Индивидуальные маршруты для детей подготовительной группы по развитию речи

Индивидуальные маршруты для детей подготовительной группы по развитию речи Маршрут

Предлагаю вашему вниманию модель Индивидуального образовательного маршрута на воспитанника старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (общее недоразвитие речи II уровня) на 2017 – 2018 учебный год. В модели представлена характеристика на ребёнка и план индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий.

Все дети неповторимы. Но чтобы помочь каждому малышу раскрыть свои способности, научиться находить общий язык со взрослыми, сверстниками или избежать пробелов в процессе познания мира, следует должное внимание уделять индивидуальному подходу в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Методика проведения такой работы требует от педагога знания психолого-педагогических и методических особенностей её организации.

В данных методических рекомендациях отражен индивидуальный образовательный маршрут речевого развития ребенка на учебный год, по результатам диагностики определён индивидуальный маршрут развития по следующим направлениям развития — сенсорное, развитие психических функций, развитие мелкой моторики, развитие общих речевых навыков, коррекция звукопроизношения, работа над слоговой структурой слова, развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте, развитие словаря, совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи.

Евгения Сюткина
Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития для детей с ЗПР

Логопедическое заключение: ОНР III уровня, ЗПР

п/п Основные направления логокоррекционной работы Виды занятий

1 Развитие артикуляционной моторики:

— артикуляционные упражнения;

— самомассаж языка, губ

— Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние передние зубы;

— Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность;

— Учить спокойно, открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

— Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ.

— Развивать мышечную силу и подвижность губ.

— Отрабатывать движения языка вниз, развивая его подвижность.

— Способствовать растяжке подъязычной связки.

— Развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щёк.

— Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений.

— Расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами). Учить удерживать язык распластанным, широким.

— Способствовать расслаблению мышц языка, усилению кровоснабжения мышц языка.

— Вырабатывать умение дуть по середине языка, спокойно лежащего на нижней губе.

— Учить попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка. Индивидуальные

2 Формирование правильного звукопроизношения:

ч, щ ш, ж л, ль Индивидуальные

3 Развитие фонематических процессов

— Дифференциация неречевых звуков.

— Формирование умения воспроизводить слоговые ряды.

— Формирование умения подбирать слова на заданный звук.

— Формирование умения выделять слова из предложения.

— Формирование умения узнавания и различения слов, близких по звуковому составу.

-Формирование умения различать слоги со сходными звуками.

— Формирование умения опознавать заданный звук в текстах, предложениях, словах, слогах, изолированно.

— Закрепление навыка определения позиции звука в слове.

— Закрепление навыка выделения первого звука в слове.

— Закрепление навыка определения последнего звука в слове.

— Закрепление навыка определения последовательности и количества звуков в слове.

— Закрепление навыка подбора слов на заданное количество звуков.

— Закрепление навыка подбора слов на заданное количество слогов.

— Формирование умения выделять предложения из текста.

— Формирование умения выделять слова из предложения. Индивидуальные, групповые

4 Уточнение, обогащение словаря по темам:

— человек, части тела

— одежда, обувь, головные уборы

— продукты питания

— мой город

— дом, мебель

— животные (дикие, домашние, севера и жарких стран)

— детеныши животных и птиц

— птицы (перелетные, зимующие, домашние)

— транспорт, правила дорожного движения

— времена года

— Формирование глагольного словаря: активное усвоение инфинитива,

вопросительного и повелительного наклонения глаголов.

— Введение в речь прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов.

— Обогащение активного словаря наречиями, обозначающими местонахождение (там, тут, вот, здесь, количество (мало, много, ничего, оценку действия (хорошо, плохо, громко, тихо, ощущения (тепло, холодно, вкусно и т. д.).

— Обучение подбору слов-синонимов, антонимов, родственных слов.

— Уточнение слов, обозначающих временные понятия (части суток, дни недели, времена года)

— Совершенствовать умение подбирать и употреблять в речи слова-синонимы, антонимы. Групповые

5 Работа над слоговой структурой

— Работа по нормализации ритмической стороны речи на материале неречевых звуков (воспроизведение ритмов)

— Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слова

— Работа над двухсложными словами без стечения согласных

— Работа над трёхсложными словами без стечения согласных

— Повторение за взрослым и заучивание чистоговорок

— Формирование умения произносить 3-4х сложные слова со стечением согласных сопряжено, отраженно и самостоятельно по предметным картинкам.

— Упражнения в произношении слов сложной слоговой структуры в составе словосочетаний и предложений Индивидуальные

6 Совершенствование грамматического строя речи:

— развитие понимания устной речи

— употребление имен существительных в косвенных падежах единственного числа;

— согласование имен числительных с именами существительными;

— согласование сущ с прилагательными в роде, числе и падеже.

— образование относительных и притяжательных прилагательных

— согласование сущ с притяжательными местоимениями

— образование сущ во множественном числе

— образование антонимов

— образование уменьшительно-ласкательных форм

— практическое усвоение образования глаголов с помощью

приставок (приставочные глаголы)

— изменение форм глагола

— употребление в речи предлогов

-распространение предложений путем введения однородных членов

— употребление в речи несклоняемых существительных Индивидуальные, групповые

7 Развитие связной речи :

— Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.

— Формирование навыка составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по серии сюжетных картин, по сюжетной картине, по моделям, схемам

— Закрепление навыка построения предложений из 3-4 слов.

— закрепление навыка составления короткого рассказа по картине, серии сюжетных картин, рассказов –описаний, пересказов Групповые, индивидуальные

8 Совершенствование психологической базы речи:

— расширение объема зрительной и слуховой памяти;

— развитие вербального мышления

— развитие логического мышления

— Игры и упражнения на совершенствования словесно-логического мышления «Четвёртый лишний» (по лексическим темам)

— Игры и упражнения на развитие зрительного внимания «Что изменилось?»

— Игры и упражнения на совершенствование зрительного восприятия «На что похоже?», серия «зашумлённых» картинок Групповые, индивидуальные

9 Развитие мелкой моторики.

— Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить и удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений).

— Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно воспроизводить серию движений).

— Динамические упражнения с функциональными нагрузками в движениях, выполняемых последовательно.

— Совершенствовать динамическую и статическую организацию движений. (пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж, шнуровка, работа с мозаикой и конструктором, обводка и штриховка фигур и т. д.).

— Формирование графо-моторных навыков.

— Формирование различного вида захвата.

Знания, умения и навыки, полученные ребенком на индивидуальных логопедических занятиях, закрепляются воспитателями, профильными специалистами и родителями.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 6 «Ромашка»

Фамилия, имя, отчество: Акентьева Анна Максимовна

Дата рождения: 21.09.2009г. Группа: № 1

Интересы, склонности, способности (определяются на основе беседы и наблюдения) . Проявляет интерес к лепке и конструктивной деятельности. Результаты педагогического наблюдения/диагностики/ выявленные проблемы: В результате наблюдения выявлены проблемы в развитии связной речи. Построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития ребенка

Сроки реализации: 3 месяца Педагог: Янышевская Н.В

Результативность проведенной работы по каждому направлению:В результате проведенной работы Аня овладела умением составлять и отвечать на вопросы, придумывать диалоги на бытовые темы, составлять описание предметов, животных, транспорта, овощей и фруктов .

Фамилия, имя, отчество: Ремнева Елизавета Евгеньевна

Дата рождения: 27.02.2009 г. Группа: №1

Интересы, склонности, способности (определяются на основе беседы и наблюдения) Проявляет интерес к художественному творчеству- рисованию, хорошо читает стихи. Результаты педагогического наблюдения/диагностики/ выявленные проблемы: В результате наблюдения выявлены проблемы в развитии ориентировки в пространстве. Построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития ребенка

Сроки реализации: : 3 месяца

Педагог: Янышевская Н.В.

Результативность проведенной работы по каждому направлению:В результате проведенной работы Лиза научилась ориентироваться

в пространстве с точкой отсчета «от себя» и «от предметов» , закрепила умение ориентироваться на листе бумаги. На данный момент испытывает небольшие затруднения при определении месторасположении предметов при передвижении. В данном направлении необходимо продолжить работу.

Содержание
  1. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) воспитанника младшей группы
  2. Знакомить с приемами словообразования существительных
  3. Группа словесных приёмов
  4. Объяснение
  5. Загадки и стихотворения
  6. Сказки
  7. Чистоговорки
  8. Комплекс наглядных приёмов
  9. Смешарики рассказывают об «исправительном» питании
  10. Игровые приёмы для проведения индивидуальной работы в младших группах
  11. Учить рассматривать сюжетную картину, помогая определить ее тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей
  12. Конспект индивидуального занятия по развитию речи «Звук С» в младшей группе (фрагмент)
  13. Самодиагностика, «Какой вы родитель?» 4 неделяПредлагать сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разных цветов для создания и украшения достроек
  14. Пример перспективного плана индивидуальной работы в первой младшей группе (фрагмент)
  15. Характеристика
  16. Рекомендации
  17. План индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий
  18. Обогащение качественного словаря, правильное названия предметов
  19. Как составить индивидуальный маршрут развития воспитанника младшей группы
  20. Пример составления индивидуального маршрута развития ребёнка во второй младшей группе (фрагмент)
  21. Цели и задачи индивидуальной работы в первой и второй младших группах
  22. Кто занимается индивидуальной работой с детьми
  23. Воспитатель
  24. Узкие специалисты
  25. Когда проводится индивидуальная работа в младших группах
  26. Принципы проведения индивидуальной работы

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) воспитанника младшей группы

Индивидуальные маршруты для детей подготовительной группы по развитию речи

Знакомить с приемами словообразования существительных

Поскольку индивидуальная работа — полноценная часть образовательной деятельности, то для её проведения используются те же группы методических приёмов, что и для других видов деятельности.

Группа словесных приёмов

В младшем дошкольном возрасте дети только осваивают речь, поэтому слово имеет огромное значение для успешности протекания этого процесса. При этом важно не только вовлекать малышей в диалог (например, при помощи беседы по вопросам), но и обеспечивать их возможностью слышать грамотную, выразительно звучащую речь взрослого.

Объяснение

Любой вид работы должен быть детально разъяснён ребёнку. При этом инструкции к выполнению задания нужно давать чёткие, состоящие из небольших предложений, в которых все слова малышу знакомы и понятны.

Например, если в первой младшей группе ребёнок учится различать геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг), то объяснение задания, связанного с определением что есть что, я строю так: «Найди фигуру, напоминающую окно. Это квадрат. Найди треугольник, он похож на домик. А теперь покажи круг. Тебе не кажется, что он напоминает монетку?».

Индивидуальные маршруты для детей подготовительной группы по развитию речи

Объяснение должно наталкивать малыша на размышления по теме

Загадки и стихотворения

Один из наиболее удачных приёмов, мотивирующих ребят на работу. Учитывая возраст воспитанников младшей группы, загадки лучше выбирать с ответом по рифме. Это позволит ребёнку быстрее сориентироваться, так как личного опыта и знаний соотнести вопрос с ответом может быть недостаточно. Загадки и стихотворения помогают переключить малыша с одного вида деятельности на другой, например, с игры на индивидуальную работу по развитию речи. Тематику этих словесных приёмов необходимо подбирать под ту проблему, которая прорабатывается.

Если в своей практике мне приходится заниматься индивидуальной работой, направленной на развитие культурно-гигиенических навыков у воспитанника первой младшей группы, а именно самостоятельно переодевания на прогулку, перед тем как предложить режиссёрскую игру «Переодень куклу Любу», я загадываю малышу загадки. Например:

Стихотворения также можно отнести к разряду мотивационных приёмов. К тому же работа с рифмованными строчками помогает параллельно решать задачи развития речи: ребёнок заучивает четверостишия, тем самым расширяя словарный запас, осваивая грамматический строй языка.

Когда я работаю с малышом второй младшей группы, который очень любит рисовать, но лепить из пластилина отказывается, так как у него не получаются задуманные образы, перед игровым заданием, состоящим в совместной с педагогом лепке домашних и диких животных по образцу, предлагаю повторить за мной такое стихотворение:

Индивидуальные маршруты для детей подготовительной группы по развитию речи

Загадки и стихотворения предваряют знакомство с тем или иным материалом, то есть мотивируют ребёнка на дальнейшую работу

Сказки

Особо стоит отметить возможности коротких сюжетов (терапевтических сказок), направленных на образное представление той или иной проблемы учебно-воспитательного свойства, с которой сталкивается малыш. Например, ребёнку 1,5–4 лет, которому сложно утром расставаться с мамой, что становится причиной его неадекватного поведения в группе и из-за чего он отказывается играть со сверстниками (провоцирует проблемы в общении), я предлагаю прослушать сказку про котёнка Кузьку и ответить на вопросы по тексту.«Жил-был котёнок по имени Кузька. У него была самая любимая мамочка — кошка Мурка и верный друг — щенок Дружок. Однажды мама сказала Кузьке, что он вырос, стал взрослым и пора ему ходить в детский садик для котят. Котёнок очень расстроился: во-первых, ему предстоит расстаться с мамой, а во-вторых, там не будет Дружка, который пойдёт в садик для щенков. Вечером совсем загрустил Кузька и утром, неохотно выпив молока, отправился чистить зубки. А потом они с мамой пошли в детский сад. По дороге мама сказала, что в садике будет много котят, у Кузьки появятся новые друзья, они вместе поиграют, повеселятся. А когда Кузька проснётся после дневного сна, мама его заберёт. Стало котёнку интересно, с кем же он будет играть в садике, и, дойдя до здания, он уже совсем не расстраивался. Получилось так, как и говорила Мурка: Кузька познакомился с котятами, он вместе кушали, гуляли, спали, а потом и мама пришла. Вечером котёнок делился впечатлениями от первого дня в детском садике с Дружком, они играли, веселились. Но когда начало смеркаться, побежали по домам, ведь завтра снова в садик. На следующий день Кузька сам рано проснулся, выпил молока и побежал чистить зубки — надо было торопиться, ведь его ждали новые друзья». После прослушивания сказки я предлагаю малышам ответить на такие вопросы:

Чистоговорки

Для усвоения звукового строя языка, то есть осуществления работы по развитию речи, нельзя обойтись без чистоговорок:

Индивидуальные маршруты для детей подготовительной группы по развитию речи

Чистоговорки особенно полезны для работы с молчунами, отказывающимися говорить

Комплекс наглядных приёмов

В работе с детьми младших групп очень полезны картинки, иллюстрирующие последовательность того или иного действия. Например, порядок мытья рук, укладывания спать и пр.

Отдельно стоит сказать о демонстрации: любые игровые действия педагог сначала проигрывает сам, а затем уже по этому образцу действует ребёнок. К примеру, если в качестве индивидуальной работы по развитию речи предполагается пальчиковая гимнастика, то все движения и слова воспитатель должен показать на своём примере.

Индивидуальные маршруты для детей подготовительной группы по развитию речи

Использование комплекса наглядных дидактических материалов поможет малышу развить необходимые навыки

Малыши воспринимают мир через образы, поэтому им важно видеть достаточное количество картинок, видео по той или иной теме. Так, если я работаю с ребёнком, который отказывается кушать, то в рамках индивидуального занятия по ознакомлению с окружающей средой мы смотрим мультфильм про Смешариков об «исправительном» питании.

Смешарики рассказывают об «исправительном» питании

Игра — основной вид деятельности дошкольников. Как уже отмечалось, бо́льшая часть индивидуальной работы осуществляется именно через игру. При этом педагог пользуется методическим арсеналом всех видов игровых приёмов.

Индивидуальные маршруты для детей подготовительной группы по развитию речи

Игры могут проводиться и в индивидуальной, и в групповой форме

Игровые приёмы для проведения индивидуальной работы в младших группах

В эту группу вариантов взаимодействия с детьми входят творческие способы реализации индивидуального подхода:

Учить рассматривать сюжетную картину, помогая определить ее тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей

На одно занятие по индивидуальному маршруту в младшем дошкольном возрасте отводится от 10 до 15 минут. При этом схема работы остаётся стандартной:

Индивидуальные маршруты для детей подготовительной группы по развитию речи

На основном этапе занятия педагог даёт малышу задание и помогает при необходимости

Конспект индивидуального занятия по развитию речи «Звук С» в младшей группе (фрагмент)

Индивидуальная работа с воспитанниками младшего дошкольного возраста имеет огромное значение не только для коррекции и целенаправленного воздействия на ту или иную область развития малыша, но и для создания в сознании ребёнка положительного образа детского сада, прообраза школы. В связи с этим возрастает ответственность педагога за составление полноценного и детального плана индивидуальной работы с группой и конкретным малышом. При этом не менее важно эти образовательные маршруты наполнить адекватным содержанием, то есть подходящими методическими приёмами работы с детьми.

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность — ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Самодиагностика, «Какой вы родитель?» 4 неделяПредлагать сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разных цветов для создания и украшения достроек

При создании плана педагог распределяет индивидуальную работу по образовательным областям, указывая имена тех ребят, которые нуждаются в дополнительном внимании. При этом воспитатель указывает даты проведения занятий, задачи и виды деятельности.

Пример перспективного плана индивидуальной работы в первой младшей группе (фрагмент)

Формы работы: — подгрупповые и индивидуальные

Сопровождающие педагоги – учитель – логопед, педагог – психолог, воспитатели, музыкальный руководитель

Характеристика

Дата заполнения – 09.09.2017 года

Дата рождения – 13.11.12

ДОУ – ГБОУ ООШ № 9 структурное подразделение «Детский сад «Родничок», подготовительная группа

Тип группы: группа компенсирующей направленности

Срок пребывания: в данном ДОУ – 3 года, в данной группе –

В каком возрасте поступил: в ДОУ – в 2 года, в данную группу в 4 года 10 месяцев

Откуда поступил: в ДОУ – из СП «Детский сад «Ладушки», в данную группу – из средней группы общеразвивающей направленности

Оценка адаптации ребёнка в группе: процесс адаптации проходил без особенностей

Заключение: ТНР (общее недоразвитие речи II уровня). Интеллектуальное развитие соответствует возрасту.

Пассивный словарь. Нарушено понимание объектов, частей предметов. Не понимает значения уменьшительно-ласкательных суффиксов; не дифференцирует единственное и множественное число существительных, предложно – падежных конструкций.

Активный словарь беден. Воспитанник не называет существительные по предложенным темам; не сформированы обобщающие понятия. Значительные трудности наблюдаются в назывании существительных, обозначающие части предметов. Грубые ошибки в употреблении глаголов, обозначающие крики и действия животных, птиц и т.д. Не подбирает антонимы к прилагательным.

Навыки словоизменения не развиты: не употребляет существительные в именительном и родительном падежах множественного числа; не согласует существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; не согласует существительные с числительными; ошибки в употреблении предложно-падежных конструкций.

Навыки словообразования не развиты: не образовывает существительные с уменьшительно – ласкательным значением; не называет детёнышей животных; не образовывает относительные прилагательные. Нарушено фонематическое восприятие: сложности в повторении слогов, слов с оппозиционными звуками.

Не владеет фонематическим анализом: не выделяет заданный звук в потоке звуков, не определяет первый и последний звук в слове.

Слоговая структура слов грубо нарушена.

Наблюдается грубое недоразвитие связной речи. Предложения состоят из 2 – 3 усечённых по слоговой структуре слов.

Навык составления рассказа и пересказа не сформирован.

Рекомендации

1. Обучение по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи II уровня) в группе компенсирующей направленности.

2. Психолого-педагогическая коррекция: занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом, воспитателями, музыкальным руководителем.

План индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий

(составлен по материалам карты динамического обследования)

Цель: скорректировать все компоненты речевой системы

1. Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам

2. Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия.

3. Учить различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.

4. Формировать умение понимать вопросы косвенных падежей и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в косвенных падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем в предложных конструкциях с простыми предлогами.

5. Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

6. Учить различать и употреблять противоположные по значению прилагательные.

7. Формировать умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными мужского и женского рода.

8. Формировать умение образовывать названия детёнышей животных и птиц.

9. Учить употреблять существительные в именительном падеже единственного и множественного числа.

10. Учить употреблять существительные в родительном падеже единственного и множественного числа.

11. Формировать фонематическое восприятие (учить произносить слоги и слова с оппозиционными звуками).

12. Научить выделять гласные из ряда звуков, слогов, слов, из начала и конца слов.

13. Научить выделять согласные звуки из ряда звуков, слогов, слов, из начала и конца слов.

14. Научить производить анализ и синтез сначала обратных, а потом и прямых слогов и слов из двух, трех звуков.

15. Научить подбирать слова с заданным звуком.

26. Формирование навыка пересказа небольших текстов, сказок:

— с использованием серии сюжетных картин

— с использованием опорных сигналов

27. Формирование умения составлять описательный рассказ

— по игрушкам (с опорой на схематичный рисуночный план)

— по картинке (с опорой на схематичный рисуночный план)

28. Формирование умения составлять рассказ по сюжетной картине (по серии) картин

Панина Марина Александровна,
учитель-логопед

Обогащение качественного словаря, правильное названия предметов

на _____-_____ уч. год

Ф.И. ребенка: _____________, _______________ (дата и год рождения).

Логопедическое заключение: ______________________ .

1. Обращённую речь понимает.

2. Полиморфное нарушение звукопроизношения свистящих (_______________)); сонорных звуков (________________) и т.д.

3. Слоговая структура сложных слов нарушена (перестановка, пропуск слогов).

4. Фонематический слух нарушен.

5. Фонематические функции не сформированы. Путает понятия звук и слог. Не всегда выделяет первый звук в слове, редко – последний. Не может определить последовательность звуков в слове / количество звуков в слове.

6. Словарный запас беден. Присутствуют аграмматизмы. Ошибки в словоизменении (в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падеже, согласовании существительных и числительных) и словообразовании (образовании слов, относительных и притяжательных прилагательных и т.д.).

7. Связная речь плохо сформирована. Испытывает трудности при составлении рассказа по серии сюжетных картин. Не может выложить картинки по смыслу. Составляет рассказ из 2-ух, 3-х предложений по наводящим вопросам. В рассказе присутствуют аграмматизмы.

По результатам диагностики определён следующий индивидуальный маршрут развития:

Гололобова Мария Александровна,
учитель-логопед,
ГБДОУ №26, г. Санкт-Петербург

Как составить индивидуальный маршрут развития воспитанника младшей группы

Кроме составления общего плана работы, педагог создаёт индивидуальный маршрут для каждого малыша. Это своего рода конспект занятия с конкретным воспитанником. Принципиальными моментами, которые в таком плане указываются, являются:

Индивидуальные маршруты для детей подготовительной группы по развитию речи

Особого внимания требует составление индивидуального маршрута для ребёнка, который перешёл из другого ДОУ

Пример составления индивидуального маршрута развития ребёнка во второй младшей группе (фрагмент)

Индивидуальная работа в детском саду — это выстроенная система направленного воздействия на познавательную, эмоциональную, чувственную сферы ребёнка, которая учитывает его личностные особенности и позволяет корректировать поведенческую модель. Для младшего дошкольного возраста индивидуальная работа организуется в игровой форме один на один с малышом или в малых группах (до 3 человек), где объединяются ребята со сходными проблемами. Особенно актуально проведение индивидуальных занятий с детьми первой и второй младших групп (1,5–4 года), которые:

Индивидуальная работа позволяет предотвратить педагогическую запущенность младших дошкольников, то есть нарушения в развитии ребёнка, связанные с недостаточностью воспитания и обучения.

Индивидуальные маршруты для детей подготовительной группы по развитию речи

Проведение индивидуальной работы в образовательном процессе ДОУ помогает учитывать личностные особенности каждого малыша

Цели и задачи индивидуальной работы в первой и второй младших группах

Миссия проведения индивидуальных занятий заключается в создании условий для всестороннего развития личности ребёнка и реализации потенциала, заложенного в нём природой. Реализовать поставленную цель позволяет последовательное решение задач, заключающихся в:

Индивидуальные маршруты для детей подготовительной группы по развитию речи

Индивидуальная работа на прогулке помогает детям социализироваться

Кто занимается индивидуальной работой с детьми

В зависимости от направления индивидуальной работы она может проводиться педагогами разной специализации.

Воспитатель

Прежде всего, индивидуальная работа проводится, если у малыша есть проблемы в усвоении знаний, умений, навыков или в социализации. Для воспитателя группы проведение индивидуальной работы с каждым ребёнком является обязательным элементом педагогической деятельности. Кроме того, воспитатель в младшей группе занимается коррекционной работой, затрагивающей сферы деятельности других специалистов. Например, разучивает песни с ребёнком, пропустившим несколько музыкальных занятий. Такая ситуация объясняется особенностями развития детей младшего дошкольного возраста. Для того чтобы привыкнуть, а значит, и довериться человеку, им необходимо довольно длительное время. На момент первого, второго года посещения ДОУ самым близким оказывается воспитатель (и его помощник). А это значит, что, образно говоря, воспитатель для малыша — это учитель, музыкант, спортсмен, врач и даже родитель.

Узкие специалисты

В случае проявления заторможенности из-за нарушений протекания психических процессов, например, трудностей в запоминании материала, или при наличии проблем в семье (к примеру, когда родители разводятся) индивидуальное взаимодействие с малышом проводит психолог. Музыкальный руководитель обычно осуществляет индивидуальную работу в том случае, если ребёнок пропустил несколько занятий и не выучил текст песен или движения танца. С детьми, имеющими отклонения в физическом развитии, занимается инструктор по физическому воспитанию.

Отдельно стоит остановиться на работе логопеда. Поскольку речь идёт о детях 1,5–4 лет, которые только начинают говорить, об исправлении индивидуальных нарушений в речи можно говорить только в редких случаях. А вот оказание помощи в освоении речевых навыков — наиболее частый пример проведения индивидуальной работы логопедом.

Занятия с узкими специалистами также являются способом проведения индивидуальной работы

Когда проводится индивидуальная работа в младших группах

Занятия, имеющие личностную направленность, в первой и второй младших группах проводятся в основном в первой половине дня. В дообеденное время организуется работа с ребятами:

Подробнее об организации процесса наблюдения можно узнать из нашей статьи — Организация наблюдения в младших группах ДОУ.

После обеда и дневного сна индивидуальная работа направлена на:

На прогулках индивидуальная работа нацелена в основном на коррекцию физического развития, то есть некоторые ребята выполняют задания на удержание равновесия, некоторые — на спрыгивание или бег. А те малыши, которые испытывают трудности в отношениях с товарищами, организуются в игры с мячом.

Кроме того, на прогулке в младших группах можно разучивать потешки, отрабатывая сложные для произнесения звуки. К слову, такая работа будет полезна и тем, кто успешно осваивает речь. А также во время досуга на улице можно повторять выученные на музыкальном занятии песенки.

Индивидуальные маршруты для детей подготовительной группы по развитию речи

Индивидуальная работа организуется и на занятиях, и при проведении режимных моментов

Принципы проведения индивидуальной работы

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) обозначены основные требования к осуществлению индивидуального взаимодействия с детьми младшего дошкольного возраста:

Индивидуальные маршруты для детей подготовительной группы по развитию речи

Индивидуальная работа в младшей группе помогает ребёнку стать более самостоятельным

Оцените статью
Мой маршрут