ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОДАРЕННОГО УЧЕНИКА ПО МАТЕМАТИКЕ
Актуальность разработки программы.
Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества.
Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универсальных знаний и компетентностей учащихся формировать опыт самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности ученика.
Исходя из этого, актуальной задачей развития современного образовательного учреждения является создание условий для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уровень детского саморазвития, самореализации в будущей самостоятельной профессиональной деятельности.
С целью совершенствования работы по выявлению одарённых детей, создания условий для оптимального развития одарённых и способных детей, администрацией школы была поставлена задача разработки индивидуальной программы работы с учащимися, имеющими высокий интеллектуальный, творческий и учебно-познавательный потенциал
имеют более высокие по сравнению с большинством ровесников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и способы их проявления;
имеют доминирующую активную, большую познавательную потребность;
испытывают радость от добывания знаний, от умственного труда.
Индивидуальные особенности и личные достижения
Мальчик за 3 года обучения в школе показал более высокие по сравнению с большинством ровесников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и способы их проявления. На уроках активен, с удовольствием принимается за решение нестандартных задач, заданий на смекалку. В 3 классе посещал спецкурс «Развитие познаватеотных способностей» «Умники и умницы», на занятиях которого проявлял интерес к заданиям, в большинстве случаев первым находил верный путь решения.
Иван закончил 2 класс на отлично, в 3 классе имел одну «4» по русскому языку. Он является победителем школьного тура олимпиад по математике и русскому языку в 2015-2016 году, победителем конкурсов «Русский медвежонок», «Кенгуру», «ЧИП» в 2016-2017 году
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одарённого ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности, поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одарённых детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одарённый ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в неё нечто принципиально новое, т. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей; создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявилась, а так же способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на развитие способностей.
выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика на этапе его поступления в школу;
проводить внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявить свои способности.
произвести отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствует развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
предоставлять возможности совершенствовать способности в совместной урочной и внеурочной деятельности со сверстниками, родителями, учителем, через самостоятельную работу;
воспитывать целеустремленность, активность учащихся в выдвижении перед собой целей, настойчивость и последовательность в их воплощении;
поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье совместно с родителями (тематические родительские собрания, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники).
Индивидуальный подход на уроках, использование в практике учителя элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков.
Дополнительные занятия с одарёнными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, консультации по возникшим проблемам.
Участие в школьных и районных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.
Формы занятий.
Урок-игра, урок-обсуждение, практическое занятие.
Принципы педагогической деятельности:
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
Ожидаемые конечные результаты реализации программы.
Формирование интереса к творческому процессу
Умение логически рассуждать при решении задач
Умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач
Успешное выступление на олимпиадах
Показатели эффективности реализации программы работы.
Удовлетворенность своей деятельностью.
Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым есть способности.
Адаптация к социуму в настоящем времени и в будущем.
Повышение уровня владения обще предметными и социальными компетенциями.
Формы контроля.
Индивидуальное домашнее задание, консультация, мини-олимпиада
Форма проведения итоговой аттестации.
Цель: проверить знание материала, изученного на занятиях по дополнительной программе, умение применять его в новой ситуации.
Настоящая программа призвана обеспечить плановость, систематичность процессу обучения одаренных детей и детей, чья одаренность на данный момент не проявилась, а также просто способных детей.
Работа с родителями.
Родители, семья в системе реализации программы:
учитывать одаренность как сложное явление;
учитывать личностные и возрастные способности одаренных детей;
создать условия для формирования у ребенка положительной «Я-концепции» для полной реализации потенциальных возможностей;
оказывать помощь в создании семейного микроклимата, в повышении образовательного уровня семьи;
формировать умение ребенка адаптироваться в социально значимой среде (семье, среди сверстников, педагогов);
Содержание дополнительной образовательной программы
Нестандартные задачи «Распиливание, разрезание». Нестандартные задачи на соответствие и порядок. Нестандартные задачи на соответствие и порядок. Задачи ловушки , шутки. Нестандартные задачи «Взвешивание , время, монеты»
Задачи связанные с величинами
Арифметические задачи ,требующие особых приёмов решения
Решение логических задач. Комбинаторные задачи
Олимпиадные задачи
Календарно-тематическое планирование занятий по математике
№
Тема
Количество часов
Дата проведения
Нестандартные задачи «Распиливание , разрезание». 2
сентябрь
Нестандартные задачи на соответствие и порядок. 2
сентябрь
Задачи ловушки , шутки. 1
октябрь
Нестандартные задачи «Взвешивание , время, монеты»
2
октябрь
Задачи связанные с величинами
4
ноябрь
Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения
4
декабрь
Решение логических задач
7
январьфевраль
Комбинаторные задачи
4
март
Олимпиадные задачи
4
апрель
Решение заданий международного конкурса «Кенгуру»
4
май
Техническое сопровождение: компьютер, интерактивная доска
Дидактический материал подбирается на основе рекомендуемой ниже литературы
Используемая литература :
Керова Г. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. – М. :ВАКО,2010. -233с.
Тонких А. , Кравцова Т. Логические игры и задачи на уроках математики:-Ярославль « Академия развития»1997. -239с.
Узорова О. 3000 задач и примеров по математике:1 класс. : АСТ:Астрель,2000. -223с.
Русанов В. Математические олимпиады младших школьников – Просвещение 1990. -75с.
Тихомирова Л. Математика в начальной школе. Развивающие игры, задания, упражнения.
Карточки «Математические олимпиады младших школьников»
Бурменская Г. Одаренные дети.
Гильбух Ю. Внимание: одаренные дети
Школа Центра педагогического мастерства
Где находится: Олимпийский проспект, 11с1, улица Хамовнический Вал, 6
По какой программе работает: ФГОС
В какой класс можно поступить: с 7 по 11
Сколько стоит: очно-заочное отделение — от 5000 Р в месяц, очное — от 20 000 Р в месяц
Вступительный взнос: 2500 Р для учеников очно-заочного отделения, 5000 Р для учеников очного отделения
Подробности: на сайте
Особенности программы. Школа создана Центром педагогического мастерства, который координирует проведение как определенных этапов Всероссийской олимпиады школьников, так и некоторых перечневых олимпиад министерства образования, а также готовит участников к заключительному этапу Всероса.
В школе есть два направления: развивающие классы и профильные. В развивающих классах дети не выбирают узкий профиль обучения и проходят все предметы согласно программе ФГОС, но могут дополнить учебный план такими предметами, как финансовая грамотность, тайм-менеджмент или ораторское искусство.
В профильных ученик выбирает один из пяти маршрутов: математико-информационный, физический, социально-экономический, социально-гуманитарный, естественно-научный. При этом профильная подготовка не снижает фокус на обязательных предметах по ФГОС, но углубляет уровень знаний ученика в конкретных предметных областях.
Ученики из других регионов страны могут жить в кампусе на территории школы. Стоимость проживания и трехразового питания оплачивается отдельно — это стоит 1100 Р в день.
Помимо классического очного обучения в школе есть очно-заочное отделение. Уроки проходят в формате онлайн-семинаров: помимо школьных преподавателей их ведут олимпиадные тренеры. К каждому ученику прикреплен тьютор, который следит за академической успеваемостью, отвечает на вопросы родителей и организовывает внеклассные мероприятия, если несколько учеников живут в одном городе.
Как поступить. Чтобы поступить на развивающее отделение, понадобится сдать тестирование с заданиями по русскому языку, математике и общей эрудиции, а также пройти собеседование. Если школьник выбрал профильный класс, добавится еще один тест: по выбранному направлению.
Экзамены проходят дистанционно. Набор проходит в несколько волн: начинается в марте и продолжается до августа. Если не получилось поступить с первого раза, можно попробовать свои силы в следующей волне. Победители и призеры регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников могут поступить в школу без экзаменов.
Учиться в школе бесплатно могут дети, подходящие под программу «Социальная мобильность» — это дети погибших при исполнении воинского долга или ставшими инвалидами первой и второй групп родителей, многодетных и малообеспеченных семей, у которых есть московская прописка.
Международная гимназия «Сколково»
Где находится: «Сколково», улица Зворыкина, 4
По какой программе работает: ФГОС, IB
В какой класс можно поступить: с 1 по 11
Сколько стоит: от 50 000 Р в месяц
Стартовый взнос: нет
Подробности: на сайте
Особенности программы. Гимназия работает одновременно по программам ФГОС и международного бакалавриата. Английский язык преподают носители языка, а основная программа сосредоточена на естественно-научных и технологических предметах. Также в школе обучают китайскому, немецкому и испанскому языкам.
Школа не только расположена внутри «Сколково», но и интегрирует учеников в его экосистему: дети посещают мастер-классы партнеров и компаний «Сколково», дополнительные курсы в школе ведут магистры и аспиранты Сколтеха. В классах — не более 15 человек.
Как поступить. Все дети, поступающие в гимназию, проходят вступительные испытания по нескольким предметам и психолого-педагогическую диагностику. Чтобы учиться в школе бесплатно, нужно выиграть региональную или районную олимпиаду и иметь не более двух четверок в аттестате.
Пенаты
Где находится: Алтуфьевское шоссе, 12Б
По какой программе работает: ФГОС
В какой класс можно поступить: с 1 по 11
Сколько стоит: заочно от 3000 Р в месяц, очно от 57 000 Р в месяц
Вступительный взнос: 50 000 Р
Подробности: на сайте
Особенности программы. Школа уделяет особое внимание преподаванию иностранных языков: ученики с начальной школы получают кембриджские сертификаты, которые подтверждают знание английского языка на уровне международных стандартов.
На уроках немецкого и французского школьников тоже готовят к сдаче авторитетных экзаменов: ученики получают сертификаты Гете-института и Французского института, которые соответствуют международной системе CEFR — общеевропейской компетенции владения иностранным языком. Эти сертификаты позволяют подтвердить знание иностранных языков при поступлении в международные вузы.
В школе работает заочное отделение, на котором могут обучаться дети из разных регионов страны и стран ближнего зарубежья. Дополнительное образование в школе оплачивается отдельно: например, восемь занятий в секции карате стоит 4000 Р.
Как поступить. Школьникам необходимо пройти собеседование с психологом и сдать входное тестирование на фактический уровень знаний по русскому, английскому языкам и алгебре.
Новая школа
Где находится: Мосфильмовская улица, 88, к. 5
По какой программе работает: ФГОС
В какой класс можно поступить: с 7 по 11
Сколько стоит: 67 000 Р в месяц
Вступительный взнос: 3000 Р
Подробности: на сайте
Особенности программы. Основная цель «Новой школы» — научить детей быть самостоятельными и не бояться принимать решения во взрослой жизни. Преподаватели и тьюторы с начальной школы развивают в детях умение учиться, придумывать и доводить до конца свои проекты, совершать осознанный выбор и взаимодействовать с другими людьми.
В старшей школе не используют профили стандартной школы: перед 10 классом школьники самостоятельно определяются с предметами, спецкурсами и уровнями их усвоения. От необязательных предметов по ФГОС можно отказаться.
Ребята учатся в предметных и кураторских группах. На индивидуальных встречах тьютор помогает ученику сформировать образовательный запрос, выделить сильные и слабые стороны, а также определить навыки, которые нужно развить.
Как поступить. Вступительные испытания делятся на три этапа — знакомство, фронтальная диагностика и собеседование с семьей.
Знакомство проходит в онлайн- или офлайн-формате по выбору родителей и продолжается около двух часов. За это время семье покажут, как устроена школа, расскажут об особенностях обучения и вступительных испытаний.
Фронтальная диагностика — очный этап, который позволяет школе понять, будет ли ребенку комфортно здесь учиться. Он длится чуть больше часа.
Третий этап — собеседование с родителями: он позволяет понять, совпадают ли вообще взгляды семьи и школы на воспитание и образование. На созвоне должны присутствовать оба родителя.
Семьи в трудном финансовом положении могут претендовать на стипендию фонда «Дар»: какую именно сумму выделить и на какой срок, фонд решает в индивидуальном порядке. Максимальная стипендия уменьшит плату за обучение до 13 000 Р в месяц.
Европейская гимназия
Где находится: улица Сокольнический Вал, 28
По какой программе работает: ФГОС, IB, Юнеско
В какой класс можно поступить: с 1 по 11
Сколько стоит: от 87 500 Р в месяц
Стартовый взнос: от 90 000 Р
Подробности: на сайте
Особенности программы. Обучение с 1-го класса объединяет в себе две программы: российский ФГОС и программу международного бакалавриата.
В начальной школе акцент сделан на формирование междисциплинарных связей: в «Европейской гимназии» считают, что на этом этапе важно научить детей организовывать себя, исследовать мир и взаимодействовать друг с другом. В средней школе ученики сами выбирают уклон: научный или языковой — в этом случае занятия будут на английском.
После 9-го класса ученики получают два документа: аттестат и сертификат IB, а в 10-м и 11-м классе уже выбирают, к каким экзаменам будут готовиться — к ЕГЭ или международным, которые помогут поступить в зарубежные вузы.
В 2020 году в гимназии открыли онлайн-школу — симбиоз онлайн- и очных встреч по будням, в которых ребята делают проекты и лабораторные исследования. За каждым классом закреплен наставник, который контролирует успеваемость и посещаемость.
Как поступить. В гимназии нет конкурса и сравнения детей по среднему баллу аттестата. Заявки рассматриваются в порядке очереди: когда она подходит, ученик получает приглашение на входное тестирование, а потом вместе с родителями проходит собеседование у психолога.
Vnukovo International School
Где находится: д. Рогозинино, улица Луговая, домовладение 20Б
По какой программе работает: ФГОС
В какой класс можно поступить: с 1 по 11
Сколько стоит: 88 000 Р в месяц
Стартовый взнос: нет
Подробности: на сайте
Особенности программы. Философия школы строится на идее счастливого детства: помимо качества образования команда прививает детям культуру правильного питания, помогает полюбить спорт и предлагает детям множество творческих занятий — например, лего-конструирование, балет или изучение «Фотошопа» и «Иллюстратора».
Дети обучаются по билингвальной системе преподавания и выбирают список предметов самостоятельно, а обучение сопровождается поддержкой тьюторов. В зимнее время года ученики выезжают на Мальту и Кипр, а летом — в Англию, Шотландию и Ирландию для тренировки языковых навыков с носителями. Также учебное заведение аккредитовано тестовым центром по приему экзамена SAT, необходимого для поступления в американские вузы.
В школе существует система уровневого обучения: по каждому предмету дети делятся на группы в зависимости от уровня знаний. В каждой группе — не больше 12 человек, чтобы во время занятия учитель успевал уделить внимание каждому.
Как поступить. Первая часть поступления — входное игровое тестирование с психологом. После этого школьнику предложат пройти тестирование по русскому, математике и английскому, а родителям — собеседование с командой школы.
Отличники и победители олимпиад могут претендовать на стипендию: она покроет от 10% до 75% стоимости обучения.
Хорошкола
Где находится: улица Народного Ополчения, 9а
По какой программе работает: ФГОС, IB
В какой класс можно поступить: с 1 по 11
Сколько стоит: от 95 600 Р в месяц
Вступительный взнос: от 150 000 Р
Подробности: на сайте
Особенности программы. Обучение в школе основано на принципах ровесничества. Учителя не давят на учеников авторитетом, ссылаясь на возраст и знания, а создают условия, в которых тот вынужден учиться самостоятельно на практических примерах. В школе уделяют внимание не только предметным знаниям, но и развитию софт-скиллов: эмоционального интеллекта, умения учиться и кооперироваться с другими учениками.
Также у детей отсутствует жесткий график обучения и освоения материала: студенты «Хорошколы» учатся по индивидуальному графику, ориентируясь на собственные достижения. Раз в неделю ребенок посещает тьютора и вместе с ним составляет план на ближайшие учебные дни. В качестве дополнительных занятий школа предлагает широкий выбор кружков: от кулинарных курсов и плавания до воркаута, геймдизайна и занятий по финансовой грамотности.
Ученики старших классов обучаются по университетскому принципу: выбирают кафедру, в рамках которой углубленно изучают те или иные предметы. Например, историю и обществознание на кафедре социальных наук или химию, биологию и астрономию на кафедре STEM.
Как поступить. Поступление в школу проходит в несколько этапов: ученику понадобится сдать несколько письменных тестирований, поучаствовать в занятиях в спортивном зале, сделать проектную работу, а потом пройти собеседование — на разговор с учителями позовут также родителей.
Победители и призеры некоторых олимпиад, а также школьники, которые окончили предыдущий год в «Хорошколе» с хорошим результатом, могут претендовать на стипендию: она покрывает от 10% до 100% стоимости обучения.
Школа сотрудничества
Где находится: улица А. Солженицына, 9а
По какой программе работает: ФГОС
В какой класс можно поступить: с 1 по 11
Сколько стоит: от 100 000 Р в месяц
Вступительный взнос: определяется индивидуально
Подробности: на сайте
Особенности программы. Школа предлагает ученикам вариативное образование: ученики делятся на группы в зависимости от уровня сложности, на котором хотят изучать конкретный предмет, и уже с начальной школы могут посещать билингвальные занятия — такие уроки ведут носители английского языка. В средней школе ученики могут выбрать второй иностранный язык: французский или немецкий.
В школе работает специальная программа «Школа — вуз», которая помогает детям определиться с будущей профессией и выбрать учебное заведение. В программу включены консультации психологов и встречи с успешными представителями различных профессий. Ученики старшей школы обучаются по профильным программам: социально-экономической, социально-правовой, социально-лингвистической, лингвистической, филологической, химико-биологической, информационно-технологической.
Как поступить. Чтобы обучаться в школе, необходимо пройти входное тестирование и собеседование с психологом для диагностики интеллектуального потенциала ребенка.
Летово
Где находится: пос. Сосенское, улица Зименковская, 3
По какой программе работает: ФГОС, IB
В какой класс можно поступить: с 7 по 11
Сколько стоит: от 123 960 Р в месяц
Вступительный взнос: нет
Подробности: на сайте
Особенности программы. Термин «класс» для этой школы не имеет стандартного значения. После зачисления в 7-й класс для каждого ребенка создается индивидуальный маршрут, по которому он может изучать предметы в разном темпе, в разной последовательности от стандартного до углубленного, самостоятельно или посещая уроки. Учителя не ограничивают выбор, корректируя его согласно с возможностями ребенка.
В основе образовательной модели «Летово» — не только знания, но еще навыки и интересы. На занятиях школьники совмещают глубокое изучение предметных областей с развитием критического мышления, креативности, навыков командной работы и коммуникации. А понять свои интересы и найти занятие по душе поможет широкий спектр факультативов: в «Летово» их около сотни.
Можно приезжать в школу каждый день, а можно жить на территории кампуса в пансионате. Адаптироваться к новому образу жизни детям помогают психологи, наставники, воспитатели и главы домов, которые живут с семьей в том же доме, что и ученики.
Как поступить. «Летово» — частная школа с особой миссией: найти одаренных детей по всей стране и помочь им получить качественное образование. Поэтому в школе серьезный конкурсный отбор, но при этом все ученики оплачивают только себестоимость обучения: школа не получает дополнительной прибыли.
Чтобы поступить в школу, понадобится пройти диагностические тесты по нескольким предметам на онлайн-платформе, затем — удаленное контрольное тестирование с видеонаблюдением. Следующий шаг — вступительные экзамены и собеседование. Все это небыстро: процесс поступления начинается в декабре, а рекомендацию к зачислению успешные абитуриенты получат только в мае.
Одно из вступительных заданий по математике для 8-го класса
Поступать в школу могут ученики из семей с любым доходом. Если школьник успешно сдаст все экзамены, но у родителей не будет денег на оплату обучения, расходы возьмет на себя стипендиальный фонд. Чтобы получить поддержку, родителям понадобится предоставить сведения о доходах: на этом основании фонд решит, какую сумму на обучение ребенка нужно выделить. В 2020—2021 году 23% учеников школы обучались бесплатно.
Московская экономическая школа
Где находится: улица Заморенова, 29
По какой программе работает: ФГОС, IB
В какой класс можно поступить: с 1 по 11
Сколько стоит: от 125 000 Р в месяц
Вступительный взнос: нет
Подробности: на сайте
Особенности программы. Учебная программа школы базируется на российской национальной программе и программе Организации международного бакалавриата на всех уровнях обучения: занятия с 1-го класса ведутся на двух языках — русском и английском.
Начиная со второго класса ученики школы изучают второй иностранный язык — французский, немецкий, испанский, итальянский или китайский. В 8-м и 9-м классах школьники выбирают одну из готовых предпрофильных программ — экономическую, естественно-научную, технологическую или гуманитарную, — а в старших классах формируют свой индивидуальный образовательный маршрут.
Как поступить. Для поступления в МЭШ нужна рекомендация от родителя студента школы или члена правления МЭШ. Также все дети проходят медико-психолого-педагогическое тестирование и входное тестирование по английскому, русскому языкам и математике.