Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,
исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
1. В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.
2. Холодный снег набился в морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями.
3. Когда канонада утихла и они вошли, наконец, в дом, на полу обнаружили совершенно мёртвого человека.
4. Скрывать истинную правду было бесполезно, да Серпилин и не считал себя вправе это делать.
5. То степь открывалась далёкая и молчаливая, то низкие, подернутые кровью тучи, а то и люди, и паровик, и молотилка разом тонули в чернеющей темноте.
6. Новенький, вероятно, плохо сходился с людьми: в общих чаепитиях не участвовал, работал всегда молча, без слов.
7. Орешник почти отпылил, а берёза еще робеет зеленеть, не доверяя наступившей теплыни, а лес совсем прозрачный, без теней, словно после сна щурится спросонья.
8. Они казались спокойны и смелы; однако ж при моем приближении обе потупили опущенные головы и закрылись своими изодранными чадрами.
9. Нередко художественные произведения бывают автобиографичны. Известно, что, создавая повесть «Бегство в Америку», Александр Грин писал свою автобиографию.
10. Спектакль по-прежнему имеет большой успех, несмотря на то, что в репертуаре уже не один год: первая премьера спектакля состоялась осенью двухтысячного года.
11. Сроки сдачи военного объекта нарушены, потому что многие агрегаты для комплекса импортировались из-за рубежа, а из-за санкций срочно пришлось решать проблему импортозамещения.
12. Поддерживает эти процессы и необычный феномен избирательного запоминания, когда индивиды лучше запоминают те сообщения, которые соответствуют их представлениям.
13. Сквайр Трелони, доктор Ливси и другие джентльмены попросили меня написать все, что я знаю об «Острове сокровищ». Им хочется, чтобы я рассказал всю историю, с начала до конца.
14. Не существует существенной разницы в нравственных приоритетах мировых религий.
15. К ужину Марья Сергеевна испекла яблочную шарлотку из яблок и пригласила на чай соседей.
16. Вот какими речевыми шедеврами изобилуют даже очень популярные газеты: «На этот сегодняшний день уборка риса завершена во всех рисоводческих хозяйствах района».
17. Наконец мы видим лес, хмурое небо в мохнатых тучах, меж которыми лишь кое-где видна чернеющая чернота.
18. Сквозь желтоватую мокрую воду проглядывало песчаное дно, которое уходило глубже, и озерная вода становилась черной.
19. В воздухе уже начинал чувствоваться наливавшийся жаркий зной, а в глухом ельнике было так прохладно.
20. Богатая роскошь природы не трогала старика, но зато многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые.
21. Командир был убит насмерть, и командование взял на себя молодой лейтенант, который прибыл в часть неделю назад.
22. Маленькие малыши сидели за столом, склонив головы, и, произнося шепотом слова, обсуждали, по-видимому, какую-то важную, на их взгляд, проблему, поэтому я старался им не мешать.
23. Шёл проливной ливень, так что на крыльцо нельзя было выйти.
24. Стол напоминал сад: на нём было расставлено так много цветущих цветов, что блюда с закусками терялись в их таинственной чаще.
25. Стало ясно, что мы неверно определили основную суть эксперимента — теперь нам придётся проводить исследование сначала.
26. В прейскуранте цен мы не обнаружили товара, который был нам необходим для завершения ремонта.
27. В крупной фирме по продаже офисного оборудования имеется свободная вакансия менеджера.
28. Когда совершаешь поступок, за который потом может быть стыдно, нужно помнить о том, что когда-нибудь вы получите эффект обратного бумеранга.
29. Экспедиция проходила успешно, пока ледяной айсберг не преградил путь кораблю.
30. Мнение о том, что ангина случается из-за холодного мороженого, ошибочно — это доказали датские учёные.
31. Светловолосая блондинка подошла к мужчине, и они заговорили, как будто были давно знакомы.
32. И даже когда из-за череды неудач, которые произошли в последние несколько месяцев, Лариса ушла на предприятие, где неожиданно появилась свободная вакансия, девушка ещё некоторое время продолжала дежурить в клинике.
33. Режиссёр нашёл и отразил грань между эпохами, отчего, как мне кажется, фильм смотрится на одном дыхании, несмотря на его немалый хронометраж времени.
34. С бодрыми восклицаниями вперемешку с неуместной робостью мы вошли в двери театра и стали подниматься вверх по лестнице с медными прутьями и красовавшейся на ней красной ковровой дорожкой.
35. Можно говорить о разных типах молодёжных театров, среди них – традиционный реалистический театр (тяготеющий к психологической драме), театр на основе народного фольклора, игровой праздничный театр, театр абсурда.
36. На экзамене по биологии ответы отвечающих были сбивчивы — больше тройки никто не получил.
37. Вниз по лестнице спускаться было ещё сложнее: мышцы напрягались, ноги не слушались.
38. Температура атмосферного воздуха в феврале была выше нормы, поэтому первоцветы распустились раньше обычного.
39. Я увлекаюсь лингвистикой и языкознанием, поэтому хочу поступать на филфак.
40. В своей диссертации молодой учёный привёл результаты проведённых им исследований новой вакцины.
41. Чтобы написать недописанное сочинение, учитель дал нам время на уроке литературы.
42. «Дальнейшее совместное сотрудничество наших стран будет развиваться», ─ сказал на встрече президент.
43. Он хорошо разбирался в тонких нюансах промышленного строительства.
44. Маршрут движения автобуса с тех пор не менялся.
45. Промышленная индустрия развивается всё стремительнее — наш город превращается в крупный экономический центр.
46. На собрание товарищества собственников квартир собралось тридцать человек жителей ближайших многоэтажек.
47. В такой благоприятной среде могли возникать различные всевозможные микроорганизмы.
48. Петька стал бойко рассказывать вслух, как ему удалось поймать щуку размером с него самого.
49. Максим заранее предчувствовал, что встреча не сулит ему ничего хорошего: очень уж агрессивно выглядел его собеседник.
50. Профессор помог, поспособствовал в продвижении его разработки.
51. Миновали те грустные времена, когда поиск нужного слова сопровождался длительной работой с огромными объемами сведений, информации.
52. Важно, что на ресурсе собрана полная и актуальная база синонимов, доступная совершенно даром, бесплатно каждому посетителю сайта.
53. Вам нужно выбрать одно из двух альтернативных решений.
54. Опираясь на огромную базу синонимичных значений, сайт выдаст все возможные поисковые вариативные версии.
55. Площадь исследования, поиска достаточно обширна, а потому некоторые варианты могут быть приведены, но на практике не всегда использоваться в том значении, которое дано в словаре.
56. Обогащение языка синонимами осуществляется непрерывно, и так же непрерывно происходит дифференциация и разграничение синонимов вплоть до полной утраты ими синонимичности.
57. Сложное предложение тесно связано с простым предложением, но отличается от него как структурным составом, так и характером сообщения.
58. Чтение как учебный предмет, особенно в начальной школе, имеет в своем распоряжении такое сильнодействующее средство воздействия на личность, как художественные произведения различных жанров.
59. Объектом исследования является процесс анализа, разбора произведений различных жанров в старшей школе.
60. Летом погода стоит поистине летняя.
61. Он взглянул взглядом вокруг и замолчал.
62. Берега рек нуждаются в нашей защите — они замусорены мусором.
63. Снова и опять всё повторялось: уговоры, обещания, слёзы.
64. Критик Загорский критиковал спектакль за очень смелую трактовку образа Евгения Онегина.
65. Точка и прямая — это основные, ключевые геометрические фигуры, расположенные на плоскости.
66. Спортсменам, чтобы завоевать мировой рекорд, приходится интенсивно тренироваться не один год.
67. Подобное оружие делали и коренные аборигены Австралии, только они закрепляли зубы на дубинке не жгутом, а воском, вырабатываемым особыми пчёлами, которые не имели жала.
68. Он мог бы всего этого избежать, если бы только отступил назад, если бы только захотел себя спасти и не завершить того дела, ради которого он пришёл.
69. При этом в ряде регионов цены практически не изменятся, но будут и такие, где цена на отдельные товары подорожает в полтора раза и даже больше.
70. Василий Алексеевич звёзд с неба не ловил, но всё же был довольно опытным в военном деле командиром, прошедшим хорошую школу в Семилетнюю войну.
71. Когда я писал этот рассказ, я всё время старался сохранить ощущение холодного ветра с ночных гор, это было как бы основным лейтмотивом рассказа.
72. На дворе плакала серым дождиком осень; листья, отрываясь от сырых веток, танцевали свой последний вальс; вся эта грусть природы, по- видимому, передалась и мне: настроение моё было мажорное.
73. Время от времени глава семьи менял расстановку сил в собственном доме, одних возносил, других лишал на время полномочий, держал в грязном теле, с тем чтобы потом снова одарить вниманием и заботой.
74. Бóльшую половину жизни Матвей Семёнович ни о чём не беспокоился, жил на широкую ногу, много, но бесцельно путешествовал, а потом что-то резко изменилось: он стал много думать, занялся благотворительностью и даже начал писать книги.
75. В его позе было что-то от парадного портрета Вильгельма I; казалось, он взвешивал все за и против сделанного ему предложения и не спешил выразить ответ.
76. Поздней осенью, к великому удивлению всех в усадьбе, он неожиданно вернулся с двумя слепцами в неимущей одежде.
СМ. ниже дополнительные тесты с ключами.
Лексические нормы. Теория.
Нарушение лексической сочетаемости слов. Лексическая сочетаемость
слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать
лексическое значение слов, а также традиции соединения слов в словосочетании
возникает лексическая несочетаемость. Например, есть слова,
сочетаемость которых в русском языке фразеологически связана: черствый
хлеб, черствый человек, но не черствый торт
или черствый друг. Мы можем сказать глубокая ночь или глубокая
старость, но не можем говорить глубокий день или глубокая
юность. В некоторых других случаях мы невнимательны к лексическому значению
слов, которые мы соединяем в словосочетание. Например, беседа прочитана (это
же устный жанр!), беседа может быть проведена, а прочитана книга или лекция.
– слова,
близкие по смыслу и поэтому логически лишние (речевое излишество), употребление
слов, ненужных со смысловой точки зрения. Для того, чтобы избежать плеоназма
необходимо сделать следующее:
— слово заменить однокоренным, например, монументальный памятник –
монумент;
— убрать слово из словосочетания, например, главная суть – суть, ценные
сокровища – сокровища;
— убрать слово из текста без снижения качества. Например, «Операция – это
способ, которым выполняется действие» – «Операция – способ выполнения действия»;
«Построение модели в соответствии с известными правилами» – «Построение модели
по правилам».(Смелый и храбрый человек – явный,
открытый плеоназм. Свободная вакансия, главная суть – скрытый,
неявный плеоназм).
– употребление
однокоренных слов в границах одного предложения. Например, «Рассказать
рассказ»; «Спросить вопрос». Способами исправления тавтологий являются,организовать
организацию, изобразить образ
— заменить одного из слов синонимом. Например, «Проливной ливень не
прекращался целый день» – «Проливной дождь не прекращался целый день»;
-убрать одно из слов. Например, «Наряду с этими признаками имеется и ряд
других» – «Наряду с этими признаками имеются и другие».
Тавтология легко обнаруживается при чтении текста вслух. К непомерно часто
употребляемым словам обычно относятся который, чтобы и можно.
Лексические
повторы в тексте. Например, «Для того, чтобы хорошо учиться, ученики должны уделять
больше внимания учению». Слова, которые повторяются, необходимо заменять
синонимами, существительные можно заменить местоимениями или вообще убрать
повторяющееся слово, если это возможно – «Для достижения успеха, ученики должны
уделять больше внимания занятиям».
Это ошибка случается в результате пропуска слова. Например, «Больные,
не посетившие амбулаторию в течение трех лет, выкладываются в архив» (речь идет
о карточках больных, а из текста предложения следует, что самих больных сдали в
амбулаторию).
Все эти речевые нарушения лексической
языковой нормы появляются не только в результате плохого знания языка, но и в
результате небрежного отношения к слову, невнимательности.
Типичной речевой ошибкой является путаница слов-паронимов представить и
предоставить. Справка о болезни ребенка представляется в школу, новый
учитель представляется классу, а вот возможность совершить учебную экскурсию
предоставляется.
Устаревшие слова используются в
литературе, для различных стилизаций. Читать русскую классическую литературу
без знания устаревших слов достаточно трудно.
Новая лексика – неологизмы – новые слова, ещё не занявшие
место в активной лексике. Если слово нужно для языка, оно «приживается» и начинает
активно использоваться, через некоторое время переходит в активный словарь.
Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (комбайн,
космонавт, сникерснуть).
Иноязычные / заимствованные слова – слова, пришедшие в
язык из других языков. Заимствованная лексика всегда была отражением нашей
истории. Приходила она в русский язык по разным причинам: 1) неязыковая причина
– вместе с предметом (тетрадь, чай, хоккей, зонт, кафе), 2)
языковая причина – стремление устранить расплывчатость, объёмность,
многозначность русского слова (пирожное – кекс как особый вид пирожного; бег
на короткие дистанции – спринт). Бывает и так, что русское слово и
иноязычное «соперничают»: водитель – шофёр, стагнация – застой, коррумпированный
– продажный.
Лексические нормы предписывают не злоупотреблять неологизмами или
заимствованными словами, по возможности использовать русский литературный
аналог
Паронимы бывают: приставочными; суффиксальными;
различающиеся конечными буквами.
адресант (отправитель) — адресат
(получатель);
эмигрант (выезжающий из страны) —
иммигрант (въезжающий
Паронимами являются слова дипломатический и дипломатичный.
Дипломатическим может быть то, что относится к дипломатии (дипломатическая
почта); дипломатичным — что-то корректное, соответствующее этикету
(дипломатичное поведение сторон).
уплатить — отдать, внести (деньги) в возмещение чего-либо (чаще всего
речь идет крупной сумме
денег)
оплатить — заплатить
одеть кого-либо-надеть на себя
представить — предъявить, сообщить что-либо кому-либо.
с кем-либо, дать возможность ознакомиться с чем-либо.
предоставить — отдать кого-что-либо в распоряжение, пользование
кому-чему-либо.
дать возможность кому-либо сказать, сделать что-либо,
чем-либо распорядиться. встряхнуть — приподняв, потрясти с
силой.
стряхнуть — тряхнув, скинуть, сбросить.
поверка — сверка
перекличка с целью проверить наличный состав людей
(спец.).
проверка — установление правильности чего-либо, соответствия чего-либо
чему-либо. обсудить — разобрать, обдумать, всесторонне рассмотреть,
высказывая свои соображения по поводу чего-либо или о
ком-либо.
— выразить неодобрение кому-чему-либо, признать
дурным.
— ошибка в написании чего-н. по рассеянности.
— формальный ответ, не затрагивающий сущности дела.
Правило. Большая часть паронимов связана с различием однокоренных
прилагательного и причастия. Помни!
Суффиксы –УЩ-/-ЮЩ-, -АЩ-/-ЯЩ- относятся к суффиксам причастия и обозначают
производителя действия.
. Отличающийся яркими красками.
. Служащий для окрашивания чего-н., содержащий в себе краску (спец).
требует точности их воспроизведения. Это условие часто
нарушается. Типичными ошибками являются:
сокращение выражения: и гроша не стоит вместо и
гроша ломаного не стоит;
замена слова: львиная часть вместо львиная доля;
совмещение двух оборотов: играет большое значение вместо играет
роль или имеет большое значение.
Однако умелое варьирование фразеологизмов может придать речи остроту,
например у Чехова: «Взглянул на мир с высоты своей подлости» вместо с
высоты своего величия.
Неуместное употребление слов без учета их лексического значения или без
учета их
Частым нарушением лексических норм является употребление слов без учёта их
лексического значения в речи тех носителей языка, которые не знают содержания
слов, которые они используют, например:
Различные примеры нарушения лексических норм
– речевое излишество,
употребление слов, ненужных со смысловой точки зрения. Для того, чтобы избежать
плеоназма необходимо сделать следующее:
— убрать слово из текста без снижения качества. Например, «Операция – это
способ, которым выполняется действие» – «Операция – способ выполнения
действия»; «Построение модели в соответствии с известными правилами» –
«Построение модели по правилам».
– употребление
однокоренных слов в границах одного предложения. Например, «Рассказать
рассказ»; «Спросить вопрос». Способами исправления тавтологий являются:
10. Подмена понятия. Это ошибка случается в результате пропуска слова.
Например, «Больные, не посетившие амбулаторию в течение трех лет, выкладываются
в архив» (речь идет о карточках больных, а из текста предложения следует, что
самих больных сдали в амбулаторию).
Вот что в нём будет.
Исключение лишнего слова
Если вам попадётся задание 20 в первой формулировке — вам повезло, потому что исключить лишнее слово намного проще, чем подобрать слово на замену.
Исключение слова связано с избыточностью речи (повторением сказанного), которую научно называют тавтологией или плеоназмом. Разные учебники по-разному толкуют понятия «тавтология» и «плеоназм», не думайте об этом. Для выполнения задания в ЕГЭ достаточно понимать суть явления.
Вы легко поймёте, почему надо было вычеркнуть слова в этом тексте.
Такие ошибки однотипны, они часто встречаются в речи, некоторые плеоназмы даже являются устойчивыми оборотами, поэтому можно составить небольшой словарик плеоназмов и выучить фразы, на которые необходимо обратить внимание на экзамене.
Краткий словарик плеоназмов
Этих знаний вам должно быть достаточно, чтобы выполнить задание 20 в первом варианте (исключите слово).
Попробуйте выполнить несколько тестовых заданий самостоятельно с проверкой. Для проверки нажимайте +
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В записи вебинара (см. ниже) больше таких примеров. Значительно сложнее найти и исправить ошибку, связанную с нарушением лексической сочетаемости.
Замена неверно употреблённого слова
Чтобы найти слово, которое необходимо заменить, надо прежде всего выделить пару слов, которые не могут быть связаны друг с другом по смыслу или не звучат вместе. Про такие словосочетания говорят: «Звучит как-то коряво», «Сказано не по-русски».
Итак, мы находим два слова, которые по какой-то причине не сочетаются по смыслу и не звучат вместе.
Примеры нарушения лексической сочетаемости
- это не играет никакого значения (сыграло большое значение)
- это несёт (играет) определённую функцию
- скоропостижный отъезд, вывод (скоропостижное увольнение)
- одержать поражение
- увеличить (уменьшить) уровень
- ответ на проблему
- карие волосы
- стая лошадей
- рой рыбы
- заклятые друзья
- выбросить слова на ветер
- тупиковый выход
- чудовищно красива
- отъявленные отличники
- вопиющие достижения
- достигнутые недостатки
- добиться ухудшений
- преследует удача
- кричать шёпотом
- воздвигли сарай
- прекрасные морды преступников
Одно из этих слов необходимо заменить схожим по звучанию, написанию, может быть, по значению, но подходящим ко второму слову. В реальных текстах такая замена не всегда возможна, но для ЕГЭ подберут варианты проще.
Попробуйте выполнить несколько заданий 20 самостоятельно. Нажмите +, чтобы увидеть верный ответ. Если не будет получаться, смотрите запись вебинара. Там всё объяснялось.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
За правильное выполненное задание сможешь получить 1 балл.
Теория к заданию 6 по русскому языку: Лексические нормы.
Задание 6 ЕГЭ по русскому языку 2018 проверяет экзаменующих на знание лексических норм (кроме паронимов). Формулировка задания 6 допустима в двух вариантах: исключение слова или замена слова. Например:
- Исключение : «Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.»
- Замена: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.