Методика оценки устойчивости внимания
29.Диагностика уровня развития логически-понятийного мышления
31.Методики на определение типа и объема памяти
33.Групповой интеллектуальный тест Р.Амтхауэра
34.Методика «Репрезентативные системы»
35. Методика «Наша группа» Моткова О.И.
36.Анекта «Мои жизненные планы»
37.«Опросник эмпатических тенденций» А. Меграбяна
Методы программированного обучения предполагают перестройку традиционного обучения за счет уточнения и операционализации целей, задач, способов решения, форм поощрения и контроля применительно к предметному содержанию знаний.
Методы проблемного обучения основное внимание уделяют мотивам и способам мыслительной деятельности учащегося, а также процедурам его включения в проблемную ситуацию.
Методы интерактивного обучения управляют процессом усвоения знаний посредством организации человеческих взаимодействий и отношений. Обучение рассматривается как процесс социальный, коллективный.
Практические методы предполагают практическую деятельность участников, направленную на усвоение знаний, умений и навыков. К этой группе относятся такие методы, при использовании которых участники не только слушают (как при словесных методах), смотрят (как при наглядных методах), но также выполняют определенные познавательные действия, направленные на решение учебных задач. В преподавании психологии к ним относятся:
1) лабораторные работы, моделирующие психологические эксперименты;
2) выполнение психодиагностических заданий, в частности психологических тестов;
3) решение психологических задач;
5) групповая дискуссия;
6) дидактические и деловые игры, имитирующие изучаемые процессы.
Наглядные методы- использование средств обучения, для которых характерен образный язык изложения. Зрительные, слуховые, тактильные образы дополняют словесное описание и способствуют лучшему пониманию учебного материала участниками (виды наглядности: предметные, изобразительные, словесные)
В содержание работы включены следующие эффективные методы:
метод игрового моделирования детского поведения — побуждает участников к поиску более подходящего способа поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство такта, способствует обогащению арсенала способов поведения и взаимодействия с окружающими.
методы телесно-ориентированной терапии — способствуют осознанию телесной активности в процессе межличностного взаимодействия, установлению различных способов контакта.
метод продуктивной деятельности (арттерапия).
методы игровой терапии (психогимнастические упражнения, игровые задания).
Групповая дискуссия стимулирует вовлечение участников в активное обсуждение различных точек зрения по определенной проблеме, пробуждает стремление к пониманию позиции собеседника и аргументации собственного мнения. Для эффективности — необходимо четкое формулирование проблемных вопросов.
Эвристическая беседа – педагог, опираясь на имеющиеся знания и опыт участников, с помощью тщательно продуманной системы вопросов подводит их к пониманию, усвоению новых знаний и формулированию выводов. В результате такой совместной деятельности участники приобретают знания путем собственных размышлений.
Игра – модель социального взаимодействия, средство усвоения социальных установок. Игры расширяют сознание, развивают творческие способности, талант к общению.
Тренинговое занятие – направлено на тренировку и развитие качеств (умение общаться, слушать, развитие эмпатии и пр.). Это совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания.
Для достижения поставленной в программе цели и получения запланированного результата занятия с участниками организовываются при наименьших затратах, учёте индивидуальных способностей участников, их интересов, потребностей и возможностей.
Общая структура тренинговых занятий
Цель: настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками (приветствия, игры с именами).
— Приветствие. Оно служит для формирования позитивного интереса и сплочения группы.
— Разминка. Данный вид деятельности снимает эмоциональную напряженность, формирует благоприятный психологический климат, развивает чувство внутренней устойчивости и доверительности. На этом этапе используются игры и упражнения, развивающие коммуникативные навыки, направленные на установление контактов с окружающими людьми, создание интереса, определённой мотивационной направленности занятия.
2. Основная часть. В неё входят упражнения, игры, направленные на реализацию целей и задач программы.
3. Заключительная часть. Закрепления положительных эмоций от работы на занятии, повторение усвоенного, получение обратной связи.
— Рефлексия занятия. Оценка занятия детьми с позиции заинтересованности, продуктивности, полезности, оправданности ожиданий. Участники делятся своими эмоциями (как себя чувствуют «здесь и сейчас»).
— Прощание. Оно необходимо для формирования ощущения целостности и завершенности занятия, эмоционального сплочения группы.
Для успешной реализации целей и задач программы работа на занятиях строится с опорой на следующие принципы организации социально-психологического тренинга:
1. правило «здесь и теперь»: обсуждать чувства, которые испытывает в данный момент, т.к. только через актуальные переживания, через групповой опыт человек может познать себя.
2. правило искренности: говорить следует только о реальных чувствах, а не о тех которые бы успокоили участника тренинга, оправдали ли, наоборот обидели. Если давать партнерам обратную искаженную обратную связь, то это может повлечь за собой формирование ошибочного мнения, как о себе, так и о других.
3. правило «Я — высказывания»: в группе важным является то, что каждый участник говорит любую фразу только от своего имени, т.к. только говоря что-либо от своего имени, можно говорить искренно о своих мыслях и чувствах.
4. правила запрета на оценку: оценка поступка есть ограничение личностной свободы. Тревога, по поводу возможной оценки, которую данный участник может получить от других участников, может привести к «закрытости» членов группы или стремлению поступать, исходя из принципов социальной желательности.
5. правило постоянства: занятия пропускать нельзя.
6. принцип практической направленности: формирование и отработка навыков и умений у детей эффективного взаимодействия с окружающими людьми
Форма организации образовательного процесса
Изучение предмета программы строго последовательно в установленном объеме в определенные сроки в условиях аудитории.
Форма учебного занятия
1.Информационные технологии — совокупность методов, аппаратных и программных средств сбора, хранения, обработки, передачи и представления информации, позволяющих расширить знания людей, повысить надежность и оперативность управления техническими и социальными процессами, снизить трудоемкость процессов использования информационных ресурсов.
2.Технология обучающих игр — основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельности участников.
Значение: развитие познавательной, социальной и профессиональной активности участников, формирование механизма поиска решения проблемы. Оказывает корректирующее влияние на психологию участника, т.к. лишена психологической напряженности. В процессе игры можно применять групповую и индивидуальную работу, совместное обсуждение, проводить тестирование и опрос, создавать ролевые ситуации. Игра органично сочетает и позволяет использовать различные методы – анкетирования, социометрии и др.
Выполняют 3 основные функции:
Инструментальная: формирование определенных навыков и умений;
Гностическая: формирование знаний и развитие мышления учащихся;
Социально-психологическая: развитие коммуникативных навыков.
3.Здоровьесберегающие технологии. Цели: организация взаимодействия участников образовательного процесса по формированию, сохранению и укреплению здоровья; необходимость особого подхода к созданию благоприятного здоровьесберегающего пространства
4.Технологии сотрудничества. Основная идея: создать условия для активной совместной деятельности участников в разных учебных ситуациях; общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха; сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе
— личностно-ориентированный. Цель: развитие личности, удовлетворение ее запросов, развитость, раскрепощение собственного Я, самопознание, самоопределение, самостоятельность, независимость суждений, создание условий для самореализации
— системно-деятельностный подход — это организация процесса обучения, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности участника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.
Основные принципы программы:
— развитие в деятельности и общении,
— сотрудничество с семьей.
Для участников используются принципы:
В программе прослеживается система связей психологии с науками:
эмоции, психические процессы, навыки, произвольность, успешность, социальные роли, коммуникация, эмоциональная близость детей с родителями, самооценка.
Раздел № 1 «Я – это Вселенная!»
Рисование школьных страхов
Цель — разрядка страхов
На листах бумаги ребята рисуют свои страхи. Затем им предлагается сделать с этими рисунками то, что они хотят. По окончании упражнения они делятся своим опытом. (При выполнении упражнения важна индивидуальная работа психолога с каждым участником, направленная на то, чтобы ребенок смог выразить свои чувства.
Упражнение «Насос и мяч»
Цель: снятие напряжения.
В парах один из участников —насос, другой — мяч. Мяч «сдут» (полностью расслаблен, голова опущена, ноги полусогнуты). По мере «надувания», который партнер сопровождает звуком «ее», мяч распрямляется, а потом опять «сдувается» со звуком «ее». Затем участники меняются ролями.
Игра «Волшебный магазинчик страхов»
Цель: изменить отношение к собственным страхам.
Я рассказываю сказку Дмитрия Соколова «Дед, внучка и боюськи»: Однажды внучка приехала к деду на каникулы. Жили они в большом доме. Хороша внучка, да всего боится. «Боюсь я, дед, на огород ходить: там червяки в земле ковыряются!» Лазает дед по огороду, от землицы борода чернеет. «Боюсь я, дедушка, коров: у них хвост да рога мотаются». Дед и коров доит, молоком в вечеру белеет. «Ох, и огня, дед, и огня! Печка — она искрами плюется!» Вот и ужин дед кашеварит, бороду задумчиво кочергой очесывает. От такого от хозяйства добра не жди; не успевал дед всего сделать. Корову продал, лошадь продал, и от огорчения сам слег. Заболел. Ну, внучка попробовала поплакать и тихо, и в голос, да все не в помощь. Решила она тогда в город на базар сходить, купить лекарств и еды. Денег у
нее, правда, не было, но она решила: «Продам чего-нибудь». И вот, хоть и было ей страшно, на базар далекий она с утречка и отправилась. Деда ведь своего все же любила! На базаре — толчея, гомон; она стала в сторонке, чистый плат расстелила. А что же дальше? Подходит народ: на сем месте что продается? Мнется бедная внучка, не знает, что и сказать. Тянет кого-то за рукав: «Дядь, а что продавать здесь можно, чтоб подороже?» Он спрашивает: «А что у тебя есть?» — «Да ничего нет». «А что умеешь делать?» Тут она заплакала: «Да ничего не умею, я всего боюсь!» «Хм, — говорит дядька, — так ты боюськи и продавай». «А возьмут?» — не верит дивчина. «А ты попробуй». И вдруг как закричал дядька: «Эй, народ! Товар исключительного назначения! Подходи за боюськами!». Народ стал осторожненько подходить, интересоваться: что за товар такой? Дядька говорит: боюськи на любой вкус. Для жен, детей, крупного и малого рогатого скота. А девчонка говорит: «И курей с петухами». «Что для курей?» — подлезает бабка. «А вот бегают твои куры далеко от дома?» — спрашивает посредник. «Ох, бегают, проклятые», — соглашается бабка. «А ты купи для них боюську дальнего пространства. Есть у нас такая?» — спрашивает у девчонки. «Еще как, — солидно говорит она. — Вам на целый птичий двор?» — «Уж, пожалуйста», — говорит бабка. Вот торговля завертелась не на шутку! Купили боязнь огорода для гусей и коз, купили боюськи темноты для крыс и тараканов, ну все раскупили на корню! Один оригинал купил боязнь рек и моря, чтобы палить в облака и тучки: хотел, чтобы они проливались только над сухой землей. И только для малых ребятишек ни одной боюськи не продали, ни мамкам, ни нянькам. Вот как! На вырученные деньги купила внучка лекарства и еду, и для того дядьки, который ей помог,
праздничную рубашку, и для себя леденец. Целый день провела на базаре. Только к вечеру вернулась домой. Там дед ее встретил, своим глазам не поверил. От радости он и без лекарств выздоровел. И потекла их жизнь весело и бойко, и работали они теперь вместе, и на ярмарку вместе ездили.
Предлагаю детям представить, что они приходят в волшебный магазинчик, где могут выгодно продать свои страхи, обосновав их «полезность». Я исполняю роль продавца. В конце игры ребята делятся своими впечатлениями.
Медитация «Полет на ковре-самолете»
Цель — обучение навыкам расслабления и саморегуляции психического состояния. Учащимся предлагается расслабиться, закрыть глаза и представлять себе то, о чем
говорит психолог: «Представьте себе, что у вас есть волшебный ковер-самолет. Какого он цвета? Он однотонный или с узорами? Это огромный ковер или маленький коврик? Какой он на ощупь? Мягкий, шелковистый, шершавый? Из какого материала он сделан? Вы садитесь на свой волшебный ковер самолет и поднимаетесь в воздух. Вам хорошо, тепло, безопасно. Ковер ласково поддерживает вас и несет туда, куда вам хочется. Вы поднимаетесь над городом, летите над лесами, полями, реками. Вдруг вы видите замечательное место, очень красивое, уютное и привлекающее вас. Вы опускаете ковер на это место. Что вы там видите? Что вас окружает? Там очень спокойно и безопасно. Побудьте в этом месте столько, сколько вы захотите. Затем вы снова садитесь на ковер-самолет и возвращаетесь обратно, в эту комнату, но ощущение покоя и безопасности найденного вами места остается с вами». После завершения упражнения ребятам предлагается нарисовать найденное безопасное место и рассказать, что они видели и чувствовали.
Представьте себя черепашкой, которая спокойно отдыхает около воды под теплым солнышком. Полное спокойствие и безопасность. Но когда приближается опасность, черепашка сразу же втягивает голову и конечности в панцирь. А теперь как черепашка втяните голову и плечи, а руки и ноги подберите как можно ближе к туловищу. Некоторое время посидите в такой позе. Но вот опасность миновала, и черепашка может снова расслабиться и отдыхать около воды под теплым солнышком.
Упражнение «Спустим пары»
Цель: разрядить агрессивные эмоции
Каждый ребенок выбирает оптимальные для себя способы разрядки гнева и использует их в группе. (при выполнении упражнения нужно следить за соблюдением правил безопасности).
Выполнение техники «Рубка дров»
Цель — разрядка агрессии
Встаньте так, чтобы вокруг было немного свободного места. Представьте, что вам нужно нарубить дрова из нескольких чурок. Покажите мне, какой толщины кусок бревна, который вы хотите разрубить. Поставьте его на пень и поднимите топор высоко над головой. Всякий раз, когда вы с силой опускаете топор, вы можете громко выкрикивать: «Ха!». Затем ставьте следующую чурку перед собой и рубите вновь. Через две минуты
пусть каждый скажет мне, сколько чурок он перерубил.
Упражнение «Воздушный шар»
Цель — разрядить эмоции
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы –большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1 — 2 минуты, напрягая все мышцы тела.
Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления.
Цель — осознание собственного тела, агрессивных накоплений.
Ребята расслабляются, закрывают глаза. Следуя словам психолога, они «путешествуют» по своему телу, стараясь осознать, в какой части тела может находиться агрессивность. Какую форму она имеет, на что похожа и какого цвета. После окончания упражнения на бланках с изображением фигуры отмечают места расположения скопившейся агрессивности, и по кругу отвечают на вопрос о том, что и как они хотели бы изменить.
Цель — разрядка агрессивных эмоций.
Ребята расслабляются, закрывают глаза и представляют себя на небольшой выставке, где находятся портреты людей, вызывающих у них раздражение, обиду, гнев. Они «ходят» по этой выставке, рассматривают портреты. Затем выбирают один из этих портретов, представляют этого человека. Им предлагается представить, что они говорят этому человеку и делают с ним все, к чему побуждают их чувства, не сдерживаясь. После окончания упражнения они рассказывают о своем опыте.
Цели: усиление Эго, повышение рефлексивности, психологическая коррекция детских обид.
Ритуал начала занятия.
Упражнение «Будешь! Не буду!»
Ведущий предлагает детям разбиться на пары и, взявшись за руки, поиграть в следующую игру. Один из участников резко тянет к себе другого и приказывает: «Будешь!» Второй дергает на себя и говорит: «Не буду!» (3 минуты), Затем ребята меняются ролями (3 минуты).
Короткое обсуждение: чем отличается просьба от требования? Кто как себя чувствовал в процессе упражнения?
Упражнение «Детская обида»
Ведущий. Вспомните случай из детства, когда вы почувствовали сильную обиду. Вспомните свои переживания и опишите их в любой (конкретной или абстрактной) манере. Выразите отношение к этой обиде в настоящее время. Опишите или нарисуйте это.
Желающие садятся на «горячий стул» и рассказывают о том, что они чувствовали, переживали. Демонстрируют рисунки «тогда» и «сейчас».
Обсуждение: что такое обида? Как долго сохраняются обиды? Справедливые и несправедливые обиды.
Упражнение «Копилка обид»
Участникам предлагается нарисовать копилку и поместить в нее все обиды, которые они пережили до сегодняшнего дня, в течение 8-10 минут. После этого проводится обсуждение: что с этим делать.
Ведущий говорит о бесплодности накопления обид, о жалости к себе как об одной из самых плохих привычек. Все решают, что сделать с «копилкой». Ведущий предлагает разорвать и сжечь.
Проводится ритуал сжигания обид.
Обсуждение: что делать с текущими обидами? Еще раз подчеркивается, что умение выразить обиду важно для самого себя, но не является решением проблемы, равно как и реванш, месть и другие агрессивные формы.
Поддерживаются предложения типа: записывать обиду, а потом сжигать записку, мысленно отправляя обиду по ветру, следя как она становится все меньше и меньше.
Обсуждение: как в дальнейшем относиться к обидчику?
Ритуал окончания занятия.
Раздел № 2 «Похожие и разные»
Развитие коммуникативных способностей.
а) Невербальное общение
Ведущий показывает игрокам номера (по количеству участников), изготовленные таким образом, что их можно зацепить сзади за воротник одежды (согнутая пополам полоска бумаги). Всем предлагается встать в круг.
Ведущий, Сейчас я прикреплю номер каждому, но не по порядку. Ваша задача — как можно быстрее выстроиться от первого номера к последнему, при этом соблюдая важное условие — не произносить ничего вслух. Свой номер снимать и смотреть нельзя, показывать что-то на пальцах и другими способами тоже нельзя. За нарушение этих правил — 10 секунд штрафа, за оскорбительные высказывания — 20 секунд. Начали!
Ведущий объясняет, что этот этап, так же как и предыдущий, нужно будет проходить без слов. Всем предлагается встать в одну линию.
Ведущий. Сейчас всем нужно встать в колонну, то есть в затылок друг другу. Последнему я покажу карточку с названием вида спорта. Например, «футбол». Как только игрок прочтет карточку и кивнет, я запускаю секундомер. После этого играющий должен коснуться плеча впереди стоящего игрока, и только тогда он может обернуться.
Прочитавший карточку должен жестами изобразить тот вид спорта, который был на карточке. Тот игрок, которому этот жест показали, должен невербально передать информацию стоящему впереди игроку. Можно показывать свои жесты, можно те, которые вам показали. Когда название вида спорта дойдет до первого в колонне игрока, он должен будет назвать его вслух.
Говорить ничего нельзя. За каждое слово — 10 секунд штрафа, оскорбительное высказывание — 20 секунд штрафа. Оборачиваться раньше времени нельзя, наказывается штрафом. Если первый игрок называет другой вид спорта, я опрошу стоящих за ним, чтобы выяснить, сколько человек неправильно передали название. За каждого, кто ошибся, назначается 10 секунд штрафа.
Ведущий отвечает на вопросы группы, просит всех повернуться в затылок друг другу и начинает упражнение. На карточках могут быть: «баскетбол», «плавание», «волейбол».
«Рисунок на спине»
Цель: развитие коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды. Осознать, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого.
Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие и навыков невербального общения
Учащиеся делятся произвольно на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый ученик смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спин каждого последнего члена команд.
Задание — почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В
конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.
Ученикам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения.
Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами.
Обсуждение в общем кругу. Что помогало понимать и передавать ощущения? Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае? Что мешало выполнять упражнение?
Упражнение «Уверенный — наглый — робкий»
Ведущий предлагает всем игрокам по очереди взять одну из трех карточек. На карточках написано: на одной — «уверенный», на другой — «наглый», на третьей — «робкий». Группа не видит, какую карточку взял участник. Задача участника — изобразить поведение указанного человека. Группа должна угадать, какое поведение показывает данный игрок.
Обсуждение: какое поведение легче угадывается? Почему? Легко ли отличить уверенное
поведение от наглого? В чем разница?
Цель: развитие коммуникативных навыков, сплоченности внутри команды, умение согласовывать свои действия с другими, и решать поставленные задачи
Класс делится произвольно на команды по5 человек и каждому члену команды выдается по пазлу.
(Ведущий заранее разрезает лист бумаги, с какой-нибудь яркой крупной картинкой на части и таким образом получаются пазлы для этого упражнения). Задача команды — собрать картинку, как можно быстрее.
Обсуждение в общем кругу. Каждая команда рассказывает, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания.
Цель: развитие коммуникативных навыков, сплоченности членов группы; осознание важности этих качеств для эффективной работы класса; развивает умение идти на уступки, сотрудничать и действовать сообща.
Каждому участнику выдается листок бумаги А4. Все собираются на одном конце комнаты и ведущий поясняет, что впереди — болото, листы — это кочки, все участники — лягушки, а ведущие — крокодилы.
Задача группы — не потеряв ни одной лягушки, добраться до противоположного конца комнаты. Наступать можно только на кочки. Крокодилы могут топить (забирать) оставленные без присмотра кочки. Наступать можно только на кочки. Если лягушка оступилась, или не все лягушки смогли перебраться на другой берег, потому что не осталось кочек, то выиграли крокодилы, и игра начинается сначала.
Обсуждение в общем кругу. Ребята рассказывают, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания. Что чувствовали те лягушки, которые шли первыми, а что чувствовали те, кто замыкали цепочку.
Цель: сплочение, ломка пространственных барьеров между участниками.
Учащиеся, объединившиеся в тройки, получают задание: сначала как можно быстрее надуть 3 воздушных шарика, а потом добиться, чтобы они лопнули, зажав их между своими телами. При этом нельзя наступать на них, использовать какие-либо острые предметы, ногти, детали одежды.
Обсуждение. Короткий обмен впечатлениями.
Ведущий. Перед дальней дорогой принято присесть на дорожку. Вот и вы сейчас должны сесть, но не просто так, а таким образом, чтобы у каждого кто-то сидел на коленках и каждый сидел у кого-то на коленках,
Больше ничего не объясняя, ведущий дает команду «Начали!» и запускает секундомер.
Как только играющие сообразят, что сесть нужно в круг и примут эту позицию, секундомер останавливается.
Игра «Да — нет»
Играющие разбиваются на две группы. Каждая группа должна сказать «да» или «нет» другой команде, причем сделать это одновременно. Для этого командам выдаются карточки, на одной написано «да», на другой — «нет». Обе команды получают по две разные карточки.
Если обе команды ответили «да», то они получают по 3 очка. Если обе команды ответили «нет», они теряют по 5 очков. Если мнения команд разошлись, то команда, ответившая «да», теряет 5 очков, а команда, сказавшая «нет», получает 3 очка.
Команды принимают общее решение, одна – в кабинете, другая – за дверью. В следующий раз меняются. Всего 10 ходов.
Задание игрокам: набрать как можно больше очков.
Задание произносится только один раз и не комментируется.
Обсуждение. Ведущий подсчитывает очки и спрашивает, какое было задание. Напоминает, что задание было — набрать как можно больше очков. Всего было 10 ходов, значит, можно было набрать 60 очков.
Сколько набрали команды? (Обычно в этой игре нет победивших, все проигравшие, потому что не набрали нужного количества очков.) Ведущий должен подвести участников тренинга к мысли о необходимости сотрудничества.
Цель для сплочения группы, получения более глубоких знаний друг о друге.
признаком, которым обладает мер: «Поменяйтесь местами те, кто когда-нибудь приходил в школу с несделанными уроками». Ребята, обладающие названным качеством, меняются местами. Задача водящего — успеть сесть на одно из освобождающихся мест. Оставшийся без места становится новым водящим.
Игра «Геометрические фигуры»
Цель: развитие сплоченности группы, формирование мотивации групповой работы, развитие эмпатии
Участники свободно перемешаются по помещению с закрытыми глазами и жужжанием. По хлопку ведущего необходимо выстроится в круг. Глаза открывать ни в коем случае нельзя. Игра считается «выигранной», если все участники оказались в кругу. На это отводится несколько попыток (не более 7-10, остановиться следует на наиболее удачной). Ведущий фиксирует получившиеся формы на доске. По окончании игры проводится обсуждение, подчеркивающее важность групповой работы: если круг не получился, это значит, что никто из участников не выполнил задание.
Цель — сплочение группы, снижение психологической дистанции между участниками. Выбирается водящий, он выходит за дверь. Остальные встают в круг, держась за руки, и
«запутываются», меняя свое местоположение, поворачиваясь под разными углами. Задача водящего— распутать всех так, чтобы ребята вновь образовали круг.
Команда выходит из кабинета, ведущий расставляет пять стульев по одной линии в шахматном порядке. Команда заходит. Ведущий предлагает выбрать капитана команды.
Ведущий. Сейчас я завяжу капитану глаза. Он должен будет пройти зигзагом между стульями (показывает, как). За любое касание стула или другого игрока налагается штраф в 10 секунд.
Команда должна помогать своему капитану, подсказывая ему. куда идти.
Ведущий не предлагает игрокам рассредоточиться по помещению и не подсказывает, что направлять капитана лучше по очереди.
Завязав капитану глаза, ведущий подает команду «Начали!».
Когда команда выходит, ведущий ставит стул на стол и привязывает к нему бельевой шнур таким образом, чтобы веревка оказалась на высоте груди среднего по росту игрока. Второй конец ведущий держит в руке. Помещение оказывается перегорожено веревкой посередине.
Ведущий. Сейчас по моей команде вы все должны будете оказаться с другой стороны веревки. Веревочку можно преодолевать только сверху. Никакими предметами — столами, стульями и так далее — пользоваться нельзя. Если кто-то коснется веревки, все, кто успел ее преодолеть, возвращаются на исходную позицию (снизу, под веревкой). Если кто-то упадет, вся команда снимается с этапа и получает 300 штрафных секунд. Начали!
Ведущий не подсказывает играющим, что они должны помогать друг другу. В случае если игроки слаженно, помогая друг другу, работают на этапе, ведущий может «не заметить» случайных касаний веревки и даже чуть веревочку приспустить.
Ведущий просит команду выстроиться в линию и демонстрирует наружную часть спичечного коробка.
Ведущий. Сейчас вам нужно будет передать коробок от первого к последнему игроку. Условие: коробок мы передаем не руками, а с носа на нос. Первому я надену коробок рукой. Если при передаче коробок упал, то тот, кто передавал, надевает его руками на нос себе и передает снова. Начали!
Ведущий. Сейчас я раздам вам карточки, на которых написаны различные животные. Вы должны будете делать одновременно две вещи: во-первых, подавать звуковой сигнал, характерный для этого животного, а во-вторых, услышать, кто еще кричит так же, и сбиться с ним в «стаю».
Например, если у вас написано «баран», то вы кричите «бе-е-е». Как только я увижу, что все уже разделились, я остановлю секундомер и проверю, что написано на ваших карточках. Если кто-то оказался не в своей семье, на команду нагадывается по 10 штрафных секунд на каждого, кто ошибся.
Ведущий выстраивает всех в круг и раздает карточки. Начало этапа по команде «Начали!».
Карточки на команду из 7 человек: «собака» — 2 штуки, «кот» — 3 штуки, «гусь» — 2 штуки.
Цель: Выражение чувств, расширение представления о себе и окружающих, как о талантливых, уникальных личностях, установление более тесного эмоционального контакта, развитие сплоченности, умение согласовывать свои действия с другими членами команды, а также осмысление и закрепление опыта, полученного в процессе занятий.
Класс делится произвольно на команды по 5 человек и каждой команд выдается лист ватмана. Также выдается пачка журналов, брошюр, открыток, подходящих по тематике. Ведущий объявляет тему занятия и поясняет, что подразумевается под коллажом.
После того, как команды выполнили свой коллаж, каждая команда представляет его для всех остальных.
Ведущий хвалит каждую команду, подводит итог и предлагает объединить все работы, чтобы создать общую картину дружбы класса и стала своего рода талисманом класса.
Нарисуй себя и подбери10-15 прилагательных, которые расскажут о тебе.
Цель —способствовать более глубокому самораскрытию на занятиях.
Ученики получают задание: «Нарисуйте, пожалуйста, себя и подберите 10-15 прилагательных, которые расскажут о себе» (под музыку); После завершения работы устраивается выставка. Каждый рассказывает о том, что он нарисовал.
Упражнение «Говорящие ладошки»
Ведущий. Сейчас вам надо разбиться на пары, взяться за руки и закрыть глаза. Представьте, что руки у вас стали говорящие. Только с помощью кистей рук вам надо: познакомиться друг с другом, затеять спор, поссориться, поругаться, помириться, попросить извинения друг у друга.
Обсуждение: какие ощущения вы испытывали в различных ситуациях, какие из них приятные, какие нет, почему?
Раздел № 3 «Способности и умения»
Способность к запоминанию.
Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение). Виды памяти и их роль в различных видах деятельности. Условия развития памяти. Диагностические процедуры: методика «10 слов».
Способность быть внимательным
Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение, избирательность). Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания. Индивидуальные различия в способах восприятия и понимания происходящего
Методика Бурдона «Корректурная проба».
Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями.
Способность к выявлению и установлению Основные типы связей. Индивидуальные различия в способах восприятия и понимания происходящего. Психологическая характеристика ригидности (гибкости) интеллектуальной деятельности. Способность к ломке шаблонных связей как условие оригинальности интеллектуальной деятельности. Соотношение трех основных форм кодирования информации: словесной, образной, чувственно-сенсорной.
Диагностические процедуры: «Сложные ассоциации»
Развивающие процедуры: «Способы использования предмета», «Путешествия в прошлые и будущие состояния предмета» Притча «Роль командующего» Развивающие процедуры: «На что это похоже?», «Метафоры» Опросник типы мышления» Г.В.Резапкиной.
Раздел № 4 «Мои достижения»
«Какие ситуации в школе вызывают у меня тревогу и страх?»,
позволяющий осознать собственный опыт, получить эмоциональную поддержку от окружающих («не у меня одного проблемы»). Учащиеся по очереди отвечают на вопрос, вынесенный в название упражнения. Психолог должен стараться, чтобы дети описывали конкретные ситуации, а не говорили «общими словами».
Медитация для обучения навыкам расслабления и саморегуляции психического состояния.
Всем предлагается расслабиться и понаблюдать за своим дыханием. Дети представляют вдыхаемый и выдыхаемый воздух, им предлагается увидеть, что вдыхают они чистый, прозрачный воздух, а выдыхают — мутный и коричневый. Это происходит оттого, что все накопившиеся за день неприятности, проблемы, негативные чувства выходят из тела вместе с выдыхаемым воздухом. Постепенно выдыхаемый воздух становится все чище и чище, и затем рассказывают о своем опыте.
Игра помогает учиться произвольно чередовать состояния мышечного напряжения и расслабления
Дети постепенно «вырастают» из семечек, затем «ломаются».
Упражнения «Волшебные туфли»
Цель- способствует развитию уверенности в себе
б) Приёмы для снятия эмоционального и физического напряжения
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Затем выполните упражнение одновременно двумя : начните выжимать сок из лимонов, чувствуя сильное напряжение в каждой руке. Выжав весь сок из лимонов, можно их выбросить и взять новые лимоны, ведь сока должно хватить на целый стакан. Второй раз давим лимоны еще сильнее, а бросаем их медленно. Взяв лимоны в третий раз, стараемся не оставить в них ни капли сока, и только после этого медленно ослабляем руки и бросаем воображаемые лимоны. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы – сосулька. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабьте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы – большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнения до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
При сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20-30 приседаний.
При сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 15-20 прыжков на месте.
в)Принятие себя. Самооценка
«Я недостаточно хорош(а)»
Цель — осознание источников проблемы, получение эмоциональной поддержки
. Ученики по очереди отвечают на вопрос: «Кто говорил вам об этом?». Важно просить их вспоминать конкретные случаи и высказывания окружающих.
Упражнение «Что мне нравится в себе?»
Цель — принятие своего физического «Я».
Ученики письменно отвечают на вопрос: «Что мне нравится в своей внешности, своем физическом облике?» затем зачитывают эти списки вслух.
Упражнение «Похвальное слово самому себе»
Создание условий для повышения самооценки.
В течение 5 минут с закрытыми глазами ребята вспоминают все свои достижения, заслуги, все дела, которыми они могут гордиться. Затем делятся этими воспоминаниями по кругу.
позволяет расширить знания участников о самих себе, повысить самооценку.
Каждому учащемуся группа рассказывает о том, что в нем нравится.
Упражнение «Волшебный магазин»
Ведущий. Представьте, что вы попали в волшебный магазин, где можете приобрести все, чего вам не хватает. Любые качества характера, любые духовные ценности: по принципу «бери что хочешь, но плати. Так как магазин необычный, то и платить придется своими качествами.
Организуется пространство: прилавок, склад, дверь; из участников выбирается «приказчик» — помощник ведущего, «рекламный агент», призывающий посетить магазин, и «очередь» из участников.
Причем указывается, что время работы магазина строго ограничено, он может закрыться в любой момент. Ведущим поощряется инициатива посетителей, он же ведет торг. Приказчик приносит со склада качества, они продаются, как товар.
Когда в магазине побывают все желающие, проводится обсуждение: как сложно было расставаться со своими качествами? Почему необходимы те или иные качества? Кто как себя чувствовал в процессе игры? Почему кому-то трудно настаивать на покупке?
Упражнение «Закончи предложение»
Ведущий раздает всем участникам бланки, на которых нужно закончить предложения:
Ведущий собирает бланки через 5~10 минут. Результаты в группе не обсуждаются (эти бланки анализируются ведущим и впоследствии используются на индивидуальном консультировании).
Упражнение «Лепим скульптуру»
Ведущий предлагает детям встать в круг. Один из подростков по жребию становится «глиной», а остальные «скульпторами». Задание: слепить скульптуру под названием «Доброта». Поочередно все участники игры становятся «глиной». Названия скульптур тоже меняются — «Ответственность», «Любовь», «Ненависть», «Решительность», «Уверенность», «Беззащитность», «Справедливость».
Упражнение «Мои права»
Ведущий подводит подростков к пониманию понятий «собственные права», «права человека», что способствует повышению уверенности в себе. Затем ребятам предлагается написать «Декларацию о правах подростка». На выполнение задания дается 10—15 минут. Затем начинает работать «Конституционная комиссия» по выработке общей «Декларации».
Ведущий задает критерии:
1. Твои права не должны ущемлять прав других людей.
2. Осуществление этих прав должно зависеть не от других людей, а от тебя лично.
Далее в театрализованной форме принимаются права, разработанные в группе. Члены группы могут отстаивать выработанные права, а ведущий может в них усомниться. Принятые предложения фиксируются на доске. Затем ведущий зачитывает полученную «Декларацию».
Ведущий. За защитой своих личных прав мы можем обращаться только к себе и сами отстаивать их, мы должны рассчитывать только на себя. Но для этого необходимо уметь правильно себя вести с другими людьми и не ущемлять их прав.
Самое главное — защищая свои права, нужно помнить, что все эти права есть и у окружающих. Учитесь уважать права окружающих как свои собственные.
Желательно составить список прав и написать их на плакате, чтобы он висел перед глазами детей.
Проводится обсуждение, где особое место уделяется соотношению своих и чужих прав.
Упражнение «Железнодорожная касса»
Ведущий. Представьте себе, что вы на вокзале и через 15 минут отходит поезд, на который вам нужно попасть. В кассе остался один билет, но кассир придерживает его по своим соображениям.
Вам необходимо убедить кассира, чтобы он продал билет.
Выбирается «кассир», лучше всего — неуверенный в себе, застенчивый ребенок. Выбирается «охрана», которая в случае каких-либо эксцессов обязана проводить буйного пассажира к выходу.
Участники образуют очередь у кассы. По знаку ведущего касса открывается и ровно через 15 минут закрывается.
Проводится обсуждение. «Кассира» просят дать обратную связь — кому бы он продал билет? Почему? Кому бы не продал? Почему? Сообща вырабатывается вариант, приемлемый для «кассира».
Ведущий (задание адресовано каждому члену группы). Назови 5 ситуаций, вызывающих ощущение «Я чувствую себя хорошо», воспроизведи их в воображении, запомни чувства, которые при этом возникают, представь, что ты кладешь их в такое место, откуда сможешь достать, когда пожелаешь. Нарисуй, куда ты их положил.
По типу аукциона предлагается как можно больше ситуаций, помогающих справиться с плохим настроением. Все способы фиксируются на доске.
Обсуждение: какие способы более приемлемы? Какие безопасны? Какие следует выбрать?
Упражнение «Вверх по радуге»
Участников просят встать, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что вместе с этим вдохом они взлетают вверх по радуге, а выдыхая, съезжают вниз. Повторить 3 раза.
Упражнение повторяется с открытыми глазами, а количество повторений увеличивается до 7 раз.
Обсуждение: как пользоваться своим ресурсным состоянием? Ведущий должен убедиться, что участники тренинга поняли, что теперь они смогут справляться со своими проблемами с помощью собственных ресурсов.
Цели: повышение самооценки, усиление Эго.
Ведущий. У каждого из нас есть свой «дракон». Это наши недостатки, с которыми мы миримся. Однажды каждый решается убить своего дракона. Но вместо одной головы вырастают три, и мы живем со своим драконом и миримся с ним, отравляя жизнь себе и близким людям.
Ребятам предлагается нарисовать своего дракона и назвать его в целом и каждую голову в отдельности.
После этого им надо придумать сказку о том, как они победят своего дракона. История может быть нарисована в виде комикса или написана в виде сценария кинофильма.
Желающие могут объединиться в группы и придумать другую историю и других драконов, но и героев и драконов должно быть столько же, сколько участников в группе.
В данной программе используется набор из 15 пунктов:
— предписание или запрет;
— принятие решения о битве с драконом;
— сбор вооружения;
— путь к дракону;
— встреча с дарителем;
— волшебные дары;
— вызов дракона на бой;
— условия битвы;
— последствия победы,
На написание истории подросткам дается 30 минут. Затем желающие могут рассказать свои истории.
Обсуждение. Ведущий говорит о том, что для борьбы с драконом почти всем нужны
помощники, друзья. Друзья очень важны в жизни. Способность находить друзей зависит от того, насколько мы умеем видеть хорошее в окружающих нас людях.
Ведущий предлагает детям осмыслить все пережитое на группе и составить контракт с собой о том, что хорошего они хотят сделать в ближайшую неделю, ближайший месяц, ближайший год.
Дети пишут контракты. В завершение каждый подросток торжественно вручает контракт самому себе.
способствует осознанию внутренних ресурсов повышению уверенности в себе
Ребята представляют себя маяками, стоящими на скалистом острове. У маяка очень прочные, надежные стены. Днем и ночью, в хорошую и плохую погоду маяк посылает мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. Важно постараться ощутить в себе этот внутренний источник света
Цель — осознание собственного тела, принятие его
удалось узнать о собственном теле.
Основная учебная литература для педагога
1.Бабаева Ю.Д. Личностные проблемы одаренных детей и особенности их самооценки / психология одаренности детей и подростков. — М.: Изд. центр «Академия», 1996. — 416c.
2.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М: «Русский язык», 1980. — С.272.
3. Детская одаренность как цель, средство и результат образовательной практики / Под ред. В.Б. Новичкова. — М., 2002.
4.Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Э.Ф. Зеер. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 416 с. — (Сер. Бакалавриат).
5.Концепцией РФ общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 3 апреля 2012 года.
6.Работа с одаренными детьми. Выявление одаренности у детей (Методические рекомендации для педагогов). Составители: Боева Е.Л., Кондратенко О.И. – Старый Оскол, 2011 // http://klex.ru/e16
7.Рабочая концепция одаренности / Авт. коллектив: Богоявленская Д.Б. (отв. ред.), Шадриков В.Д. (науч. ред.), Бабаева Ю.Д., Брушлинский А.В., Дружинин В.Н. и др. – 2-е изд., расш. и перераб. – М., 2003. – 95 с.
8.Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Т.В. Вохмянина. Под редакцией И.В. Дубровиной – 4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2000. – 176 с.
9.Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – С.362-419.
10.Савенков А. Творчески одаренные дети: выявление и развитие / А. Савенков // Учитель в школе. – 2008. – № 1. – С. 103 – 106.
11.Семенова Н.В. Психологическое сопровождение работы с одаренными детьми // Актуальные проблемы психологии образования: Материалы второй региональной научно-практической конференции — Н. Новгород: НГЦ, 2001. — С.86-89.
12.Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности / Под ред. А.А.Деркача, И.В.Калиш. — М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 258c.
13.Чекунова Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение детской одаренности в образовательном пространстве школы // Известия ДГПУ, №3, 2010. – С. 38-42.
14.Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. — М., 2004.
15.Юркевич В.С. Проблема сохранения здоровья педагогов в школах, ориентированных на работу с одаренными детьми //Одаренные дети – достояние Москвы: Сборник материалов научно-практической конференции Университетского образовательного округа МГППУ (21 февраля 2007 г.) – М.: ООО «АЛВИАН». — С.115-117.
Дополнительная учебная литература для психолога о сплочении
1. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения М. — Педагогика, 1986
2. Большаков В.Ю. Психотренинг. СПб, 1994. — 316 с.
3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие. — М: Ось-89, 1999. — 176 с.
4. Гривцов А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. — СПб. Питер, 2007.- 208 c.
5. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006 — 160 с.
6. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/Пер с нем. – 4 е изд. — М.: Генезис, 2006. — 240 с.
7. Гарднер Р. Девочкам и мальчикам о хорошем и плохом поведении / Пер. с англ. Е.В. Романовой. — СПб.: Издательство «Каллиста», Рекламно-Издательский центр «Тринадцатая нота», 2004. — 208 с.
8. Берч П. Тренинг/ Пер. с англ. Под ред. И.В. Андреевой. — СПб.: Издательский дом «Нева», М: «ОЛМА ПРЕСС Инвест», 2003. — 160 с.
Дополнительная учебная литература для психолога о тревожности и агрессивности
1.Абрамова Г. С. Возрастная психология. — М., 1997.
2.Битянова М. Р. Психолого-педагогическое сопровождение на этапе перехода из начальной школы в среднее звено// Школьный психолог. — 2001. — № 33.
3.Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М., 1996.
4.Бондаревская Р. С. Организация диагностической и коррекпионно-развивающей работы с учащимися 5 классов. — СПб., 1994.
5.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000.
6.Костина Л. М. Методы диагностики тревожности. — СПб., 2002.
7.Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. — М., 1988.
8.Краткий психологический словарь. Ред. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — М., 1985..
9.Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. — 1969. — № 1. — С. 131-137.
10 Лютова Е. К, Монина Г.Б.. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб., 2001.
11. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психо-коррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М., 2007.
12.Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб., 2006.
13.Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.
14.Практикум по возрастной психологии / Ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб., 2002.
15.Практическая психология в образовании / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 2000.
16.Прихожан А. М. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков.— М., 1977.
17.Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. — 1998. — № 2. — С. 11-18.
18.Прихожан А. М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности // Тревога и тревожность / Ред. В. М. Астапов. — СПб.. 2001. — С. 143-156.
20.Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Вып. 1-4. — М., 1999.
21.Фопель К. Психологические группы. — М., 2000.
22.Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема// Вопросы психологии. — 2001. — № 5. — С. 19-35.
23.Чистякова М. И. Психогимнастика. — М., 1995
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/360667-individualnyj-obrazovatelnyj-marshrut-put-k-u
Круг воли
3.Самооценка волевых качеств
4.«Диагностика типа школьной мотивации». (модификация)
5. Методика «Учебная мотивация» Карпова Н.И
6.Уровень познавательной активности
7.Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению
8.. Методика Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А.А. Реан)
9. Шкала оценки потребности в достижении
10. Уровень субъективного контроля