- Картотека тем по социально-коммуникативному развитию в первой и второй младших группах детского сада
- Календарно-тематический план по социально-коммуникативному развитию в первой младшей группе (фрагмент)
- Цели и задачи индивидуальной работы в первой и второй младших группах
- Кто занимается индивидуальной работой с детьми
- Воспитатель
- Узкие специалисты
- Когда проводится индивидуальная работа в младших группах
- Принципы проведения индивидуальной работы
- Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) а способного воспитанника младшей группы
- Конспект индивидуального занятия по развитию речи «Звук С» в младшей группе (фрагмент)
- Ссылка недоступна.
- Пример конспекта занятия в первой младшей группе (фрагмент)
- Факторы и условия для развития личности
- Направления работы
- Как подготовить занятие по социально-коммуникативному развитию в детском саду
- Календарно-тематический план по социально-коммуникативному развитию в детском саду (фрагменты)
- Примеры программ
Картотека тем по социально-коммуникативному развитию в первой и второй младших группах детского сада
Социализация ребёнка — это целевой компонент любого занятия в детском саду. Поэтому тематика занятий по социально-коммуникативному развитию соотносится с содержанием образовательного процесса в целом.
Задачи социально-коммуникативного развития реализуются на любом занятии вне зависимости от темы, так как подразумевают взаимодействие ребёнка с другими детьми и со взрослыми
Календарно-тематический план по социально-коммуникативному развитию в первой младшей группе (фрагмент)
Индивидуальная работа в детском саду — это выстроенная система направленного воздействия на познавательную, эмоциональную, чувственную сферы ребёнка, которая учитывает его личностные особенности и позволяет корректировать поведенческую модель. Для младшего дошкольного возраста индивидуальная работа организуется в игровой форме один на один с малышом или в малых группах (до 3 человек), где объединяются ребята со сходными проблемами. Особенно актуально проведение индивидуальных занятий с детьми первой и второй младших групп (1,5–4 года), которые:
Индивидуальная работа позволяет предотвратить педагогическую запущенность младших дошкольников, то есть нарушения в развитии ребёнка, связанные с недостаточностью воспитания и обучения.
Проведение индивидуальной работы в образовательном процессе ДОУ помогает учитывать личностные особенности каждого малыша
Цели и задачи индивидуальной работы в первой и второй младших группах
Миссия проведения индивидуальных занятий заключается в создании условий для всестороннего развития личности ребёнка и реализации потенциала, заложенного в нём природой. Реализовать поставленную цель позволяет последовательное решение задач, заключающихся в:
Индивидуальная работа на прогулке помогает детям социализироваться
Кто занимается индивидуальной работой с детьми
В зависимости от направления индивидуальной работы она может проводиться педагогами разной специализации.
Воспитатель
Прежде всего, индивидуальная работа проводится, если у малыша есть проблемы в усвоении знаний, умений, навыков или в социализации. Для воспитателя группы проведение индивидуальной работы с каждым ребёнком является обязательным элементом педагогической деятельности. Кроме того, воспитатель в младшей группе занимается коррекционной работой, затрагивающей сферы деятельности других специалистов. Например, разучивает песни с ребёнком, пропустившим несколько музыкальных занятий. Такая ситуация объясняется особенностями развития детей младшего дошкольного возраста. Для того чтобы привыкнуть, а значит, и довериться человеку, им необходимо довольно длительное время. На момент первого, второго года посещения ДОУ самым близким оказывается воспитатель (и его помощник). А это значит, что, образно говоря, воспитатель для малыша — это учитель, музыкант, спортсмен, врач и даже родитель.
Узкие специалисты
В случае проявления заторможенности из-за нарушений протекания психических процессов, например, трудностей в запоминании материала, или при наличии проблем в семье (к примеру, когда родители разводятся) индивидуальное взаимодействие с малышом проводит психолог. Музыкальный руководитель обычно осуществляет индивидуальную работу в том случае, если ребёнок пропустил несколько занятий и не выучил текст песен или движения танца. С детьми, имеющими отклонения в физическом развитии, занимается инструктор по физическому воспитанию.
Отдельно стоит остановиться на работе логопеда. Поскольку речь идёт о детях 1,5–4 лет, которые только начинают говорить, об исправлении индивидуальных нарушений в речи можно говорить только в редких случаях. А вот оказание помощи в освоении речевых навыков — наиболее частый пример проведения индивидуальной работы логопедом.
Занятия с узкими специалистами также являются способом проведения индивидуальной работы
Когда проводится индивидуальная работа в младших группах
Занятия, имеющие личностную направленность, в первой и второй младших группах проводятся в основном в первой половине дня. В дообеденное время организуется работа с ребятами:
Подробнее об организации процесса наблюдения можно узнать из нашей статьи — Организация наблюдения в младших группах ДОУ.
После обеда и дневного сна индивидуальная работа направлена на:
На прогулках индивидуальная работа нацелена в основном на коррекцию физического развития, то есть некоторые ребята выполняют задания на удержание равновесия, некоторые — на спрыгивание или бег. А те малыши, которые испытывают трудности в отношениях с товарищами, организуются в игры с мячом.
Кроме того, на прогулке в младших группах можно разучивать потешки, отрабатывая сложные для произнесения звуки. К слову, такая работа будет полезна и тем, кто успешно осваивает речь. А также во время досуга на улице можно повторять выученные на музыкальном занятии песенки.
Индивидуальная работа организуется и на занятиях, и при проведении режимных моментов
Принципы проведения индивидуальной работы
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) обозначены основные требования к осуществлению индивидуального взаимодействия с детьми младшего дошкольного возраста:
Индивидуальная работа в младшей группе помогает ребёнку стать более самостоятельным
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) а способного воспитанника младшей группы
На одно занятие по индивидуальному маршруту в младшем дошкольном возрасте отводится от 10 до 15 минут. При этом схема работы остаётся стандартной:
На основном этапе занятия педагог даёт малышу задание и помогает при необходимости
Конспект индивидуального занятия по развитию речи «Звук С» в младшей группе (фрагмент)
Индивидуальная работа с воспитанниками младшего дошкольного возраста имеет огромное значение не только для коррекции и целенаправленного воздействия на ту или иную область развития малыша, но и для создания в сознании ребёнка положительного образа детского сада, прообраза школы. В связи с этим возрастает ответственность педагога за составление полноценного и детального плана индивидуальной работы с группой и конкретным малышом. При этом не менее важно эти образовательные маршруты наполнить адекватным содержанием, то есть подходящими методическими приёмами работы с детьми.
Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность — ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.
Ссылка недоступна.
Структура занятия, направленного на социально-коммуникативное развитие ребёнка, для первой и второй младших групп будет едина.
Выполняя общее для всех задание, ребята учатся взаимодействовать друг с другом
Пример конспекта занятия в первой младшей группе (фрагмент)
Социально-коммуникативным развитием личности называется процесс приобщения малыша к установленным в обществе нормам отношений со взрослыми и сверстниками, общекультурным, семейным, государственным традициям через вовлечение в комбинацию разных форм общения: группового и индивидуального.
Групповым формам работы в рамках социально-коммуникативного развития уделяется особое внимание
Нравственный облик личности зависит от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства. Если радости были бездумными, потребительскими, если ребёнок не узнал, что такое горе, обиды, страдания, он вырастает эгоистом, будет глухим к людям. Очень важно, чтобы наши воспитанники узнали высшую радость — радость волнующих переживаний, вызванных заботой о человеке.
Миссия социально-коммуникативного развития в ДОУ установлена Федеральным государственным образовательным стандартом и состоит в:
Достижение поставленных целей возможно при проведении систематической работы по реализации ряда задач:
Факторы и условия для развития личности
Содержанием понятия «социально-коммуникативное развитие» определены факторы, влияющие на формирование подрастающей личности:
Чтобы каждый из этих факторов отдельно и все вместе способствовали, а не мешали гармоничному развитию ребёнка, необходимо соблюдение определённых условий:
Направления работы
Исходя из целей и задач, а также из факторов и условий развития индивида, социально-коммуникативное развитие непосредственно связано с деятельностной стороной формирования личности, поэтому на практике осуществляется через:
В младшем дошкольном возрасте эти виды деятельности носят по большей части знаково-символический характер, то есть имитационный, когда дети повторяют те или иные действия, движения взрослого. Например, воспитатель берёт карандаш, проводит линию на листе бумаги — ребёнок повторяет, далее взрослый дорисовывает ещё 3 линии, чтобы получился квадрат, — малыш снова повторяет. В средней и старшей группе наблюдается смещение приоритетов в сторону партнёрства, то есть не повтора, а совместного выполнения (или дополнения) действий педагога или сверстников. К примеру, ребёнок берёт лейку с полки, взрослый наливает воду, малыш поливает цветок, следуя инструкциям педагога.
Как подготовить занятие по социально-коммуникативному развитию в детском саду
Являясь целевым компонентом образовательной программы ДОУ, социально-коммуникативное развитие вписано в изучение всех тем. При проведении занятий педагог руководствуется годовым планом.
Календарно-тематический план по социально-коммуникативному развитию в детском саду (фрагменты)
Вопросы социализации, а также календарно-тематическое планирование видов деятельности в рамках этой образовательной области закрепляются программой, которая разрабатывается воспитателем или педагогическим коллективом. Наполнение программы варьируется в зависимости от возраста воспитанников, методической проблемы, разрабатываемой ДОУ, а также особенностей конкретной группы детей. Последнее особенно актуально для опыта инклюзивного образования, когда малыши с недостатками физического развития, зачастую имеющие проблемы с социализацией, обучаются в группе со здоровыми детьми.
Программа по социально-коммуникативному развитию может разрабатываться на год или на несколько лет
Примеры программ
Вне зависимости от возраста воспитанников структура занятия будет одинаковой, а временные отрезки для каждого из этапов отличаются, так как в младшей группе урок длится 15 минут, в средней — 20, в старшей — 25, а в подготовительной — 30.