- Что такое индивидуальный образовательный маршрут педагога (ИОМ)
- Переподготовка и повышение квалификации педагогов в Академии
- Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога
- Индивидуальные особенности обучающихся
- Подход к индивидуализации обучения в процессе применения образовательных технологий
- Составление индивидуальной образовательной программы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
- Примерная схема составления индивидуальной программы для учащегося с ОВЗ
- Инструменты реализации ИОМ
- Что должен содержать ИОМ? Структура составления
- Дорожная карта ИОМ
- Для чего учителю необходим ИОМ
- Советы по составлению ИОМ
- Список литературы
Что такое индивидуальный образовательный маршрут педагога (ИОМ)
Индивидуальный образовательный маршрут педагога – это технология профессионального развития для разработки эффективной и структурированной образовательной программы, направленной на достижение личного профессионального роста и мастерства.
ИОМ – это хороший инструмент для оценки своих профессиональных достижений, который помогает педагогу совершенствовать навыки и проходить аттестацию. Индивидуальный образовательный маршрут педагога не является обязательным документом.
Данный вид работы по развитию актуальных профессиональных качеств выбирают по причине:
- изменения требований к компетентности педагогов в образовательной организации;
- появление потребности в более углубленных знаниях у современных школьников.
Разработка индивидуального образовательного маршрута педагога основывается на 47 статье закона об образовании № 273-ФЗ , а также на регламентах ФГОС и профстандарта.
Исходя из официальных документов, педагог имеет право самостоятельно выбирать методы воспитания и обучения, а также составлять и внедрять собственные образовательные методики.
В соответствии с действующими педагогическими профессиональными стандартами учителям необходимо проходить квалификационную аттестацию каждые 5 лет. Период между аттестациями – это наиболее рациональное и удачное время для составления ИОМ.
Индивидуальный образовательный маршрут педагога как инструмент овладения новыми профессиональными компетенциями
Мобильность в условиях перемен, готовность к нестандартным трудовым действиям, самостоятельность принятия решений и ответственность за их результаты – эти характеристики деятельности состоявшегося профессионала относятся к современному учителю, важными чертами которого становятся постоянное самообразование, самосовершенствование компетенций в области психологии и педагогики, самокритичность, эрудиция и целеустремленность.
Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утвержденная Правительством РФ, спроектирована на принципе «построения взаимосвязанных изменений оценки и оплаты труда педагогических работников, процедур аттестации, базирующихся на требованиях профессионального стандарта».
учётом новых трудовых функций педагога обозначается необходимость разработки индивидуальных образовательных маршрутов педагогов собственного профессионального становления, обеспечив переход к адресной персональной переподготовке для работы с различными категориями детей. Индивидуальным образовательным маршрутом педагога называют целенаправленно проектируемую образовательную программу, обеспечивающую педагогу субъектную позицию в выборе, разработке и реализации личной программы развития при организации условий для методического сопровождения профессионального становления учителя.
Выбор формы индивидуального маршрута педагога как средства организации непрерывного профессионального образования целесообразен и по ряду других причин. Индивидуальный образовательный маршрут педагога — это документ, фиксирующий содержание непрерывного профессионального образования в установленный разработчиком период (как правило, межаттестационный период). Посредством индивидуального образовательного маршрута реализуется право на выбор траектории повышения квалификации. Педагог разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут самостоятельно, с учетом предложений внешних методических служб и характера внутрикорпоративной культуры развития кадров. Акцент на разностороннюю подготовку учителя должен сочетаться с решением ранее обозначенных задач по расширению зоны взаимодействия субъектов образовательной деятельности и, как следствие, повышению открытости образования, которое в конечном итоге нацелено на развитие личности ребенка.
Переподготовка и повышение квалификации педагогов в Академии
Программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации АБиУС разработаны в соответствии с требованиям педагогических профстандартов. Обучение возможно полностью в дистанционном формате без отрыва от работы. Методические материалы программ постоянно актуализируются и позволяют получать знания о современных нормативах, правовом регулировании и технологиях педагогической работы с детьми.
Обучение проходит на сайте Академии в личном кабинете СДО. У каждого слушателя есть персональный куратор, который поможет со всеми возникающими вопросами. Итоговая аттестация проводится в виде теста.
Документы об образовании установленного образца отправляются в любой регион и город России бесплатно. Регистрационные данные дипломов переподготовки и удостоверений повышения квалификации обязательно вносятся в государственную систему ФИС ФРДО — Федеральный реестр сведений документов об образовании и (или) о квалификации.
Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.
Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!
Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога
Индивидуальный профессиональный маршрут педагога чаще всего оформляют в виде структурированной таблицы, в соответствии с требованиями образовательного стандарта. Данный способ наиболее наглядный и удобный в использовании.
Процесс составления ИОМ необходимо разделить на несколько этапов:
- Саморефлексия. Педагог должен проанализировать свою профессиональную деятельность и сделать выводы о ее сильных и слабых аспектах. Это необходимо для эффективной разработки дальнейших этапов ИОМ;
- Составление дорожной карты. По итогам первого пункта педагог составляет план работы на определенный период времени.
Индивидуальные особенности обучающихся
На чем можно основываются знания о психологии ребенка? Безусловно, как было сказано выше, на объективных данных психологической диагностики. Однако, предварительная роль и, впоследствии, основное в данном направлении деятельности участие в проектировании состоит именно за наблюдением самого педагога. Давайте разберемся, что именно мы можем учитывать при составлении нашей индивидуальной образовательной программы.
Безусловно, одним из важных аспектов является темперамент. И.П. Павлов в своем учении о типах высшей нервной деятельности (ВНД) основывался на нескольких важных характеристиках протекания нервных процессов – силе, скорости и уравновешенности нервных процессов. Он, как мы знаем, выделил четыре типа ВНД (которые, впоследствии, были соотнесены с типами темпераментов). Из четырех три типа – это типы с сильной нервной системой (холерик, сангвиник, флегматик), два первых различаются по характеру уравновешенности, а третий, ко всему прочему, являясь сильным уравновешенным типом, обладает инертностью процессов переключения с возбуждения на торможение, и, соответственно, обратно (то есть инертен). Внешне дети — холерики выглядят как неугомонные, активные, очень эмоциональные личности. В силу неуравновешенности, им сложно усидеть на месте, они часто все стараются комментировать, предавать своей оценке, громко хохочут или бурно выражают протест. Не надо путать холерический тип темперамента с тем, что называют «гиперактивностью» ребенка. Гиперактивность – это неврологический синдром, проявляющийся в трудности концентрации внимания, повышенной двигательной активности, фактической сложностью управления извне. Это не интеллектуальные затруднения, это вопрос сложности в построения эффективной учебной коммуникации на уроке, проблемы в усидчивости, непоследовательности восприятия информации. Поэтому, если «гиперактивность» — это некая условная «не норма» в структуре личности, то конституционально обусловленный тип высшей нервной деятельности – это данность, которая свойственна абсолютно всем людям.
Сангвиник – это ребенок активный, но легко компенсирующий свою активность умеренностью эмоциональных реакций. Это ребенок с уравновешенной нервной системой, но живой, любознательный и быстрый в поведенческих реакциях. Этот ребенок тоже, как и холерик, «заводила» и лидер, но лидер, способный быстро переключаться с одной задачи на другую, кажущийся от этого поверхностным и не очень «глубоким».
Флегматик очень спокойный, как правило, медлительный ребенок. Скорость его речи и движений плавные, как будто продуманные и основательные. На самом деле так оно и есть, они не умеют торопиться, но им и не нужны острые впечатления, частые переключения с одной деятельности на другую. Они долго налаживают свое взаимодействие с другими людьми и деятельностью, но их замечательным качеством является невозмутимость и стремление закончить работу, невзирая на трату временных и иных ресурсов. И таких детей хорошо ставить в пару к холерику, поскольку стабильный темперамент флегматика компенсирует порывистость и активность холерика, а энергия холерика побуждает флегматика двигаться в направлении преодоления любых трудностей.
Меланхолик – темперамент, обладающий слабым процессом возбуждения, который, к тому же, становится в отношении процесса торможения еще и неуравновешенным. Ребенок со слабым неуравновешенным типом высшей нервной деятельности производит на окружающих впечатление ранимости, неуверенности в себе. От него трудно ожидать инициативы, они, в силу впечатлительности, а, главное, легкой истощаемости, пассивны, предпочитая роль ведомого члена коллектива. Достоинством этого типа является чуткость, редкая чувствительность, что, с одной стороны может быть «минусом», так и «плюсом», который можно использовать при составлении любых образовательных программ. Индивидуальная образовательная программа должна, безусловно, учитывать данную особенность ребенка, его утомляемость, неспособность активно работать в группе, быть лидером. Однако поставив меланхолика в пару с сангвиником, можно побудить эту микрогруппу решить две задачи – приучить сангвиника слушать и слышать другого человека, особенно, если их связывает общая задача, и показать привлекательность инициативности и энергичности ранимому, малоинициативному меланхолику. То, то мы сейчас обсуждаем, а именно социальные процессы в учебных группах, является отдельным весьма занимательным вопросом, и выходит за рамки обсуждения нашей темы о разработке индивидуальной образовательной программы. Однако же при проектировании индивидуальной образовательной программы важно учитывать особенности социальных явлений в группах учащихся, ибо группа, обладая мощной способностью своего воздействия, может как «вылечить», скорректировать, так и оказать ощутимый вред, если процесс будет не направленным и пущенным на самотек.
Непонимание сущности индивидуальности ребенка чреваты осложнениями в построении между ними диалога, возникновением препятствий и упущений в образовательном процессе. Нельзя требовать от всех детей одного темпа выполнения задач, единого способа в восприятии информации и ее переработки, потому как у каждого человека имеются свои собственные особенности мышления. Если вы хотите быть услышанными, иметь все способы управления педагогической ситуацией, важно знать кому и как нужно давать инструкции, осуществлять поддержку, оказывать помощь. Педагоги не должны проектировать программу бездумно, не опираясь на особенности ребенка, и, самые главные инструменты в этом отношении – это наша педагогическая наблюдательность и первичные знания о ребенке. Незнание личностных качеств может поставить под сомнение всю результативность проектирования индивидуальной образовательной программы, составляемой педагогом. Только совместные усилия коллектива учителей, психолога, и иных специалистов, объединяемых программой, помогут вычленить имеющиеся «подводные» камни и привести к планируемому успеху.
Подход к индивидуализации обучения в процессе применения образовательных технологий
Рассмотрим целесообразность определения тех или иных технологий в процессе проектирования индивидуальной образовательной программы.
Деятельностный подход способствует развитию способности эффективно мыслить, искать и находить нужную информацию, приобретать прочие важные учебные навыки. Одной из технологий развивающего обучения является проектно-исследовательское поведение. Данная технология предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует способность трудиться «в команде», планировать свои действия. Компетентностный подход заключается в приобретении навыков результативного, творческого, осмысленного обучения. Технологии компетентностного обучения повышают уровень сформированности умений объяснять явления действительности, находить оптимальные пути достижения целей и самого целеполагания, навыков самодиагностики в плане определения будущих результатов деятельности, а также самостоятельной организации своей работы. Обучение принимает совершенно новую форму, ведь принципы, заложенные в компетентностном подходе должны воспитывать самостоятельных личностей, обладающих компетенциями для дальнейшей учебной и иной деятельности. Технологии личностно ориентированного обучения ставят во главу угла «обучение в сотрудничестве» (cooperative learning), применение метода проектов, внедрение принципа разноуровневого обучения. Эти технологии предусматривают индивидуальный и дифференцированный подход к обучению и воспитанию учащихся. Метод проектов возник в двадцатые года нынешнего столетия, на основе идей американского философа и педагога Дж.Дьюи, а также его ученика В.Х.Килпатрика. Необходимо отметить, что данная технология служила попыткой организовать познавательную деятельность учащихся, а также пробудить активность в процессе совместного труда, сотрудничества. Многие цели вполне становятся достижимыми, если их решать сообща, то есть общаясь и обучая друг друга. Технология проекта предполагает наличие некой общей проблемы, требующей разрешения, для чего учителем организуется поисковая, исследовательская, познавательная, творческая деятельность в результате применения индивидуальной и в групповые формы обучения учащихся. Групповая форма работы предусматривает участие очень разных детей со всеми их индивидуальными особенностями, различной подготовкой и ориентациями. Каждый ребенок, участвующий в проекте может проявить свои лучшие стороны, применяя то, чем уже владеет, и, учась чему-то новому у других участников проекта. Поэтому проектная деятельность делает совместную работу всех участников посильной и, в то же время, не оставляя их в стороне от активной деятельности группы. «Обучение в сотрудничестве» или обучение в малых группах, основной идеей имеет создание условий для активной совместной деятельности в разных учебных ситуациях. У детей по-разному проходят образовательные процессы – одни мыслят быстро, на лету схватывая суть вопроса, но утрачивают способность видеть детали вследствие естественного психофизиологического процесса утомления, а другие долго включаются в работу, иногда стесняясь задавать вопросы, однако способны длительно сохранять взятый вначале темп деятельности. В этих случаях хорошо создавать некие группы ребят (по три, четыре, пять человек), способных решать задачи совместным образом. Каждый член «команды» отвечает за общий результат, а, значит, за всех участников рабочей группы. Это очень полезно, ведь в наше время тотальной индивидуализации и фиксированности на собственных нуждах, может быть приобретено важное качество – уметь работать сообща, быть ответственным за общее дело, стать результативным и ответственным в команде, выполняя конкретную задачу, разрешая конкретные вопросы. Разноуровневое обучение – это система применения форм и видов дифференцированности педагогического процесса. Действительно, дифференцированность крайне необходима и в особенностях подачи информации, и в системе особенностей (безусловно, не критериев) оценивания результатов освоения предметных знаний. Индивидуальные склонности и способности проявляются у ребят уже в начальных классах, поскольку их интеллектуальные предпочтения совпадают с желанием развивать те или знания. И поэтому, уже к третьему классу, детей можно условно разделить на группы разного уровня по тому – с каким именно качеством они осваивают тот или иной предмет. Таким образом, учащийся интересующийся, к примеру, иностранными языками может и должен получать задания повышенного уровня сложности, обсуждать учебные вопросы с учителем, предполагающие углубленное знание науки или предмета. На протяжении всего обучения действует система оценивания, тестирования, поскольку это способствует выделению групп детей способных к овладению более сложной учебной информации, а также организации объективно выстроенного мониторинга успешности программы обучения.
Подобные технологии хороши для всех категорий учащийся, важно только правильно методологически выстроить процесс обучения в рамках подобного рода технологий, предопределяя возможности применения тех или иных педагогических «инструментов».
Составление индивидуальной образовательной программы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Рассмотрим отличия составления индивидуальной образовательной программы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Подобный документ имеет целью преодоление несоответствия обучения ребенка с психофизическим нарушением образовательным программам – реальным возможностям учащегося. Образовательная программа любой степени не может учитывать особенности каждого ребенка, именно поэтому особенным и важным назначением индивидуальной программы заключается в создании условий для индивидуализации содержания образования.
Принципами проектирования индивидуальных образовательных программ в данном случае (помимо вышеуказанных общих принципов составления) являются:
— принцип учета онтогенетических закономерностей формирования функций и закономерностей психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также их психолого-педагогических и возрастных особенностей;
— принцип интегрированного подхода к отбору содержания индивидуальной образовательной программы, реализации межпредметных связей, соблюдения тематической взаимосвязанности учебного материала и его вариативности;
— принцип дозированности осваиваемых дидактических единиц, индивидуально-дифференцированного подхода в выборе содержания, методов и приемов, а также требований к уровню подготовки ребенка;
— принцип системного и комплексного подхода к проектированию индивидуальных образовательных программ;
— принцип единства диагностики и коррекции.
При проектировании индивидуального обучения и развития ребенка с ОВЗ важно обращать внимание на следующие особенности ребенка:
1) речевое развитие ребенка (достаточен ли словарный запас, связные ли высказывания, имеются ли расстройства речевой функции);
2) сформированность элементарных пространственных представлений (выше-ниже, дальше-ближе, справа-слева);
3) уровень развития элементарных математических представлений, кругозор (общая осведомленность об окружающем мире);
4) особенности поведения ребенка (усидчивость, восприимчивость к правилам поведения, умение обращаться с учебными материалами, взаимодействовать с другими детьми, педагогами, способность к критичности);
5) владение гигиеническими навыками;
6) работоспособность, темп деятельности, способы преодоления затруднений;
7) уровень мотивации, адекватность эмоционального реагирования, интересы вне учебы.
Примерная схема составления индивидуальной программы для учащегося с ОВЗ
- Ф.И.О., дата рождения учащегося;
- сведения о семье, раннем развитии, причины и целесообразность составления индивидуальной образовательной программы, содержание заключения КЭК, медиков;
- где ранее обучался (учреждение, формы обучения, результативность, особенности обучения);
- психолого-педагогические особенности ребёнка, логопедическое заключение, проблемы в речи;
- какой учебный план, по какому учебному предмету будет реализован, в соответствии с чем, будет обучаться, какие выбраны учебные предметы, причины выбора (согласование с родителями), общее количество часов;
- расписание занятий; время посещения учителя – логопеда, педагога – психолога;
- уровень знаний по предметам, сформированность УУД;
- социализация ребёнка (участие в классных мероприятиях, праздниках, посещение лечебных процедур – при наличии условий в школе).
- планируемый результат.
Проектирование индивидуальной образовательной программы для учащихся общеобразовательных школ можно производить в соответствии с запросами обучающихся или их законных представителей, объективной целесообразностью, иными словами, инициируясь волей субъектов системы образования, имея официальное обоснование. Составление индивидуальной образовательной программы для детей с ОВЗ важно осуществлять четко с предписаниями указанных комиссий и их рекомендациями.
Индивидуальное обучение предполагает довольно доверительный психологический контакт с педагогом. Безусловно, педагог должен владеть хотя бы первоначальными сведениями в области признаков и особенностей взаимодействия с детьми, имеющими психические или (и) соматические патологии. К примеру, дети аутичного склада, имеющие признаки глубоких психических расстройств (как, например, при шизофрении) нуждаются в крайне деликатном воздействии, причем на первом месте должна быть не столько информативная составляющая образовательного процесса, а корректирующая, поддерживающая личность ребенка стратегия со стороны педагога. Такие дети не имеют ни опыта успешной коммуникации, ни особых ресурсов для ее осуществления, ни навыков самокоррекции. Именно поэтому педагогу важно учитывать подобную особенность ребенка при составлении индивидуальной образовательной программы, да и самому озаботиться тем, чтобы стать вполне компетентным в направлении работы с особыми детьми, детьми, не имеющими тех интеллектуальных или физических возможностей, которыми владеет большинство учащихся. Именно по этой причине в «диагностический блок» программы нужно обязательно корректно (не указывая напрямую диагноза учащегося) прописывать круг проблем, связанных с образованием и социализацией учащегося, учитывать данные особенности при формулировании целей и задач программы. Безусловно, важно указать направления коррекционной работы с обозначением четкого описания методов и приемов, обеспечивающих взаимодействие всех участников сопровождения ребенка.
Разберем тактику составления программы на конкретном примере. Ребенок, имеющий, к примеру, официальный диагноз «шизофрения», которому предписано индивидуальное обучение на дому, проходит обучение по учебному предмету «биология» в седьмом классе.
Приведенный фрагмент плана показывает, что каждый информационный блок должен анализироваться по итогам его исполнения. Цель детального анализа – выявить не усвоенные учебные темы, причины их не усвоения, нахождение решения по разработке индивидуального подхода к обучению учащегося по конкретным учебным темам, проблемам, вопросам.
Особая категория вопроса по составлению проекта индивидуальной образовательной программы для учащихся с ОВЗ – это согласованные действия с родителями учащегося. В зарубежных публикациях высказывается мысль о необходимости согласования ожиданий родителей относительно его будущего, а значит, их целей на ближайшие годы. Соответственно, родителям можно задать ряд вопросов:
— Какая деятельность приносит ребёнку удовольствие?
— Приносит ли эта активность какие-либо долговременные результаты?
— О чём мечтает ребёнок? Каковы его планы на будущее?
— Каковы планы на будущее родителей ребёнка?
— Кем бы родители хотели видеть ребенка после окончания школы?
— Как родители видят счастливую и наполненную жизнь для ребёнка в будущем? Что может способствовать обретению такой жизни? Что мешает исполнению планов на будущее? Как и в какой степени можно устранить эти препятствия?
Безусловно, существуют объективные трудности в сотрудничестве педагогов с родителями, ив этом отношении существует несколько не всегда преодолимых факторов. Во-первых, не всегда у родителей существуют объективные представления о возможностях ребенка, и они могут колебаться от «градуса» тотального неверия в свои и его силы до самонадеянности, абсолютно ни чем не подкрепленной и необоснованной. Во-вторых, родители могут быть сами заложниками ситуации, попадая под влияние течения жизни, не считая нужным или возможным что-то менять в семейном укладе жизни. Тем более, это в полной мере проявляется тогда, когда речь идет о семье, где имеется глубоко больной ребенок. Общий эмоциональный фон семьи, эффект «заражения» симптоматикой заболевания и прочие сопутствующие болезни ребенка факторы осложняют взаимодействие родителей и школы, в силу этого, нужно уметь расставлять приоритеты, видеть и побуждать увидеть реальную картину происходящего всех членов семьи учащегося. Самый простой способ решения этой задачи состоит в том, чтобы определить одну, максимум две задачи психолого-педагогического характера, а затем, выполнив их, планировать следующие, соответственно, на другой учебный период времени.
Инструменты реализации ИОМ
Самообразование может реализовываться путем работы с научной и методической литературой, посещения открытых уроков, самодиагностики, освоения инновационных технологий и разработки проектов. Педагог в данном случае должен работать в команде методиста и педагога-психолога, а также научного руководителя от вуза или учреждений системы повышения квалификации.
Среди педагогов может происходить взаимообучение через презентации личного педагогического опыта, например, открытые уроки, презентации на семинарах, проектную деятельность, мастер-классы и банки научно-методических разработок.
Инструменты индивидуального образовательного маршрута педагога в соответствии с «дорожной картой»:
- повышение квалификации через центры непрерывного профессионального образования;
- работа в профессиональном сообществе;
Наиболее распространенные формы представления результатов ИОМ педагога: портфолио, мастер-класс, педагогический проект, отчет о ходе и результатах самообразования, программы игровых занятий, предоставление инновационной методической продукции.
У алгоритма ИОМ есть важное преимущество – гибкость составления. Педагог может начать работу над ним с удобного ему этапа. Результаты индивидуального образовательного маршрута педагога могут послужить хорошей базой для портфолио учителя или образовательной организации, в которой он работает.
Необходимость в постоянном повышении квалификации педагога напрямую связано с повышением уровня образования. Всесторонне развитый и компетентный педагог – залог качества образовательного процесса в школе или дошкольном учреждении.
Что должен содержать ИОМ? Структура составления
В ИОМ должны входить следующие пункты:
- Название учебного заведения
- Город, год создания
- индивидуальная тема самообразования;
- сроки работы над проблемой;
- форма отчета о ходе работы.
В ИОМ отражаются такие направления деятельности как:
- профессиональные (изучение особенностей и требований профстандартов и ФГОС, разработка рабочих программ, плановая аттестация, участие в конкурсах профмастерства);
- психологические и педагогические ( анализ своей профдеятельности с учетом развития информационных технологий, изучение педагогической и психологической литературы);
- методические (разработка личного учебно-методического комплекса и приемов при проведении НОД, продумывание досуговых мероприятий, участие в олимпиадах, семинарах, конкурсах);
- IT-технологии (изучение и внедрение ИКТ в образовательный процесс, освоение новых программ, совершенствование навыков пользования ПК).
Примерный шаблон для оформления индивидуального образовательного маршрута:
Для достижения конкретных задач сроки реализации ИОМ могут составлять от одного до пяти лет. Длительность зависит от степени сложности выявленных проблем и затруднений, образовательного учреждения и характера локальных задач.
Для дальнейшей корректировки ИОМ по истечению каждого учебного года анализируется деятельность преподавателя, то есть достигнутые результаты соотносятся с поставленными целями и задачами. Далее на основе собранных материалов вносятся коррективы в индивидуальный маршрут педагога на будущий год.
Дорожная карта ИОМ
Дорожная карта содержит:
- Тематические направления, определяющие всю работу.
- Перечень мероприятий для каждого направления.
- Четкие сроки реализации планируемых мероприятий (дедлайн).
- Прогноз и описание ожидаемых достижений.
- Формы и способы предоставления отчетности с отметкой о выполнении.
- Практическое применение ИОМ.
- Оценка своего профессионального пути и эффективности ИОМ.
Данные пункты должны включать следующую информацию:
- Демонстрация достижения по каждому направлению через конкретный проект (сценарий, методический план, статьи, курсовая)
- Личное отношение к разработанным проектам (самодиагностика проделанной работы в виде презентации или творческого отчета)
- Четкое указание места и времени предоставления отчета о работе
Работая с дорожной картой, следует придерживаться следующих правил:
— Заполнять документ необходимо по мере выполнения каждого этапа, не стоит откладывать это на конец учебного года, так как многие важные детали могут быть забыты;
— Не стоит стремиться к равномерному заполнению таблицы. Лучше всего в самом начале сделать упор на направления, в которых педагог проявляет себя больше всего;
— Важно стремиться к объективной оценке своей профессиональной деятельности. Это помогает правильно поставить цели и выбрать наиболее выгодные направления своей педагогической работы;
Для чего учителю необходим ИОМ
В настоящее время учебный процесс постоянно корректируется и видоизменяется. Это связано как с особенностями развития современных школьников, так и с ускорением научно-технического прогресса и внедрением новых образовательных стандартов. В таких условиях главными профессиональными качествами педагога становятся постоянное самообразование, изучение современных цифровых технологий, целеустремленность.
Достичь высокого уровня профессиональной компетенции учителю помогает индивидуальный образовательный маршрут педагога, с его помощью удобно отслеживать результаты проделанной работы, фиксировать новые достижения и составлять отчеты.
Советы по составлению ИОМ
Для успешной реализации образовательного маршрута необходимо избегать эмоциональных выгораний и перенапряжения. Это может значительно затормозить или даже надолго остановить работу. Чтобы этого избежать необходимо в самом начале пути оценить свои возможности и при необходимости разделить каждый этап на отдельные шаги или прописать для каждого большого этапа много подпунктов.
Выполнять запланированное рекомендуется в среднем темпе, особенно если обучение происходит параллельно с рабочим процессом. Главное – успешное завершение ИОМ, а не скорость. Данные коррективы можно не включать в официальную отчетность, а составить только для личного удобства.
Для реализации ИОМ обязательно понадобится взаимодействие с организациями дополнительного образования, к которым относится АБиУС, осуществляющая свою деятельность на основании государственной образовательной лицензии. Необходимо узнать с какими центрами сотрудничает школа или же самостоятельно подобрать организацию. Такие центры помогут педагогу в непосредственной реализации этапов ИОМ. Таких как прохождение программ переподготовки, повышения квалификации, индивидуальные и групповые стажировки.
В этом разделе сайта АБиУС можно ознакомиться с предлагаемыми образовательными программами для учителей школ по отдельным направлениям и для педагогов ДОУ.
Для эффективного мониторинга результатов и наглядности действий рекомендуется пользоваться табличным оформлением.
При составлении ИОМ необходимо учитывать индивидуальные особенности, условия и область работы каждого педагога.
Выбирая индивидуальную тему для самообразования, стоит обращать внимание на ее актуальность и ценность в практическом и научно-техническом применении.
Список литературы
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015 г.)
- Приказ Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 N 379н (ред. от 03.06.2013) «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2008 N 12189)
- Алехина С. В. Принципы инклюзии в практике образования // Аутизм и нарушения развития. 2013. № 1. С.1-6.
- Микерова Г.Ж., Жук А.С. Алгоритм построения индивидуальной образовательной траектории обучения // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 11-1. – С. 138-142
- Зубарева, Е. Обучение по индивидуальным учебным планам / Е.Зубарева, Т. Кузнецова, О. Аникеева// Народное образование. — 2006. — №5. — С.91-98.
- Журавлева, К. Обучение по индивидуальным учебным планам: повышение мотивации и возможность учащегося выбирать желаемую нагрузку/ К. Журавлева, Е.Зубарева, И. Нистратова, Е. Секачева // Директор школы. — 2008. — №3. — С.53-58.
- Александрова, Е. Индивидуализация образования: учиться для себя / Е. Александрова /Народное образование. — 2008. — №7. — С.243-250.