- Дорога на Ай-Петри из Ялты
- Способ №4. На маршрутке
- Климатические и растительные пояса Южной горной гряды
- Какие есть варианты подъема на вершину Ай-Петри?
- Дополнение от апреля 2018 года
- Экскурсия на Ай-Петри, или Долгая поездка в харчевню
- От Оползневого до Ай-Петри
- Водоемы для влюбленных
- Скала Биюк-Исар
- Пещера под горой Биюк-Исар
- Поселение Биюк-Исар
- Каменный клык
- Перевал Миессис-Богаз
- Природные достопримечательности в окрестностях массива
- Историческая справка и все что нужно знать до посещения Ай-Петри
- К чему стоит приготовиться?
- Нюансы посещения Ай-Петри в разные времена года
- На вершину кораллового рифа
- Чтобы попасть на коралловый риф необязательно ехать в дальние страны. Достаточно посетить крымскую гору Ай-Петри, которая, по мнению некоторых ученых, и есть древний, поднявшийся со дна моря риф. На эту кажущуюся неприступной зубчатую скалу можно заехать на автомобиле. На 1,2-километровую высоту ведут две дороги: серпантин из Ялты и горная, но более пологая из Бахчисарая. Мы с Андреем Приписновым после посещения Ханского дворца, Успенского монастыря и Чуфут-Кале выбрали второй путь. Кстати, есть еще и третий – по воздуху, на канатной дороге из Мисхора.
- БЕЛЬБЕКСКИЕ ВОРОТА
- ВЫСОКОГОРНЫЙ ТАБОР
- СТО НОЧНЫХ ПОВОРОТОВ
- СПРАВКА
- ДОРОГА БАХЧИСАРАЙ — ЯЛТА
- АЙ-ПЕТРИ
- КАНАТНАЯ ДОРОГА
- ПЕЩЕРЫ
- Ай-Петринская Яйла
- Читайте также…
- От водопада Учан-Су
- Комбинированный вариант
- Где находится тропа Биюк-Исар на карте
- Подъем на маршрутке
- Расположение Ай-Петри
- Как добраться до Ай-Петри из Ялты
- На общественном транспорте
- На такси или личном авто
- По канатной дороге
- Заказать экскурсию с гидом
- По морю на теплоходе
- Пешком по туристическим тропам
- Как добраться до Ай-Петри из Алушты
- На общественном транспорте
- На такси/личном автомобиле
- Заказать экскурсию с гидом
- Другими способами
- Что делать на Ай-Петри
- Часы работы
- Режим работы и стоимость посещения Ай-Петри
- Где находится Ай-Петри
- По пути можно посмотреть
- Жилье
- Как добраться до верхнего плато
- Снаряжение туриста на Биюк-Исар
- Ай-Петри в искусстве
Дорога на Ай-Петри из Ялты
Жили мы в Гаспре, неподалёку от Ласточкиного гнезда, ещё более известной достопримечательности Крыма, чем дорога на Ай-Петри.
Утром выехали из дома, и не доезжая города Ялта, свернули влево по указателю на Бахчисарай.
Указатель поворота на Бахчисарай
Асфальт ведёт резко вверх. Ялта осталась где-то внизу.
Вскоре проехали место, где находится ресторан «Учан-Су» в 300 метрах от водопада Учан-Су, а чуть выше – начало Штангеевской тропы. О ней будет отдельный рассказ.
Перед рестораном «Учан-Су»
Перед рестораном «Учан-Су»
Указатель на водопад Учан-Су
Место отдыха «У озера»
Поначалу асфальтированная дорога на Ай-Петри вьётся по лесу. Никаких видов на горы вообще нет. Всё закрыто сплошной стеной деревьев.
Однако мы собирались весь день провести на плато у вершины Ай-Петри, поэтому беседку отложили на другой раз.
Местами дорога на Ай-Петри проходит вдоль живописных скал.
Местами – вдоль подпорной стены.
На Бахчисарайском шоссе много крутых поворотов. Причём не видно, спускается ли машина сверху, поэтому держаться надо как можно правее.
По пути можно остановиться на Славкином повороте. Здесь смотровая площадка.
Смотровая на Славкином повороте
Место так названо, потому что тут погиб Лиманский Славик в 1975 году. Эту историю я не знаю. Так написано на мемориальной табличке. Славику было 18 лет. От этого факта становится ещё грустнее, совсем юный был.
Вскоре шоссе выходит на Ай-Петринскую яйлу, как её здесь называют. Проще говоря, на плато.
Видим указатель на пещеры. Но пещеры Ай-Петри – отдельная тема. Обратите внимание, на щите указано, что здесь территория Ялтинского горно-лесного заповедника, съезд с асфальта строго запрещён.
Выехав на плато, видим ещё один указатель: до канатной дороги Ай-Петри 2,4 км, до пещер – 2,5.
Здесь пейзаж практически степной, изрезанный скальными оврагами. На самом деле мы находимся на плоской вершине горного массива.
Вдалеке видны знаменитые зубцы, наша цель.
Способ №4. На маршрутке
Маршрутки на Ай-Петри отправляются с ялтинского автовокзала. Это не рейсовые, а частные микроавтобусы. На момент написания статьи стоимость проезда — 350 р. Но может измениться. Обычно маршрутчики громко зазывают всех подряд в рйоне нижней платформы автовокзала, найти их не составляет труда.
- Вы не привязаны к оставшейся на горе машине.
- Не надо заморачиваться с организацией трансфера.
- Ощутимо дешевле, чем такси.
- Зависимость от расписания.
- К месту старта от остановки придется топать пешком.
- Водителю и другим пассажирам может не понравиться ваш рюкзак.
Климатические и растительные пояса Южной горной гряды
Горы Крыма по высоте не превышают полутора тысяч метров, поэтому ярко выраженных высотных поясов в них не наблюдается. Но климат, растительность подножья скального пояса и верхнего плато Ай-Петри различны. В приморской зоне преобладают буково-грабовые леса. На террасах западных склонов горного массива растет крымская и обыкновенная сосна. На плато яйлы растут луговые травы (кипчак, клевер, ковыль, мятлики, овсяницы, пырей), низкорослая сосна представлена редкими рощами.

Дикие животные на террасах и плато распуганы людьми, поэтому встречаются редко. Лесники отмечают появление косули, крымского оленя, кабана, лисиц и ласки. Европейский муфлон, плохо переносящий крымскую зиму, вымирает. Из птиц постоянными обитателями Южнобережной гряды стали дятлы, синицы, черные дрозды, зяблики, горлинки. На плато встречаются канюк, ястреб-перепелятник, сова-неясыть.
Какие есть варианты подъема на вершину Ай-Петри?
Первый вариант — канатная дорога. Если турист остановился недалеко от подножья горы, то он может спокойно добрать до вершины на канатной дороге.
Второй вариант — автомобиль. На вершину плато Ай-Петри идет трасса, по которой сможет проехать автомобиль. Для того чтобы увидеть зубцы Ай-Петри нужно с плато Ай-Петри (сюда вас привезет канатная дорога или приведет автомобильная дорога) дойти до горы Утюг (около 30-ти минут пешком по горной тропе), а все желающие с теплое время года смогут по подвесному мостику пройти на сами зубцы Ай-Петри.
Третий вариант — Канатная дорога и автобус. На автобусе моно добрать до нужной остановке, а уже там пересесть на канатную дорогу. Этот вариант подходит для тех у кого нет машины, и для тех кто живет далеко от горы Ай-Петри.
Дополнение от апреля 2018 года
В мартовской поездке по Крыму в 2018 году у меня в планах присутствовала прогулка на Ай-Петри, только уже другим маршрутом — через водопад Учан-Су; более длительным (10 км), но от этого и менее интенсивным. Перед поездкой, конечно, начались активные поиски в интернете — ходил ли кто на Ай-Петри в марте, какие сложности могут возникнуть в это время года, не опасно ли и пр. К сожалению, так ничего полезного мне найти и не удалось, разве что различные группы на просторах Вконтакта, предлагающие трансферы на гору.
Оказывается, зимой Ай-Петри весьма популярна у любителей сноуборда и лыж. Здесь имеется несколько весьма качественных спусков. Но да сейчас не о том. Насторожило меня достаточное для катания количество снега на горе в марте месяце. Ведь снег и сам по себе способен существенно утяжелить прогулку, а уж что говорить о насте и льде, которые в горах попросту опасны. И вот в таких условиях ни одного хоть более-менее подробного рассказа о прогулке на гору. Не будет его и от меня, поскольку у нас по разным причинам поход на Ай-Петри был заменён экскурсией, о которой подробнее ниже.
Но добавлю несколько наблюдений — в самом начале пути на Ай-Петри земля очень даже пригодна для комфортной прогулки, с подъёмом она становится более влажной, но не до кашеобразной степени, чтобы ноги в ней хлюпали, наверху всё вновь выглядит здорово. К 15 марта снег стаял почти весь, лишь на плато (и, возможно, на самой вершине) остались небольшие снежные островки (см. на фотографии). Температура при этом в течение ближайших дней колебалась на нулевой отметке (+/- 5°C), минус — ночью, плюс — днём. В общем, на первый взгляд вполне приемлемо для похода, сам бы, как минимум, рискнул попробовать, но никого не агитирую.
Экскурсия на Ай-Петри, или Долгая поездка в харчевню
Мы брали билеты на набережной Ялты, в одной из экскурсионных палаток. Насколько я понял, экскурсии на Ай-Петри (а возможно и в другие места) наборные, и все эти палатки и лоточки в различных частях города лишь посредники. Нам билет продала одна гражданка, она же ждала у палатки в день экскурсии, до маршрутки вела другая, а непосредственно сопровождающим и «экскурсоводом» выступал уже мужчина. Вероятно, как брат предположил, здесь очередная схема, чтобы не платить налоги и уйти от ответственности в случае чего. На руках нам даже билетов не оставили.
Что предлагают
: 4-часовая экскурсия с несколькими остановками и интересным рассказом. Всё удовольствие обойдётся в 1000 рублей
. Т.е. цена та же, что и у частников (зимой, напомню, они берут 500 рублей
за дорогу в один конец), однако имеется какая-никакая гарантированная программа и времени вполне достаточно для осмотра, как мы предполагали
: 1,5 часа на дорогу туда-обратно, 1 час на остановки по пути к плато и 1,5 часа на прогулку до вершины Ай-Петри и неспешное созерцание окрестностей. Минусом выглядела только маршрутка на 16 человек, полностью забитая, но зато не надо искать частника, договариваться с ним.
Учан-Су с крымскотатарского переводится как «Летящая вода». Высота водопада составляет почти 1 километр. В начале весны, когда обильно тает снег, Учан-Су особенно примечателен и эффектен. Портят картину разве что множественные заграждения и какая-то длинная труба (похоже, водозабор).
Помимо обычной пешей прогулки добраться до водопада можно и другим бюджетным способом, безо всяких экскурсий или частников. До Учан-Су от автовокзала Ялты ходит обычный рейсовый автобус №30
. Время отправления от автовокзала: 7-30, 8-40, 10-20, 12-00, 14-00, 15-40, 17-30
. В обратную сторону: 7-50, 9-30, 11-10, 13-00, 14-50, 16-30, 18-15
. Перед поездкой имеет смысл лишний раз уточнить расписание на вокзале.
Этот автобус позволяет не только полюбоваться на водопад без лишних затрат, но и существенно сократить пешеходный маршрут до Ай-Петри или обратно.
О других достопримечательностях Ялты и окрестностей читайте в этой заметке. На этом всё. Благодарю за внимание!
Чаще всего этот вопрос возникает у приезжих пилотов, хотя и местные могут знать не все варианты. Рассмотрим плюсы и минусы каждого способа. Разберемся, какому отдать предпочтение в разных ситуациях. Приступим.
От Оползневого до Ай-Петри
Маршрут Биюк-Исар хорош уже свежестью воздуха и живописностью горных пейзажей. Но он также проходит мимо нескольких особо приметных объектов. О них рассказывают установленные на тропе информационные щиты и сопровождающие организованных групп.
Своего рода достопримечательностью являются и деревянные ворота, обозначающие начало тропы возле Оползневого. Знак окончания маршрута на Ай-Петри выглядит немного хуже — это просто два столба с указателями и табличкой.
Водоемы для влюбленных
Одна из достопримечательностей маршрута показывает себя не каждый раз, а только летом и осенью. Вдоль тропы есть несколько маленьких озер, которые летом почти полностью пересыхают. Интерес представляет лишь одно из них.
Точнее, озеро интересно исключительно тогда, когда вода в нем стоит низко. В этом случае водоем обретает четкие контуры сердечка для валентинки.
Если вода стоит высоко (после продолжительных осенних дождей или в период весеннего половодья) — эффекта не будет. Озерцо будет куда больше по площади, но его контуры утратят всякую четкость и символичность.
Скала Биюк-Исар
В переводе Биюк-Исар означает «большая крепость». Скала, четко выделяющаяся на фоне леса, действительно немного похожа на древнюю башню. Она голая, и неудивительно — склоны ее почти отвесны.
На вершину Биюк-Исар можно подняться благодаря тому, что высота ее «укреплений» не везде одинакова. Максимально скала поднимается над местностью на 40 м, а минимально — всего на 10.
Но и там преодолеть подъем непросто — придется карабкаться по трещине в каменном массиве, держась за веревку, которую любезно привязывают к большому дереву опытные скалолазы. Сделать это не то чтобы действительно трудно, но решится на это не каждый. Да и неважная физическая форма в этом случае может оказаться просто опасной.
Гора стоит немного в стороне от основного маршрута, и к ней ведет ответвление главной тропы (есть указатель). Те туристы, кто не стремится стать скалолазом, просто продолжают прогулку по основному маршруту. А их более подготовленные собратья наслаждаются видами со смотровой площадки на вершине скалы.
Пещера под горой Биюк-Исар
На западной стороне горы есть небольшая пещерная полость, которую нередко называют Холодильником — ввиду того, что там круглый год достаточно прохладно. Чтобы попасть в пещеру, придется преодолеть небольшой подъем. Ну сам вход в нее выполнен в виде спуска по грубо высеченным каменным ступенькам.
Внутренний зал небольшой, но посмотреть его во время экскурсии однозначно стоит. Внутри ничего нет, зато можно остыть от жаркого летнего солнышка, перевести дух, так сказать. Местные рассказывают, что во время Великой Отечественной войны партизаны хранили здесь провиант.
Поселение Биюк-Исар
Кроме сходства самой скалы с древним укреплением, появлению названия Биюк-Исар могло способствовать поселение, существовавшее в ее окрестностях в средние века. На самой скале ничего не обнаружено, но даже на тропе и рядом с ней можно видеть обломки черепицы старинной кровли. От поселения осталась также емкость для сбора воды (ныне засыпана) и фрагменты укреплений, сложенных без раствора из крупных камней.
Эти достопримечательности никак не оформлены, не музеефицированы. Но при хорошей наблюдательности или по подсказке экскурсовода рассмотреть их можно. Предполагается, что люди жили у подножия горы, а на вершине размещался наблюдательный пост, контролирующий окрестности. Солдаты могли забираться туда примерно так, как делают это современные туристы, но вот жизнь на голой каменной глыбе невозможна.
Каменный клык
Ближе к подъему на Ай-Петри можно видеть интересную скалу, называемую обычно «Каменный клык». Это высокая, узкая глыба, формой похожая на классический обелиск. Подняться на нее совершенно невозможно, да и не нужно. Приметная скала служит местным ориентиром и «фотомоделью».
На всей протяженности маршрута можно любоваться как типичными для Крыма, так и редкими растениями — деревьями, кустарниками и травой. Пояснительные таблички привлекают внимание к этим природным объектам. Если отправиться на прогулку весной, можно застать массовое цветение первоцветов, которых в районе Ай-Петри много — самых разных видов.
К числу же рукотворных достопримечательностей можно отнести некоторые беседки для отдыха — они исполнены из дерева, и весьма мастерски. Большинство туристов норовит по дороге сфотографироваться на качелях.
Перевал Миессис-Богаз
Завершается маршрут Биюк-Исар приблизительно в районе перевала Миессис-Богаз, хотя в принципе при желании можно пойти и дальше, чтобы полюбоваться другими красотами, созданными матушкой-природой.

Впрочем, нужно проявлять осторожность, пребывая здесь. Повсеместно висят предупреждения о том, что нельзя ходить в шлепанцах, что стоит позаботиться об обуви с качественным, хорошим протектором.
Природные достопримечательности в окрестностях массива
На пешеходных маршрутах к Ай-Петри туристы могут увидеть природные достопримечательности:
- Водопад Учан-су. Название самого высокого крымского водопада (98,5 метра) переводится как «летящая вода». Интереснее всего водопад выглядит весной, в полную воду. Зимой замершие струи образуют отвесный ледопад. Рядом с водопадом туристы найдут смотровую площадку, одноименный музей-ресторан (сейчас на реконструкции), сувенирные киоски.
- «Серебряная беседка». Изящная беседка, построенная в 19 веке (1894 г.), получила свое название за зимний вид, когда иней на переплетах стен сверкает и искрится.
- Пещера «Трехглазка». Неглубокая холодная карстовая пещера стала знаменитой, как поставщик снега и льда для крымских дворцов дореволюционной российской знати. Открыта для платного посещения.
- Зубцы Ай-Петри. Между вершинами отвесных скал, прежде доступных только опытным скалолазам, крымские турфирмы оборудовали шоу-аттракцион с подвесными мостиками, спуском по веревке к началу маршрута.

Историческая справка и все что нужно знать до посещения Ай-Петри
Название этой горы относит туристов к греческому языку и переводится как «Священный Петр». Хоть принято называть Ай-Петри именно горой, это не совсем так. Чаще всего имеется в виду именно вершина входящая в состав горного массива Ай-Петринская яйла.
Находиться гора в Крыму, а точнее в Ялте. Самая высокая точка достигает 1234 метра в высоту. Издалека вершина завершает красоту такого места как Ласточкино гнездо и мы Ай-тодор. Эти красивые места полностью дополняют друг друга, и если смотреть не с горы, а поодаль от нее вырисовывается общая картина.
Острые вершины горы составляют ряд нескольких крупных и более мелких зазубрин, из которых формируется общий вид Ай-Петри. Все эти выступы и склоны обрели подобную форму благодаря природным явлениям и преобразованиям, в частности, ветру.
Интересной особенностью местности является её чрезмерная туманность. Ни в одной точке Крыма или Ялты нельзя найти более туманного места. Рекордом можно считать 220 дней в году. Также стоит опасаться частых осадков, которые далеко не редкость для вершины. Помимо этого туристов будет преследовать очень сильный ветер, который также особенность данной местности. Скорость ветра здесь иногда достигает невероятных единиц и может достигать 50 м/с.
На вершине раньше была ветроэлектростанция, однако даже это приспособление сдалось перед невероятно сильным ветром. У конструкции отломались лопасти и станция пришла в негодность. Она, к сожалению, не работает до сих пор. Однако не все конструкции были сломлены ветром, например пункты наблюдения за небом и космосом и по сей день исправно работают наверху вершины Ай-Петри.
Город у подножья горы носит название — Алупка. Это небольшой туристический городок, именно в этом поселке расположена нижняя станция канатной дороги ведущей на плато Ай-Петри. Алупка и соседнее поселение Кореиз являются частью заповедника города Ялта. Самой высокой точкой на горе принято считать Року — 1346 метров.
К чему стоит приготовиться?
Аттракцион в сезон очень популярный, в связи с чем здесь наблюдается определенный ажиотаж. Поэтому вам нужно знать несколько нюансов перед вашей будущей поездкой:
- Если вы не смогли попасть сюда к открытию, то будьте готовы стоять в очереди. Захватите питьевую воду, солнцезащитные средства и хорошее настроение. Иногда ожидание может затянуться. Экскурсионные группы пускаются через 1 кабинку вместе с теми, кто честно стоит в очереди.
- Организованные группы туристов пропускают вперед. Так что молча завидуем и не грубим))
- Альтернатива — поехать на маршрутке, подойдет не всем. Серьезный серпантин по дороге (20 поворотов) и мимолетные остановки (водители всегда спешат занять очередь на обратный путь) вряд ли запомнятся вам, как «увлекательный маршрут с экскурсионной программой».
- На горе солнце и ветер. Будьте к этому готовы и имейте в гардеробе накидки и одежду не летательного типа. Иначе эффект «Мэрлин Монро над канализационной решеткой» вам обеспечен.
Нюансы посещения Ай-Петри в разные времена года
Каждый турист при посещении Крыма и Ялты должен увидеть Ай-Петри, однако в разные времена года правила посещения совершенно разные. Все зависит от погодных условий и месяца приезда.
Лето — наверно, именно этот сезон можно считать самым благоприятным для посещения Ай-Петри. Если говорить о температуре, тогда лето наилучший вариант — самый жаркий. Однако даже в этот сезон средняя температура в самом душном месяце июле составляет 25 градусов. В остальные месяцы отметка стремительно падает до 18. К тому же летом, не так много осадков, как в остальное время. Единственное — это повышенная влажность.
Осень — не так тепло как летом, но и не слишком холодно, как зимой. Средняя температура в октябре 6 градусов, а в ноябре уже 1. Если и собираться на гору осенью ради красивых видов, то отправляться лучше в сентябре с температурой в 10 градусов. В первый месяц осени еще нет кошмарной слякоти, а склоны горы украшает золото и багрянец лиственных деревьев. Однако самой большой проблемой станет — ветер. В этом сезоне он невероятно холодный.
Зима — наверно, самый не благоприятный сезон для посещения, хоть и невероятно красивый. Средняя температура около -4 градусов. Поэтому посещать вершину зимой стоит ради красивых видов снежных вершин, но быть готовым к холоду.
Весна — пробуждение леса, но все еще холодный ветер и невероятно сильные осадки. Практически сравнимы с осенью. Средняя температура 10 градусов. Однако в мае она может достигать 14 градусов, поэтому весной — это лучший месяц для посещения и экскурсий.
Подъем на канатной дороге на плато Ай-Петри полностью зависит от погодных условий. На официальном сайте каждый раз появляется информация о работе дороги. Поэтому при планировании подъема на плато Ай-Петри на канатной дороге,перед посещением нужно узнать информацию на сайте — работает ли она или закрыта в связи с погодными условиями.
На вершину кораллового рифа
Чтобы попасть на коралловый риф необязательно ехать в дальние страны. Достаточно посетить крымскую гору Ай-Петри, которая, по мнению некоторых ученых, и есть древний, поднявшийся со дна моря риф. На эту кажущуюся неприступной зубчатую скалу можно заехать на автомобиле. На 1,2-километровую высоту ведут две дороги: серпантин из Ялты и горная, но более пологая из Бахчисарая. Мы с Андреем Приписновым после посещения Ханского дворца, Успенского монастыря и Чуфут-Кале выбрали второй путь. Кстати, есть еще и третий – по воздуху, на канатной дороге из Мисхора.
Маршрут: Бахчисарай – Танковое — Куйбышево – Голубинка – Соколиное – вершина Ай-Петри– Ялта
БЕЛЬБЕКСКИЕ ВОРОТА
На равнине солнечно, а в горах туман и дождь, там климат другой
Дорогу, по которой мы едем, проложили русские саперы в конце XIX века под руководством инженер-полковника Шишко, который настолько удачно вписал ее в рельеф местности, что в советское время ее только чуть расширили и покрыли асфальтом.
Здешний более умеренный климат без постоянных южнобережных катаклизмов и обилие воды позволяют выращивать в садах, мимо которых мы проезжаем, отменные урожаи. Останавливаемся у торгующей кизилом бабушки, чтобы сравнить вкус садовых ягод с дикими. Да, садовый кизил в два раза крупнее, но вкус у растущего в лесах Южного берега более терпкий и насыщенный.
За Соколиным начинается горный серпантин, плотно обставленный буковым лесом – на поворотах двум легковушкам, не говоря уже об автобусах трудно разъехаться. Слева остается Большой каньон – узкое ущелье глубиной 300 метров, за которым находятся развалины храма Христа Спасителя, справа – водопад Серебряный.
Обращенные в сторону моря грозные скальными стены
Нам некогда спешиваться для посещения этих достопримечательностей. Для этого нужно время, а у нас его в обрез – надо успеть до темноты попасть на вершину Ай-Петри, да и погода на тысячеметровой высоте слишком переменчивая, вот уже начал накрапывать дождь. Кстати, в такую погоду посещение каньона из-за камнепадов очень опасно.
Наконец, когда повороты слегка распрямились и головы, заняв вертикальное положение, перестали напоминать китайских болванчиков, перед нами неожиданно выросли гигантские грибы-дождевики. Это — белые купола Симеизской обсерватории, значит, почти приехали.
ВЫСОКОГОРНЫЙ ТАБОР
Сворачиваем к станции канатной дороги и, не доезжая до нее, останавливаемся на самом краю 1,2-километрового обрыва. Перед нами разворачивается панорама Южного берега Крыма, словно широкоформатный фильм в американском кинотеатре для автомобилей. На переднем плане красавица Ялта, за ней – выступающий далеко в море силуэт Медведь-горы.
Табор на вершине Ай-Петри. Белое треугольное здание — станция канатной дороги.
Зубчатая вершина Ай-Петри совсем рядом, но чтобы на нее попасть надо въехать в обнесенный оградой маленький курортный Лас-Вегас с увеселительными заведениями, напоминающий наличием огромного шатра передвижной цирковой городок и цыганский табор одновременно.
За въезд и стоянку с нас просят по пять гривен. Меня как бывшего местного, лазившего здесь в «застойные» годы бесплатно, это немного коробит (еще один платный вход в Провал!), тем более, что берут дань не крымские татары, а похоже – невесть откуда-то взявшиеся чеченцы.
Познакомившись с заросшим черной бородой контролером и его спутником и окончательно почувствовав себя на восточном базаре, начинаем торговаться: «Ну ладно, Абдурахман и Мухамед, мы журналисты, про вас же напишем, сделайте нам скидку». Они советуются со своим «полевым командиром» и впускают нас бесплатно. Мухамед бежит вдогонку и, запыхавшись, просит вычеркнуть его из блокнота. Делаем ему одолжение (здесь он проходит под другим именем). Парень облегченно вздыхает. «За это машину посторожишь!» – вконец обнаглев, кричим ему. Он в знак согласия машет рукой.
Отсюда открывается захватывающая дух панорама Южного берега Крыма, от горы Аю-Даг — на востоке, до горы Кошка (Симеиз) — на западе
СТО НОЧНЫХ ПОВОРОТОВ
Но нам суждено было увидеть заход солнца. Здесь он такой же быстрый, как на всем Южном береге: словно кто-то невидимый погасил свет и оставил лишь слабую подсветку в районе Севастополя. А нам, как муравью в мультфильме, еще до своего муравейника надо добираться, причем, как в мультике, — муравейник вроде близко, а до него еще бежать и бежать. Так и Ялта, вот она, под ногами, напрямую до нее не больше трех километров, но чтобы к ней спуститься надо проехать двадцать километров по довольно опасному ночью, не освещенному горному серпантину, да еще под моросящим дождем.
Первый же 180-градусный поворот заставляет относиться уважительно к этой раллийной трассе (здесь проводились Антик-ралли), а таких поворотов, на которых впритык разъезжаются машины, здесь около сотни. С трудом верилось, что здесь развивал скорость до 200 км/ч на «Формуле-1600» Сергей Малик. Правда, на прямых участках, но все же.
Пролетаем мимо водопада Учан-Су и знаменитых в «застойные» годы ресторанов «Лесной» и «Кара-голь», куда народ на самолетах летал из Москвы на пару дней догуливать. И, наконец, крымские сосны расступились, и словно перевернутое звездное небо заиграл перед нами мириадами огоньков Южный берег. И вспомнились почему-то Маяковское – «Пожалте червонец! Ялта».
ЭКИПАЖ. Андрей Приписнов (владелец автомобиля), Александр Ельчищев.
АВТОМОБИЛЬ. Пятидверный хэтчбек ВАЗ-21140 2003 г. в.
МАРШРУТ. Путешествие по Крыму. Горная дорога Бахчисарай — Ялта с заездом на вершину горы Ай-Петри (1234 м).
СПРАВКА
ДОРОГА БАХЧИСАРАЙ — ЯЛТА
Расстояние 74 км. Проехав 5 км после последних домов Бахчисарая в сторону Севастополя, надо свернуть налево на развилке после пос. Железнодорожное, в районе ж/д станции Сирень (Сюйрень). Ориентир – обелиск в честь воинов-освободителей Крыма. Дорога изобилует горными серпантинами, поэтому перед поездкой надо проверить эффективность тормозов. Желательно иметь «противотуманки». Помните: в горах другой климат, нежели на равнине.
АЙ-ПЕТРИ
Гора Ай-Петри, символ Большой Ялты, знаменита своей зубчатой вершиной (ее высота 1234 м). Расположена над Ялтой и Алупкой. В переводе с греческого — Святой Петр (скорее всего, из-за находящегося здесь храма, чьи руины видели путешественники в начале XIX в.). На вершине – станция канатной дороги, целый увеселительный городок с сувенирными лавками и ресторанами. Стоимость въезда и стоянки автомобиля – 5 гривен (1 гривна равна примерно 4 руб.). Посещение вершины – 2 гривны (цены наверняка изменились).
КАНАТНАЯ ДОРОГА
К вершине Ай-Петри можно добраться на 3-километровой канатной дороге из Мисхора. Время подъема — 20 минут. Людям, боящимся высоты, надо иметь ввиду, что последний, самый высокий участок длиной 1,7 км не имеет опор (он самый большой в Европе), к тому же вагончик сильно раскачивается.
ПЕЩЕРЫ
Ай-Петринская Яйла
Обернувшись назад, увидим панораму Ай-Петринской яйлы.
Площадь Ай-Петринской яйлы около 300 км2. Климат резко отличается от субтропического климата Ялты. Поднимаясь на Ай-Петри надо это учитывать, температура может быть ниже, чем у моря на 6-10 градусов, одежду надо брать с собой соответствующую. Зимы тут полноценные, снежные и морозы до -25. Соответственно, это одно из немногих мест в Крыму, где возможно катание на горных лыжах, сноуборде и прочих вещах. Горнолыжный комплекс располагается недалеко от радиотехнического батальона, который не заметить не возможно, это белые шары, похожие на обсерваторию.
Так как гора Ай-Петри сложена известняками, то распространен сильный процесс карстования. Проще говоря, на Ай-Петри много пещер и карстовых воронок, провалов. В километре от вершины, и еще ближе от стоянки, расположены три оборудованных для посещения пещеры: Ялтинская, Геофизическая и Трехглазка. Если есть время, то советуем их посетить. Мы же торопились, решили их посетить в следующий раз, так как в этот собирались в пещеры и , находящиеся на плато Чатыр-Даг. Но для их посещения надо ехать в отдельную экскурсию, а упомянутые три выше — рядом, в этом их несомненный плюс. И для первого ознакомления с пещерными красотами будут кстати.
Ай-Петринская яйла богата на достопримечательности природные и исторические, и, по-хорошему, требует отдельного изучения и осмотра. Наша прогулка на этом заканчивается. Спустились мы так же на канатной дороге, хотя можно было спуститься по серпантину и осмотреть по пути еще несколько достопримечательностей. Это, кстати, отличный вариант, если на канатную дорогу большая очередь, и она уже заканчивает свою работу (к 18:00).
Читайте также…
От водопада Учан-Су
Этот маршрут легче, чем от Поляны Сказок, так как маршрут начинается на высоте около 400 метров над уровнем моря.
Время подъёма по Таракташской тропе 2-3 часа в зависимости от вашей подготовки и состава группы, тропа выводит на плато, а до канатной станции нужно пройти ещё 4,5 км. Наверху есть вот такой указатель с расстояниями до основных туристических целей.
В случае сильной усталости можно спуститься канаткой или маршруткой, но мы спускались по Кореизской тропе, начало которой находится правее канатной станции, если стоять спиной к морю. Спуск по тропе не сложный, заблудиться невозможно, время спуска 1,5 часа в неспешном темпе. Тропа выводит на трассу, с которой вы без проблем доедете до Ялты на маршрутке. Фотоотчёт нашего путешествия можно почитать тут.
Конечно, можно вернуться назад тем же маршрутом, которым и поднимались, но нужно учитывать расписание движения маршрутки от водопада, а можно немного разнообразить и спуститься по следующим тропам: по Таракташской до пересечения с малой Штангеевской, потом по
Но это существенно увеличит ваше путешествие, и не все смогут преодолеть такой маршрут физически, поэтому смотрите сами по своим физическим возможностям.
Можно пройти по плато ещё восточнее и спуститься по Ставрикайской тропе до Ставри-Кая, а от Ставри-Кая — по Боткинской, до Поляны Сказок.
Комбинированный вариант
Конечно, пеший подъём на Ай-Петри забирает достаточно сил и не все могут позволить себе осуществить такое восхождение, особенно с маленькими детьми. Поэтому подняться можно с помощью маршрутки или канатной дороги,
а вот спуститься и насладиться красотой природы и видами побережья, намного проще, и спуск с Ай-Петри по плечу практически всем туристам. В этом случае я бы советовал спускаться по Кореизской тропе, самый простой и быстрый спуск, а на второе место поставлю спуск по Таракташской тропе. Спуск по тропе малая Богаз самый экстремальный, его советую любителям острых ощущений.
Если вы знаете вышеперечисленные тропы и уже ходили по ним, то можете сами составлять интереснейшие туристические маршруты, учитывая свои физические возможности.
Надеюсь, моя статья окажется полезной для вас и поможет вам совершить самостоятельное путешествие. Желаю вам удачи и берегите природу!!!
Вы можете просто записаться к нам в поход на Ай-Петри:
Дорога на Ай-Петри является яркой достопримечательностью полуострова. Истинные любители автопутешествий не могут упустить возможности проехаться по ней.
На Ай-Петри возможно попасть несколькими различными путями. Пожалуй, самый простой способ – подняться на канатке. Но нам очень хотелось увидеть самый серпантинистый серпантин Крыма.
Давно ещё читала в блоге крымчанки Татьяны Высоцкой следующее:
Пожалуй, для нас такие автомобильные маршруты именно развлечение. Если где-то есть необычная красивая автодорога – мы всегда стремимся проехаться.
Повороты дороги на Ай-Петри
Виды по пути
Горные серпантины это нечто особенное. Обычно это и достопримечательность, и прекрасные обзорные площадки, и увлекательный аттракцион, где можно слегка побояться. Всё в одном флаконе.
Где находится тропа Биюк-Исар на карте
Начало маршрута лежит немного восточнее села Оползневое — в 1,5 км, у Севастопольского шоссе. Поблизости протекает речушка Челбака.
Подъем на маршрутке
Если у вас нет своего средства передвижения, то можно воспользоваться услугами таксистов, для которых в туристический период этот маршрут с ялтинского автовокзала является основным заработком.
Плюсом подобного подъема является его комфортность, т.е. не надо думать о дороге, серпантинных поворотах, а можно просто расслаблено любоваться окружающими пейзажами.
Подъем с водителем дает возможность осмотреть все подробности пути
К тому же, по дороге водитель не только будет рассказывать вам местные легенды и предания, называть редкие растения и т.д., но и сделает небольшие остановки около водопада Учан-Су, Серебряной беседки, Памятника партизанам и на некоторых смотровых площадках.
Вид на Ялту с одной из автомобильных смотровых площадок
Таким образом, подняться на Ай-Петри небольшая проблема. А способ подъема каждый выбирает для себя сам. А вот то, что посетить Ай-Петри надо обязательно — не вызывает никаких сомнений.
Автор статьи: Касаткина Татьяна
Расположение Ай-Петри
Подняться на плоскую поверхность вершины горы, высота которой достигает 1 234 метра можно:
- На фуникулёре;
- На микроавтобусе;
- На машине;
- Пешим ходом.
Добраться до Ай-Петри можно маршрутным автобусом до населенного пункта Мисхор. От автовокзала Ялты рейсовый автобус преодолевает расстояние в течение получаса. Если решились доехать автомобилем, то следует ехать в сторону Симеиза.
Ориентиром для поворота будет служить санаторий Узбекистан, там расположен указатель на Ай-Петри как добраться.
Как добраться до Ай-Петри из Ялты
На общественном транспорте
С Ялтинского автовокзала, расположенного на улице Московской, дом 8, к Ай-Петри направляются автобусы №102 и №107. Они ходят в сторону Симеиза и горной вершины ежедневно с 06:30 до 21:45 с интервалом в полчаса, начиная с мая по октябрь, и с промежутком около часа в остальное время года.
Удобнее всего добраться до места назначения на маршрутке №102. Она проезжает около Ласточкиного гнезда, затем движется к канатной дороге и завершает путь рядом с Воронцовским дворцом.
Также к Ай-Петри с автостанции «Вещевой рынок» отправляется автобус №132. Попасть на него можно с 07:00 до 21:00. Ходят с интервалом около получаса.
Стоимость билета от Ялты до Воронцовского дворца или нижней станции «канатки» составляет от 34 до 40 рублей. Время в пути — примерно 1 час.
На такси или личном авто
Такси из Ялты до Ай-Петри стоит от 1200 до 1500 рублей (в одну сторону). Время поездки займет от 40 до 50 минут.
Тот же путь можно проделать и на арендованном или личном автомобиле. Расход топлива составит около 3 литров. Путь от Ялты к Ай-Петри проходит по серпантину. Так что вести средство передвижения по извилистой горной дороге нужно очень аккуратно.
По канатной дороге
От нижней станции «канатки» к вершине Ай-Петри и смотровой площадке увлекательнее всего добираться на фуникулере, который работает с 10:00 до 17:00 на подъем и до 18:00 на спуск.
Стоимость взрослого билета в одну сторону составляет 400 рублей. Детский пропуск обойдется в 250 рублей.
Заказать экскурсию с гидом
Мы предлагаем посетить Ай-Петри вместе с гидом на индивидуальной или групповой экскурсии. В стоимость экскурсии включён трансфер, так что вам не придётся думать о том, как добраться до Ай-Петри.
Экскурсии рассчитаны на весь день и зачастую включают осмотр нескольких достопримечательностей (к примеру, Мисхорский парк и Ласточкино гнездо), а также подъем или спуск на «канатке».
По морю на теплоходе
В летнее время года к подножью горы из ялтинского порта регулярно курсируют прогулочные теплоходы и частные катера. Поездка по морским волнам от набережной города к Ласточкиному гнезду или Кореизу будет стоить от 500 до 2500 рублей в зависимости от судна.
Пешком по туристическим тропам
Подняться на горную вершину при должной подготовке можно и пешком. К ней ведут три популярных тропы:
- Боткинская;
- Таракташская;
- Кореизская.
Третий вариант считается самым простым и «дружелюбным». Причем выведет путников он непосредственно на плато с кафе и смотровой площадкой. Однако время в пути может занять несколько часов. Так что важно заранее ознакомиться с маршрутом и оценить собственные силы. Возможно, все же стоит сэкономить драгоценные минуты и подняться к вершине другими способами.
Как добраться до Ай-Петри из Алушты
Из Алушты доехать до вершины можно самостоятельно на автомобиле или общественном транспорте, по канатной дороге, либо в составе экскурсии.
На общественном транспорте
Путь на Ай-Петри из Алушты лежит через Ялту, сначала вам придется доехать до города. Сделать это можно на пригородных троллейбусах №№52 и 53, отходящих от алуштинского автовокзала с 06:36 до 23:11 ежедневно. Билет стоит 52 рубля, отправление – каждые 30-40 минут. Также от автовокзала Алушты до Ялты ходят маршрутки и автобусы №№655, 21, 247, 535, время в пути – 30-60 минут.
В Ялте вам нужны:
- Автобус №102, курсирующий от автовокзала до «Нижней станции канатной дороги» в Мисхоре. Расписание: с 06:45 до 21:45, каждые 30-60 минут.
- Маршруты №№ 142, 128, 107 от автовокзала до посёлка Кореиз, далее можете подняться по канатке или Кореизской тропе пешком. Маршрут №107 после Кореиза останавливается на станции «Санаторий Буревестник», оттуда несколько минут пешком до канатной дороги.
- Маршрут №132 от остановки «Вещевой рынок». Ходит до «Нижней станции канатной дороги» ежедневно с 07:00 до 21:00 раз в 15-30 минут.
Также от ялтинского автовокзала прямо до Ай-Петри курсируют частные маршрутки, водители которых предлагают услугу трансфера за 400-500 рублей.
На такси/личном автомобиле
По автомобильной трассе из Алушты до вершины расстояние составляет 62,8 километров, это чуть более часа в пути без пробок на дорогах. Дорога до самой вершины проходит по горному серпантину (время в пути – 40 минут), и она достаточно крутая. Зимой подниматься на своём авто может быть опасно из-за гололёда.
Такси до места обойдется от 1800 до 5000 рублей – в зависимости от класса автомобиля.
Заказать экскурсию с гидом
Наиболее удобный способ доехать до Ай-Петри из Алушты – заказать экскурсионный тур: он может быть групповым или индивидуальным. Цены на тур начинаются от 1300 рублей, в стоимость включается трансфер и услуги гида.
Другими способами
Пешком до Ай-Петри идти далеко – около 10 часов, нужно пройти почти 50 километров. При желании путь можно преодолеть на велосипеде, проехав 55 километров примерно за 5 часов. На самокате по автодороге путь составит 82 километра, понадобится чуть более 8 часов времени.
Что делать на Ай-Петри
Если вы еще не в курсе, то на плато сейчас немного другой вид. Без многочисленных заведений общепита, разного рода построек под жилье и магазины, рынков и развлекательных мероприятий.
Нет, там оставили кафе с вкусной крымско-татарской кухней, небольшой торговый уголок с сувенирами, сладостями и всякой всячиной, а также услуги такси, катание на лошадях и прочее.
В основном, туристы здесь любуются видами, поднимаются к знаменитым зубцам Ай-Петри, посещают пещеру и участвуют в экстремальных развлечениях.
Главная вершина горы со знаменитой высотой 1234 м. Дорога от станции через лес в горку займет минут 30. Здесь же вас будут поджидать экстремальные виды развлечения и драматичные виды с обрыва.
На тропу ведут указатели, так что не заблудитесь.
Прогулка по подвесным мостам дело добровольное, но платное. Всего там 2 моста по 45 м натянутых между зубцами и плато.
Один мост приведет вас к зубцу, на котором можно передохнуть, а вернуться предстоит по второму.
Цена такого развлечения – 500 рублей. Если уж запланируете экстрим, то выбирайте солнечный день. Из-за густого тумана мосты часто закрыты.
Полет на троллее на 800 метров со скоростью 40-45 км/час на высоте 50 метров над землей. Стоимость уже 1000 рублей за пару минут полета.
Также, говорят, при хороших погодных условиях есть возможность полетать на парапланах.
Новый экстремальный проект на Ай-Петри, который появился в конце лета 2021 года. Популярные нынче Fia Ferrata
Наверняка все видели знаменитые китайские «небесные тропы» вдоль скал на головокружительной высоте. Но на крымской небесной тропе нет перил, а только непрерывная страховка.
Небесная тропа по узкому мостику вдоль отвесных скал на высоте около 50 м имеет протяженность 360 метров. По пути надо преодолеть два подвесных моста.
Конечно, перед выходом на тропу проведут инструктаж, выдадут каску и страховку, сопроводят гидом. Обычно отправляют группой до 10 человек. Так что, друзья, имейте в виду, ступив на тропу — обратной дороги нет!
- Стоимость прогулки — 2000 рублей
- Возрастное ограничение: 14+
На плато есть оборудованные пещеры. В июне 2022 года после ремонтных работ открылась пещера Ялтинская. Стоимость посещения: 400/250 рублей взрослый/детский билет. Подробнее о пещере и условиях посещения мы писали здесь.
Пещера Трехглазка, что находится на горном массиве примерно в 30 минутах ходьбы от станции канатки будет открыта чуть позже. Там тоже проводятся ремонтные работы.
С плато Ай-Петри можно выйти на один из самых живописных туристических маршрутов – Таракташскую тропу и спуститься к знаменитому водопаду Учан-Су. Правда, прежде вам надо изучить карту местности, чтобы рассчитать время, месторасположение и не сбиться с пути.
Все подробности о том, что это за маршрут, как на него выйти, куда он приведет и сколько всего вам встретится на пути, находятся в статье.
А вот спуститься можно еще и по , которая выведет вас на трассу Ялта-Севастополь в районе Кореиза.
Популярны на плато конные прогулки с инструктором. Лошадей тут очень много. Некоторые туристы даже жаловались, что теперь в заповеднике несет навозом.
Возможно раньше этот «природный аромат» с лихвой перекрывал запах готовящейся еды – чебуреков, шашлыков, всевозможных пирожков и закусок из многочисленных кафе.
Стоимость прогулки – 1000 рублей за час.
Также остались тут квадроциклы, джиппы, а вот о заявленном ранее прокате велосипедов что-то не слышно. Если кто найдет, напишите об этом в комментариях.
Ну а, если вам все нипочем, то вот вам и полеты на параплане на заметку.
Часы работы
Канатная дорога Мисхор-Ай-Петри работает практически круглый год без выходных. Исключение – профилактические работы в зимний период, шквалы и другие неблагоприятные погодные условия.
- Подъем осуществляется с 9.00 до 17.00
- Спуск – с 9.00 до 18.00
Если не успеете, то спуститься можно с помощью маршрутных такси.
Стоимость билетов в одну сторону в 2022:
- Взрослый билет – 600 рублей;
- Детский билет с 6 до 12 лет – 300 рублей;
- Дети до 6 лет – бесплатно (захватите свидетельство о рождении).
Режим работы и стоимость посещения Ай-Петри
Если вы едете до Мисхора и решите подниматься по канатной дороге, билет обойдётся в 500 рублей для взрослых и 250 рублей для детей 6-12 лет, детям до 6 лет проезд бесплатный. Подъём осуществляется с 10:00 до 16:00, спуск – с 10:00 до 17:00. Зимой канатную дорогу часто закрывают на профилактику. Это метеозависимый вид транспорта, поэтому точный режим работы зависит от погодных условий.
Где находится Ай-Петри
Под вершиной расположен город Алупка и поселок Кореиз, гора административно относится к ялтинскому городскому округу. Вблизи горы находится курортная местность Мисхор, включённая в состав Кореиза – из Мисхора до плато вершины идёт канатная дорога.
Расстояние от Алушты до Ай-Петри – 62 километра, координаты: 44.452024, 34.060083.
По пути можно посмотреть
Водопад Учан-Су (4,6 км от начала Бахчисарайского шоссе, плюс пройти метров 300 от парковки).
Штангеевская тропа, переходящая в Боткинскую (ещё через 200 метров вверх по шоссе) – на тропы лучше выделять день отдельно. Требуют довольно много времени.
Озеро Кара-голь (7,5 км от начала, слева).
Место отдыха «У озера» (9,2 км, справа).
Серебряная беседка (на 13-м километре, в селе Охотничьем).
Славкин поворот (18-й км) – здесь красивые виды.
Ай-Петринский меридиан – сразу после подъёма по серпантину, слева от шоссе (на 20-м км), напротив метеостанции МЧС, за турбазой «Ай-Петри». Координаты: 44.46821, 34.06709.
Смотровая у памятника партизанам ВОВ, справа от Бахчисарайского шоссе, за кафе «Ай-Петри». Координаты: 44.46914, 34.0693.
Памятник партизанам Ялтинского отряда Крыма – в ста метрах от смотровой. Координаты: 44.46952, 34.06916.
Сразу за Охотничьим Бахчисарайское шоссе идёт дальше прямо, а нам сворачивать налево по указателю на канатную дорогу.
Пещеры: Трёхглазка, Геофизическая, Ялтинская идут одна за другой, расположены рядом (на 22-м километре).
Ещё через километр – парковка. Приехали!
Внимание!
Дорога на Ай-Петри считается одним из самых опасных серпантинов Крыма. Подниматься под ней водителям без опыта езды по горным дорогам не рекомендуется.
Говорят, на дороге на Ай-Петри около 300 поворотов. Два десятка из них поворачивают под крутым углом, под 180°.
Дорога на Ай-Петри на карте
Зимой и в плохие погодные условия (гололёд, сильный ливень) подниматься по дороге на Ай-Петри запрещено. Дорогу могут перекрывать.
Также дорогу перекрывают на время проведения ралли ретро-автомобилей, спортивных и прочих мероприятий (обычно в июне-июле, следите за новостями).
В зимнее время (с декабря по март включительно) обязательны противобуксовочные средства.
В начале серпантина стоит предупреждающий щит: «Противобуксовочные средства обязательны!»
Ближе к нам от Главной горной гряды отходит отрог Иограф. Продолжение его в черте Ялты — это холм Дарсан, водораздел речных долин Водопадной (Учан-Су) и Быстрой (Дерекойки). Прогуливаясь по Ялте , вы не раз переходили эти речки.
Прямо под ногами — конусовидная гора Могаби, по которой мы колесили, взбираясь на Ай-Петри. Ее вершина почти на 400 м ниже скалы Шишко. Почему-то многие думают, что Могаби — потухший вулкан; очевидно, на эту мысль наводит правильная конусообразная ее форма. В действительности же — это отторженец горной гряды, каких совсем немало на Южном берегу. Могаби скрывает от нас ту часть берега, где расположены Ливадия и Ореанда. К западу от этой горы открывается вид на мисхорский курортный район. Из-за склона Могаби виден мыс Ай-Тодор с Ласточкиным гнездом .
У скамых ваших ног внизу под Ай-петри раскинулась Алупка , и если присмотреться то виднеется даже Воронцовский дворец и парк . А еще восточнее раскинулся наш любимый курорт Симеиз во главе с горой Кошка и скалой Дива .
Жилье
Если одного дня на занятие всем, что вы хотели осуществить, мало, то можно остаться на горе на ночь и даже не на одну. Множество гостиниц и хостелов прямо на плато предлагают размещение с различными условиями и по различным ценам. Вплоть до аренды палаток и спальников, чтобы спать на свежем воздухе и любоваться ночью россыпью звезд. Я бы советовала просто погулять по этому горному поселку, поспрашивать и поглядеть, что именно вам могут предложить и выбрать на свой вкус. Остаться там на несколько дней определенно стоит. Можно жить в домиках около канатки, в приюте на метеостанции, на турбазе Кичкинэ рядом с горнолыжным комплексом, в поселке Охотничье, которое находится на трассе Ялта-Бахчисарай, выше канатки. Цены на жилье на горе довольно высокие. Стоимость номеров в отелях можно узнать здесь, а на частные апартаменты – тут. Зная, что Ай-Петри весьма любим туристами, крымчане не стесняются заламывать там цены. Жить можно в домиках разной комфортности, начиная от вагончиков и заканчивая хорошими лесными избами со стилизованным дизайном. Поэтому цены варьируются от 500 рублей за ночь до 5000. Однако и в тех и в тех не проведена канализация и присутствуют проблемы с водой. Душа там нигде не примешь.
Как добраться до верхнего плато
До верхнего плато можно доехать или дойти из Бахчисарая, Ялты. В эти крымские города российские туристы едут из Симферополя. Из столицы Крыма в Ялту ходят:
- крымский троллейбус (от железнодорожного вокзала);
- междугородные автобусы (от центрального автовокзала);
- маршрутные такси (от аэропорта, железнодорожного вокзала).
В Бахчисарай туристы добираются на автобусе или «маршрутке». Россиянам, отдыхающим в Ялте, Алупке, Кореизе, удобнее всего ехать на верхнее плато яйлы на маршрутке (ходит от центрального автовокзала Ялты) или по канатной дороге из Мисхора.
Поездка по канатной дороге станет отдельным увлекательным путешествием.

Канатная дорога (длиной около трех километров), начинающаяся в Мисхоре, оборудована только одной промежуточной станцией «Сосновый бор».
Дорога действует круглый год. До нижней станции из Ялты легко доехать пригородными автобусами (остановка «Канатная дорога»).
Автотуристам, приехавшим в Крым на собственных машинах, лучше строить маршрут путешествия через яйлу Ай-Петри с началом в Ялте. Поворот с трассы «Судак — Севастополь» легко найти по дорожному указателю «на Бахчисарай». Перед началом подъема по серпантину советуем заехать на расположенную рядом «Поляну Сказок», известную замечательными деревянными и каменными скульптурами, небольшим зоопарком.
Горная дорога «35К-020», проходящая через яйлу, асфальтирована на всем протяжении. Но путешествие по ней будет нелегким испытанием для водителей с равнины. Несмотря на небольшую длину Ялтинского серпантина (около 10 километров), дорога поворачивает на 180 градусов через каждые 100-150 метров. На узкой трассе с трудом расходятся две «маршрутки». При движении по серпантину:
- не нужно обгонять медленные «попутки» (даже там, где нет знака «обгон запрещен»);
- лучше подниматься на второй и первой передаче;
- встречные полногабаритные автобусы пропускают, прижимаясь в «карманы» на внутренней стороне трассы или на поворотах.
С ялтинской стороны серпантин в опасных местах оборудован подпорными стенками и ограждениями. При общей безопасности серпантина, на нем трудно развить скорость больше 25-30 км/час. Наградой для автотуристов становятся виды Ялты, которые открываются со смотровых площадок, оборудованных на серпантине.

В сторону Бахчисарая спуск с яйлы проходит по более длинному (25 километров) и пологому серпантину. По нему местные водители, хорошо знающие изрядно разбитую дорогу, спускаются на большой скорости. Но устраивать гонки на серпантине опасно, это может привести к аварии.
Снаряжение туриста на Биюк-Исар
На прогулку по тропе Биюк-Исар можно отправиться в составе группы с руководителем, а можно и самостоятельно. По ее нижним участкам (что ближе к Оползневому) даже устраивают верховые прогулки (ширина и состояние дороги позволяют). Однако некоторые ограничения для такой экскурсии все же есть.
Машина по тропе не пройдет нигде, да и вообще кататься по заповедной территории на «колесах» не разрешено. Так что тем, кто прибудет в Оползневое своим транспортом, придется припарковать его где-нибудь недалеко от начала тропы и рассчитывать прогулку так, чтобы иметь силы и время на возвращение.
Маршрут довольно длинный — 6 км, и пролегает по неровной местности, с многочисленными, иногда крутыми, подъемами. Можно, конечно, двигаться в обратном направлении — от Ай-Петри к Оползневому. Но крутые спуски иногда бывают еще хуже крутых подъемов.
Поэтому экскурсия по Биюк-Исар не рекомендована людям с серьезными проблемами с сердцем, сосудами, суставами и вообще опорно-двигательным аппаратом, а также маленьким детям. Но уже школьники среднего возраста и активным пенсионерам можно отправляться в поход смело.
Не слишком привычным к пешим походам туристам, людям в возрасте и детям следует дважды подумать, прежде чем решаться преодолеть весь маршрут целиком. Самые трудные участки на нем находятся непосредственно в зоне подъема на Ай-Петри и на скале Биюк-Исар.
Что делать? Повернуть назад, не поднимаясь на плато (его можно посетить потом, другим способом) и проигнорировать подъем на скалу — все равно это ответвление от основного маршрута.
Прогулка является однодневной. Сезон можно выбрать любой, но зима не рекомендована — на Ай-Петри и в районе часто бывают сильные, плохо предсказываемые снегопады. Лето несколько проигрывает весне и осени из-за жары и сухости, лишающей леса их прелести.
Туристу потребуется спортивная одежда с длинным рукавом, очень надежная обувь, головной убор. По дороге не встретятся родники, поэтому обязательно нужно иметь при себе запас воды — не менее литра на человека, а лучше все полтора. Еду тоже нужно взять с собой сухпайком — на заповедной территории нельзя разводить костры и готовить.
Ай-Петри в искусстве
Величественный горный массив вдохновляет на творчество русских художников со времени возникновения ялтинского курорта. Одной из лучших картин в отечественной пейзажной живописи стало полотно Архипа Куинджи, в которой гора изображена с моря, через приморскую холмистую гряду.

Картина написана в характерных для позднего Куинджи сине-черных тонах, контрастирующих со светлым небом. Точная дата написания полотна не установлена. С картиной связана полуанекдотическая история похищения пейзажа с выставки в Третьяковской галерее. Музейный вор украл картину на глазах публики. Трагедией кража не стала, так как картина была найдена по отпечаткам пальцев наркомана уже на следующий день.
Горный вид вдохновляет и фотографов. Проезжая по ЮБК, все гости Крыма фотографируют выразительную гору с дороги, из Ялты, с верхнего плато. На набережной Ялты можно купить профессиональные фото горного массива местных фотохудожников. Среди сюжетов особенно популярны фото горы в тумане, в снегу, со стороны зубцов (с видом на ялтинскую панораму).
Один из самых красивых видов на горный массив открывается из Алупки, с южных террас Воронцовского дворца.
