Создание инклюзивной среды и особых условий для детей с ОВЗ в ДОУ – онлайн-курс в ИПАП

Доступная среда

Доступная среда — целевая программа, направленная на создание условий для полноценной интеграции маломобильных групп населения. Реализация программы доступной среды проходит как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования лицами с ограниченными возможностями здоровья и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Сведения о наличии оборудованных групповых помещений

В  МБДОУ д/с к. № 11 «Журавушка» г. Ставрополя функционирует 8 возрастных групп, 6 групп общеразвивающей направленности и 2 группы компенсированной направленности. В учреждении оборудованы просторные групповые комнаты, включающие игровую, познавательную, обеденную зоны. В группах компенсирующей направленности оборудованы кабинет логопеда для занятий с детьми с тяжелыми нарушениями речи. При организации образовательного пространства воспитатели и специалисты нашего детского сада руководствуются следующими принципами: информативность, вариативность, полифункциональность,  трансформируемость,  интегративность. В ДОУ воспитательно-образовательный процесс подчинен коррекции имеющихся   у детей с ограниченными возможностями здоровья, становлению их личности: развитию его компетентности (коммуникативной, интеллектуальной, физической), креативности, инициативности, самостоятельности, ответственности, произвольности, свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки. В ДОУ, грамотно организованная развивающая предметно-­пространственная  среда для соответствующего возраста детей, которая меняется в соответствии с сезоном и темой познавательной деятельности. Большое место отводится и для свободной самостоятельной художественной деятельности. В каждой группе создано прозрачное зонирование и оборудованы коррекционно-релаксационные пространства: творческий центр, где проводится куклотерапия, арт-терапия и лечебные спектакли; научный центр для опытно-экспериментальной деятельности; центр литературы; центр двигательной активности, в группах компенсирующей направленности создан уголок мультисдудии, где воспитанники занимаются творчеством создания мультфильмов  и др. Созданная развивающая предметно-пространственная  среда в ДОУ помогает ребенку отыскать область своих интересов, раскрыть потенциальные возможности, утвердиться здоровой, творчески способной личностью. Наличие музыкальных, театральных зон, уголков изобразительной деятельности способствуют развитию творческих способностей детей, а также коррекции имеющихся эмоционально-личностных проблем.

Объекты для проведения практических занятий

Кабинет учителя-логопеда. В ДОУ имеются 2 кабинета для проведения коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Кабинет учителя-логопеда предназначен для:
— проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста. — проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми. Оснащение кабинета:
зеркало настенное;
зеркала для индивидуальной работы;
шкафы для хранения пособий;
столы и стулья для детей;
стол, стулья для работы учителя-логопеда с документацией.

Учебно-методические пособия для коррекционной логопедической работы:
— по звукопроизношению: речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный     материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое   домино, логопедическое лото, магнитная азбука, кубики с алфавитом;
— по фонетическому восприятию: наборы картинок, тетради для развития фонетического слуха;

— по   лексическому запасу: дидактические игры, наборы иллюстрированного материала;
— по связной речи: наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов;
— методическая литература по разделам;
— для обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления: счетный материал,пирамидки,     разрезные картинки разной конфигурации, наборы картинок;
— картотеки: артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые игры, дыхательные упражнения и   игры, наборы предметных картинок по лексическим темам, загадки, чистоговорки, скороговорки,   упражнения на релаксацию;
— пособия и материалы на развитие дыхания: свистки, дудочки, воздушные шары, вертушки, мыльные   пузыри;
— пособия и материалы для развития мелкой моторики: матрешки, шнуровки, пирамидки, пазлы, трафареты;
— по обучению грамоте: настенная азбука, кассы букв и слогов, предметные картинки на каждую букву, трафарет, схемы артикуляции звуков, материал для звукобуквенного анализа и синтеза.

Музыкальный зал
Музыкальный зал в ДОУ предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Здесь проводятся занятия, досуги, праздники, утренники и развлечения. Музыкальный зал оснащен современным мультимедийным оборудованием, цифровым фортепиано,  ноутбуком, музыкальным центром, интерактивной доской, аппаратом для выпускания мыльных пузырей и т. Имеются учебно — методические материалы: оборудование для музыкальных игр-драматизаций, атрибуты для игр, набор кукол для кукольного театра, детские музыкальные инструменты (металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки, погремушки). Создана фонотека (диски, аудиозаписи), имеется нотный материал. Приспособлен также для использования лицами с ограниченными возможностями здоровья детьми с ограниченными возможностями здоровья детьми.

Отдельного помещения нет, литература находится в методическом кабинете, где широко представлена учебная и методическая литература, периодическая печать, детская художественная литература. В каждой группе имеются литературные центры, где находится художественная литература для детей, и методическая литература для педагогов.

Кабинет педагога-психолога. В кабинете педагога-психолога проводятся индивидуальные и групповые занятия по развитию познавательной и эмоциональной сфере развития воспитанников, диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе и консультации для родителей. Деятельность педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка. Для кабинета педагога-психолога отведено отдельное помещение. Кабинет оборудован методической литературой, настольными дидактическими играми, интерактивным столамом.

Обеспечение доступа в здания образовательной организации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

МБДОУ д/с к. № 11 «Журавушка» имеет два отдельно-стоящих здания, соединенных между собой галереей. Конструктивные особенности зданий не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающий доступ лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в учреждении отсутствуют. Имеется переносной пандус, пиктограммы, входная площадка имеет навес, домофон при входе, тактильная пластиковая пиктограмма «кнопка вызова», информационный знак «Направление движения», «Вход в помещение». Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло «Выход», видеонаблюдением. При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья будет предоставлено сопровождающее лицо. В настоящее время, согласно «Паспорту доступности» проход в здание условно доступен для некоторых категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учреждении организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 10-дневным меню. Питание детей осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2. 3/2. 3590-20. Создание отдельного меню для лиц с ограниченными возможностями здоровья не предполагается.

Условия охраны здоровья воспитанников, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья. Планирование и проведение работы по охране здоровья детей осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском. Медицинское обслуживание детей в ДОУ осуществляется в соответствии с договором  ГБУЗ СК «ГДП № 1» г. Ставрополя. Медицинский блок состоит из медицинского кабинета, 1 изолятора, процедурного кабинета.

Функционирует психолого-педагогический консилиум ДОУ. Целью ППк является обеспечение психолого- педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со специальными образовательными  потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно- психологического здоровья воспитанников. Для категории детей с ОВЗ  разработан индивидуальный образовательный маршрут развития. В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленные на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе и детей с ОВЗ. В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
— проведение профилактических осмотров;
— мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
— осуществление систематического контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
— обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
— осуществление контроля за физическим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27 октября 2020 г. N 32 «Об утверждении СанПиН 2. 3/2. 3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»). Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования лицами с ограниченными возможностями здоровья. В дошкольном учреждении нет свободного доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного кабинета нет. Имеются электронные образовательные ресурсы, которые используются педагогами в образовательном процессе для обучения и воспитания воспитанников и детей с ограниченными возможностями здоровья. Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ воспитанников, в том числе приспособленные для использования лицами с ограниченными возможностями здоровья. Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ воспитанников, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – доступ воспитанников к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для лиц с ограниченными возможностями здоровья 
В детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья:
— мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук);
— музыкальные центры (музыкальный зал);
Дети и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях.

Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии. Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с ЗПР

Индивидуальный маршрут развития ребенка с ЗПР — это специально созданная комфортная обучающая среда для устранения недостатков его развития, профессиональная поддержка всех специалистов ДОУ и школы, помощь родителей в трудных шагах по овладению знаниями и принятыми нормами поведения. Маршрут сопровождения ребенка с ЗПР в ДОУ и школе намечает цели и задачи, наиболее доступные в данный момент для воспитанника, и определяет шаги по их выполнению.

Дефициты и ресурсы ребенка с ЗПР

Задержкой психического развития считается замедленный темп развития психики ребенка. Причины ЗПР кроются в нейродинамической недостаточности, особенностях конституции, хронических соматических заболеваниях, неблагополучии семьи. Следствием становятся следующие дефициты развития:

незрелость ЦНС: слабость процессов торможения и возбуждения, отставание в формировании систем межанализаторных связей;

истощаемость психических функций;

отставание в развитии психомоторных функций;

низкая интеллектуальная продуктивность;

недостаточный объем, обобщенность, предметность и целостность восприятия;

низкая прочность запоминания;

неумение применять дополнительные средства запоминания;

низкий уровень произвольности познавательных процессов и поведения;

недоразвите речи: задержка формирования, ограниченность словарного запаса, аграмматизмы, затруднения в построении связных высказываний, трудность понимания значения слов;

инертность мыслительной деятельности;

длительный период приема и переработки информации;

нарушения пространственной ориентировки;

стремление избегать трудности;

отсутствие самоконтроля.

Наряду с перечисленными недостатками эти дети обладают хорошей базой внутренних ресурсов, которую способен реализовать индивидуальный маршрут развития ребенка с ЗПР:

способность осмысленно воспринимать сюжет услышанного литературного произведения;

способность понимать условие простой задачи;

способность группировать объекты и устанавливать причинно-следственные закономерности;

способность разбираться в учебном материале и выполнять задание, руководствуясь его образцом и целью;

активность в поисках средств, облегчающих выполнение заданий;

заинтересованность в чтении книг и умение логично и скрупулезно пересказывать прочитанное;

способность проявлять глубокие эмоции по поводу прочитанного;

интерес театральному и изобразительному искусству;

стремление к творческому самовыражению;

любовь к фантазиями и вытеснение ими неприятных жизненных ситуаций.

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут ребенка с ЗПР

Поступившего в ДОУ ребенка с ЗПР всесторонне изучают все специалисты, а затем составляется «Индивидуальная карта сопровождения развития и обучения». Для этого используются «Диагностические карты индивидуального развития ребенка».

Опираясь на данные карты, коллектив ДОУ составляет «Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут» воспитанника на весь период его пребывания в детском саду. Цель индивидуального маршрута ребенка-дошкольника с ЗПР — обеспечить преемственность дошкольного и начального общего образования, развивая у воспитанника функциональный базис для формирования универсальных учебных действий

Индивидуальный маршрут развития ребенка с ЗПР определяет:

Стратегическую цель развития: заложить основы знаний об окружающем мире, сформировать речь, дать самые простые базовые представления о математике, всесторонне развить психические процессы.

Принципы прохождения маршрута. Наиболее важные из них

● принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции нарушений.

В его основе лежат взаимосвязанные действия всех специалистов ДОУ и родителей. Психолог формирует у ребенка навыки анализа и синтеза, сравнения и классификации, логопед использует их при постановке речи, воспитатель и родители закрепляют в «социальных» ситуациях.

● принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования

Все действия педагогов предупреждают и корректируют нарушения с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма, используя современные специальные ТСО, ИКТ, особую организацию обучения.

Свой «Индивидуальный коррекционный маршрут дошкольника с ЗПР» составляет каждый специалист ДОУ. Познакомимся с ним на примере работы логопеда.

Индивидуальный логопедический маршрут дошкольника с ЗПР

Индивидуальный маршрут для ребенка с ЗПР в ДОУ по развитию речи ставит цель: совершенствовать его речевые возможности, учитывая все специфические особенности. Рассмотрим раздел логопедического маршрута «Связная речь (монологическая и диалогическая речь)» для ребенка ЗПР старшей группы (5-6 лет).

Задачи

Методы

Содержание работы

Развить диалогическую речь

Свободная беседа о самом себе, семье, друзьях, играх
Попросить ребенка нарисовать то, что любит рисовать и затем ответить на вопросы по рисунку: «Что ты нарисовал?» «Почему ты это нарисовал?» «Как бы ты назвал свой рисунок?»

Сформировать речевую инициативу и самостоятельность

Игра «Зоологический музей»
Предложить ребенку самостоятельно рассмотреть картинки с животными, самостоятельно придумать и задать познавательные вопросы; затем ответить на вопросы взрослого, чем бы он мог помочь животным

Сформировать умение говорить от лица другого персонажа

«Игровой диалог»

Попросить ребенка самостоятельно придумать диалог между одушевленными и неодушевленными предметами

Сформировать умение вести диалог и соблюдать принятые нормы поведения

Игра «Телефонный разговор»

Озвучить ребенку список правил этикета телефонного разговора и попросить от лица двух игрушек озвучить их телефонный разговор

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ЗПР в ДОУ

Используя стратегический «Индивидуальный маршрут развития дошкольника с ЗПР», педагоги ДОУ ежегодно составляют подробную программу обучения ребенка, или «Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ЗПР». Его тактические шаги соответствуют рекомендациям ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного образования с ЗПР и включают:

●познание окружающего мира.

Педагоги ДОУ определяют задачи и содержание работы с ребенком по «Индивидуальному образовательному маршруту» в соответствии с АООП ДО для детей раннего и дошкольного возраста с ЗПР

Рассмотрим раздел «Физическое развитие», направление «Коррекция и развитие психомоторных функций» для воспитанника с ЗПР средней группы

Задачи

Метод

Содержание

Развить мелкую моторику

Упражнение «Катание карандаша»

Ребенок катает в руке круглые карандаши и карандаши с гранями
Игра «Сосулька». Самостоятельный контроль за мышцами на основе контрастных ощущений. Попросить ребенка представить, что он держит зимой в руках холодную сосульку: — мышцы напряжены; попросить ребенка представить, что он держит весной в руках сосульку -мышцы расслаблены. Оптимизировать речевую моторику
Различные виды массажа рук. Самомассаж рук с использованием массажных мячиков. Попросить ребенка представить, что в руках у него ниточка. Дыхательное упражнение «Растягивание ниточки». Произносить по очереди гласные и согласные звуки. Просить ребенка их повторять с условием. На гласный звук он раздвигает руки и растягивает «ниточку», на согласный звук он сводит руки и сжимает «ниточку». Восстановить вестибулярно-моторный аппарат

Упражнения «Прыжки»
Попросить ребенка выполнить 5 раз группу прыжков: прыжок назад — пальцы рук сжать, прыжок вперед — пальцы рук разжать. Попросить ребенка выполнить 3 прыжка с одновременным продвижением вперед на одной ноге и хлопком рук.

Индивидуальный маршрут ребенка с ЗПР в школе

Выпускники ДОУ, имеющие диагноз ЗПР, перед поступлением в школу проходят ППМК. При подтверждении нарушений инклюзивные школы организуют специальное комплексное сопровождение, цель которого — возместить дефициты развития познавательной сферы, откорректировать личностные специфические особенности, обучить самостоятельной деятельности, контролируя этот процесс, наладить тесное сотрудничество с семьей ребенка. В системе сопровождения важное место отводится работе школьного психолога. Он работает со школьником ЗПР по «Индивидуальному маршруту психологической коррекции». Цель маршрута — в первую очередь обеспечить ребенку адаптивность, обучить самостоятельно сознательно удерживать равновесие в отношениях с самим собой и новым школьным окружением, а затем, регулируя происходящие в головном мозге процессы активности и торможения, развить произвольность поведения и осознанность каждого учебного шага своего подопечного.

Индивидуальный образовательный маршрут школьника с ЗПР

Индивидуальный образовательный маршрут школьника с ЗПР — это его собственный поход за знаниями, «путь героя», преодолевающего на своем пути множество трудностей, к заслуженной награде, которой в перспективе станет аттестат зрелости и возможность получить интересную, востребованную, высокооплачиваемую профессию. Школьный консилиумом, учитывая предложения ППМК и запросы семьи ребенка, на основании ФОГС и АООП НОО 7. 1 или 7. 2 разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут для детей с ЗПР с учетом всех особых образовательных потребностей. Этим потребностям соответствуют базовые учебники для здоровых школьников и специальные приложения, иллюстративные наглядные дидактические материалы, рабочие тетради, как печатные, так и электронные, для варианта обучения в течение 4-х лет по программе 7.

Маршрут ребенка с ЗПР по программ 5-летнего обучения 7. требует к базовым учебникам добавить специальные электронные программные приложения

Пример. Индивидуальный образовательный маршрут 1 класс, ЗПР

I Организационный компонент

Пояснительная записка с информацией о ЗПР по ФОГС.

Перечень использованных нормативных документов.

Цель «Индивидуального образовательного маршрута». Образовательный маршрут ребенка с ЗПР в 1-м классе должен обеспечить продвижение школьника в освоении учебных предметов и развить способность обучаться не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с педагогом и одноклассниками.

Цели учителя.

● Обеспечить ребенку освоение адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, корректируя недостатки его физического и психического развития

● Своевременно выявлять трудности прохождения образовательного маршрута и гибко его редактировать.

Самые важные из них:

● Создать темп учебной работы, соответствующий возможностям ученика и скорости формирование у него обобщенных знаний

● Создать охранительный педагогический режим

● Использовать здоровьесберегающие технологии

● Развить общеинтеллектуальные умения

● Сформировать основы социальных компетениций и умение ими целенаправленно и осознанно пользоваться

● Поощрять и стимулировать работу ребенка, используя только качественную оценку

Психолого-педагогическая характеристика на ученика 1 класса. Указывается диагноз, главные проблемы обучения и уровень знаний по основным учебным предметам.

II Недельный индивидуальный план с количеством часов на каждый предмет

Заполняется в соответствии с выбранным видом АООП НОО для ЗПР. 1 или 7

III Образовательный компонент индивидуального маршрута

Пояснительная записка с анализом соответствия выбранной программы индивидуальным особенностям ребенка

Планируемые результаты освоения учеником АООП НОО ЗПР, 1 класс.

● Описать по каждому учебному предмету (АООП НООО ЗПР 7. 1) , например, по математике, результаты к концу учебного года:

— чему ребенок научится

Называть числа от 1 до 20 и проговаривать их последовательность. Оперировать словами «сложение», «вычитание». Определять разрядный состав чисел от 11 до 20. Сравнивать группы предметов, составляя из них пары. Определять длину отрезка.

— чему будет учиться:

Решать примеры, имеющие 1-2 действия. Решать простые задачи на сложение и вычитание в педелах 20-ти. Узнавать геометрические фигуры. Работать с математической таблицей из двух строк.

— механизм определения уровня знаний и умений:

Тесты, контрольные и проверочные работы.

IV Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов

Универсальные познавательные действия.

● Развитие навыка работы с информацией: умение с помощью учителя отличать новое от известного; умение ориентироваться в учебнике.

● Развитие исследовательских способностей: умение находить ответы на вопросы, используя учебник, полученные на уроке знания и свой жизненный опыт; умение осознанно взаимодействовать с информацией, делая собственные выводы о работе класса

● Развитие способностей классифицировать и обобщать: умение сравнивать и группировать числа, числовые выражения, равенства и неравенства, плоские геометрические фигуры.

Начиная проходить свой индивидуальный маршрут в ДОУ и продолжая учебное «путешествие» в школе, ребенок с ЗПР имеет все шансы успешно освоить вариант АООП НОО. И тогда первым достижением «особого» школьника может стать решение ППМК считать его здоровым ребенком, не нуждающемся в особых образовательных условиях.

Леонтьева Валия Юрьевна

МКДОУ детский сад «Рябинка» Иркутская область г. Тайшет

Начало года.

Группа _средняя № 2____________________

Возраст 4 года________________

Трудности по образовательным областям:

«Познавательное развитие »

Есть необходимость расширять представления о правилах поведения в общественных местах. Плохо знаком с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем), их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения. Не знает фрукты, овощи, ягоды, грибы. Не узнаёт и не называет 3-4 вида деревьев.

Имеет слабые представление об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т.

Не различает из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение). Не умеет считать до 5 (количественный счёт), отвечать на вопрос «Сколько всего?» Испытывает затруднения в сравнении количества предметов в группах на основе счёта, а также путём поштучного соотнесения предметов двух групп; в определении каких предметов больше, меньше, равное количество. Не умеет сравнивать два предмета по величине на основе приложения их друг к другу или наложения (больше-меньше, выше-ниже, длиннее-короче. Не определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху-внизу, впереди-сзади).

Не понимает слова-антонимы; не умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница — сухарница);не умеет выделять первый звук в слове; не умеет рассказывать о содержании сюжетной картинки. Не может с помощью взрослого повторить образцы описания игрушки. Не может назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение. Испытывает затруднения отвечая на вопросы: «Понравилось ли произведение?», «Кто понравился. почему?»

Не знаком с профессиями артиста, художника, композитора. Затрудняется в назывании предметов и явлений природы, окружающей действительности в художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство).

Не знает произведения народного искусства (потешки, сказки, загадки, песни, хороводы, заклички, изделия народного декоративно-прикладного искусства). Знает очень мало о книге, книжной иллюстрации.

Не различает строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок).

Не может изобразить предметы путём отчетливых форм, подбора цвета, аккуратно закрашивая, используя разные материалы. Не знает дымковскую и филимоновскую игрушки; не умеет украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.

Не правильно держит ножницы и не умеет резать ими по прямой, по диагонали; вырезать круг из квадрата, овал — из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.

Режимные моменты
Индивидуальная работа
Взаимодействие с родителями
Примечание

Познание
1. «Что кому»Дидактическая задача:
Учить соотносить орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей разных профессий в творческих играх. «Назови одним словом»Дидактическая задача:
Упражнять детей в классификации предметов3. «Где живет?»Дидактическая задача
: Закреплять знания детей о среде обитания животных, фантастических героев4. «Хорошо-плохо»Дидактическая задача:
Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. «Дерево, кустарник, цветок»

1. «Отгадайте, что за растение»Цели: учить описывать предмет и узнать его по описанию, развивать память, внимание. «Что это за птица?»Цели: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью, учить описывать птиц по характерным признакам; развивать память; воспитывать заботливое отношение к птицам. «Загадай, мы отгадаем»Цели: закрепить знания о растениях сада и огорода; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию, развивать внимание. «Дерево, кустарник, цветок»Цели: закрепить знание растений, расширять кругозор детей, развивать речь, память. «Где что растет?»Цели: учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о назначении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова; развивать речь. Дать домашнее задание родителям на распечатках «Математика для малышей». Предложить материал из серии «Семь гномов»

1. «Широкое — узкое» №1Цель: продолжить формировать представление «широкое — узкое». «Веселые матрешки» №3Цель: учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величины. «Справа как слева» №4Цель: освоение умений ориентироваться на листе бумаги. «Кто скорее свернет ленту» №6Цель: продолжать формировать отношение к величине как к значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами «длинный», «короткий». «Собери ягодки» №7Цель: различение равенства и неравенства групп предметов путем подкладывания одного предмета под другой. Умение сравнивать предметы контрастных размеров. Развитие памяти, внимания, логического мышления, творческого воображения. «Брать — не брать»Цель: дифференциация лесных и садовых ягод; увеличение словарного запаса по теме 2. «Ягоды»; развивать слуховое внимание. «Раз, два, три — ищи!» №5Цель: научить детей строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях. «Украсим коврик» №10Цель: формировать умение группировать предметы по заданным признакам, определять количество предметов5. «У кого хвост длиннее?» №11Цель: Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», «длиннее», «широкий», «узкий. Речевое развитие
1. А у меня лучше. Цель: учить образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -чик-, -ик- и увеличительного суффикса -ище-. Помощница. Цель: учить подбирать глаголы к существительным; образовывать сложные слова. Семейный ужин. Цель: учить составлять сериационный ряд из слов-синонимов. Согласовывать имена существительные с числительными; употреблять в речи наречия и прилагательные. Закончи предложение. Цель: учить образовывать множественное число имён существительных среднего рода и правильно употреблять их в речи. Цель: учить давать качественную оценку совершающихся действий, отвечая на вопрос «как». Поручения. Цель: учить употреблять в речи предлоги. Самый лучший детский сад!Цель: учить подбирать и употреблять в самостоятельной речи антонимы. Закончи предложения. Цель: учить согласовывать имена существительные с прилагательными в падеже. Посмотри и расскажи. Цель: учить употреблять предлоги пространственного значения. Мы гуляем по саду. Цель: учить передавать содержание картинки, руководствуясь образцом взрослого

Художественно-эстетическое развитие
1. Дидактическая игра «Назови правильно»Цель: Закрепить знания детей о народных художественных промыслах, их признаках. Умение найти нужный промысел среди других, обосновать свой выбор, составлять описательный рассказ. Настольная игра «Домино»Цель: Закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве — игрушке3. «Зеленые иголочки». Цель: закрепить умение быстро ориентироваться на листе бумаги, дорисовывать по образцу симметричные предметы, подбирать нужный оттенок карандаша. Чтение и рассматривание книг5. Рассматривание иллюстраций художнтков. Дидактическая игра «Угадай, какая роспись?»Цель: Закреплять умение детей узнавать и называть ту или иную роспись2. «У куклы новоселье»Цель
: Закрепить навыки и умения работы со строительным материалом, знакомить с названиями фигур. «Обведи контур»Цель
: Знакомство с понятиями формы, цвета, величины4. «Разные машины»Цель
: Закрепить у детей представление о цвете и названии строительных деталей5. Раскраски

1. Аппликация «Лодочка»2. Аппликация «Яичко простое и золотое»3. Вырезывание «Мячи»4. Вырезывание «Любимая игрушка»
1. Предложить для вырезывания геометрические фигуры. Предложить для вырезывания шаблоны игрушек. Вырезывание «Фрукты и овощи»

Результаты действия маршрута:

Имеет представления о правилах поведения в общественных местах. Знаком с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем), их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения. Знает фрукты, овощи, ягоды, грибы. Узнаёт и не называет 3-4 вида деревьев.

Имеет представление об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т.

Различает из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение). Умеет считать до 5 (количественный счёт), отвечать на вопрос «Сколько всего?» Умеет сравнивать количества предметов в группах на основе счёта, а также путём поштучного соотнесения предметов двух групп; в определении каких предметов больше, меньше, равное количество. Умеет сравнивать два предмета по величине на основе приложения их друг к другу или наложения (больше-меньше, выше-ниже, длиннее-короче. Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху-внизу, впереди-сзади).

Понимает слова-антонимы; умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница — сухарница); умеет выделять первый звук в слове; умеет рассказывать о содержании сюжетной картинки. Может с помощью взрослого повторить образцы описания игрушки. Может назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение. Отвечает на вопросы: «Понравилось ли произведение?», «Кто понравился. почему?»

Знаком с профессиями артиста, художника, композитора. Называет предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство).

Знает произведения народного искусства (потешки, сказки, загадки, песни, хороводы, заклички, изделия народного декоративно-прикладного искусства). Знает о книге, книжной иллюстрации.

Может изобразить предметы путём отчетливых форм, подбора цвета, аккуратно закрашивая, используя разные материалы. Знает дымковскую и филимоновскую игрушки; не умеет украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.

Правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой, по диагонали; вырезать круг из квадрата, овал — из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.

Ирина Соцкова

Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника

Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен материал по составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника.

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного
учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация (далее – ИОМ).

Это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника)
в образовании и обучении.

Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута
(ИОМ)
:

Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников
, их социально – личностного развития.

Задачи по социально — личностному развитию ребенка
:

Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;

Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;

Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком
: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;

Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)

Индивидуально- образовательный маршрут определяется
:

потребностями и запросами родителей;

индивидуальными
функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются
:

Для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования
;

Для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Для детей с высоким интеллектуальным развитием.

Индивидуальный образовательный маршрут
включает основные направления
:

Развитие общей и мелкой моторики;

Развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;

Формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивно)к которо относятся — лепки, аппликации, рисования)и другие виды продуктивно деятельности.

Развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);

Формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях)
;

Формирование представлений о пространстве, времени

Методы, используемые в работе
:

Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными»
средствами понимания;

Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)

Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения
)
;

Приемы арт — терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия)
;

Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т

При разработке индивидуального маршрута
мы опираемся на следующие принципы
:

Принцип опоры на обучаемость ребенка,

Принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.

Принцип соблюдения интересов ребенка. По другому его называет «на стороне ребенка». Те воспитатели должны объективно относится к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка!

Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации)
;

Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.

Принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.

Принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

На основе анализа изученной нами литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута

Этап наблюдения.

Диагностический этап.

Этап конструирования.

Этап итоговой диагностики.

Остановимся подробнее на каждом этапе

Первый этап наблюдения.

Цель этапа
: выявить группу дошкольников
, испытывающих трудности
: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявление групп дошкольников по трудностям
»

Диагностический этап. На данном этапе проводится ряд диагностик совместно с педагогом психологом. Цель данного этапа – выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины
»

ФИ Выявленные трудности причины Результат (в конце сопровождения)

Этап конструирования. Цель этапа
: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников
, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей.

Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов
в процессе жизнедеятельности дошкольников.

Индивидуальный образовательный маршрут
может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения. ! Учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника
– игра педагогу в реализации индивидуальных маршрутов
помогает педагогический приём «почтовый ящик»
, в котором дети находят письмо, адресованное конкретному ребёнку с условными обозначениями задания.

На 5 этапе проводится завершающая диагностика.

Цель этапа
: выявить результаты действия маршрута
(трудность сохранилась или не сохранилась.

Развитие социальной компетентности;

Развитие коммуникативных навыков;

Коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной)
;

Развитие чувства самоценности;

Коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.

Таким образом
, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных
траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.

Намеченная цель школьного учебного процесса — развитие полноценной, всесторонне образованной и гармоничной личности — реализуется с помощью внедрения и выполнения требований ФГОС. Одним из важных аспектов достижения этой цели является разработка школьника (далее — ИОМ) и следование его положениям.

Изменения общеобразовательной системы в последние годы ориентированы на персонализацию проводимых мероприятий, которые включают в себя саморазвитие, как учеников, так и учителей. В этой связи учебные программы пересматривают, направляя их в сторону гуманизации и персонализации учащихся. Такое движение обеспечивает становление личности, самоопределение и признание самоценности каждого школьника, и ставит целью повышение эффективности и функциональности реализуемых программ. В свою очередь индивидуальный образовательный маршрут предусматривает:

  • организацию образовательного процесса в темпе и порядке, соответствующим уровню оптимальной учебной нагрузки для каждого ребенка;
  • постановку целей и задач обучения, соответствующих реальным требованиям и ожиданиям школьника, что повышает мотивацию к освоению программного материала;
  • моделирование ситуации личной ответственности за результат.

Как составить индивидуальный образовательный маршрут?

Чтобы подготовить индивидуальный образовательный маршрут одаренного ученика, выполните три шага. Первый – выявите направленность одаренного ученика. Второй – подготовьте план занятий по индивидуальному образовательному маршруту (ИОМ). Третий – организуйте аудиторную, групповую и самостоятельную работу школьника

Что включает в себя индивидуальный образовательный маршрут?

Индивидуальный образовательный маршрут – целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С

Что предполагает индивидуальный образовательный маршрут для детей с Овз и инвалидностью?

Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ в рамках образовательной организации предполагает определение и реализацию необходимых и достаточных специальных условий для полноценного включения ребенка и его семьи в образовательную среду, определение стратегии и тактик психолого-педагогической

Кто разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут ребенка с Овз?

Педагоги разрабатывают индивидуально- образовательный маршрут для детей с ОВЗ как систему определенных действий по отношению к детям с ограниченными возможностями

Оцените статью
Мой маршрут