Пройдя трудный горный маршрут группе предстояло еще подготовиться к ночлегу

Пройдя трудный горный маршрут группе предстояло еще подготовиться к ночлегу Маршрут

Тайна перевала

Отдельного внимания заслуживает исследование следов ног, которые погибшие ребята оставили на перевале. При их изучении выяснилось, что по каким-то непонятным причинам участники группы Дятлова некоторое время бегали по перевалу зигзагами, однако потом снова собрались в одном месте.

Складывалось впечатление, будто какая-то сверхъестественная сила не давала им разбежаться в разные стороны от угрожавшей опасности.

Никаких посторонних объектов или чужих следов на перевале обнаружено не было. Признаков или лавин также не было никаких.

Следы группы Дятлова теряются на границе с лесом.

Также следствием было установлено, что двое студентов пытались развести огонь неподалеку от перевала. При этом они почему-то находились в одном нижнем белье и, скорее всего, погибли от обморожения.

Пройдя трудный горный маршрут группе предстояло еще подготовиться к ночлегу

В 1.5 километрах от палатки и ниже по склону на 280 м, возле высокого кедра, были обнаружены тела Юрия Дорошенко и Юрия Кривонищенко

В видимой близости от них лежал и сам Игорь Дятлов. По мнению экспертов, он, вероятно, пытался подползти к палатке, однако ему не хватило сил.

Но и это еще не все загадки трагедии на перевале Дятлова.

Подготовка к путешествию на Алтай

До начала июля вопрос с заброской находился в подвешенном состоянии. Желающие поехать со мной то проявляли интерес к мероприятию, то отваливались. К концу июня команда скукожилась до меня и Даши, путешественницы из Нижнего Тагила, так что я прорабатывал и вариант автостопа.

Но в самый последний момент всё сложилось наилучшим образом. В день возвращения в Екатеринбург я заглянул в гости к моему однокласснику Ивану, поделился идеей путешествия. Ваня загорелся. У него отпуск как раз в эти даты. И у него есть автомобиль! Зовёт подругу, она тоже отдыхает в это время и может составить нам компанию.

До этого лета я ходил в походы продолжительностью до 4 суток и довольствовался рюкзаком Redfox объёмом 55 литров. Для 8-дневного алтайского похода мне понадобится рюкзак посерьёзнее.

30 июня закупаю в Триал-Спорте и в Манараге недостающее снаряжение:

Пройдя трудный горный маршрут группе предстояло еще подготовиться к ночлегу

1 июля снова еду за обувью, одеждой и снаряжением, теперь уже в Декатлон:

В Веке покупаю два гермопакета для документов — 760 р. После того как я в прошлых походах утопил смартфон и зеркалку, я стал аккуратнее относиться к вопросу сохранности техники в суровых полевых условиях. Зеркалку удалось отремонтировать, а смартфону так не повезло. Пришлось купить новый.

Забираю солнечную панель Woodland на 12 Ватт в пункте доставки ОнлайнТрейд — 3300 р. Солнечная панель — хорошее подспорье в длительных автономных походах в местности с ясной солнечной погодой, будет чем заряжать гаджеты.

Через пару дней после встречи с Ваней он даёт добро на участие в путешествии. Едем вчетвером: я, Ваня, его подруга Яна и Даша.

На сам поход я заложил 8 суток. Из Екатеринбурга до Мульты ехать трое суток. В пути будем питаться в кафе и столовых, ночевать в городах по пути.

У меня есть отдельная Excel-таблица с формулами, в которой я рассчитываю походную раскладку по весу, стоимости и рациону, в зависимости от количества участников. Всё очень подробно и наглядно: в какой день что кушаем на завтрак, ужин и т. д., сколько нужно того или иного продукта на 1 приём пищи. Таблицу я разработал сам. Заносишь все наименования, и Excel тебе выдаёт сводный список с весами, с которым едешь в магазин. Удобная вещь! Здорово экономит время.

Пройдя трудный горный маршрут группе предстояло еще подготовиться к ночлегу

3 июля еду за мясом и сухофруктами. В поход берём и вяленое мясо в пакетиках, и консервы в мягкой герметичной упаковке. Будем чередовать. Объезжаю несколько магазинов и рынков:

Пройдя трудный горный маршрут группе предстояло еще подготовиться к ночлегу

4 июля едем вместе с Ваней на машине в Ленту дозакупаться провизией. Помню, что в походном питании главное — разнообразие, питательность и сбалансированность:

Итого по чеку: 5464,97 р. со скидкой. Голодным никто не останется! 🙂

Рюкзак я собрал 4 же числа до поездки в Ленту. После контрольного взвешивания (весы показали 29 кг) я решил пожертвовать тентом, выложил лишние 3 кило.

Пройдя трудный горный маршрут группе предстояло еще подготовиться к ночлегу

День 4

Подъём не помню во сколько, быстрых сборов никто не обещал, но примерно в семь утра мы вышли на маршрут. И тут же через полчаса встретили снежник — остатки снега ещё таились от жаркого адыгейского солнца и предоставили нам шикарную возможность попрактиковать хождение по снежнику.

Да, навыки были ещё раньше получены в школе ПКТ, но, как говориться, «повторенье — мать ученья», так что битьё ступеней и спуск в три такта лишними не будут.

Как тут не сделать фотопаузу. Я решил, что это удачный шанс пофоткать подаренную мне в походы кружку на фоне гор

Через час, идя по дороге которая на фото выше, мы вышли на ещё одну видовую точку, с которой открылся вид на гору Сундуки и на Чай-гору

Пройдя трудный горный маршрут группе предстояло еще подготовиться к ночлегу

Пройдя трудный горный маршрут группе предстояло еще подготовиться к ночлегу

гора Сундуки справа.

Для начала экипировались по полной: надели каски, взяли ледорубы вместо трекинговых палок и на память зафиксировали момент

Пройдя трудный горный маршрут группе предстояло еще подготовиться к ночлегу

То, что руководитель без каски, это временно. Он просто красуется

Уклон крутой. Но по сухой траве идти легче.

Поднялись и сделали памятное фото

Увидели красивые виды

Идти по тропинке в сторону небольших скал

Полюбовались красотами, надо спускаться. Скучно и медленно спускаемся по снежнику.

Дошли до места памяти погибшему джиписту (если правильно понял) и часть группы отправилась на разведку, чтобы понять где взять воды и куда нам дальше идти, и стоит ли идти вообще.

А погода тем временем начала портиться, с севера поползли тучи. Мы решили дойти до седловины около горы Сундуки и посмотреть по ситуации, что дальше делать. И вот когда мы туда дошли нас и накрыло облако. Необычно идти в облаке — это как в тумане, только очень густом.

Задул шквалистый ветер и мы приняли решение ставить палатку, чтобы переждать непогоду. Плюс ещё начал капать дождь.

Пройдя трудный горный маршрут группе предстояло еще подготовиться к ночлегу

Снег готовится стать водой

Быстро поставили палатку, успели в неё забраться и капающий дождь усилился и затарабанил по внешнему тенту. Пока пережидали непогоду, заварили чай.

Дождь прошёл и мы вышли в радиалку на гору Сундуки.

Нашли записки в сложенных камнях на вершине горы. Написали и вложили свою.

Отправились назад, наблюдая красоты.

Пройдя трудный горный маршрут группе предстояло еще подготовиться к ночлегу

Вид на горы Западный и Восточный Ачешбоки

Просто вид из палатки

Как стало понятно, никуда мы дальше не пошли — погода была стабильно непредсказуемой, а вода из снежника. Заночевали под чистым небом. Вдали виднелись огни посёлков и станиц

День завершился полудневкой. В который раз. Это нам ещё аукнется.

Группа Дятлова

Итак, экспедиция отправилась в путь в количестве 9 человек. С наступлением темноты, на одном из склонов группа Дятлова сделала перевал и поставила палатки. После этого ребята поужинали и легли спать.

Здесь стоит заметить, что согласно данным уголовного дела, палатка была установлена правильно и с допустимым градусом наклона. Это говорит о том, что никакие природные факторы не угрожали жизни участников экспедиции.

После изучения фотографий, впоследствии обнаруженных следственной группой, выяснилось, что палатку поставили приблизительно в 6 часов вечера.

Пройдя трудный горный маршрут группе предстояло еще подготовиться к ночлегу

Палатка группы Дятлова, частично раскопанная от снега

А уже ночью произошло нечто такое, что повлекло за собой страшную гибель всей группы, состоящей из 9 человек.

Когда стало понятно, что экспедиция пропала, начались поиски.

17 июля 2021 г. , суббота, Новосибирск — Ишим

8:00. Открываю глаза, но никто особо не горит желанием просыпаться и петь. Решили ещё поваляться, потому что вчера поздно легли.

9:28. Выезжаем. Сегодня предстоит проехать 860 км до Ишима, чтобы завтра приехать в Екатеринбург пораньше. Вчера проехали 566 км.

Отзвонился Ольге, что мы уехали.

Скинул фотку с Алтая своей знакомой из Кирова. Интересуется, поеду ли я куда-то в сентябре. У неё, к сожалению, отпуск будет короткий. Всего неделя-полторы.

Ваня вспомнил про лампочки, которые я выкрутил в квартире, из которой съехал прошлым летом, и разговор плавно перетëк в русло обсуждения ценностей в обществе, в том числе семейных, что семья обесценилась, и в тренде сейчас индивидуализм. Обсуждаем, как правильно воспитывать детей в семье.

Слушаем запись моего радиоэфира про путешествия. Делюсь опытом автостопа.

14:30. Заехали на заправку. Проехали 447 км.

15:20 (14:20) Омская область. Время играет в нашу сторону, догоняем солнце!

15:30. Едем дальше. Скоро Омск.

15:55. Свернули с федеральной трассы на местный Сыропятский тракт. Ваня решил немного срезать. Ох, уж эти пьяные омские дороги!

16:20. Заехали в Омск, к слиянию рек Омь и Иртыш. Вылезли погулять. Омск напомнил мне Киров, только в три раза больше и обшарпаннее. Набережная? Есть куда стремиться!

Пройдя трудный горный маршрут группе предстояло еще подготовиться к ночлегу

Прошлись по центральным улочкам, мимо Тарских и Омских ворот, поглядели остатки крепостных стен и острога, где сидел в ссылке Достоевский. Омичи любят с улыбкой вспоминать, что при Колчаке тут якобы была третья столица. Самоирония такая.

Пройдя трудный горный маршрут группе предстояло еще подготовиться к ночлегу

18:00. Пора ехать дальше. Выехали из города, и я начал звонить по номерам на Авито в поиске ночлега. С первой же попытки нашлась свободная квартира в Ишиме. Сказал мужчине на том конце провода, что приедем не раньше девяти.

Пройдя трудный горный маршрут группе предстояло еще подготовиться к ночлегу

20:25. Миновали пробку. 40 минут потеряли.

21:30. Снова попали в пробку. На этот раз простояли час. Омские дорожники издеваются над людьми. Такое ощущение, что они тупо оставили светофор той стороне и ушли бухать! 😅 Когда пробка наконец-то тронулась, мы проехали вдоль ремонтируемого участка длиной километров пять, не меньше. И на весь этот участок двое рабочих!

Гибель группы Дятлова

На телах 6 студентов не было выявлено никаких повреждений, однако с тремя другими участниками дело обстояло иначе. Они погибли в результате множественных ранений с многочисленными кровоизлияниями.

Их головы оказались насквозь пробиты, некоторые из ребер сломаны, а у одной из девушек был зверски вырван язык. Интересен факт, что на телах погибших следственная группа не обнаружила никаких гематом или даже ссадин.

Пройдя трудный горный маршрут группе предстояло еще подготовиться к ночлегу

Результаты вскрытия породили еще больше вопросов. На черепе одного из туристов были выявлены трещины, однако кожа при этом осталась целой и невредимой, чего в принципе не может быть при получении подобных травм.

Мистика

Поскольку гибель тургруппы Дятлова вызвала серьезный переполох в обществе, на место трагического перевала прибыли прокуроры-криминалисты. Им удалось обнаружить еще некоторые необъяснимые явления.

Они заметили на стволах елей, росших на окраине леса, обожженные следы, однако источников возгорания выявлено не было. Эксперты сделали вывод, что вероятно на деревья был направлен какой-то тепловой луч, повредивший ели столь загадочным образом.

Такой вывод делался еще и потому, что остальная часть деревьев оставалась целой, а снег у их основания даже не оплавился.

В результате детального анализа всех событий, произошедших в ту ночь на перевале, вырисовывалась следующая картина. После того, как туристы босиком преодолели около 500 м, их настигла и уничтожила какая-то неведомая сила.

Радиация

Во время расследования гибели Дятлова и его спутников, были изучены внутренние органы и вещи погибших на наличие в них радиоактивных веществ.

Здесь следователей также ожидала необъяснимая тайна. Дело в том, что эксперты обнаружили на поверхности кожи и непосредственно на самих вещах радиоактивные вещества, появление которых было невозможно объяснить.

Ведь на территории Советского Союза в то время не проводилось никаких ядерных испытаний.

НЛО

Выдвигалась даже версия о том, что в смерти тургруппы Дятлова виновно НЛО. Возможно такое предположение было связано с тем, что в процессе поисковой операции, спасатели видели некие огненные шары, пролетающие над их головами. Никто не мог объяснить это явление.

Более того, в последний день марта 1959 г., на протяжении 20 минут местные жители наблюдали в небе жуткую картину. По нему двигалось огромное огненное кольцо, которое потом исчезло за склоном одной из гор.

Свидетели также говорили, что из центра кольца неожиданно возникла звезда, которая не спеша двигалась вниз, пока полностью не пропала из виду.

Этот таинственный случай привел в смятении и без того напуганных местных жителей. Люди обращались к властям, чтобы те задействовали ученых для тщательного изучения таинственного явления и объяснения его природы.

Отдых «в цивилизации»

Так как мои товарищи получили третий разряд по альпинизму, а наш инструктор уже устал и не хотел делать восхождения с перевыполнением разрядного плана, мы решили, что оставшиеся пять дней можем провести в цивилизации, внизу. Мы спустились и разделились на две группы: одни уехали сразу на Иссык-Куль (самое большое озеро Киргизии), а мы с соседкой по палатке – в Бишкек. Там мы заселились в замечательный хостел, который оказался настоящим европейским оазисом в Киргизии. Здесь жили французы, турки, англичане, финны, эстонцы, русские, испанцы и много других людей разных национальностей. Вдоволь насладившись горячим душем после практически трех недель в отрыве от цивилизации, с удовольствием поплавав в бассейне, мы чувствовали себя невероятно счастливыми. А уже на следующий день выдвинулись в Чолпан-Ату, крупный город на Иссык-Куле.

Мы «одичали», нам очень хотелось быть среди людей, поэтому мы искренне радовались популярности Чолпан-Аты. Все три дня, что мы там провели, наслаждались «морем» (как мы стали называть Иссык-Куль), солнцем и фруктами. Иссык-Куль однозначно стоит того, чтобы его посетить. Это огромное слегка солноватое озеро, иногда с довольно сильными волнами. Я полюбила его за чистоту: плавать в прозрачной воде, разглядывая камни и рифы на глубине, – невероятное удовольствие.

В горах я больше всего мечтала о персике. Даже во снах мне иногда виделось, как я откусываю сочный вкусный персик. И, конечно, первое, что я сделала, когда спустилась вниз – купила килограмм персиков. В такие моменты особенно остро чувствуешь вкус жизни, радость бытия. После всех  испытаний в горах отдых на курорте Иссык-Куля стал для нас самой настоящей наградой.

День шестой

Утро. 8 часов утра. Прекрасный вид на горы из палатки. Светит солнце, можно просушить вещи.

Красивые виды на вершины гор.

Пока сохло снаряжение, можно полетать на разведку, да и просто поснимать красивые виды.

Пока отдыхали, видели туристов на Восточном Ачешбоке

В три дня начали восхождение на Ачешбок. Склон крутоват, около 30 градусов, травянистый. Шли где-то минут 40 до привала.

Пройдя трудный горный маршрут группе предстояло еще подготовиться к ночлегу

Отдохнули и продолжили подъём. По пути встречался снежник, который мы обошли. Растительности на склоне становилось всё меньше и меньше, местами проступал камень.

Впереди виднеется тур, как место обозначения вершины — 2442 метра. И снова рекорд для меня по высоте.

В 16:18 дошли до вершины.

За всё время, что там были, с учётом звонков домой и прочего, на гору пришло облако и пришлось ждать когда же оно рассеется и уйдёт. Не уходило. Пришлось спускаться в густом тумане.

Шли по приборам. Точнее по треку. Дошли, спустились. А там и день подошёл к концу.

5 июля 2021 г. , понедельник, Екатеринбург-Омск

6:00. Утро. Спал не очень хорошо. Когда наутро рано вставать и куда-то ехать, я всегда сплю плохо. Рыжий кот Моня то и дело будил меня, топтал всю ночь.😅

7:20. Позавтракали на скорую руку, загрузили рюкзаки в Солярис и поехали встречать Яну и Дашу. Еле-еле затолкали все вещи в багажник и зафотались всей командой.

Пройдя трудный горный маршрут группе предстояло еще подготовиться к ночлегу

7:42. Стартовали от дома Яны.

8:05. Выехали на Тюменский тракт. Рассказываю, как я по Абхазии в феврале автостопом ездил и ночью по тёмным горным дорогам бродил под вой шакалов.

8:20. Свернули на обход Белоярского.

9:10. Заехали в Богданович. Этот город никак не объедешь, нет ещё объездной дороги. В Богдановиче всегда скапливается пробка.

9:20. Стоим на заправке на выезде из Богдановича. Ваня подкачивает колёса, а то в правом переднем давление было меньше двух атмосфер. Яна садится за руль. Ванину машину она ещё ни разу не водила, но ездила раньше на своём Матизе в Талицу и на работу. Машину продала. Теперь смысла в ней нет: работа-то под окнами дома! Минута пешком.

9:40. Снова в путь. Яна за рулём. Ведёт не очень уверенно, это с непривычки. Даже опытному водителю требуется время, чтобы привыкнуть к габаритам незнакомого транспортного средства. Ваня хоть и занял кресло пассажира, но продолжает следить за дорогой и объясняет, как правильно включать передачи.

Мне пишет мой друг по походам, Алексей. Он занимается заявкой в нацпарк Югыд-Ва. Мы поедем туда через три недели, это будет ещё один большой поход. Шлю ему фото паспорта.

10:00. Обходим Камышлов. Впереди светофор, ремонтируют мост. Яна делает первую остановку. Привыкает к машине. Разбирается с передачами.

10:30. Камышлов позади. Дорогу здесь активно расширяют, что не может не радовать. Три года назад, когда я ездил на фестиваль под Тюмень, тут ещё была узкая дорога.

10:40. Ура! Пошла широкая четырёхполосная дорога, правда, недолго. Снова едем 100 км/ч.

10:55. Минуем посёлок Пышма.

11:10. Техническая остановка на 5 минут в кармане перед Талицей. Яна меняется с Ваней местами. Впереди должен быть пост ГАИ. Яна звонит маме в Талицу, а та отвечает, мол, пост-то снесли! Зря шуганулись.

11:27. Проехали поворот на Талицу. Сбоку от дороги стройка, здесь тоже расширяют трассу.

11:50. Четырёхполоска. Кайфуем! Наваливаем 130 км/ч. Это Тугулымский район. Где-то рядом детский лагерь, куда Яна ездила в детстве. Она очень любила там бывать. Рядом с лагерем есть горячий источник. Слушаем метал-оперу Эпидемии. Яна раздаёт сосиски в тесте, которые сама испекла. Вкусно!

12:04. Четырёхполоска закончилась. А вот и Янин лагерь. Скоро Тугулым. Даша рассказывает, как она первый раз пошла волонтёром на спортивное мероприятие — прыжки на лыжах. Интересный опыт.

12:25. Заехали в Тюменскую область. Ландшафты максимально выровнялись, горы надолго остались позади. Началась Западно-Сибирская равнина. Даже ни одного намёка на холмики. Дорога сухая. В хмурых облаках появляются просветы. Надежда, что догоним-таки лето, продолжает теплиться.

12:55. Тюменская объездная закончилась. Дорога сузилась. Хрустим яблочками.

13:10. Газпромовская заправка. Заливаем бензинчик. Проголодались. Будем искать укромное местечко для обеда.

Я вообще очень люблю фотографию. За три года я конкретно прирос к своему Никону, беру его почти на любое мероприятие, в поездки. Я признаю только фотосъёмку, сделанную профессиональным оборудованием. Кто бы что ни говорил, никакой самый современный смартфон не сравнится по качеству снимка с профи техникой. Особенно, если условия съёмки экстремальные, нужна макросъёмка, съёмка удалённых объектов или освещение слабое.

13:45. До Ялуторовска осталось 15 км. Решили, что будем обедать в кафе у трассы. Моросит, но недолго.

13:55. Остановились у кафе. Идём кушать. В кафе достаточно уютно.

Пройдя трудный горный маршрут группе предстояло еще подготовиться к ночлегу

14:27. Пообедали. Сдобрили обед салатом и травами, которые насобирала в дорогу Дашина мама. Едем дальше. Дорога снова стала шире. До Омска 550 км. Нам надо добраться туда до конца дня.

14:40. Проехали Заводоуковск.

14:54. Теплеет! Уже +13! За окнами тянется лесостепь. Ландшафты до безобразия ровнёхонькие. Будто бы полотно равнины утюгом выгладили.

16:00. Едем уже 8 часов. Машин на дороге стало мало, и, как следствие, наша скорость заметно выросла. Даша прикорнула на заднем сиденье. Отдыхает.

16:23. Поворот на Тоболово. Теплеет. +17. Вокруг появилась дымка. Запахло гарью. Как будто лес горит где-то.

16:35. Поворот на Курган перед Ишимом. Дым рассеялся.

16:55. Ванину машину прям заметно качает, когда мимо проносятся фуры. Сдувает встречным потоком. Так, глядишь, и взлетим!

17:10. Впервые за день мы увидели солнце. По правую сторону дороги тянется поле, засеянное рапсом яркого салатового оттенка. Мы долго спорим, что же тут растёт, и приходим к выводу, что это рапс.

17:30. Заехали в Омскую область. Она встречает нас болотами. Стела на границе региона какая-то тухленькая. Я даже и не понял, что это стела. 😅

17:45 Время поменялось на омское — 18:45, +1 час ко времени Екатеринбурга. Удачно проскочили ремонтируемый участок. С другого конца участка скопилась большая пробка.

19:05. После последнего ремонта перед нами скопилась большая колонна из машин. Аккуратно обгоняем фуры по одной.

19.08. Ееее! Обогнали всю колонну! Снова можно поддать газку.

19:20. Остановились на заправке за кольцом на Крутинку. До Омска осталось 170 км. До заката ещё далеко, успеем, полагаю, добраться до места ночёвки засветло. Я забронировал в центре Омска хостел на четверых. Интересно, какой он?

19:40. Заправились, перекусили котлетками, которые состряпала Яна. Двигаем дальше. Из Омского хостела мне уже в WhatsApp написывают, спрашивают, когда приедем.

20:06. Проехали Тюкалинск. Это единственный город в Омской области, не считая самого Омска, который находится на этой трассе. Вообще, Омская область небогата городами. Их тут всего шесть.

20:25. По обочинам попадаются погибшие берёзовые заболоченные леса, из трясины одни стволы обломанные торчат. Низкие серые дождевые облака совсем исчезли. Догнали хорошую погоду! На восток!

21:00. Осталось уже совсем немного. Над Омском видны мощные испарения. Завтра с утра обещают дожди. Холодный фронт двигается на восток, следом за нами. Не отстаёт!

21:20. Где-то на подступах к Омску дорога стала шире, но полотно везде в ремонтах. Едем медленно. Девчонки скинули мне фотки паспортов, и я закинул их женщине-администратору хостела. Она пообещала заселить нас дистанционно.

21:29. Западный обход. Приближаемся к окраинам Омска. Яна говорит, что никогда не видела вдоль трасс мотелей с надписью «гостиница». Солнце заходит. Всё вокруг подсвечивается удивительным золотистым оттенком, как будто смотришь через очки с фильтром. Очень необычно!

21:39. Заехали в Омск.

22:00. Едем по центру Омска. Нигде не горят уличные фонари. Вообще нигде. От слова совсем. С чем связано отсутствие света, не знаю. Омск — город сумрака.

22:10. Включились-таки фонари!

Пройдя трудный горный маршрут группе предстояло еще подготовиться к ночлегу

Осматриваемся. Интерьер комнаты весьма необычен: спальные места размещены в два яруса. Внизу пару кресел, столик и двуспальная кровать, наверху — две односпальные полки. Вот мы с Дашей их и займём!

Я перевожу хозяйке деньги за комнату — 1600 рублей, и мы спешим в кафе Японский Дворик, пока оно ещё не закрылось. Девчонки куда-то деваются. Мы с Ваней степенно идём к забегаловке, полагая, что Яна с Дашей убежали вперёд, но там никого нет. Оборачиваемся. Идут! Просто отстали от партии.

Заказываем сет на четверых: 1,5 кило роллов. Пока он готовится, успеваем совершить променад до омского ЦПКиО. Уже 11 часов вечера, свет в парке гасят. Идём обратно. Улица Хмельницкого застроена кирпичными аккуратными сталинками в два этажа. Олдовый город, местами обшарпанный, но по-своему уютный.

Забираем сет и идём ужинать. Ваня в шутку предлагает взять пива и идти смотреть футбол — полуфинал Евро: Испания — Италия.

— Тогда мы точно завтра отсюда не уедем! — смеюсь я.

Пройдя трудный горный маршрут группе предстояло еще подготовиться к ночлегу

Сегодня мы проехали 956 км за 13 часов. Завтра нужно проехать примерно столько же. Ставлю будильник на 7:45.

Гора мертвецов

На третьей неделе поисков, летчик Геннадий Патрушев заметил из кабины самолета перевал Дятлова и погибших туристов. Интересен факт, что по какой-то случайности пилот познакомился с ребятами из группы Дятлова накануне их рокового восхождения.

Это знакомство произошло в одной из местных гостиниц. Патрушев прекрасно знал и понимал, какие опасности таит в себе знаменитая «Гора мертвецов». Именно поэтому он неоднократно отговаривал альпинистов от восхождения на нее.

Пройдя трудный горный маршрут группе предстояло еще подготовиться к ночлегу

Группа Игоря Дятлова накануне трагедии

Он даже старался заинтересовать их другими вершинами, делая все возможное, чтобы они отказались от запланированного похода. Однако все усилия Геннадия оказались тщетными, так как целью туристов была «Гора мертвецов».

Когда спасательная бригада оказалась на перевале, где произошла трагедия, перед ней открылась ужасная картина. Два человека лежали неподалеку от входа в палатку, а еще один находился внутри нее.

Сама палатка была разрезана изнутри. Очевидно студенты, гонимые каким-то страхом, были вынуждены разрезать ее ножом, а затем бежать наутек по склону горы в полуобнаженном виде.

День 10. Финальный

По грунтовой широкой дороге отправились дальше в путь до Новопрохладного. До него идти не так уж и долго оказалось, но вчера по темноте идти было бы опасно.

А вот виднеется Новопрохладное.

А вот мы его прошли.

Свернули к брёвнам, чтобы не идти по асфальтированной дороге.

Решили поискать броды. Мы по ним скучали.

Надоело ходить и бродить. Вышли на луг.

Ну красиво же

Но рано или поздно всё кончается. Луга тоже закончились. Начались лесные дороги. По которым не только лишь все проедут.

Грязи местами по колено. Идёшь, ноги гудят, грязь от обуви килограммами отлипает, переходишь на древнерусский, вспоминаешь события вековой давности, ругаешь распустившуюся молодёжь и испытываешь прочие радости от усталого организма.

В общем, к половине третьего выползли из зоны леса к трассе. Грязные, уставшие, но довольные путешествием.

Заранее позвонили водителю, чтобы он забрал нас в определённом месте. Потому что идти по асфальтовой дороге к условленному месту встречи усталым путникам не хотелось.

Водитель забрал нас и отвёз к арендованной заранее квартире, где мы уже вдоволь наелись всего, чего хотели.

Пройдя трудный горный маршрут группе предстояло еще подготовиться к ночлегу

Вид из окна

На этом маршрут можно было считать законченным. А то, что у нас был ещё запасной день в котором мы прогулялись по Армавиру, посетили краеведческий музей, закупились на местном рынке, это уже другая история. Которая будет показана в видео.

А вот уже через день после окончания похода мы уехали на вокзал и оттуда почти два дня ехали поездом до Санкт-Петербурга, где и распрощались друг с другом. Рассказ окончен, но история о путешествиях только начинается.

Спуск в нижний лагерь

На следующий день нас ждало новое восхождение на пик Бокс, но уже по более сложному маршруту. Моим товарищам не терпелось вернуться в нижний лагерь. На леднике было жутко холодно, даже молнии на палатках замерзали так, что приходилось их специально отогревать. Мы решили поскорее спускаться вниз.

Без сложных мест, конечно, не обошлось: два раза мне хотелось бросить все прямо на вершине, я жалела, что вообще пошла. Но мне все же удалось преодолеть себя – и это чувство победы ни с чем не сравнимо!

Пройдя трудный горный маршрут группе предстояло еще подготовиться к ночлегу

По дороге обратно, в нижний лагерь, мы с соседкой по палатке немного сошли с пути. Это произошло случайно, но, как посчитал инструктор, поставило наши жизни под угрозу. Мы шли по ущелью, где постоянно летели гигантские камни. Наши рюкзаки были очень тяжелыми, почти неподъемными (мой весил 25 килограммов). Так что назад вместо полутора часов мы шли три.

Через несколько дней весь лагерь приветствовал коллег из моего отделения, вернувшихся с восхождения разрядниками и победителями. А ко мне со словами поддержки никто даже не подошел – все продолжали делать вид, что ничего не случилось. В тот момент я поняла, что эти люди перестали быть для меня товарищами.

Трагедия

Вечером следующего дня в лагерь прибежал незнакомец. Он сказал, что с пика Учителя сорвался человек и ему нужна помощь. Мы организовали спасотряд и кинули все силы, чтобы спасти его. Но травмы оказались несовместимы с жизнью: мужчина скончался на руках у нашего доктора. Выяснилось, что он был на восхождении с другом, и они пренебрегли всеми правилами техники безопасности. У них не было с собой оборудования, касок, курток, солнцезащитного крема, даже горных ботинок – они поднимались на гору в обычных кроссовках! Таких ошибок горы не прощают.

Пройдя трудный горный маршрут группе предстояло еще подготовиться к ночлегу

Погибший поскользнулся на снежном кулуаре на одной из ложных вершин и, пролетев триста метров вниз, сильно побился. Его друг спустился к пострадавшему и все время сидел рядом, а группа киргизов, совершавшая параллельное восхождение, побежала вниз звать на помощь. Случилась трагедия в пять часов вечера. Самый первый спасотряд прибыл в восемь, но пострадавший находился в опасном месте, к которому просто так было не подобраться. Еще час опытные альпинисты спускались к нему. Мужчина находился в сознании и даже отвечал на вопросы, но вскоре скончался от полученных травм.

15 июля 2021 г. , четверг, Маральник — Чемал

7:00. Просыпаюсь. За окном стучит дождь. В полвторого ночи я проснулся, понял, что замёрз и встал, чтобы достать спальник. Даша — хитрюга, забрала себе тёплое одеяло. 😅 Накрываюсь спальником и вновь проваливаюсь в сон. Через час открываю глаза и вижу голубое небо за окном. Рассвело.

Выхожу размяться, ставлю кастрюлю с водой на газ. За завтраком к нам подходят две пожилые женщины, общаемся. Они сегодня поедут на Мультинские озёра на Газике. Кто-то завершает поход, а у кого-то всё ещё впереди!

10:05. Выезжаем с Маральника. Пешая часть похода завершена. Останавливаемся ненадолго на мосту через Мульту в последний раз, чтобы запечатлеть её дикую грацию.

Пройдя трудный горный маршрут группе предстояло еще подготовиться к ночлегу

10:30. Посёлок Мульта. Обсуждаем, где остановиться по дороге, чтобы затариться мёдом и разными ништяками. Делаем остановку у рынка. Я закупаюсь мёдом, вареньем и разными штуками.

11:10. Делаем фото у моста через Катунь. Пока гуляли по мосту, мимо на всех парах промчался внедорожник Мицубиси и ушёл в закат.

Пройдя трудный горный маршрут группе предстояло еще подготовиться к ночлегу

11:20. Повернули на Усть-Кан.

12:00. Доехали до Усть-Коксы, сделали небольшую остановку. Затарились сувенирами в местном магазинчике.

12:35. Едем дальше.

13:28. По правую руку промелькнула Усть-Коксинская солнечная электростанция — огромная территория с солнечными панелями.

14:10. Остановились перед деревней Кырлык. Яна захватила с собой мешочек и отправилась собирать чабрец. Какой же здесь стоит аромат!.. Я ходил-ходил по холму, тоже не удержался, вернулся к машине, достал пластиковый контейнер и насобирал примерно половину.

Пройдя трудный горный маршрут группе предстояло еще подготовиться к ночлегу

14:55. Проехали чуть дальше и остановились чуть поодаль от закрытого придорожного кафе, у реки. Идём смотреть Усть-Канскую пещеру. К пещере ведёт длинная деревянная лестница. Вход в пещеру расположен в скале, очень высоко над поверхностью поймы реки. Подниматься довольно высоко. Проектировщики — молодцы, сделали на лестнице площадки для отдыха со скамейками. Не каждый здоровый-то осилит такой подъём за один подход.

Наверху нас ждёт разочарование: вход в пещеру закрыт. Зато какие отсюда открываются виды на окрестные горы и поля! Невероятная перспектива!

Пройдя трудный горный маршрут группе предстояло еще подготовиться к ночлегу

В Усть-Кане делаем остановку на пообедать. Идём в местную столовую.

16:20. Стартуем из Усть-Кана.

Даша просит, чтобы мы её оставили на повороте на Чуйский тракт. Считаю наши совместные расходы в смартфоне. До сего дня мы делили на четверых, теперь будем делить на троих.

17:50. Повернули на Чуйский тракт. Даша решила сойти здесь и ещё недельку-другую покататься по Алтаю, съездить в сторону Ташанты на алтайский Марс и на Телецкое озеро. Мама Даши наказала ей не приезжать домой в Нижний Тагил до конца августа. 😅 Горячей воды нет. Опрессовки! Да и почему бы не посмотреть Алтай, когда столько свободного времени в запасе и ты уже здесь?

Поворот. Заправка. Помогаем Даше выгрузить её пожитки, тепло прощаемся. Даша доверяет мне доставку её лишних вещей и хранение их до востребования в Екатеринбурге.

Всё, мы остались втроём. Яна в шоке, признаётся, что не смогла бы путешествовать так, как путешествует Даша: с палаткой, автостопом, в одиночку.

18:25. Фотографируемся у стелы на Сëминском перевале. Дело идёт к вечеру. Похолодало. Сегодня нам нужно добраться в Чемал — главный курорт Алтайского края. Переночуем там, а на следующий день поедем дальше. Я нашёл хостел в Чемале, созвонился с хозяйкой и забронировал для нас трёхместный номер.

Пройдя трудный горный маршрут группе предстояло еще подготовиться к ночлегу

20:30. Приехали в Чемал. Ещё не темно. Прогулялись к острову Патмос на реке Катунь, однако наткнулись на закрытую калитку. Проход на остров закрывается в 19:00, сегодня туда нам уже не попасть. На острове расположен храм. Довольно известное место, но о нём мне рассказала Яна. До этого не слышал про него. На остров ведёт подвесной мост. Мы спустились на пляж напротив острова и поглазели на мост и храм снизу.

Пройдя трудный горный маршрут группе предстояло еще подготовиться к ночлегу

Закупились продуктами на ужин и завтрак. Заселились в хостел, на третий этаж. Хостел представляет собой деревянный дом, довольно приличного размера. Кухня-столовая очень просторная. Хозяйку зовут Марина. Приятная скромная женщина. На территории хостела у ворот привязана на цепь собака. Она нас облаяла, разумеется.

Залез в интернет, посмотрел результат финала Евро-2020. Италия обыграла по пенальти Англию. Италия — новый чемпион!

Туристы проходили трудный горный маршрут. На одном из перевалов они были отрезаны снежной лавиной и два дня провели в снежном плену, пока их не нашли спасатели. Вернувшись на базу, они в первую очередь попросили горячий чай и подсели к огню. Потребность в тепле является для людей потребностью

1 мая. Праздник весны и труда. Подъём в 7 утра. Красивые виды.

Однако пришло облако и спутало планы. Сидим ждём, пьём чай.

Вскоре прояснилось и в половину десятого мы вышли на маршрут.

По пути начали встречаться туристы. Необычно встретить других людей после стольких дней путешествия своей группой.

Путь лежал через перевал Чёртовы ворота, и мы очень надеялись, что название своё он не оправдает.

Пофоткались перед точкой перевала.

Но перевал в целом сложный, уклоны склонов крутые. А ещё туман.

Так в общем-то и шли по маршруту до горы Асбестная. По планам была радиалка на неё, но из-за тумана на неё не пошли. Шли и шли, много снежников по пути, в некоторых нога по колено проваливалась.

К часу вышли к Малому Тхачу. Туман ещё стоит, никуда не делся.

Вышли к Осетинской развилке и решили ставить палатку, так как пошёл дождь. Время около двух дня.

Пережидая непогоду, дремали. Я лежал в неудобной позе и мне всё время холодило правую руку. Согревались чаем и согревали палатку.

Как-то так вышло, что решили дальше не идти и устроить ночёвку здесь, благо рядом был снежник. Да и разведгруппа рассказала о двух маршрутах дальше: один из них сложный с уклоном в 70, другой полегче с мягкими берёзками по правую сторону. Решили идти на следующим день лёгким маршрутом.

На этом праздничный день подошёл к концу. Хотя какой тут праздник, в тумане всё, нагнали облаков, а мы в них ходи.

Восхождение на пик Учителя

На пятый день наш тренер, а по совместительству и главный тренер на сборах, решил, что пора выдвигаться на первый пик. Это был пик Учителя высотой 4540 метров. Маршрут несложный, он проходится ногами, даже без использования веревки. По сути, это больше треккинг, чем настоящий альпинизм, но мы покоряли пик в отвратительную погоду. Наш инструктор решил, что «мы должны узнать, что такое настоящие горы»: он хотел, чтобы мы увидели суровый Кавказ вместо солнечной киргизской Ала-Арчи. Так свое первое восхождение в Киргизии я совершила в буран и жуткий холод (скорость ветра была около 30 км/ч!) и при очень низкой видимости. Рельеф горы был покрыт снегом, было очень скользко. С нами на восхождение отправились еще несколько групп, но благодаря «спартанскому» подходу нашего инструктора мы пришли самые первые. Нам нельзя было останавливаться, есть, пить, отдыхать – только идти вперед и терпеть, поэтому мы очень завидовали остальным группам, где отношение к участникам было более милосердным. Пока они жадно пили чай около вершины или утеплялись, мы топали вниз, уставшие, мокрые, замерзшие, но все равно довольные.

Через несколько дней мы ушли на ледник. Оттуда мы планировали совершить два восхождения и провести там суммарно около трех дней. В итоге из-за плохой погоды нам пришлось остаться на неделю.

16 июля 2021 г. , пятница, Чемал — Новосибирск

7:00. Подъëм. Ночью Ваня менялся с Яной местами и спросонья несколько раз стукнулся о стену, причём как минимум два раза он сделал это весьма громко. Я всё слышал. 😅 Но спалось очень хорошо! Крепко!

Идём завтракать на первый этаж. По дому бродит симпатичный котёночек, исследует углы и дырки, пытается пробраться в одну из них, но упирается в тупик и сдаёт задом обратно. Забавный! За завтраком мы с Ваней располовинили пачку мюслей, которая осталась после похода. А Яна только кофе выпила. Утром она мало ест.

8:35. Выезжаем из Чемала. Следующая остановка — мост в посёлке Элекмонар. Гуляем около моста и по мосту через Катунь. Мост односторонний, платный. 70 рублей с машины берут. И только наличкой. Светофор на мосту не работает. Пешеходы по мосту ходят свободно. Вид с моста на реку потрясающий.

Пройдя трудный горный маршрут группе предстояло еще подготовиться к ночлегу

9:30. Едем дальше. Впереди нас — старенькая праворульная Тойота с квадратным номерным знаком. Ваня говорит, что знаки квадратного форм-фактора для легковых автомобилей в России разрешили недавно, может, год назад. Раньше их не было. Я тоже вижу впервые.

9:51. Проехали Чепош.

Обсуждаем пост из группы Вконтакте «Байки лаовая». Министр образования Китая посетил завод в России. В результате стороны подписали контракт на поставку в КНР 250 автобусов КАвЗ-3976 — модели, снятой с производства в 2012-м году и возрожденной по личному постановлению премьер-министра РФ. У этих автобусов очень жёсткая подвеска. Жаль, что это всего лишь байка с Панорамы. Было бы прикольно так двоечников перевоспитывать. 😅

10:00. Кольцевое движение. Съехали на Чуйский тракт.

Решили заглянуть в национальный музей.

Пройдя трудный горный маршрут группе предстояло еще подготовиться к ночлегу

12:00. Ваня купил билеты на троих, по 250₽. Я нацепил бахилы на шлëпанцы, так и пошёл в музей. Женщина, сотрудница музея, посоветовала сразу идти смотреть мумию девушки, которую нашли на Алтае в 1993 году, но я прослушал, в каком именно зале эта мумия находится. Я пошёл по первому этажу и потерял ребят из виду. Больше всего мне понравилось на втором этаже: тут и идолы всякие, и экспозиции, и национальная одежда, и предметы быта. Ходили мы по музею часа полтора. Я даже проголодался. В некоторых залах прям ощутимо прохладно.

Пройдя трудный горный маршрут группе предстояло еще подготовиться к ночлегу

13:30. Вышли из музея. Идём обедать. Взяли по шаурме, вернулись к машине. Пока кушали, выставили наши мокрые вонючие кроссовки наружу подсушиться. Яна ещё утром заметила, что в салоне автомобиля попахивает тухлятинкой. Да все заметили, что уж тут! Издержки походного лайфстайла.

14:20. Выезжаем из Горно-Алтайска. Яна предложила посетить зоопарк, ей рекомендовали туда сходить.

Ищу квартиру посуточно в Новосибирске рядом с зоопарком. Мониторю предложения на Авито. Но рядом с зоопарком всё занято на сегодня. Забито всё от слова совсем. Отпуска, наверное. Часа два искал. В конце концов нашёлся вариант на улице Станиславского за 2000₽. Это левый берег. Зато рядом с выездом в сторону Омска.

Параллельно мой братишка записывает голосом в WhatsApp историю своего недавнего романа. Слушаю.

20:40. Новосибирск, встречай! Идём в зоопарк!

Пройдя трудный горный маршрут группе предстояло еще подготовиться к ночлегу

На зоопарк у нас осталось меньше полутора часов. Мы побродили по павильону с обезьянами, поглядели лосей, оленей, овцебыков, волков. Часть зоопарка закрыта. Идёт строительство. Новосибирский зоопарк по территории больше екатеринбургского.

Заехали в Окей, купили покушать и стиральный порошок. Кроссовки надо срочно стирать. Иначе не доедем до дома!

22:50. Приехали на левый берег, когда уже стемнело. Здесь широченные улицы, по 6−8 полос. Хозяйка Ольга появилась минут через пять. На электросамокате подкатила!

Заходим в квартиру. Дом снаружи, конечно, старый, убитый, но сама квартира отличная. Всё необходимое есть. И ремонт современный.

—  Я квартиру отремонтировала, а дом не стала! — шутит Ольга в ответ на Ванины претензии к внешнему виду дома.

Осмотрели квартиру, я перевёл Ольге деньги, и она уехала домой. Загрузили в машинку стирать наши кроссовки, стельки и носки.

Вовсю занимаюсь планированием второго похода — на Приполярный Урал, который обещает стать не менее интересным путешествием. Нашёл пару вариантов по билетам в Инту. После ужина созвонился с Алексеем, обсудили. Остановились на варианте выезжать в Инту 24 июля утром в 5 часов утра, обратно из Инты — 6 августа в 18 часов вечера. Алексей за то, чтобы по приезду в Инту в полвторого ночи сразу пересесть в вахтовку и утром выйти на маршрут, чтобы день не пропал.

Оцените статью
Мой маршрут