Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника на год

ребенок

В реальной жизни образовательные программы по большей части направлены на средний уровень развития воспитанника, поэтому каждому ребёнку, в силу неповторимости и своеобразия, попытаться раскрыть свой внутренний потенциал и осуществить полноценное развитие личности в узких рамках усреднённых шаблонов нелегко. Возникшее противоречие ставит перед педагогами задачу по организации индивидуального маршрута обучения в рамках ФГОС для реализации интеллектуального и творческого потенциала каждого дошкольника.

Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника на год Вера Калиничева
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ЗПР

Калиничева В. В. Новикова И. В.

Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР в условиях специального детского сада во многом обусловлена тем, что категория детей с ЗПР полиморфна и разнородна по составу. Воспитанники коррекционных групп различаются как по уровню развития, так и по характеру имеющихся недостатков. Дети отличаются и в плане знаний, представлений об окружающем мире, навыков в предметно-практической деятельности, с которыми они поступают в дошкольное учреждение.

Подобно тому, как детей различают по своим физическим качествам, говорил Сухомлинский В. А., так неодинаковы силы, необходимые для умственного труда. Память, наблюдательность, воображение, мышление не только по их глубине, устойчивости, быстроте протекания, но и в качественном отношении имеют индивидуальную характеристику у каждого ребенка.

Это ставит перед педагогами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника.

Залог успеха коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР – в профессиональном взаимодействии всех участников педагогического процесса. Совместная психолого-педагогическая коррекционно-развивающая деятельность направлена на повышение возможностей с отклоняющимся развитием в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми и на раскрытие его потенциальных возможностей.

В связи с этим возникла необходимость в создании индивидуального образовательного маршрута ребенка, который позволяет:

1. Организовать дифференцированную и целенаправленную коррекционно-развивающую работу с каждым конкретным ребенком по его развитию, объединив усилия всех специалистов ДОУ;

2. Наладить более успешное педагогическое сотрудничество с родителями воспитанников;

3. Создать условия для успешной адаптации к школьному обучению.

Индивидуальный образовательный маршрут — это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании.

Использование индивидуального образовательного маршрута в педагогической деятельности создаёт наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого воспитанника.

Индивидуальный образовательный маршрут включает следующие разделы:

• Общие данные (Дата рождения, домашний адрес, контактный телефон родителей, дата поступления в МБДОУ, заключение ПМПК: диагноз, срок пребывания в ДОУ.

• Сведения о родителях (законных представителях,

• Психологическое сопровождение при поступлении в ДОУ (адаптационная карта)

• Медицинская карта ребенка (вес, рост, группа здоровья, группа для занятий по физкультуре, хронические заболевания, аллергические реакции, противопоказания)

• Эмоционально-волевое развитие ребенка (Психическое состояние, тревожность, страхи, самооценка, волевая сфера, статус в группе (общение)

• Развитие психических функций ребенка (восприятие, мышление, мыслительные операции, память, внимание)

• Разделы по образовательной деятельности (ФЭМП, Коммуникация, Ознакомление с окружающим миром, Конструирование, Художественное творчество, Музыка, Труд и т. д.)

• Общие результаты педагогического наблюдения

• Готовность к школе (физическая, педагогическая, психологическая, общий вывод)

Индивидуальная программа коррекционной работы, которая строится на основе проведенного диагностического обследования.

Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается в несколько этапов:

1. Диагностический (сбор анамнестических данных, педагогическое наблюдение и диагностическое обследование).

Цель этапа – выявление уровня развития, сформированности знаний, умений и навыков ребенка.

2. Составление индивидуальной программы коррекционной работы на полугодие. Цель этапа — построение индивидуальных программы коррекционной работы, на основе выявленных проблем. Определение методов педагогической поддержки, содержания работы.

3. Реализация индивидуальной программы коррекционной работы. Индивидуальная программа может реализовывается во всех видах деятельности, как на специально организованных занятиях, так и в нерегламентированное время. Реализация выделенных в индивидуальной образовательной программе образовательных областей осуществляется на основе основной образовательной программы ДОУ с использованием авторских технологий и практического опыта специалистов.

4. Аналитический (завершающая диагностика).

Цель этапа: выявить результаты действия индивидуальной коррекционной программы.

Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут позволяет педагогам групп для детей с задержкой психического развития выполнять Федеральный закон от 29.12.201 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 № 1155, а именно предоставить и реализовать право детей с особыми возможностями здоровья на качественное и доступное образование, создания условий, наиболее благоприятных для их воспитания и развития, социальной адаптации и включения в общество, а так же обеспечить равенство возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.

Построение индивидуального образовательного маршрута ребенка должно характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 № 1155

3. Борякова Н. Ю., Касицына М. А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. (Организационный аспект). – М. : В. Секачев, 2007. – 78 с.

4. Борякова Н. Ю., Касицына М. А. Психолого-педагогическое обследование детей с задержкой психического развития в условиях специального детского сада // Журнал «Коррекционная педагогика», 2003 — №2

5. Волосовец Т. В., Казьмин А. М., Кутепова Е. Н. : «Инклюзивная практика в дошкольном образовании», Издательство: Мозаика-Синтез

Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника на год Алена Уклеина
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка, имеющего задержку психического развития

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка, имеющего задержку психического развития

Возраст 5 лет

По итогам мониторинга у ребенка очень слабо развиты все познавательные процессы: слуховое восприятие, внимание, слуховая и долговременная память, мышление. Недостаточно сформированы все компоненты устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм). Слабо сформированы элементарные математические представления: счет до 5; временные понятия и ориентировка в пространстве.

Индивидуальные занятия по развитию познавательных интересов, интеллектуального развития детей, через решение следующих задач:

• сенсорного развития;

• свободного общения с взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей;

• формировать целостную картину мира, расширение кругозора;

• формировать элементарные математические представления;

• учить слушать и слышать учебную задачу, выполнять одну и двух ступенчатую инструкцию, переносить полученный опыт в другие условия;

• формировать опыт самоконтроля.

• Учить играть в дидактические и сюжетно-ролевые игры. Учить ставить игровую задачу, распределять роли, разворачивать сюжет игры, договариваться между собой, вести ролевую беседу, выполнять правила игры.

Формы и условия работы с ребенком :

– игровые сеансы в структурном подразделении Лекотека;

индивидуальные коррекционные занятия с педагогом – психологом и учителем-логопедом;

– гостевые визиты во время проведения игрового сеанса детей из группы дошкольного учреждения;

– установление контакта со взрослым (специалистом) в рамках игрового сеанса в структурном подразделении Лекотека;

– включение матери в рамках игрового сеанса в целенаправленное взаимодействие с ребенком;

– обучение матери способам взаимодействия с ребенком.

Первый период обучения: середина сентября, октябрь, ноябрь.

Развитие речи. Ознакомление с окружающим миром.

1. Расширять кругозор ребенка по теме «Осень» : труд взрослых осенью, овощи, фрукты, подготовка диких животных и птиц к зиме, подготовка природы к зиме.

2. Обогащение предметного словаря существительных по темам этого периода: овощи и фрукты, деревья, грибы, ягоды, сад, огород, человек, предметы за уходом тела, посуда, продукты питания.

3. Расширить словарь прилагательных и глаголов.

4. Образование существительных множественного числа от единственного.

5. Практическое употребление притяжательных прилагательных и местоимений мой, моя, моё в составе простого предложения.

6. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

7. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа.

Ребенок – смотрит. Дети – смотрят.

8. Составление рассказа-описания по плану.

• Игра «Угадай, когда это бывает?».

• Игра «Времена года» (Лото). Игра «Времена года» (разрезные картинки)

• Игра «Какой, какая, какие?»

• Игра «Что он делает?»

• Лото «Овощи и фрукты». Домино «Овощи»

• Игра «Один — много» с мячом.

• Игра «Назови ласково» с мячом.

• Игра «Жадина» — моя машина, мой самовар, мое мороженное.

• Игра «Какой, какая, какие»

Составление рассказа — описания по схеме или по плану: Моя любимая игрушка, моя любимая еда, рассказ о посуде и другие.

1. Зрительное восприятие формы. Закреплять форму предметов: круг и квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

2. Зрительное восприятие цвета. Закреплять название цвета красный и синий, желтый, зеленый, находить их в окружающей обстановке.

3. Зрительное соотнесение размера. Учить пользоваться в речи словами: «большой», «поменьше», «побольше», «маленький», «одинаковые по размеру». Учить пользоваться в речи словами: «высокий», «низкий», «повыше», «пониже», «одинаковые по высоте».

• Составление бус из геометрических фигур разного цвета.

• Составь бусы, меняя размер фигур от большого к маленькому или от маленького к большому.

• Игра «Цвет, форма»

• Игра «Разноцветное лото», лото «Цвет»

• Игра «Разложи овощи (фрукты, ягоды) по цвету»

• Игра «Назови красные (зеленые, желтые, синие) предметы»

• Игра «Разложи предметы (овощи, ягоды. фрукты) по форме.

Игры: «Разложи фигуры по форме»; «Найди предметы круглой (квадратной) формы.

Игры: «Найди в группе красные (синие) предметы».

• Д/и «Блоки Дьенеша» : разложи по цвету; построй такой же предмет как на рисунке.

1. Развивать внимание, память, общую и мелкую моторику.

Игры: «Чего не бывает?» (картинки «Времена года»).

• Игры «Чем похожи?», «Что изменилось?»

• Игра «Чего не стало?»

• Игра «Сравни два предмета»

• Игра «Кубики» (из 6- 9.)

• Игра «Разрезные картинки» (разрезанные по вертикали, по горизонтали и по диагонали на 4-6 частей)

• Учим и выполняем пальчиковую гимнастику по лексическим темам.

• Учить загадки, приметы, стихотворение к осеннему празднику «Осень»

• Выкладывание цифр, букв, геометрических фигур из палочек, камешек, фасоли, гороха, ниток.

• Обводка по трафаретам предметов по лексическим темам.

Работа в тетради в клетку: штриховка, рисование узора по точкам, обводить клеточки и писать палочки, рисование геометрических фигур по клеточкам.

1. Продолжать учить группировать предметы: по цвету (красные, синие, зеленые, желтые). По форме — (круглые, овальные, треугольные)

2. Учить заканчивать по смыслу предложения.

3. Закреплять обобщающие слова по темам.

4. Учить пользоваться предметами целевого назначения.

5. Учить составлять и угадывать описательные загадки.

• Игра «Сгруппируй предметы по цвету»

• Игра «Сгруппируй предметы по форме»

• Игра «Сгруппируй предметы по размеру»

• Игра «Закончи предложение»

• Игра «Четвертый лишний»

• Игра «Что художник перепутал»

• Отгадай загадку.

• Игра «Назови одним словом»

• Настольная игра «Лото — магазин»

• Игра «Подбери предметы необходимые осенью».

Формирование элементарных математических представлений.

1. Учить находить один, несколько, мало и много предметов; использовать их в речи.

2. Учить согласовывать числительное «один» и наречия «много», «мало», «несколько» с существительными в роде, числе и падеже.

3. Учим соотносить число с количеством предметов и с цифрами в пределах 5.

4. Упражняем в счете в пределах 5, используя разные анализаторы.

5. учим пересчитывать пальцы на одной и другой руке, используя пальчиковую гимнастику.

6. Закрепляем цвет, форму и размер предметов.

7. Пространственная ориентировка на столе.

8. Временная ориентировка (утро — завтрак, день — обед, вечер — ужин) .

• Игра «Один и много»

• Игра «Найди в комнате много одинаковых предметов»

• Игра «Принеси несколько предметов»

• Игра «Покажи, каких мало предметов»

• Игра «Блоки Дьенеша»

• С/Игра «Магазин»

• Игра «Найди карточки с одним (до 5) предметом»

• Д/У «Расставь цифры по порядку на числовую прямую» (до 5)

• Игра «Найди все цифры (1 2, 3, 4, 5)

• Игра «Найди столько предметов, сколько показывает данная цифра»

«Чудесный мешочек» (с цифрами до 5, геометрическими фигурами и мелким раздаточным материалом). Узнать на ощупь цифру, геометрическую фигуру, отсчитать столько предметов, сколько показывает цифра.

Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка

на 2018-2019 учебный год

МБОУ ЦО № 7 (учебный корпус 4)

Сведения о ребенке:

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения: 00.00.2015 г.

Группа: 2 младшая

Краткая характеристика ребенка:

Мальчик поступил в ДОУ 01.09.2017.г. в 1 младшую группу. Адаптация проходила тяжело в течение двух месяцев: во время приема ребенок плакал, цеплялся за маму, в группе старался спрятаться, не подходил к детям, отказывался садиться на стул, не давал взрослым себя обнять, приласкать. Первое время не садился за стол во время приема пищи, не позволял себя покормить. Попытки детей подойти к ней, дать игрушку или взять его личную приводили к истерике. Навыки самообслуживания были развиты слабо: не мог самостоятельно снять колготки, шорты и сесть на горшок, одеться после сна.

Во 2 младшей группе поведение полностью изменилось: в группу идет с удовольствием, играет с детьми, делится игрушками, но словесно общается мало, так как речь недостаточно развита, дети не понимают, что он говорит. Мальчик это понимает, поэтому и к взрослым обращается редко, с детьми разговаривает мало. Почти самостоятельно одевается и раздевается. Культурно-гигиенические навыки развиты хорошо. Физическое развитие соответствует норме. Болеет редко. Иногда бывает капризен и упрям, но ребенка можно быстро успокоить, переключив его внимание на что-то интересное. Умеет занять себя, может долго играть в выбранную игрушку. Любит наводить порядок, знает, где лежат все игры и игрушки.

По результатам диагностики в начале 2018-2019 учебного года было выявлено, что ребенок имеет низкий уровень освоения образовательной области «Речевое развитие».

Причины составления индивидуального образовательного маршрута: ребенок отстает в речевом развитии; недостаточен интерес к познавательной деятельности во время работы в коллективе, отвлекается на посторонние шумы, нуждается в индивидуальном подходе, активность речевого общения снижена. В непосредственной образовательной деятельности при фронтальной форме проведения медленно включается в работу, медленно запоминает и быстро забывает, тяжело даются заучивание стихотворений и пересказ.

: создание оптимальных условий для развития речи ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей; купирование трудностей, сопровождающих образовательный процесс и развитие личностных особенностей воспитанника.

Задачи маршрута сопровождения:

1. Развитие речи и личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей);

2. Осуществление полноценной социализации ребенка со сверстниками;

3. Проведение коррекционно-педагогической работы с воспитанником;

4. Оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.

1. Развитие мелкой моторики пальцев.

2. Совершенствование устной речи ребенка, умение правильно произносить слова, строить предложения.

3. Развитие коммуникативных навыков.

4. Формирование более тесного сотрудничества между родителями и ДОУ.

Социальная характеристика семьи:

Семья полная, многодетная, благополучная (родители морально устойчивы, воспитаны, имеют еще старшую и младшую дочерей). Воспитанием ребенка занимаются оба родителя. Проживают в отдельной квартире, у мальчика со старшей сестрой отдельная комната, где созданы все условия для полноценного развития обоих детей (развивающие игры и игрушки, книги по возрасту, материалы для рисования, лепки). Взаимоотношения в семье теплые, доброжелательные. Мальчика немного балует папа, но когда он проявляет упрямство и непослушание, родители строги, последовательны в своих действиях.

К концу учебного года в результате планомерной и систематической работы наблюдается положительная динамика в освоении знаний ребенком в образовательной области «Речевое развитие». стал лучше владеть разговорной речью, правильно произносить слова и строить предложения, более свободно общаться с взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы предложением; научился составлять небольшие рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения, декламировать короткие стихотворения. Речь стала более выразительной, внятной в звуковом отношении. Родителям оказана помощь и поддержка в виде консультирования, бесед, рекомендаций по вопросам развития речи ребенка.

Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника на год Ольга Бадашова
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка 5–6 лет с ЗПР

Индивидуальный образовательный маршрут Ивановой ХХХХХХ

на 2020-2021 учебный год.

Индивидуальный образовательный маршрут составлен на основе АООП для детей с ЗПР.

Настоящий маршрут определяет содержание и структуру деятельности учителя-дефектолога и учителя-логопеда в работе с ребенком 5-6 лет на основании заключения ПМПК, носит коррекционно-развивающий характер, составлен с учетом возрастных и специфических особенностей ребенка.

Цель коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога: формирование познавательных процессов и способов

умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов.

Познавательные процессы окружающей действительности дошкольников с ограниченными возможностями обеспечиваются процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти, соответственно выдвигаются следующие задачи познавательного развития:

• формирование и совершенствование перцептивных действий;

• ознакомление и формирование сенсорных эталонов;

• развитие внимания, памяти;

• развитие наглядно-образного мышления.

Цель коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда: формирование правильного звукопроизношения, развитие понимания речи и формирование собственной грамматически правильной речи.

Задачи специальной логопедической помощи:

• развитие слухового внимания, фонематического, речевого слуха;

• развитие артикуляционной моторики, формирование правильного звукопроизношения;

• активизация речевой деятельности;

• расширения словарного запаса, развитие способности к составлению предложений по демонстрируемому действию, картинкам, их сериям;

обучению навыкам коммуникации: формированию базовых коммуникативных функций, социо-эмоциональных и диалоговых навыков;

• формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре;

Форма занятий: индивидуальная.

Частота проведения: 1 раз в неделю с учителем-дефектологом

1 раз в неделю с учителем-логопедом

Время поведения: с 15 сентября по 14 мая.

Длительность одного занятия — 20 минут.

1. Диагностический этап — проведение углубленной диагностики.

2. Коррекционно-развивающий этап – проведение индивидуальных занятий.

3. Заключительный этап. Проведение итоговой диагностики. Подведение итогов.

Формирование понимания обращенной речи и навыков учебного взаимодействия

— учить выполнять движения по словесной инструкции;

— формировать умение находить предмет по словесному описанию его;

— учить пониманию вопросов (кто, кого, чем, что) и умению их задавать;

— формировать устойчивый пространственно — временной стереотип занятия.

Формирование навыков звукопроизношения, звукового и слогового состава слов:

— Уточнить произношения гласных и согласных раннего онтогенеза: а,у, о, и, ы, м, н, в, ф.

— Закреплять навыки четкого произношения звуков, уже имеющихся в речи. — Формировать правильное произношение звуков и начать их автоматизацию.

Артикуляционная гимнастика — Готовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков. — Развивать мимическую мускулатуру.

Звукопроизношение — Продолжать работу над автоматизацией правильного произношения поставленных звуков.

— Формировать правильное произношение звуков.

Работа над слоговой структурой слова

— Проговаривание слов, доступного слогового класса.

-Постепенно увеличивать сложность классов.

Развитие фонематических представлений — учить подбирать слова на заданный гласный звук. — Формировать умение дифференцировать на слух сохранные звуки. — учить выделять начальный ударный гласный звук А У И в слогах и словах (Аня, ухо, игры и т. п.).

Лексика — Систематизировать и расширять знания по лексическим темам. Ввести в активный словарь существительные, прилагательные и глаголы по изучаемым лексическим темам. Развивать вариативность лексики, способствовать формированию точности смыслового значения слов и выражений.

Развитие грамматического строя речи (по всем лексическим темам)

— Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе.

— Знакомить со способами словообразования.

— Продолжать работу по обучению согласованию прилагательных с существительными, по практическому употреблению относительных и притяжательных прилагательных в речи. — Закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги, уточнить понимание их значений и начать формирование умения употреблять сложные предлоги из-под, из-за.

Обучение связной речи (по всем лексическим темам)

-Учить пользоваться простой двух-трехсловной фразой включающей в себя усвоенные слова, по моделям: обращение +глагол, я +действие, субъект +действие, Кто? Что делает?

— Формировать умение отвечать на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам (Кто это? Что он делает? Что это, составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с одним действующим лицом (Дети спят. Мама варит суп.)

— Закреплять умение составлять описательные рассказы о предметах на материале пройденных лексических тем. — Учить грамотно задавать вопросы. Стимулировать развитие не только диалогической, но и монологической речи. — Совершенствовать умение отвечать на вопросы по небольшим текстам, развивать речевой слух. Учить составлять рассказы о предмете по отработанным лексическим темам с использованием наглядного плана, по картинке (по картинкам, по серии картин) — Учить составлять короткие рассказы, опираясь на личный опыт, рассказывать о переживаниях, связанных с прочитанным, увиденным. — Учить пониманию, толкованию слов, сравнению, объяснению пословиц, загадок. — Работать над совершенствованием процессов внимания, памяти, операций анализа и синтеза, классификация и обобщения. — Учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать словесно-логическое мышление.

Развитие пространственных, временных и математических представлений. — Учить отражать пространственное положение предметов в речи. Уточнить представления о пространственных отношениях, выраженных простыми предлогами. — Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку, понимать и использовать в речи прилагательные левее, правее, выше, ниже. — Закреплять в речи названия дней недели и месяцев года. Учить устанавливать возрастные различия между людьми. — Ввести в речь слова шире, уже, выше, ниже, больше, меньше, короче, длиннее. — Учить точно подбирать глаголы движения с приставками пространственного значения (заехал, выехал, переехал, отъехал, уехал).

Развитие психических функций и мышления:

— Воспитывать слуховое внимание при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи.

— Учить группировать и классифицировать хорошо знакомые предметы (игрушки, овощи, фрукты, одежда, обувь, посуда).

— Учить запоминать игрушки (предметы, картинки) и выбирать их из разных тематических групп и раскладывать их в определенной последовательности.

— Учить выбирать по словесной инструкции предметы определенного цвета (отобрать только красные машинки, белые кубики и т. д.).

— Учить определять лишний предмет из представленного ряда.

— Работать над совершенствованием процессов внимания, памяти, операций анализа и синтеза, классификация и обобщения. — Учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать словесно-логическое мышление.

Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы с учителем-дефектологом к концу учебного года:

— различать правую и левую руку, правую и левую сторону тела и лица человека;

— определять правую и левую, верхнюю и нижнюю стороны на таблицах,

рисунках, столе, листе бумаги;

— уметь поместить и найти предмет по словесному указанию педагога;

— создавать однородные группы предметов по одному признаку по двум-трем признакам (цвету, форме, величине) по полной и неполной аналогии;

— употреблять слова, обозначающие изученные свойства (цвет, форму, величину) и расположение предметов в пространстве, в активной речи.

—узнавать и правильно называть пять-шесть растений, произрастающих на участке детского сада и в ближайшем окружении; называть наиболее распространенные растения сада и огорода на рисунках, в природе и по описанию.

—правильно называть пять-шесть изученных видов животных, уметь узнавать их в природе, опираясь на знание основных отличительных признаков;

—правильно называть времена года, их последовательность;

—называть отличительные признаки противоположных времен года (осенью — весной, зимой — летом, осуществлять соотносительный анализ, строить предложения с использованием противительных союзов а,но;

—составлять коллективный рассказ о погоде за один день (на основе

непосредственных наблюдений, по вопросам педагога, по опорным словам);

—уметь составить рассказ о правилах поведения в природе, правилах обращения с домашними животными.

— называть свое полное имя, фамилию, возраст, имена товарищей;

— называть имя и отчество взрослых, работающих в дошкольном учреждении;

— соблюдать основные формы обращения к взрослым и детям;

— рассказывать о составе семьи и труде родителей по вопросам педагога, задавать такие же вопросы детям;

— называть по четыре-шесть наименований конкретных предметов, относящихся к игрушкам, настольным играм, одежде, обуви; к бытовой технике, мебели, посуде; к спортивным принадлежностям, спортивной одежде; пассажирскому транспорту.

— уметь описать одну-две игрушки и рассказать о правилах одной-двух

— соблюдать правила поведения на улице и в других общественных местах.

Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы с учителем-логопедом к концу учебного года:

— понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними ( в соответствии с изученными лексическими темами: «Домашние животные», «Домашние животные, птицы и их детеныши», «Человек. Части тела», «Зима. Новый год», «Зимние забавы», «Животные жарких стран», «Профессии. Строительство», «Семья», «Детский сад. Профессии», «Защитники Отечества», «Транспорт. ПДД», «Мамин день», «Ранняя весна», «Посуда. Продукты», «Насекомые», «День Победы».

— называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и их расположение на теле (вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади);

— умеет пользоваться простой двух-трехсловной фразой включающей в себя усвоенные слова, по моделям: обращение +глагол, я +действие, субъект +действие, Кто? Что делает? Распространять простое предложение прилагательным, использовать простые предлоги.

— умеет отвечать на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам (Кто это? Что он делает, составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с одним или двумя действующими лицами (Дети спят на кроватях. Мама варит гороховый суп.)

— умеет составлять описательные рассказы с опорой на наглядную схему о предметах на материале пройденных лексических тем. — умеет грамотно задавать вопросы, отвечает на вопросы по небольшим текстам. — умеет услышать правильное и искаженное произнесение звука, слова, исправляет ошибку. – правильно использует в речи звуки (с-з, ж-ш, умеет их дифференцировать.

— ориентироваться в пространстве, понимать и использовать в речи предлоги и наречия (право, лево, вверху, внизу, впереди, сзади);

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по определению ФГОС

Индивидуальный подход к личности ребёнка — базовый принцип Федерального государственного образовательного стандарта. Принцип приоритета интересов ребёнка исследователи обозначили формулой «быть на стороне ребёнка». Причину трудностей, испытываемых ребёнком в развитии, стоит искать как в личности самого малыша, так и в окружающих его взрослых, несущих прямую ответственность за социальную среду, в которой растёт маленький человек. В реальной жизни на стороне ребёнка зачастую выступает только он сам. При этом он часто оказывается беспомощным и беззащитным перед лицом обстоятельств, поэтому важно в любой проблемной ситуации услышать ребёнка, понять и помочь ему.

В фундамент современного стандарта дошкольного образования были заложены принцип педагогики индивидуального подхода и развивающая концепция образования. Указано в следующих пунктах:

  1. п. 1. 6. — формулировка задач, которые концентрируются вокруг создания оптимальных условий для становления и развития личности ребёнка, а также раскрытия его творческого потенциала в соответствии с его возрастными, психоэмоциональными и физиологическими особенностями, индивидуальными способностями и наклонностями, спецификой социальной среды. Ребёнок рассматривается как самоценный субъект отношений с самим собой, окружающими людьми и внешним миром.
  2. п. 1. 4. — содержит принципы ФГОС, ключевым из которых является положение о реализации индивидуального подхода к образовательным потребностям каждого ребёнка.
  3. п. 2. 10. 2. — уточняются способы организации и координации детской инициативности и спонтанной активности в духе созидательной деятельности.
  4. п. 3. 2. 1. — профессиональный отбор форм и методов педагогической работы, актуальных для возраста и индивидуальных потребностей ребёнка.
  5. п. 3. 2. 3. — покровительство ребёнку, разработка индивидуальной дорожной карты развития, педагогическая и психологическая коррекция выявленных проблем.
  6. п. 3. 2. 5. — развивающая концепция образования, нацеленная на ближайшую перспективу развития воспитанника.

Индивидуальный подход имеет в виду управление развитием ребёнка, основанное на глубоком, многогранном изучении и понимании сложности его внутреннего мира, и социальных условий жизни.

Ребята играют

Выявление способных детей проводится на основе наблюдения, общения с родителями, изучения индивидуальных особенностей

Принцип педагогики индивидуального подхода заключается не в изменении содержания обучения в интересах конкретного ребёнка, а в приспособлении педагогических методов и приёмов к его персональным особенностям. Чтобы процесс образования был успешным, необходимо учитывать трудности, которые испытывает ребёнок, темпы усвоения им знаний, умений и навыков. В данном случае реализуется модель плодотворного партнёрского сотрудничества ребёнка и педагога, поскольку за ребёнком и родителями остаётся право выбора наиболее подходящих образовательных методик из тех, которые будут предложены специалистами.

Индивидуальный образовательный маршрут — персональный путь реализации интеллектуального, эмоционального, духовного потенциала личности воспитанника дошкольного учреждения. Цель — создать благоприятные условия, стимулирующие активность, раскрытие творческих и интеллектуальных сил ребёнка. Задача педагога — обеспечить грамотный профессиональный подбор содержания учебной, психологической и физической нагрузок, а также форм и методов работы, соответствующих индивидуальным потребностям ребёнка.

Видео: индивидуализация дошкольного образования

Критерии, определяющие задачи индивидуальной стратегии развития:

  • актуальный уровень развития способностей ребёнка;
  • степень его готовности к образовательной деятельности;
  • индивидуальные образовательные цели и задачи на ближайшую перспективу.

Задачи ИОМ, процедура рассмотрения и утверждения

Индивидуальные образовательные маршруты проектируются:

  • для проблемных детей, которые испытывают трудности в процессе усвоения общеобразовательной программы для дошкольников и нуждаются в коррекционной помощи специалистов;
  • для воспитанников с ограниченными возможностями, детей-инвалидов;
  • для одарённых детей с уровнем способностей, превышающим средние нормативные образовательные стандарты.

Группа детей с ограниченными возможностями

Целью индивидуального образовательного маршрута является решение проблемы доступности детских дошкольных учреждений для детей с ограниченными возможностями

Ведущие задачи индивидуального образовательного маршрута:

  • оказать поддержку и помощь в саморазвитии и освоении программы дошкольного образования;
  • сформировать у ребёнка начальный уровень умения учиться, т. е. научить его осознавать учебную задачу, планировать свою учебную деятельность, концентрировать внимание на выполнении упражнения, развивать самодисциплину и волевые качества;
  • разработать и усовершенствовать навыки координации движения, развитие общей и мелкой моторики;
  • сформировать и закрепить общекультурные, бытовые, гигиенические, коммуникативные основы поведения;
  • приучить ребенка к манипулятивно-предметной, сенсорной, практической, игровой деятельности, развить умения в продуктивной области (рисование, лепка, аппликация);
  • развить речь — эмоциональную интонацию, грамматические конструкции, речевые механизмы;
  • сформировать знания о природной среде и мире социальных отношений;
  • сформировать представления о пространственно-временных и количественных категориях.

Методический инструментарий, который применяется в прохождении индивидуальной траектории развития:

  • ролевые и подвижные игры, занятия в форме беседы и диалога, чтение и обсуждение литературных произведений, небольшие этюды-импровизации, усиливающие эмоциональный компонент восприятия информации;
  • психологические тренинги и игровые упражнения, помогающие релаксации, нейтрализации страхов, понижению уровня тревожности и агрессии, совершенствующие поведенческую сферу, а также социально-коммуникативные навыки;
  • упражнения на развитие мышления, воображения, речи, памяти;
  • использование методик арт-терапии (лечение искусством, сказкой, изготовлением кукол).

Коррекционная работа специалиста с дошкольником в рамках индивидуального образовательного маршрута по ФГОС

Индивидуальное отношение и комплексный подход к проблеме развития — это залог успеха даже в самой тяжелой ситуации!

Разработка и принятие ИОМ

Для создания индивидуального образовательного маршрута в первую очередь необходимо провести диагностическое исследование, чтобы выяснить уровень психоэмоционального, интеллектуального, коммуникативно-социального и физического развития ребёнка. Результаты диагностики выносятся на педсовет, который в дальнейшем рекомендует обследовать детей специалистам ПМПК (психолого-медико-педагогический консилиум).

Образец для заключения и рекомендаций ПМПК

Консилиум составляет список детей, для которых актуальна разработка индивидуального образовательного плана работы.

Пример подбора форм работы с дошкольником по индивидуальному маршруту — таблица

Продуктивная совместная деятельность воспитанника и педагога, направленная на успешную реализацию индивидуального образовательного маршрута, позволит добиться положительной динамики в личностном росте ребёнка. Такая работа потребует от воспитателя высокого уровня профессиональной компетентности и работоспособности, а также личной заинтересованности в получении хорошего результата.

  • Автор: Наталья Фоминых
  • Распечатать

44 года. Высшее педагогическое образование, специальность: история и право, аспирантура. Стаж работы в высшей школе — 22 года. Сфера профессиональной деятельности — проведение лекционных и семинарских занятий, учебно-методическая и научная работа (есть научные публикации).

Образец для заполнения общих и диагностических данных в ИОМ — таблица

После диагностики и определения целей и задач составленного маршрута воспитатель и специалисты определяют, какие именно игры, упражнения и другие виды деятельности будут применяться при работе с малышом. Это тоже находит своё отражение в тексте ИОМ.

Оцените статью
Мой маршрут