Сайт психолога Пяташовой Е.В

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 19 «Василек»

Индивидуальный образовательный маршрут

воспитанника с ОВЗ Андрея Б.

МБДОУ «Детский сад № 19 «Василек»

Выполнила: Лямина Е.Ю.

1. Пояснительная записка

4. Учебно-тематический план

5. Содержание разделов индивидуального образовательного маршрута

6. Требования к уровню подготовки воспитанника по данной программе

7. Перечень учебно-методического обеспечения

Об индивидуализации в образовательном процессе говорится в последнее время достаточно много. Однако конкретные методические разработки или рекомендации встречаются не так часто.

Одним из вариантов, способствующих реализации индивидуальных образовательных потребностей является индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) воспитанника.

Цель ИОМ ориентирована на достижение воспитанником государственного стандарта, т.е. на результаты освоения программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.

Принципы разработки индивидуального маршрута дошкольника:

1.Структурно-системный принцип, согласно которому речь рассматривается как системное образование взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое.

2.Принцип комплексности предполагает комплексное воздействие различных технологий (медицинских, психологических, педагогических) на один объект, обеспечивая согласованную деятельность всех специалистов.

3.Принцип дифференциации раскрывается в дифференцированном обучении детей в соответствии с их возможностями и проблемами, уровнем речевого развития и механизмом системной речевой недостаточности. С учетом данного принципа происходит объединение детей в малые группы и их обучение.

4.Принцип концентризма предполагает распределение учебного материала по относительно замкнутым циклам — концентрам. Речевой материал располагается в пределах одной лексической темы независимо от вида деятельности.

5. Принцип последовательности реализуется в логическом по строении процесса обучения от простого к сложному, от известного к неизвестному. В коррекционной работе с детьми (независимо от возраста) выделяются два последовательных этапа (подготовительный и основной), которые согласуются с содержанием педагогического воздействия по всем разделам программы.

6. Принцип коммуникативности. Согласно этому принципу обучение организуется в естественных для общения условиях или максимально приближенных к ним. Реализация принципа коммуникативности заключается в уподоблении процесса обучения процессу реальной коммуникации.

7. Принцип доступности определяет необходимость отбора материала в соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка, программными требованиями обучения и воспитания.

8. Принцип индивидуализации предполагает ориентацию на три вида индивидуализации: личностную, субъектную, индивидную. Личностная индивидуализация требует учитывать в процессе занятий такие свойства личности как сфера желаний и интересов, эмоционально-чувственная сфера, статус в коллективе. Субъектная индивидуализация принимает во внимание свойства ребенка как субъекта деятельности. В основе индивидной индивидуализации лежит учет уровня психического развития ребенка.

9. Принцип интенсивности предполагает использование на занятиях различных приемов интенсификации (создание проблемных ситуаций, участие в ролевых играх, применение средств наглядности), а также аудиовизуальных методов обучения, мнемотехники, психокоррекции и пр.

10. Принцип сознательности обеспечивает формирование чувства языка и языковых обобщений.

11. Принцип активности обеспечивает эффективность любой целенаправленной деятельности

12. Принципы наглядности, научности, прочности усвоения знаний, воспитывающего обучения позволяют правильно организовать процесс коррекционно-развивающего обучения.

В данной работе представлен индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ.

Ф.И.О. ребенка: Андрей Б.

Группа: для детей с задержкой психического развития

Дата поступления ребёнка в ДОУ: 01.09.2019

Ф.И.О. родителей (законных представителей):

Выписка из заключения ТПМПК: Подтвержден статус лица с ОВЗ, рекомендовано обучение по АООП ДО для детей с ЗПР, с 01.09.2019 года. Рекомендованы занятия с логопедом, дефектологом в условиях группы компенсирующей направленности. Наблюдение педиатра, психиатра, невролога.

Направления коррекционно-педагогической работы: осуществляется по направлениям:

-ознакомление с окружающим и развитие речи;

-сенсорное развитие; развитие пространственного восприятия;

-работа над звукопрозношением;

-развитие звукового анализа и синтеза;

-элементарные математические представления;

Форма проведения взаимодействия с ребенком: занятие, игровая деятельность, совместная деятельность, беседы, наблюдения, индивидуальная работа.

Виды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, музыкальная, конструктивная, двигательная, самообслуживание и элементарный бытовой труд.

Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка: Освоение ребенком адаптированной образовательной программы ДОУ для детей с задержкой психического развития, составленной на основе программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Общие задачи на период реализации ИОМ:

создание специальных условий в процессе обучения и воспитания с целью преодоления, ослабления, устранения недостатков познавательной и речевой деятельности;

выявление особых образовательных потребностей ребенка;

осуществление индивидуальной педагогической помощи ребенку;

способствовать усвоению ребенком образовательной программы дошкольного образования;

обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребенка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей, стимулирование индивидуальных возможностей;

оказать методическую помощь родителям, имеющим ребенка с ОВЗ.

Взаимодействие специалистов ОУ: вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создать единое коррекционно-образовательное пространство и определенную предметно-развивающую среду.

Форма работы с родителями:  привлечение к участию в образовательной, игровой деятельности, совместная с родителями образовательная и игровая деятельность, индивидуальная работа. Выполнение рекомендаций психолога, дефектолога, музыкального руководителя, консультации, практикум, собеседование, обмен опытом.

Предполагаемый результат: повышение уровня социальной и коммуникативной компетентности, уровня самооценки.

Психолого-педагогическая диагностика уровня развития ребенка:

-сентябрь (определение исходного уровня развития ребенка);

— январь (промежуточная диагностика, отслеживание динамики развития, эффективности проводимой работы);

— май (итоговая диагностика, мониторинг динамики развития, эффективности работы за учебный год)

Диагностика развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Наряду с диагностикой в процессе реализации ИОМ проводится мониторинг, который позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии.

Целью мониторинга является обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно – развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.

1. Организация логопедической, психолого-педагогической диагностик (стартовой, промежуточной, итоговой).

2. Оценка эффективности использования системы коррекционной работы, ИОМ.

3.Выявление изменений в динамике речевого развития ребенка и прогнозирование конечного результата.

1. Сбор медико-педагогической информации о ребенке.

2. Логопедическое обследование.

4.Анализ и оценка полученных данных.

5.Выстраивание ИОМ ребенка.

6.Интеграция, координация деятельности специалистов ДОУ и родителей в рамках единого пространства речевого развития ребенка.

7.Отслеживание динамики развития дошкольника, прогнозирование конечного результата.

Без мониторинга проводимая коррекция речевого нарушения может оказаться не только бесполезной, но и вредной, усугубляющей нерешенные проблемы ребенка.

4. Учебно-тематическое планирование

Название мероприятия Участники Период проведения мероприятия

Анкетирование участников образовательного процесса Педагоги РодителиРебенок 1 раз в месяц и по мере необходимости

Консультации, беседы ПедагогиРодители 1 раз в неделю и по запросу

Коррекционно-развивающие занятия Педагоги Ребенок Ежедневно в течение всего учебного года

Родительские собрания ПедагогиРодители 4 раза в течение учебного года

Оформление родительских уголков Педагоги Родители Еженедельно и по мере необходимости

5. Содержание разделов маршрута в соответствии с образовательными областями

Годобучения Разделы программы. Задачи воспитания и обучения.Особые отметки

I. Ознакомление с окружающим и развитие речи

1. Ознакомление с природой.учить наблюдать за сезонными изменениями в природе

различать и правильно называть состояние погоды

учить узнавать и правильно называть времена года по их отличительным признакам в природе и на картинке

расширять, уточнять и систематизировать представления о растениях ближайшего окружения, об условиях их жизни, сезонных изменениях

уметь отнести к обобщающим понятиям деревья, кустарники, цветы, овощи, фрукты, ягоды, грибы

учить различать птиц по величине, окраске оперения, пению, повадкам

правильно называть насекомых, их характерные особенности

познакомить с домашними и дикими животными, учить различать их по размеру, характерным частям тела, повадкам, познакомить с местом проживания животных, чем питаются, какую пользу приносят

2. Ознакомление с жизнью и трудом людей.познакомить с трудом родителей, закрепить знания о занятиях братьев и сестёр

иметь представления и уметь рассказывать двумя – тремя предложениями о труде взрослых

знать свои имя, фамилию, свой возраст, имена и отчества родителей, имена братьев, сестёр, бабушки и дедушки

познакомить с понятием «семья», дать представления о родственных связях

знать любимые занятия членов семьи, уметь рассказывать, как семья проводит досуг

домашний труд взрослых членов семьи, какую помощь оказывают дети родителям в домашнем труде

знать 2 – 3 названия бытовой техники, правила обращения с техникой, правила безопасности

любимые игрушки и настольные игры

расширять и обогащать знания о предметах домашнего обихода (мебели, посуде, одежде, обуви, головных уборах)

II.Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия

учить различать и правильно называть цвета: красный, жёлтый, оранжевый, зелёный, синий, фиолетовый, коричневый, белый, чёрный

узнавать и правильно называть геометрические фигуры ( круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)

развивать умение видеть форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими эталонами

указывать размер предметов (большой – маленький, большой – больше – самый большой – самый маленький, больше, чем – меньше, чем) при сравнении нескольких предметов разной длины, высоты, ширины

учить приёмам сопоставления двух или нескольких предметов по цвету, форме, размеру: прикладыванию вплотную при распознавании цвета, накладыванию друг на друга при определении формы, уравниванию по одной линии при определении размера

уметь составлять ряды из геометрических фигур одинаковой формы, одной величины, одинакового цвета

уметь подбирать геометрические фигуры, разные по цвету и по величине различать правую и левую руку, ногу, правую и левую сторону тела и лица человека, ориентируясь на сердце с левой стороны, определять направление от себя, двигаясь в заданном направлении (вперёд – назад, направо – налево, вверх – вниз)

различать пространственные понятия: правое – левое, верх – низ, спереди — сзади

уметь воспроизводить пространственные отношения между предметами по наглядному образцу и по словесному указанию, активно употреблять соответствующие слова в речи

III. Умственное развитие

учить составлять группы предметов на основании одного одинакового признака (цвета, формы, величины, назначения)

по полной аналогии (двух одинаковых признаков: по цвету и форме, форме и величине, цвету и величине)

по неполной аналогии (такого же цвета, но другой формы, такой же формы, но другой величины)

по трём признакам (такого же цвета, одинаковые по форме, но разные по величине)

учить относить наименования 3 – 4 конкретных предметов к обобщающим словам: по всем лексическим темам

учить различать части отдельного предмета и целый предмет, называть весь предмет по отдельной части с ярко выраженными опознавательными признаками

учить определять простейшие причины наблюдаемых явлений и событий ( на картинках и в реальной действительности)

IV. Работа над звукопроизношением

формировать правильное речевое дыхание ( целенаправленный длительный ротовой выдох, направленная воздушная струя, умение сочетать произнесение звука с началом выдоха, на одном выдохе произносить 3 – 4 слога, выработка дифференцированного дыхания – вдох ртом, выдох носом «Чей пароход лучше гудит?», «Фокус», «Футбол», «Подуй на листочки» «Тучки», «Шторм в стакане», « Подуй на карандаш»)

развивать мелкую моторику рук, конструктивного праксиса с помощью тактильно – вибрационного массажа, упражнений пальчиковой гимнастики, упражнений с предметами, обводки и штриховки фигур, составлении букв из элементов, работы по клеткам в тетради

расширять и уточнять словарь по лексическим темам

работать над чёткостью, координированностью движений органов артикуляции (общий комплекс артикуляционной моторики)

упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для постановки и правильного произношения свистящих звуков

упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для постановки и правильного произношения шипящих звуков

уточнение и постановка неправильно произносимых звуков________________________________________________

автоматизация изолированного звука ____________________ ( примерный срок)

автоматизация звука в слогах, словах, фразовой речи, в повседневной речи ( в отражённом повторении за воспитателем и в самостоятельном проговаривании) ________________________________________________ ( примерный срок)

дифференциация звуков в словах ________________________

дифференциация звуков во фразовой речи _________________

работать над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов: двухсложные слова без стечения согласных (вата, каток)

трёхсложные слова без стечения согласных (собака, телёнок)

односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова (кнут, волк)

слова сложной слоговой структуры

развивать грамматический строй речи, построение предложения

отчётливо произносить каждое слово в предложении, не торопиться, чётко проговаривать окончания в словах

использовать интонацию как средство выражения вопроса, просьбы, благодарности

правильно согласовывать существительные с прилагательными и числительными в роде, числе и падеже

понимать значение предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов

правильно употреблять в речи различные типы сложноподчинённых предложений с союзами и союзными словами

согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои

образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами

согласовывать существительные с числительными

образовывать наречия от прилагательных

образование форм степеней сравнения прилагательных (холоднее – самый холодный)

подбор родственных слов, синонимов, антонимов, омонимов, составление предложений с этими словами

образование новых слов с помощью приставок и суффиксов, словосложения

развивать связную речь

развивать интерес к художественной литературе, умение слушать литературные произведения различных жанров

составлять простые распространённые предложения

учить задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом

заучивать небольшие тексты, выразительно рассказывать их

учить рассказыванию знакомых произведений, их частичной или полной драматизации

пересказывать и составлять рассказы по картине и по серии картин составлять описательные рассказы с опорой на схему и без опоры

V. Развитие звукового анализа и синтеза

развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков

анализ и синтез звукосочетаний из 2 – 3 гласных звуков

гласные в начале, в середине, в конце односложных слов

выделение согласных звуков в разных позициях в слове

понятия «гласный звук», «согласный звук», «звук и буква», «твёрдый и мягкий согласный звук», «слово», «слог как часть слова», «предложение»

различать на слух твёрдые и мягкие согласные

преобразование слов путём замены или добавления звука

деление слов на слоги

анализ обратных и прямых слогов с изученными звуками

полный звуковой анализ и синтез слов

составление графической схемы предложений без предлогов, с простыми предлогами

чтение прямых и обратных слогов, односложных слов, выкладывание слов из букв

элементарные правила правописания ( раздельное написание слов слов в предложении, точка в конце предложения, заглавная буква в начале предложения и в именах собственных, правописание буквы и после ж, ш

VI. Обучение в игре

в дидактической игре учить детей с помощью слуха, зрения и осязания определять свойства предметов и материалов, из которых они сделаны

сравнивать предметы по цвету, форме, величине, группировать и классифицировать предметы одинаковые по цвету, форме, по цвету и форме, по форме и величине

группировать предметы по родовым понятиям (одежда, обувь и т.д.)

называть группы обобщающими словами

исключать лишний предмет

формировать умение концентрировать внимание, словесную память, зрительное восприятие

в сюжетно – ролевых играх составлять сюжет игры, развивать их использовать предметы – заместители

брать на себя роли

учит совместной игре небольшими группами при исполнении главной роли педагогом, ребёнком – лидером, самостоятельно

VII. Элементарные математические представления

считать различные предметы в пределах 10, уметь отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счёту?»

учит отсчитывать заданное количество предметов и обозначать количество соответствующим числительным

сравнивать две группы предметов на основании практических упражнений и выяснять, где предметов больше, меньше, одинаково практически иллюстрировать состав числа из отдельных единиц и из двух меньших чисел

ориентироваться на листе бумаги ( верх, низ, лево, право, середина) понимать смысл слов: между, за, перед, раньше, позже

решать простые арифметические задачи

различать геометрические фигуры

пользоваться знаками и обозначениями: +, -, =

VIII. Эмоционально – волевая сфера

активизация игровой деятельностивведение в игру учебных заданий, обогащение сюжетных игр проблемными ситуациями

игры с правилами: развивать самоконтроль, произвольность, саморегуляцию

развитие нравственных чувств и переживаний

умение брать ответственность на себя

понимать свои эмоциональные состояния

совмещение речевых формул действия и предметной деятельности

развитие программирующей функции речи

Целевые ориентиры Образовательной программы ДОУ выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы целевые ориентиры на этапе завершения детьми дошкольного образования предполагают формирование у воспитанников детского сада предпосылок к учебной деятельности.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

В учреждении созданы все условия для психолого-педагогического сопровождения детей и взрослых.

Материально-техническое обеспечение включает: соблюдение СанПиНа и правил пожарной безопасности, использование технических средств обучения и воспитания в соответствии с возрастными нормами и индивидуальными особенностями развития каждого дошкольника.

В учреждении имеется кабинет педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога. Все помещения оснащены необходимым оборудованием и разнообразной развивающей предметно-пространственной средой для осуществления процесса коррекционно-развивающей работы по всем разделам программы

— Бессонова Т.П., Грибова О.Е. «Дидактический материал по обследованию речи детей (ОНР)».

— Семаго М. «Психолого – медико – педагогическое обследование ребенка», Москва, 1999 г.

Анализ результатов коррекционно-образовательной работы: ребенок получал специализированную помощь в течение одного учебного года и по всем направлениям работы наблюдаются положительные результаты. За этот период работы были исправлены почти все нарушенные звуки. Функции фонематического слуха и навыки звукового анализа и синтеза сформированы не в полном объеме. Необходимо обратить внимание на развитие лексико-грамматической стороны речи и совершенствованию связной речи.

Индивидуальный образовательный маршрут — это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении. Он в полной мере позволяет реализовать принцип индивидуализации, который состоит в том, что дошкольник, способен идти своим путем, целенаправленно осваивая то, что именно для него является приоритетным, опираясь на его сильные стороны, природные склонности и способности.

Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности.

Особенности развития познавательных процессов

Карта развития ребенка

Фамилия, имя, отчество________________________________________________________________________________________________

Дата рождения ________________________________________________________________________________________________________

Домашний адрес ________________________________________________________________________________________________________

Дата поступления в группу _________________________________________________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество родителей, место работы, должность:

Анамнестические данные Беременность ________________________________________________________________________________________________________

Психомоторный анамнез: держит голову_________________________________________________________________________________________________

сидит _________________встаёт __________________ходит________________________________________________________________________________

Какие заболевания перенёс до года _______________________________________________________________________________________________________

Речевой анамнез: гуление_______________________лепет_____________________________________________________________________

первые слова___________________________речь фразой__________________________________________________________________________________________________

как быстро наращивался словарный запас___________________________________________________________________________________________________

не прерывалось ли речевое развитие_______________________________________________________________________________________________

Заключение отоларинголога _______________________________________________________________________________________________________

Заключение офтальмолога _______________________________________________________________________________________________________

Заключение ортодонта _____________________________________________________________________________________________________

Внешний вид ________________________________________________________________________________________________________

Состояние артикуляционного аппарата:

Губы (массивные, толстые, расщепление, послеоперационный рубец)__________________________________________________________________________________________________

Зубы (отсутствие передних резцов, поворот резцов)_________________________________________________________________________________________________

Прикус (мелкий, глубокий, прогнатия, прогения)______________________________________________________________________________________________

Твёрдое нёбо (узкое, куполообразное, расщелина)_____________________________________________________________________________________________

Мягкое нёбо (короткое, расщелина, отсутствие язычка, расщепление язычка)________________________________________________________________________________________________

Язык (широкий, массивный, утолщённый, узкий, короткий)_______________________________________________________________________________________________

Подъязычная связка (слегка укороченная, короткая, очень короткая)______________________________________________________________________________________________

Голос____________________________, высота ___________________, сила ____________, темп ___________________, внятность _________________, интонация _______________, наличие носового оттенка____________________наличие запинок____________________, заикание________________________________________________________________

Направленияобследования Знания, умения, навыки Iобследование IIобследование IIIобследование

1-й год 2-й год 1-й год 2-й год 1-й год 2-й год

Общие представления Имя,фамилия,возраст

Адрес, члены семьи

Интересы и занятия

Явления общественной жизни

Состояние познавательной деятельности

Восприятие Включение вряд

Ориентировка в пространстве(в, на, под)

Ориентировка на листе бумаги «Положи верно»

Тактильныйпредметныйгнозис «Что в мешочке?»

Временныепредставления Части суток

Мышление Найди времягода

Классификация картинок«Что к чему?»

Игровая деятельность предметная

игровые действия

сюжетная игра

Эмоционально-волевая сфера контактность

Звукопроиз-ношение1-ый год с сꞌ з з ш ж ч щ л л р р Другие звуки

Фонематическое восприятие ба –ната -на

ба –ба –паса – ша – САка – га — ха

Лексика «Что для чего?»-пылесос,холодильник

«Покажи и назови»

какой? лимонкакая? лисакакое? платье

«Назови какая, какой»сок из яблокашуба из меха

Притяжательные прилагательныеЧей хвост?Чей дом?

«Кто что делает?»

Грамматический строй «Один-много»

«Скажи ласково»

Связнаяречь Рассказ покартинке

Рассказ посерии картинок

Направления коррекционной работы:

Психолого-педагогическая характеристика ребенка

(по результатам первичного обследования)

I. Социально-личностное развитие

1. Эмоциональное состояние:

— веселое – грустное – спокойное;

— плаксивость – агрессия.

2. Особенности общения со сверстниками:

— общительный – пассивный — замкнутый – робкий — застенчивый;

— конфликтный – агрессивный – капризный – спокойный — избирательный;

— социальный статус: лидер, принятый, отвергаемый.

3. Особенности общения со взрослыми:

— легко – с трудом идет на контакт;

— проявляет – не проявляет инициативу в процессе общения;

— подчиняется требованиям – настаивает на своём;

— позитивное – негативное отношение к взрослому;

— конфликтный – агрессивный – капризный – спокойный – избирательный.

4. Особенности поведения:

— активность – пассивность,

— произвольность – непроизвольность поведения,

— сформированность – несформированность саморегуляции,

— медлительность – гипердинамичность.

5. Личностные особенности:

— уверенный – неуверенный,

— высокая – низкая самооценка,

— уравновешенный – вспыльчивый,

— доброжелательный – агрессивный.

6. Эмоционально-волевые нарушения:

— не наблюдаются;

— агрессивность — тревожность – страхи;

— гиперактивность – гипоактивность.

7. Качества личности:

— сильные стороны

— слабые стороны

II. Познавательная сфера

— эталонный тип,

— смешанный тип,

— синкретический тип.

— классифицирует по существенным – несущественным признакам;

— использует – не использует обобщающие понятия;

— устанавливает причинно-следственные связи верно – неверно;

— при сравнении объектов называет отличительные – сходные признаки;

— умение выполнять арифметические операции: знает счет в прямом порядке до ___ ;

в обратном порядке до___ ; совершает вычислительные операции в пределах ___ .

— зрительная, соответствует уровню;

— зрительная, не соответствует уровню;

— слуховая, соответствует уровню;

— слуховая, не соответствует уровню.

4. Устойчивость внимания:

5. Тип работоспособности:

— медленный неточный;

— быстрый точный;

6. Мелкая моторика:

— праворукость – леворукость;

— сильный – слабый нажим;

— наличие – отсутствие синкинезии;

— штрихует в одном – разных направлениях.

7. Речевое развитие:

— соответствие возрастной норме

— не соответствие возрастной норме.

Имеющееся речевые нарушение__________________________________________________

8. Готовность к школе:

9. Увлечения ребенка, кружки, секции ____________________________________________

Пример характеристики на ребенка

Характеристики деятельности: мотивация хорошая. Самоконтроль отсутствует. Работоспособность средняя Темп деятельности замедленный.

Культурно-гигиенические навыки: сформированы в соответствии с возрастом;

Общее развитие: ниже возрастной нормы;

Особенности и уровень развития познавательной сферы: владеет понятиями восприятия формы, цвета, величины («Коробка форм», «Матрешка», «Разложи на группы»).

Владеет понятиями времена года (иногда путает весну с осенью), называет приметы («Времена года»). Достаточный уровень развития произвольного внимания («Найди такую же картинку»). Запоминает с трудом («10 предметов»). Недостаточный запас знаний и уровень общей осведомленности («Покажи и назови»). Способна выделить объект из множества предложенных (парные картинки). Возникает трудность в складывании картинок разрезанных на три — четыре части. Из двух собирает быстро. («Разрезные картинки»). Низкий уровень развития целостного восприятия.

С трудом находит обобщающие слова, выполняет анализ, выполняет классификацию с помощью взрослого («Найди семью», «Рыбка»). Низкий уровень развития наглядно-образного мышления. Устанавливает сходство и различие между предметами («Найди такую же картинку»). Низкий уровень развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия. Слабо развита мелкая моторика («Рисунок человека»). Недостаточно развито воображение («На что похоже?»)

Игровая деятельность: Играет с детьми младшего возраста, хорошо контактирует. Может поддержать игру. Увлекается настольными играми по настроению. Сюжетно-ролевые игры бедны по использованию игровых атрибутов и сюжету. Игровая деятельность не соответствует возрасту;

Эмоционально-волевая сфера: эмоциональные вспышки проявляются редко. Бывает смена настроения (говорит, что не выспалась). Наблюдается скованность в движениях.

Коммуникативное развитие: не соответствует возрасту. Речь внятная, но ответы односложны.

Социальное развитие: не соответствует возрасту

(коммуникативные навыки сформированы недостаточно);

— восприятие: ниже возрастной нормы;

— память: ниже возрастной нормы.

— внимание: рассеянное, низкий уровень концентрации, переключения.

— мышление: ниже возрастной нормы;

— развитие речи: речь внятная, но ответы односложны.

«Знакомство с семьей дошкольника»

1.ФИО матери и отца (законных представителей) __________________________________

2.Образование матери и отца (лиц, их заменяющих)________________________________

3.Место работы, должность, контактный телефон матери и отца (лиц, их заменяющих) _____________________________________________________________________________

4.Члены семьи, живущие вместе с дошкольником _________________________________

5. Материально-бытовые условия (отдельная комната или отдельный уголок для ребенка, наличие рабочего места и т.д.) __________________________________________________

6.Семейные традиции (дни рождения, коллективное посещение кино или театра, школьные и другие праздники)__________________________________________________

7.Увлечения членов семьи (спорт, рыбалка, рукоделие, кулинария, коллекционирование, уход за домашними животными, искусство и т.д.)__________________________________

8.Увлечения ребенка (кружки, секции)___________________________________________

9. Обязанности ребенка по дому_________________________________________________

10. Кто в основном занимается воспитанием ребенка_______________________________

11. Методы воспитания (уговоры, убеждения, разъяснения, требования, наказания, поощрения, дружеский контакт и т. д.) ___________________________________________

12. Друзья ребенка (ходят в гости) _______________________________________________

13. Что вас беспокоит в ребёнке_________________________________________________

14. С каким настроением чаще всего ребенок приходит из детского сада _____________________________________________________________________________

15. Как складываются отношения с педагогами и со сверстниками___________________

16. Как вы организовываете деятельность ребенка (помощь в выполнении домашнего задания, культурный совместный досуг, ребенок самостоятельно находит себе дело)

17. Как часто посещаете родительские собрания____________________________________

Пример индивидуального образовательного маршрута

Образовательные области Проблемы, выявленные в ходе мониторинга Задачи Дидактические игры и упражнения Результаты индивидуальной работы — не усвоено — частично усвоено — усвоено

октябрь декабрь февраль апрель

Социализация Не принимает на себя роль в игре. Однообразны ролевые действия, отсутствуют ролевые высказывания. Содержательность и длительность ролевых высказываний, наличие ролевых бесед однообразны. Создавать условия для свободной игры; внимательно и тактично наблюдать за свободной игрой, включаясь в нее по мере необходимости как равноправный партнер; способствовать созданию условий для возникновения и раз­вертывания игры; обогащать детей впечатлениями, которые могут быть исполь­зованы в игре; предлагать различные виды игр (сюжетно-ролевые, режиссерские, игры-драматизации, игры с правилами) и игровых действий; помогать овладевать способами ролевого взаимодействия; Д/игры: «Магазин игрушек»,«Нас лечат врач и медсестра», «Новоселье куклы»,«Дом, в котором ты живешь»,«Зоопарк», «Что надо для поездки», «Подбери груз для машины».Игровые обучающие и проблемные ситуации.

Познание (сенсорное развитие) Не различает цвет и форму предметов. Продолжать работу по сенсорному развитию в разных видах деятельности. Обогащать сенсорный опыт, знакомя с широким кругом предметов и объектов, новыми способами их обследования. Закреплять полученные ранее навыки их обследования.Совершенствовать восприятие путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи. Поддерживать попытки самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы.Продолжать формировать образные представления на основе развития образного восприятия в процессе различных видов деятельности.Развивать умение использовать эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т.п.); подбирать предметы по 1-2 качествам (цвет, размер, материал и т. П.). Д/и «Мыши и сыр», «Разноцветные шары», «Разноцветные обручи», «Радуга», «Что лежит в мешочке», «Найди и назови», «Фигуры из палочек», «Составь такую же фигуру».

Познание (Формирование целостной картины мира) Не имеет представления о предметах, не умеет выделять свойства и качество предметов, затруднены представления в классификации предметов, С помощью взрослого называет профессии, не умеет устанавливать причинно – следственные связи. Создавать условия для расширения представлений об окружающем мире.Продолжать знакомить с признаками предметов, совершенствовать умение определять их цвет, форму, величину, вес. Развивать умение сравнивать и группировать предметы по этим признакам. Помогать устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов.Расширять знания об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход).Формировать первичные представления о школе. Расширять представления о профессиях.Знакомить с домашними животными.Расширять представления детей о насекомыхПродолжать знакомить с фруктами овощами с грибами.Развивать умение детей замечать изменения в природе. Д/и «Подбери посуду правильно»«Найди пару»«Из чего сделано?»«Раздели предметы на группы»«Свойства»«Хитрые предметы»«Подбери картинку».

Познание (ФЭМП) С помощью взрослого оперирует цифрами в пределах 5, затрудняется в соотношении количество предметов с цифрой, в сравнивании группы предметов, в ориентировке в пространстве. Не сформированы временные представления. Знакомить с параметрами величины протяженных предметов ( длина, ширина, высота, толщина) и способами сравнения объектов по величине в процессе практической деятельности с наглядным материалом (путем наложения и приложения). Обозначать словом результаты своих действий.Показывать образование чисел в пределах 5. Знакомить с цифрами от 1 до 5. Развивать элементарные счетные навыки, используя изученные числа. Обогащать имеющиеся представления о количественных отношениях: сравнить две группы предметов и рассказать о результатах сравнения.Способствовать пониманию отношений между натуральными числами ( больше-меньше).Формировать представление о независимости числа от пространственного расположения элементов множества и величины. Формировать понимание количественного и порядкового значения числа.Обогащать представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и их свойствах (углы, стороны). Классифицировать предметы по заданному признаку (по форме, цвету, количеству, назначению).Развивать элементарные пространственные ориентировки ( вперед- назад, вверх- вниз, далеко- близко). Способствовать пониманию пространственных характеристик.Определять и обозначать словами местоположение предметов относительно собственного тела, пространственное расположение объектов относительно друг друга, используя соответствующие грамматические формы.Обогащать временные ориентировки. Расширять представления о временах года, частях суток. Д/игры: «Сделай лесенку», «Что длиннее», «Найди игрушки», «Выше -ниже», «Скажи наоборот», «Отгадай, чего не стало», «Шире — уже», «То лстый — тонкий». Д/и «Разноцветные шарики», «Столько, сколько», «Подумай и ответь», «Что бывает по четыре», «Сколько всего», «Назови цифру», «Что бывает по 5», «Отсчитай столько же».Д/и «Найди круг», «Что бывает такой формы», «Найди похожее», «Найди треугольник», «Волшебный мешочек».Д/и «Где правая, где левая?», «Что,где?», «Кто первый назовет?», «На, над, под».Д/и «Что за чем?», «Когда это бывает?», «Назови пропущенное слово».

Познание (Конструктивная деятельность) Не различает и не называет детали, затрудняется в конструировании по схеме, в преобразовании постройки. Продолжать развивать способность различать и называть строительные детали (куб пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).Развивать умение анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах — стены, вверху — перекрытие, крыша; в автомобиле — кабина, кузов и т.д.).Развивать умение самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине),соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»). Предлагать сооружать постройки из крупного и мелкогостроительного материала, использовать детали разных цветов для создания и украшения достроек. Развивать представления об архитектурных формах. Д/и «Рисунок и постройки», «Построим дом», «Дом для матрешки», «Башня», «Мастерская форм», «Собери по образцу»Игр.упр-е «Построй ворота».

Коммуникация Затруднения в актуализации словаря, умении строить грамматически правильно фразу. Развитие лексической стороны речи:Обогащать, расширять и активизировать словарный запас на основе углубления представлений о предметах, явлениях и событиях окружающей действительности;Знакомить со словами, обозначающими качество, признаки и свойства предметов;Учить осуществлять подбор действий к предмету, объекту;Учить понимать обобщенное значение слов и пользоваться простейшими обобщениями в самостоятельной речи;Знакомить с простейшими антонимами;Начинать знакомить с доступными многозначными словами разных частей речи (ручка¸ ножки; гладить ходить ; новый, сильный) Формирование грамматического строя речи:Упражнять в потреблении имен существительных во множественном числе (по принципу «один — много») и образовании формы родительного падежа множественного числа существительных (чего нет?) с предлогом без;Учить употреблять название животных и их детенышей в ед.ч. и мн.ч. (не используя трудные формы слов), в Род.пмн.ч.;Учить согласовывать прилагательные с существительными (в роде и числе);Упражнять в умении согласовывать числительные с существительными (на математическом содержании);Учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении; обучать спряжению глагола хотеть;Упражнять в употреблении глаголов в неопределенной форме (сидеть, лежать, плавать и т.п.);Упражнять в употреблении притяжательного местоимения мой ;Упражнять в употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (на, в, за, из, под, к, над, между, перед и др.);Упражнять в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (- ищ-, — иц-, — ец-Учить образовывать глаголы с помощью приставок;Упражнять в образовании прилагательных от существительных (малина – малиновый и др.);Знакомить с приемами словообразования существительных (слон – слоненок и др.);Обучать составлению простых предложений за счет однородных членов;Развитие связной речи:Продолжать развивать диалогическую речь:Готовить детей к обучению монологическим типам речи (описанию и повествованию) Игра-лото «Родовые понятия»Игра: «Подбери пару»Игра: «Кто победит»Игра «Высокий — низкий»Игра «Тяжёлый — лёгкий»Игры «Жарко — холодно», «Быстро — медленно», «Весело — грустно»Игра «Скажи наоборот»Игра «Назови, что видишь?»Игра «Что я делал не скажу, лучше я вам покажу»Игра «Выбери нужную картинку»Игра «Кто закончит правильно предложение»Игра «У кого такая картинка»Игра «Найди, где спрятались предметы»Игра «Путаница»Игра «Отгадай загадки»Игра «Кто самый внимательный»Игра «Звуки спрятались»Игра «Найди друзей»Игра «Замкни цепочку»Игра «Не заблудись в лабиринте»Игра «Друг за другом»Игра «Рассели животных по домам»Рассказывание по картинкеРассказывание по серии картинокПересказ текста

За прошедший период с _______________ по _______ _____ произошли следующие изменения: _________________________________________________________________________________________________________________________

Оцените статью
Мой маршрут