Индивидуальный образовательный маршрут
Программа поможет дошкольным специалистам
КИМП — конструктор индивидуальных маршрутов и образовательных программ для дошкольников с ОВЗ.
С помощью программы вы составите документ со всеми составляющими работы с дошкольником в течение года: общими сведениями, спецификой маршрута, индивидуальной образовательной программой, программой работы с семьей и мониторингом индивидуального развития.
- Дополнительные материалы
- Общие сведения
- Награды
- Видеообзор
- Показания к проведению абилитационных мероприятий, интегрируемых в ИОМ и ИОП образовательной организации
- Создание ИОМ, образовательных программ и работа с ними
- Индивидуальный образовательный маршрут в средней группе
- Ссылка недоступна.
- Интерактивное сопровождение образовательных областей
- Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
- Модуль 3. 1 Комплексирование программ
- Соответствие требованиям
- Работа с программой на нескольких устройствах
- Для специалистов, работающих с детьми с ОВЗ
- Скачать
- Специфика условий представлена в АООП ДО для детей с ОВЗ (описание преемственно с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и дополнено рекомендациями Г. Яковлевой)
Дополнительные материалы
Методические рекомендации для работы с программой (pdf)
Портфолио индивидуальных образовательных программ на основе КИМПа (pdf)
Программа зарегистрирована в Реестре отечественного ПО (регистрационный номер 5517).
Проблемная ситуация: Профессиональные компетентности, обеспечивающие реализацию цели и задачи
образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
Индивидуальная тема по самообразованию: «Развитие инженерного мышления средствами
робототехники», работа с успешными детьми
Цель: Совершенствование собственной профессиональной деятельности.
Использование образовательных технологий с целью достижения планируемых результатов.
Применение методов, средств, способов и форм образовательной деятельности, обеспечивающих
целостную реализацию целей и задач образовательной деятельности.
Создать образовательную среду обеспечивающую реализацию целей и задач программы.
Форма самообразованияинтернетресурсы, методическая литература, семинарыпрактикумы.
Предполагаемый результат для ребенка:
Развитие компетентностей ребенка во всех образовательных областях.
Предполагаемый результат для педагога:
Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута педагога.
Участие в работе педагогического сообщества.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Сроки работы над проблемой – менее двух лет.
12 октября 2022 года в Москве состоялось Всероссийское совещание «Индивидуальный образовательный маршрут – путь к профессиональному росту и повышению качества образования», организованное Академией Минпросвещения и Министерством просвещения Российской Федерации .
Более 150 представителей методических служб из 64 регионов России приняли участие в очном формате и еще более двух тысяч подключились к совещанию дистанционно. Это уже второе в этом году всероссийское совещание, посвященное развитию методической службы в стране.
Калининградскую область на мероприятии представила Галина Рогатюк, начальник отдела тьюторского сопровождения педагогических работников ЦНППМ Калининградского областного института развития образования.
Для участников пленарного заседания была подготовлена насыщенная программа. Среди рассмотренных вопросов:
В рамках работы тематических секций коллеги познакомились с методами применения предметно-методических кейсов как инструментом преодоления профессиональных дефицитов педагогических работников. Экспертами Федерального методического центра Академии Минпросвещения России были предложены интерактивные занятия и мастер-классы, направленные на отработку метапредметных решений на примере учебно-методических кейсов по функциональной грамотности.
Общие сведения
Организационный раздел АОП
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 219»
1.Сведения о семье:
4.Старшая медицинская сестра:
— Не проявляет
потребность в общении со
— Не способен
регулировать собственное
поведение на основе
усвоенных норм и правил
— Д/У «С кем бы ты хотел
дружить и почему»
Беседы: Шорыгина «Нет друга-
ищи , а найдёшь- береги»
Д/и «Что такое хорошо и что
— вызывать интерес к общению со
— учить регулировать собственное
поведение на основе усвоенных
норм и правил, проявлять волевые
усилия в ситуациях выбора
Не использует эталоны как
обозначенные свойства и
качества предметов (цвет,
форма, размер, материал и
Д/И «Найди свой домик»
Д/И «Найди цвет»
Д/И «Лото — цвет и форма»
Д/И «Разложи фигуры в
— учить использовать эталоны как
обозначенные свойства и качества
предметов (цвет, форма, размер,
материал и т.п.)
Не пользуется речью в
игровом взаимодействии
Д/И «О чём это?»,
Д/И «Опиши картинку»
Д/И «Подбери слово»
Д/И «Что лишнее и почему»
— побуждать к использованию речи
в игровом взаимодействии со
Не Использует
традиционные техники
рисования кистью,
Не Передает характерные
особенности (цвет, форму,
величину) предметов,
— Д/У -«Волшебная кисточка»,
Д/У «Нарисуй как я»,
Д/У «Раскрась картинку» ,
Д/У «Обведи и раскрась»,
— Д/У «Оживи фигуру»,
— учить традиционным техникам
рисования кистью, карандашом.
— учить передавать характерные
особенности (цвет, форму,
величину) предметов, явлений
Не Имеет навыки
опрятности (замечает
непорядок в одежде,
устраняет его при
небольшой помощи
Чтение худ.литературы:
С.Михалков «Я сам», Аким
Д/у «Кто правильно и быстро
«У нас порядок»
Беседа»Как заботиться о своей
закреплять навыки опрятности
Не принимает на себя
роль, не объединяет
действий в единую
Учить принимать на себя
игровую роль. Учить уходу за
больными и пользованию
Не знает и не называет
Закрепить знания о
животных, звуковые
подражания голосам
Четко произносит не
все гласные звуки, не
гласный звук из двух
Не знает, не называет
и правильно не
заменяя одни детали
«Ворота для машины
Учить строить ворота из двух
кирпичиков, на которые
кладется еще один кирпичик .
Учить называть и правильно
Не приучен к
замечает и не
устраняет непорядок в
«Соберём куколку на
замечать и не устранять
непорядок в одежде
игровых правил в
Закрепить обобщающие
понятия «овощи» и «фрукты»,
научить выделять и называть
признаки предмета. Учить
придерживаться игровых
Не различает круг,
углы и круглую форму
мышление и воображение;
закрепить знания о
развивать образное мышление
Использует не все
части речи, не
Тренировать в образовании
множественного числа и
употреблении слов в
родительном падеже; научить
подбирать к словам
определения и слова,
научить находить в словах
Не различает и не
Развивать творческие
способности; научить
внимательно слушать и
правильно реагировать на
услышанное; закреплять
знания о музыкальных
эстетическому воспитанию и
развитию дружеских
Не умеет ходить и
равновесие, в разных
П/и «Пробеги и не задень»
Развивать ловкость движения.
«Детский сад № 9 «Золотой ключик»
Фамилия, имя, отчество: Анисимова Алина Алексеевна
Интересы, склонности, способности (определяются на основе беседы и наблюдения) Любит играть в сюжетные игрыи рисовать
Результаты педагогического наблюдения/диагностики/ выявленные проблемы
Построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития ребенка
Сроки реализации: :_______________________.
Результативность проведенной работы по каждому направлению:
Рекомендации по дальнейшей работе:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колокольчик»
в средней группе
Возраст ребенка 4 года Срок реализации 1 год
Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта говорит сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребёнка. Данный индивидуальный образовательный маршрут — это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в образовании и обучении, создание условий для математического развития ребенка, формирование устойчивого интереса ребенка к познавательной мыслительной деятельности, ориентированной на мотивацию к процессу обучения. Индивидуальный образовательный маршрут направлен на преодоление несоответствия между процессом обучения по программе и реальными возможностями ребенка, его познавательными потребностями в целях своевременной коррекции организуемой образовательной деятельности.
Цель: создание в группе условий, способствующих позитивной социализации ребенка, его математического развития, творческих навыков и ориентирована на достижение воспитанником государственного стандарта, на результаты освоения программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.
1. Организовать дифференцированную и целенаправленную математическую работу с ребенком по его развитию; 2. Наладить более успешное педагогическое сотрудничество с родителями ребенка;
3. Создать условия для успешной адаптации к школьному обучению .
Сергей пришел в среднюю подгруппу логопедическую разновозрастную группу. Программу группы усваивает на среднем уровне, с тенденцией к низкому. Во время занятия — часто отвлекается, не может справиться с поставленной задачей самостоятельно, только с помощью взрослого. Следует примеру других, пассивен. Отношение ребенка к ведущей деятельности пассивное, безразличное.
Во время самостоятельной активной деятельности — играет и общается со сверстниками. Мальчик предпочитает спортивные игры. В игре с детьми всегда спокоен и уступчив. Никогда не проявляет инициативы к составлению сюжета, выбору ролей. В коллективные подвижные игры с правилами играет с удовольствием. В основном играет сам, любимые игрушки – машины.
темп выполнения заданий низкий; нуждается в постоянной помощи взрослого; низкий уровень развития познавательных процессов: восприятия (цвет, форма, величина); внимания (устойчивость, концентрация, переключение, объем); мышления (обобщение, классификация, аналогия, анализ-синтез); памяти (зрительная, слуховая);
8.Проблемные области развития.
слабые математические навыки;
слабые творческие навыки.
Индивидуальный образовательный маршрут направлен на преодоление несоответствия между процессом обучения по программе и реальными возможностями ребенка , его познавательными потребностями в целях своевременной коррекции организуемой образовательной деятельности.
10.Цель данного индивидуального образовательного маршрута: 1. Создание условий для формирования математической сферы ребенка дошкольника 2. Создание условий для расширения зоны ближайшего развития.
Повысить познавательный интерес к математике, творчеству, активизировать мыслительную деятельность ребенка,воображение, закрепить вычислительные навыки. Развивать пространственные представления.
Педагоги: воспитатели, учитель-логопед.
Периодичность занятий:1 раз в неделю в период с ноября по апрель.
знать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб; прямая, кривая линия, отрезок);
понятие выше — шире, толще — тоньше, длиннее – короче;
сравнивать количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5)
определять части суток
Награды
Рекомендация от экспертного совета журнала «Современный детский сад»
Диплом I степени во Всероссийском конкурсе для логопедов и дефектологов
Ниже схема с ключевыми отличиями программ для ведения документации. Она поможет понять разницу и выбрать нужную программу.
Программы из схемы
Видеообзор
ИПРА разработана впервые , на срок до: 31 мая 2022 г.
Показания к проведению абилитационных мероприятий, интегрируемых в ИОМ и ИОП образовательной организации
Содержательный раздел АОП
Создание ИОМ, образовательных программ и работа с ними
Как создать ИОМ и образовательную программу
В начале работы вы выбираете основные характеристики: в какой группе занимается ребенок, какое заключение поставили в ПМПК, к какой категории ОВЗ относится ребенок и другие общие вопросы.
Быстрое формирование программы
Программу не надо заполнять вручную. У большинства вопросов есть варианты ответов, вы выбираете их щелчком мышки.
Перестраховка от некорректных ответов
Неподходящие ответы отсеиваются, исходя из вашего выбора.
Например, для ребенка с РАС вы выбираете программу обучения из одного списка программ, для ребенка с ТНР — из другого. Вы просматриваете меньше вариантов, а значит, экономите время и не сделаете случайных ошибок.
Сохранение и печать результатов
Готовую программу можно распечатать или сохранить как файл в формате docx. В программу попадут только заполненные пункты.
Обратите внимание, информация, которую вы вносите, хранится на компьютере, а не на флешке.
Легкая корректировка программы
В любое время вы можете изменить, добавить или убрать любые пункты. Для этого не надо переписывать всю программу.
В Конструкторе можно создавать шаблоны с ответами по общим вопросам. Дополните их ответами про индивидуальные особенности ребенка и получите готовую программу.
Шаблоны сэкономят много времени, ведь вы не будете каждый раз заново отвечать на одни и те же вопросы.
В Конструкторе можно отмечать специалистов, которые работают с детьми. Для этого вы один раз создаете профиль педагога и потом «назначаете» его любому количеству детей.
Индивидуальный образовательный маршрут в средней группе
Мария Иванова
Индивидуальный образовательный маршрут в средней группе
Индивидуальный образовательный маршрут : Макар Л. Воспитанник средней группы «Капельки», МБДОУ№ 70 г. Железногорск
Возраст ребенка на момент составления ИМО: 5 лет
Срок реализации ИОМ:
Разработал: Мазникова Александра Владимировна
Целевой компонент индивидуального образовательного маршрута (диагностический паспорт).
Проблемные зоны Достижения и успехи
Трудности в освоении образовательной области «Речевое развитие»
в умении правильно произносить звуки;
в опознании звука в слове;
в отборе предметов на заданный звук.
в образовании существительных множественного числа родительного падежа;
в составлении описательного рассказа
словарь признаков предметов, глагольный словарь.
Ребенок проявляет интерес и доброжелательность в общении со сверстниками.
Легко понимает речь взрослого на наглядной основе и без нее.
Проявляет устойчивый интерес к изобразительной деятельности
Направления взаимодействия с ребенком по развитию звуковой и интонационной культуры речи, формированию грамматического строя речи; развитию связной речи
Цель: формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Ссылка недоступна.
ИОП строится на основе комплексирования общеразвивающей и АООП дошкольного образования (групповые формы работы), соответствует организации режимных моментов и совместной образовательной деятельности в условиях старшей дошкольной группы.
Интерактивное сопровождение образовательных областей
Интерактивное сопровождение на основе комплекса компьютерных игр и упражнений портала Мерсибо
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Целевой раздел АОП
Модуль 3. 1 Комплексирование программ
Мониторинг индивидуального развития
Мониторинг создан на основе целевых ориентиров ФГОС и ПрАООП для разных категорий детей с ОВЗ. Он разбит по возрасту, образовательному направлению и времени оценки.
Вы заносите оценки ребенка, и в результате получаете динамику развития за весь период образовательной программы в разных срезах.
Успеваемость группы детей
Для каждого педагога формируется график динамики обучаемости, воспитуемости и социализации ребенка.
Таким образом, вы сможете наглядно представить групповой и индивидуальный мониторинг развития детей.
Возможности сочетания федерального компонента и части, реализуемой участниками ООП
Готовый маршрут и индивидуальную программу ребенка можно разнообразить. Например:
Соответствие требованиям
Конструктор разработан при участии Натальи Микляевой, члена Международной аттестационной палаты и ведущей наших мастер-классов по вопросам документации. При создании КИМП мы учли ФГОС дошкольного образования и Примерные АООП для детей с ОВЗ дошкольного возраста.
Обновление программы
В октябре 2022 года обновили программу. Изменения касаются разделов ИОМ. Они связаны с выполнением Примерной программы воспитания для дошкольных образовательных организаций (федеральный компонент), апробацией регионального компонента реализации индивидуальных маршрутов и программ (через использование педагогической практики Москвы: выполнение приказов 144, 666 и 683, связанных с деятельностью ППК, созданием специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ, включением ребенка в систему дополнительного образования и др.).
Работа с программой на нескольких устройствах
Программу можно установить на несколько компьютеров, но работать она будет при вставленной флешке.
Для специалистов, работающих с детьми с ОВЗ
Технические требования
Для занятий понадобится компьютер под управлением Windows 8 и выше, MS Word 2013 и выше или Adobe Reader.
Скачать
по ведению Карты индивидуального развития дошкольника
(далее — КИР)
1. Информация, содержащаяся в КИР, должна отвечать требованиям полноты и достоверности.
2. Все страницы КИР должны быть в общепринятом порядке прошиты, пронумерованы (в левом нижнем углу листа), скреплены печатью.
3. Внесение записей в КИР осуществляется должностными лицами, ответственными за наполнение информацией конкретных разделов КИР в соответствии с приказом руководителя ОУ.
4. Все записи в КИР выполняются вручную, аккуратно, разборчиво, шариковой ручкой с чернилами синего цвета.
5. Необходимо избегать исправления ранее внесенных в КИР записей. В исключительных случаях исправление осуществляется с указанием ФИО должностного лица и дате внесения изменений, с обязательной отметкой «Исправленному верить».
6. Периодичность заполнения КИР — два раза в год (октябрь, апрель), не позднее 15 дней после проведения мониторинговых процедур.
7. Ознакомление родителей (законных представителей) ребенка с результатами мониторинга осуществляется под подпись.
8. Общее руководство организацией деятельности по ведению КИР воспитанников ОУ осуществляется руководителем. Контроль за ведением КИР ответственными должностными лицами осуществляется заместителем заведующего два раза в год (октябрь, апрель).
9. Руководители ОУ и должностные лица, ответственные за ведение КИР воспитанников ОУ, обязаны обеспечить:
качественное и своевременное заполнение (ведение) КИР;
достоверность, сохранность и конфиденциальность сведений, содержащихся в КИР;
своевременное ознакомление родителей (законных представителей) ребенка с результатами мониторинга, отраженными в КИР;
своевременную выдачу КИР (выписки из КИР) родителям (законным представителям) воспитанников по их запросу.
Выводы по итогам обследования на начало года:
1. Необходима консультация специалиста: да, нет (учитель — логопед, педагог — психолог) /подчеркнуть/
2. В каком виде деятельности успешен ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Получает удовольствие от продуктивных занятий (да, нет)
4. Способен заниматься самостоятельно осмысленным делом в течение 10 и более минут (да, нет)
5. Необходима индивидуальная работа с ребёнком по следующим направлениям:
(подчеркнуть по каким)
— развитие культурно-гигиенических навыков;
— развитие коммуникативно-социальных навыков (общение со сверстниками, усвоение социальных норм).
2. Познавательное развитие:
— формирование элементарных математических представлений (количество, величина, форма, ориентировка в пространстве);
— формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях).
— развитие речи (словарь, грамматический строй, связная речь, звукопроизношение, фонематический слух).
4. Художественно — эстетическое развитие
— продуктивная деятельность: лепка, аппликация, рисование, конструирование;
5. Физическое развитие
— физическая культура (координация, гибкость, развитие равновесия, развитие мелкой и крупной моторики, выполнение основных видов движений – ходьба, бег, прыжки, повороты)
6. Игровая деятельность
— развитие игровой деятельности в сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических играх.
7. Развитие психических процессов: восприятие, мышление, память, внимание, воображение.
Методы, используемые в работе:
• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально-личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций);
• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения)
Этап реализации индивидуального образовательного маршрута в процессе жизнедеятельности дошкольников
Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения.
Специфика условий представлена в АООП ДО для детей с ОВЗ (описание преемственно с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и дополнено рекомендациями Г. Яковлевой)
___________________ ФИО: ___________________
Специалист коррекционного профиля (дефектолог):
С результатами работы за год ознакомлен.