Под общей редакцией доктора педагогических наук О. Н. Крыловой
О. К. Абдулаева, Е. В. Алабина, М. Н. Битюкова, О. Б. Даутова, О. О. Жебровская, О. Н. Крылова, Е. В. Семыгина, А. А. Спиц-кая, И. В. Афанасьева, Л. М. Мардер, И. В. Файншмидт, В. М. Шутова, Т. А. Юркова
Суртаева Н. Н., д-р пед. наук, профессор РГПУ им. Герцена;
Шеверева Ю. Н., канд. пед. наук, заместитель директора ГБОУ СОШ № 235, Санкт-Петербург
Аннотация
В книге представлены современные теоретические основы проектирования индивидуальных образовательных маршрутов учащихся в ОУ, вариативные модели, условия проектирования индивидуального образовательного маршрута учащегося в изменяющихся условиях введения ФГОС ОО. Представлены лучшие практики проектирования индивидуальных образовательных маршрутов учащихся в современных условиях. Книга содержит практические наработки образовательных учреждений, примеры необходимой документации для сопровождения индивидуального образовательного маршрута ученика. Материалы, включенные в книгу, помогут учителям и руководителям ОУ обеспечить реализацию этих маршрутов. Методическое пособие адресовано учителям, руководителям образовательных учреждений, методистам и работникам системы дополнительного педагогического образования.
Читать книгу «Проектирование индивидуального образовательного маршрута ученика в условиях введения ФГОС ОО» онлайн или скачать бесплатно в формате fb2
Другой вариант, который доступен посетителям библиотеки — читать книгу «Проектирование индивидуального образовательного маршрута ученика в условиях введения ФГОС ОО» онлайн
бесплатно полную версию прямо в читалке на сайте. Наша читалка предлагает два режима чтения —
ночной и дневной, оба предназначены для максимального комфорта глаз в разное время суток. В
случае чтения книги «Проектирование индивидуального образовательного маршрута ученика в условиях введения ФГОС ОО» онлайн, вам не нужно стороннее приложение, нет
необходимости тратить время на его настройку, вы сразу можете приступить к чтению, не уходя из
нашей электронной библиотеки.
Введение
Вопросы разработки индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) учащихся приобретают особую актуальность, так как в условиях введения новых ФГОС ОО расширяются возможности для его реализации.
Для создания ИОМ могут быть следующие основания:
– участие в различных конкурсах, олимпиадах и соревнованиях (школьных, районных, городских, региональных, всероссийских и международных) как по общеобразовательным программам, так и по программам дополнительного образования;
– повышение мотивации школьников к обучению за счет учета индивидуальных образовательных запросов учащихся, а также их психологических и социальных характеристик;
– поступление в специализированные школы, учреждения среднего профессионального образования и на обучение в организации высшего профессионального образования (курсовая подготовка и т. д.) при сохранении статуса учащегося данной образовательной организации общего образования;
– сложившийся профессиональный выбор обучающегося, связанный с его участием в различных программах и мероприятиях, требующий особого графика работы;
– необходимость ликвидации академической задолженности, возникшей по любым причинам;
– специфические особенности обучающегося, связанные с его здоровьем, личностью, социальными проблемами, подходом к обучению.
Содержание индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:
– особенностями, интересами, потребностями и возможностями самого обучающегося и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
– возможностями образовательного учреждения удовлетворить образовательные потребности обучающихся;
– возможностями материально-технической базы образовательной организации.
В данном учебно-методическом пособии представлены современные теоретико-методические подходы к моделям ИОМ учащихся и описание опыта их практической реализации в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга.
Разработка индивидуального образовательного маршрута в условиях реализации ФГОС
Особенность нашего времени — активизация инновационных процессов в образовании. С недавнего времени условием повышения качества дошкольного образования является реализация ФГОС в структуре общеобразовательной программы ДОУ .
На сегодняшний день коррекционная работа строится в рамках проектной деятельности с учетом индивидуальных потребностей каждого ребенка. Изменения обусловливают новое содержание и способы деятельности специалиста. Эффективными средствами формирования навыков самоопределения являются педагогические ситуации совместного с детьми и родителями планирования программы собственного развития ребенка в процессе игры, общения, учения и т. д.
Индивидуальный образовательный маршрут
Индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребёнка: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.
На основе анализа изученной нами литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута
1. Этап наблюдения.
2. Диагностический этап.
5. Этап итоговой диагностики.
Остановимся подробнее на каждом этапе
1. Этап наблюдения.
Цель этапа: выявить группу дошкольников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников»
2. Диагностический этап. На данном этапе проводится диагностика совместно с педагогом психологом.
Цель данного этапа – выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины (на начало и конец сопровождения)».
3. Этап конструирования.
Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей. Определение методов педагогической поддержки, содержания работы.
Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов
Индивидуальный образовательный маршрут может реализовывается во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения. Учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – игра, педагогу в реализации индивидуальных маршрутов помогает проектная деятельность, в которой происходит интеграция специалистов и реализуются индивидуальные качества каждого ребенка
5. Этап завершающая диагностика.На этом этапе проводится завершающая диагностика.
Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась). По результатам наблюдения заполняется та же таблица.
Представленный ниже ИО маршрут позволяет нам специалистам выполнять требования Стандарта, а именно реализовывать индивидуальные потребности ребенка для оптимального развития его личностных качеств. Универсального рецепта создания ИОМ в настоящий момент нет. Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, по нашему мнению, должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, задав его направления, например, в первой младшей группе на все 5 лет дошкольного образования, поскольку сущность его построения, на наш взгляд, состоят именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.
Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:
целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);
— содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ, в том числе программ дополнительного образования);
— технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);
— диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
— результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).
- Индивидуальный образовательный маршрут при организации индивидуального обучения
- Ф.И.ребенка ___________
Проектирование индивидуального образовательного маршрута ученика в условиях введения ФГОС ОО
Ольга Николаевна Крылова
В современной педагогической науке и практике существуют разные подходы к пониманию и трактовке ИОМ учащегося.
Временная структура индивидуального образовательного маршрута
1. Указывается отрезок школьного времени, покрываемый индивидуальным обучением, например полугодие 10-го класса или целиком 11-й класс. Выбираемый отрезок должен, как правило, состоять из одного или нескольких целых полугодий обучения в школе.
2. Фиксируется общий срок выполнения. Он может совпадать с выбранным отрезком школьного обучения, но может и отличаться от него, если программа индивидуального обучения предполагает ускоренный или замедленный темп развития ученика, учитывает внешние обстоятельства его жизни (длительные поездки, участие в соревнованиях, профессиональное обучение и т. п.).
3. Составляется временно?й график выполнения учебных модулей по неделям с указанием контрольных точек – сроков представления заданий, контрольных срезов, зачетов и т. п.
Содержательная структура индивидуального образовательного маршрута
Она основана на выборе учебных модулей, включаемых в образовательный маршрут.
1. Фиксируются обязательные модули, то есть модули, предполагающие учебные занятия, входящие в инвариантную часть образования.
2. Определяются модули по выбору ученика, входящие в обязательную для выполнения часть индивидуального образовательного маршрута.
3. Выбираются факультативные модули.
Контролирующая структура индивидуального образовательного маршрута
В эту структуру входят контрольные точки соприкосновения ученика со школой. Они могут быть подразделены следующим образом.
1. Текущий контроль, подразумевающий выдачу учебных заданий, регулярные встречи с тьютором (классным руководителем), посещение консультаций и т. п.
2. Отчетность по выполнению учебных модулей.
3. Итоговая аттестация достижений.
Все три структуры индивидуального образовательного маршрута могут быть отражены в одном документе – временно?м графике.
Рис. 8. Интерпретация понятия «индивидуальный образовательный маршрут»
Очевидно, что индивидуальный образовательный маршрут связан с индивидуальным восхождением учащегося к образованию, сопровождаемым достижением тех или иных результатов. Индивидуальный образовательный маршрут показывает, что каждый учащийся движется в образовании своим темпом и что этот путь во многом отражает личностные и познавательные особенности учащегося, специфику его мотивации, интересов, потребностей, стиль образовательной деятельности. В основе ИОМ – прогресс (количественный и качественный), достигаемый учащимся при продвижении в образовательном процессе.
Рассмотрим некоторые подходы к классификации индивидуальных образовательных маршрутов.
1. На основании направленности образовательных интересов (Е. А. Александрова):
– воспитательные траектории (маршруты), к которым относятся личностно-ориентированные и социально-ориентированные;
– учебные траектории (маршруты): знаниево-ориентированные, творчески-ориентированные, практико-ориентированные.
2. Интеллектуальная направленность деятельности (С. В. Маркова):
– маршруты интеллектуальной познавательной направленности, наполняемые построением стратегий обучения, выполнением исследовательских проектов, участием в предметных олимпиадах, конкурсах и др.;
– маршруты творческой познавательной направленности, наполняемые теми же видами деятельности, но с творческой составляющей;
– маршруты лидерской познавательной направленности, наполняемые внеурочными видами деятельности.
3. По возрастному критерию (А. П. Тряпицына):
– выделяет виды образовательной программы-маршрута: базовое обучение, компенсирующее обучение, индивидуальное, углубленное обучение, гимназическое, лицейское;
– на основании видов автор выделяет ступени обучения (начальная школа, основная, старшая школа).
4. Вариативные образовательные маршруты для учащихся (И. А. Галацкова):
– с опережающими темпами развития;
– с ослабленным здоровьем (соматическая ослабленность, повышенная утомляемость, сниженная работоспособность);
– с низкой учебной мотивацией и трудностями в обучении (снижение интереса к учению, несформированность в учебной деятельности, педагогическая запущенность, низкий уровень умственного развития);
– одаренных учащихся со специальными способностями (повышенная эмоциональность, недостаточный уровень саморегуляции, трудности в общении).
Структура названных вариативных образовательных маршрутов определяется применительно ко всем этапам школьного обучения и отражает как учебную деятельность школьников, так и другие виды их деятельности в образовательном пространстве школы.
5. По уровню функционирования содержания образования (О. Н. Крылова):
– на уровне изменения учебного плана ученика;
– на уровне построения индивидуальных учебных программ для ученика;
– на уровне учебной задачи, решаемой учащимися.
В последнее время в научных и методических работах, исследующих ИОМ, этот феномен все чаще определяется как индивидуальная образовательная траектория (Е. А. Александрова, Г. А. Бордовский, О. А. Исакова, Н. Н. Суртаева и др.), что, несомненно, позволяет оттенить его специфику и особенности.
В данном методическом пособии мы используем устоявшийся, более привычный и распространенный термин «индивидуальный образовательный маршрут учащегося».
Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут является важнейшим организационным механизмом, позволяющим реализовать эти идеи и эффективно работать с обучающимися, имеющими разные способности, образовательные возможности и потребности. Ценность индивидуального образовательного маршрута состоит в том, что он позволяет каждому на основе самодиагностики, самооценки, активного стремления к совершенствованию обеспечить выявление и формирование творческой индивидуальности, формирование и развитие ценностных ориентаций, собственных взглядов и убеждений, неповторимой технологии деятельности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Каждый ученик вправе самостоятельно осуществлять образовательный выбор. Учащийся выбирает набор учебных предметов из числа предлагаемых школой в пределах допустимой учебной нагрузки. Такой подход позволяет каждому ученику формировать индивидуальный учебный план, практически свою строго индивидуализированную образовательную программу, и индивидуальный образовательный маршрут, что представлено на рис. 3.
Рассмотрим сущность и особенности индивидуального учебного плана, индивидуальной образовательной программы и индивидуального образовательного маршрута.
Рис 3. Последовательность проектирования индивидуализированной образовательной деятельности старшеклассника
Мы считаем, что индивидуальный учебный план выполняет несколько функций: во-первых, фиксирует совокупность учебных предметов и курсов, выбранных для освоения обучающимся, и часы на их освоение; во-вторых, определяет профиль или направленность образования в целом; в-третьих, определяет конкретный образовательный результат, который должен достичь обучающийся к окончанию школы; в-четвертых, ИУП позволяет старшему школьнику самоопределиться (рис. 4).
Рис. 4. Функции индивидуального учебного плана
После того как составлен индивидуальный учебный план, может проектироваться индивидуальная образовательная программа. Образовательная программа является документом, дающим представление о содержании деятельности образовательной организации, направленной на реализацию заявленных целей. Образовательная программа проектируется коллективом педагогов и в дальнейшем корректируется в совместной деятельности с учащимися в соответствии с определенными требованиями. Программа должна:
– соответствовать социальному заказу;
– обеспечивать возможность достижения учащимися уровня образованности, который необходим для реализации социального заказа;
– соответствовать образовательным стандартам;
– способствовать интеграции учебной и внеучебной деятельности учащихся;
– способствовать интеграции содержания образования различных образовательных областей;
– стимулировать использование более эффективных образовательных технологий;
– соответствовать кадровым, материальным и финансовым возможностям школы;
– способствовать развитию обучающегося.
Согласно данному подходу индивидуальная образовательная программа – это программа образовательной деятельности учащегося, составленная на основе его интересов и образовательного запроса и фиксирующая образовательные цели и результаты.
Индивидуальная образовательная программа составляется на основе выбора школьника и согласования его интересов и запросов с педагогами школы. ИОП – это программа образовательной деятельности учащегося, составленная на два года (10-й и 11-й классы).
Вопрос о компонентном составе ИОП до сих пор остается открытым. Так, профессор, доктор педагогических наук О. Е. Лебедев считает, что обязательными компонентами ОП должны стать:
– набор (номенклатура) всех возможных видов работы – актов деятельности обучающихся (включая предметные курсы, обязательный и необязательные учебные занятия, внеучебные, дополнительные занятия);
– образовательные маршруты (траектории) параллели, классы группы обучающихся, каждого обучающегося – последовательность переходов от одного вида деятельности к другой;
– типы и формы педагогического взаимодействия, обеспечивающие эффективное прохождение образовательных маршрутов.
Мы считаем, что индивидуальная образовательная программа может включать все или почти все компоненты образовательной программы школы, так как и в первом, и во втором случае осуществляется образовательный процесс. Авторский коллектив под руководством академика РАО А. П. Тряпицыной разработал теоретические подходы к конструированию образовательных программ.
Образовательная программа раскрывается через текст, определяющий:
1) цели и ценности образовательной программы;
2) адресность образовательной программы;
3) учебный план, содержащий инвариантную и вариативную части содержания образования в конкретной школе, а также пояснительная записка к нему;
4) характеристику учебных программ, соответствующих данному учебному плану;
5) описание организационно-педагогических условий, педагогических технологий, применяемых для реализации образовательной программы, процедуры выбора и изменения индивидуального образовательного маршрута;
6) систему форм аттестации, контроля и учета достижений учащихся;
7) описание ожидаемых образовательных результатов освоения образовательной программы.
Текст программы может быть дополнен, например программами внеучебной деятельности, взаимосвязанными с учебными программами, программами дополнительного образования и т. д.
Перенося данный подход на конкретного учащегося, можно предложить следующий вариант (на рис. 5 представлены компоненты индивидуальной образовательной программы):
1) ценности образовательной программы (определяет обучающийся);
2) цель образовательной программы (определяет обучающийся);
3) индивидуальный учебный план (определяет обучающийся);
Рис. 5. Структурные компоненты индивидуальной образовательной программы
4) характеристику учебных программ (составляют педагоги, или возможен вариант совместного проектирования учебной программы);
5) описание организационно-педагогических условий, педагогических технологий, применяемых для реализации образовательной программы, процедуры выбора и изменения индивидуального образовательного маршрута (составляют педагоги);
6) систему форм и сроков аттестации, контроля и учета достижений, форм отчетности по видам деятельности обучающегося (составляют педагоги и обучающийся);
7) описание форм учебных практик, предполагаемых проектов, тем исследовательской деятельности (составляют педагоги и обучающийся);
8) описание ожидаемых образовательных результатов освоения образовательной программы (определяет обучающийся или педагоги и обучающийся);
Таким образом, проектирование индивидуальной образовательной программы осуществляется на основе взаимодействия обучающегося и педагогов и предполагает тесное сотрудничество и сотворчество.
Рис. 6. Функции индивидуальной образовательной программы
Одной из целей учебного плана является разработка вариантов образовательных маршрутов учащихся с учетом требований времени, их образовательных запросов и познавательных возможностей, конкретных условий образовательного процесса в учебном заведении.
Очевидно, что индивидуальный образовательный маршрут определяет программу конкретных действий обучающегося по реализации ИУП и ИОП.
Индивидуальный образовательный маршрут может изменяться и зависит от динамики возникающих образовательных задач. Образовательный маршрут позволяет иначе, чем учебный план, конструировать временну?ю последовательность, формы и виды организации взаимодействия педагогов и обучающихся, номенклатуру видов работы.
Индивидуальный образовательный маршрут – это временной порядок реализации индивидуальной образовательной программы с учетом конкретных условий образовательного процесса в образовательной организации (или в Сети).
Рис. 7. Самоопределение старшеклассника как результат его образовательного выбора
Индивидуальный образовательный маршрут учащегося как одно из условий повышения качества знаний
Индивидуальные образовательные маршруты – это технология будущего, которая способствует самореализации обучающихся и направлена на формирование и развитие в учреждении широко образованной, социально адаптивной, творческой личности.
Индивидуальные образовательные маршруты незаменимы в организации проектной, исследовательской и творческой деятельности, когда следует предоставлять детям возможность выбора. Проектирование ИОМ в системе образования – это жизненная необходимость, позволяющая детям в полной мере реализовать свои потребности, удовлетворить интересы.
В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач — к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях.
Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо при обучении школьников по индивидуальным образовательным маршрутам.
ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.
Модель индивидуального маршрута учащегося, представляет собой открытую систему, включающую следующие системные компоненты:
- , который рассматривается в качестве системообразующего и представляет собой совокупность целей, ценностей и принципов на которые опирается деятельность, осуществляемая в рамках индивидуального маршрута.
- который включает в себя содержание образования, которое осваивается в процессе реализации маршрута.
- представляющий собой совокупность методических и технологических приемов, способов организации учебной деятельности, которые используются в процессе освоения содержания образования.
Педагогическое осмысление понятия индивидуальный маршрут учащегося позволяет определить его, как персональную траекторию освоения содержания образования на избранном уровне, через осуществление различных видов деятельности, выбор которых обусловлен индивидуальными особенностями учащегося.
Педагогический алгоритм реализации индивидуального маршрута учащегося представляет собой последовательность учебных действий участников образовательного процесса и обеспечивает достижение каждым учащимся поставленных учебных целей через использование форм и способов организации работы в наибольшей степени соответствующих индивидуальному стилю учебной деятельности, возможностям и потребностям каждого учащегося.
Необходимыми педагогическими условиями эффективной реализации индивидуальных маршрутов учащихся, являются:
Процесс движения учащихся по индивидуальному маршруту обеспечивает становление и развитие образовательных компетенций на уровне каждого учащегося при условии использования в процессе реализации маршрута:
При выстраивании ИОМ для каждого ребенка с проблемами в развитии необходимо учитывать следующие принципы:
1) систематическая диагностика;
2) индивидуальный подбор педагогических технологий;
3) контроль и корректировка;
4) систематические наблюдения;
5) пошаговая фиксация.
Развитие школьника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога — предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:
- особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
- профессионализмом педагогического коллектива;
- возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;
- возможностями материально-технической базы школы.
Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:
— самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиям профиля);
- выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели,
- конкретизация цели (выбор курсов, факультативов),
- оформление маршрутного листа.
Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута обуславливается рядом условий:
- осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора направления дальнейшего обучения;
- осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута учащимися;
- активное включение учащихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;
- организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.
Средствами реализации названных условий могут быть специально организованные занятия по самопознанию, обучению учащихся методам выбора и способам разработки маршрута. В ходе этих занятий необходимо довести до учащихся следующую информацию:
- предельно допустимые нормы учебной нагрузки;
- учебный план школы: набор учебных предметов, составляющих инвариантную часть, предметы регионального (историческое краеведение, перечень курсов по выбору) и школьного компонента;
- особенности изучения тех или иных предметов (курсов по выбору); необходимость соблюдения баланса между предметно-ориентированными и ориентационными курсами;
- варианты расчета учебной нагрузки;
- правила заполнения бланка;
- возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.
Эта работа может проводиться как в рамках внеклассной деятельности (например, на классных часах) так и информационно-ориетационного курса. При проведении данной работы целесообразно использовать активные методы и формы деятельности (например, имитационные игры, коллективная рефлексия, «бортовой журнал», дневник и др.).
Базовыми школами были апробированы различные варианты оформления индивидуального образовательного маршрута. Рассмотрим некоторые варианты.
ученика (цы) __ класса (фамилия, имя ученика) учитель______________________
ликвидация пробелов по предмету _____________________
Задания, способы работы
Отметка о выполнении
Родители (ознакомлены): _____________ Классный руководитель: _______________
Коррекционный этап предполагает работу учителя, ученика и родителей непосредственно по индивидуально-образовательному маршруту, где определены темы для ликвидации пробелов, указано, какие знания, умения, навыки приобретёт ребёнок в результате освоения данной темы, а также какие ОУУН (общеучебные умения и навыки) ему необходимы.
Способы работы с учеником разнообразны: индивидуальные задания, организация парной и групповой работы, работа с консультантами, выбор “своего” домашнего задания, темы творческой работы.
Формы контроля усвоения знаний учитель выбирает в соответствии с индивидуальными и личностными особенностями ребёнка.
В результате ликвидации пробелов в ЗУН ученика учитель выставляет отметку о выполнении и знакомит с ней родителей ребёнка, которые подписывают лист ИОМ (индивидуально-образовательного маршрута).
Проблемной группой учителей нашей школы были разработаны рекомендации по профилактике трудностей в обучении учащихся в рамках индивидуально – ориентированной программы:
индивидуального маршрута обучения
гимназиста (ки) ______ класса гимназии №1 г. Ярославля
на _______/_______ учебный год
Название элективного курса (9 кл.)
Сроки прохождения курса
Зам. директора по УВР ______________/___________ /
Гимназист(ка) ________________/____________/
В данный лист ученик заносит информацию о курсах по выбору, а также информацию о сроках освоения того или иного курса. Наличие последней графы «Подпись преподавателя» позволяет проконтролировать факт посещения занятий классному руководителю, заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе. Последняя строка «Итого» дает возможность предупредить превышение нагрузки учащегося (практика показывает, что учащиеся стремятся выбрать за один раз не два-три курса, как им рекомендуют, а большее количество).
Индивидуальный образовательный маршрут о курсах по выбору и занятиях в учреждениях дополнительного образования.
ученика (цы)_____ класса школы № ____ г. __________
на ______/_____ учебный год
Планы на будущее_______________________________________
Курсы по выбору
Дополнительное образование (предметы, курсы)
Самостоятельная работа ученика
Выводы и рекомендации:
В данный маршрут заносятся сведения о курсах по выбору и занятиях вне стен школы, например, в учреждениях дополнительного образования. Включение графы «Дни недели», с одной стороны, позволяет узнать о занятости учащегося в разные дни, а с другой, своевременно скорректировать учебную нагрузку.
индивидуального маршрута по программе кружка можно предложить следующую модель для обучающегося:
Проект маршрута представляет собой таблицу:
Рекомендуемое количество часов
Таким образом, предложенная схема построения ИОМ может быть разработана для любой программы.
Бесплатный фрагмент закончился. Хотите читать дальше?
К ним относятся: – его физическое состояние и здоровье (перенесенные заболевания, хронические болезни, состояние зрения, склад нервной системы и др.); – особенности
Оставьте отзыв
Дата выхода на ЛитРес:
Читай где угоднои на чем угодно
Как слушать читать электронную книгу на телефоне, планшете
Доступно для чтения
Читайте бесплатные или купленные на ЛитРес книги в мобильном приложении ЛитРес
Установите бесплатное приложение «Читай!» и откройте его
В главном меню в «Мои книги» находятся ваши книги для чтения
Вы можете читать купленные книги и в других приложениях-читалках
Загрузите этот файл в свое устройство и откройте его в приложении.
Удобные форматыдля скачиванияFB2, EPUB, PDF, TXT Ещё 10