ЦНППМ начинает работу! — Калининградский областной институт развития образования

ЦНППМ начинает работу! — Калининградский областной институт развития образования Маршрут
Содержание
  1. Образовательная траектория, программа или маршрут?
  2. Полемика по терминам
  3. Вчера — не сегодня
  4. Индивидуализация
  5. Что строим?
  6. «Одна из очень важных задач, с которыми тьютор работает, — это поиск личных смыслов»
  7. Педагогическая диагностика индивидуального развития детей
  8. Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка (ИОМ). Часть I
  9. Зачем нужен индивидуальный образовательный маршрут для ребенка?
  10. Преимущества индивидуального образовательного маршрута для ребенка
  11. Подход к индивидуализации обучения в процессе применения образовательных технологий
  12. Составление индивидуальной образовательной программы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
  13. Примерная схема составления индивидуальной программы для учащегося с ОВЗ
  14. Индивидуальные особенности обучающихся
  15. Эффективность применения системного подхода при построении индивидуального образовательного маршрута

Образовательная траектория, программа или маршрут?

ЦНППМ начинает работу! — Калининградский областной институт развития образования

Можно было бы пропустить, но мне кажется, что удачная терминология облегчает взаимопонимание и развитие ситуации. На встрече времени было мало для подобных погружений.

Полемика по терминам

Оттолкнусь от позиции Татьяны Ковалевой, как я ее понял.

Траектория — путь пройденный пассивным телом, а тьюторы ставят перед собой задачу активного самоопределения ребенка (тьюторанта), поэтому они исключают траекторию из своего вокабуляра. Они выводят ребенка на построение индивидуальной образовательной программы. Для этого они вместе с ребенком строят его личную (индивидуальную) ресурсную карту (топику, векторность, масштаб), а программой называют выбор очередного образовательного (развивающего) шага. В их логике у программы нет конечной точки, ибо человек постоянно развивается: «Программа — это личная свертка ресурсной карты в данный момент». На вопрос о том, что такое определение термина «программа» заметно отличается от общепринятого, было дано подтверждение: да, они этот термин трактуют по своему, опираясь на позицию философа и культуролога Вадима Марковича Розина.

Похожее отношение к траектории у Анатолия Сторожева: «Образовательная траектория — это когда меня запулили и я лечу по инерции мышления. Образовательный маршрут — это когда я его прохожу, это мой жизненный Путь, я строил его карту, я могу изменить свои планы, посидеть и осмотреться, принять новые решения».

Четкий доклад Ковалевой позволяет опереться на ее тезисы и обозначить свои. Прежде всего, она сразу обозначила свою позицию как тьютора. Это облегчает мои рассуждения, потому что позиций может быть много, и моя — не тьюторская. Моя позиция — конструктора новой системы образования, в которой тьютор является одной из важных ролей, но далеко не единственной. Мне важно понять ролевой ассортимент системы и модель отношений между ролями, чтобы вся совокупность максимально отвечала целям всех участников:

  • траектория — кинетический термин, имеющий весьма четкую коннотацию в физике: след движения тела. Никаких указаний на его активность или пассивность нет. В задачах часто фигурируют управляемые объекты;
  • маршрут — логистический термин: предполагаемый вариант движения. В идеале траектория должна совпасть с маршрутом, но это редко случается. Кроме того, маршрут не всегда прорабатывается настолько четко, чтобы траектория могла с ним совпасть: маршрут может содержать только контрольные точки с предполагаемым диапазоном времени;
  • программа в традиционном понимании — план действий с описанием ожидаемых результатов и используемых ресурсов. Маршрут может быть частным случаем программы.

Если мы накладываем эти понятия на образовательные задачи, то траектория — это ретроспектива движения по образовательной среде, а программа и маршрут — перспектива этого движения. Причем, чтобы понятия имели разное содержание, имеет смысл считать программу подробно прописанным планом действий, а маршрут— в виде контрольных точек, оставляя свободу реализации движения между ними.

Другими словами, образовательная траектория — это пройденный путь в личном образовании, а программа (маршрут) — это планируемый путь.

При такой трактовке, как мне кажется, тьюторы не могут игнорировать образовательную траекторию, ибо «здесь и сейчас» любого человека определяется накопленным багажом, отталкиваясь от которого можно строить планы (программы, маршруты). В такой логике, на первый взгляд, невозможно строить образовательную траекторию — только планы. И второе замечание — планы могут быть любыми, а траектория исключительно индивидуальная, ибо у каждого она своя, уже пройденная.

Следует обратить внимание, что подобное заимствование терминов из другой сферы происходит только тогда, когда появляются новые смыслы, для которых нет адекватных терминов. Тогда по ассоциации из другой области берется термин, который аналогичен неопределенному новому смыслу. Но дальше происходит расширение ассоциаций — экспансия слова из другой сферы в гораздо большем объеме. Например, траектория начинает трактоваться не только как след от движения, но и как возможность прогноза этого движения на основании расчетов, хотя в нашем случае такая ассоциация становится предельно неопределенной, в отличие от понятных задач баллистики. Или накладываются непонятные дополнительные ограничения типа пассивности объекта — так воспринимается термин специалистом в другой сфере знаний. Поэтому нужно либо строже договариваться о введении новых понятий, либо игнорировать их произвольное употребление и каждый раз уточнять, кто какой смысл в него вкладывает.

Вчера — не сегодня

Почему мы все время говорим о программах? Потому что воспитаны в культуре стабильного общества, привыкшего и считающего правильным обстоятельное планирование и проектирование будущего. Обучение и воспитание, которые в совокупности мы привыкли называть образованием, тоже выстроены в логике социального проектирования: мы, взрослые, знаем, что и как правильно делать, и научаем этому неумелых детей. В логике проектирования образовательного процесса образовательная программа абсолютно органична. Особенно в логике традиционного для классической школы образовательного конвейера, когда все одновременно обучаются по единой программе.

Однако с некоторого момента в середине прошлого века этот конвейер начал давать сбои: общество, повысив уровень грамотности, стало постепенно требовать большей гибкости. Это выразилось в появлении спецшкол, расширении сети дополнительного образования. Потом и этого перестало хватать — опыт педагогов-новаторов вылился в новый закон «Об образовании», дающий право школе самой создавать образовательную программу, ориентируясь на своих детей и педагогов. С этим не справилась устаревшая система управления образованием, начались попытки ограничивать свободу школ по созданию индивидуальных программ, но полностью кран перекрыть уже невозможно. Аналогичные процессы идут и в обществе —традиционные процессы проектирования перестали удовлетворять разработчиков, так как при таком подходе проект устаревает к моменту окончания проектирования. Благодаря Грефу, название одного из новых гибких проектных подходов Agile стало известно широкому кругу.

Самое важное, что всем, включая детей, стало ясно, что никаким сакральным знанием «правильности» взрослые не обладают. Раз так, возникает вопрос: чему они могут научить? Почему дети должны прислушиваться к их мнению и учиться по их программам? Они прекрасно знают от своих родителей и старших родственников, друзей, что школьная «галиматья» практически никому не нужна, а в новых устройствах эти горделивые учителя и вовсе «не копенгаген». Чем они могут быть полезны? Что они пасут их на время отсутствия родителей на работе?

К такому свержению с пьедестала учителя не готовы: они привыкли почитать своих Учителей (с большой буквы) и надеялись на такой же пиетет по отношению к себе, а их даже Председатель Правительства послал заниматься бизнесом, если что-то не устраивает в школе. Если образовательная программа перестает работать или работает исключительно при подавлении воли учеников, что можно делать?

Индивидуализация

Наиболее адекватным ответом на новые проблемы в организации образования стала индивидуализация — опора на личные особенности и пристрастия ученика. Для этого учитель и ученик должны оказаться созвучны, взаимоинтересны и полезны. Вариантов может быть много. Для тьютора это акцент исключительно на формирование личного позыва ребенка (тьюторанта) — он сам является источником образовательной программы. На западе это часто называют персонализацией. Но есть и более технологичный вариант, когда можно выбрать из набора — это более традиционный вариант индивидуализации, в противовес строго персональному (заказному) подходу. Во втором варианте всегда есть образовательная программа в традиционном смысле, но набор учебных курсов у каждого получается свой — все траектории разные. В первом варианте образовательная программа может быть как традиционная, так и в специфическом понимании тьюторов. А траектория тоже индивидуальная.

Итак, 3 варианта формирования образовательной программы в разных смыслах, но во всех формируется индивидуальная образовательная траектория.

Если предположить, что с учетом стремительного расширения способов и каналов обучения каждый ученик окажется перед широчайшим разнообразием выбора, то проблемой станет акт выбора. Что услуги консультантов будут остро востребованы и что искусственный интеллект будет с живыми консультантами успешно конкурировать, уже понятно. Интересно, что будет первично, программа (маршрут) или траектория?

Берусь утверждать, что в условиях быстрых изменений и широкого выбора, каждый следующий образовательный выбор будет в значительной мере ситуативен и спонтанен. Могу предположить манипулятивные управляющие действия на молодежь, но этот вариант рассматривать не хочу — это социальные риски. В открытой среде на выбор смогут влиять значимые субъекты. В профессии останутся только значимые для ребенка люди, имеющие вес своими эмоциональными, социальными, профессиональными компетенциями. Именно они смогут выстраивать ситуации, в которых дети с удовольствием будут что-то осваивать. Именно они смогут через серию успехов и формирования уверенной компетенции подвести их к целевому поведению, в котором требуется построение маршрутов и программ, а не только сиюминутных образовательных продвижений.

Учитывая, что и для старшего поколения, воспитанного в проектной логике, она не стала определяющей для всех, надеяться на всеобщий охват программным (проектным) мышлением не приходится. Но он не всем нужен, как выясняется по жизни, несмотря на постоянное давление, создаваемое рекламой про лидерство и организованность.

Что строим?

А раз так, основным в образовании получается освоенное (траектория), а не программа (маршрут)! Но учителя проектную логику все равно вынуждены вести, даже если подготовленные планы приходится все время корректировать, т. будут продолжать строить программы (с учетом возрастающей гибкости), а ученики и родители — траекторию: учителя проективно, а ученики с родителями — ситуативно, по факту, на один-два шага «здесь и сейчас», в тьюторском понимании программы.

Из этого совсем не следует хаотичность образовательного процесса и ненужность учителей, тьюторов, консультантов: они действуют проективно, их предложения по построению и реализации образовательных маршрутов важны именно внятностью перспектив. Именно это дает разумный выбор ученикам и их родителям. Но с их стороны выбор происходит не раз и навсегда, а итерационно, шаг за шагом. И никто не знает, будет ли следующий шаг продолжением прошлого выбора или он окажется на новом образовательном маршруте.

«Одна из очень важных задач, с которыми тьютор работает, — это поиск личных смыслов»

Тьюторство — это пока ещё редкое явление в школах. Но очень полезное. Поговорили с руководителем тьюторской службы Павловской гимназии об этой профессии.

ЦНППМ начинает работу! — Калининградский областной институт развития образования

За какие профессии в образовании хорошо платят?

ЦНППМ начинает работу! — Калининградский областной институт развития образования

Обучение: Школа с удовольствием: как научить ребёнка учиться

Педагогическая диагностика индивидуального развития детей

Представляю вашему вниманию методическую разработку на тему «Педагогическая диагностика индивидуального развития детей».

Я использую методические рекомендации «Диагностика педагогического процесса», «Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности», где представлена модель педагогической диагностики разработанной на основе положений ФГОС.

Новизна предлагаемой в данных пособиях модели педагогической диагностики индивидуального развития детей определяется тем, что она разработана с учётом образовательных областей и их приоритетных направлений. Но проблема организации педагогической диагностики ещё существует. Возможная причина — несвоевременный выход документов.

Предмет педагогической диагностики – это индивидуальное развитие детей. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории развития ребёнка, а также для решения образовательных задач.

Педагогическая диагностика проводится два раза в год. На начало года ставится задача проектирования образовательной деятельности с детьми и планирование индивидуальной работы по образовательным областям. В конце года идёт сравнительный анализ результатов. В качестве основных методов используется наблюдение и изучение продуктов детской деятельности. Для наблюдения необходимо знать показатели, которые характеризуют развитие умений и навыков детей по каждой образовательной области.

Процедура педагогической диагностики осуществляется в три этапа в процессе которых идёт изучение показателей уровня эффективности педагогического воздействия по образовательных областям, составление индивидуального маршрута развития ребёнка, систематизация результатов и заполнение карты индивидуального развития.

В ФГОС в 4 разделе раскрываются требования к результатам освоения образовательной программы. Эти требования представлены в виде целевых ориентиров. Но целевые ориентиры не оцениваются, т. это возрастной портрет ребёнка в 3года и в 7 лет. Это ориентир для взрослых для того чтобы наметить образовательную деятельность по возрастам. А как показатель для оценки индивидуального развития используется планируемый показатель по образовательным областям (в программе их не найти, но имеются задачи по каждой образовательной области, следовательно планируемым результатом является выполнение этих задач).

Для организации педагогической диагностики мы используем таблицы, где конкретно прописаны по каждому возрастному периоду показатели, т. е планируемые результаты. Например, образовательная область «Речевое развитие»:

• Различает звук, слог, слово, предложение, определяет их последовательность;

• При необходимости обосновать свой выбор употребляет обобщающие слова, синонимы, антонимы, сложные предложения.

Оценка развития необходимых умений и навыков детей осуществляется по трёхбалльной системе. Итоговый результат (средний балл) это сумма баллов по всем показателям делённая на количество показателей.

Процедура педагогической диагностики может быть организована по-разному: в зависимости от приоритетных направлений, программы развивающей среды, но обязательно с использованием разных видов деятельности (игровой, изобразительной, двигательной т

В рекомендациях имеются примеры организации проблемных ситуаций, наблюдений, но, к сожалению, не по каждому параметру образовательной области, поэтому необходимо дорабатывать самостоятельно. Ещё одно важное требование педагогической диагностики – это естественные для ребёнка условия, а не организация специальных заданий-тестов.

Например, образовательная область «Познавательное развитие» (подготовительная группа).

Показатель для оценки индивидуального развития:

Проявляет познавательный интерес в быту и в организованной деятельности, ищет способы определения свойств незнакомых предметов.

Методы: наблюдение, проблемная ситуация.

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: фонарик необычной формой с динамомашиной для подзарядки (или любой другой предмет)

Задание: положить в группе до прихода детей. Когда ребёнок найдёт и поинтересуется: «Что это такое и как работает? », предложить самому подумать.

Результат педагогической диагностики – это оценка индивидуального развития ребёнка. В настоящее время у нас имеются карты индивидуального развития детей, в которых планируется индивидуальный образовательный маршрут каждого ребёнка по образовательным областям.

Индивидуальный образовательный маршрут представлен таблицей, в которой включены направления деятельности педагога с учётом педагогической диагностики. Это может быть обогащение знаний практического опыта ребёнка, развитие его способностей, «устранение» пробелов в тех или иных видах деятельности, повышение познавательной мотивации и т.

современная модель педагогической диагностики индивидуального развития детей разработана с учётом образовательных областей и их параметров. Новым является способ обработки и представления результатов для определения уровня индивидуального развития детей, эффективности педагогического воздействия. Педагогическое воздействие включает в себя создание условий и организацию образовательной деятельности.

Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка (ИОМ). Часть I

Наконец-то аттестация осталась далеко позади. Можно вздохнуть с облегчением! В сентябре очень круто изменились критерии аттестации. Конечно, изменения коснулись и отчета индивидуального образовательного маршрута развития ребенка (ИОМ). Предлагаю вам свой отчет, может кому- нибудь пригодиться! Отчет несколько длиноват, поэтому пришлось его разбить на 3 части.

Среди ведущих методологических принципов, на которых должно строиться Российское образование 21 века, важное место занимает принцип индивидуализации.

Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, становления важнейших черт личности ребенка, первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. Необходимость поддерживать индивидуальность каждого ребенка – одна из главных задач дошкольного воспитания. Только на ее основе может быть достигнуто полноценное развитие личности дошкольника, раскрыться его особенности, уникальные способности.

Проблема индивидуально – дифференцированного обучения детей с особенностями развития не является новой в современной педагогике и психологии. Решение этого вопроса связано с поиском оптимальных характеристик всех звеньев учебного процесса, содержания, методов и форм обучения. Используемые методы и приемы опираются на положения «Концепции дошкольного воспитания», которая выдвигает на первый план личностно-ориентированную модель взаимодействия педагога и ребенка.

Важность индивидуального подхода подчеркивается в ФГОС ДО — Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) приказ от 17. 2013 №1155.

Сегодня по отношению к детям с особенностями развития учеными широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребенка, под которыми понимаются особенности мотивационной сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером развития, социально – психологическими факторами, и для удовлетворения которых требуются особые условия. Речь может идти как о детях с отклонениями в развитии, так и о способных детях, опережающих сверстников в развитии по некоторым параметрам.

Одним из вариантов, способствующих реализации таких образовательных потребностей, является индивидуальный образовательный маршрут ребенка – дошкольника (ИОМ)

ИОМ может разрабатываться для детей с проблемами в развитии и с опережающим развитием.

ИОМ представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными способностями своего развития и способностями к учению.

Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) :

Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.

Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается после проведения мониторинга (диагностики) качества образования воспитанников.

Для проведения мониторинга мною была использована следующая научно- методическая литература: «Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования» Ю. Афонькина. издательство «Учитель», 2011г; «Комплексная диагностика уровней освоения программы» под редакцией М. Васильевой, В. Гербовой, Т. Комаровой. Диагностический журнал, первая младшая группа, С. Дреер, А. Потыкан, издательство «Учитель», 2010г.

При проведении мониторинга (диагностики) были использованы методы: Экспресс- диагностика- ОО «Физическая культура», ОО «Музыка». Комплексная беседа, проблемные ситуации- ОО «Безопасность», «Чтение художественной литературы». Дидактическая игра, тестовые задания — ОО «Познание» («Конструирование», «Ознакомление с окружающим», ОО «»Коммуникация» («Развитие речи»).

Индивидуальный образовательный маршрут — это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении:интеллектуального;эмоциональноволевого;деятельностного; нравственно-духовного.

В своей работе основной упор делала на обучение детей культурно-гигиеническим навыкам (самообслуживание, коммуникации и формированию здорового образа жизни (представлений).

Мониторинг (диагностика) проводился в начале учебного года.

По результатам мониторинга у трех детей выявлено отставание по нескольким параметрам и один ребенок- с опережением в развитии. Этот ребенок уже хорошо ориентировался в формах, цвете (находил предметы не по образцу, речь довольно развита. Фамилия и имена этих детей зашифрованы следующим образом: лисичка, бабочка, котик, птичка.

Причины могут быть разные, но детям нужна помощь. Мною были разработаны индивидуальные образовательные маршруты сопровождения для детей нашей группы с задержкой речевого развития.

В карту индивидуального образовательного развития были включены следующие показатели:

характер адаптации ребёнка к условиям ДОУ; данные о состоянии здоровья ребенка, нарушения (осанки, развития стопы, зрения) ; данные об уровне физического развития ребенка; показатели уровня психического развития (познавательных процессов, свойств и качеств личности, уровень развития общения и деятельности) ; показатели уровня усвоения ребенком общеобразовательного программного материала.

Сбор информации осуществлялся в процессе образовательной деятельности, в контакте с родителями, медицинской сестрой, в свободной деятельности детей.

При разработки индивидуального образовательного маршрута, придерживалась структуры: постановка целей, определение задач образовательной работы, отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ, определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка, определение системы диагностического сопровождения, формулирование ожидаемых результатов.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника.

Проведя контрольный срез и выявив проблемы в образовательных областях, мною были разработаны индивидуальные образовательные маршрутные карты для каждого ребенка.

ребенка, краткие сведения о нем:_______________________

(дата рождения, его семья, условия проживания)

Подробней на сайте nsportal

II этап — Комплексной диагностики. (мониторинг)

III этап — Разработка индивидуального образовательного маршрута.

IV этап — Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута.

V этап — Промежуточный мониторинг.

VI этап — Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута.

VII этап — Итоговый мониторинг.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) должен иметь цель, которая ориентирована на освоение воспитанником образовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.

Необходимо обозначать временные отрезки, на которые составляется индивидуальный маршрут. Невозможно определить весь путь развития ребенка сразу, задав его направление, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения в развитии и обучении ребенка.

Похожая статья: Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья в свете требований СФГОС

Составляется введение, где объясняется, для чего составляется маршрут, почему данный ребенок нуждается в индивидуальной поддержке, и кто эту поддержку будет осуществлять.

Диагностические данные на ребенка. Диагностика развития ребенка является основой выстраивания индивидуального образовательного маршрута.

Наряду с диагностикой в процессе реализации маршрута проводится мониторинг в работе с дошкольниками — это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии.

Цель педагогического мониторинга — обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно — развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата. Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.

Необходима коррекционная работа по результатам диагностики, которая также планируется на срок, определенный временными отрезками.

По истечению определённого времени необходимо проводить корректировку. Корректировка индивидуального образовательного маршрута связана с изменениями условий, V этап работы по индивидуальному маршруту развития ребенка.

Оценка готовности педагогов к работе с ИОМ. Это очень важный момент. Педагог должен понимать важность работы, знать всю глубину вопроса, знать индивидуальные особенности ребенка и желание ему помочь.

Необходимо получить согласие родителей на то, чтобы их ребенок занимался по индивидуальной программе.

Реализация индивидуального образовательного маршрута может проходить по трем формам: фронтальная работа, подгрупповая работа, индивидуальная работа.

МАДОУ № 20 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово первый год принял решение самостоятельно составлять индивидуальные образовательные маршруты, таким образом, на начало 2014–2015 учебного года каждый обучающийся имеет свой индивидуальный образовательный маршрут.

В настоящее время находятся на стадии разработки механизмы и технологии работы с индивидуальными маршрутами обучающихся. Сегодня актуализировано решение проблемы организации и построения образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка в условиях ФГОС ДО.

На основании мониторинга, у каждого воспитанника ДОУ можно проследить слабо развитые интегративные качества. По одному критерию будет несколько «отстающих», на основании этого можно составить карту индивидуальных маршрутов воспитанников группы.

Пример карты мониторинга интегративных качеств

Фамилии, имена воспитанников группы

Критерии мониторинга интегративных качеств воспитанников

Способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения.

Способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Планирование своих действий, направленных на достижение конкретной цели, на основе первичных ценностных представлений.

Способность к волевому усилию.

Преобразование способов решения задач (проблем) в зависимости от ситуации.

Источник www. moluch

Зачем нужен индивидуальный образовательный маршрут
для ребенка?

ЦНППМ начинает работу! — Калининградский областной институт развития образования

  • Создана для конкретного ребенка. Учитывает не только возраст, но и особенности развития.
  • Все задания подходят вашему ребенку. Вы не переплачиваете.
  • Каждое задание сопровождается подробной инструкцией. Заниматься с ребенком может кто угодно, даже старший брат или сестра.
  • Одной программы достаточно для всестороннего развития вашего ребенка.
  • Одно занятие включает в себя задания на разные виды деятельности.
  • Содержание «урока» формируется самим взрослым с учетом приложенных рекомендаций и настроения ребенка.

Преимущества индивидуального образовательного маршрута
для ребенка

  • Учитывает все особенности ребенка. Благодаря разработанному нами онлайн-тесту, можно точно выявить уровень сформированности разных областей знаний ребенка.
  • Программа создается индивидуально для каждого ребенка на основе тщательного анализа результатов онлайн-теста и огромного опыта практической работы наших специалистов с детьми.
  • Каждое задание подобрано с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Вам больше не понадобится покупать книги и пособия, которые рассчитаны на массового потребителя и не учитывают потребности вашего ребёнка.
  • Заниматься с ребенком по образовательному маршруту может кто угодно (члены семьи, няня, специалист): все задания содержат подробную инструкцию по их выполнению.

ЦНППМ начинает работу! — Калининградский областной институт развития образования

Как это работает?

ЦНППМ начинает работу! — Калининградский областной институт развития образования

для определения уровня развития познавательных навыков вашего ребенка

ЦНППМ начинает работу! — Калининградский областной институт развития образования

Онлайн консультация по результатам теста

Обратная связь от специалистов, обсуждение дальнейшей работы

ЦНППМ начинает работу! — Калининградский областной институт развития образования

для вашего ребенка

ЦНППМ начинает работу! — Калининградский областной институт развития образования

Занятия по программе

Ребенок с помощью вас или наших специалистов занимается по программе.

Познакомьтесь со специалистами,

которые будут с вами работать

ЦНППМ начинает работу! — Калининградский областной институт развития образования

Марина Викторовна Куляк

«Всё, что происходит в твоей жизни- это результат твоих мыслей и действий

ЦНППМ начинает работу! — Калининградский областной институт развития образования

Анна Андреевна Монахина

Василина Юрьевна Сурдук

«Нет ситуации, из которой невозможно достойно выйти!
Одним из принципов в работе, которого я придерживаюсь

ЦНППМ начинает работу! — Калининградский областной институт развития образования

Ольга Николаевна Макарова

«Я знаю, какие методики подойдут именно вашему ребенку, как наиболее эффективно развивать его интелл

о работе наших специалистов

24 Апрель, 2022

Анна Юрьевна Крименецкая

Хочу поделиться нашей историей. Пришли в центр с проблемой не говорящего ребёнка. У сына сенсо-моторная аллали.

30 Март, 2022

Мне, как родителю, очень важен комфорт моего ребенка, чтобы занятия проходили в условиях гибкого и осознанного.

29 Март, 2022

Для меня самое ценное в посещение центра это то, что границы моего ребёнка никак не нарушаются. Дочка стала бо.

Для меня очень ценно отношение к детям и какое настроение царит в центре – насколько все, начиная от администр.

22 Март, 2022

Хочу поделится своим отзывом о группе раннего развития и прекрасным педагогом Еленой. Хочу отметить доброжелат.

21 Март, 2022

Посещали группу Озарята для детей от 2 до 3 лет. Выбрала это учреждение и формат, потому что небольшая группа.

Подход к индивидуализации обучения в процессе применения образовательных технологий

Рассмотрим целесообразность определения тех или иных технологий в процессе проектирования индивидуальной образовательной программы.

Деятельностный подход способствует развитию способности эффективно мыслить, искать и находить нужную информацию, приобретать прочие важные учебные навыки. Одной из технологий развивающего обучения является проектно-исследовательское поведение. Данная технология предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует способность трудиться «в команде», планировать свои действия. Компетентностный подход заключается в приобретении навыков результативного, творческого, осмысленного обучения. Технологии компетентностного обучения повышают уровень сформированности умений объяснять явления действительности, находить оптимальные пути достижения целей и самого целеполагания, навыков самодиагностики в плане определения будущих результатов деятельности, а также самостоятельной организации своей работы. Обучение принимает совершенно новую форму, ведь принципы, заложенные в компетентностном подходе должны воспитывать самостоятельных личностей, обладающих компетенциями для дальнейшей учебной и иной деятельности. Технологии личностно ориентированного обучения ставят во главу угла «обучение в сотрудничестве» (cooperative learning), применение метода проектов, внедрение принципа разноуровневого обучения. Эти технологии предусматривают индивидуальный и дифференцированный подход к обучению и воспитанию учащихся. Метод проектов возник в двадцатые года нынешнего столетия, на основе идей американского философа и педагога Дж. Дьюи, а также его ученика В. Килпатрика. Необходимо отметить, что данная технология служила попыткой организовать познавательную деятельность учащихся, а также пробудить активность в процессе совместного труда, сотрудничества. Многие цели вполне становятся достижимыми, если их решать сообща, то есть общаясь и обучая друг друга. Технология проекта предполагает наличие некой общей проблемы, требующей разрешения, для чего учителем организуется поисковая, исследовательская, познавательная, творческая деятельность в результате применения индивидуальной и в групповые формы обучения учащихся. Групповая форма работы предусматривает участие очень разных детей со всеми их индивидуальными особенностями, различной подготовкой и ориентациями. Каждый ребенок, участвующий в проекте может проявить свои лучшие стороны, применяя то, чем уже владеет, и, учась чему-то новому у других участников проекта. Поэтому проектная деятельность делает совместную работу всех участников посильной и, в то же время, не оставляя их в стороне от активной деятельности группы. «Обучение в сотрудничестве» или обучение в малых группах, основной идеей имеет создание условий для активной совместной деятельности в разных учебных ситуациях. У детей по-разному проходят образовательные процессы – одни мыслят быстро, на лету схватывая суть вопроса, но утрачивают способность видеть детали вследствие естественного психофизиологического процесса утомления, а другие долго включаются в работу, иногда стесняясь задавать вопросы, однако способны длительно сохранять взятый вначале темп деятельности. В этих случаях хорошо создавать некие группы ребят (по три, четыре, пять человек), способных решать задачи совместным образом. Каждый член «команды» отвечает за общий результат, а, значит, за всех участников рабочей группы. Это очень полезно, ведь в наше время тотальной индивидуализации и фиксированности на собственных нуждах, может быть приобретено важное качество – уметь работать сообща, быть ответственным за общее дело, стать результативным и ответственным в команде, выполняя конкретную задачу, разрешая конкретные вопросы. Разноуровневое обучение – это система применения форм и видов дифференцированности педагогического процесса. Действительно, дифференцированность крайне необходима и в особенностях подачи информации, и в системе особенностей (безусловно, не критериев) оценивания результатов освоения предметных знаний. Индивидуальные склонности и способности проявляются у ребят уже в начальных классах, поскольку их интеллектуальные предпочтения совпадают с желанием развивать те или знания. И поэтому, уже к третьему классу, детей можно условно разделить на группы разного уровня по тому – с каким именно качеством они осваивают тот или иной предмет. Таким образом, учащийся интересующийся, к примеру, иностранными языками может и должен получать задания повышенного уровня сложности, обсуждать учебные вопросы с учителем, предполагающие углубленное знание науки или предмета. На протяжении всего обучения действует система оценивания, тестирования, поскольку это способствует выделению групп детей способных к овладению более сложной учебной информации, а также организации объективно выстроенного мониторинга успешности программы обучения.

Подобные технологии хороши для всех категорий учащийся, важно только правильно методологически выстроить процесс обучения в рамках подобного рода технологий, предопределяя возможности применения тех или иных педагогических «инструментов».

Составление индивидуальной образовательной программы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Рассмотрим отличия составления индивидуальной образовательной программы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Подобный документ имеет целью преодоление несоответствия обучения ребенка с психофизическим нарушением образовательным программам – реальным возможностям учащегося. Образовательная программа любой степени не может учитывать особенности каждого ребенка, именно поэтому особенным и важным назначением индивидуальной программы заключается в создании условий для индивидуализации содержания образования.

Принципами проектирования индивидуальных образовательных программ в данном случае (помимо вышеуказанных общих принципов составления) являются:

— принцип учета онтогенетических закономерностей формирования функций и закономерностей психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также их психолого-педагогических и возрастных особенностей;

— принцип интегрированного подхода к отбору содержания индивидуальной образовательной программы, реализации межпредметных связей, соблюдения тематической взаимосвязанности учебного материала и его вариативности;

— принцип дозированности осваиваемых дидактических единиц, индивидуально-дифференцированного подхода в выборе содержания, методов и приемов, а также требований к уровню подготовки ребенка;

— принцип системного и комплексного подхода к проектированию индивидуальных образовательных программ;

— принцип единства диагностики и коррекции.

При проектировании индивидуального обучения и развития ребенка с ОВЗ важно обращать внимание на следующие особенности ребенка:

1) речевое развитие ребенка (достаточен ли словарный запас, связные ли высказывания, имеются ли расстройства речевой функции);

2) сформированность элементарных пространственных представлений (выше-ниже, дальше-ближе, справа-слева);

3) уровень развития элементарных математических представлений, кругозор (общая осведомленность об окружающем мире);

4) особенности поведения ребенка (усидчивость, восприимчивость к правилам поведения, умение обращаться с учебными материалами, взаимодействовать с другими детьми, педагогами, способность к критичности);

5) владение гигиеническими навыками;

6) работоспособность, темп деятельности, способы преодоления затруднений;

7) уровень мотивации, адекватность эмоционального реагирования, интересы вне учебы.

Примерная схема составления индивидуальной программы для учащегося с ОВЗ

  • Ф.И.О., дата рождения учащегося;
  • сведения о семье, раннем развитии, причины и целесообразность составления индивидуальной образовательной программы, содержание заключения КЭК, медиков;
  • где ранее обучался (учреждение, формы обучения, результативность, особенности обучения);
  • психолого-педагогические особенности ребёнка, логопедическое заключение, проблемы в речи;
  • какой учебный план, по какому учебному предмету будет реализован, в соответствии с чем, будет обучаться, какие выбраны учебные предметы, причины выбора (согласование с родителями), общее количество часов;
  • расписание занятий; время посещения учителя – логопеда, педагога – психолога;
  • уровень знаний по предметам, сформированность УУД;
  • социализация ребёнка (участие в классных мероприятиях, праздниках, посещение лечебных процедур – при наличии условий в школе).
  • планируемый результат.

Проектирование индивидуальной образовательной программы для учащихся общеобразовательных школ можно производить в соответствии с запросами обучающихся или их законных представителей, объективной целесообразностью, иными словами, инициируясь волей субъектов системы образования, имея официальное обоснование. Составление индивидуальной образовательной программы для детей с ОВЗ важно осуществлять четко с предписаниями указанных комиссий и их рекомендациями.

Индивидуальное обучение предполагает довольно доверительный психологический контакт с педагогом. Безусловно, педагог должен владеть хотя бы первоначальными сведениями в области признаков и особенностей взаимодействия с детьми, имеющими психические или (и) соматические патологии. К примеру, дети аутичного склада, имеющие признаки глубоких психических расстройств (как, например, при шизофрении) нуждаются в крайне деликатном воздействии, причем на первом месте должна быть не столько информативная составляющая образовательного процесса, а корректирующая, поддерживающая личность ребенка стратегия со стороны педагога. Такие дети не имеют ни опыта успешной коммуникации, ни особых ресурсов для ее осуществления, ни навыков самокоррекции. Именно поэтому педагогу важно учитывать подобную особенность ребенка при составлении индивидуальной образовательной программы, да и самому озаботиться тем, чтобы стать вполне компетентным в направлении работы с особыми детьми, детьми, не имеющими тех интеллектуальных или физических возможностей, которыми владеет большинство учащихся. Именно по этой причине в «диагностический блок» программы нужно обязательно корректно (не указывая напрямую диагноза учащегося) прописывать круг проблем, связанных с образованием и социализацией учащегося, учитывать данные особенности при формулировании целей и задач программы. Безусловно, важно указать направления коррекционной работы с обозначением четкого описания методов и приемов, обеспечивающих взаимодействие всех участников сопровождения ребенка.

Разберем тактику составления программы на конкретном примере. Ребенок, имеющий, к примеру, официальный диагноз «шизофрения», которому предписано индивидуальное обучение на дому, проходит обучение по учебному предмету «биология» в седьмом классе.

№п/пДатаТемаФорма занятийФормы контроля
Дом. задание
Отметка о выполнении

Сам. (пр. , лаборат. ) работаКонсультацияК. ТестЗачетТворч. работа
12. 03
Особенности размножения покрытосеменных растений. Класс Двудольные. Крестоцветные. №2″Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения». Работа совместно с учителем над определителем растений. _


Зарисовка цветковых, произрастающих в местности (работа по заранее заготовленным методическим материалам)
Сделать выводы по результатам практиеской работы
вып. 03-18. Проверка работы по результатам практики с ботаническим определителем (выяснение погрешностей в выполнении, изучение их особенностей, проработка «проблемных» зон в выполнении занятий, планирование применения форм и технологии к контексте корректировки учебного плана), консультации со специалистами. 03
Класс Двудольные: характерные особенности растений семейства Розоцветные. Класс Двудольные: характерные особенности растений семейства Пасленовые. —
Изучение нового материала и устное сопоставление его с систематическими признаками. —
Тестовый контроль знаний в области отдела Покрытосеменные растения. —

Составление биологического словаря с использованием учебника (по соответствующей теме)

20. 03-25. 03
Проверка работы учащегося с тестовым материалом, анализ ошибок логического и содержательного характера. Выявление «проблемных» зон в выполнении занятий, планирование применения форм и технологии к контексте корректировки учебного плана). Включение в план следующей консультации беседу о этике поведения в природе, необходимости сохранения видов, относящихся к категории «охраняемых», редких, исчезающих.

Приведенный фрагмент плана показывает, что каждый информационный блок должен анализироваться по итогам его исполнения. Цель детального анализа – выявить не усвоенные учебные темы, причины их не усвоения, нахождение решения по разработке индивидуального подхода к обучению учащегося по конкретным учебным темам, проблемам, вопросам.

Особая категория вопроса по составлению проекта индивидуальной образовательной программы для учащихся с ОВЗ – это согласованные действия с родителями учащегося. В зарубежных публикациях высказывается мысль о необходимости согласования ожиданий родителей относительно его будущего, а значит, их целей на ближайшие годы. Соответственно, родителям можно задать ряд вопросов:

— Какая деятельность приносит ребёнку удовольствие?

— Приносит ли эта активность какие-либо долговременные результаты?

— О чём мечтает ребёнок? Каковы его планы на будущее?

— Каковы планы на будущее родителей ребёнка?

— Кем бы родители хотели видеть ребенка после окончания школы?

— Как родители видят счастливую и наполненную жизнь для ребёнка в будущем? Что может способствовать обретению такой жизни? Что мешает исполнению планов на будущее? Как и в какой степени можно устранить эти препятствия?

Безусловно, существуют объективные трудности в сотрудничестве педагогов с родителями, ив этом отношении существует несколько не всегда преодолимых факторов. Во-первых, не всегда у родителей существуют объективные представления о возможностях ребенка, и они могут колебаться от «градуса» тотального неверия в свои и его силы до самонадеянности, абсолютно ни чем не подкрепленной и необоснованной. Во-вторых, родители могут быть сами заложниками ситуации, попадая под влияние течения жизни, не считая нужным или возможным что-то менять в семейном укладе жизни. Тем более, это в полной мере проявляется тогда, когда речь идет о семье, где имеется глубоко больной ребенок. Общий эмоциональный фон семьи, эффект «заражения» симптоматикой заболевания и прочие сопутствующие болезни ребенка факторы осложняют взаимодействие родителей и школы, в силу этого, нужно уметь расставлять приоритеты, видеть и побуждать увидеть реальную картину происходящего всех членов семьи учащегося. Самый простой способ решения этой задачи состоит в том, чтобы определить одну, максимум две задачи психолого-педагогического характера, а затем, выполнив их, планировать следующие, соответственно, на другой учебный период времени.

Индивидуальные особенности обучающихся

На чем можно основываются знания о психологии ребенка? Безусловно, как было сказано выше, на объективных данных психологической диагностики. Однако, предварительная роль и, впоследствии, основное в данном направлении деятельности участие в проектировании состоит именно за наблюдением самого педагога. Давайте разберемся, что именно мы можем учитывать при составлении нашей индивидуальной образовательной программы.

Безусловно, одним из важных аспектов является темперамент. Павлов в своем учении о типах высшей нервной деятельности (ВНД) основывался на нескольких важных характеристиках протекания нервных процессов – силе, скорости и уравновешенности нервных процессов. Он, как мы знаем, выделил четыре типа ВНД (которые, впоследствии, были соотнесены с типами темпераментов). Из четырех три типа – это типы с сильной нервной системой (холерик, сангвиник, флегматик), два первых различаются по характеру уравновешенности, а третий, ко всему прочему, являясь сильным уравновешенным типом, обладает инертностью процессов переключения с возбуждения на торможение, и, соответственно, обратно (то есть инертен). Внешне дети — холерики выглядят как неугомонные, активные, очень эмоциональные личности. В силу неуравновешенности, им сложно усидеть на месте, они часто все стараются комментировать, предавать своей оценке, громко хохочут или бурно выражают протест. Не надо путать холерический тип темперамента с тем, что называют «гиперактивностью» ребенка. Гиперактивность – это неврологический синдром, проявляющийся в трудности концентрации внимания, повышенной двигательной активности, фактической сложностью управления извне. Это не интеллектуальные затруднения, это вопрос сложности в построения эффективной учебной коммуникации на уроке, проблемы в усидчивости, непоследовательности восприятия информации. Поэтому, если «гиперактивность» — это некая условная «не норма» в структуре личности, то конституционально обусловленный тип высшей нервной деятельности – это данность, которая свойственна абсолютно всем людям.

Сангвиник – это ребенок активный, но легко компенсирующий свою активность умеренностью эмоциональных реакций. Это ребенок с уравновешенной нервной системой, но живой, любознательный и быстрый в поведенческих реакциях. Этот ребенок тоже, как и холерик, «заводила» и лидер, но лидер, способный быстро переключаться с одной задачи на другую, кажущийся от этого поверхностным и не очень «глубоким».

Флегматик очень спокойный, как правило, медлительный ребенок. Скорость его речи и движений плавные, как будто продуманные и основательные. На самом деле так оно и есть, они не умеют торопиться, но им и не нужны острые впечатления, частые переключения с одной деятельности на другую. Они долго налаживают свое взаимодействие с другими людьми и деятельностью, но их замечательным качеством является невозмутимость и стремление закончить работу, невзирая на трату временных и иных ресурсов. И таких детей хорошо ставить в пару к холерику, поскольку стабильный темперамент флегматика компенсирует порывистость и активность холерика, а энергия холерика побуждает флегматика двигаться в направлении преодоления любых трудностей.

Меланхолик – темперамент, обладающий слабым процессом возбуждения, который, к тому же, становится в отношении процесса торможения еще и неуравновешенным. Ребенок со слабым неуравновешенным типом высшей нервной деятельности производит на окружающих впечатление ранимости, неуверенности в себе. От него трудно ожидать инициативы, они, в силу впечатлительности, а, главное, легкой истощаемости, пассивны, предпочитая роль ведомого члена коллектива. Достоинством этого типа является чуткость, редкая чувствительность, что, с одной стороны может быть «минусом», так и «плюсом», который можно использовать при составлении любых образовательных программ. Индивидуальная образовательная программа должна, безусловно, учитывать данную особенность ребенка, его утомляемость, неспособность активно работать в группе, быть лидером. Однако поставив меланхолика в пару с сангвиником, можно побудить эту микрогруппу решить две задачи – приучить сангвиника слушать и слышать другого человека, особенно, если их связывает общая задача, и показать привлекательность инициативности и энергичности ранимому, малоинициативному меланхолику. То, то мы сейчас обсуждаем, а именно социальные процессы в учебных группах, является отдельным весьма занимательным вопросом, и выходит за рамки обсуждения нашей темы о разработке индивидуальной образовательной программы. Однако же при проектировании индивидуальной образовательной программы важно учитывать особенности социальных явлений в группах учащихся, ибо группа, обладая мощной способностью своего воздействия, может как «вылечить», скорректировать, так и оказать ощутимый вред, если процесс будет не направленным и пущенным на самотек.

Непонимание сущности индивидуальности ребенка чреваты осложнениями в построении между ними диалога, возникновением препятствий и упущений в образовательном процессе. Нельзя требовать от всех детей одного темпа выполнения задач, единого способа в восприятии информации и ее переработки, потому как у каждого человека имеются свои собственные особенности мышления. Если вы хотите быть услышанными, иметь все способы управления педагогической ситуацией, важно знать кому и как нужно давать инструкции, осуществлять поддержку, оказывать помощь. Педагоги не должны проектировать программу бездумно, не опираясь на особенности ребенка, и, самые главные инструменты в этом отношении – это наша педагогическая наблюдательность и первичные знания о ребенке. Незнание личностных качеств может поставить под сомнение всю результативность проектирования индивидуальной образовательной программы, составляемой педагогом. Только совместные усилия коллектива учителей, психолога, и иных специалистов, объединяемых программой, помогут вычленить имеющиеся «подводные» камни и привести к планируемому успеху.

Эффективность применения системного подхода при построении индивидуального образовательного маршрута

Построение индивидуального образовательного маршрута может опираться на различные подходы: индивидуальный, личностно-направленный, гуманистический и системный. Использование системного подхода является наиболее целесообразным и продуктивным, поскольку строит учебный процесс, как педагогическую систему, состоящую из совокупности компонентов, имеющих определенные связи и зависимости, несущие конкретную роль для общего образовательного процесса и реализации образовательного потенциала отдельного учащегося.

В настоящее время, системный подход выступает одним из необходимых условий построения эффективного индивидуального образовательного маршрута.

Эффективность применения системного подхода при проектировании индивидуального маршрута обучения, определяется следующими положениями:

  • Нелинейная структура образовательного процесса. Это позволяет сделать образовательный маршрут более мобильным и универсальным. Он оказывается способным подстраиваться под меняющиеся условия образовательного пространства, имеет свободное сочетание технологий и методов образования, которые варьируются, исходя из текущих обстоятельств и педагогических условий. Возможно применение какой-то одной технологии или метода, их замена по ходу реализации образовательной программы, либо использование нескольких технологий и методов, изменение их сочетания и количества. Образовательный процесс подвержен переменам, основанным на личном выборе, личных интересах и потребностях учащегося и деятельности педагога, ориентированной на создание условий для их реализации и достижения успеха. Поэтому, изменение компонентов системы не вредит ей. Нелинейность способствует созданию динамичной и личностно-ориентированной системы обучения.
  • Технологии, применяемые при построении образовательного маршрута, его проекты и формы имеют методическое обоснование и могут быть легко и полноценно реализованы. Индивидуальный образовательный маршрут, проектируемый, посредством системного подхода, может быть продуктивно осуществлен любой образовательной организацией. Это возможно потому, что он опирается на технические, материальные и иные возможности образовательного пространства конкретного учебного учреждения, педагогического состава, квалификацию и мастерство педагогов. Технологии носят универсальный характер. Они ориентированы на развитие важнейших социальных компетенций.
  • Создание условий для творческого развития учащихся. Каждый учащийся выступает творцом своего обучения. Он сам избирает свою траекторию развития, используя разные варианты ее реализации, нестандартные подходы к деятельности. Происходит формирование опыта, осуществление попыток реализации себя в различных видах и направлениях деятельности.
  • Формирование системы сотрудничества между педагогом и учащимися. Их отношения приобретают характер партнерства.

Индивидуальный образовательный маршрут – это заранее намеченный путь следования или движения, который направлен: либо на воспитание обучающегося (ответственности, трудолюбия и т. ), либо на развитие (физических способностей и т. ), либо на обучение

Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) : создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития. Для начала необходимо изучить особенности развития ребенка

Индивидуальный образовательный маршрут — это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей

Чтобы подготовить индивидуальный образовательный маршрут одаренного ученика, выполните три шага. Первый – выявите направленность одаренного ученика. Второй – подготовьте план занятий по индивидуальному образовательному маршруту (ИОМ). Третий – организуйте аудиторную, групповую и самостоятельную работу школьника

Индивидуальный образовательный маршрут – целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С

Индивидуальный образовательный маршрут педагога – это технология профессионального развития для разработки эффективной и структурированной образовательной программы, направленной на достижение личного профессионального роста и мастерства

Оцените статью
Мой маршрут