восприятие; развивать целенаправленное внимание и наблюдательность.

Картотека игр на развитие внимания, восприятия, памяти, внимание.

Памятка «Игры пятиминутки»

Коррекционное занятие: «Кто в гости к нам пришел?»

Создать эмоционально приятную атмосферу. Развитие восприятия, внимания, память, мышление.

Январь

Коррекционное занятие: «Зимующие и перелетные птички»

Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, наблюдательность, мышление, речь. Расширение и активизация словарного запаса. Развитие общей и мелкой моторики.

Беседа: «Гипер и гипоопека»

Консультация: «Родителям о гиперопеке»

Коррекционное занятие: «Давай мириться»

Развивать желание ценить своих друзей, любить их, заботиться о них. Закреплять знания цифр 1,2,3; развивать умение определять форму и цвет предметов. Закреплять умение скатывать шар между ладонями круговыми движениями рук.

Картотека игр на развитие мелкой моторики рук

Консультация: «Сказкотерапия или сказочное лечение души»

Февраль

Коррекционное занятие: «Сказка о детском саде»

Развивать воображение, образное мышление, умение эмоционально воспринимать окружающий мир. Научить понимать текст сказки и проявлять свое отношение к героям. Развивать моторику рук посредством работа с соленым тестом.

Деловая игра: «Тест на ответственность»

Буклет «Влияние семьи на развитие ребенка»

Коррекционное занятие: «Знайки и умейки»

Развитие внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания); развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений).

Наглядная информация: «Как снять напряжение после детского сада»

Март

Коррекционное занятие: «Улица для Матрешек»

Учить сравнивать предметы по размеру. Учить сопровождать слова стихотворения соответствующими тексту движениями. Развивать точность и координацию движений. Развивать слуховое, зрительное восприятие, зрительную память. Продолжать развивать конструктивные способности, мелкую моторику рук.

Семинар-практикум «Общение воспитателя с родителями воспитанников»

Консультация: «Четыре заповеди мудрого родителя».

Коррекционное занятие: «В гостях у сказки»

Развивать психические познавательные процессы; способствовать снятию мышечного напряжения; развитие целенаправленного внимания;

развитие зрительной и слуховой памяти.

Наглядная информация: «Слово не воробей… — или как родители формируют вредные установки у детей»

Апрель

Коррекционное занятие:

«Фигурки»

Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, наблюдательность, мышление, речь. Совершенствовать коммуникативные навыки. Воспитание доброжелательного отношение к окружающим.

Занятие с элементами тренинга «Формула хорошего настроения»

Консультация: «Как справиться с детским гневом»

Коррекционное занятие: «Машинки»

Снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение импульсивности, тревоги; развитие эмоциональной отзывчивости к окружающему миру.

Информационный листок: «Некоторые причины психосоматических заболеваний у детей»

Май

Коррекционное занятие: «Теремок»

Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, наблюдательность, мышление, речь. Совершенствовать коммуникативные навыки. Воспитание доброжелательного отношение к окружающим.

Консультация: «Психологическая культура педагога»

Буклет: «Волшебные свойства улыбки»

Коррекционное занятие: «Путешествие в страну чувств»

Продолжать формировать умение узнавать и различать основные эмоции (радость, грусть, удивление, страх, злость); формировать представление о своем собственном эмоциональном состоянии; развивать эмптию, желание помогать другим людям.

Консультация: «Прогулка с пользой для здоровья и ума»

Примерный прогноз развития ребенка и рекомендации.

Вместе с ребёнком подробно анализировать результаты деятельности, выявить, что не получается, на каком этапе работы сложно, что необходимо исправить. Задание для ребёнка давать не в форме объяснения, а через показ способов выполнения задания. Направление на самостоятельное выполнение заданий, предлагаемые воспитателем. Педагогу создавать ситуацию успеха во время объяснения способов действий.

По окончании учебного года производится оценка достижений воспитанника — динамики его развития, освоения образовательной программы, адаптации в группе сверстников. Так же предполагается анализ динамики и эффективности работы специалистов психолого-педагогического сопровождения. По результатам всех заключений происходит корректировка плана на следующий учебный период.

Оцените статью
Мой маршрут