За последние годы применение ИОМ в организации образования обучающихся с ОВЗ прочно вошло в практику образовательных организаций города Москвы. Однако нерешенными остаются еще многие вопросы:
– Определение понятия ИОМ и соотнесение его с другими понятиями, такими как «адаптированная образовательная программа», «индивидуальный учебный план», «индивидуальная образовательная траектория», используемыми в отечественных и зарубежных научных исследованиях и методических разработках.
– Определение потребности в ИОМ и его назначения для разных категорий обучающихся (ИОМ нужен только обучающимся с особыми образовательными потребностями или он является механизмом индивидуализации для любого ученика?).
– Определение структурных компонентов ИОМ.
– Определение участников разработки ИОМ и их задач:
- создание и апробация технологии разработки ИОМ междисциплинарной командой ППк;
- исследование возможностей включения в разработку ИОМ обучающихся, в том числе обучающихся с ОВЗ и их родителей;
- процесс формирования образовательного запроса у ребенка и родителей;
- соотнесение индивидуального образовательного запроса обучающегося, родителей и требований образовательных стандартов.
Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Гум. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. 368 с.
Педагогика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под редакцией А.П. Тряпицыной. СПб.: Питер, 2013. 304 с.
Суртаева Н.Н. Педагогические технологии: учеб. пос. для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во «Юрайт», 2019. 250 с.
Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя. М.: Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2005. 383 с.
Вдовина С.А., Кунгурова И.М. Сущность и направления реализации индивидуальной образовательной траектории // Интернет-журнал «Науковедение». 2013. № 6. С. 1–8.
Воронцов А.Б. Судьба учебной деятельности в подростковой школе: содержание, способы и формы // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 3. С. 56–69.
Лабунская Н.А. Индивидуальный образовательный маршрут студента: подходы к раскрытию понятия // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2002. № 2 (3). С. 79–90.
Мерлин В.С. Индивидуальный стиль деятельности и его системообразующая функция // Психология индивидуальных различий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2000. С. 128–139.
Рындак В.Г., Утепов М.Б. К вопросу о проектировании индивидуального образовательного маршрута как средстве становления личностных достижений старшего школьника // Вестник Оренбургского государственного университета. 2003. № 7 (25). С. 39–44.
Тимофеева Ю.Ф. Современная модель развивающей образовательной системы в вузе / Ю.Ф. Тимофеева, Ю.А. Судник, А.Я. Голубчиков // Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина». 2013. № 4. С. 83–89.
Файзуллаева Е.Д., Медова Н.А. Моделирование индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможности здоровья как открытое совместное рефлексивное действие сопровождающих взрослых // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 1 (190). C. 15‒21.
Burgstahler, S. Who needs an accessible classroom? // Academe. 2007. № 93 (3). P. 37‒39.
Johnstone, C. The role of individualized learning plans (ILPs) in inclusive education / C. Johnstone, A. Svajan, V. Yesayan // Tichá, R., Abery, B., Johnstone, C., Poghosyan, A., & Hunt, P. (Eds.) (2018). Inclusive education strategies: a textbook. Minneapolis, MN, USA: University of Minnesota; Yerevan, Armenia: UNICEF Armenia & Armenian State Pedagogical University. P. 85–104.
Психолого-педагогические условия становления индивидуальных стратегий обучения школьников / под науч. ред. И.С. Якиманской. Москва ‒ Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2007. 140 с.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. Т. 1. М.: Народное образование, 2005. 556 с.
Burgstahler, S. Who needs an accessible classroom? // Academe. 2007. № 93 (3). P. 37‒39.
Gargiulo, R.M., Metcalf, D. Teaching in today’s inclusive classrooms: a universal design for learning approach. Belmont: Wadsworth, Cengage Learning, 2013. 504 p.
Johnstone, C. The role of individualized learning plans (ILPs) in inclusive education / C. Johnstone, A. Svajan, V. Yesayan // Tichá, R., Abery, B., Johnstone, C., Poghosyan, A., & Hunt, P. (Eds.) (2018). Inclusive education strategies: a textbook. Minneapolis, MN, USA: University of Minnesota; Yerevan, Armenia: UNICEF Armenia & Armenian State Pedagogical University. P. 85–104.
Peterson, M.J., Hittle M.M. Inclusive teaching: creating effective schools for learners. Boston, MA: Allyn and Bacon, 2003. 533 p.
The individual education plan (IEP): a resource guide. Represented by the Ministry of Education. Ontario, Canada: Queen’s Printer for Ontario, 2004. 82 р.
Tremblay, P. The Individualized educational plan (IEP). Presentation materials. Tivat, Montenegro: Université Libre de Bruxelles, 2007. 41 с.
Vaughn, S., Bos, C.S. Strategies for teaching students with learning and behavior problems. Upper Saddle River, NJ: Pearson Education, Inc., 8th ed. 2012. 450 p.
Zhu, Z.T. A research framework of smart education / Z.T. Zhu, M.-H. Yu., P. Riezebos // Smart Learning Environments. 2016. № 3 (4). P. 19‒22.
Vintage фото создан(а) tirachard — ru.freepik.com
Практикующий психолог и методист Мария Токмянина провела информативный вебинар о том, как составлять индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) для детей-дошкольников и учащихся начальных классов. А также зачем вообще составлять образовательные маршруты для ребёнка.
- Современное воспитание детей
- Почему дети разные?
- Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
- Индивидуальный образовательный маршрут
- Кому нужен ИОМ?
- Особенности разработки ИОМ
- Этапы разработки и выполнения ИОМ
- Некоторые частные случаи ИОМ
- Что такое индивидуальный образовательный маршрут педагога (ИОМ)
- Для чего учителю необходим ИОМ
- Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога
- Дорожная карта ИОМ
- Что должен содержать ИОМ? Структура составления
- Советы по составлению ИОМ
- Инструменты реализации ИОМ
Современное воспитание детей
В последние годы в нашей стране оформились новые ценности воспитания детей. Образование, в том числе дошкольное, стало больше ориентироваться на конкретного ребёнка, его особенности, его интересы и способности.
Современная образовательная система строится таким образом, что любой дошкольник и школьник по максимуму участвуют в образовательном процессе, педагоги ведут диалоги и занимаются с каждым ребёнком вне зависимости от черт характера или его психофизиологических особенностей.
Наконец, в наше время больше не принято оценивать детей по отношению друг к другу. Значительно продуктивнее не сравнивать ребёнка с другими детьми, а сравнивать его с самим же собой в прошлом: какой прогресс конкретный ребёнок смог достичь за определённое время и как он изменился по отношению к самому себе.
Почему дети разные?
Однако почему некоторым детям вообще необходимы индивидуальные образовательные маршруты? В чём проявляется индивидуальность детей?
Прежде всего, отмечает Мария Токмянина, самое очевидное различие между детьми – в уровне и особенностях их физического развития, физической подготовленности, а также в элементарной скорости роста и взросления.
Последнее особенно остро ощущается у дошкольников. Дети могут быть одного возраста, но из-за разной скорости развития один ребёнок может соответствовать уровню «подготовишки», а другой, например, будет сохранять черты 3-4-летнего малыша.
При этом оба ребёнка могут быть абсолютно здоровы, а скорость их развития – это обычная генетическая особенность, которая с годами сгладится. В этом случае и к ребёнку с задержкой в росте и развитии, и к ребёнку, опережающему своих сверстников, нужен особенный, индивидуальный подход.
В старших группах детского сада и в начальной школе могут быть другие проблемы: разный объём знаний и умений. Например, в подготовительный класс пришли дети из ранних групп развития с большим объёмом выученных навыков, а также дети, с которыми никто профессионально не занимался.
Помимо прочего, у детей разная скорость обработки и восприятия информации, а также разный уровень усталости. Некоторые дети быстро запоминают информацию и качественно её воспроизводят, но при этом и быстро выдыхаются. У других ребят процесс усваивания информации не такой простой, однако они готовы заниматься усердно в течение длительного времени.
И, конечно, самое главное – в группах присутствуют дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Они, как правило, больше всего нуждаются в индивидуальных образовательных маршрутах.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Почему детям с ограниченными возможностями здоровья нужен индивидуальный образовательный маршрут?
Когда ребёнок чем-то болен, его организм прикладывает максимум усилий на борьбу с дефектом. Соответственно, силы на обучение распределяются по остаточному принципу.
А раз дети тратят меньше сил на обучение, то они и медленнее перерабатывают информацию, что, в свою очередь, ведёт к замедлению темпа психологического развития. Это сказывается на проблемах с коммуникацией, а следовательно, негативно влияет и на характер ребёнка.
Поэтому индивидуальный образовательный маршрут должен учитывать вышеупомянутые особенности и подстраиваться под них так, чтобы не допустить проблем с коммуникацией и негативного влияния на характер.
Во-первых, индивидуальный маршрут для детей с ОВЗ должен исходить из реальных возможностей ребёнка и его работоспособности. Во-вторых, педагог должен особенно прорабатывать волевую сферу, сделать так, чтобы усваиваемый материал был максимально интересен ребёнку, чтобы у него проснулось желание, а позже – и мотивация работать над собой и заниматься обучением.
Индивидуальный образовательный маршрут
Итак, мы поняли, для чего нужен ИОМ. Теперь нужно понять самое главное: что же это такое?
Начнём с того, что в любой образовательной программе (ООП, АОП, АООП) прописано, чему дети должны научиться. Однако каким образом осуществить этот образовательный процесс, решают сами педагоги, в том числе по индивидуальному маршруту.
Другими словами, индивидуальный образовательный маршрут определяет не то, чему ребёнок должен учиться, а как он должен получать эти знания. ИОМ определяет тактику педагогов при обучении ребёнка.
Главная особенность ИОМ заключается в том, что он может составляться только с письменного согласия родителей. Сначала родители письменно соглашаются на разработку ИОМ, потом подписывают готовый документ и затем получают от педагогов информацию о том, как именно проходит образование по ИОМ.
ИОМ может составляться педагогами по собственному усмотрению или на основе других маршрутов – например, по индивидуальной программе реабилитации инвалида, если такая есть.
Girl фото создан(а) freepik — ru.freepik.com
Кому нужен ИОМ?
В основном это дети следующих групп:
- Дети с органическими нарушениями, то есть те, у кого есть нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
- Дети с тяжёлыми соматическими заболеваниями, особенно те, кто часто пропускают занятия, находясь в больнице или на домашнем обучении.
- Дети с ощутимой задержкой психического развития.
- Дети с расстройством аутистического спектра.
- Дети с умственной отсталостью.
- Гиперактивные дети – в том случае, если их активность мешает образовательному процессу.
- Одарённые дети.
Особенности разработки ИОМ
Теперь перейдём к тому, как нужно разрабатывать маршрут для каждого ребёнка. Естественно, нужно опираться на те преимущества, которые имеются у данного ребёнка, и по максимуму подтягивать недостатки.
При составлении ИОМ нужно всегда исходить из исключительных интересов ребёнка. Например, бывают ситуации, когда родители, ещё не осознавая ограниченных возможностей ребёнка, просят, чтобы педагоги начали заниматься с детьми тем, чем дети заниматься на данном этапе не могут. Воспитателям следует проводить разъяснительную беседу с родителями и стараться объяснить, почему дети не могут обучаться так, как этого хотели бы взрослые.
Наконец, в ИОМ нужно прописывать те задания, которые имеют невысокий уровень сложности, то есть те, которые он с лёгкостью выполняет вместе с преподавателем. Также в ИОМ указывается, как с ребёнком должны работать конкретные специалисты.
На какой промежуток времени нужно составлять ИОМ? Обычно маршруты составляются на 1 год, однако если педагог не уверен в способностях и возможностях ребёнка, то можно сначала составить ИОМ на 3 месяца.
Преимущество ИОМ заключается в том, что его можно постоянно корректировать. Вообще, лучше организовать учебно-воспитательную работу в такой последовательности:
диагностика ребёнка и составление ИОМ;
обучение ребёнка по ИОМ;
новая диагностика и коррекция ИОМ и т. д.
Этапы разработки и выполнения ИОМ
Итак, работа с ИОМ состоит из 5 этапов:
Определение необходимости назначения ИОМ.
Наблюдение за детьми.
Работа по ИОМ.
Мы уже разобрались, кому из детей может понадобиться ИОМ. Теперь перейдём к тому, как нужно наблюдать за такими детьми. Итак, наблюдение делится на 4 составляющих:
наблюдение за ребёнком в организованной среде – например, тестирование на память и утомляемость;
наблюдение, как ребёнок ведёт себя в естественной среде, как он общается и со сверстниками, и со взрослыми;
беседа с ребёнком;
беседа и анкетирование родителей.
Следующий этап – диагностика – заключается в том, что педагог записывает всю необходимую информацию о ребёнке в ИОМ, где среди прочего стоит упомянуть:
биографию ребёнка, характеристику семьи, домашнее воспитание и благополучие, внешний вид ребёнка;
откуда ребёнок пришёл (из другой группы, с домашнего обучения и т. д.);
поведение ребёнка, особенности сна, аппетита;
уровень развития ручной моторики, двигательной сферы, памяти, мышления и мотивации;
особенности речи, грамматический строй речи, словарный запас, особенности произношения слов и предложений.
Кто должен заполнять ИОМ? В большинстве случаев этим занимается основной педагог, но некоторые разделы лучше заполнять узким специалистам (логопеду, психологу и т. д.).
Дальше идёт сама работа по ИОМ и контроль, то есть итоговая диагностика и анализ продуктов детского творчества. По итогам контроля педагог корректирует ИОМ и ставит новые цели.
Некоторые частные случаи ИОМ
Наконец, рассмотрим четыре популярные особенности детского развития и составление ИОМ для таких детей.
Дети с задержкой психического развития (ЗПР)
При составлении ИОМ для детей с ЗПР нужно учитывать следующие моменты:
Часто ЗПР связана с соматическим состоянием ребёнка, поэтому в ИОМ нужно включать здоровьесберегающие мероприятия, а также посещение комнат дополнительной физподготовки и разгрузки, если таковые имеются.
Дети с ЗПР обычно не проявляют активность в деле получения знаний, поэтому нужно подталкивать их, делать материал более интересным, а акцент – на мотивацию и самоконтроль.
Детям с ЗПР будут полезны логические упражнения, а также игры на сравнение и синтез.
Дети с расстройством аутистического спектра (РАС)
Дети с РАС – самая неоднородная группа. Вариаций и уровней тяжести расстройства много, и каждый ребёнок с РАС уникален. Поэтому даже если в группе есть несколько детей с РАС, то ИОМ у каждого из них будет свой. Особенности детей с РАС:
Тяжело привыкают ко всему новому, в том числе к новой группе. Поэтому можно начать ИОМ с того, что первое время воспитатель сам будет приходить к ребёнку домой, а затем ребёнок постепенно начнёт посещать занятия.
У детей с РАС слабо развито социальное взаимодействие, поэтому у них нарушено речевое развитие. Таким детям порой сложно находиться в компании с детьми без РАС, у них повышенная сенсорная чувствительность, утомляемость и особая потребность в уединении. Все эти особенности также нужно учитывать.
Часто ребёнку/детям с РАС назначают тьютора.
Дети с РАС значительно лучше воспринимают визуальную информацию, чем звуковую. Воспитателям понадобится целый набор специальных картинок.
Дети с нарушением речи
Как и в предыдущем случае, дети с нарушением речи – крайне неоднородная группа. Проблемы с речью могут быть вызваны особенностями развития мозга, нервной или психологической патологией, проблемой с артикуляционным аппаратом, проблемой со слухом или зрением или даже плохим воспитанием детей в неблагополучных семьях. Таких детей можно разделить на две группы:
Дети не говорят, но хорошо воспринимают информацию. Как правило, с ними работать проще. Бывает, что у них письменная речь формируется быстрее устной.
Другое дело, если сам речевой аппарат у ребёнка развит хорошо, однако ребёнок плохо воспринимает информацию. В этом случае отклонение, как правило, тяжелее.
ИОМ для детей с нарушением речи чаще всего пишет не педагог, а логопед. В основном таким детям назначают дополнительные физические занятия, а также занятия на развитие сенсорных способностей.
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Данная группа детей нуждается в особом режиме. У ребят с СДВГ слабо развита воля, они часто отвлекаются во время занятий и плохо контролируют свои эмоции. Поэтому таким детям нужен будет дополнительный отдых, а также тихое и спокойное помещение для занятий. Особенное место в образовательном процессе должно занимать обучение навыкам саморегуляции, отдыха и контроля чувств.
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Логопедическая работа в детском дошкольном учреждении неспециального типа включает в себя несколько направлений. Это и преодоление имеющихся нарушений речи у детей, и предупреждение возможных вторичных нарушений речи, и профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения, и совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция и доразвитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление. Зачастую, вся логопедическая работа воспринимается только как некие действия, прямо направленные на ликвидацию неправильного произношения у детей. Это понятно, так как нарушения звукопроизношения воспринимаются окружающими в первую очередь и вызывают наибольшие беспокойства родственников ребенка. Но при таком подходе к логопедии зачастую не рассматриваются другие направления работы логопеда. Одним из важнейших направлений является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Одним из ценностных приоритетов системы дошкольного образования, согласно концепции модернизации Российской системы образования 2001 года, является создание образовательных программ нового поколения. Содержание образовательной программы нового поколения должно определяться возможностью построения в ее рамках для каждого воспитанника индивидуального маршрута развития, пронизывающего различные образовательные области.
Обеспечение в дошкольном учреждении реализации индивидуально-образовательных маршрутов воспитанников – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ребенка. В результате работы с индивидуально-образовательными маршрутами воспитанников заметна положительная динамика качества обучения в группе, повысился уровень умений и навыков (логических и коммуникативных), знаний и умений, целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
Индивидуальный образовательный маршрут-это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного развития, строится как взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, активными участниками которого являются все специалисты дошкольного образовательного учреждения. Использование индивидуальных образовательных маршрутов способствуют развитию природного потенциала каждого ребенка, что является педагогической поддержкой в коррекции речи конкретного ребенка.
Объект исследования: учебно-образовательный процесс воспитанника с особыми образовательными потребностями.
Предмет исследования: индивидуальный образовательный маршрут в познавательной деятельности воспитанника с особыми образовательными потребностями.
Для выполнения данного исследования поставлена следующая цель:
раскрыть специфику и разработать индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением речи в дошкольном возрасте.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
Изучить научную литературу по теме исследования;
Выявить специфику индивидуального образовательного маршрута ребенка с нарушением речи;
Раскрыть методику разработки индивидуального образовательного маршрута.
Разработать индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением речи.
Гипотеза исследования состоит в том, что, процесс коррекции ребенка с нарушением речи будет эффективен если:
-разработать индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с учетом его диагностических данных;
-использовать различные методы и методики в исправлении ОНР.
В педагогике советского периода понятие индивидуализации сводилось в основном к «принципу учета индивидуальных особенностей детей» в условиях коллективного характера воспитания и обучения.
Некоторые педагоги рассматривают индивидуальный образовательный маршрут только, как спектр условий, создаваемых педагогом.
Другая категория педагогов склонна рассматривать индивидуальный образовательный маршрут в личностно- ориентированном контексте, в котором образование понимается, как путь ребенка к самому себе, поиск собственных способов решения проблем.
Исследователи рассматривают индивидуальный образовательный маршрут как целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу (С. В. Воробьева, В. Г. Рындак, А. П. Тряпицына, М. Б. Утепов и др.), программу деятельности (С. В. Маркова), персональную траекторию освоения содержания образования (Е. А. Александрова, М. Г. Остренко) или содержательное направление реализации индивидуальных образовательных траекторий (С. А. Вдовина, А. С. Гаязов, Н. Н. Суртаева, И. С. Якиманская), модель образовательного пространства (И. А. Галацкова, М. И. Лукьянова).
Индивидуальный образовательный маршрут — это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.
Индивидуальный образовательный маршрут- это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном округе (образовательные учреждения муниципалитета) специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития.
Движение ребенка может осуществляться по различным образовательным маршрутам. Отсюда вытекает основная задача специалиста — предложить семье весь спектр существующих возможностей обучения и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, особыми образовательными потребностями и помочь ей сделать выбор.
Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:
-особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
-профессионализмом педагогического коллектива;
-возможностями образовательного учреждения удовлетворить образовательные потребности воспитанников;
-возможностями материально-технической базы учреждения.
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника может включать следующие составляющие:
-обобщенная характеристика воспитанника (результаты комплексной диагностики);
-перечень знаний и умений в рамках основной образовательной программы детского объединения;
-перечень знаний и умений для углубленного изучения в данной области;
-перечень творческих заданий по каждой учебной теме программы;
-результаты психолого-педагогического мониторинга;
-необходимые коррекционно-развивающие мероприятия.
При разработке индивидуальных маршрутов развития ребенка необходимо принимать во внимание не только «зоны ближайшего развития»(Л.С.Выготский), но и «горизонты развития»(Н.Н.Поддьяков), понимаемые как постоянное движение к сложной, отдаленной и, как это ни парадоксально, недостижимой цели. Индивидуальная траектория развития каждого ребенка проектируется по принципу эпигенетического ландшафта(термин Ж.Пиаже), когда все дети находятся в одном образовательном и социокультурном пространстве, но «движутся» разными маршрутами к «горизонтам» своего развития через «зоны ближайшего развития».
Задачи индивидуального образовательного маршрута:
-создать благоприятные условия для общего развития ребенка, в том числе путем удовлетворения потребности в самообразовании и получении дошкольного образования;
-работать над формированием умения учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
-развивать общую эрудицию детей, расширять их кругозор;
-повышать уровень общего сенсорного, интеллектуального развития;
-корректировать зрительно-моторные, оптико-пространственные нарушения, общую и мелкую моторики;
-способствовать формированию у воспитанников положительную оценку себя и своих способностей;
Основные направления реализации индивидуального образовательного маршрута:
-содержательное (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут);
-деятельностное (специальные педагогические технологии);
-процессуальное (организационный аспект).
Структура индивидуального образовательного маршрута
Включает следующие компоненты:
-целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ученика при получении образования);
-содержательный (обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей);
-технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);
-диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
-организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей);
— результативный (формулируются ожидаемые результаты).
Достигается это путем:
-структурирования педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута с возможностями образовательной среды);
-сопровождения (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута);
ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках дошкольников, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.
Таким образом, индивидуальные образовательные маршруты- это технология будущего, которая способствует самореализации воспитанников и педагогического коллектива и направлена на формирование и развитие в учреждении широко образованной, социально адаптированной, творческой, профессионально ориентированной личности. Использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе дошкольного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников.
При составлении индивидуального образовательного маршрута, педагог должен ставить перед собой конкретные задачи, выбрать определенную структуру образовательного маршрута с учетом определенной специфики воспитанника, степени нарушения речи.
В целях комплексного исследования связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР(2-4) уровня, использовалась методика, предложенная Глуховым В. П., которая включает в себя шесть заданий, направленные на выявление:
— способности детей составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы; — способности детей составить предложение по трем картинкам; — возможности детей с ОНР воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст; — возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов; -индивидуального уровня и особенности владения связной фразовой монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений; — полноты и точности отражения в рассказе основных свойств предмета, наличие логико-смысловой организации сообщения.
Диагностика проводилась с каждым ребенком индивидуально. Следовательно, можно утверждать, что полученные в ходе исследования данные подтверждают о том, что если в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи систематически и целенаправленно использовать логоритмику, то это позволит активизировать фонетическую, лексическую, грамматическую, монологовую, диалоговую стороны речи связную речь в целом. На основе этих диагностических данных был разработан индивидуальный образовательный маршрут и применен на практике, представим в качестве примера фрагмент ИОМ Степана Л. В результате исследования связной речи Степан Л набрал 7 баллов.
В ходе диагностики которого были выявлены следующие проблемы :
-составление предложения по трем картинкам;
-пересказ рассказа был составлен по наводящим вопросам, связность изложения была нарушена;
-сочинение рассказа на основе личного опыта воспитанник не рассказал;
-рассказ-описание был составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отображало многих его существенных свойств и признаков. Не отмечался какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа-описания.
Индивидуальный образовательный маршрут Степана Л (ФФНР, ДССТ ) на срок с 01.09.2014г по 17.10.2014г.
Считаем необходимым пояснить некоторые моменты реализации ИОМ Степана Л.
Со Степаном Л проводилась индивидуальная работа по развитию речи на тему «Игрушки». Большое внимание уделяла при работе со Степаном на составление рассказа по серии сюжетных картин, рассказа-описания, разучивала с ним пальчиковые гимнастики, игровые массажи, предлагала играть в дидактические и настольные игры по развитию связанной речи. Ребенок очень эмоциональный и подвижный, с трудом соглашался на проведение индивидуальной работы. По окончании исследования проводила диагностику по методике Лалаевой Р.И и выявила такой результат: Степан Л. набрал 10,5 баллов. Планируется проводить индивидуальные работы в течение учебного года.
Таким образом, ИОМ позволяет не только реализовать индивидуальный подход каждому ребенку, но и фиксировать, отслеживать и корректировать работу по устранению нарушений речи, способствовать коррекции речи, стремление к самостоятельности, старательность, коммуникативные нарушения, тревожность, неуверенность в своих возможностях, способностях о чем свидетельствует личностный рост каждого ребенка, индивидуальное продвижение в сфере обучения и воспитания, увеличение числа воспитанников, принимающих участие в исследовательской и творческой деятельности в рамках ИОМ.
Список используемых источников
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 томах — М., 1998, — 480 с.
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей. Аршинова И.Ю.
Никольская О.С., Баинская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. — М.: Теревинф, 2009, — С. 38—60.
Пильдес, М. Б. Система работы образовательного учреждения в условиях модернизации образования: образовательнаяпрограмма школы / М. Б. Пильдес, Е. Д. Тенютина. — Волгоград: Учитель, 2010. — 211 с.
Соколков, Е. А. Проблемно-модульноеобучение: учебное пособие / Е. А. Соколков. — Москва: Вузовский учеб., 2012. — 390 с.
Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика: учебное пособие для студентов вузов.обучающихся по педагогическим специальностям / А. В. Хуторской. — 2-е изд., стер. — Москва: Академия, 2010. — 252 с.
- Что такое индивидуальный образовательный маршрут педагога (ИОМ)
- Для чего учителю необходим ИОМ
- Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога
- Дорожная карта ИОМ
- Что должен содержать ИОМ? Структура составления
- Советы по составлению ИОМ
- Инструменты реализации ИОМ
- Переподготовка и повышение квалификации педагогов в Академии
Что такое индивидуальный образовательный маршрут педагога (ИОМ)
Индивидуальный образовательный маршрут педагога – это технология профессионального развития для разработки эффективной и структурированной образовательной программы, направленной на достижение личного профессионального роста и мастерства.
ИОМ – это хороший инструмент для оценки своих профессиональных достижений, который помогает педагогу совершенствовать навыки и проходить аттестацию. Индивидуальный образовательный маршрут педагога не является обязательным документом.
Данный вид работы по развитию актуальных профессиональных качеств выбирают по причине:
- изменения требований к компетентности педагогов в образовательной организации;
- появление потребности в более углубленных знаниях у современных школьников.
Разработка индивидуального образовательного маршрута педагога основывается на 47 статье закона об образовании № 273-ФЗ , а также на регламентах ФГОС и профстандарта.
Исходя из официальных документов, педагог имеет право самостоятельно выбирать методы воспитания и обучения, а также составлять и внедрять собственные образовательные методики.
В соответствии с действующими педагогическими профессиональными стандартами учителям необходимо проходить квалификационную аттестацию каждые 5 лет. Период между аттестациями – это наиболее рациональное и удачное время для составления ИОМ.
Для чего учителю необходим ИОМ
В настоящее время учебный процесс постоянно корректируется и видоизменяется. Это связано как с особенностями развития современных школьников, так и с ускорением научно-технического прогресса и внедрением новых образовательных стандартов. В таких условиях главными профессиональными качествами педагога становятся постоянное самообразование, изучение современных цифровых технологий, целеустремленность.
Достичь высокого уровня профессиональной компетенции учителю помогает индивидуальный образовательный маршрут педагога, с его помощью удобно отслеживать результаты проделанной работы, фиксировать новые достижения и составлять отчеты.
Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога
Индивидуальный профессиональный маршрут педагога чаще всего оформляют в виде структурированной таблицы, в соответствии с требованиями образовательного стандарта. Данный способ наиболее наглядный и удобный в использовании.
Процесс составления ИОМ необходимо разделить на несколько этапов:
Саморефлексия. Педагог должен проанализировать свою профессиональную деятельность и сделать выводы о ее сильных и слабых аспектах. Это необходимо для эффективной разработки дальнейших этапов ИОМ;
Составление дорожной карты. По итогам первого пункта педагог составляет план работы на определенный период времени.
Дорожная карта ИОМ
Дорожная карта содержит:
Тематические направления, определяющие всю работу.
Перечень мероприятий для каждого направления.
Четкие сроки реализации планируемых мероприятий (дедлайн).
Прогноз и описание ожидаемых достижений.
Формы и способы предоставления отчетности с отметкой о выполнении.
Практическое применение ИОМ.
Оценка своего профессионального пути и эффективности ИОМ.
Данные пункты должны включать следующую информацию:
Демонстрация достижения по каждому направлению через конкретный проект (сценарий, методический план, статьи, курсовая)
Личное отношение к разработанным проектам (самодиагностика проделанной работы в виде презентации или творческого отчета)
Четкое указание места и времени предоставления отчета о работе
Работая с дорожной картой, следует придерживаться следующих правил:
— Заполнять документ необходимо по мере выполнения каждого этапа, не стоит откладывать это на конец учебного года, так как многие важные детали могут быть забыты;
— Не стоит стремиться к равномерному заполнению таблицы. Лучше всего в самом начале сделать упор на направления, в которых педагог проявляет себя больше всего;
— Важно стремиться к объективной оценке своей профессиональной деятельности. Это помогает правильно поставить цели и выбрать наиболее выгодные направления своей педагогической работы;
Что должен содержать ИОМ? Структура составления
В ИОМ должны входить следующие пункты:
Название учебного заведения
Город, год создания
Информационная справка о педагоге
дата прохождения программ повышения квалификации;
Сопроводительный лист со структурированным планом действий реализации ИОМ
индивидуальная тема самообразования;
сроки работы над проблемой;
форма отчета о ходе работы.
Диагностика проделанной работы с выводами
В ИОМ отражаются такие направления деятельности как:
профессиональные (изучение особенностей и требований профстандартов и ФГОС, разработка рабочих программ, плановая аттестация, участие в конкурсах профмастерства);
психологические и педагогические ( анализ своей профдеятельности с учетом развития информационных технологий, изучение педагогической и психологической литературы);
методические (разработка личного учебно-методического комплекса и приемов при проведении НОД, продумывание досуговых мероприятий, участие в олимпиадах, семинарах, конкурсах);
IT-технологии (изучение и внедрение ИКТ в образовательный процесс, освоение новых программ, совершенствование навыков пользования ПК).
Примерный шаблон для оформления индивидуального образовательного маршрута:
Общие сведения о педагоге
Цель и задачи профессионального развития:
Оценка достигнутых результатов:
Для достижения конкретных задач сроки реализации ИОМ могут составлять от одного до пяти лет. Длительность зависит от степени сложности выявленных проблем и затруднений, образовательного учреждения и характера локальных задач.
Для дальнейшей корректировки ИОМ по истечению каждого учебного года анализируется деятельность преподавателя, то есть достигнутые результаты соотносятся с поставленными целями и задачами. Далее на основе собранных материалов вносятся коррективы в индивидуальный маршрут педагога на будущий год.
Советы по составлению ИОМ
Для успешной реализации образовательного маршрута необходимо избегать эмоциональных выгораний и перенапряжения. Это может значительно затормозить или даже надолго остановить работу. Чтобы этого избежать необходимо в самом начале пути оценить свои возможности и при необходимости разделить каждый этап на отдельные шаги или прописать для каждого большого этапа много подпунктов.
Выполнять запланированное рекомендуется в среднем темпе, особенно если обучение происходит параллельно с рабочим процессом. Главное – успешное завершение ИОМ, а не скорость. Данные коррективы можно не включать в официальную отчетность, а составить только для личного удобства.
Для реализации ИОМ обязательно понадобится взаимодействие с организациями дополнительного образования, к которым относится АБиУС, осуществляющая свою деятельность на основании государственной образовательной лицензии. Необходимо узнать с какими центрами сотрудничает школа или же самостоятельно подобрать организацию. Такие центры помогут педагогу в непосредственной реализации этапов ИОМ. Таких как прохождение программ переподготовки, повышения квалификации, индивидуальные и групповые стажировки.
В этом разделе сайта АБиУС можно ознакомиться с предлагаемыми образовательными программами для учителей школ по отдельным направлениям и для педагогов ДОУ.
Для эффективного мониторинга результатов и наглядности действий рекомендуется пользоваться табличным оформлением.
При составлении ИОМ необходимо учитывать индивидуальные особенности, условия и область работы каждого педагога.
Выбирая индивидуальную тему для самообразования, стоит обращать внимание на ее актуальность и ценность в практическом и научно-техническом применении.
Инструменты реализации ИОМ
Самообразование может реализовываться путем работы с научной и методической литературой, посещения открытых уроков, самодиагностики, освоения инновационных технологий и разработки проектов. Педагог в данном случае должен работать в команде методиста и педагога-психолога, а также научного руководителя от вуза или учреждений системы повышения квалификации.
Среди педагогов может происходить взаимообучение через презентации личного педагогического опыта, например, открытые уроки, презентации на семинарах, проектную деятельность, мастер-классы и банки научно-методических разработок.
Инструменты индивидуального образовательного маршрута педагога в соответствии с «дорожной картой»:
повышение квалификации через центры непрерывного профессионального образования;
работа в профессиональном сообществе;
Наиболее распространенные формы представления результатов ИОМ педагога: портфолио, мастер-класс, педагогический проект, отчет о ходе и результатах самообразования, программы игровых занятий, предоставление инновационной методической продукции.
У алгоритма ИОМ есть важное преимущество – гибкость составления. Педагог может начать работу над ним с удобного ему этапа. Результаты индивидуального образовательного маршрута педагога могут послужить хорошей базой для портфолио учителя или образовательной организации, в которой он работает.
Необходимость в постоянном повышении квалификации педагога напрямую связано с повышением уровня образования. Всесторонне развитый и компетентный педагог – залог качества образовательного процесса в школе или дошкольном учреждении.