Методические разработки группы №7
О цветахНемного о футболеУважаемые родители!
Советы родителям будущих первоклассников
Памятка для родителей по развитию любознательности у детей
Образовательный маршрут для родителей «Ознакомление с космосом»Презентация проекта «В мире часов»Консультация «История часов»Презентация квест-игры «Правила дорожного движения»Материалы к фестивалю «Многонациональная Самара» — украинское жилище «Хата моя»Что такое квест-игра?Консультация «Знакомство с часами»Консультация воспитателя подготовительной группы Андреяшкиной Виктории Ивановны «Деревья. Какие они?»РусалочкаРазвитие дошкольникаКак правильно общаться с ребёнком«Самара — родина моя» (воспитатель подготовительной к школе группы №7 Андреяшкина Виктория Ивановна)«Комнатные цветы» (воспитатель подготовительной к школе группы №7 Андреяшкина Виктория Ивановна)Как правильно держать нож, вилку и ложку
Психологические особенности детей дошкольного возраста (4-5 лет)Консультация на тему «Игрушки-чудовища» воспитателя группы №7 Е.Н. РузановойНовогодняя мастерскаяБуклет для родителейМетодическая разработка воспитателя группы №7 Е.Н. РузановойКонспект развлечения для детей 2 младшей группы «День Матери». Воспитатели: Андреяшкина В.И., Рузанова Е.Н.Методическая копилка воспитателя Рузановой Е.Н. «Памятка для родителей»Методическая разработка воспитателя группы №7 Андреяшкиной В.И.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Жемчужинка»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
1. Общие сведения
Ф. И. О. ребенка, дата рождения ___________________________________________
Ф.И.О. родителя _________________________________________________________
Дата поступления в ДОУ__________________________________________________
Возрастная группа _______________________________________________________
Дата составления индивидуального маршрута________________________________
Результаты педагогической диагностики по освоению ООП ДО:
От 0,1 до 0,4 – не сформировано;
от 0,5 до 0,8 – частично сформировано;
от 0,9 до 1– сформировано
С — сформировано; Ч- частично сформировано; Н — не сформировано.
3. Реализация образовательного маршрута.
Определение целей и задач:
4. Учебно-тематический план
Результат работы по образовательному маршруту__
Заключение и рекомендации ______________________________________________________________________________________________
Алена Миронова
Индивидуальный образовательный маршрут воспитателя детского сада
Мироновой Алены Владимировны
на 2021-2022 год
Информационная карта педагога
Ф. И. О. Миронова Алена Владимировна
Дата рождения 13 августа 1990
Уровень образования Высшее, 2024 год окончание
Учебное заведение Шадринский педагогический институт
Специальность/направление и профиль по диплому Дошкольное образование
Квалификационная категория 1 категория 2021 го
Общий трудовой стаж 12 лет
Стаж педагогической работы 5 лет
Тема самообразования : Дидактическая игра, как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста
Цель: изучение проблемы использования дидактических игр как средства формирования экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста.
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования возможностей дидактической игры как средства экологического воспитания ребенка-дошкольника.
2. Изучить особенности экологической воспитанности детей для построения соответствующей работы по экологическому воспитанию детей средствами дидактических игр.
3. Определить эффективность работы по применению дидактических игр как средства формирования экологической культуры.
Сроки работы над проблемой: 1 год
— переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения, желание улучшить образовательный процесс;
— воспитание защитников экологии;
— творческая активность воспитанников.
Форма отчета о проделанной работе: самоанализ.
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
1 Непрерывность профессионального развития Сентябрь
Апрель Изучение методической литературы
Обмен опытом Изучить книгу
Татьяны Александровны Шорыгиной из серии «Путешествие в мир природы».
Подобрать и изготовить демонстрационный материал.
Участие в конкурсах. Публикации. Проведение мастер-классов.
2 Работа с воспитанниками В течении года
Создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка среды.
НОД в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями.
Развлечение для малышей
Закрепление пройденного с детьми материала 1. коллекции (камешки, семена, кора)
2. д/игры, альбом 3. книги 4. эксперементирование
5. Зона релаксации (красивые цветы)
«Природа нашего края»; «Животный мир Красноярского края; «Деревья и кустарники, цветы нашего детского сада».
«Зеленые сказки»-Экология для малышей.
Экологическая игра «Загадки природы»
3 Работа с педагогами
4 Работа с родителями Сентябрь – ноябрь
декабрь – Февраль
«Мусор земле не к лицу»
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.
Оформиление картотеки «Бабушкины советы»
Изготовление кормушек силами родителей
Экологический субботник Весенняя Неделя Добра (изготовление подарков из бросового материала для детей старшего возраста)
Провожу пропаганду экологических знаний среди родителей: устные консультации, тематические витрины, в которой делились мы и родители народными рецептами.
Задачи образовательного взаимодействия в детском саду
Задачи образовательного взаимодействия в семье
Используемые педагогические технологии и методики, методы, приемы
Возможность работы с другими специалистами
Проблема: слабо развито воображение и мелкая моторика рук
Развивать способность к созданию художественных образов с ориентацией на зрительные впечатления и эмоциональные переживания. Формировать способность сотрудничать в творческом процессе. Помочь освоить позитивные средства.
1.Создание монотипий (кляксы) с дорисовыванием недостающих деталей и обсуждением рисунка по вопросам как ребенок догадался? И что у него получилось?
2. Рисование «атмосферы», холодного осеннего ветра, с последующим дорисовыванием листьев под музыкальное сопровождение.
3. Свободное рисование
4. Совместное рисование.
5. Дополняющее рисование
1. Совместные рисунки с родителями
2. Участие родителей совместно с ребенком в творческих конкурсах
3. Игры на развитие воображение
1. Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.
2. Практические упражнения, творческие игры.
3. Словесные – рассказ, беседа, художественное слово.
4. Наглядные – наблюдение, рассматривание.
5. Тематические выставки.
6. Оформление эстетической развивающейся среды в группе.
1. Помощь муз. руководителя – подбор музыкального сопровождения для свободного рисования ребенка дома с родителями.
Проблема: не развиты навыки социального поведения
Развивать способность действовать коллективно в творческом процессе. Развивать умение выражать интерес к другим, проявлять уважение, толерантность. Формировать умение налаживать дружеские отношения
1. Сюжетно-ролевые игры с наличием проблемной ситуации; социально-поведенческие игры.
2. Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выходы из них.
3. Чтение и обсуждение художественных произведений, просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов.
4. Ведение самодельного альбома по рубрикам:
-вещи, которые я люблю
-любимые мультфильмы, фильмы
-совершенные мной хорошие поступки
-дела, в которых я преуспеваю
1. Консультация: читаем вместе
2. Разыгрывание проблемных ситуаций
3. Словесные игры типа «День рождения медвежонка»
1. Помощь психолога: — психогимнастика с ребенком, дид/игры на снятие напряжения.
Консультация для родителей: «Как помочь ребенку обрести навыки социального поведения.
Проблема: слабые знания о родном крае, о своей малой родине.
Формировать познавательный интерес к родному краю, своей малой родине.
1. Создать в окружении ребенка эмоционально благополучную атмосферу, включающую в себя книги, иллюстрации.
2. Подобрать худ/литературу, метод. пособия, где рассказывается о родном крае.
3. Дид/игры на закрепление материала: «Достопримечательности родного края».
1. Совместные экскурсии с детьми по ознакомлению с достопримечательностями родного города.
2. Консультация: «Прогулки детей в природе».
3. Рекомендации: «Воспитание дошкольников – граждан Поволжья».
4. Совместное оформление альбомов, газет о родном крае «Путешествие по родному краю».
1. Словесные – беседы о родном крае, рассказы детей, чтение худ/литературы (авторы — земляки Волгоградской области.
2.Наглядные: рассматривание книг о Волгограде, картин иллюстраций.
3. Практические: дид/игры, рисунки.
Посещение кружка «Люби и знай свой край».
Проблема: не развита двигательная активность
Развитие двигательного воображения.
Снятие психоэмоционального напряжения и развития чувства собственного достоинства.
Развитие социальных навыков,
обогащение социального опыта путем безопасного двигательного взаимодействия
1 Обучение статическим и динамическим позам через создание выразительных образов.
2. Спонтанные движения под музыку.
3. Выполнение движений по сигналу.
4. Перемещение по помещению определенным образом под музыку
1. Рекомендации комплексов упражнений под ритмическую музыку.
2. Игроритмика – как основа для развития чувства ритма у ребенка.
1. Танцевально-ритмическая гимнастика.
3. Утренняя гимнастика.
Помощь инструктора по физо:
1. Кружок «Будь веселым и здоровым»- игроритмика.
Проблема: плохо запоминает и путается в стихотворных строках
— способность передавать результаты восприятия образов художественной литературы с помощью вербальных и невербальных имитационных средств выразительности
-диалогическую речь ассоциативное мышление
1. Разыгрывание прибауток
2. Этюды с пальчиковой куклой
3. Отгадывание и придумывание загадок, ребусов, кроссвордов
4. Исследование образа героя
1. Консультация «Учим стихи вместе»
2. Дидактическая игра «Придумай рифму»
3. Рекомендации «Словесные игры детей»
1.Разучивание детских стихотворений, потешек, прибауток, закличек
2. Наглядные: работа с карточками, рисунками
3. Игровые: дидактические игры, пальчиковые игры, театрализованные игры
1. Помощь музработника —
участие в инсценировках, рассказывание стихов на праздниках
Алена Неськина
Карта индивидуального образовательного маршрута педагога
МДОУ «Детского сада № 16» на 2022 учебный год
Ф. И. О. : Неськина Алёна Николаевна
Адрес электронной почты:
Занимаемая должность: воспитатель
Образование : высшее
Общий стаж работы: 7 лет
Стаж педагогической работы : 5 лет
Стаж работы в данном образовательном учреждении 5 лет
Квалификационная категория: —
Награды, звания, дата награждения:-
Курсы повышения квалификации
Название КПК Сроки прохождения Количество часов Место прохождения КПК
Год обучения 2021 73 часа
Наличие собственных публикаций
Наименование и вид публикации Сроки издания Количество страниц (печатных листов) Издательство
— — — —
Обобщение педагогического опыта
Тема Год Уровень Подтверждающий документ
«Дорожная карта» индивидуального образовательного маршрута педагога
Направления деятельности Содержание деятельности Сроки Результат как педагогический продукт Отношение к результату Формы презентации
Профессиональное направление (предмет преподавания)
– изучение ФГОС ДОУ, профстандартов, их особенностей;
-разработка рабочей программы;
-ознакомление с новинками педагогических технологий через методическую службу ДОУ, методические объединения, интернет;
– плановое повышение квалификации на курсах; «Проектная и позновательно-исследовательская деятельность в ДОО»
– получение консультаций
В течении 2022 года
Методическая продукция (буклет, листовка, брошюра, УМК)
Отчет о результатах инновационной деятельности
Презентация опыта работы по выявленной в результате самоанализа
Овладение дополнительными профессиональными компетенциями в формировании линостного и духовного воспитания дошкольников.
Освоение компетенции в поддержке индивидуальности и инициативы обучаемых в повседневном взаимодействии
Освоение метода проекта в воспитательно-образовательной деятельности.
Умение применять в
характера с позиции
Представление опыта по разработке рабочей программы на педагогическом совете.
Выступление на заседании педагогического совета.
Психолого-педагогическое направление (ориентированное на обучающихся и родителей) – изучение и систематизация методической, педагогической и психологической литературы;
– повышение педагогической квалификации
– получение консультаций В течении 2022 года Тематические мероприятия с родителями.
Создание комфортной, благоприятной среды для детей.
Опыт работы по данной проблеме.
Освоение метода работы с семьями воспитанников.
Умение разрешить конфликтные ситуации в группе. Представление опыта на педагогическом совете, семинаре, мастер-классе.
Консультации для родителей.
Распространение опыта работы по данной проблеме.
Организация кружка, клуба.
Методическое направление – периодическое проведение самоанализа профессиональной деятельности;
– создание банка лучших разработок уроков, интересных приёмов и находок на уроке, сценариев внеклассных мероприятий; «Магазин», «ПДД», «Больница», «Речевое развитие», «Патриот», «Огород», и т. п.
– совершенствование структуры самоанализа урока;
– внедрение в учебный процесс новых форм оценивания знаний обучающихся;
– участие в олимпиадах, конкурсах, вебинарах; на сайтах «Мерсибо», «Солнечный свет» и и т. п. для детей младшего дошкольного возроста «Новое в образовании» и т. п.
– посещение семинаров;
– обобщение и распространение собственного опыта: выступления перед коллегами на МО, МС, педсоветах, конференциях; «Все профессии нужны, все профессии важны»,
«Неделя творчества» и т. д.
Выставка детских работ.
Оснащение центра для благоприятной среды.
Создание базы методических разработок «Копилка педагогических идей».
Проведение открытых мероприятий.
Организация кружка. Обобщение опыта работы. Освоить повышение качества образования в ДОУ.
Умение развивать одаренных детей.
Освоить поддержку, сопровождения детей с ОВЗ.
Освоить умения участие детей в конкурсах.
Направление информационно-технологических технологий – изучение ИКТ и внедрение их в учебный процесс;
– совершенствование навыков работы на компьютере;
– создание собственного сайта, его пополнение; конспекты занятий для подготовительной группы.
– получение консультаций В течении 2022 года Конспекты НОД.
Создание банка методических разработок.
Освоение навыков работы на компьютере для
улучшение образовательного процесса в ДОУ.
Консультации, презентации на педагогическом совете.
Направление здоровьесберегающих технологий – внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий
– получение консультаций В течении 2022 года Создание благоприятной среды.
Освоить поддержку, сопровождение детей с ОВЗ.
ФИО: Жилякова Надежда Владимировна
Место работы: МБДОУ ДСКВ 36 «Жемчужинка» г. Юрга Кемеровской области
Должность: воспитатель детского сада
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида 36 Жемчужинка»
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка 1 младшей группы «Пчелки» по речевому развитию
(2 – 3 года)
Разработан: воспитатель Жилякова Н. В.
2019 – 2020 г
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).
Индивидуальный образовательный маршрут — это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.
• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;
• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;
• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)
Индивидуально-образовательный маршрут определяется:
потребностями и запросами родителей;
индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;
Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:
• развитие общей и мелкой моторики;
• развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;
• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций) ;
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях) ;
• формирование представлений о пространстве, времени
Методы, используемые в работе:
• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)
• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения) ;
• Приемы арт — терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия) ;
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника (период с января по май 2019-2020 уч.год)
Ф.И.О. ребенка: Козлов Макар Дмитриевич
Возраст: 3 года
Воспитатели: Жилякова Н. В., Саханова Т. Л.
дата обследования январь
Обогащать словарь ребенка;
Активизировать знакомые слова в речи и развивать связную речь;
Учить составлять элементарные конструкции и обыгрывать их;
Развивать мелкую моторику.
В результате проведения промежуточной диагностики, можно сделать вывод, что есть небольшие сдвиги. У Макара появились звукоподражательные звуки, первые слоги и легкие слова. Он еще не может сказать, ответить на вопросы при помощи речи, но может показать, сгруппировать предметы по количеству и цвету.
Необходимо продолжить работу во втором полугодии по:
развитию словаря через словесные и дидактические игры;
развитию правильного звукопроизношения через ежедневные организации артикуляционной и пальчиковой гимнастики, в ходе индивидуальных занятий и режимных моментов.
Количество инд.занятий, время по циклограмме
Усовершенствование устной речи ребенка;
Развитие мелкой моторики;
Развитие сенсорного восприятия окружающего мира
Взаимодействие с родителями:
Рекомендации по пальчиковой и артикуляционной гимнастике;
Буклет «Развитие речи через игру»
Консультация «Правильная речь родителей и близкого окружения дома и вне дома».
Взаимодействие с специалистами:_______________________________________________
Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка
на 2018-2019 учебный год
Сведения о ребенке:
Фамилия, имя ребенка
Дата рождения: 00.00.2015 г.
Группа: 2 младшая
Краткая характеристика ребенка:
Мальчик поступил в ДОУ 01.09.2017.г. в 1 младшую группу. Адаптация проходила тяжело в течение двух месяцев: во время приема ребенок плакал, цеплялся за маму, в группе старался спрятаться, не подходил к детям, отказывался садиться на стул, не давал взрослым себя обнять, приласкать. Первое время не садился за стол во время приема пищи, не позволял себя покормить. Попытки детей подойти к ней, дать игрушку или взять его личную приводили к истерике. Навыки самообслуживания были развиты слабо: не мог самостоятельно снять колготки, шорты и сесть на горшок, одеться после сна.
Во 2 младшей группе поведение полностью изменилось: в группу идет с удовольствием, играет с детьми, делится игрушками, но словесно общается мало, так как речь недостаточно развита, дети не понимают, что он говорит. Мальчик это понимает, поэтому и к взрослым обращается редко, с детьми разговаривает мало. Почти самостоятельно одевается и раздевается. Культурно-гигиенические навыки развиты хорошо. Физическое развитие соответствует норме. Болеет редко. Иногда бывает капризен и упрям, но ребенка можно быстро успокоить, переключив его внимание на что-то интересное. Умеет занять себя, может долго играть в выбранную игрушку. Любит наводить порядок, знает, где лежат все игры и игрушки.
По результатам диагностики в начале 2018-2019 учебного года было выявлено, что ребенок имеет низкий уровень освоения образовательной области «Речевое развитие».
Причины составления индивидуального образовательного маршрута: ребенок отстает в речевом развитии; недостаточен интерес к познавательной деятельности во время работы в коллективе, отвлекается на посторонние шумы, нуждается в индивидуальном подходе, активность речевого общения снижена. В непосредственной образовательной деятельности при фронтальной форме проведения медленно включается в работу, медленно запоминает и быстро забывает, тяжело даются заучивание стихотворений и пересказ.
: создание оптимальных условий для развития речи ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей; купирование трудностей, сопровождающих образовательный процесс и развитие личностных особенностей воспитанника.
Задачи маршрута сопровождения:
1. Развитие речи и личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей);
2. Осуществление полноценной социализации ребенка со сверстниками;
3. Проведение коррекционно-педагогической работы с воспитанником;
4. Оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.
1. Развитие мелкой моторики пальцев.
2. Совершенствование устной речи ребенка, умение правильно произносить слова, строить предложения.
3. Развитие коммуникативных навыков.
4. Формирование более тесного сотрудничества между родителями и ДОУ.
Социальная характеристика семьи:
Семья полная, многодетная, благополучная (родители морально устойчивы, воспитаны, имеют еще старшую и младшую дочерей). Воспитанием ребенка занимаются оба родителя. Проживают в отдельной квартире, у мальчика со старшей сестрой отдельная комната, где созданы все условия для полноценного развития обоих детей (развивающие игры и игрушки, книги по возрасту, материалы для рисования, лепки). Взаимоотношения в семье теплые, доброжелательные. Мальчика немного балует папа, но когда он проявляет упрямство и непослушание, родители строги, последовательны в своих действиях.
К концу учебного года в результате планомерной и систематической работы наблюдается положительная динамика в освоении знаний ребенком в образовательной области «Речевое развитие». стал лучше владеть разговорной речью, правильно произносить слова и строить предложения, более свободно общаться с взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы предложением; научился составлять небольшие рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения, декламировать короткие стихотворения. Речь стала более выразительной, внятной в звуковом отношении. Родителям оказана помощь и поддержка в виде консультирования, бесед, рекомендаций по вопросам развития речи ребенка.
«Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника»
Управление образования администрации г. Хабаровска
учреждение г. Хабаровска «Детский сад № 208»
Доклад на методическом объединении
для педагогов ДОУ
образовательного маршрута дошкольника»
Об индивидуализации в образовательном процессе говорится в последнее время достаточно много. Одним из вариантов, способствующих реализации индивидуальных образовательных потребностей является «индивидуальный образовательный маршрут» воспитанника.
Под индивидуальным образовательным маршрутом понимается система дидактических мер, обеспечивающих полноценное развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и социальным заказом родителей.
Деятельность педагога направляется, в первую очередь, на создание условий для оказания индивидуальной помощи каждому ребёнку в планировании своей деятельности, применению своих умений и навыков в совместной и самостоятельной деятельности, на консультирование родителей. Важнее не то, что знают и умеют выпускники дошкольного образовательного учреждения, а как они умеют реализовывать свой личностный потенциал в соответствии с индивидуальными способностями.
Индивидуальный образовательный маршрут должен иметь определенную цель. И эта цель ориентирована на достижение воспитанником государственного стандарта, т.е. на результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка или на преодоление несоответствия между уровнем который задают образовательные программы данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника.
Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ): Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития. Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.
Задачи по социально – личностному развитию ребенка:
Сущность ИОМ заключается в следующем:
его индивидуальная образовательная программа;
– как субъекты выбора дифференцированного образования,
предлагаемого дошкольным образовательным учреждением;
– как «неформальные заказчики», предъявляя дошкольному
образовательному учреждению образовательные потребности и
индивидуальные особенности ребенка;
обучения, воспитания и развития в соответствии с его индивидуальными
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:
– для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
– для одарённых детей;
– для детей из социально неблагополучных семей;
– для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивно) к которой относятся – лепки, аппликации, рисования) и другие виды продуктивно деятельности.
• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);
• Приемы арт – терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия);
• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)
При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы:
На основе анализа изученной нами литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута
1. Этап наблюдения.
2. Диагностический этап.
3. Этап конструирования.
4. Этап реализации
5. Этап итоговой диагностики.
Остановимся подробнее на каждом этапе
Первый этап наблюдения.
Цель этапа: выявить группу дошкольников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявление групп дошкольников по трудностям»
Диагностический этап. На данном этапе проводится ряд диагностик совместно с педагогом психологом. Цель данного этапа – выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины»
ФИ Выявленные трудности причины Результат (в конце сопровождения)
3. Этап конструирования. Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей.
4. Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников.
Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения. Учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – игра педагогу в реализации индивидуальных маршрутов помогает педагогический приём «почтовый ящик», в котором дети находят письмо, адресованное конкретному ребёнку с условными обозначениями задания.
На 5 этапе проводится завершающая диагностика.
Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась).
• развитие социальной компетентности;
• развитие коммуникативных навыков;
• коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной);
• развитие чувства самоценности;
• коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.
Мониторинг развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг в работе позволяет не просто фиксировать уровень развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и педагогической коррекции. Мониторинг – это отправная точка индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка.
Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.
Индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребёнка: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.
Одна из главных задач совершенствования системы дошкольного образования является выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей.
Не редко в группе выявляются дети, опережающие в развитии своих сверстников, проявляющие таланты в различных областях. Одаренный ребёнок обладает одним или несколькими качествами: хорошей памятью, особенно долговременной; хорошим словарным запасом; способностью сосредоточится на долгое время; лёгким усвоением информации; наблюдательностью и любознательностью; устойчивым интересом к широкому кругу вопросов;раним проявлением способности сопереживать другим; любовью к книгам; энергичностью; предпочтением играть с детьми старшего возраста; нетрадиционными способами использования привычных предметов; задатками лидера и социальными навыками.
Для выявления одаренности воспитанников провожу диагностику, используя методы: наблюдения, беседы, анкетирования родителей. Главным условием для мониторинга является, конечно, личный контакт с ребёнком. Это позволяет узнать увлечения и интересы детей, что в дальнейшем помогает стимулировать ребенка и направлять его развитие.
МОНИТОРИНГ, НАБЛЮДЕНИЯ, БЕСЕДЫ
Б
Наблюдение за ребенком на занятиях, в играх, в самостоятельной деятельности
Беседы с родителями
Выявление видов одаренности
Интеллектуальная
Творческая
Коммуникативная
Спортивная
После того, как выявила вид одарённости с помощью диагностики, разрабатываю индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения одарённых воспитанников. Результатом работы является: активное участие ребёнка в жизни группы и детского сада, участие в конкурсах, выставках разного уровня.
Наблюдая за девочкой, обратила внимание, что Андросюк Настя опережает в развитии своих сверстников в продуктивной деятельности, с удовольствием выполняет поделки в нетрадиционной технике, все время что-то рисует, лепит, вырезает, выполняет аппликации. Работы Насти демонстрировались на выставках и участвовали в конкурсах, организованных в детском саду. Проведённая с родителями беседа и анкетирование подтвердили наличие у ребёнка творческих способностей и изобразительной одарённости. Данные наблюдений позволили мне сделать вывод, что у Насти творческая (изобразительная) одарённость.
Для развития изобразительной одарённости Андросюк Насти, исходя из интересов и наклонностей девочки, разработала и реализовала индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения по обучению рисованию и лепке. Данная система развивает творческие способности ребёнка, совершенствует их изобразительные умения. Результатом работы стало участие Насти во всероссийском пластилиновом конкурсе «Уши, ноги и хвосты», конкурсный тур «Ребятам о зверятах» .
Внутренняя познавательная мотивация- это естественное стремление ребенка к познанию: любознательность, активность, любопытство, познавательная деятельность, творчество. И большинство дошкольников ею обладают: это возраст почемучек, активных исследователей, любознаек. Наблюдая за деятельностью своих детей второй младшей группы в начале 2013-2014 учебного года,увидела, что в группе есть дети – Шапин Никита и Ясевич Софья, которые малоактивны на занятиях, не проявляют познавательного интереса, не усваивают программный материал, плохо мыслят, испытывают трудности в восприятие цвета, формы и величины предметов. Причина затруднений в обучении и развитии этих детей в том, что оничасто болеют и пропускают детский сад или просто не ходят, а родителям некогда уделять ребенку внимание. Учитывая индивидуальные особенности развития детей, спроектировала индивидуальный маршрут по усвоению сенсорных эталонов.
Материал подаю по принципу – от простого к сложному, с опорой на активность и самостоятельность ребенка. Использую объяснительно-иллюстративный, наглядно-демонстрационный, репродуктивный, продуктивный, практический, словесный методы. Образовательный процесс строю на педагогических технологиях: личностно-ориентированного подхода, развивающего, игрового обучения.
Спрогнозировала результаты освоения ребенком образовательного материала: он научится определять форму предметов, сравнивать предметы по высоте и длине, ориентироваться на плоскости.
В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль: это первая ступенька в социализации и самосознании личности. Здесь ребёнок приобретает умения и навыки в общении и человеческих взаимоотношениях, здесь закладываются нравственный облик и профессиональное самоопределение. Семья становится важнейшей составляющей социальной ситуации развития ребёнка. В сентябре 2014 года в среднюю группу поступил мальчик Парамонов Максим, которого взяла под опеку его бабушка. Мальчик из неблагополучной семьи – ранее воспитывался в неполной семье мамой с алкогольной зависимостью, часто были семейные конфликты. В августе бабушка оформила опеку над Максимом и привела его в детский сад.
Определила главные цели и задачи взаимодействия с данной семьёй:
– оказание помощи семье в воспитании детей;
– психолого-педагогическое просвещение бабушки.
Основные направления деятельности:
– изучение семьи и условий семейного воспитания;
– коррекция детско-родительских отношений;
– дифференцированная и индивидуальная помощь бабушке.
Работу с семьёй начинала с её изучения, выяснения отношений внутри семьи. Для изучения семьи использовала беседы, анализировала творческие работы мальчика и наблюдала за взаимоотношениями ребенка и бабушки во время посещения детского сада. Данные наблюдения позволили мне сделать вывод, что бабушка придерживается неконструктивного стиля воспитания, требует от ребенка послушания и дисциплины. Под влиянием всех этих факторов у Максима формируются отклонения в поведении, которые подлежат педагогической коррекции, а именно упрямство, агрессивность. Эти качества бабушка понимает как непослушание, стремление ребенка все делать по-своему, она чрезмерно ограничивает активность ребенка. Обычно упрямство возникает в тех семьях, где родители постоянно конфликтуют между собой, а в их семье бабушка конфликтует с мамой Максима. Для работы с выявленным отклонением в поведении ребенка – дошкольника составила индивидуальный маршрут по коррекции поведенческих отклонений мальчика, обусловленных неблагополучием семейного воспитания. Маршрут включает проведение системы игр – занятий с элементами изо-деятельности, направленных на коррекцию выявленных отклонений в поведении Максима, преодоление негативные переживаний и страхов, усиление «Я» ребёнка и повышение уверенности в себе.
Ожидаю, что к концу учебного года Максим научится говорить о своих недостатках в поведении, страхах, замкнутости, научится контролировать себя, станет более организованным, дисциплинированным, научится слушать другого, стать более выдержанным.