Теория особенности построения индивидуального образовательного маршрута основана на трех концептуальных элементах:
1) индивидуальный учебный план;
2) индивидуальная образовательная программа;
3) индивидуальный образовательный маршрут.
Индивидуальный учебный план выполняет учет образовательных запросов, склонностей, личных и профессиональных интересов, познавательных возможностей студента.
Функции индивидуального учебного плана:
1) утверждение совокупности учебных предметов, выбранных студентом, и времени на их освоение;
2) профиль подготовки студента;
3) определение образовательного результата;
4) самоопределение студента.
На основании составленного индивидуального учебного плана проектируется индивидуальная образовательная программа, учитывающая виды образовательной деятельности студентов, методы и формы диагностики результатов, технологий освоения учебного материала.
Рисунок 7 – Структура индивидуальной образовательной программы
Учебный план в свою очередь обязательно должен иметь: содержание, характеристику учебных программ, пояснительную записку.
Функции индивидуальной образовательной программы:
1) нормативная (нагрузка студента);
Индивидуальный образовательный маршрут определяет программу конкретных действий студента по реализации индивидуального учебного плана и индивидуальной образовательной программы. Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут – это вариативная структура деятельности студента, проектируемая в рамках конкретных условий образовательного процесса на основе комплексной диагностики.
Типы индивидуальных образовательных маршрутов и системы взаимодействия со студентом:
1) Я – центрированный (информационно-эмоциональная и информационно-организационная поддержка);
2) ориентированный на получение знаний (информационно-организационная поддержка);
3) связанные с формированием образованного человека (индивидуальная поддержка информационно-консультативного характера);
4) связанные с формированием будущего специалиста (организационная и информационно-консультативная поддержка);
5) ориентированный на научную деятельность (поддержка организационно-информационного плана).
Рисунок 8 – Логическая структура индивидуального образовательного маршрута
Рисунок 9 – Компоненты индивидуальной образовательной траектории студента
Наталья Сидорова Бондарева
Основные этапы и особенности выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребёнка
2 Основные этапы и особенности выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребёнка
ИОМ – это документ, в котором указываются всё, что касается конкретного ребёнка : мероприятия коррекционного и развивающего характера, их эффективность в отношении ребёнка и данные об усвоении программного материала.
Основные направления построения образовательного маршрута :
— лечебно-оздоровительная работа;
— вопросы обучения и социальной адаптации;
— вопросы коррекции;
— физическое воспитание;
— музыкальное воспитание.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется потребностями, индивидуальными способностями и возможностями ребёнка, а также существующими стандартами содержания образования.
Создание индивидуального маршрута начинается в соответствии с ФГОС дошкольного образования, с изучения нормативно-правовой базы, включающей Закон «Об образовании РФ», Конституции РФ, и многих других.
Компоненты структуры индивидуального образовательного маршрута :
— целевой компонент (постанова целей, определение задач образовательной работы);
— содержательный компонент (обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка);
— технологический компонент (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учётом индивидуальных особенностей ребёнка);
— диагностический компонент (определение системы диагностического сопровождения);
— организационно-педагогический компонент (условия и пути достижения педагогических целей);
Схема построения индивидуального образовательного маршрута дошкольника :
1. Изучение запроса педагогов. В беседе с воспитателями выслушиваются замеченные проблемы усвоения программы или поведения, после его анализируется вся информация и организуется наблюдение за конкретным ребёнком.
2. Наблюдение. Используя карты наблюдений, регистрируют результаты наблюдений учебной деятельности, самостоятельной деятельности и результаты наблюдения за ребёнком во время прогулки.
3. Установление контакта с ребёнком. Контакт с ребёнком устанавливается с помощью беседы. Результаты такого контакта заносятся в бланк протокола беседы.
4. Сбор данных. В бланке психолого-педагогического представления указывают информацию о ребёнке и его семье, о соматическом здоровье ребёнка, причины разработки ИОМ и т. д.
5. Подбор диагностических методик. Учитывая возраст и особенности ребёнка, подбирается подходящая диагностическая методика.
6. Проведение диагностических работ. По выбранной методике проводится диагностика, полученные данные фиксируются в диагностической карте ребёнка. Такие мероприятия могут проводиться в несколько этапов.
7. Обработка результатов. По итогам всех вышеописанных действий, происходит написание заключения.
8. Разработка ИОМ. Исходя из результатов всех проведённых диагностик, наблюдений, сбора информации, а также от постановки целей, проектируют индивидуальный маршрут развития ребёнка, целью которого является расширение зоны ближайшего развития и формирование когнитивной сферы дошкольника.
Бывает ещё другая ситуация, когда схема построения ИОМ начинается со второго этапа, наблюдения. Это происходит в тех случаях, когда психологу нужно самостоятельно провести наблюдения и изучение каждого воспитанника с целью выявить группу дошкольников, испытывающих трудности (личностные, регулятивные, коммуникативные, комплексные, познавательные, психомоторные). После чего происходит установление контакта с подгруппами детей, и при необходимости, индивидуально. Затем следует диагностический этап для выявление причин трудностей детей (ребёнка). Далее этап конструирования. Построение индивидуального образовательного маршрута на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей. Следом идёт этап реализации ИОМ в процессе жизнедеятельности дошкольников, после чего следует завершающий этап, с целью выявления результатов действия ИОМ для определения: сохранились трудности или нет.
Выбор схемы построения маршрута определяется в каждом случае индивидуально.
Следующим этапом работы педагога-психолога является разработка плана индивидуальных занятий с ребёнком. Длительность занятий и их количество в неделю определяется исходя из возраста и особенностей ребёнка.
После реализации ИОМ, психолог проводит итоговую диагностическую работу. Затем составляется сравнительный анализ результатов, в которых сопоставляют цели и задачи с фактическим итогом. Пишется отчёт. Делаются выводы о продуктивности проведённой работы между специалистами.
Также проводится консультация для родителей, даются рекомендации.
Именно при проектировании индивидуального образовательного маршрута развития ребёнка проявляется профессионализм педагога-психолога.
Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут – это эффективный способ найти подход к каждому ребёнку, заинтересовать его процессом обучения или решить задачи социализации, трудностей коммуникации.
Изучая структуру и содержание индивидуальных маршрутов, нельзя составить строго определённы правила выстраивания данного маршрута. Вся организация по проектированию носит сугубо индивидуальный характер, зависящий от различных факторов, среди которых:
— возраст ребёнка;
— категория особых потребностей;
— характерные особенности ребёнка;
— цель и задачи ИОМ; и др.
В образовательном учреждении может быть предусмотрен пример (образец) построения маршрута, но невозможно «подогнать» каждого ребёнка под образец, куда проще и эффективнее «подогнать» этот образец под каждого конкретного ребёнка. Однозначного «рецепта приготовления» ИОМ развития ребёнка просто не существует.
Ольга Татаренко
Индивидуальный образовательный маршрут. Рекомендации по составлению
Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, предполагает большое внимание к развитию способностей ребенка, лучших его личностных качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Дать знания, развить навыки и умения – не самоцель, гораздо важнее — пробудить интерес к познанию.
Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, становления важнейших черт личности ребенка, первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. Необходимость поддерживать индивидуальность каждого ребенка – одна из главных задач дошкольного воспитания. Только на ее основе может быть достигнуто полноценное развитие личности дошкольника, раскрыться его особенности, уникальные способности.
Проблема индивидуально – дифференцированного обучения детей с особенностями развития не является новой в современной педагогике и психологии. Решение этого вопроса связано с поиском оптимальных характеристик всех звеньев учебного процесса, содержания, методов и форм обучения. Используемые методы и приемы опираются на положения «Концепции дошкольного воспитания», которая выдвигает на первый план личностно-ориентированную модель взаимодействия педагога и ребенка.
Сегодня по отношению к детям с особенностями развития учеными широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребенка, под которыми понимаются особенности мотивационной сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером развития, социально – психологическими факторами, и для удовлетворения которых требуются особые условия. Речь может идти как о детях с отклонениями в развитии, так и о способных детях, опережающих сверстников в развитии по некоторым параметрам.
Одним из вариантов, способствующих реализации таких образовательных потребностей, является индивидуальный образовательный маршрут ребенка — дошкольника.
Цель Индивидуального образовательного маршрута ориентирована на достижение воспитанником государственного стандарта, т. е. на результаты освоения специальной коррекционной (логопедической) и общеобразовательной программ в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка
форма составления индивидуального коррекционно-образовательного маршрута бывает различна. В последних публикациях можно проследить следующее: ИОМ — это таблицы с перечнем заданий по каждому разделу программы и графами результатов; ИОМ в виде таблицы, в которых каждый специалист пишет рекомендации по коррекции недостатков сторон развития ребенка
ИОМ специально разрабатывается для конкретного ребенка как его индивидуальная образовательная программа;
в стадии разработки ИОМ ребенок и его родители выступают:
как субъекты выбора дифференцированного образования, предлагаемого дошкольным образовательным учреждением и или целостной образовательной средой;
как «неформальные заказчики», «предъявляя» дошкольному образовательному учреждению образовательные потребности, речевой, социальный, психологический профиль и иные индивидуальные особенности ребенка;
на стадии реализации ребенок-логопат выступает как субъект осуществления коррекционного образования.»
Первый этап. Проведите психолого-педагогическое обследование и наблюдение за поведенческими реакциями ребенка, проанализируйте историю его развития. Сопоставьте все полученные данные. Запишите их в виде заключения.
Второй этап. Определите приоритетную задачу индивидуальной программы ребенка.
Третий этап. Проанализируйте, что ребенок может делать, а в чем испытывает затруднения.
Четвертый этап. Решите, чему новому его нужно научить в первую очередь, а что необходимо закрепить на занятиях, на уроках и в повседневной жизни.
Пятый этап. Определите, какие задачи будут реализованы на уроках, занятиях у педагогов, а какие – на занятиях у воспитателя, с родителями.
Шестой этап. Разделите каждое умение на составляющие его действия. Помните, все новое нужно вводить постепенно, чтобы ребенок освоил новый материал без стрессов и напряжения.
Седьмой этап. После того, как ребенок овладел одной из задач программы, внесите в нее изменения и дополнения.
Составление индивидуальной программы развития (адаптационной, профилактической или коррекционно-развивающей) поможет педагогу и воспитателю максимально эффективно реализовать программное содержание, защитит специалистов от односторонности в работе и возможных упущений, поможет разумно использовать рабочее время.
Индивидуальная программа составляется сроком на один-два месяца. Далее ее содержание дополняется или корректируется. Индивидуальная программа должна быть записана в истории развития ребенка после записи результата его обследования и заключения педагога. Новое содержание программы или все последующие дополнения и изменения должны быть также зафиксированы в истории развития ребенка.
«Этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута» можно представить следующим образом:
целевой (постановка целей получения коррекционного образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ребенка при получении коррекционного образования);
содержательный (обоснование структуры и отбор содержания коррекционной работы, их систематизация и группировка, установление взаимосвязи с другими занятиями, то есть разработка содержания ИОМ);
технологический (определение используемых педагогических, инновационных, здоровьесберегающих технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);
диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
организационно-коррекционно-педагогический (условия и пути достижения коррекционных, педагогических целей).
При этом педагог выполняет следующие действия по организации данного процесса:
— структурирование педагогического процесса (согласование мотивов, целей, коррекционно-образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута, с возможностями образовательной среды);
— сопровождение (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации ИОМ);
— регулирование (обеспечение реализации ИОМ через использование адекватных форм деятельности);
6) результативный (обсуждение результатов и корректировка, формулировка ожидаемого результата).»
При проектирование ИОМ важно опираться на известные принципы специальной педагогики:
Принцип систематической ступенчатой диагностики.
Определение необходимых мероприятий коррекционно-развивающего и обучающего характера по отношению к ребенку-логопату возможно только на основе специальной комплексной диагностики. Поэтому данная диагностика должна носить систематический характер в ходе коррекционного обучения и выявлять особенности продвижения ребенка на различных этапах его развития.
Принцип учета особенностей высшей нервной деятельности.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Устранение нарушений в этих случаях должно носить комплексный, медико-психолого-педагогический характер.
Принцип индивидуального подбора педагогических технологий.
Принцип контроля и корректировки.
В процессе проведения коррекционно-развивающего обучения необходимо контролировать влияние тех или иных воздействий на ребенка, корректируя или изменяя коррекционно-педагогические методы и формы работы с ним в случае их неэффективности.
Принцип учета профессионального сотрудничества и сотворчества.
Принцип прогнозирования динамики речевого развития ребенка.
Принцип учета субъект – субъектного взаимодействия в коррекционном процессе.
Одной из задач современной школы является развитие личности и поддержка индивидуальности школьника. Индивидуальность – это человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Индивидуальность может проявляться в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида.
Для достижения поставленных целей используется индивидуализация. Под индивидуализацией понимается создание системы многоуровневой подготовки учащихся, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся и позволяющей избежать уравниловки и предоставляющей каждому возможность максимально раскрыть потенциалы и способности.
Формой индивидуализации является индивидуальная образовательная траектория или индивидуальный образовательный маршрут.
Индивидуальная образовательная траектория — это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности.
Индивидуальный образовательный маршрут – это временная последовательность реализации образовательной деятельности школьника. Индивидуальный образовательный маршрут является изменяющимся и зависит от динамики возникающих образовательных потребностей и задач. Образовательный маршрут позволяет иначе, чем учебный план конструировать временную последовательность, формы, и виды организации взаимодействия педагогов и обучающихся, перечень видов работы.
Индивидуальная образовательная траектория представляет собой последовательность дополнительных образовательных предметов (элективных курсов), свободной работы, внеурочной деятельности, в том числе дополнительного образования, выстроенная рядом (параллельно) с блоком обязательных образовательных предметов, в которой освоение учебной информации обучаемыми проходит в тесном контакте с педагогами.
Основные характеристики индивидуальной образовательной траектории:
Индивидуальная – не означает только «один на один» с учителем. Важно найти такой учебный материал, организовать такие формы взаимодействия, которые будут способствовать личной инициативе, проявлению, становлению индивидуальности.
Образовательная – значит способствующая формированию знаний, умений, пониманию мира и себя в этом мире.
Траектория – след от движения, накопление различного учебного, социального и образовательного опыта.
В наиболее общем виде выделяют три типа траекторий, отражающие ведущую направленность обучающегося:
— траектория адаптивного типа требует использования образования для подготовки школьника к современной социоэкономической и культурной ситуации;
— траектория развивающей направленности характеризуется широким развитием возможностей, способностей и всего творческого потенциала человека, получающего образование;
— траектория созидательной направленности включает в себя не только развитие особенностей и возможностей, но и целенаправленное их использование для преобразования, «построения» себя, собственного образования, карьеры, жизни.
Основная задача педагога – создать вариативную образовательную среду, предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор.
Образовательная среда чаще всего характеризуется двумя показателями: насыщенностью (ресурсным потенциалом) и структурированностью (способами организации).
При движении вперед учащийся может выбрать содержание знаний, умений, уровень их освоения, форму учебной работы, темп продвижения.
Образовательная траектория ребенка обусловлена ранее полученными знаниями и умениями в первую очередь на уроке.
Основные элементы создания траектории:
— Ориентиры — определение предполагаемого конечного результата деятельности учащихся и педагогов в качестве ориентиров для осуществления образования. Формулировка целей.
— Программа — инновационная (творческая) сущность индивидуальной образовательной деятельности, основные компоненты которой: смысл, цели, задачи, темп, формы и методы обучения, личностное содержание образования, система контроля и оценки результатов.
— Образовательная среда — естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение ученика, включающее различные виды средств и содержания образования, способные обеспечивать его продуктивную деятельность.
— Импульс — запуск механизма «самодвижения» ученика и учителя (мотивация), связанного с осмыслением деятельности, самопознанием, ценностными ориентациями и самоуправлением.
— Рефлексивное осмысление — становление «индивидуальной образовательной истории» как сумма значимых «внутренних приращений», необходимых для непрерывного образовательного движения.
— Портфолио — сумма «образовательных продуктов» ученика, создание которых возможно через выявление и развитие индивидуальных потенциалов и способностей.
Первоначально описываются варианты индивидуального продвижения учащихся, включающие:
1. Обязательные учебные занятия ученика.
2. Занятия по выбору (элективные курсы) ориентированные на расширение, углубление знаний, отработку умений, приобретение практического опыта.
3. Самостоятельную работу.
4. Проектную деятельность.
5. Дополнительное образование.
6. Участие во внеурочной деятельности.
На основе анализа имеющихся вариантов ученик совместно с учителем и родителями формирует индивидуальную учебную программу на четверть, полугодие, учебный год, включающую:
1. Цель обучения (учитывает интересы, возможности, способности ребенка)
2. Обязательный компонент (учебные предметы)
3. Занятия по выбору школьника (элективные курсы)
4. Направление свободной работы
5. Участие в проектной деятельности
6. Участие в исследовательской деятельности
7. Участие в объединениях дополнительного образования
8. Участие во внеурочной деятельности
9. Формы отчета
10. Основные элементы индивидуальной образовательной деятельности ученика:
— определение смысла деятельности
— постановка личной цели
— формирование плана деятельности
— реализация плана
— рефлексия, оценка деятельности
— корректировка или переоценка целей и соответственно маршрута движения
Оформление замысла образовательной программы школьника:
Цель моего образования в школе
Цель моего образования на данном этапе
Что я делаю, потому, что мне интересно (выбираю)
Что бы я хотел делать (заказываю)
Что я делаю, потому, что это необходимо (исполняю норму)
Какие проблемы я вижу в достижении своей цели:
Какие способы и формы обучения я буду использовать для решения проблем
При формировании и реализации индивидуальных образовательных траекторий меняется роль педагогов. Самой актуальной сегодня является тьютор — педагог, осуществляющий общее руководство самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся; индивидуальный научный руководитель; воспитатель.
Технология тьюторского сопровождения предполагает наличие тьютора основная деятельность, которого заключается в организации процесса становления личности школьника, обеспечении освоения «сопровождаемым» содержания, средств и способов деятельности.
Данная технология предполагает совместную деятельность сопровождающего (тьютора) и сопровождаемого по поводу разрешения проблемы практики и включает следующие основные этапы:
1. Выявление проблемы и понимание ее оснований.
2. Поиск путей решения данной проблемы.
3. Разработка плана решения проблемы.
4. Оказание первичной помощи в ходе реализации плана.
Если речь идет о сопровождении деятельности ближайшего периода, то этапы иные:
1. Анализ настоящего состояния деятельности. Выявление достижений, проблем и трудностей.
2. Проектирование деятельности ближайшего периода.
3. Проектирование необходимого и достаточного образования педагога для осуществления данной деятельности.
4. Проектирование и осуществление мероприятий по сопровождению образования и деятельности школьника.
Тьюторское сопровождение – это особый тип сопровождения образовательной деятельности человека в ситуациях неопределенности выбора и перехода по этапам развития, в процессе которого обучающийся выполняет образовательные действия, а тьютор создает условия для его осуществления и осмысления (Е.А. Суханова, А.Г. Чернявская).
Тьюторское сопровождение предполагает оказание педагогической поддержки обучающимся при самостоятельной разработке и реализации каждым обучающимся индивидуальной образовательной программы (стратегии) (Теров А.А.)
Множественность выборов технологий и адекватных моделей системы сопровождения базируется на исходных положениях адресности «помогающего воспитания». «Помогающее воспитание» как составная часть общественного воспитания, объективно необходимая для создания условий личностного развития школьника, есть специфическая профессиональная деятельность специалистов при решении социально-психологических задач в специально организованных для этого педагогических системах.
При этом процесс сопровождения опирается на организационно-педагогические, технологические и социально-педагогические факторы, а отношения становятся системообразующим фактором всей системы педагогического сопровождения, служат основой целостности моделей, стабилизируя взаимодействия внутри различных компонентов социокультурного пространства.
Татьяна Сунцова
Проектирование индивидуального образовательного маршрута
Проектирование индивидуального образовательного маршрута.
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, и строится с опорой, в основном, на статистические данные соответствия большинства детей данного возраста определенным «возрастным нормам». Но, необходимо помнить, что не каждый ребенок может укладываться в понятие «среднестатистического ребенка», и, соответственно, не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Причинами могут стать, как особенности и отклонения в физическом развитии, так и проблемы поведенческого характера.
Это ставит перед специалистами дошкольного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.
Индивидуальный образовательный маршрут — это персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребенка: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного (Ш. Ю. Амонашвили, В. В. Давыдов, В. Ю. Сухомлинский)
Универсального рецепта создания ИОМ в настоящий момент нет. Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени, т. е. носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период дошкольного детства сразу, задав его направления, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.
При составлении ИОМ необходимо учитывать некоторые значимые факторы:
• необходимость согласованных действий специалистов на этапе диагностики (дифференцирование проблем ребенка, непосредственно связанных с заболеванием, органическими повреждениями, от проблем педагогической запущенности);
• четкое взаимодействие всех специалистов учреждения на всех этапах сопровождения;
• необходимость сочетания образовательной, коррекционной и лечебной деятельности;
• динамическая система гибкого перевода с одного варианта сопровождения на другой в зависимости от динамики развития и возможностей ребенка;
• включение родителей как полноправных участников коррекционно-развивающей работы в деятельность учреждения.
Основная цель индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) : создание в детском саду условий, способствующих социализации дошкольника, его социально – личностному развитию, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями ребенка (уровень готовности к освоению программы, а также существующими стандартами содержания образования.
При разработке индивидуального маршрута дошкольника, следует соблюдать следующие принципы:
• Принцип опоры на обучаемость ребенка.
• Принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка.
• Принцип соблюдения интересов ребенка. Л. М. Шипицина называет его «на стороне ребенка». Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение. В сложных ситуациях требуется объективный анализа проблемы, учет жизненного опыта взрослых, их многочисленных возможностей независимой самореализации, учет множества социальных структур и организаций. А на стороне ребенка часто бывает только он сам. Специалист системы сопровождения призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
• Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе изучения ребенка (явления, ситуации).
• Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.
• Принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа — это опора предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению «навешивать ярлыки», понимание того, что есть норма. «Нормы — это не среднее, что есть (или стандартное, что необходимо, а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях. Одна из важнейших задач специалистов, реализующих идеологию психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития ребенка, состоит в том, чтобы эти условия определить, а при необходимости и создать» (В. И. Слободчиков).
• Принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
Структура индивидуального образовательного маршрута должна включать следующие компоненты:
• целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы); зачем?
• содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемых в ДОУ, в том числе программ дополнительного образования); какими программами?
• технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка); какими способами, играми, технологиями, занятиями и др. ?
• диагностический (определение системы диагностического сопровождения); как мы будем отслеживать результаты?
• результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий) каких результатов должен достигнуть ребенок?
Примерная схема ИОМ ребенка для каждого специалиста:
Раздел, направление развития Сроки Цели и задачи Содержание работы (программы, технологии) Диагностика Предполагаемый результат
Индивидуальный образовательный маршрут должен включать основные направления:
• организация двигательной активности (развитие общей и мелкой моторики);
• развитие навыков (самообслуживание, культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);
• развитие высших психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь);
• развитие высших психических функций (сознательное запоминание, понятливость, произвольность, логическое мышление, творческое воображение);
• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивной);
• развитие речи (словарь, эмоциональная сторона речи, звукопроизношение* (*для логопеда, функции коммуникации);
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
• познавательное развитие (развитие академических навыков).
В ДОУ процесс проектирования индивидуального образовательного маршрута начинается на заседании психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК). Основные направления работы ПМПК следующие:
• разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка (включает в себя определение образовательных программ и организацию их по темам во временных интервалах, доступных ребенку с учетом его актуальных возможностей);
• разработка, уточнение и реализация схем и программ сопровождения детей с особыми потребностями с учетом данных динамического обследования;
• гигиеническое нормирование нагрузок;
• обеспечение преемственности и последовательности в работе с ребенком.
На консилиуме с участием специалистов ДОУ согласуется комплексный ИОМ. При этом необходимо учитывать следующее:
• индивидуальный режим посещения ДОУ;
• снижение темпа речемыслительной деятельности, повышенная утомляемость;
• нарушение коммуникативных навыков;
• особенности моторного развития:
1) нарушение мелкой моторики (им трудно завязывать шнурки, пользоваться ножницами, разукрашивать, у них с трудом формируются графические навыки);
2) нарушение равновесия (неустойчивая походка, трудности координации в пространстве);
3) нарушение зрительно-пространственной координации (затруднительно участие в спортивных играх и эстафетах, особенно с мячом).
Главное, что определяет успех в решении проблем ребенка – заинтересованность и высокая мотивация всех участников процесса сопровождения: ребенка, родителей, педагогов, специалистов.
Примерная схема комплексного ИОМ ребенка*
с ОВЗ и нежелательным поведением
(на месяц, полугодие, учебный год) :
Специалист Направление работы Расписание занятий Содержание работы (программы, технологии) Взаимодействие Примечание
Педагог-психолог Коррекция нежелательного поведения.
Снижение уровня психо -эмоционального напряжения. 1 раз в неделю
1 раз в неделю 1. Занятия по развитию произвольности.
2. Проектирование проблемных ситуаций.
3. Консультирование родителей. *Психическое развитие ребенка соответствует возрастной норме
Логопед/ дефектолог Коррекция звукопроизношения.
Совместные с психологом занятия по развитию академических навыков (в роли тьютора) *Развитие познавательных процессов соответствует возрастной норме
Воспитатель Развитие произвольного поведения. Развитие коммуникативных навыков.
Развитие мотивации учебной деятельности. 1. Программа «Детство».
2. Элементы программы «Я – Ты – Мы».
3. Инд. занятия или в маленьких (1-2 ребенка) подгруппах.
. 1. Инд. занятия по заданиям специалистов.
2. Моделирование проблемных ситуаций совместно с педагогом-психологом.
Музыкальный руководитель Развитие произвольного поведения. Развитие коммуникативных навыков 1. Включение в театрализованную деятельность.
2. Использование элементов логоритмики для развития речевых функций.
Педагог дополнительного образования Развитие произвольного поведения. Развитие коммуникативных навыков.
Специалист АФК/ физкультурный руководитель Развитие крупной моторики, пространственной ориентировки.
Снижение агрессивности. 1. Дыхательная гимнастика.
2. Занятия йогой. 1. Работа по рекомендациям врача ЛФК.
Старшая медсестра Контроль за состоянием соматического здоровья.
Контроль за уровнем нагрузки. 1. Ежедневно: измерение t°, АД, ЧСС.
2. Еженедельно: опрос родителей о здоровье ребенка; корректировка нагрузок.
3. Ежемесячно: мониторинг состояния соматического здоровья ребенка 1. Выполнение рекомендаций врача-педиатра.
2. Контроль на занятиях физкультурой.
3. Контроль уровня учебной нагрузки.
4. Консультации для педагогов по соматическим проявлениям.
Врач-педиатр Контроль за состоянием соматического здоровья.
Контроль за уровнем нагрузки. Мониторинг состояния соматического здоровья ребенка 1. Рекомендации врачей-специалистов.
2. Консультации для педагогов по соматическим проявлениям.