Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста в соответствии С ФГОС ДО

Предварительный просмотр

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.

Афанасьева И.

Принципиальным отличием стандартов нового поколения является их ориентация на результат образования. На первый план выходит:

Развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности и развития компетентностей;

− формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;− воспитание основ умения учиться — способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;− индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности — мотивационно — смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Чтобы достичь данные результаты, необходимо осуществлять системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию, который и предполагает:

  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Развитие этих качеств как никаких других нуждается в грамотной психолого-педагогической поддержке и участие в образовательном процессе, как педагогов, так и других специалистов (психологов, дефектологов, логопедов). Выровнять стартовые возможности детей, создать условия для получения универсальных учебных действий в соответствии ФГОС реально при организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.

В нашей школе на протяжении уже нескольких лет функционирует система ППМС сопровождения развития ребенка в учебно-воспитательном процессе. Разработаны и апробированы целевые программы: «Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития учащихся», «Здоровье — категория педагогическая», Адаптация и преемственность в учебно-воспитательном процессе», «Система работы с учащимися, имеющими трудности в обучении», «Одаренный ребенок».

Все изменения, происходящие в системе образования, требуют от современной школы новых подходов к организации психолого- педагогического сопровождения учащихся внутри образовательного учреждения. И как показала практика, оно позволяет успешно решать задачи, стоящие в настоящее время перед школой.

В целях обеспечения эффективности работы с детьми, имеющими определенные трудности в обучении и школьную дезадаптацию, в соответствии с концепцией коррекционно-развивающего обучения и на основании приказа был создан психолого-медико-педагогический консилиум, в состав которого вошли: логопед, психологи, дефектолог, социальный педагог, врач.

Целью организации ПМПК является разработка и планирование системы комплексного сопровождения учащихся в рамках образовательного процесса в соответствии со специальными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся.

  • Своевременное выявление и комплексное обследование детей, имеющих отклонения в адаптации, обучении и поведении.
  • Профилактика физических, интеллектуальных, эмоционально — личностных перегрузок ребенка.
  • Выявление резервных и актуальных возможностей развития обучающегося.
  • Определение характера, продолжительности и эффективности специальной помощи.
  • Разработка программы коррекционных мероприятий с целью преодоления отклонений в развитии детей.
  • Консультирование в ходе разрешения сложных педагогических ситуаций.
  • Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, диагностику его состояния.
  • Организация взаимодействия между педагогами и специалистами школы, участвующими в деятельности ПМПК, формирование целостных представлений о причинах, характере, возможных путях трудностей ребенка.

И здесь мы отмечаем, что задачи ПМПК тесно перекликаются с задачами начального образования в соответствии с введением ФГОС — это обеспечение «условий для индивидуального

развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, — одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья», с трудностями обучения и адаптации, «учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья». Вместе с тем, в определенной коррекционной работе нуждаются и «сильные» дети. В этом случае главная забота учителя — не задержать развитие школьника, способствовать формированию инициативного и творческого подхода к учебной деятельности, способности к размышлению, рассуждению, самостоятельному поиску.

Образовательная программа начального общего образования
в нашей школе создана с учётом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности. В основной образовательной программе начального общего образования, которая разработана в нашем учреждении в соответствии с ФГОС, мы постарались заложить все специфические особенности обучения детей с трудностями обучения и адаптации: увеличение сроков обучения; программу коррекционной работы; специальные пропедевтические разделы, направленные на подготовку обучающихся к освоению основной образовательной программы; особые материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования и др. ООП НОО включает в себя и программу коррекционной работы.

Специфика контингента обучающихся определяется тем, что МОУ СОШ №34 — школа для всех детей данного микрорайона. Первоклассники, пришедшие в школу, имеют разную стартовую подготовку к обучению. Многие детей оказываются в сложной жизненной ситуации из-за занятости родителей на работе, малограмотности родителей, материального неблагополучия семьи, отсутствия одного из родителей.

Учителями начальной школы совместно с педагогом-психологом были выделены 5 направлений коррекционной работы, которые являются актуальными для младших школьников нашей школы:

Повышение учебной мотивации детей (по данным психологической диагностики за 2010-2011 учебный год низкий уровень учебной мотивации имеют 28% учеников начальной школы);

Работа с агрессивными детьми (в каждом классе имеются от 1 до 4 учеников с признаками агрессии);

Работа с гиперактивными детьми (из года в год увеличивается количество первоклассников, имеющих признаки неусидчивости, дефицита внимания);

Работа со слабоуспевающими учащимися;

Работа с детьми с ОВЗ (в общеобразовательных классах начальной школы обучаются 4 инвалида и 12 учеников с протоколами ГПМПК VII вида).

С подобными проблемами сталкивается каждый учитель начальных классов в процессе своей педагогической деятельности. Но не каждый учитель имеет достаточный уровень психологических знаний и жизненного опыта, поэтому возникает потребность в разработке алгоритма действий педагога при работе с детьми «группы риска». Программа коррекционной работы поможет каждому учителю, в том числе и молодому специалисту, подойти к работе осознанно и системно.

Инновационной составляющей нашей программы является:

  • необходимость существенной коррекции работы учителя с детьми «группы риска» (содержания, методов, форм, организация воспитательно-образовательного процесса) в условиях внедрения ФГОС;
  • необходимость внедрения современных форм мониторинга достижения планируемых результатов и личностного развития детей «группы риска»

Цель данной программы
— создание благоприятных условий для развития личности каждого ребенка и достижения планируемых результатов основной общеобразовательной программы детьми «группы риска».

Основные задачи
программы коррекционной работы:

Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников.

Развитие способностей гиперактивных детей к самоконтролю и планированию своей деятельности.

Создание для ребенка зоны ближайшего развития для преодоления недостатков агрессивного поведения.

Помощь обучающимся, испытывающим затруднения при усвоении учебной программы.

Осуществление индивидуального подхода ко всем категориям детей, в том числе к детям с ОВЗ.

Решая поставленные задачи, важно создать о каждом ребенке полную картину его развития, соотнести ее с семейной и школьной ситуацией, с особенностями личности и характера. Это в свою очередь возможно при условии осуществления совместных усилий в деятельности учителя начальных классов, школьного психолога, логопеда и родителей.

Механизм реализации программы.

Одним из основных механизмов реализации программы коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей «группы риска» специалистами различного профиля в образовательном процессе.

Такое взаимодействие включает:

комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля на разных возрастных этапах (начиная с дошкольного возраста)
(

многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;

составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка.

Материалы и оборудование.

Создана система широкого доступа детей, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, включающим методические пособия и рекомендации по всем направлениям и видам деятельности, наглядные пособия, мультимедийные, аудио- и видеоматериалы (установлены 2 интерактивные доски, 2 проектора, 2 ноутбука, имеется методический кабинет).

В арсенале специалистов ПМПК имеется психодиагностический инструментарий, развивающие игры, наглядные пособия, материалы для проведения арт-терапии.

Коррекционная работа должна строиться не как отдельные упражнения по совершенствованию каких-либо личностных качеств или норм поведения ребенка, а как целостная система мер, направленных на создание комфортности в обучении младших школьников.

Проблемно-творческими группами учителей начальных классов совместно с психологом школы были разработаны подпрограммы по 5 направлениям коррекционной работы. Каждая программа включает ряд основных этапов: диагностический, коррекционно-развивающий, консультативный, информационно — просветительский.

Основные этапы реализации программы коррекционной работы.

Реализация программы осуществляется в четыре этапа.

1 этап
(апрель — май) подготовительный или вводный.

Диагностика на 1 этапе определит уровень развития будущих первоклассников, высветит их проблемные места, что поможет учителю выделить основные направления урочной и внеурочной деятельности с будущими первоклассниками. Форма диагностики — скрининг-тестирование, обследование ПМПК (по заявке родителей или ОУ). Родителям необходимо знать требования и условия обучения по стандартам нового поколения, выявить уровень подготовленности ребенка к школе. Для этого проводятся родительские собрания в ДОУ «Ваш ребенок к школе готов?».

Внедрение стандартов нового поколения есть инновационный процесс. С целью преодоления психологических барьеров у педагогов мы предлагаем тренинг «Снятие тревожности» и семинар-практикум «Путь к ученику лежит через учителя».

2 этап
(сентябрь — октябрь) адаптационный.

Проводится диагностика на определение уровня познавательной деятельности, ведущего канала восприятия информации, темперамента, школьной мотивации. На основе диагностик учитель составляет полный психологический портрет класса, что поможет определить соответствующие педагогические технологии для работы с данным классом. Для родителей предлагаются практикумы специалистов: психолога, детского врача. Программа «Внимание! Первоклассник!», предложенная психологами ППМС-центра для детей с целью развития способности к самоорганизации, поможет создать благоприятный психологический микроклимат в классе, что приведет к успешной адаптации к школе.

3 этап
(ноябрь — май) формирующий.

Проводится диагностика степени социально-психологической адаптации детей к школе, определяется эмоциональное отношение к учебным предметам, проводится социометрия. Выявленные структуры межличностных отношений дополнят психологический портрет класса. По результатам диагностики проводится психолого-педагогический консилиум, цель которого — выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности. Специалисты ППМС-центра на данном этапе работают в рамках внеурочной деятельности с детьми, испытывающими трудности в формировании универсальных учебных действий. Реализуются следующие образовательные программы:

«Умники и умницы» (36 часов).

«Профилактика школьных трудностей» (30 часов).

«Психолого-педагогическая программа по развитию и коррекции познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности младшего школьника» (10 часов). Занятия проводит учитель-дефектолог.

Данные программы направлены на развитие универсальных познавательных и регулятивных действий.

«Учимся общаться» (25 часов). Занятия проводит педагог-психолог. Программа развивает
личностные и коммуникативные универсальные учебные действия,
которые учитель в дальнейшем развивает у детей в процессе урочной деятельности.

«Работа с гиперактивными детьми»

В данной программе представлено теоретическое обоснование проблемы гиперактивности (ее медицинские, психологические и педагогические аспекты). Прописаны этапы реализации программы. Программа включает в себя календарно-тематичекий план и разработку занятий на 1 год обучения.

«Коррекция агрессивного поведения ребенка младшего школьного возраста»

В программе обоснована множественность причин проявления агрессивности у детей младшего школьного возраста.

Рассмотрены и проанализированы наиболее часто встречающиеся в настоящее время формы проявления агрессивности в поведении детей дошкольного возраста.

Разработана программа коррекции и профилактики агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Представлен учебно-тематический план занятий.

«Программа по сопровождению слабоуспевающих учащихся»

Программа включает в себя план индивидуальной работы по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков.

«Работа с детьми с ОВЗ»

В программе описаны характерные особенности детей с ОВЗ, простроены этапы сопровождения детей с ОВЗ. Представлена система комплексной работы с детьми с ОВЗ, включающая обеспечение дифференцированных, психолого-педагогических, специализированных условий.

«Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников»

Программа направлена на
формирование учебно — познавательных мотивов,
повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности,
формирование адекватной самооценки.

В программе представлены методические приемы, направленные на создание атмосферы эмоционального принятия, снижающей чувства беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения.

В приложениях отражены разные направления работы педагога по повышению учебной мотивации обучающихся.

Предлагаемые тренинги-практикумы по проблемам детей (агрессивность, тревожность и неуверенность, гиперактивность) помогут устранить проблемы ребенка, что окажет влияние на сплочение учебного коллектива, сохранение мотивации к обучению.

Для педагогов предлагается практикум «Индивидуализация как условие качественного обучения».

Для родителей — практикум «Учимся слышать и понимать друг друга». В течение всего учебного года идет консультирование специалистами ППМС-центра всех участников образовательного процесса по заявленным проблемам.

4 этап
(май) итоговый или аналитический. Итоговая диагностика познавательной деятельности, учебной мотивации и социально-психологической адаптации покажет уровень
сформированности универсальных учебных действий по окончании первого класса.

Для родителей проводится собрание по результатам полученных данных и выстраиванию дальнейшего сотрудничества, для педагогов — круглый стол по результатам всей проделанной работы.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Построение образовательного процесса первоклассников на основе комплексной диагностики.

Снижение уровня стрессового состояния педагогов.

Создание положительной информационной среды для родителей и выстраивание эмоционально-благоприятных детско-родительских отношений.

Своевременное выявление обучающихся «группы риска».

Положительная динамика результатов коррекционно-развивающей работы с ними (повышение учебной мотивации, снижение уровня агрессивности, принятие социальных норм поведения гиперактивными детьми);

Снижение количества обучающихся «группы риска»;

Достижение предметных, метапредметных и личностных результатов в соответствии с ООП НОО

Результаты
внедрения программы коррекционной работы
отслеживаются через систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО, которая предполагает
комплексный подход к оценке результатов
образования. Ведется оценка достижений обучающимися всех трёх групп результатов образования:
личностных, метапредметных и предметных.

Поиск новых образовательных технологий продолжает волновать учителей. Цели, содержание образования, а также требования к контролю результатов обучения претерпели существенные изменения и соотносятся с принципами личностно-ориентированного обучения. Технология портфолио успешно «прижилась» в рамках школьной предпрофильной и профильной подготовки, а также и в начальном звене школы, являясь примером технологии безотметочного обучения.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности — учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, — и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к обучению.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи.

Творческой группой нашей школы был разработан пакет документов, который учитель собирает в портфолио класса.

Сегодня мы представляем портфолио класса.

Отдельно хотелось бы сказать о создании системы методического сопровождения педагогов начальной школы в области коррекционной работы как важнейшего условия, обеспечивающего эффективность перехода на ФГОС нового поколения

ЦЕЛЬ — совершенствование уровня профессиональной компетентности учителей начальной школы в области коррекционной работы с категориями обучающихся, требующих особенное внимание, посредством детальной разработки механизма перехода на новые ФГОС и оказания им действенной методической помощи.

ЗАДАЧИ:

ИНДИКАТОРЫ РЕАЛИЗАЦИ И ЦЕЛИ

1. Создать пакет диагностического инструментария по выявлению уровня сформированности УУД у обучающихся с ОВЗ2. Провести диагностику сформированности УУД у обучающихся с ОВЗ3. Провести проблемно-ориентированный анализ состояния работы с обучающимися с ОВЗ4. Создать Программу «Коррекционная работа». Разработать Положение о рабочих программах по отдельным учебным предметам для обучающихся с ОВЗ. Внести изменения в рабочие программы для обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями Программы формирования УУД. Провести внешнюю экспертизу Программы «Коррекционная работа», внутреннюю экспертизу рабочих программ учителей начальной школы для обучающихся. Пакет диагностического инструментария по выявлению уровня сформированности УУД у обучающихся с ОВЗ. Аналитическая справка о результатах диагностики. Карта проблем. Раздел ООП НОО — Программа «Коррекционная работа»:Цели и задачи;Направления работы;Характеристика содержания;Этапы реализации программы;Требования к условиям реализации программы6. Рабочие программы по учебным предметам для обучающихся с ОВЗ. Экспертные заключения, рецензии на составленные программные материалы.

Этапы

Направления

Виды работ

Ожидаемые результаты

Сроки

Первый этап

Осуществление проблемно-ориентированного анализа деятельности начальной школы по направлению коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ

Сбор диагностического инструментария для проведения диагностики обучающихся с ОВЗ. Банк методик. Декабрь январь

Проведение комплексной диагностики уровня сформированности УУД у детей с ОВЗ. Аналитическая справка об уровне сформированности УУД у детей с ОВЗ. Февральмарт

Изучение раздела «Коррекционная работа» Примерной основной образовательной программы начального общего образования. Определение изменений для проектирования коррекционной работы в ОУ. Ноябрьмарт

Диагностика профессиональных затруднений учителей, специалистов учителей надомников в области коррекционной работы. Аналитическая справка«О профессиональных затруднениях учителей, специалистов». Ноябрьянварь

Круглый стол по теме «Проблемно-ориентированный анализ состояния работы с обучающимися с ОВЗ. Карта проблем. Февральмарт

Создание раздела ООП НОО «Планируемые результаты освоения ООП НОО» для обучающихся с ОВЗ

Раздел ООП НОО «Планируемые результаты освоения ООП НОО» для обучающихся с ОВЗ. ЯнварьФевраль

Второй этап

Создание нормативно-правовой базы для перехода начальной школы на ФГОС в области коррекционной работы. Создание составной части ООП НОО — «Коррекционная работа». Определение структуры Программы«Коррекционная работа». Раздел ООП НОО «Коррекционная работа в соответствии со следующей структурой:Цели и задачи;Направления работы;Характеристика содержания;Этапы реализации программы;Механизм реализации программы;Требования к условиям реализации программы

Февраль — апрель

Разработка примерного учебного плана и примерного индивидуального учебного плана для обучающихся с ОВЗ, отвечающего требованиям ФГОС. Пояснительная записка к учебному плану. Пояснительная записка к примерному индивидуальному учебному плану для детей с ОВЗ, обучающимися на дому. Март — апрель

Третий этап

Корректировка содержания рабочих программ по учебным предметам и программ внеурочной деятельности в соответствии с требованиями Программы «Коррекционная работа». Практико-ориентированный семинар «Формирование УУД у обучающихся с ОВЗ». Рабочие программы по обучению грамоте, русскому языку, математике, трудовому обучению и др. Декабрь февраль

Практикум по конструированию учителем рабочих программ по учебным предметам и программ внеурочной деятельности. Банк диагностических материалов, оценивающих уровень сформированности УУД обучающихся с ОВЗ. Декабрь

Работа творческих групп по корректировке содержания рабочих программ по учебным предметам в соответствии с требованиями Программы формирования УУД. Программа круглого стола

Февраль, март

Разработка диагностического инструментария для оценки качества формирования УУД у обучающихся с ОВЗ. Набор методик

Март, апрель

Круглый стол с творческой группой педагогов школы, разрабатывающих систему оценивания планируемых результатов деятельности обучающихся начальной школы. Программа круглого стола

Апрель

Четвёртый этап

Экспертиза составленных программных материалов

Внешняя экспертиза Программы «Коррекционная работа». РецензияЭкспертное заключение

Апрель

Внешняя экспертиза учебного плана обучающихся с ОВЗ. Приказ об утверждении. Апрель

Внутренняя экспертиза рабочих программ учителей. Экспертное заключениеПриказ об утверждении рабочих программ. Май

Публикация материалов по теме проекта в СМИ (школьный сайт)

ИРИНА КОМАРОВА

Медико-психолого-педагогическим сопровождением детей с особыми образовательными потребностями

Медико
-психолого-педагогическим сопровождением детей с особыми образовательными потребностями

Мир, в котором живет современный ребенок существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей.

На современном этапе развития системы образования
на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями
его психического и физического развития, возможностями и способностями. Поэтому в нашем учреждении особое
внимание уделяется организации комплексного медико
— психолого-педагогического сопровождения детей. Система комплексного сопровождения детей
позволяет выявить отклонения в развитии и выбрать образовательный маршрут
, позволяющий скорректировать развитие ребенка. Под медико
-психолого-педагогическим сопровождением
мы понимаем систему медицинских
, психологических, педагогических воздействий, способствующих
полноценному развитию детей с особыми образовательными потребностями
, преодоление отклонений в развитии и служащих целям их абилитации и реабилитации.

Требования, предъявляемые к качеству образования
, как в массовой, так и в коррекционной школе одинаково высоки, а возможности обучающихся различны, в первую очередь, из-за сложности контингента в школе слепых и слабовидящих детей. Наша школа решает не только образовательные
и воспитательные задачи, но и восполняет недостатки развития детей
с нарушениями зрения, исправляет у них вторичные дефекты, т. решает коррекционные задачи.

В школе действует многоуровневая система коррекционно-развивающей работы, которая включает в себя
:

Комплексная диагностика и консультирование

III. Психологическое направление

В последнее время в школу приходит большое количество детей
с нарушением речевой функции. Одним из наиболее тяжелых речевых дефектов является Системное Нарушение Речи. Даже при нерезко выраженном общем недоразвитии речи у учащихся имеются отклонения в формировании всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической стороны речи, лексики, грамматического строя, поэтому школьники данной группы испытывают большие трудности в овладении письмом и чтением.

Цель логопедического сопровождения
предполагает коррекцию и развитие речи ребенка с проблемами в развитии.

Нарушения письменной речи составляют значительную долю среди речевых нарушений, отмечаемых в начальной школе. Они являются серьезным препятствием в освоении учащимися школьной программы. На основе диагностики составляется конкретная программа работы по осуществлению дифференцированного подхода в процессе обучения детей
имеющих речевые нарушения.

Мной было обследован дети поступившие в 1-й класс. Результаты проверки были отражены в речевой карте каждого ребенка. 90% имеют речевые нарушения.

Дети были распределены по группам, с фонетико-фонематическоим недоразвитием речи, с общим недоразвитием речи разной степени выраженности, системным недоразвитием речи руководствуясь психолого-педагогической классификацией.

В 2010-11г. речевой нормы среди детей
1 класса достигли только двое учащихся. (Ханевский Саша, Кудрявцева Таня)
У детей
, не достигших речевой нормы, увеличен риск возникновения дислексии и дисграфии.

По итогам диагностики на каждого ребенка я составляю индивидуальный план коррекционной работы. Коррекционное обучение провожу на основании методических рекомендаций Р. Лалаевой, Е. Соботович, Л. Волковой.

Коррекционная работа ведется по нескольким направлениям
:

Развитие фонематического восприятия

Развитие артикуляционной моторики

Исправление нарушенного звукопроизношения

Развитие навыков языкового анализа

Формирование лексико-грамматического строя речи

Развитие навыков словоизменения и словообразования
;

Развитие связной речи;

Основными методами работы являются практические; упражнения, игра. Вместе с тем широко использую наглядные и словесные методы

Анализ результатов проделанной работы за первое полугодие показал, что уровень фонематического восприятия у учащихся начальных классов вырос на 20%, артикуляционной моторики на 25%, звукопроизношения на 15%, звуко — слоговая структура слова на 20%, навыки языкового анализа на 25%, грамматический строй речи на 16%, словарь- словообразование на20%
, уровень развития связной речи повысился на 24%.

В письменных работах детей
встречаются не только ошибки на смешение и замены согласных, но и ошибки, обусловленные недостаточной сформированностыо представлений о звуковом составе слова. Поэтому в процессе коррекционной работы с данной группой школьников сосредотачивается внимание на дополнительной отработке таких принципиально важных для усвоения русского языка программных тем, как «Гласные звуки и буквы», «Согласные
: твердые и мягкие, звонкие и глухие», «Слог, ударение», «Обозначение на письме твердых и мягких, звонких и глухих звуков», «Правописание слов с мягкими и твердыми согласными в корне, с непроизносимыми согласными в корне», «Ши-жи, ча-ща» и др. , усвоение которых может быть задержано из-за речевого недоразвития.

Основная задача состоит в том, чтобы своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения, что осложняет учебно-познавательную деятельность учащихся.

Большую играет совместная работа с учителем класса. Внутри школы коррекционная работа ведется во взаимосвязи со всеми специалистами, организована творческая группа, в которую входят
: офтальмолог, дефектолог, психолог, логопед. Совместная работа способствует развитию ребенка
, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах
, повышению качества жизни.

Публикации по теме:

Интеграция детей с особыми потребностями в общеобразовательной группе для решения социально-коммуникативных задач

Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в среду нормально развивающихся сверстников признается сегодня в нашей стране.

Коррекционно-развивающее сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в детском саду

Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья.

Квалификационная характеристика заведующей психолого-медико-педагогической консультации. Должностные обязанности заведующей психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК). Планирует и организует работу ПМПК в соответствии.

Из опыта работы с детьми с особыми потребностями по использованию техники эбру

Кузнецова В. МБДОУ Детский сад № 27 «Садко» С техникой эбру я познакомилась три года назад и поняла, что мои воспитанники непременно.

В настоящее время, в условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий.

Особенности реализации различных принципов при формировании навыков самообслуживания у детей с особыми потребностями в разных

Одной из центральных задач специального дошкольного образования является создание условий для социального развития детей с отклонениями.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка.

С целью обеспечения психолого-медико-педагогического сопровождения образовательного процесса дошкольников с проблемами в развитии в ДОУ создан Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). Задачами ПМПк являются:

Своевременное выявление детей с ограниченными возможностями и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и состояний декомпенсаций;

Выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка с ОВЗ;

Определение оптимального педагогического маршрута;

Обеспечение индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ в дошкольном учреждении;

Планирование коррекционных мероприятий, разработка программ коррекционной работы ;

Оценка динамики развития и эффективность коррекционной работы;

Ведение документации, отражающей уровень актуального развития ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.

Организация взаимодействия всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, специалистов ПМПК)

Консультирование родителей ребенка.

Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанников. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка.

В апреле-мае ПМПк анализирует результаты коррекционно-развивающего обучения каждого ребенка на основании динамического наблюдения и принимает решение о его дальнейшем обучении.

Психолого-медико-педагогический консилиум учреждения тесно сотрудничает с городской ПМПК. На основании договора между образовательным учреждением и городской ПМПК дети проходят плановые диагностические обследования по выявлению уровня и динамики развития, определения дальнейшего образовательного маршрута.

Для успешности воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей.

Одним из основных принципов диагностики нарушенного развития является комплексный подход, который включает всестороннее обследование, оценку особенностей развития ребенка с ОВЗ всеми специалистами и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, соматическое состояние, неврологический статус. Следовательно, изучение ребенка включает медицинское и психолого-педагогическое обследование.

Медицинское обследование
начинается с изучения данных анамнеза. Анамнез составляется на основании ознакомления с документацией ребенка и беседы с родителями (или лицами, их заменяющими).

Личный анамнез ребенка содержит следующие сведения: особенности беременности матери; длительность приема лекарственных препаратов и влияние вредных факторов на беременность; особенности родов; характер помощи во время родов; наличие у ребенка врожденных пороков развития, судорог и др. ; вес ребенка при рождении, время начала его кормления, срок пребывания в роддоме. Перечисляются перенесенные ребенком заболевания, особенности лечения, наличие осложнений. Указывается, где, как и кем воспитывался ребенок до момента поступления в дошкольное учреждение.

В семейном анамнезе анализируются данные о семье ребенка и наследственности; описывается состав семьи, возраст и образовательный уровень каждого ее члена, характерологические особенности родителей. Фиксируются психические, неврологические, хронические соматические заболевания родственников, патологические особенности их физического облика. Описываются семейно-бытовые условия, в которых воспитывается ребенок, место и характер работы родителей; дается оценка взаимоотношений в семье, отношения к ребенку; фиксируются случаи приверженности одного или обоих родителей к алкоголю или наркотикам.

Педагоги знакомятся с результатами медицинского обследования по

документации: изучают историю развития ребенка, заключения специалистов. Это помогает сориентироваться в имеющихся у ребенка проблемах и создать необходимые условия для его развития в дошкольном учреждении.

Психолого-педагогическое
обследование является одним из компонентов комплексного подхода в изучении умственного развития детей с ОВЗ. Его результаты могут рассматриваться в совокупности с другими данными о ребенке.

Организация воспитания и обучения детей с ОВЗ ставит вопросы изучения и выявления особенностей познавательной деятельности, установления характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка и дает возможность прогнозировать его развитие.

Основной целью применения психологической диагностики является определение уровня умственного развития и состояния интеллекта детей с ОВЗ, поскольку эта категория дошкольников представляет исключительное разнообразие.

Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии

должно быть системным и включать в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие).

В качестве источников диагностического инструментария используются научно-практические разработки, и др. На основе диагностических методик данных авторов специалистами учреждения составлен комплекс психолого-педагогической диагностики «Обучая – обследуем, обследуя – обучаем», которое представляет собой диагностическую карту комплексного подхода к изучению личности ребенка с особыми образовательными потребностями, подробные методические рекомендации , где представлены речевые инструкции, доступные пониманию ребенка, эффективный механизм оценки.

Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребенка:

Особенности контакта ребенка;

Эмоциональная реакция на ситуацию обследования;

Реакция на одобрение;

Реакция на неудачи;

Эмоциональное состояние во время выполнения заданий;

Реакция на результат.

Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка:

Наличие и стойкость интереса к заданию;

Самостоятельность выполнения задания;

Характер деятельности (целенаправленность и активность);

Темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятельности;

Организация помощи.

Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребенка:

Особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;

Особенности моторной функции.

В комплексной оценке психического развития и потенциальных возможностей детей с комплексными нарушениями для определения содержания дальнейшего обучения важным является педагогическое обследование.

Педагогическое изучение предусматривает получение сведений о ребенке, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен обладать на определенном возрастном этапе, установление основных проблем в обучении, темпа усвоения материала, выявление особенностей образовательной деятельности дошкольников с ОВЗ.

Интересующие сведения можно получить при использовании таких методов, как непосредственная беседа с ребенком и родителями, анализ работ дошкольника (рисунков, поделок и др. ), педагогическое наблюдение.

В ходе педагогического наблюдения ребенку предлагается: назвать свое полное имя, фамилию, возраст, домашний адрес; рассказать о семье, назвать имя и отчество мамы, папы; место работы родителей; назвать имена и отчества близких взрослых, имена сверстников; рассказать об основных правилах поведения на улице, в общественных местах; о любимом занятии дома и др.

Через организацию игровых заданий и упражнений исследуются математические представления, ориентировка в пространстве, развитие коммуникативных навыков ребенка.

В течение учебного года специалисты проводят обследование в два этапа.

Первый этап (1,2 неделя сентября)

Цель: Выявить особенности психического развития каждого воспитанника, определить исходный уровень обученности. С учетом результатов исследований формируются подгруппы детей для проведения занятий дефектологом и воспитателем, выстраиваются «уровневые» программы коррекционного обучения. На основе данных медицинского обследования выявляются особенности соматического здоровья, моторного развития и физического состояния.

Второй этап (3,4 неделя мая)

Цель: Определить характер динамики, оценить результативность работы, составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого ребенка. На основе результатов обследования осуществляется перевод ребенка в следующую возрастную группу или выпуск в школу.

В середине учебного года возможно дополнительное обследование (1,2 неделя января)

с целью выявления особенности динамики развития каждого ребенка в специально организованных условиях. Тревожным симптомом является отсутствие положительной динамики. В таких случаях результаты работы с детьми рассматриваются на ПМПк с целью оценки правильности выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с ребенком. В программу вносятся коррективы.

В психолого-педагогическом исследовании участвуют все специалисты, включенные в процесс коррекционно-развивающего обучения. Все результаты обследования заносятся в специально разработанные таблицы, индивидуальные карты развития ребенка. На основании полученных данных составляется план индивидуальной коррекционно-развивающей работы, делается анализ качества работы педагогического

Часто задаваемые вопросы

АНО «ИПАП» имеет государственную лицензию на ведение образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования. Это означает, что права и обязанности нашего института аналогичны государственной образовательной организации. Проверить данные лицензии можно на сайте Рособрнадзора.

Как проходит обучение?

Наши курсы проходят в виде серии вебинаров в режиме реального времени 2-3 раза в неделю согласно расписанию. После оплаты курса вы получите персональную ссылку на подключение к вебинарам, в ходе которых будете видеть и слышать преподавателя вживую, сможете задавать ему вопросы и оперативно получать ответы, участвовать в интерактивных заданиях и онлайн-практикумах, а также проходить электронное тестирование в удобном для вас режиме. Мы ведем запись всех вебинаров, поэтому если вы опоздаете или не сможете посетить занятие, у вас будет возможность просмотреть его в записи. Все слушатели получают электронные материалы по каждой теме курса и могут использовать их в профессиональной практике.

Как оплатить курсы?

Выберите интересующий вас курс и нажмите на кнопку «Записаться». Корректно заполните все поля платежной формы и нажмите на кнопку «Оплатить». После оплаты курса вам будет предоставлен доступ на подключение к вебинарам.

Могу ли обучиться за счет бюджета?

Педагоги бюджетных учреждений могут обучиться на курсах и программах Института за счет средств своего учреждения, однако им необходимо предварительно согласовать свое обучения с администрацией учреждения.

Как я получу документ об образовании?

Документы об образовании мы направляем почтовым отправлением с отслеживанием трека по адресу, указанному в заявлении слушателя. Вы сможете отслеживать письмо от нас на всех этапах, вплоть до его поступления в ваше почтовое отделение.

Какой документ я получу по окончании обучения?

В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29. 2012 «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01. 2013 № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам», слушатели, успешно завершившие обучение по курсам повышения квалификации (от 16 ак. часов), получают удостоверение о повышении квалификации установленного образца. Слушатели, успешно завершившие обучение по программам профессиональной переподготовки (от 250 ак. часов), получают диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.

Кто ваши преподаватели?

Преподаватели наших курсов – это эксперты и практики высочайшего уровня, обладающие огромным опытом успешной работы с различными категориями детей с ОВЗ, сертифицированные согласно международным стандартам аналитики поведения уровня ВСВА и QBA.

Кто может учиться?

Граждане Российской Федерации имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, а также лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. Для поступления на обучение гражданам России необходимо предоставить копию диплома о высшем или среднем профессиональном образовании (для студентов – справку с места учебы), копию паспорта, копию свидетельства об изменении фамилии (при необходимости), и заявление на обучение.

Могу ли я обучиться за счет средств своей организации?

Педагоги бюджетных учреждений Москвы и других регионов России могут обучаться за счет средств своего учреждения.

Организация работы с детьми, имеющими ОВЗ, в ДОУ

Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих. Мир особого ребёнка — допускает лишь своих. Мир особого ребёнка интересен и пуглив. Мир особого ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир особого ребёнка иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему не говорит? Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих. Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!

Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников дошкольного образовательных учреждений, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность. В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечения успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений. Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям.

Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей. Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, национальности , языка в том числе ограниченных возможностей здоровья.

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

Группы дошкольников не однородны, в нее входят дети с разными нарушениями развития:

дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие);

дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

дети с тяжёлыми нарушениями речи;

дети с задержкой психического развития;

дети с умственной отсталостью;

с расстройством аутистического спектра.

Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ. Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом, логопедами, педагогами, ДОУ.

Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ:

Диагностический. Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры  речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно- педагогического процесса.

Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности.

Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ. ( нарушение речи). Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является: принцип доступности и систематичность предлагаемого материала; непрерывность; вариативность; соблюдение интересов воспитанника; принцип создание ситуации успеха; принцип гуманности и реалистичности; содействие и сотрудничества детей и взрослых. Таким образом, ИОМ — это интегрированная модель психолого- медико- педагогического пространства, создаваемого специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого времени.

Деятельностный этап. В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами дают возможность для создания обогащенной речевой среды, которая позволяет формировать все стороны речи: фонетико-фонематическую, лексико- грамматическую, связную речь. Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.

Консультативно-просветительское сопровождение семьи. Родители являются полноправными участниками воспитатель но- образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а так-же меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Логопедическая практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с учителем- логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность.

Организация работы в ДОУ с детьми с ОВЗ предполагает: разработка рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка; проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач; проведение открытых занятий; работа с детско-родительская парой.

Вышеизложенная система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для обеспечения их развития в условиях дошкольного учреждения обеспечивает: индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов ДОУ; единство диагностики и коррекции — развивающей деятельности детей с ОВЗ; возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребёнка.

В ДОУ  № 77 функционируют две группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи ( ОНР), 1–го (5-6 лет) и 2-го (6-8 лет) года обучения и одна группа комбинированной направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-8 лет).

Зачисление и комплектация групп компенсирующей и комбинированной  направленности (логопедических групп) происходит на основании решения областной ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии).

Обучение и воспитание детей в данных группах базируется на основе адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ  ДОУ № 77  с учетом дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией.

Консультация для педагогов «Использование Лего-конструктора в коррекционной работе с дошкольниками»

Консультация для педагогов «Игры в коррекционной работе логопеда»

Консультация для педагогов «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста при помощи техники квиллинг»

Консультация для педагогов «Использование занимательного геометрического  материала в формировании сенсорных умений у детей с ОНР»

Консультация для родителей «Содержание направлений работы ДОУ с родителями детей с ОВЗ в рамках ФГОС »

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ: ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ?

Чтобы подготовить индивидуальный образовательный маршрут одаренного ученика, выполните три шага. Первый – выявите направленность одаренного ученика. Второй – подготовьте план занятий по индивидуальному образовательному маршруту (ИОМ). Третий – организуйте аудиторную, групповую и самостоятельную работу школьника

Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ в рамках образовательной организации предполагает определение и реализацию необходимых и достаточных специальных условий для полноценного включения ребенка и его семьи в образовательную среду, определение стратегии и тактик психолого-педагогической

Педагоги разрабатывают индивидуально- образовательный маршрут для детей с ОВЗ как систему определенных действий по отношению к детям с ограниченными возможностями

Индивидуальный образовательный маршрут – это заранее намеченный путь следования или движения, который направлен: либо на воспитание обучающегося (ответственности, трудолюбия и т. ), либо на развитие (физических способностей и т. ), либо на обучение

Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) : создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития. Для начала необходимо изучить особенности развития ребенка

Оцените статью
Мой маршрут