Сообщество учителей начальных классов — Тамбов-Вики

Сообщество учителей начальных классов — Тамбов-Вики Маршрут
Содержание
  1. Определение понятия
  2. Для чего нужны индивидуальные маршруты?
  3. Примерный алгоритм введения ИОМ
  4. Индивидуальные образовательные маршруты — примеры и образцы
  5. Организация работы со слабоуспевающими детьми
  6. Класс
  7. Задачи
  8. Региональный этап Всероссийского фестиваля лучших практик в системе дополнительного образования
  9. Индивидуальный образовательный маршрут
  10. Структура индивидуального образовательного маршрута
  11. ИОМ состоит из
  12. Задачи, которые нужно решить при разработке ИОМ
  13. Дополнительные вариативные задачи, решаемые при разработке ИОМ
  14. Индивидуальная образовательная программа
  15. Характеристики индивидуальной образовательной программы
  16. Категории обучающихся с особыми образовательными потребностями для которых разрабатывается ИОП
  17. Организационно-педагогические условия проектирования и реализации ИОП
  18. Функции специалистов, обеспечивающих разработку и реализацию ИОП для детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательной школе
  19. Особенности работы над индивидуальной образовательной программой
  20. Структура индивидуальной адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ
  21. Компонентный состав документа «Адаптированная индивидуальная образовательная программа для ребенка с ОВЗ»
  22. Структура «Адаптированной индивидуальной образовательной программы»
  23. Как составить план работы с одаренными учениками
  24. Ученик____________________________________х_______________________________ Класс 4Б 2019-2020 уч.

Определение понятия

В научной литературе существует несколько трактовок понятия ИОМ, но общая суть сводится к следующему:

Индивидуальный образовательный маршрут — это индивидуальная программа, рассчитанная на конкретного школьника и преследующая конкретные цели, которые необходимо реализовать в указанные сроки. Другими словами, ИОМ — это путь или способ реализации личностного потенциала ребенка, развитие его способностей по индивидуальному плану (маршруту).

При составлении маршрута обязательно учитываются индивидуальные особенности обучающегося. А именно:

  • образовательная база (знания, которыми ученик владеет);
  • психическое и физическое состояние ученика;
  • личностные качества, особенности характера ребенка (умение работать в команде и индивидуально, вид памяти, социальная активность, мотивированность и т.д.)
  • возраст;
  • социальный аспект (пожелания родителей).

Для чего нужны индивидуальные маршруты?

Практика внедрения ИОМ предусмотрена ФГОС. И первоочередная задача таких маршрутов — профильная направленность.

В пояснительной записке Министерства образования, приложенной к стандартам ФГОС, указано: каждый ученик может составить индивидуальный, план обучения. Обязательными являются 6 предметов: русский язык и литература, математика, иностранный язык, история, ОБЖ и физкультура. Остальные предметы выбираются в зависимости от выбранной будущей профессии. Предлагаются шесть направлений:

  • естественнонаучное,
  • технологическое,
  • гуманитарное,
  • социально-экономическое
  • универсальное.

То есть дополнительно к шести основным предметам ученик будет выбирать предметы из того цикла, который ему необходим для подготовки к будущей профессии. Общее количество предметов будет регулироваться сеткой часов.

Полный переход всех школ на обучение по ФГОС запланирован на 2021 год.

Какие виды маршрутов уже известны и успешно применяются в педагогической практике?

Сейчас методику ИОМ в школе используют и для других целей, а именно:

  • для отстающих учеников — восполнить пробелы в знаниях по определенной теме;
  • помочь в обучении детям с ослабленным здоровьем (быстрой утомляемостью, сниженной работоспособностью);
  • для слабоуспевающих — такие ИОМ предусмотрены для детей с низкой мотивацией, для тех, у кого нет интереса к учебе, кто не может правильно сформировать свою учебную деятельность и т.д.);
  • для одаренных учащихся с индивидуальными особенностями характера (гиперактивность, повышенная эмоциональность, трудности в общении и пр.);
  • для детей, опережающих развитие.

В этих случаях главная цель ИОМ — коррекция несоответствия между уровнем, который задают нормы образовательной программы, и личностными особенностями ребенка.

Естественно, что составление ИОМ предусмотрено не только для школьников. На практике часто применяют индивидуальные маршруты дошкольника, педагога.

Примерный алгоритм введения ИОМ

Универсального способа создания индивидуальных маршрутов на сегодня не существует. Есть лишь общие рекомендации, которые могут помочь сориентироваться. Вот приблизительные этапы при построении ИОМ:

Учитель организует беседу с детьми и родителями, в ходе которой объясняет суть, цели и возможности индивидуальных маршрутов. На данном этапе ученик фиксирует, что он должен знать и уметь к концу прохождения маршрута.

Диагностика и выбор методов

Учитель (совместно с психологом и классным руководителем) проводит ряд тестов с целью определить личностные качества каждого ученика. Здесь важно выявить особенности нервной системы, определить, какой вид деятельности будет более результативным для ребенка, выяснить, что именно мешает заниматься успешно (невозможность работать в коллективе, недостаточное количество индивидуального внимания, невозможность сосредоточиться в классе, пробелы по прошлым темам).

То есть, на данном этапе фиксируется, что ученик может и хочет узнать в рамках данного предмета и что ему может помочь/помешать в этом.

Определение целей и задач ИОМ

Для учащихся начальных классов цели и задачи определяет учитель. Это может быть кратковременная цель (например, «Ликвидация пробелов по теме «Сложение столбиком»), так и долгосрочная (например, ребенок пишет стихи, и для его ИОМ важно определить те задачи, которые помогут ему развить свой литературный талант).

Учащиеся старших классов должны принимать самое активное участие в определении целей и задач своего ИОМ, в идеале — сами определять, чего они хотят достичь, и что для этого нужно сделать. Роль учителя в этом случае — только в качестве консультанта.

Составление ИОМ. Теперь важен вопрос: «Как я буду двигаться к выполнению цели?».

В маршруте указываются цели, которые нужно достичь, способы реализации, источники получения знаний, сроки для каждой задачи в отдельности, способ контроля и итоговые результаты.

Итоговый этап. После завершения прохождения учеником ИОМ обязательно проводится итоговая аттестация (тестирование, контрольная, устный опрос, доклад и т. Здесь важно не только оценить знания ребенка и уровень его умений и навыков, но и определить, насколько успешным было прохождение ИОМ, уложился ли он в срок, с какими трудностями ребенок столкнулся, что ему необходимо доработать.

Индивидуальные образовательные маршруты — примеры и образцы

Вот несколько примеров ИОМ самого разного плана.

Индивидуальный образовательный маршрут ученика младших классов

Цель: устранение пробелов по теме «Имя существительное». Смотреть пример >>>

Пример индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка

ИОМ ученика 5 класса (ФИО). Смотреть пример >>>

Цель: развитие творческих и аналитических способностей

Такой маршрут удобнее составлять на четверть, полугодие, год. В процессе реализации можно вносить корректировки.

Организация работы со слабоуспевающими детьми


Вид работы
Срок выполнения

1
 Проведение
контрольных срезов знаний учащихся класса по основным разделам учебного
материала предыдущих лет обучения. Цель:а)
Определение фактического уровня знаний детей. б)
Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. сентябрь

2
Установление причин отставания  слабоуспевающих учащихся
через беседы. сентябрь

3
Составление индивидуального
образовательного маршрута по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика
на текущую четверть. В течение учебного года. 4
 Включать посильные
индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, используя дифференцированный подход при организации
самостоятельной работы на уроке ,фиксировать это в плане урока. В течение учебного года. 5
 Тематический учет знаний
слабоуспевающих учащихся  класса. В течение учебного года. 6
 Индивидуальный контроль за
выполнением домашних заданий учащимися. В течение учебного года. 7
Кружок «Английский с
увлечением»
В течение учебного года.

Программа
составлена с учетом индивидуальных особенностей ученика.

Индивидуальная карта
слабоуспевающего учащегося класса

Ф И  учащегося 
_____________________________________________

Пробелы в знаниях
Даты проведения
индивидуальных занятий
Формы ликвидации пробелов
Что задано
%выполнения
Отметка
Подписьучащегося,родителя


Тема
Домашнее
задание

1-2
Starter/Вводный модуль

3-4
Базовые глаголы. Классно-урочные выражения. Предметы школьного обихода. 4-5
Module 1. School days/Модуль
2. Школьные дни

6-7
Школьные
предметы. Расписание. 8-9
Любимые
предметы. Анкета выбора предметов. 10-11
Страноведение. Школы в Англии. 12-13
Учимся успешно общаться. Приветствия. 14-15
Module
2. That’s me/ Модуль 1. Это я

16
Страны и национальности. Конструкция have
got. 17
Личные вещи. Множественное число
существительных. 18
Страноведение. Сувениры из Великобритании. 19
Module 3. My home, my castle/ Модуль
3. Мой дом – моя крепость»

20
С новосельем! Притяжательные местоимения,
оборот there is/there are. 21
Моя семья. Глагол can. Виды местоимений

22
Описание внешности. Притяжательный падеж. 23
Описание людей. 24
Распорядок дня. Предлоги
времени. 25
Страноведение. Достопримечательности
Лондона. 26
Времена года, названия месяцев и погода. 27
Праздники
в разных странах мира. Исчисляемые/неисчисляемые существительные. 28
Еда
и напитки. Употребление some/any

29
Магазины и товары. Глагол to be в прошедшем
времени. 30
Обзор фильма. Неправильные глаголы в
простом прошедшем времени. 31
Путешествия
и отдых. Виды путешествий. 32
Страноведение. Летний лагерь «Орлёнок». 33
Страноведение. Автобусный тур по Шотландии. 34
Страноведение. Летний лагерь «Орлёнок». 35
Правила кемпинга.

Необходимо
варьировать методы обучения, позволяющие слабоуспевающим учащимся активно
усваивать учебный материал;

Необходим подбор разноуровневых учебных заданий для самостоятельной работы
слабоуспевающих учащихся по наиболее существенным разделам учебного материала.

Действия   учителя (тьютора) со слабоуспевающими
учащимися    на достижение успеха в учебе.

Класс

Сроки реализации: 2016-2017 учебный год, 2 четверть

Причина разработки маршрута: большое количество пропусков по болезни,
приведшее к значительному отставанию в освоении учебного материала 1 четверти.

Цель: устранить возникшие затруднения в освоении учебного материала 1
четверти

Задачи

—       организовать дополнительные занятия для изучения учебного
материала;

—      организовать консультативную работу с родителями учащегося по
разъяснению требований к уровню овладения учебным материалом;

—       создать условия для самостоятельной работы учащегося, а при
необходимости — при участии родителей;

—      организовать проверку уровня освоения учебного материала по итогам
реализации индивидуального образовательного маршрута.

Ожидаемый результат: будут устранены затруднения по темам «Буквы»,
«Обучение чтению на начальном этапе», а также увеличен словарный запас.

Риски: при проведении дополнительных занятий или проверки уровня освоения
учебного материала выяснится, что ребенок не успевает освоить учебный материал
в предложенном темпе.

Возможные мероприятия по нивелированию рисков: увеличение времени на
освоение каждой темы


Изучаемая тема
Содержание самостоятельной работы учащегося или совместной
работы с родителями
Дидактический материал в помощь учащемуся

1
Мои буквы Буквы A,B,C,D,E,F, G
Выполнить первый урок в программе «ABC Alphabets» Написать
буквы в прописях, запомнить их названия. Компьютерная программа «ABC Alphabets» Рабочая тетрадь на
печатной основе. 2
Мои буквы Буквы H,I,J,K,L,M, N
Выполнить второй урок в программе «ABC Alphabets» Написать
буквы в прописях, запомнить их названия
Компьютерная программа «ABC Alphabets» Рабочая тетрадь на
печатной основе. 3
Мои буквы Буквы O,P,Q,R,S,T,U
Выполнить третий урок в программе «ABC Alphabets» Написать
буквы в прописях, запомнить их названия
Компьютерная программа «ABC Alphabets» Рабочая тетрадь на
печатной основе. Мои буквы
Выполнить
Компьютерная

4
Буквы V,W,X, Y,Z
четвертый урок в программе «ABC Alphabets» Написать буквы в
прописях, запомнить их названия
программа «ABC Alphabets» Рабочая тетрадь на печатной
основе. 5
Правила чтения, Тема «Faisons connaisance». Ознакомлен ие с
буковсочетания м «ill» и «ou», устранение пробелов по теме «Faisons
connaisance»
Понять правило, прочитать слова ,распределить их в два
столбика «ou» и «ill»,выполнить задание «Французский- 1,Запуск» в приложении
«Memrise»
Карточка «Правило, упражнение с образцом выполнения»,слова
со звуками «ou» и «ill» ,приложение «Memrise»

6
Правила чтения Ознакомление с буквосочетание м «ch» и «oi»
Запомнить, как читаются буквосочетания, прочитать слова
распределить их в два столбика «ch» и «oi»,выучить стихотворение «L’oie»
Карточка «Правило, упражнение с образцом выполнения»,
стихотворение «L’oie». 7
Правила чтения, Тема «Je vais au zoo». Ознакомлен ие с
буквосочетание м «eau» и «au»,устранение пробелов по теме «Je vais au zoo»
Прочитать слова, распределить их в два столбика «eau» и
«au» ,пройти игру «Le nom des animaux» и «Learn French». Карточка упражнение выполнения»», приложение «Learn French»
и «Le nom des animaux». 8
Знакомство с новой темой «Ta famille est grande»
C помощью мультимедийной программы «Fun French» выучить
слова и выражения по теме «Ta famille est grande». Список новых лексических единиц,мультимедийная программа
«Fun French»

9
Тема «Tu as quel Вge?»
Повторить цифры от 0 до 10 с помощью компьютерной игры
«Apprendre les chiffres de 0 а 10» ,выучить цифры от 10 до 20 с помощью
приложения «Французский». Компьютерная программа «Apprendre les chiffres de 0 а 10»
,приложение «Французский». 10
Проверка уровня усвоения учебного материала
Самостоятельное выполнение предложенных заданий по
изученным темам Правильно прочитать слова, назвать всех животных на картинках
,рассказать о своей семье ,посчитать от 0 до 20. Карточки со словами ,картинки с животными и членами семьи.

Результат реализации маршрута: ученик устранил пробелы в знаниях, стал
увереннее в себе и начал лучше усваивать новый материал. Преподаватель Г. отметил его активность и трудолюбие на уроках. вовремя сдает домашнее
задание и не стесняется отвечать у доски. Родители Г. тоже довольны успехами
своего ребенка ,он начал больше времени уделять занятиям , например, вместо
компьютерных игр ,он стал проходить обучающие программы не только по
французскому языку , но и по остальным предметам тоже. Помимо всего этого
родители и мальчик захотели продолжать работать по индивидуальному маршруту и
попросили составить его еще на два месяца, но уже не с целью устранения
пробелов , а для опережения школьной программы.

Индивидуальный образовательный маршрут №2 Предмет: французский язык Ф. учащейся: С.

Сроки реализации: 2016-2017 уч.

Причина разработки маршрута: повышенные способности к изучению
французского языка, высокий уровень мотивации учащейся к изучению предмета

Цель: создание условий для опережающего освоения содержания учебного
материала по французскому языку

—   организовать дополнительные занятия для изучения учебного материала и
материала, расширяющего кругозор в области культуры и истории стран изучаемого
языка;

—  организовать консультативную работу с родителями учащегося,
включающую: согласование индивидуального образовательного маршрута по
французскому языку, своевременное информирование о возможности участия в
конкурсах, олимпиадах, фестивалях по предмету, в том числе платных;
информирование родителей о личностном росте учащегося в ходе реализации
маршрута;

— создать условия для самостоятельной работы учащегося;

Ожидаемый результат: повысится результативность участия в конкурсах,
олимпиадах, фестивалях по французскому языку, повысится уровень мотивации к
самостоятельному совершенствованию владения французским языком.

Риски: слишком высокий или слишком низкий для учащейся темп освоения
предложенного материала, что может привести к снижению уровня мотивации к
дополнительным занятиям французским языком.

Возможные мероприятия по нивелированию рисков: определение условных
временных рамок на освоение маршрута, увеличение или уменьшение времени на
освоение каждой темы в соответствии с реальными потребностями, учет мнения
родителей о загруженности ребенка, возможности его привлечения к дополнительным
занятиям.

Результат реализации маршрута: учащаяся в учебном году приняла участие в
школьной олимпиаде по французскому языку ,значительно опережает свой класс
,увеличила словарный запас. Преподаватель заметил повышение интереса к
французскому языку ,девочка начала задавать дополнительные вопросы и просит
дополнительные домашние задания. Родители С. также замечают положительные
результаты после прохождения данного индивидуального маршрута ,девочка начала
слушать музыку и смотреть мультики на французском языке и просит свозить его в
Париж.

Индивидуальный образовательный маршрут № 3 Предмет: французский язык

учащейся: Г.

Причина разработки маршрута: данный образовательный маршрут ориентирован
на поддержку и развитие обучающегося с низкой мотивацией и испытывающего
трудности в обучении, направлен на личностное развитие и успешность и составлен
с учетом уровня его подготовленности и индивидуальных особенностей.

Цель: создание условий для формирования и развития мотивации к изучению
французского языка, интеллектуальных и практических знаний, умений, творческих
способностей, умения самостоятельно приобретать и применять знания.

—  организовать условий для ликвидации пробелов у обучающегося в обучении
по французскому языку по программе

— организовать консультативную работу с родителями учащегося,

—   организовать проверку уровня освоения учебного материала по итогам
реализации индивидуального образовательного маршрута.

Ожидаемый результат: Развитие стойкой мотивации к изучению учебного
предмета, успешное освоение учебной дисциплины в объеме, предусмотренном общим
учебным планом, овладение навыками работы в паре и группе, развитие привычки к
самоконтролю и самооценке.

Риски: повышенное внимание к французскому языку может вызвать нехватку
времени для усвоения школьной программы по другим предметам.

Возможные мероприятия по нивелированию рисков: увеличение количества
часов для усвоения каждой темы.

Результат реализации маршрута: ученик стал более самостоятельным
,контроль со стороны родитель во время выполнения домашнего задания больше не
нужен. поборол свою неуверенность ,а вместе с ней и застенчивость. Преподаватель Г. тоже отметил успехи учащегося ,во время урока ученик стал
более заинтересованным в изучении французскому языку ,перестал разговаривать с
одноклассниками и постоянно выходить из класса. Родителя тоже довольны работой
по ИОМ, устранив проблемы с изучением французского языка, они теперь могут
больше времени уделять другим предметам ,с которыми у Г. есть трудности.

Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут определяется
образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями
учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами
содержания образования.

Проектирование индивидуального образовательного маршрута осуществлялось
поэтапно.

Диагностика общеучебных умений и навыков;

Выяснить причины необходимости ИОМ;

Определение направления коррекционной работы

Планирование ИМО и реализация его

Проведение консультация с родителями

Следует помнить, что индивидуальный образовательный маршрут
разрабатывается только в сотрудничестве и диалоге с ребёнком и его родителями. При этом педагог выступает в роли наставника, который может что-то советовать,
рекомендовать, консультировать, оказывать помощь, но не навязывать и, тем
более, принуждать.

Для реализации ИОМ были выбраны трое учащихся ,нуждающихся в нем.

По завершении работы были подведены итоги по каждому ученику отдельно, но
можно отметить, что у обучающихся были только положительные результаты, у всех
наблюдалось повышение мотивации и участия на уроке, что отметили их
преподаватели, также ученика стали чувствовать себя более уверенно на уроках. Родители, занимающихся по индивидуальному маршруту, стали замечать, что если в
начале занятий дети не проявляли интерес к выполнению заданий, то уже через
некоторое время стали проявлять самостоятельность и заниматься индивидуально
,нужда в контроле с их стороны пропала. Особый прогресс был у ученика С. ,
который занимался для опережения школьной программы. Помимо того ,что он
заметно продвинулся по сравнению с одноклассниками, он продолжил заниматься
самостоятельно ,выполняя задания в мультимедийных приложениях.

Считаю, что работа с индивидуально-образовательными маршрутами даёт шанс
ребёнку открыть себя как индивидуальность, как личность.

Региональный этап Всероссийского фестиваля лучших практик в системе дополнительного образования

20 мая в СОРИПКРО прошел региональный этап Всероссийского фестиваля лучших практик в системе дополнительного образования технической направленности. С приветственным словом к собравшимся обратилась заместитель Министра образования и науки РСО-Алания Макиева Л. Ректор СОРИПКРО Исакова Л. и руководитель Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров Мзокова Ф. выступили с докладом «ЦНППМ – новый ресурс профессионального развития педагогов».

Сегодня Центр это не просто структурное подразделение Института повышения квалификации, это совершенно новые форматы повышения профессионального мастерства:- это центр компетенций для всех сущностей нацпроекта «Образование» (Точки роста, ИТ-кубы, Кванториумы);- это площадка для обмена опытом и взаимообучения;- это патформа для выявления, систематизации и распространения педагогических практик;- это организация распределенной сети муниципальной методической поддержки педагогов и управленческих кадров.

Вся работа с педагогическими кадрами в ЦНППМ построена на выявлении их индивидуальных профессиональных потребностей. У каждого учителя есть свои профессиональные дефициты и есть точки роста, которые выявляют педагоги Центра. Им необходимо выстроить индивидуальный образовательный маршрут для ликвидации пробелов и развития творческих способностей педагогов, организовать сопровождение педагога по этому маршруту, оказать помощь в освоении дополнительных профессиональных программ и помочь перенести приобретенные знания и компетенции в практическую деятельность. Реализацию этих возможностей ЦНППМ обеспечивает во взаимодействии с кафедрами института.

Понятие «индивидуальный образовательный маршрут». Структура индивидуального образовательного маршрута. Задачи, которые нужно решить при разработке ИОМ. Дополнительные вариативные задачи, решаемые при разработке ИОМ. Понятие «индивидуальная образовательная программа». Характеристика ««индивидуальной образовательной программы». Категории обучающихся с особыми образовательными потребностями для
которых разрабатывается ИОП. Организационно-педагогические условия проектирования и реализации
ИОП. Функции специалистов, обеспечивающих разработку и реализацию ИОП
для детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательной школе. Особенности работы над индивидуальной образовательной программой. Компонентный состав документа «Адаптированная индивидуальная
образовательная программа для ребенка с ОВЗ». Структура «Адаптированной индивидуальной образовательной
программы».

Для обучения лиц с ограниченными возможностями
здоровья
с
учетом
особенностей
их
психофизического развития и индивидуальных
возможностей
должна
разрабатываться
адаптированная
образовательная
программа,
которая
при
необходимости
обеспечивает
коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию указанных лиц. В практике инклюзивного образования также
используется индивидуальная образовательная
программа — документ, отражающий общую
стратегию и конкретные шаги междисциплинарной
команды, включающей учителя и родителей, в
организации обучения и психолого-педагогического
сопровождения
ребёнка
с
ограниченными
возможностями здоровья в рамках школы.

Хуторской рассматривает индивидуальную образовательную
траекторию как персональный путь реализации личностного
потенциала каждого ученика в образовании. Под личностным потенциалом
ученика
здесь
понимается
совокупность
его
организационных,
деятельностных, познавательных, творческих и иных способностей
Индивидуальный подход – это важный психолого-педагогический принцип,
основанный на реализации в образовательном процессе индивидуальной
модели взаимодействия педагога с отдельными обучающимися. Данная
модель создается с учетом их личностных особенностей. Индивидуальный
подход ориентирован на учет индивидуальных особенностей
обучающегося в процессе обучения, что позволяет обучающемуся
организовывать свою деятельность экономно, контролировать свои
силы, работать в оптимальном темпе, что способствует достижению
высоких результатов в учебной деятельности. Но в таком виде
индивидуальное обучение в массовом образовании применяется
ограниченно.

Индивидуальный образовательный маршрут

• Это заранее спланированный путь следования
обучающегося, который направлен на его воспитание,
развитие, обучение. • Целенаправлен, так как связан с конкретной целью и условиями
её достижения. • Разрабатывается до начала реализации и определен уже
имеющимися знаниями и опытом обучающегося. • Оформляется как индивидуальная образовательная программа. • Индивидуальный образовательный маршрут определяется
образовательными потребностями и разрабатывается с учетом
способностей и возможностей обучающихся, а также с учетом
существующих стандартов содержания образования и
содержания базовой образовательной программы.

• По отношению к детям с ОВЗ индивидуальный
образовательный
маршрут
определяется
педагогами как система конкретных совместных
действий администрации, основных педагогов,
специалистов службы сопровождения, родителей. • Цель индивидуального образовательного маршрута
ориентированна на достижение государственного
стандарта,
на
результаты
освоения
общеобразовательной программы (на основе
адаптированной
основной
образовательной
программы) в соответствии с индивидуальными
возможностями и образовательными

Структура индивидуального образовательного маршрута

Постановка целей, определение задач образовательной работы. Определение формы обучения ребенка, режима пребывания в школе,
общей учебной и внеучебной нагрузки, соответствующей
возможностям и специальным потребностям ребенка в области получения
образования. Определение используемых педагогических технологий, методов, методик,
систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных
4. Решение вопроса о системе оценивания достижений ребенка в учебной
деятельности. Определение стратегии включения ребенка с ОВЗ в общешкольную жизнь с
целью развития его социальной компетентности и
творческой самореализации посредством участия в системе дополнительного
образования, внеурочных и внеклассных мероприятий. Определение системы диагностического сопровождения, систематизация и
корректировка методик диагностики. Определение ожидаемых результатов, сроков их достижения.

ИОМ состоит из

1 Титульный лист с указанием наименования учреждения, адресность (ФИО
обучающегося, год обучения), гриф утверждения
руководителем, согласование с родителями и председателем ПМПК школы. 2 Пояснительная записка, в которой излагается краткая психологопедагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных
умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени; цели
и задачи ИОМ. 3 Индивидуальный учебный план. 4 Регламент деятельности всех участников совместной работы (психологопедагогическое сопровождение). 5 Мониторинг достижений обучающегося (по реализации образовательной
программы по основным предметам, по динамике показателей
психического и психологического развития обучающегося и уровень
сформированности ключевых компетенций). 6 Анализ итогов реализации индивидуального образовательного маршрута и
рекомендации итогового психолого-медико-педагогического
консилиума в конце учебного года.

Задачи, которые нужно решить при разработке ИОМ

Определение индивидуальных потребностей ребенка в тех или иных материальнотехнических ресурсах. Подбор необходимых приспособлений, организация
развивающей предметно-пространственной среды. Определение формы обучения ребенка, режима пребывания в школе, общей
учебной и внеучебной нагрузки, соответствующей возможностям и специальным
потребностям ребенка в области получения образования
3 Определение объема, содержания — основных направлений, форм организации
психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи. Определение
стратегии — форм и содержания — коррекционно-развивающей работы с ребенком. Здесь же определяются критерии и формы оценки динамики познавательного и
личностного развития ребенка, степени его адаптации в среде сверстников. Определение
необходимости,
степени
и
направлений
адаптации
образовательной программы. Определение необходимости адаптации или разработки учебных пособий и
дидактических материалов
6. Определение способствующей включению ребенка в социум стратегии
организации образовательного процесса. Определение стратегии включения ребенка с ОВЗ в общешкольную жизнь с
целью развития его социальной компетентности и творческой самореализации
посредством участия в системе дополнительного образования, внеурочных и
внеклассных мероприятий.

Дополнительные вариативные задачи, решаемые при разработке ИОМ

Определение тактики и конкретных действий учителя и специалистов
сопровождения в период адаптации ребенка и его семьи в школе. Определение стратегии и тактик взаимодействия с семьей ребенка на
разных этапах его обучения. Определение формы и содержания рубежной аттестации ребенка при
переходе им на следующий уровень образования, а так же форм итоговой
аттестации. 4
Поиск
направлений
предпрофессиональной
и
начальной
профессиональной подготовки ребенка с ОВЗ, создание условий для развития
социально-бытовой ориентации. Приспособление системы дополнительного образования к возможностям и
потребностям ребенка на разных этапах его развития. Работа с детским коллективом — класса, школы, способствующая
максимально полному принятию ребенка с ОВЗ на разных этапах возрастного
развития (такая работа будет отличаться, например, с детьми младшего
школьного возраста, подростками, старшеклассниками) и др.

• Разработка и реализация индивидуального
образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в
рамках одной образовательной организации
предполагает внедрение новых
организационных технологий деятельности
как каждого учителя, специалиста
сопровождения, так и администрации, всей
педагогической команды в целом. Внедрение
таких технологий в работу образовательной
организации приводит к упорядочению
деятельности педагогического коллектива,
сохранению ровного, позитивного
эмоционального состояния всех участников
работы по включению ребенка с ОВЗ в среду
школы.

Индивидуальная образовательная программа

• Является результатом проектирования
индивидуального образовательного маршрута для
ребенка с ОВЗ в рамках образовательной организации и
продуктом деятельности школьного психологопедагогического консилиума
• Основная цель ИОП — построение образовательного
процесса для ребёнка с ОВЗ в соответствии с его
реальными возможностями, исходя из особенностей
его развития и образовательных потребностей. • ИОП— документ, описывающий специальные
образовательные условия для максимальной
реализации особых образовательных потребностей
ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на
определенной ступени образования.

Характеристики индивидуальной образовательной программы

• наличие «индивидуальной составляющей» целевого,
содержательного и технологического компонентов,
предусматривающей успешность в образовательном
процессе и отражающей интересы, возможности и
потребности ученика;
• обеспечение реализации права учащегося и его
законных представителей на выбор темпа достижения
личностно-значимого результата;
• возможность адаптации программы к меняющимся
запросам;
• ориентация учебно-воспитательного процесса на
продуктивность, развитие индивидуальных
особенностей учащихся.

Категории обучающихся с особыми образовательными потребностями для которых разрабатывается ИОП

• Дети с ОВЗ, получающие образование в форме
индивидуального обучения на дому, в том
числе дети-инвалиды ;
• Дети с ОВЗ, получающие образование в форме
дистанционного обучения, в том числе детиинвалиды;
• Дети с ОВЗ, выбравшие профессиональный
профиль обучения;
• Дети с ОВЗ, обучающиеся в форме очного
обучения во фронтальном режиме в рамках
реализации инклюзивной практики.

• Индивидуальная
образовательная
программа
реализуется
через
индивидуальный образовательный план
— корректируемая часть индивидуальной
образовательной
программы,
структурированная программа действий
администрации, учителей, специалистов
психолого-педагогического сопровождения,
родителей обучающегося/воспитанника с
ограниченными возможностями здоровья
на некотором фиксированном этапе
обучения (четверть, триместр, полугодие).

Организационно-педагогические условия проектирования и реализации ИОП

• Наличие в образовательной организации службы
сопровождения, в рамках которой проводится
комплексная оценка специалистами необходимости и
целесообразности разработки для ребенка с ОВЗ ИОП. В
качестве оптимальной структуры сопровождения
обучающихся
в
образовательном
учреждении
выступает школьный ПМПк
• (психолого-медико-педагогический или психологопедагогический консилиум);
• Согласие родителей (законных представителей) на
обучение
ребенка
по
Индивидуальной
образовательной программе;
• Наличие подготовленных педагогических кадров.

Функции специалистов, обеспечивающих разработку и реализацию ИОП для детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательной школе

Администрация
Проектирование образовательного процесса с учетом разработки и
реализации ИОП для детей с ОВЗ (детей-инвалидов):
финансовое обеспечение реализации ИОП;
внесение изменений в существующие и разработка новых локальных
нормативно-правовых и регламентирующих документов (Устав
школы, приказы, положения и т. );
кадровое обеспечение реализации ИОП (наличие кадров, повышение
квалификации, стимулирование);
обеспечение материально-технических условий ( специального
учебного оборудования т д. );
поиск необходимых ресурсов, социальное партнерство;
организация мониторинга образовательной среды школы, анализ и
оценка эффективности деятельности специалистов школы в
направлении обучения и сопровождения детей с ОВЗ.

Специалисты психологопедагогического
сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед,
учитель-дефектолог, социальный педагог, тьютор) —
члены ПМПк
разработка индивидуальных образовательных
программ;
отслеживание динамики развития обучающегося;
оценивание успешности обучающегося с
ограниченными возможностями здоровья в освоении
программ и в случае необходимости внесение
необходимых коррективов;
помощь педагогам в выборе адекватных методов и
средств обучения;
проведение индивидуальных и групповых
коррекционноразвивающих занятий;
консультирование родителей.

Учитель
Проектирование образовательного процесса в инклюзивном
классе с учетом реализации ИОП, создание условий для
развития позитивных потенций каждого ребенка:
участие в разработке индивидуальных образовательных
программ;
разработка рабочих программ по предметным областям с
учетом образовательных потребностей и возможностей
обучающихся;
организация развивающей среды в классе;
создание и поддержка эмоциональнокомфортной атмосферы в
классном коллективе, формирование у детей отношений
сотрудничества, принятия;
формирование у всех обучающихся положительной учебной
мотивации;
выстраивание содержания обучения в соответствии с
образовательными потребностями и возможностями каждого
обучающегося.

Воспитатели группы продленного дня,
педагоги дополнительного образования
• участие в разработке и реализации
индивидуальных образовательных
программ;
• помощь учителю в решении задач
социальной адаптации и формирования
социальной компетентности детей, в том
числе — детей с ОВЗ.

Особенности работы над индивидуальной образовательной программой

• Разрабатывается в рамках деятельности ПМПк коллегиально. Учитель,
родители — полноправные участники работы над ИОП;
• Разрабатывается на определенный ограниченный во времени период
(учебный год, ИОП — четверть, триместр, полугодие);
• По окончании периода производится оценка достижений ребенка —
динамики его развития, освоения образовательной программы,
адаптации в группе сверстников, школьном коллективе. Так же
предполагается анализ динамики и эффективности работы учителя и
специалистов психолого-педагогического сопровождения. • По результатам всех заключений происходит корректировка
программы (плана);
• Формулировки цели и задач, критериев достижений ребенка с ОВЗ
(ребенка-инвалида) носят максимально конкретный характер;
• Закреплены ответственность и регламент деятельности всех
участников совместной работы.

Структура индивидуальной адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ

Может включать несколько модулей (в зависимости от образовательных
потребностей и психофизических особенностей ребенка с ОВЗ):
индивидуальный учебный план, определяющий объем и формы организации
обучения, в том числе занятия коррекционно-педагогической и
психологической направленности (индивидуальные, подгрупповые и
групповые);
адаптированные программы предметов, изучаемых в рамках основной
образовательной программы организации;
программы
коррекционно-педагогической
и
психологической
направленности в соответствии со специфическими психофизическими
особенностями и образовательными потребностями ребенка с ОВЗ
(программа логопедической работы, программа работы педагога-психолога,
программа работы учителя-дефектолога (олигофренопедагога, сурдопедагога,
тифлопедагога),
программы дополнительного образования детей, включающие элементы
программ специфических учебных предметов, необходимые для
компенсации нарушений – например, таких как: «Социально-бытовая
ориентировка», «Фонетическая ритмика» и др.

Компонентный состав документа «Адаптированная индивидуальная образовательная программа для ребенка с ОВЗ»

• Обязательным компонентом Адаптированной
образовательной программы являются
краткая психолого-педагогическая
характеристика ребенка,
• цель и задачи коррекционно-развивающей
работы, содержание программы, а также
требования к уровню подготовленности
ребенка, которые позволяют оценить полноту
реализации содержания ИОП на уровне
динамики тех или иных составляющих его
психофизического развития.

Структура «Адаптированной индивидуальной образовательной программы»

Титульный лист программы с указанием наименования учреждения, назначение программы, срок
реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф
утверждения руководителем, согласование с родителями и председателем ПМПк школы, указанием
специалиста, который является ответственным за реализацию адаптированной индивидуальной
образовательной программы);
Пояснительная записка, в которой излагается краткая психологопедагогическая характеристика
ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в
должной степени, структура адаптированной индивидуальной образовательной программы, её
цели и задачи);
Индивидуальный учебный план;
Содержание программы, включающее в себя три основных блока:
— образовательный компонент;
— коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы
специалистов сопровождения (учителя – логопеда, учителя – дефектолога, педагога – психолога,
социального педагога, медицинского работника) с обучающимся, ее приемы, методы и формы,
рекомендации выше указанных специалистов учителю и родителям. — воспитательный компонент, содержащий раздел классного руководителя с рекомендациями
для родителей обучающегося;
Мониторинг достижений обучающегося, в котором конкретно сформулированы результаты
реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического
развития обучающегося и уровне сформированности ключевых компетенций;
Заключение и рекомендации, в котором формулируется обоснование внесения корректив по
результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации адаптированной
индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового
психолого-педагогического консилиума в конце учебного года и динамического обследования
ребенка на ПМПК.

Как составить план работы с одаренными учениками

Учитывая индивидуальные особенности, специфику таланта ребенка, формы проявления одаренности, работа с такими детьми будет строиться по-разному. Но, учитывая многообразие видов работы, общий план удобнее составлять по следующей схеме:

Выявление одаренных детей по своему предмету.

Составление индивидуальных карточек, в которых указывается:

  • Тип одаренности.
  • Способности ребенка.
  • Особенности психологического развития.
  • Особенности эмоционального развития.
  • Оценка креативности ученика.
  • Экспертная оценка одаренности ребенка.
  • Предполагаемый вектор направления работы.

План индивидуальных и групповых занятий с выявленной группой одаренных детей.

Работа учителя по привлечению таких детей к участию во внеурочной, внешкольной деятельности (участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, проведение тематических недель, семинаров, кружковая деятельность).

Работа с одаренными детьми на уроках (включение в план урока заданий повышенной сложности, создание ситуации успеха, привлечение одаренных к консультационной работе и пр.

Подбор и изучение методической литературы по работе с одаренными детьми.

Создание банка материалов по предмету, предназначенного для работы с одаренными учениками.

В плане желательно указать и форму отчета по работе с одаренными детьми, в которой будет представлен анализ деятельности учителя за год.

В данном разделе сайта вы можете ознакомиться с образцами и примерами планов, составленных разными учителями-предметниками.

Ученик____________________________________х_______________________________
Класс 4Б 2019-2020 уч.

Учитель
– Бисилова С.

0 б. – не научился                  1 б. – частично научился                     2
б. – в полной мере научился

Индивидуальный образовательный маршрут
ученика 4 «Б»кл. _______Х___________

В процессе обучения установлены основные
причины низкой успеваемости:

Пробелы
в УУД вследствие низкого уровня познавательных процессов.

Отсутствие
устойчивых мотивов учения.

Несформированность
произвольной деятельности; несформированность самоконтроля,   необходимого для
овладения правописанием (повышенная импульсивность, эмоциональная
неуравновешенность).

Направления коррекционной работы:

Формирование
мотивов учения.

Формирование
произвольной деятельности.

Формирование произвольной
деятельности.

·                    
формирование
целенаправленной деятельности.

Предварительная ориентация в задании,
строгая дозировка задания, работа с планом, алгоритмами. Осуществляется на
уроках, индивидуальных дополнительных занятиях.

·                    
работа
по формированию внимания.

Осуществляется на уроках русского языка,
математики, на занятиях с учителем- дефектологом. В консультационной работе с
родителями.

·        
выработка
навыков самоконтроля.

Осуществляется на
уроках и индивидуальных занятиях.

Формирование
мотивов учебной деятельности:

·        
подбор
заданий, интересных по содержанию (по возможности);

·        
ставить
перед ребёнком такие задачи по ликвидации у него пробелов ЗУН, которые были бы,
с одной стороны, доступными по трудности, а с другой – небольшими по объёму. Осуществляется на уроках, индивидуальных занятиях.

Общее отставание
по русскому языку, математике:

·        
развитие
речи и мышления

Осуществляется на
уроках математики, русского языка, литературного чтения, при написании творческих
работ, работ с сюжетными картинками.

Осуществляется при
написании предложений на уроках; упражнения на подбор слов к готовому
определению, знакомство с пословицами и поговорками.

Осуществляется на
уроках математики, русского языка, окружающего мира с использованием различных
заданий, упражнений на развитие внимания, логики.

·        
Занятия
по темам согласно УМК «Школа России» для 4 класса по математике и русскому
языку.

Обогащение словаря и развитие речи. Приём
подбора слов к готовому определению. Уроки
русского языка, чтения, окружающего мира, индивидуальные занятия

Приём
активизации вербальных ассоциаций. Уроки
русского языка, чтения, окружающего мира. Подбор
синонимов, антонимов, эпитетов, метафор, сравнений
Уроки
русского языка, чтения, развития речи

Работа
по сюжетным картинкам
Уроки
русского языка, чтения

Редактирование
текста
Уроки
русского языка, чтения,  индивидуальные занятия

Различные
виды пересказов
Уроки
русского языка, чтения, окружающего мира

Работа
с деформированным текстом
Уроки
русского языка, развития речи

2. Коррекция недостатков фонематического
слуха

Различение
звуков, близких по звучанию или артикуляции
Уроки
русского языка, индивидуальные занятия

Различение
твёрдости-мягкости звуков
Уроки
русского языка, занятия с логопедом

Запись
под диктовку с проговариванием слов
Уроки
русского языка, индивидуальные занятия

Упражнения
в постановке ударения
Уроки
русского языка, чтения, индивидуальные занятия

Написание
диктантов
Уроки
русского языка, индивидуальные занятия

3. Формирование познавательных мотивов к
усвоению языка

Создание
ситуации успеха
Учебные
занятия

Необходимая
помощь при выполнении самостоятельных работ
Уроки,
индивидуальные занятия

Беседы
с ребёнком и родителями
Внеурочное
время

4. Формирование произвольной
деятельности. Формирование
целенаправленной деятельности
Учебные
занятия, занятия с психологом

Выработка
навыков самоконтроля
Учебные
занятия, занятия с психологом

Работа
по формированию внимания
Учебные
занятия, занятия с учителем дефектологом

5     
Ликвидация
общего отставания по предметам

Согласно
тематическому планированию

Организация 
деятельности  ученика 4 Б класса ______Х_____________  во время работы 
по  индивидуальному  маршруту.

Цель: ликвидация
пробелов по русскому языку

Тема

Задания,
способыработы
Срок

Формы
занятия
Формы
контроля

Словосочетания. Упражнения по
образованию словосочетаний
Карточка
20. 11
индивидуальная
Тест
карточка

Изменение существительных по родам
Правило,
работа по схеме
29. 11
классная
Опрос
по правилу

Склонение имен существительных
Карточка
27. 11
индивидуальная
Тест
карточка

Упражнение в правописании падежных окончаний 
у существительных

Работа
по схеме
3. 12
индивидуальная
Опрос
по правилу

Контрольный диктант «Правописание
падежных окончаний у существительных»
Работа
по схеме Работа по схеме
5. 12
классная
Тетрадь
для контрольных работ

Анализ ошибок, допущенных в контрольной
работе. Карточка. 12
индивидуальная
Рабочая тетрадь

Изменение имен прилагательных по падежам
Правило,
работа по схеме
12. 12
индивидуальнаяклассная

Опрос по правилу

Образование наречий от прилагательных с
основой на шипящий и их написание
Работа
над ошибками
16. 12
классная
Рабочая
тетрадь

О и Ё после шипящих в окончаниях и
суффиксах существительных и прилагательных
Работа
по схеме
27. 12
индивидуальнаяклассная
Опрос

Административная контрольная работа
диктант
с грамматическим заданием
15. 01
классная
Тетрадь
для контрольных работ

Анализ ошибок, допущенных в контрольной
работе. Работа
над ошибками
20. 01
индивидуальная
Рабочая
тетрадь

Образование наречий от прилагательных с
основой на шипящий и их написание
изложение
27. 01
классная
Рабочая
тетрадь

Контрольное
списывание«Правописание слов с основой на шипящий»
Контрольное
списывание

10. 02
индивидуальная

Тетрадь
для контрольных работ

Определение спряжения глаголов по
начальной форме
Карточка. 02
классная
Опрос

Правописание безударных суффиксов
глагола в форме прошедшего времени
Работа по схеме
26. 02
индивидуальная

Тест

www. standart. edu

Сообщество учителей начальных классов — Тамбов-Вики

Сообщество учителей начальных классов — Тамбов-Вики

Сообщество учителей начальных классов — Тамбов-Вики

Богданова, Е. Иваненко// Школьные
технологии. — 2009. — №1. — С. 116-120.

Князева, Т. Индивидуальный
образовательный маршрут ребенка как условие осуществления
психолого-педагогической коррекции младших школьников с ЗПР/ Т. Князева //
Коррекционная педагогика. — 2005. -№1.

Индивидуальная образовательная траектория
ученика //Начальная школа плюс до  после. — 2007. — №12.

Скачано с www. znanio

Разработка индивидуального образовательного маршрута происходит совместно педагогом дополнительного образования, учащимся и его родителями. Однако право выбора того или иного маршрута собственного образования должно принадлежать, прежде всего, самому обучающемуся

Чтобы подготовить индивидуальный образовательный маршрут одаренного ученика, выполните три шага. Первый – выявите направленность одаренного ученика. Второй – подготовьте план занятий по индивидуальному образовательному маршруту (ИОМ). Третий – организуйте аудиторную, групповую и самостоятельную работу школьника

Индивидуальный образовательный маршрут – целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С

Оцените статью
Мой маршрут