Путь из варяг в греки проходил по маршруту через какие реки и города

Путь из варяг в греки проходил по маршруту через какие реки и города Маршрут

СсылкиПравить

Сам путь Нестором не детализируется. Во введении «Повести» следом за рассказом о полянах и путешествии апостола Андрея на север указывается, что дорога проходила следующим примерным маршрутом:

Описанный маршрут включает целую систему рек, соединяющих Балтику с Черным морем, но известен и другой маршрут, ведущий от Балтийского моря к побережью Каспия. Перед варягами, попавшими на озеро Ильмень, вставал выбор — плыть ли в сторону Византии или за арабским серебром на восток.

Путь из варяг в греки проходил по маршруту через какие реки и города

Торговля

Непременный атрибут торговых путей — археологические находки не характерных для данной местности предметов. Для пути из варяг в греки этими предметами являются серебро родом из Передней Азии или Северной Африки, а также вещи, созданные в Византии и Скандинавии.

«В варяги» везли прежде всего арабское серебро, которое для скандинавов олицетворяло богатство и являлось ценным сырьем для ювелирных изделий. В Скандинавию привозили также меха из северных лесов Восточной Европы и, предположительно, железо-сырец. Активно велась торговля как массовыми, так и эксклюзивными товарами и предметами роскоши — стеклянными украшениями, посудой и шелком из Византии. В свою очередь, на юг отправлялись та же драгоценная северная пушнина, а также традиционные мед и воск.

Арабские авторы и тот же Константин Багрянородный сообщают, что по Балтийско-Днепровскому пути везли и рабов. Как правило, это были пленники из Восточной Европы, захваченные в ходе войн.

Путь из варяг в греки проходил по маршруту через какие реки и города

Торговля шла не только между «варягами» и «греками». В ней участвовало и население близлежащих к «пути» территорий. Как правило, у местных выменивали меха, отдавая взамен украшения, железо, посуду.

ГеографияПравить

Несмотря на то, что летописец называет этот путь путём «из варяг в греки», описан он в обратном направлении, как путь «из грек в варяги».

Новгородская летопись 1199 года гласит, что из Новгорода во Владимир едет посольство просить одного из сыновей великого князя Всеволода Большое Гнездо на княжение в Новгород. Князь Мстислав Удалой идёт защищать Новгородскую землю от владимиро-суздальских князей тоже этим же путем (1216 год). И, наконец, в 1229 году новгородцы пустились в погоню за литовцами, опустошившими всё верховье Волги, опять-таки «Серегером», мимо Березовского городища. Татаро-монголы пошли на Новгород, по-видимому, также этим путем, хотя он и был длиннее прямого сухопутного — на Вышний Волочок и Крестцы — на 6 переходов. А путь этот обозначен в хрониках по озеру Селигер к Березовскому городищу, волоком в озеро Щебериха (2,5 км), а затем через реки Щебериху и Полу в озеро Ильмень.

В переводе на современные названия, путь от древних торговых центров Скандинавии (Сигтуна, Бирка или Висбю) и южного берега Балтики (Волин /Винета, Йомсбург/, Старигард, Ральсвик на острове Рюген, Щецин) проходил Балтийским морем через Финский залив, затем по реке Неве (здесь были пороги), по штормовому Ладожскому озеру, реке Волхов (ещё одни пороги) через Рюриково городище в озеро Ильмень, а оттуда вверх по реке Ловать с дальнейшим переходом в Днепр.

Как именно путь проходил от Ловати до Днепра (или в обратном направлении), точно неизвестно. Возможно, маршруты были разными. Один из возможных вариантов пути пролегал через Западную Двину: из Ловати волоком через водораздел до озёр Усвятское и Узмень, откуда по реке Усвяче в Западную Двину.

Наиболее удобные переходы из Днепра в Западную Двину были на участке между Смоленском и Оршей, с одной стороны, и Витебском и Суражем, с другой стороны, где расстояние между Днепром и Западной Двиной доходит до 80 км, а притоки этих рек подходят друг к другу на расстояние до 7—15 км, что делало возможным переправлять суда и грузы волоком.

Предполагается, что существовало два главных пути между Днепром и Западной Двиной.

Первый — из Днепра у села Катынь в озеро Купринское у деревни Лодыжицы (бывшее Лодейницы), из которого весной при высокой воде волоком через деревню Ермаки в реку Удру у деревни Соболи и далее по рекам Удре и Клец в озеро Каспля.

Существование этого варианта пути подтверждается многочисленными памятниками: укреплённые поселения у начала и конца волока (Лодейницы и Каспля); небольшие укреплённые убежища вдоль трассы (Куприно, Ермаки, Соболи, Волоковая); древние курганы одиночные и групповые на реке Катынке, озере Купринском, реке Удре и озере Каспля. Подтверждают местонахождение волоков и данные топонимики — названия Катынь, Лодейницы, Волоковая.

Второй вариант пути — из Днепра у деревни Комиссарово по реке Березянка до города Рудня, затем волоком через деревню Переволочье в озеро Большое Рутавечь между селом Микулино и деревней Заозерье, далее по реке Рутавечь в Касплю и Западную Двину. На этом пути были также укреплённые пункты: Приволье, Рудня, Микулино, Ковали, Понизовье, Кошевичи, а также большое количество курганов у деревень Заозерье, Ковали, Силуяново и других. Топоним Переволочье также подтверждает наличие здесь волока.

Как доехать, где отдохнуть, что посмотреть

Маршруты, описание, история, фото, погода

Экономическое значение пути для Древней Руси

Торговые отношения с южными регионами осуществлялись с помощью лодок, которые на Руси называли ладьей. Их размеры были разные, в длину более 10-16 метров, а в ширину – от 2-х до 3,5 метров. Использовались на таких судах паруса и несколько весельных рядов. Для передвижения по Черному морю, купцы использовали византийские корабли.

Из Скандинавии купцы везли рабов и солдат, сырец-железо, амбру, кожаные и костяные предметы. Шли оттуда и товары, награбленные морскими разбойниками. Из Прибалтийских земель доставлялся янтарь, а из северорусских земель – разнообразная пушнина, воск, смола, древесина, мед, ремесленные предметы. Более южные русские территории торговали хлебом, серебром, изделиями местных ремесленников. Византия, в свою очередь, предлагала посуду, ткани, вина, иконы, книги, пряности, ювелирные изделия и др.

Поскольку данный маршрут очень сложный для прохождения из-за климатических и географических особенностей, то ряд историков считают, что он был мифическим. Такого мнения придерживается С. Бернштейн-Коган, однако делит этот путь на две экономические зоны – южную и северную, которые имели место быть. Это мнение разделяется некоторыми специалистами, которые ссылаются на слабую источниковую базу. Они считают, что говорить о едином торговом пространстве не стоит.

В развитии торговли славяне были заинтересованы, для Руси она была очень выгодной и имела огромное экономическое значение.

В географическом плане, возникшие на территории Древней Руси города, располагались вдоль главного речного пути «из варяг в греки» — они длинной цепочкой вытянулись по линии Днепр-Волхов.

Этот товарообмен между государствами закреплялся законодательно, обговаривались особые условия, учитывающие не только Византийские законы, но и законы Древней Руси, а это говорит о том, что торговый путь «из варяг в греки» имел не только экономическое, но и политическое значение для развития дальнейших связей.

Великий торговый путь на протяжении 6-ти веков был основным каналом общения между языческим севером и просвещенным Средиземноморьем с традициями античной культуры и государственности.

Общество Византии, имевшее развитое ремесло, древние городские центры, высокую культуру и сложные политические структуры, являлось сильнейшим импульсом для развития славян, скандинавов и других народов Восточной и Северной Европы.

Торговый путь «из варяг в греки» был путем от языческого варварства Севера к эллинистически-христианской духовности, соединивший две цивилизации – древнюю римско-византийскую с рождающейся балтийской цивилизацией Северной Европы.

Со второй половины XI века это транзитное движение начало затухать, что было обусловлено общим изменением исторической обстановки в Европе. Одна из причин того связана с появлением транс-европейских сухопутных дорог.

Торговая артерия Древней Руси

Расхожее словосочетание «путь из варяг в греки» в разговорной речи обозначает тяжелую и долгую дорогу, пройденную от начала до конца. Так ли был сложен этот путь, проложенный купцами Древней Руси, Скандинавии, Восточной Европы?

От рабов до икон

С VII века, еще до принятия Христианства на у славян, по низовьям Днепра начинают плавать воинственные викинги, совершающие грабительские набеги на богатые города южного побережья Черного моря. Вплоть до начала XI века у водного маршрута, проложенного поперек Европы, было в основном военное значение. Дружины викингов, а позже и варяжские отряды русских князей по «пути из варяг в греки» плыли для грабежа Византии и подвластных ей племен.

Путь из варяг в греки проходил по маршруту через какие реки и города

Торговым, его тоже сделали викинги. И первоначально, основным товаром, поставляемым в Константинополь стали славянские рабы, столь ценимые на невольничьих рынках Византийской Империи. В обратную сторону шло серебро в монетах, так как в Северной Европе еще не было чеканки собственной монеты, а скандинавские вожди нуждались в собственной казне.

В начале XI века, когда дорога по рекам, в Византию была уже хорошо изучена, а вдоль маршрута появились многочисленные поселения, жители которых привлекались для обслуживания проплывающих кораблей, направление от Ладоги в Константинополь, становится основной транспортной и торговой артерией, которая соединила моря: Балтийское (Варяжское) и Черное. Правящая элита и купцы Древнерусского государства нуждаются в товарах, поставляемых из Византии и Малой Азии.

Это в основном, предметы роскоши, ювелирные украшения, виноградные вина, пряности, дорогие ткани. От Новгорода до Киева снаряжаются купеческие корабли, которые везут для продажи на черноморских рынках: лес, лён, мёд, невыделанные кожи, смолу, керамику. Торговцы Северной Европы, активно пользуются речным маршрутом, чтобы сбыть богатым византийцам, награбленное викингами, во время походов. Везут в Константинополь и в другие крупные города, ценимый в империи янтарь с Прибалтики, качественное шведское железо и оружие, моржовую кость, меха.

Благодаря развитию торговли, стали развиваться и территории, по которым проплывали караваны с товарами. Возникали поселения,строились пристани, укрепления, небольшие верфи. Началось освоение территорий нижнего Приднепровья, где в устье была возведена крепость Олешье, которая стала опорным пунктом в торговле с Южной Европой и Малой Азией. Со стороны Византии этим путем в Древнерусское государство прибывали первые священники, иконы, книги.

Первые послы тоже прибывали на Русь по Днепру. Академик Лихачев в своих трудах, высказывал теорию, что речной путь из «варяг в греки» в X-XII веке был основным европейским транспортным коридором с севера на юг, с очень большим оборотом и его значение для всей европейской торговли было уникальным. Благодаря транзитному положению в это время очень разбогатели древнерусские города Великий Новгород, Киев, Чернигов, Смоленск. Славянские мастера научились строить более совершенные суда, называемые ладьями. На карте-схеме Древней Руси легко проследить ,что государство расширялось по маршруту варяжского пути.

В течении почти 250 лет речной коридор от Балтики до Византии успешно использовался — развивал торговые, религиозные, культурные связи между Северной и Южной Европой. Но в первой половине XIII века движение по нему прекратилось. На это есть несколько причин: нашествие кочевников в среднее и нижнее Приднепровье, начинающийся затяжной кризис Византийской Империи и новые торговые пути с севера на юг, проложенные через другие реки.

Природные условия

Протяженность пути составляла около 2 тысяч километров по материковой части и более 4 тысяч — по морям в обход Европы. Дорога была непростой, природные условия и общая малозаселенность делали путешествие весьма опасным.

На одних участках рек ладьи должны были двигаться против течения, на других — преодолевать пороги. Так, на Волхове на протяжении 20 километров продолжаются Волховские и Пчевские пороги. Всего же на пути от озера Нево до устья Днепра общая протяженность порогов могла доходить до 200 километров.

Неспокойное озеро Ильмень даже сейчас может быть проблемным для судов, а по реке Ловать на юг нужно было плыть против течения, причем до определенного места. Далее — волоком и с использованием сети мелких речек, таких как Каспля и Жереспея, можно добраться до Днепра. Эти реки также могли преподнести неприятные сюрпризы, например на Каспле в то время существовали значительные пороги.

Путь из варяг в греки проходил по маршруту через какие реки и города

Днепр течет спокойно примерно до Орши, далее начинаются Кобеляцкие пороги, а затем еще девять опасных участков, ныне затопленных Днепровским водохранилищем. Император Константин Багрянородный писал, что приплывающие ладьи, потрепанные порогами и долгой дорогой, требуют переоснащения. Вероятно, с необходимостью ремонта судов связано появление цепочки поселений по берегам Волхова и в районе Днепровских порогов.

Тирас — Белгород (Аккерман), на пути из Черного моря в Балтийское

Остатки древнего города Тиры лежат на высоком мысу западного берега Днестровского лимана (в пределах современного города Белгород-Днестровский).

Путь из варяг в греки проходил по маршруту через какие реки и города

В средние века здесь было основано новое поселение, имевшее разные названия (Туррис, Белгород, Ак-Либа, Акча-Кермен, Монкастро, Аккерман). Тирас был основан в конце 6 -й -й век до нашей эры, и стал крупным торговым портом Древнего мира. Развитие Тиры было достаточно быстрым благодаря экономическим контактам, в первую очередь, с гетским населением и кочевыми народами Поднестровья, а также посреднической торговле с Древним миром. Торговля велась по морским путям вдоль береговой линии и по реке Тирас (ныне Днестр). Торговый путь вдоль этой реки восходит к каменному веку. Город стал важным международным портом, соединяющим Восточную Европу со Средиземноморьем. Древний порт располагался на берегу реки в черте города Тиры. К третьему кварталу 5 -й -й век до нашей эры, Тира становится самым значительным центром региона. Во второй половине 4 века до н.э. Тира начинает чеканить полисные монеты, чтобы поддержать развитие торговли. Период между концом 5 гг.

Путь из варяг в греки проходил по маршруту через какие реки и города

Новый подъем Тиры был связан с Римской империей. Во время правления императора Клавдия Рим оказывал Тире экономическую помощь. При императоре Нероне в 56-57 годах нашей эры был принят специальный закон, регулирующий отношения между Римом и Тирой.

Путь из варяг в греки проходил по маршруту через какие реки и города

Тира переживала экономический подъем, который был вызван усилением торговых операций между населением Приднестровья со всем Днепровско-Дунайским междуречьем и древним миром. Днестр, главный торговый путь Тиры, пересекает всю территорию современной Украины, беря начало в Карпатах. Здесь берет начало река Сиан, приток другой важной водной артерии — Вислы, впадающей в Балтийское море. Так единый торговый путь соединяет Балтийское и Черное моря.

Янтарный путь с древних времен был известен как один из главных европейских торговых путей. Янтарь перевозили с Балтийского побережья в различные районы Европы и Азии, что сделало Днестр одним из отрезков этого торгового пути. Этот драгоценный камень стал одним из самых прибыльных предметов торговли во времена правления Римской империи.

Таким образом, Тира находилась на пересечении морских и речных путей, протянувшихся с запада на восток вдоль побережья Черного моря вплоть до Средиземного моря, и с юга на север вдоль реки Днестр. Это было время, когда были созданы основные транснациональные торговые пути.

Путь из варяг в греки проходил по маршруту через какие реки и города

В начале 3 -го века нашей эры Тирас сохраняет свой статус важного морского и речного порта. На верфях, дислоцированных в дельте Днестра, строились корабли, использовавшиеся готами во время морского похода на Рим в 269-270 гг. История Тиры содержит значительный массив свидетельств для исследования отношений между древней цивилизацией и варварскими народами Восточной Европы. Помимо фортификационных сооружений, в Тире можно найти остатки древнегреческих, римских и византийских построек.

Немалую роль в те времена играла и Великая Соляная дорога, протянувшаяся вдоль Днестра, от соляных копей в Прикарпатье, и проходящая через Белгород в другие земли. Еще одним крупным торговым путем был Великий шелковый путь, пролегавший еще до 1-го -го века нашей эры. Шелк, изобретенный в Китае, стал основным экспортным товаром. Восточные народы также поставляли фарфор, чай, лакированные изделия, драгоценные камни, рабов, хлопок, кожу и ковры.

Путь из варяг в греки проходил по маршруту через какие реки и города

Золотоордынский период был очень важен в истории Белгорода (турецкое название — Акча Керман, греческое название — Аспрокастро, в европейских источниках упоминается как Маокастро, Маврокастро, Монкастро). Город был заселен несколькими этническими группами, в т.ч. в «Житии Иоанна Нового» (середина 14 -го века) и некоторых генуэзских источниках упоминаются итальянцы, евреи, «татары», «сарацины», «монголы», православная община (греки, болгары, русины). В 13 -й — 14 -й вв. Белгород был ремесленным центром, экспортировавшим местную продукцию в различные регионы. Так, в «Codex Latinus Parisinus» (1396 г.) Монкастро изображен как четырехбашенная цитадель.

Путь из варяг в греки проходил по маршруту через какие реки и города

Эта крепость была предназначена в первую очередь для защиты порта. Белгород стал одним из крупнейших транзитных центров по реализации зерна в Европу. Между второй половиной 13 века и началом 14 века крымские ханы и итальянцы имели большое сотрудничество. Белгород становится одним из самых значительных портов побережья Черного и Средиземного морей, куда приезжают купцы из Италии, Испании, Византии и Северной Европы.

В конце 14 века Белгород (Аспрокастро) вошел в состав Молдавского княжества. На развалинах Тираса начинается строительство большой крепости. Самое раннее описание Белгорода было сделано в 1421 году французским послом Жильбером де Лануа, который писал: «Здесь я пришел в город на берегу Черного моря, который называется Монкастро или Белгород, на берегу реки, где генуэзцы , живут валашский и армянский народы».

В составе Молдовы город был привилегированным автономным сообществом, имевшим право чеканить собственную монету. Продуманная сеть укреплений обеспечивала прикрытие основных дорог, ведущих во внутренние районы страны.

Путь из варяг в греки проходил по маршруту через какие реки и города

В турецкий период (с 1484 г.) город стал важным форпостом Османской империи и получил дальнейшее развитие как центр торговли. Османские султаны хотели захватить торговые порты на побережьях Дуная и Днестра, прежде всего Белгород и Килия. Эти два порта называли «Ключами к воротам в Польшу, Россию, Тартарию и все Черное море». В 1632 году итальянский монах Никколо Барси писал, что город был укреплен валами и стенами, а также крепостью.

Путь из варяг в греки проходил по маршруту через какие реки и города

Белгородская крепость – уникальное выдающееся произведение фортификационной архитектуры 14 – 17 вв.

Путь из варяг в греки проходил по маршруту через какие реки и города

в Юго-Восточной Европе. Крепость является крупнейшим по размерам и наиболее хорошо сохранившимся памятником инженерного искусства и оборонного зодчества Украины. В комплексе Белгородской крепости прослеживается несколько основных периодов строительства, связанных с развитием европейской фортификационной и инженерной мысли.

Крепость является крупнейшим по площади (9 га) и наиболее хорошо сохранившимся памятником инженерного искусства и оборонного зодчества Украины. В комплексе Белгородской крепости прослеживается несколько крупных строительных периодов, которые были связаны с развитием европейской фортификации и инженерии. В целом представляет собой сложную защитную систему фортификационных сооружений, как из камня, так и из земли, построенную для защиты порта и дельты реки Днестр, которые были частью трансграничного торгового пути из Средиземного и Черного морей в Балтийское море. .

Одной из главных особенностей объекта «Тирас-Белгород (Аккерман) – на пути от Черного и Балтийского морей» является то, что это открытый город-крепость, который с древнейших времен до 18 го века, неоднократно ремонтировался.

Путь из варяг в греки проходил по маршруту через какие реки и города

На протяжении двадцати пяти веков он был главным портом, соединявшим Балтийское море со Средиземным морем.

Обоснование выдающейся универсальной ценности

«Тирас – Белгород (Аккерман), на пути от Черного моря к Балтийскому» – уникальный комплекс памятников, в котором остатки древнего города сочетаются с выдающимися средневековыми укреплениями. Место, стратегически расположенное на юге Украины, в устье реки Днестр, на пути из Балтийского моря в Средиземное через Черное море, играло значительную роль в политической и культурной жизни нескольких цивилизаций. как международный порт «река-море» на протяжении тысячелетий, связанный с важнейшими историческими событиями Юго-Восточной Европы.

Объект представляет собой многослойный комплекс памятников, образовавшийся в результате развития ряда цивилизаций в уникальном ландшафте Приднестровья. Расположение Тураса в степной местности, в устье Днестра, делало его привлекательным местом для расселения носителей разных языков и культурных традиций: греческих, восточнославянских, итальянских, русинских, молдавских, армянских, турецких.

Путь из варяг в греки проходил по маршруту через какие реки и города

В частности, Тира была зоной соприкосновения античной цивилизации с варварским миром Юго-Восточной Европы, сыграла решающую роль в эллинизации кочевых и земледельческих народов всего региона и является уникальным образцом античного города. на территории которого в средневековый период был построен комплекс укреплений. Кроме того, Белгородская крепость является выдающимся образцом европейского инженерного знания и фортификационного искусства 14 -й -18 -й вв., прекрасно вписываясь в окружающий ландшафт. В то же время Белгород является прекрасным образцом хорошо сохранившейся крепости, защищавшей порт и контролировавшей торговый путь из Черного моря в Балтийское.

Выдающаяся универсальная ценность объекта заключается в неповторимом сочетании остатков древнего города, которому более 25 веков, с шедевром европейского фортификационного искусства, сформировавшимся на фоне уникального ландшафта, на торговой маршрут, соединявший Южную и Северную части Европы.

Критерий (ii): Территория, расположенная в восточной части современного города Белгород-Днестровский (Одесская область, Украина), использовалась древними народами для расселения с позднего палеолита.

Путь из варяг в греки проходил по маршруту через какие реки и города

Античный полис Тира, сначала как древнегреческая колония, позднее как восточный форпост Римской империи, был местом контактов античных цивилизаций Средиземноморья и Причерноморья с варварским миром Юго-Восточной Европы. . Город был значительным древним портом «река-море», находившимся на пересечении морских и речных путей, протянувшихся с запада на восток вдоль побережья Черного моря, затем в Средиземное море, а также из с юга на север вдоль реки Днестр. Это было время, когда формировались основные транснациональные торговые пути. Расположенный на пересечении древних торговых путей, город испытывал постоянное воздействие различных культур Юго-Западной и Северной Европы, а также Востока. Жители Тиры, а затем и средневекового города Белгорода оказали большое влияние на культуру населения сопредельных территорий, сыграли решающую роль в эллинизации, а также в общем культурно-экономическом развитии скифов, гетов, сарматы, черняговцы и другие кочевые и земледельческие народы. Средневековый Белгород, в центре которого располагалась крупнейшая крепость Юго-Восточной Европы, продолжил эту традицию, став важным пунктом на торговых путях «Из варяг в греки», «Шелковом пути» и «Соляная дорога».

Путь из варяг в греки проходил по маршруту через какие реки и города

Критерий (iv): Белгород-Днестровская (Аккерманская) крепость, построенная на месте античного города Тиры и раннесредневекового городища, является уникальным памятником средневекового оборонительного зодчества. Крепость раскрывает важные и самобытные культурные элементы геокультурного региона, хорошо сохранившиеся укрепления различных типов и примеры применения разнообразных и сложных строительных технологий. Таким образом, это выдающийся образец фортификационного сооружения и один из самых представительных и интересных памятников военной архитектуры и инженерного искусства не только на территории Украины, но и во всей Восточной Европе. По своим конструктивным и архитектурным особенностям крепость является одним из наиболее значительных образцов военного зодчества средневековой Европы, что позволяет увидеть несколько важных этапов развития фортификационных работ.

Путь из варяг в греки проходил по маршруту через какие реки и города

Критерий (vi): Памятники культурного наследия, расположенные в пределах объекта «Тирас – Белгород (Аккерман)», были непосредственно связаны с важными событиями, имевшими место во времена контактов античной и средневековой цивилизаций с древним населением Северного Причерноморья и Восточной Европы, а также в средневековый и современный периоды истории города.

Путь из варяг в греки проходил по маршруту через какие реки и города

Разнообразные археологические и архитектурные памятники (остатки античного города и золотоордынского города, раннехристианский храм, остатки греческой и армянской средневековых церквей, крепость, источник Иоанна Трапезундского и Сучавского), созданные в разные периоды разными народами (древними славянами, византийцами, татарами, выходцами из Средней Азии, молдаванами, итальянцами, турками, украинцами), образуют уникальный поликультурный комплекс, сохраняющий высокую ассоциативную ценность для современных народов и этносов региона и всего Восточного Европа. Крепость и город стали свидетелями важнейших исторических событий 14 9 в.0206-й -19 -й вв., будучи постоянно вовлеченным, как объект и как субъект, в политическую и военную историю Северного Причерноморья, в частности в составе Галицко-Волынского, Великого Литовского , Молдавских княжеств и Османской империи. Здесь происходили многочисленные события, связанные с борьбой украинского и балканского народов против захватнической политики Османской Порты и Крымского ханства, за освобождение от турецкого ига, с походами украинских казаков и русско-турецкими войнами.

Исторические памятники города Белгород-Днестровский тесно связаны с жизнью выдающихся исторических деятелей разных народов: Александра Македонского, римских императоров, православного святого Иоанна Трапезундского (Иоанна Нового), молдавских мастеров Стефана чел Маре, Александру И чел Бун (Добрый), султан Баязид Великий, казачьи атаманы Иван Сулима, Иван Сирко, Иван Палий, русские военные деятели Михаил Кутузов, герцог де Ришелье. На протяжении многих веков Белгородская крепость своим историческим содержанием и природным окружением вдохновляла выдающихся художников многих национальных культур на создание выдающихся произведений, в т.ч. «Житие Иоанна Нового», стихи Александра Пушкина, Леси Украинки, Михая Еминеску. Все эти памятники и художественные произведения способствовали превращению Белгорода-Днестровского в значительный семиотический центр историко-культурного наследия народов Причерноморья.

Сертификаты подлинности и/или целостности

Процесс исследования, изучения и публикации археологических и архитектурных памятников, входящих в состав комплекса «Тирас – Белгород (Аккерман), на пути от Черного моря к Балтийскому» , существует уже более 100 лет.

Эти памятники являются аутентичными и подпадают под высший уровень национальной правовой охраны путем внесения в Государственный реестр недвижимого культурного наследия. Весь комплекс памятников находится на своем историческом месте, объект в целом имеет достаточный уровень сохранности. Артефакты, являющиеся результатом археологических исследований, хранятся в музейных коллекциях. Памятники Белгородской крепости в целом сохранили черты, свойственные времени ее образования (XIV-XVIII вв.), и обнаруживают высокий уровень достоверности. Целостность номинируемого объекта вместе с окружающим ландшафтом обеспечивается комплексной охраной.

Сравнение с другими аналогичными объектами

Участок «Тырас – Белгород (Аккерман), на пути из Черного моря в Балтийское» – древний порт «река-море», который располагался на пересечении речные и морские торговые пути, протянувшиеся с запада на восток, а затем в обратном направлении вдоль побережья Черного и Средиземного морей, а также с юга на север по реке Днестр.

Волоком к Днепру

Если читать летопись, то все кажется простым в этом торговом пути. Но, когда начинаешь, прокладывать маршрут на карте, приходит осознание, насколько тяжелы и опасны были эти путешествия. Ведь только, расстояние от устья Невы и до Константинополя составляет почти 3500 километров, из которых, относительно пригодных для плавания, на небольших парусных лодках не больше половины.

Начиная, с устья широкой и полноводной Невы путешественников подстерегали опасности. Это и огромное Ладожское озеро с его морскими штормами и ураганными ветрами, пороги на реке Волхов, общей протяженностью почти 19 километров. Чтобы пройти Волховские пороги, надо было разгрузить судно и высадить людей, а потом тянуть его против течения, по бурной речке. И всё это по местам безлюдным, лесистым и болотистым.

Путь из варяг в греки проходил по маршруту через какие реки и города

Потом озеро Ильмень, с его быстрым и непредсказуемым течением и мелкая, узкая речка Ловать, по которой надо плыть с особой осторожностью. После этого начинался сухопутный участок пути. Десятки километров, до верховьев Днепра, большие и тяжелые лодки тащили по суше (по волоку) при помощи бревен или деревянных катков. Относительно спокойное плавание было по Днепру, где до низовьев можно было передохнуть от тягот путешествия.

Но в низовьях подстерегали, знаменитые днепровские пороги, которые удостоились описания самим византийским императором Константином Багрянородным, как бушующие и ненасытные. Всего порогов было девять и чтобы их пройти без потерь, нужно было не только выгрузить весь груз и тянуть лодку веревками, но и беречься от степных кочевников, которые, постоянно, в этих местах устраивали засады на проплывающих. Для безопасности ладьи собирались в караваны от 5 и более единиц.

После прохождения самого опасного участка, обычно проходил ремонт судов, переоборудование их для морского прибрежного плавания. И вдоль берега Черного моря караваны судов наконец попадали в Константинополь.

Такое плавание занимало обычно 3-4 месяца, причем многие участки маршрута были проходимы только весной, при половодье или осенью, в период дождей. Часто, плывущим, в Византию и обратно, приходилось делать длительные остановки, поджидая высокого уровня воды. Поэтому плавание, вполне могло затянуться и на год.

Думаю, вы также понимаете, почему путь так назывался. Потому что по нему в основном торговали варяги с греками.

Волго-Балтийский торговый путь

В ходе Великого переселения народов германцы завоевали земли Римской империи, благоприятные по природным условиям с развитым хозяйственным, политическим и культурным античным опытом. Что касается восточных славян, то они попали на территории с суровым климатом и без достижений цивилизации. В результате этого развитие восточнославянского мира шло медленнее по сравнению с Западной Европой.

Территории, колонизированные восточными славянами, имели разный уровень развития и разную плотность населения.

Для развития торговых отношений с соседями Древняя Русь использовала еще трансконтинентальный торговый путь.

Проходил он из Северо-Западной и Центральной Руси к Хвалынскому морю по реке Итиль через земли Волжской Булгарии.

Путь из варяг в греки проходил по маршруту через какие реки и города

Рисунок 2. Великие торговые пути. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Страны Переднего Востока и Средней Азии доставляли арабское серебро еще в VIII веке через Северный Кавказ по Волге в Волго-Окское междуречье и Ладогу.

Восточные славяне торговали с Прикаспийскими странами в докиевский период. По Волге на своих кораблях они достигали столицы Хазарии и, уплатив пошлины, выходили в Хвалынское море (Каспийское).

Принявшие ислам булгары в IX веке научились выплавлять чугун, воздвигали каменные и деревянные мечети, торговали по Волге рожью, чеканили собственную монету.

Их кожаные изделия были широко известны во многих странах мира. В безмонетный период эквивалентом денег служили шкурки куниц и белок.

В результате исследований Нижней Печоры и Острова Вайгач были обнаружены предметы новгородского и булгарского происхождения, что говорит о проникновении в этот район.

Булгары в военном деле использовали верблюдов, приводя противника в замешательство, потому что лошади их боялись.

Волжская Булгария в течение 7 лет вела борьбу против монголо-татар и их главный город Биляр, был разрушен татарами в 1236 г.

Попытки контроля над волжской торговлей и торговыми связями с восточными славянами Киевская Русь предприняла в конце X века, о чем писал историк В. Н. Татищев.

Торговое соглашение между Русью и Булгарией было заключено в 1006 г.

Булгары в 1024 и в 1229 гг. снабжали продовольствием голодающие русские города. Из Булгарии в Новгород привозили фаянсовую посуду из белой глины иранского происхождения.

Из трех великих речных путей Волго-Балтийский торговый путь был самым ранним. В раннем Средневековье он соединял Скандинавию с халифатом.

Однако и свое международное значение тоже стал утрачивать раньше других.

Расцвет его пришелся на вторую половину IX века, когда он обеспечивал экономическое благосостояние Руси, Волжской Булгарии, средней части Хазарского каганата в низовьях Волги.

Впоследствии этот торговый путь летописи называли «из варяг в булгары».

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Организация путешествия

Путь «из варяг» начинался с побережья Швеции, с острова Готланд или других мест прибрежной Скандинавии. Считается, что воины и торговцы до Ладоги или Волхова добирались на больших морских ладьях — это корабли около 17 метров в длину и 2-3 — в ширину, обязательно имеющие парус и десяток пар весел. Судно было тяжелым, но с небольшой осадкой (около 1 метра), что позволяло викингам причаливать прямо к берегу и грабить близлежащие поселения.

Далее путешественники пересаживались на речные суда — они были меньше по размеру (до 10 метров в ширину) и с осадкой до полуметра. Такие ладьи-долбленки, сделанные из ствола одного дерева, также могли ходить под парусом и веслами, но с меньшим количеством гребцов.

Опасные пороги преодолевались одним из двух способов: на частично избавленных от груза судах либо волоком в обход. В первом случае использовались шесты или крепкая веревка для вытягивания ладьи, во втором — колеса или катки. Историки предполагают, что путь иногда использовался и в зимнее время, когда волоком тащить корабли по льду гораздо легче, чем по земле, особенно с использованием саней.

Если верить скандинавским сагам и письмам Константина Багрянородного, то путешествие из варяг в греки начиналось обычно весной, реже — осенью, но тогда зиму, как правило, проводили на «озере Нево» и весной отправлялись дальше. Таким образом, основной грузопоток приходился на раннюю весну-начало лета, когда реки были достаточно полноводны для прохождения судов.

Путь из варяг в греки проходил по маршруту через какие реки и города

Торговля и грабёж. Последующие эпохиПравить

Поскольку в эту историческую эпоху у племён и сообществ подобных варягам, граница между торговлей (обменом товарами) и грабежом была весьма неустойчива, трудно сказать — когда именно торговля стала превалировать над грабежом и водным пиратством. Даже после образования государства династии Рюриковичей (Древнерусского государства) походы на Константинополь за «добычей» не прекратились.

В более позднюю историческую эпоху этот же водный путь и те же плавсредства использовались запорожскими казаками в их походах на столицу Османской империи Царьград (Стамбул). Для сравнения — аналогичные процессы на водном пути Волга—Каспий — поход казаков во главе со Степаном Разиным в Персию «за зипунами».

Оцените статью
Мой маршрут