Без ста грамм не разберешься! Топ-5 самых запутанных автобусных маршрутов в Москве

Без ста грамм не разберешься! Топ-5 самых запутанных автобусных маршрутов в Москве Маршрут

Без ста грамм не разберешься! Топ-5 самых запутанных автобусных маршрутов в Москве

3 мин. на чтение

Такой Москвы вы еще не видели: как я пересек весь город на новом экспресс-автобусе №643

Иван Сапогов проехал по самому длинному автобусному маршруту Москвы из Косино-Ухтомского в Западное Дегунино и рассказывает, почему каждому стоит повторить этот дивный вояж по промзонам.

Маршрут-великан начинается в Кожухово — не в том Кожухово, где метро «Кожуховская», а в том, которое Косино-Ухтомский: лучезарный город лужковских времен с разнообразными моспроектовскими экспериментами. Автобус змеится по криволинейным жулебинским улицам, притворяясь обычным районным, но горе тому, кто поддастся на эту змеиную лесть! Закрыв двери на неприметной остановке у юго-восточной кромки МКАД, он откроет их только возле Ботанического сада.

Без ста грамм не разберешься! Топ-5 самых запутанных автобусных маршрутов в Москве

Да, автобус едет с юго-востока до метро «Ботанический сад» без единой остановки, пронзая Москву по касательной. Если маршрут закрепится в мосгортрансовской сетке, он рискует стать двигателем комических сюжетов в искусстве и в быту: поехал в поликлинику и телепортировался на другой конец Москвы.

Момент въезда из замкадного Жулебино во внутримкадное Выхино напоминает взлет трансокеанского авиалайнера: автобус забирается на Московский скоростной диаметр (это хорда такая) и поднимается на эстакаду. Вот она — изнанка Москвы, город, которого вы не видели никогда. Мы несемся над городом; мрачные истуканы «Москва-Сити», дыша духами и туманами, сторожат горизонт — в темных одеждах они напоминают смурных охранников, вышедших на перекур, — а на другой стороне небосклона через лохматые разрезы в облаках нисходят желтые лучи, как из мандорлы, осеняя плоские крыши пиковских домов-коробок.

Без ста грамм не разберешься! Топ-5 самых запутанных автобусных маршрутов в Москве

Автобус делает вираж — и перед нами открывается отстойник шламовых сбросов, куда течет непреклонная мутная струя, и железнодорожный переезд со светофором. Самые дикие места города, самые девственные уголки бетонных джунглей, куда не дошел еще топор девелопера-дровосека, предстают пред наши очи.

Вот мы уже и на востоке. С внезапного ракурса нас встречает сталинский ансамбль-воротца на Щербаковской: от внехордового автомобилиста он закрыт мостом Окружной железной дороги и, собственно, хордой. Неожиданных ракурсов подкидывает маршрут и для Измайловского кремля (детище бизнесмена и самбиста Александра Ушакова), а ТЦ «Новочеркизовский» (фантазия безвестного архитектора, последний осколок Черкизона) выглядит с хорды лучше, чем откуда-либо.

Без ста грамм не разберешься! Топ-5 самых запутанных автобусных маршрутов в Москве

Ныряем под Щелковское шоссе и оказываемся около Восточного вокзала. Вот где нужна была бы остановка автобусу-телепорту, но нет, проносимся мимо, буквально в считаных метрах от входа. А жаль!

Напротив — последние остатки снесенного Черкизона. Проханов утверждал, что под рынком скрывалась перевернутая Вавилонская башня, в центре которой сидит слизистый складчатый моллюск, питающийся страданиями и предсмертными судорогами русских людей. Увы, никаких сногсшибательных катакомб и фиолетовой слизи пассажир 643-го автобуса не увидит: одни кучные груды кирпича и неглубокие котлованы.

Без ста грамм не разберешься! Топ-5 самых запутанных автобусных маршрутов в Москве

Зато у метро «Бульвар Рокоссовского» появляется редкая возможность рассмотреть вблизи забор одного из самых смешных (и, увы, неудавшихся) московских кунштюков — знаменитого холодильника Жолтовского. Классик сталинской архитектуры планировал украсить панельный хладокомбинат очень вычурно, но 1955 год отряс с ожиревшего сталианса рюши и оборки, и из декоративного остались только ар-дековые пилястры забора, стремительно проносящиеся за окном автобуса.

Въезжаем в Лосиный остров, но не видим его: слева и справа хорду ограничивает забор-чум. Бореальный ямало-ненецкий орнамент подсказывает водителю и пассажирам, что они въехали на север (правда, пока Москвы, но кто знает), а зеленый цвет, очевидно, не дает забыть об окружающем, но надежно от нас спрятанном лесопарке.

Без ста грамм не разберешься! Топ-5 самых запутанных автобусных маршрутов в Москве

В эти осенние то пасмурные, то пастельно-солнечные дни поразительна цветокоррекция городского пейзажа — будто кто-то выкрутил ручку контраста в небесном фотошопе: черная земля, графитное небо, пылающая листва. И прежде чем въехать в жилую сушь Западного Дегунино (исторически эта местность называлась Коровино-Фуниково), мы любуемся Москвой, которую будто впервые видим с изнанки из поднебесья эстакады. Разноголосица крупнотоннажных контейнеров, бескудниковских панелек, новостроек-карточных домиков, угольных вагонов и платформ, между которых мелькает то россыпь дачных домиков железнодорожников, то типовой московский хоспис, то эклектическое, розовой глазурью облитое дореволюционное станционное сооружение.

Без ста грамм не разберешься! Топ-5 самых запутанных автобусных маршрутов в Москве

Ездить по 643-му маршруту надо, чтобы понять, что промышленная архитектура — это до смерти красиво. В 2010-е горожанин был засунут в нее случайно, по инвесторской прихоти, и не очень-то обвыкся в «Хлебозаводах», «Флаконах» и «Артплеях», так старательно скрывающих от посетителей свою индустриальную сущность. Поездка сквозь всю Москву по скоростной эстакаде — потрясающий опыт общения с сутью промзоны со всеми ее извивами и красотами, сочетанием нового, старого и очень старого, когда мелькают за окном автобуса, как в калейдоскопе, то карлсоновские домики на крышах ангаров, то остекленные консоли технических этажей. Ездить по 643-му маршруту нужно, чтобы еще раз — опять — полюбить Москву.

Пассажиры не всегда с первого раза понимают, куда их повезет автобус

С 4 февраля на северо-востоке Москвы изменили маршрут № 185. Теперь он три раза подъезжает к метро, два раза едет по односторонней улице, чтобы повернуть в разные стороны. Это сделало его схему одной из самых запутанных в столице.

Между тем в Москве немало таких безумных примеров. MSK1.RU собрал самые запутанные из них — и объяснил, куда они все-таки едут.

Этот маршрут соединяет Южное и Северное Бутово с Варшавским шоссе и деревней Захарьино. Однако не рассчитывайте, что вы доедете быстро. Посмотрите на это.

В Южном Бутово автобус делает, наверное, все возможные крюки. Зато проезжает мимо почти всех станций Бутовской линии метро. Пожалуй, не хватает только аудиогида, который бы рассказывал о достопримечательностях района.

После юга приходит черед посмотреть на красоты Северного Бутово. Если с крюками в Южном всё понятно, то куда едет автобус здесь — нужно разбираться. Мы вам в этом поможем.

Розовым цветом мы обозначили движение от Захарьино и Варшавского шоссе, а голубым — от Остафьевской улицы и Южного Бутово

Инфографика: Мария Романова / Городские порталы

В двух словах: на круговом перекрестке у метро автобус С53 никуда не поворачивает. Никогда. Зато дает петлю по Северному Бутово.

Когда автобус подъезжает к метро «Бульвар Дмитрия Донского» во второй раз, ему уже ничего не будет мешать, и он отправится к Варшавскому шоссе. Там он заедет к МЦД «Бутово» и двинется в сторону Щербинки.

К слову, вся экскурсия по Бутово до выезда на Варшавку занимает около часа. За это, как и за круг возле бульвара Дмитрия Донского, — пятое место в нашем хит-параде.

— Я нарисовал абстрактный рисунок, он отражает мое душевное состояние.

— А вы точно транспортный аналитик?

— А я точно на приеме у психиатра?

На четвертое место мы поместили именно этот маршрут. Сможете с ходу догадаться, как ездят автобусы?

П46 — это временный маршрут. Его ввели в 2020 году из-за капитального ремонта поликлиник. Разберемся же в этом маршруте.

Автобус начинает движение от метро «Волгоградский проспект». По 1-й Дубровской улице он едет к метро «Пролетарская» (и «Крестьянская Застава»), а затем — к «Таганской» и «Марксистской».

Для удобства все шаги мы обозначили цифрами

«Отпусти: если оно твое, то вернется» — именно по этому принципу автобус едет по Марксистской улице обратно к Волгоградскому проспекту. Но с метро П46 разлучает съезд перед ж/д.

Автобус ныряет под проспект и выезжает на улицу Талалихина. Затем он попадает в треугольник, пусть и не любовный.

У Нижегородской улицы он поворачивает налево, затем попадает еще в один треугольник (похоже ведь, согласитесь). Доезжает до завода «Красный путь» и отправляется обратно.

Отличие на обратном пути только в том, что после первого треугольника он поворачивает на Волгоградский проспект и сразу воссоединяется с одноименным метро. Такая вот романтика.

«А в какую сторону едем?»

Бронзу в нашем импровизированном топе берет новый запутанный маршрут.

Инфографика: Дептранс. Оперативно / T.me

Теперь автобус три раза подъезжает к метро «Свиблово», два раза проезжает по односторонней улице, после нее каждый раз едет в разную сторону. Посмотрите на эти чудо-виражи на карте.

Разгадка следующая: проезд Нансена и улица Амудсена — односторонние. Автобус проезжает по проезду, но через улицу Амудсена возвращается к метро «Свиблово». Потом он едет на проезд Русанова. И уже оттуда двигается в сторону метро «Ботанический сад» еще с одним небольшим крюком.

Обратно автобус вновь проезжает по улице Амудсена, но затем едет уже к метро «Свиблово». С удовольствием ставим маршруту 12 петель из 10.

Правда, каково будет жителям Свиблово, непонятно. Остановки, после которых автобус едет в разные стороны, находятся в одном месте. Пассажирам советуют внимательно смотреть на табло остановок и на информацию на автобусах.

Тоже неведомая абстракция. Предлагать посмотреть на маршрут не будем. Лучше скажите: что вы видите на этой картинке?

Автобус едет по ТТК до «Савеловской». Здесь все загогулины объясняются развязками. Так что объяснения простые.

Затем автобус катается по Савеловскому району и возле Петровского парка выезжает на Ленинградский проспект. И тут начинается разминка для мозгов.

С484 едет мимо Мегаспорта, огибает неведомые края и снова появляется на Ленинградском. С его помощью можно добраться до Белорусского вокзала.

Здесь всё пришлось обозначать не только разными цветами, но и цифрами

Но всё достаточно просто: прямого пути к Петровскому парку нет. Ларчик открылся просто, но мозг к серебру нашего топа уже сломался.

Вы поймете, к чему это. Первое место в топе — олицетворение статьи Уголовного кодекса на карте столицы. Надеемся, что навигаторы работают хорошо и вопроса «дорогу покажешь?» от водителя никто не услышал.

От остановки «Чертаново Южное» автобус движется к «Пражской», откуда выезжает на Варшавское шоссе. Возле метро «Улица Академика Янгеля» начинается комедия в нескольких актах.

Акт первый. С Варшавки автобус поворачивает налево (на схеме — в правую сторону) на Россошанскую улицу (цифры 4, 5 и 6). Далее он катается по району, доезжает до МЦД «Красный строитель» и возвращается на Варшавское шоссе (цифра 7).

Самый сложный перекресток мы вынесли отдельно и обозначили все цифрами

Акт второй. На Варшавке автобус недолго едет на север и во второй раз подъезжает к метро «Улица Академика Янгеля» (цифра 7). Далее С997 разворачивается под эстакадой и едет по Варшавскому уже на юг, к метро «Аннино» (цифры 8 и 9 на схеме). Ура, конечная!

Акт третий. От «Аннино» начинается обратный путь. Поворот, надеемся, туда, автобус совершает на улице Газопровод (он там был в акте втором, когда вновь выезжал на шоссе). Далее также катается по району и выезжает к метро «Улица Академика Янгеля» (цифры 10 и 11).

Тут проблем уже нет никаких. Простой поворот на Варшавку и дорога дальняя на север к метро «Пражская». А конец и так понятен.

Здесь, скорее всего, дело в развязках на Варшавском шоссе. Из-за них приходится делать обороты и крюки, которые накладываются друг на друга, и лишний раз ехать к метро УАЯ (аббревиатура подходит, кстати).

И ведь это не все запутанные маршруты столицы. И раз такой топ уже можно собрать, значит дело не всегда в дорожной инфраструктуре, не так ли?

Оцените статью
Мой маршрут