Карта Семёна Дежнева.
Русские мореплаватели наряду с европейскими являются известнейшими первопроходцами, открывшими новые материки, участки горных хребтов и обширных акваторий. Они стали первооткрывателями значимых географических объектов, сделали первые шаги в освоении труднодоступных территорий, совершили кругосветные путешествия. Так кто же они — покорители морей, и о чем именно мир узнал благодаря им?
- Семен Дежнев, основавший Анадырский острог
- ВПР 2022 год по географии 7 класс вариант №1 с ответами
- ВПР 2022 ответы и задания всероссийские проверочные работы
- ВПР 2022 по географии 7 класс вариант 1 с ответами
- ВПР 2022 варианты с ответами
- Крузенштерн и Лисянский — организаторы первого русского кругосветного плавания
- На карте мира, изображён маршрут экспедиции одного из путешественников, портреты которых представлены ниже. Рассмотрите карту и портреты путешественников и выполните задания.
- На карте мира изображён маршрут экспедиции одного из путешественников, портреты которых представлены ниже. Рассмотрите карту и портреты путешественников и выполните задания.
- Василий Головнин — первый мореплаватель, которого удалось вызволить из Японского плена
- Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев — первооткрыватели Антарктиды
- Витус Ионассен Беринг, организовавший экспедиции на Камчатку
- Афанасий Никитин — самый первый русский путешественник
- Харитон и Дмитрий Лаптевы и их «именное» море
Семен Дежнев, основавший Анадырский острог
Казачий атаман Семен Дежнев был арктическим мореплавателем, который стал первооткрывателем целого ряда географических объектов. Где бы ни служил Семен Иванович, везде он стремился изучать новое и ранее неизведанное. Он даже смог пересечь Восточно-Сибирское море на самодельном коче, пройдя путь от Индигирки до Алазеи.
В 1643 году в составе отряда исследователей Семен Иванович открыл Колыму, где со своими сподвижниками основал город Среднеколымск. Через год Семен Дежнев продолжил свою экспедицию, прошел вдоль Берингова пролива (который тогда еще не имел этого названия) и открыл самую восточную точку материка, названную впоследствии мысом Дежнева. Также его имя носят остров, полуостров, бухта, село.
В 1648 году Дежнев вновь отправился в путь. Его судно потерпело крушение в водах, расположенных в южной части реки Анадырь. Добравшись на лыжах, моряки отправились вверх по реке и там остались на зимовку. Впоследствии это место появилось на географических картах и получило название Анадырский острог. По итогам экспедиции путешественник смог сделать подробные описания, составить карту тех мест.
Всероссийская проверочная работа ВПР 2022 по географии 7 класса 40 вариантов и ответы к ним с решением для подготовки к проверочной работе, которая будет проходить в школах осенью 2022 года, все варианты соответствуют демоверсии ВПР 2022 ФИОКО, которую вы также можете посмотреть на данном сайте.
Посмотреть демоверсию ВПР 2022 по географии для 7 класса
На выполнение работы по географии 7 класс даётся 90 минут. ВПР включает в себя 8 заданий. Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
ВПР 2022 год по географии 7 класс вариант №1 с ответами
1)На карте мира, приведённой на странице 2, изображён маршрут экспедиции одного из путешественников, портреты которых представлены ниже. Рассмотрите карту и портреты путешественников и выполните задания. 1.1. Маршрут экспедиции кого из путешественников изображён на карте?
2)Подпишите на карте название материка, по которому проходил маршрут экспедиции. 1.2. На карте буквами обозначены объекты, определяющие географическое положение указанного Вами материка. Запишите в таблицу названия этих объектов. По линии маршрута экспедиции отмечены точки, расположенные на территории крупных географических объектов. Определите и запишите в ответе географические координаты точки 3.
3)Прочитайте текст, составленный по запискам путешественников, исследователей и туристов, посещавших объект, на территории которого расположена точка 3. Путешественники всегда восхищались природой острова, бо́ льшую часть территории которого занимают прибрежные низменности с разнообразным животным и растительным миром. На нём обитает 86 видов животных, среди которых шакалы, дикие буйволы, несколько видов оленей, медведи, дикобразы, обезьяны, слоны. Остров изобилует рептилиями. По данным учёных, здесь насчитывается около 3000 видов растений, самые фантастические, конечно, папоротники, пальмы и лианы. Именно они создают полное ощущение затерянного мира. Остров славится чайными плантациями, которые располагаются в возвышенной центральной части острова. Здесь производится 1/10 чая в мире. Запишите в ответе название этого географического объекта.
4)На уроке географии Рустам построил профиль рельефа Северной Америки, представленный на рисунке. Используя рисунок 1 и карту мира, приведённую на странице 2, выполните задания.
5)По какому из отрезков, проведённых на карте вдоль трёх параллелей, пересекающих материк Северная Америка, построен профиль рельефа, представленный на рисунке 1? Укажите в ответе значение параллели. Определите по карте протяжённость материка Северная Америка в градусах по указанной Вами параллели.
6)Рассчитайте протяжённость материка Северная Америка по указанной Вами параллели в километрах с помощью приведённой ниже таблицы. (Для расчёта воспользуйтесь калькулятором.)
7)Укажите географическое название крупной формы рельефа, которой соответствует участок профиля, обозначенный на рисунке 1 буквой В. Какие абсолютные высоты преобладают на территории, через которую проходит профиль на этом участке?
8)На рисунке 2 представлены значки, которыми обозначаются месторождения полезных ископаемых на географических картах. Внесите в таблицу значки, обозначающие месторождения полезных ископаемых, которые добывают на территории, обозначенной на профиле буквой В.
9)Рассмотрите рисунки с изображением климатограмм, построенных по данным метеонаблюдений в разных частях Земли, и выполните задания. 3.1. Определите, какому климатическому поясу соответствует каждая климатограмма. Подпишите название климатического пояса под соответствующей климатограммой.
10)На карте мира, приведённой на странице 2, территории, для которых построены изображённые на рисунках климатограммы, обозначены пустыми квадратами. Впишите в каждый квадрат на карте номер соответствующей климатограммы.
11)Какой природной зоне мира соответствуют приведённые ниже характеристики? Укажите в ответе название этой природной зоны.
- 1) Наибольшие площади занимает в Африке, на Аравийском полуострове, в Центральной Азии и в центральной части Австралии.
- 2) Климат очень жаркий и сухой.
- 3) Растительность не образует сплошного покрова, в местах близкого залегания подземных вод формируются оазисы.
- 4) Растения имеют развитую корневую систему, позволяющую добывать влагу на большой глубине, и листья в форме колючек, препятствующие испарению.
- 5) Животный мир представлен пресмыкающимися, рептилиями, грызунами, хищниками и копытными, способными преодолевать большие расстояния в поисках влаги.
12)Рассмотрите схему природного процесса и выполните задания. Какой природный процесс отображён на схеме?
13)Установите последовательность этапов указанного Вами природного процесса в зимний период. Запишите в ответе порядковые номера этапов. ЭТАПЫ: 1) Сухой холодный воздух с суши перемещается в сторону океана. 2) Зимой суша охлаждается быстрее, чем океан, и воздух над сушей становится холоднее. 3) Океан остывает дольше, чем суша, и над его поверхностью воздух остаётся более тёплым и лёгким. 4) Тёплый лёгкий воздух поднимается вверх, и над океаном формируется область пониженного давления. 5) Холодный тяжёлый воздух скапливается у поверхности суши, и над сушей формируется область повышенного давления.
14)В приведённом ниже списке перечислены крупные географические объекты. Выберите из списка названия географических объектов, расположенных на территории одного из указанных в задании 5.1 материков, и заполните схему. Впишите в схему название материка, типы и названия выбранных Вами географических объектов. Анды, Руб-эль-Хали, Байкал, Волга, Большая песчаная, Аппалачи, Маракайбо, Ниагара, Ганг, Конго, Альпы, Эри.
15)Ибрагим и Карлос познакомились на языковой стажировке в Великобритании. Ибрагим живёт в столице Турции, а Карлос – в столице Испании. Подростки общаются через Интернет, и при общении им приходится учитывать разницу во времени между их городами. 6.1. На политической карте мира, приведённой на странице 11, выделите штриховкой страны, в которых живут подростки.
16)Представьте, что Вам было поручено взять интервью у зарубежного сверстника, чтобы он познакомил Вас со своей страной. Для иллюстрации этого интервью Вы попросили его прислать несколько фотографий, сделанных в стране, в которой он живёт. 8.1. Рассмотрите фотографии и ответьте на вопросы.
17)Рассмотрите представленные ниже рисунки. Выберите рисунок с контуром страны, в которой живёт Ваш сверстник. Запишите в ответе букву, которой обозначен этот рисунок.
ВПР 2022 ответы и задания всероссийские проверочные работы
На выполнение работы по географии даётся 45 минут. Работа включает в себя 9 заданий. Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. Для выполнения задания 3 Вам потребуется линейка, а для выполнения задания 6 – карандаш.
ВПР 2022 по географии 7 класс вариант 1 с ответами
1 вариант заданий
Рассмотрите карту мира и выполните задания. 1.1. Запишите названия материков, обозначенных на карте буквами А и Б. Название материка.
1) материк: А; 2) подписи океанов на карте: Индийский, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый
1.2. С каким из названных Вами материков связаны открытия путешественников и исследователей, изображённых на портретах? Укажите в ответе букву, которой обозначен этот материк на карте. Подпишите на карте океаны, омывающие берега указанного Вами материка.
Рассмотрите карту мира и выполните задания. 2.1. Найдите на карте точку 1 с координатами 20° с. ш. 51° в. д. Поставьте на карте точку 2 с координатами 42° с. ш. 51° в. д. В каком направлении от точки 1 расположена точка 2?
- 1) северном
- 2) южном
- 3) западном
- 4) восточном
2.2. Точка 1 расположена на территории крупного географического объекта. Прочитайте текст, рассмотрите фотографию и космический снимок и укажите название этого географического объекта. Самый большой на Земле полуостров, расположенный на юго-западе Азии. Его площадь составляет 2730 тыс. км 2 . Он омывается водами Индийского океана и отделён от Африки Красным морем. Климат здесь тропический, жаркий и сухой. Бóльшую часть полуострова занимают тропические пустыни. Постоянных рек нет, многочисленны сухие русла – вади. На побережье и шельфе Персидского залива сосредоточены крупнейшие в мире месторождения нефти и природного газа. В Объединённых Арабских Эмиратах (ОАЭ), расположенных на полуострове, в городе Дубае возведено самое высокое здание в мире – башня «Бурдж-Халифа». Запишите название этого географического объекта.
Рассмотрите фрагмент топографической карты и выполните задания
3.1. На каком берегу реки Серебрянки находится геодезический знак? Подчеркните верный ответ. Ответ. На правом / на левом В каком направлении от геодезического знака расположен родник?
Ответ: 1) на левом берегу; 2) в северо-восточном направлении / на северо-восток
3.2. Определите протяжённость маршрута А–В на местности с помощью масштаба карты. Для выполнения задания используйте линейку. Расстояние на карте измеряйте по центрам точек.
3.3. Какой из изображённых на фотографиях объектов может быть размещён на участке, по которому проходит маршрут А–В? Укажите в ответе букву, которой обозначен этот объект. Какая особенность участка, по которому проходит маршрут А–В, определила Ваш выбор?
- 1) удалённость от лесного массива
- 2) ровный открытый участок на берегу реки
- 3) значительный уклон поверхности
- 4) близость к роднику
1) указание объекта: Б; 2) указание особенности участка: 2
4.1. Разница во времени между городами Архангельском и Омском составляет +3 часа, так как Омск расположен восточнее Архангельска, и день там наступает раньше. На рисунках представлены показания часов в Архангельске и Омске в тот момент, когда в Архангельске 6 часов вечера. Запишите под каждым рисунком, как отображается то же самое время на электронных часах в этих городах.
4.2. Светлана живёт в Омске. Что она делает в указанное Вами время? Используйте для ответа приведённый режим дня школьника. Что в это же время делает её сверстница Анастасия, которая живёт в Архангельске, если она соблюдает тот же режим дня, что и Светлана?
4.3. Чем обусловлена разница во времени в разных частях Земли? 1) климатическими условиями 2) осевым движением Земли 3) движением Земли вокруг Солнца 4) расстоянием от экватора
5.1. Установите соответствие между природными зонами и их географическими особенностями. Природные зоны: А – степь Б – широколиственные леса Географические особенности: 1) произрастание дуба, бука, клёна, каштана 2) продолжительное засушливое лето, малоснежная зима с позёмками и метелями 3) местообитание дрофы, орла, стрепета 4) плодородные серые и бурые лесные почвы 5) местообитание благородного оленя, кабана, косули, лани 6) преобладание в растительности злаков Запишите в таблицу выбранные цифры под буквами, которыми обозначены природные зоны.
5.2. В какой из указанных природных зон могли быть сделаны представленные фотографии? Запишите название природной зоны.
6.1. На метеорологической станции города N в течение года наблюдали за температурой воздуха. По результатам наблюдений метеорологи построили график годового хода температуры. Рассмотрите график годового хода температуры и ответьте на вопросы. Какой месяц был самым холодным в году? Какова годовая амплитуда температур?
6.2. Выберите рисунок, на котором знаками отображена погода в тот день, когда температура воздуха опустилась ниже 30 градусов мороза. Запишите в ответе букву, которой обозначен этот рисунок.
6.3. Лера в течение дня наблюдала за погодой и описала её в дневнике наблюдений. Прочитайте это описание и отобразите его с помощью условных обозначений так, как на представленных выше рисунках.
7)Прочитайте текст и выполните задание. (1)К осадочным горным породам относится бóльшая часть всех полезных ископаемых, которыми так богата наша планета. (2)Под воздействием солнца, температурных колебаний, воды и ветра происходит разрушение уже существующих твёрдых пород. (3)Частицы разрушенных пород сильно различаются по размеру. (4)Ветер и вода переносят эти частицы, и они оседают, образуя скопления на поверхности суши и на дне водоёмов. (5)Со временем они могут уплотняться, цементироваться и приобретать свою собственную структуру. (6)Горные породы, образованные из осадков, представляющих собой продукты выветривания, называют осадочными породами обломочного происхождения. По каким предложениям можно выявить основные этапы формирования обломочных осадочных горных пород? Запишите номера предложений.
8)Рассмотрите фотографию с изображением опасного явления природы. Запишите его название. В какой части географической оболочки Земли происходит это явление? 1) атмосфере 2) гидросфере 3) литосфере 4) биосфере
9.1. Расположите страны в порядке уменьшения площади территории, начиная со страны с самой большой территорией. Запишите в ответе последовательность порядковых номеров этих стран.
9.2. В какой стране наибольшая численность населения? Запишите в ответе название страны. В каких двух странах плотность населения примерно одинакова? Запишите в ответе названия стран.
9.3. В какой стране, из указанных в таблице, сделана представленная фотография? Запишите в ответе название страны. На каком материке расположена указанная Вами страна?
- 1) Евразия
- 2) Африка
- 3) Австралия
- 4) Южная Америка
2 вариант заданий
1.2. С каким из названных Вами океанов связаны открытия путешественников и исследователей, изображённых на портретах? Укажите в ответе букву, обозначающую океан, по которому проходили маршруты их экспедиций. Подпишите на карте материки, берега которых омывают воды указанного Вами океана.
2.1. Найдите на карте точку 1 с координатами 20° ю. ш. 39° в. д. Поставьте на карте точку 2 с координатами 42° с. ш. 39° в. д. В каком направлении от точки 1 расположена точка 2? 1) северном 2) южном 3) западном 4) восточном
2.2. Точка 1 расположена на территории крупного географического объекта. Прочитайте текст, рассмотрите фотографию и космический снимок и укажите название этого географического объекта. Пролив между островом Мадагаскар и Африкой в Индийском океане. Это самый длинный пролив Мирового океана – 1760 км. В Средние века он был освоен арабами, а европейцам стал известен с конца XV в., после открытия Васко да Гамой морского пути в Индию. В пролив впадают крупные реки Африки: Замбези и Лимпопо. Здесь обитают сардинелла, скумбрия, анчоус, ставрида, тунец, разные виды скатов и акул, встречаются гигантские морские черепахи, морские змеи и летучие рыбы. На глубинах более 100 м встречается даже «живое ископаемое» латимерия – древнейшая известная науке рыба, ранее считавшаяся вымершей. Запишите название этого географического объекта.
3.1. На каком берегу реки Серебрянки находится церковь? Подчеркните верный ответ. Ответ. На правом / на левом В каком направлении от родника расположена церковь?
3.3. Какой из изображённых на фотографиях объектов может быть размещён на участке, по которому проходит маршрут А–В? Укажите в ответе букву, которой обозначен этот объект. Какая особенность участка, по которому проходит маршрут А–В, определила Ваш выбор? 1) удалённость от лесного массива 2) ровный открытый участок 3) значительный уклон поверхности 4) близость к роднику.
4.1. Разница во времени между городами Архангельском и Якутском составляет +6 часов, так как Якутск расположен восточнее Архангельска, и день там наступает раньше. На рисунках представлены показания часов в этих городах в тот момент, когда в Архангельске 1 час дня. Запишите под каждым рисунком, как отображается то же самое время на электронных часах в этих городах.
4.2. Людмила живёт в Архангельске. Что она делает в указанное Вами время? Используйте для ответа приведённый режим дня школьника. Что в это же время делает её сверстница Мария, которая живёт в Якутске, если она соблюдает тот же режим дня, что и Людмила?
4.3. Чем обусловлена разница во времени в разных частях Земли? 1) расстоянием от экватора 2) вращением Земли вокруг своей оси 3) фазами Луны 4) продолжительностью светового дня
5.1. Установите соответствие между природными зонами и их географическими особенностями. Природные зоны: А – тундра Б – смешанные леса Географические особенности: 1) произрастание мхов, лишайников, кустарничков 2) переходная зона от тайги к зоне широколиственных лесов 3) умеренно холодная, снежная зима и тёплое лето 4) большая заболоченность территории 5) произрастание берёзы, осины, ели, сосны, дуба 6) распространение многолетней мерзлоты
6.2. Выберите рисунок, на котором знаками отображена погода в тот день, когда температура воздуха опустилась ниже 10 градусов мороза. Запишите в ответе букву, которой обозначен этот рисунок.
6.3. Ирина в течение дня наблюдала за погодой и описала её в дневнике наблюдений. Прочитайте это описание и отобразите его с помощью условных обозначений так, как на представленных выше рисунках.
7)Прочитайте текст и выполните задание. (1)Озеро – водоём суши, расположенный в природном углублении, называемым котловиной. (2)Если озеро образовалось в котловине, связанной с деятельностью ледника, его называют ледниковым; в разломе земной коры – тектоническим; в кратере потухшего вулкана – вулканическим. (3)Самое большое озеро в мире – Каспийское море-озеро; самое глубокое – озеро Байкал. (4)Во влажном климате преобладают пресные озёра, а в засушливом – солёные. (5)Самым солёным озером на планете является Мёртвое море. (6)Озёра, в которые впадают одни реки и берут начало другие реки, называются сточными, а озёра, из которых отсутствует речной сток, – бессточными. По каким предложениям можно сделать вывод о видах озёр? Запишите номера предложений.
8)Рассмотрите фотографию с изображением последствий опасного явления природы. Запишите его название. В какой части географической оболочки Земли происходит это явление? 1) литосфере 2) гидросфере 3) атмосфере 4) биосфере.
9.1. Расположите страны в порядке увеличения численности населения, начиная со страны с самой маленькой численностью. Запишите в ответе последовательность порядковых номеров этих стран.
9.2. В какой стране средняя продолжительность жизни населения у обоих полов наименьшая? Запишите в ответе название страны. В каких двух странах средняя продолжительность жизни у женщин одинакова? Запишите в ответе названия стран.
9.3. В какой стране, из указанных в таблице, сделана представленная фотография? Запишите в ответе название страны. Какой город является столицей указанной Вами страны? 1) Рим 2) Париж 3) Мадрид 4) Амстердам
Система оценивания проверочной работы
Полный правильный ответ на каждое из заданий 1.1, 2.2, 3.2, 4.1, 4.3, 5.2 и 6.2 оценивается 1 баллом. Если в ответе допущена хотя бы одна ошибка (один из элементов ответа записан неправильно или не записан), выставляется 0 баллов.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 5.1, 7 и 9.1 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка или в ответах на задания 5.1 и 9.1 перепутаны местами две цифры, выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.
ВПР 2022 варианты с ответами
Крузенштерн и Лисянский — организаторы первого русского кругосветного плавания
Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский — первые русские мореплаватели, совершившие кругосветное путешествие. Их экспедиция длилась три года (началась в 1803 и завершилась в 1806 году). Они со своими командами отправились в путь на двух кораблях, которые носили названия «Надежда» и «Нева». Путешественники прошли через Атлантический океан, вошли в воды Тихого океана. По ним моряки доплыли до Курильских островов, Камчатки и Сахалина.
Это путешествие позволило собрать важную информацию. На основе данных, добытых мореплавателями, была составлена подробная карта Тихого океана. Еще одним важным итогом первой русской кругосветной экспедиции стали данные, полученные о флоре и фауне Курил и Камчатки, местных жителях, их обычаях и культурных традициях.
Во время своего путешествия моряки пересели экватор и по морским традициям не смогли оставить это событие без известного ритуала — матрос, переодетый в Нептуна, приветствовал Крузенштерна и спрашивал, для чего его судно прибыло туда, где ни разу не бывал российский флаг. На что получил ответ, что они здесь исключительно для славы и развития отечественной науки.
На карте мира, изображён маршрут экспедиции одного из путешественников, портреты которых представлены ниже. Рассмотрите карту и портреты путешественников и выполните задания.
На карте мира изображён маршрут экспедиции одного из путешественников, портреты которых представлены ниже. Рассмотрите карту и портреты путешественников и выполните задания.
Василий Головнин — первый мореплаватель, которого удалось вызволить из Японского плена
Русский мореплаватель Василий Головнин руководил двумя кругосветными экспедициями. В 1806 году он, будучи в звании лейтенанта, получил новое назначение и стал командиром шлюпа «Диана». Интересно, что это единственный в истории русского флота случай, когда управлением кораблем доверили лейтенанту.
Руководство поставило целью кругосветной экспедиции изучение северной части Тихого океана, с особым вниманием на ту его часть, которая находится в пределах родной страны. Путь «Дианы» был не легким. Шлюп прошел остров Тристан-да-Кунья, миновал мыс Надежды и вошел в порт, принадлежавший англичанам. Здесь корабль был задержан властями. Англичане сообщили Головнину о начале войны между двумя странами. Российский корабль не был объявлен взятым в плен, но и покинуть бухту команде не разрешалось. Проведя в таком положении больше года, в середине мая 1809 «Диана» во главе с Головниным попыталась сбежать, что морякам успешно удалось — корабль прибыл на Камчатку.
Следующее ответственное задание Головнин получил в 1811 году — он должен был составить описания Шантарских и Курильских островов, берега Татарского пролива. Во время своего путешествия он был обвинен в несоблюдении принципов сакоку и захвачен в плен японцами более чем на 2 года. Вызволить команду из плена удалось лишь благодаря хорошим отношениям одного из русских морских офицеров и влиятельного японского купца, который смог убедить свое правительство в безобидных намерениях русских. Стоит отметить, что до этого никто в истории из японского плена не возвращался.
В 1817-1819 годах Василий Михайлович совершил еще одно кругосветное путешествие на специально построенном для этого корабле «Камчатка».
Маршрут экспедиций кого из путешественников изображён на карте?
Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев — первооткрыватели Антарктиды
Капитан второго ранга Фаддей Беллинсгаузен был решительно настроен найти истину в вопросе о существовании шестого материка. В 1819 году он вышел в открытое море, тщательно подготовив два шлюпа — «Мирный» и «Восток». Последним командовал его единомышленник Михаил Лазарев. Первая кругосветная антарктическая экспедиция ставила перед собой и иные задачи. Помимо нахождения неопровержимых фактов, подтверждающих или опровергающих существование Антарктиды, путешественники собирались исследовать акватории трех океанов — Тихого, Атлантического и Индийского.
Результаты этой экспедиции превзошли все ожидания. За 751 день, который она длилась, Беллинсгаузен и Лазарев смогли сделать несколько значимых географических открытий. Безусловно, самое важное из них — существование Антарктиды, это историческое событие произошло 28 января 1820 года. Также за время путешествия были найдены и нанесены на карту порядка двух десятков островов, созданы зарисовки с видами Антарктики, изображения представителей антарктической фауны.
Интересно, что попытки открыть Антарктиду предпринимались не единожды, но ни одна из них не увенчалась успехом. Европейские мореплаватели считали, что либо ее нет, либо она расположена в местах, в которые просто невозможно попасть по морю. А вот русским путешественникам хватило упорства и целеустремленности, поэтому имена Беллинсгаузена и Лазарева внесены в списки величайших мореплавателей мира.
Есть и современные путешественники. Один из них Федор Конюхов — человек, который покорил семь вершин и пять полюсов.
Витус Ионассен Беринг, организовавший экспедиции на Камчатку
Две Камчатских экспедиции вписали в историю морских открытий имена Витуса Беринга и его сподвижника Алексея Чирикова. Во время первого путешествия мореплаватели провели исследование и смогли дополнить географический атлас объектами, расположенными в Северо-Восточной Азии и на Тихоокеанском побережье Камчатки.
Открытие Камчатского и Озерного полуостровов, заливов Камчатского, Креста, Карагинского, бухты Проведения, острова Святого Лаврентия — тоже заслуга Беринга и Чирикова. В то же время был найден и описан еще один пролив, который впоследствии стал называться Беринговым.
Вторая экспедиция была предпринята ими с целью поиска пути к Северной Америке и изучения Тихоокеанских островов. В этом путешествии Беринг и Чириков заложили Петропавловский острог. Он получил свое название из объединенных названий их кораблей («Святой Петр» и «Святой Павел) и впоследствии стал городом Петропавловском-Камчатским.
На подходе к берегам Америки корабли единомышленников потеряли друг друга из виду, сказался сильный туман. «Святой Петр», управляемый Берингом, доплыл до западного побережья Америки, но попал в сильнейший шторм на обратном пути — корабль был выброшен на островок. На нем и прошли последние минуты жизни Витуса Беринга, а остров впоследствии стал носить его имя. Чириков на своем корабле тоже достиг Америки, но благополучно завершил свое плавание, обнаружив на обратной дороге несколько островов Алеутской гряды.
Афанасий Никитин — самый первый русский путешественник
Афанасий Никитин по праву считается первым русским путешественником, которому удалось посетить Индию и Персию (1468-1474 годы, по другим данным 1466-1472). На обратном пути он побывал в Сомали, Турции, Маскате. На основе путешествий Афанасий составил записки «Хождение за три моря», которые стали востребованными и уникальными историческими и литературными пособиями. Эти записи стали первой в истории России книгой, выполненной не в формате рассказа о паломничестве, а описывающей политические, экономические и культурные особенности территорий.
Он смог доказать, что даже будучи членом бедной крестьянской семьи можно стать известным исследователем и путешественником. Его именем названы улицы, набережные в нескольких российских городах, теплоход, пассажирский поезд и авиаборт.
Харитон и Дмитрий Лаптевы и их «именное» море
Двоюродные братья Харитон и Дмитрий Лаптевы были единомышленниками и помощниками Витуса Беринга. Именно он назначил Дмитрия командиром корабля «Иркутск», а его дубль-шлюпкой «Якутск» руководил Харитон. Они принимали участие в Великой Северной экспедиции, целью которой было изучить и точно описать и нанести на карту русские берега океана, от Югорского шара до Камчатки.
Каждый из братьев внес весомый вклад в освоение новых территорий. Дмитрий стал первым мореплавателем, сделавшим съемку берегов от устья Лены до устья Колымы. Он составил подробные карты этих мест, взяв за основу математические расчеты и астрономические данные.
Харитон Лаптев со своими сподвижниками вел исследования самого северного участка побережья Сибири. Именно он определил размеры и очертания огромного полуострова Таймыр — выполнил съемку восточного его побережья, смог выявить точные координаты прибрежных островов. Экспедиция проходила в сложных условиях — большое количество льда, снежные бураны, цинга, ледяной плен — много пришлось пережить команде Харитона Лаптева. Но они продолжали начатую работу. В этой экспедиции помощник Лаптева Челюскин открыл мыс, который впоследствии был назван в его честь.
Отмечая большой вклад Лаптевых в освоение новых территорий, члены Русского географического общества решили назвать их именем одно из крупнейших морей Арктики. Также в честь Дмитрия назван пролив между материком и островом Большой Ляховский, а имя Харитона носит западное побережье острова Таймыр.