Какого протяженность проложенного на карте маршрута а в для выполнения задания используйте линейку

Какого протяженность проложенного на карте маршрута а в для выполнения задания используйте линейку Маршрут

Фрагмент топографической карты с заданиями

На каком берегу реки Михалёвки находится церковь? В ответе запишите на правом ИЛИ на левом.

В каком направлении от церкви расположен родник?

Определите протяжённость маршрута А–В на местности с помощью масштаба карты. Для выполнения задания используйте линейку. Расстояние измеряйте по центрам точек.

Ответ округлите до десятков метров и запишите без единиц измерения.

Для определения расстояния необходимо измерить линейкой расстояние между точками, разделить его на длину масштабного отрезка и умножить результат на 100 м (т. к. именованный масштаб в 1 см 100 м).

Таким образом, расстояние между точками 2,5 см:

Прежде чем измерять расстояние между точками, соотнесите масштаб карты с целыми делениями на линейке.

Какой из изображённых на фотографиях объект может быть сооружён на участке, по которому проходит маршрут А–В? Укажите в ответе букву, которой обозначен этот объект.

Какая особенность участка, по которому проходит маршрут А–В, определила Ваш выбор?

1) близость к реке

2) ровная поверхность

3) достаточный уклон

4) отдалённость от населённого пункта

Линию AB пересекают 6 линий горизонталей, что указывает на перепад высот в 15 метров, то есть, это хороший склон для санного спуска.

На этом склоне не указана растительность, то есть, нет объектов, препятствующих скатыванию.

1. Указание объекта: Б — санный спуск.

2. Указание особенности участка: 3.

Какой из изображённых на фотографиях объект может быть сооружён на участке, по которому проходит маршрут А–В? Обоснуйте свой ответ.

Линию АБ пересекают 6 линий горизонталей, что указывает на перепад высот в 15 метров, то есть, это хороший склон для санного спуска.

1) указание объекта: Б – санный спуск;

2) обоснование, например: маршрут проложен по склону с достаточным для санного спуска уклоном, на склоне нет никаких объектов, которые могут помешать спуску, а для сооружения футбольного поля необходим ровный участок.

Берег реки определяется следующим образом: Найдите на изображении реки стрелку течения. Мысленно встаньте по течению реки. Слева по течению будет левый берег, справа — правый.

Для определения направления из точки, от которой определяют направление, проведите основные линии горизонта: север, юг, запад, восток. Линия Север-Юг показана на карте. Совместите с направлением на нужный объект.

1. На правом берегу.

2. В западном направлении / в направлении на запад.

На каком берегу реки Серебрянки находится родник? В ответе запишите на правом ИЛИ на левом.

В каком направлении от родника расположен геодезический знак?

Какова протяжённость проложенного на карте маршрута А–В? Для выполнения задания используйте линейку. Расстояние измеряйте по центрам точек.

Таким образом, расстояние между точками 2 см:

Какой из изображённых на фотографиях объект может быть сооружён в месте, показанном на карте точкой А? Укажите в ответе цифру, которой обозначен этот объект.

Какая особенность участка, показанного на карте точкой A, определила Ваш выбор?

1. Указание объекта: 3 — лодочная станция.

2. Указание особенности участка: 1.

Какой из изображённых на фотографиях объект может быть сооружён в месте, показанном на карте точкой А? Запишите в ответе номер фотографии. Обоснуйте свой ответ.

1. На месте, показанном на карте точкой А, может быть изображен объект № 2 (лодочная станция).

2. Участок, обозначенный на кате точкой А, ровный, расположенный на берегу реки и поэтому можно строить лодочную станцию. Для строительства автобусной остановки место не совсем подходящее, т. к. рядом нет дороги, по которой бы ходили автобусы.

1. На левом берегу (чтобы верно определить берег, обращаем внимание на направление течения реки).

2. В юго-западном (Ю-З) направлении или в направлении на юго-запад (при ответе на данный вопрос, обращаем внимание на стрелку-указатель сторон горизонта).

На каком берегу реки Быстрой находится колодец? В ответе запишите на правом ИЛИ на левом.

В каком направлении от колодца расположен мост?

Какой из изображённых на фотографиях объект может быть сооружён на участке, по которому проходит маршрут А–В? Укажите в ответе цифру, которой обозначен этот объект.

1. Указание объекта: 1 — лыжный спуск.

Какой из изображённых на фотографиях объект может быть сооружён на участке, по которому проходит маршрут А–В? Запишите в ответе номер фотографии. Обоснуйте свой ответ.

1. На месте, по которому проходит маршрут А-В, может быть изображен объект № 1 (лыжный спуск).

2. Участок местности, где проходит маршрут А-В, имеет уклон, т. к. он проходит по склону холма (это поможет лыжникам катиться быстрее) и на нем нет никаких растений и каких-либо других преград, которые могли бы помешать катанию горнолыжников. Для сооружения пляжа необходима ровная поверхность и наличие воды (берега озера или реки), а здесь этого нет.

Готовимся к олимпиаде по географии «Решение заданий по топографической карте»

Семенов-Тян-Шанский считал, что “карта важнее текста, так как говорит нередко ярче, наглядней и лаконичней самого лучшего текста”.

Топографическая карта – это особенная общегеографическая карта, она детальна и крупномасштабна, изображает местность практически приближенной к плоскости. Часто это что-то среднее между планом и картой. Используют знаки плана, но с географической сеткой. В школе эта тема изучается только в 6-м классе в разделе “План и карта”.

К 11-му классу учащиеся забывают все азы этой темы, и на дополнительных занятиях я уделяю особенное внимание повторению изученного ранее. А подготовка к ЕГЭ часто напоминает изучение нового материала.

Пользуясь этой картой, мы рассмотрим и решим несколько типов заданий.

Какого протяженность проложенного на карте маршрута а в для выполнения задания используйте линейку

Во-первых, рассмотрим масштаб. Здесь представлены все 3 вида:

– Численный 1:10.000 – это значит, что в 1 см на плане или карте 10.000 см в действительности. Для реальных вычислений этот масштаб неудобен.

– Именованный в 1 см 100 м – этим масштабом будем пользоваться при вычислениях расстояний по прямой (по линейке).

– Справа изображен линейный масштаб – этим масштабом будем пользоваться при вычислениях расстояний по кривой (с помощью циркуля с двумя иголками). Например длину изгиба р. Беличка по карте.

Задача № 1. Найди расстояние от точки А до точки Б.

1. Берем линейку и измеряем расстояние по прямой от А до Б – 10 см.

2. По именованному масштабу нам известно, что в 1 см на карте 100 м в действительности. Значит, что бы найти расстояние надо 100 м * на 10 см. = 1000 м или 1 км. Ответ: 1км.

Могут быть задания по переводу из одного масштаба в другой и наоборот. Например: численный масштаб 1: 50.000.000 переведите в именованный. Сколько нулей мы должны убрать? в 1 м 100 см – это 2 нуля + в 1 км 1000 м – это 3 нуля, итого надо убрать 5 нулей.

Ответ: в 1 см 500 км.

Во-вторых, задания по определению азимута, прямого и обратного. Для решения этих задач вам потребуется транспортир. Его тоже, как и линейку, можно брать на экзамен и на ЕГЭ.

Главное запомнить – транспортир надо прикладывать не горизонтально, а вертикально: по направлению север – юг. А центр – это точка, от которой мы находим азимут.

Задача № 2. Определите по карте азимут, по которому надо идти от точки Б до точки высоты 32 м.

Какого протяженность проложенного на карте маршрута а в для выполнения задания используйте линейку

Ответ: 42 градуса.

Обратный азимут найдем так: 360 – 42 = 318* (т.е. от т.32 м до точки Б).

Какого протяженность проложенного на карте маршрута а в для выполнения задания используйте линейку

Задача № 3. Определите по карте азимут, по которому надо идти от точки Б до точки высоты 27 м.

Ответ: Здесь надо помнить, что определяют по кругу по часовой стрелке от севера. Это значит, что 180 градусов уже есть. Плюс еще 100 градусов. Итого – 280*.

В-третьих, задания по определению знаков плана.

Например: Определить соответствие:

Ответ: А-2, Б-4, В-1, Г-3. Почти все знаки плана и топографической карты можно найти в атласе 6 класса.

Но есть ряд знаков, которых нет в атласе, но есть на экзамене:

1. На зеленом цвете леса стоит знак сосна

Какого протяженность проложенного на карте маршрута а в для выполнения задания используйте линейку

27 – средняя высота деревьев,

0,35 – средняя толщина дерева,

7 – среднее расстояние между деревьями.

2. Около моста стоит знак

Какого протяженность проложенного на карте маршрута а в для выполнения задания используйте линейку

Д – материал постройки,

5 – высота над уровнем воды, м.

121 – длина моста, м.

6 – ширина моста, м.

15 – грузоподъемность в тоннах.

3. Около шоссе: 9х2Ц

9 – ширина одной полосы в м.

2 – количество полос.

Ц – материал покрытия (цеменобетон).

Г – гравий 12(17)А

12 – ширина покрытой части дороги в м.

17 – ширина всей дороги от канавы до канавы в м.

4. Крутизна ската (КС) – называют угол склона ската к горизонтальной плоскости, чем этот угол больше, тем скат круче. Рассчитывают по формуле:

Какого протяженность проложенного на карте маршрута а в для выполнения задания используйте линейку

где h – высота ската в м., d – заложение ската (длина) в м.

Например: h – 30м. d – 600м.

Какого протяженность проложенного на карте маршрута а в для выполнения задания используйте линейку

5. Около туннеля

Какого протяженность проложенного на карте маршрута а в для выполнения задания используйте линейку

8 – высота туннеля, 12 – ширина, 125 – длина в м.

Напомню правила составления плана:

1) Знать знаки и другие обозначения (например горизонтали и бергштрихи).

2) Знаки суши, в том числе и названия населенных пунктов (их пишут горизонтально), рисуются черным цветом.

3) Знаки водных объектов – синим цветом, в том числе и названия водоемов (названия рек – по течению, названия озер – горизонтально).

4) Каждый объект имеет точечную границу.

5) Одноэтажные, деревянные постройки тонируются желтым цветом, высотные – черным. Асфальтированные дороги – красным, лес – зеленым.

6) Почти все знаки плана рисуются в шахматном порядке (сад – столбиками, болота и солончаки – хаотично параллельно, овраг – по границе склона).

7) Самое главное – сориентировать план по отношению к северу.

Север – верх плана, юг – низ, правая сторона – восток, левая – запад. Но могут быть и задачи на засыпку: определенную часть карты повернули в любом другом направлении и задание таково: определить стороны горизонта. Здесь надо ориентироваться по меридианам (все соединяются на северном полюсе), и параллелям (они направлены с запада на восток).

В-четвертых, в ЕГЭ используют топографические карты для разнообразных логических задач. Приведу в пример некоторые задания из прошлых лет.

Какого протяженность проложенного на карте маршрута а в для выполнения задания используйте линейку

Задача 1: Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для устройства тренировочного футбольного поля школьной команды. Для обоснования своего ответа приведите не менее двух доводов.

Ответ: Для этих целей подходит площадка № 2. Потому что она ровная. № 1 не подходит, потому что она заболоченная. № 3 тоже не подходит, потому что на ней есть овраги.

Задача 2: Оцените, какую из площадок, обозначенных на карте цифрами 1 и 2 , лучше выбрать для сооружения ветровой энергетической установки, предназначенной для аварийного энергоснабжения школы в селе Верхнее. Свой выбор обоснуйте.

Какого протяженность проложенного на карте маршрута а в для выполнения задания используйте линейку

Ответ: Для сооружения ветровой энергетической установки более подходит площадка № 2. Во-первых, потому что она находится на более высоком уровне (площадка № 2 на высоте 32 м, а №1 – 25 м. Во-вторых, от площадки № 1 надо тянуть линию электропередач (ЛЭП) через болото и реку. В-третьих, площадка №2 ближе к школе.

Задача № 3. Для строительства колодца с ветряным двигателем, предназначенного для водоснабжения поселка Новый, предлагаются площадки, обозначенные на карте цифрами 1 и 2.

Какого протяженность проложенного на карте маршрута а в для выполнения задания используйте линейку

Определите, какими преимуществами обладает площадка 2, если известно, что водоносные слои на обеих площадках залегают на одинаковой глубине.

Ответ: Во-первых, ветряной двигатель надо ставить на значительной высоте – площадка 2 находится выше чем площадка 1. Во-вторых, площадка 1 находится на болоте. В-третьих, площадка 2 ближе чем площадка 1, значит длина труб для подачи воды меньше.

Задача № 4. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1 и 2, лучше выбрать для размещения новой базы отдыха. Свой выбор обоснуйте.

Какого протяженность проложенного на карте маршрута а в для выполнения задания используйте линейку

Ответ: Для строительства новой базы отдыха подходит участок №1. Во-первых, здесь более ровная территория. Во-вторых, этот участок рядом с дорогой, а значит к нему будет удобный подъезд в течении всего года. И еще участок расположен рядом с озером. Это тоже очень важно для базы отдыха. Участок №2 хоть и находится рядом с рекой, но территория заболочена.

Какого протяженность проложенного на карте маршрута а в для выполнения задания используйте линейку

Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для тренировок членов школьной горнолыжной секции. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

Ответ: Наиболее подходит для тренировок участок №3. Участок №1 слишком пологий, да и от дороги до него долго идти. Участок №2 овражист и находится около реки. А это опасно. Участок №3 имеет склон, находится рядом с дорогой.

И наконец, самая трудная работа по топографической карте – построение профиля.

Этой работе уделю максимум внимания, так как в программах по географии эту тему вообще не изучают. Даже иллюстрации профилей материков в атласах за 7 класс имеются, а в учебниках об этом – ни слова.

Образец ВПР 2018 по географии 6 класс с ответами. Всероссийская проверочная работа 2018 года по географии 6 класс, содержит 10 заданий. На выполнение работы по географии дается 45 минут.

Задание 1 выполняется с использованием карты мира

Какого протяженность проложенного на карте маршрута а в для выполнения задания используйте линейку

Задание 1. Рассмотрите карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.

1.1. Запишите названия материков в соответствующее поле.

Название материка A: __________
Название материка Б: __________

1.2. С каким из названных Вами материков связаны открытия путешественников и исследователей, изображённых на портретах? Укажите название материка.

Какого протяженность проложенного на карте маршрута а в для выполнения задания используйте линейку

Подпишите на карте океаны, омывающие берега указанного выше материка.

Задание 2 выполняется с использованием карты мира

2.1. Поставьте точки на карте по приведённым ниже координатам. Обозначьте эти точки соответственно цифрами 1 и 2.

Точка 1 – 19° ю. ш. 45° в. д.
Точка 2 – 43° с. ш. 45° в. д.

В каком направлении от точки 1 расположена точка 2?

2.2. Точка 1 расположена на территории крупного географического объекта. Прочитайте текст, рассмотрите космический снимок и укажите название этого географического объекта.

Какого протяженность проложенного на карте маршрута а в для выполнения задания используйте линейку

Это четвёртый по величине остров мира. Он расположен к востоку от Африки и отделён от неё широким проливом. В центральной части острова расположено высокогорное плато, круто обрывающееся в сторону Индийского океана. Остров уникален по составу растительного и животного мира. Здесь обитают животные, которых нет больше нигде на планете, например лемуры и некоторые виды хамелеонов.

Задание 3 выполняется с использованием приведённого ниже фрагмента топографической карты.

Какого протяженность проложенного на карте маршрута а в для выполнения задания используйте линейку

3.1. На каком берегу реки Михалёвки находится церковь?

3.2. Какова протяжённость проложенного на карте маршрута А–В? Для выполнения задания используйте линейку. Расстояние измеряйте по центрам точек.

3.3. Какой из изображённых на фотографиях объект может быть сооружён на участке, по которому проходит маршрут А–В? Обоснуйте свой ответ.

Какого протяженность проложенного на карте маршрута а в для выполнения задания используйте линейку

4.1. Разница во времени между Санкт-Петербургом и Якутском составляет +6 часов. На рисунках представлены показания часов в Санкт-Петербурге и Якутске в тот момент, когда в Санкт-Петербурге 5 часов вечера. Запишите под каждым рисунком, как отображается то же самое время на электронных часах в этих городах.

Какого протяженность проложенного на карте маршрута а в для выполнения задания используйте линейку

4.2. Настя живёт в городе Санкт-Петербург. Что она делает в указанное Вами время? Используйте для ответа приведённый режим дня школьника.

4.3. Что в это же время делает её сверстница Катя, которая живёт в Якутске, если она соблюдает тот же режим дня, что и Настя?

Укажите, чем обусловлена разница во времени в разных частях Земли.

5.1. Установите соответствие между географическими особенностями и природными зонами, для которых они характерны: для этого к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ
А) устойчивый снежный покров зимой
Б) преимущественно травянистая растительность
В) занимает обширные равнины Африки
Г) произрастание хвойных деревьев
Д) занимает территорию в пределах умеренного пояса Северного полушария
Е) местообитание зебр, жирафов, антилоп

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ
1) саванны и редколесья
2) тайга

5.2. Определите, в какой из указанных природных зон могла быть сделана каждая фотография. Подпишите названия природных зон.

Какого протяженность проложенного на карте маршрута а в для выполнения задания используйте линейку

Задание 6. На метеорологической станции города N в январе были проведены наблюдения за направлением ветра. По результатам наблюдений метеорологи построили розу ветров. Рассмотрите розу ветров и ответьте на вопросы.

Какого протяженность проложенного на карте маршрута а в для выполнения задания используйте линейку

6.1. Какой ветер чаще всего дул в январе?

В каком направлении дует этот ветер?

6.2. На каком рисунке знаками отображена погода в тот день, когда температура воздуха опустилась ниже 10 градусов мороза? Укажите букву, которой обозначен этот рисунок. Составьте описание погоды в этот день.

Какого протяженность проложенного на карте маршрута а в для выполнения задания используйте линейку

Задание 7. Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Литосфера – твёрдый верхний слой Земли. (2)В её составе земная кора и верхняя часть мантии. (3)Земная кора под океанами и континентами значительно различается: на континентах её толщина составляет 40–80 км, под океанами — 5–10 км. (4)На континентах кора состоит из трёх слоёв: слоя осадочных пород, «гранитного» слоя и «базальтового» слоя. (5)Под океанами кора двухслойная: осадочные породы залегают на «базальтовом» слое, «гранитный» слой отсутствует. (6)Литосфера расположена на пластичном слое мантии.

По каким предложениям можно сделать вывод о строении литосферы?

Запишите номера предложений.

8.1. Используя приведённую ниже таблицу, выполните задания.

Какого протяженность проложенного на карте маршрута а в для выполнения задания используйте линейку

Расположите страны в порядке уменьшения численности населения, начиная со страны с самой большой численностью. Запишите в ответе последовательность порядковых номеров этих стран.

В какой стране преобладает сельское население? Запишите в ответе название страны.

В каких странах доля городского населения одинакова? Запишите в ответе названия стран.

8.2. На фотографиях изображены крупнейшие города стран, указанных в таблице. Запишите под каждой фотографией название соответствующей страны.

Какого протяженность проложенного на карте маршрута а в для выполнения задания используйте линейку

Задание 9. Рассмотрите фотографию с изображением опасного явления природы. Запишите его название.

Какого протяженность проложенного на карте маршрута а в для выполнения задания используйте линейку

Природное явление – __________________________

Чем опасно это явление для людей? Составьте краткое описание этого природного явления (объёмом до пяти предложений).

10.1. Запишите название региона: республики, или области, или края, или автономного округа или города федерального значения, в котором Вы живёте.

Как называется главный город Вашего региона? / Как называется округ / муниципальный район города федерального значения, в котором расположена Ваша школа?

10.2. Какие крупные объекты гидросферы есть на территории Вашего региона? Составьте краткое географическое описание одного из них.

Ответы на Образец ВПР 2018 по географии 6 классЗадание 1
1.1. А – Австралия, Б – Северная Америка
1.2. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) название материка: Австралия;
2) подписи океанов на карте: Индийский, ТихийЗадание 2
2.1.

Какого протяженность проложенного на карте маршрута а в для выполнения задания используйте линейку

2.2. остров МадагаскарЗадание 3
3.1. Правильный ответ должен содержать ответы на два вопроса:
1) на правом берегу;
2) в западном направлении / в направлении на запад
3.2. 250 метров
3.3. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) указание объекта: Б – санный спуск;
2) обоснование, например: маршрут проложен по склону с достаточным для санного спуска уклоном, на склоне нет никаких объектов, которые могут помешать спуску, а для сооружения футбольного поля необходим ровный участок.Задание 4
4.1. 17.00; 23.00
4.2. Настя выполняет домашние задания
4.3. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на вопрос: Катя спит;
2) обоснование, например: когда в Санкт-Петербурге 17 часов в Якутске 23 часа, поэтому когда Настя выполняет домашние задания, Катя уже спит.
3) указание того, чем обусловлена разница во времени, например: такая разница во времени обусловлена вращением Земли вокруг своей оси.Задание 5
5.1. 211221
5.2. А) тайга, Б) саванны и редколесьяЗадание 6
6.1. Правильный ответ должен содержать ответы на два вопроса:
1) юго-восточный ветер;
2) в северо-западном направлении / в направлении на северо-запад
6.2.
1) А
2) Правильно представлено описание погоды с учётом всех показателей, отображённых на рисунке знаками, например: в этот день была пасмурная погода, шёл снег, дул юго-восточный ветер, температура воздуха была минус 16 градусов, влажность воздуха – 74%.Задание 7. 245 (в любой последовательности)Задание 8
8.1. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) последовательность номеров стран: 3412;
2) ответ на первый вопрос: в Египте;
3) ответ на второй вопрос: в Греции и во Франции
8.2.
А) Франция
Б) Египет
В) Греция
Г) АвстралияЗадание 9 смерч/торнадо

Оцените статью
Мой маршрут