Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития, обучающегося с ОВЗУчитель-логопед МБОУ “СОШ №13” г. БратскИндивидуальный маршрут коррекции речевого развития, обучающегося с ОВЗ
- Общие сведения
- Модуль 3. Интерактивное сопровождение программ
- Модуль 2. Интеграция с медицинским направлением индивидуальной программы абилитации (ИПРА)
- Показания к проведению абилитационных мероприятий, интегрируемых в ИОМ и ИОП образовательной организации
- Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
- Специфика условий представлена в АООП ДО для детей с ОВЗ (описание преемственно с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и дополнено рекомендациями Г. Яковлевой)
Общие сведения
Организационный раздел АОП
«Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»
Согласно «словарю русского языка» сопровождать – значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого.
Индивидуальный образовательный маршрут —
это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении :
Участники индивидуального образовательного маршрута :
• Дети с нарушением речи;
• Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
Это — воспитатели, учитель-логопед, учитель – дефектолог, педагог-психолог, медицинские работники, педагог ЛФК
Основная цель индивидуального образовательного маршрута :
создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.
Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.
Задачи по социально — личностному развитию ребенка:
• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
• Организовать единую систему работы;
• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком;
• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется :
государственным заказом ;
потребностями и запросами родителей;
индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются :
— для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
— для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
-для детей с высоким интеллектуальным развитием.
Образовательный маршрут включает основные направления:
• развитие общей и мелкой моторики;
• развитие культурно-гигиенических и
• формирование деятельности ребенка;
• развитие речи;
• формирование представлений об
• формирование представлений о пространстве, времени и количестве.
• Беседы, игры, занятия, чтение
художественной литературы, этюды,
направленные на знакомство с различными
эмоциями и чувствами;
• Игры, упражнения и тренинги;
• Занятия, дидактические игры и упражнения
на развитие психических процессов;
• Подбор индивидуальных заданий с учетом
• Приемы арт- терапии (куклотерапия,
Принципы индивидуального образовательного маршрута :
• принцип опоры на обучаемость ребенка;
• принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;
• принцип соблюдения интересов ребенка;
• принцип тесного взаимодействия;
• принцип непрерывности;
• принцип опоры на детскую субкультуру.
Этапы индивидуального образовательного маршрута :
1. Этап наблюдения
2. Диагностический этап
3. Этап конструирования
4. Этап реализации
5. Этап итоговой диагностики
Особенности работы воспитателя по созданию
индивидуального маршрута ребенка
1 этап. Выбор:
Коллегиальное решение для работы по построению индивидуального маршрута развития;
2 этап. Наблюдение:
• Наблюдение за ребенком в организованной взрослым деятельности;
• Наблюдение за ребенком в свободной деятельности;
• Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с педагогами;
• Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с родителями;
3 этап. Диагностика:
• Определение «проблемных» и «успешных» зон развития
• Построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития ребенка
• Подбор методик, определение методов и приемов работы
4 этап. Работа:
• Связь с родителями и педагогами
• Корректировка задач, методов работы с ребенком
5 этап. Контроль:
• Итоговая диагностика
• Представление работ ребенка на мероприятиях ДОУ
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка
• развитие социальной компетентности;
• развитие коммуникативных навыков;
• приближение к адекватной самооценки;
• развитие чувства самоценности;
• коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем
Закончить свою презентацию хочу словами В. Гюго:
«Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его».
Спасибо за внимание!
Индивидуальный образовательный маршрут коррекции речевого развития ребенка со статусом ОВЗ
Подготовка необходимой документации, по установленной форме – значимая и важная обязанность учителя – логопеда. Это один из существенных показателей профессионализма.
Актуальной проблемой, при работе учителя-логопеда с документацией, является то, что на законодательном уровне, не закреплены образцы и бланки необходимых документов.
Также необходимо подчеркнуть, что успешность и эффективность работы логопеда зависит от того, насколько организована работа воспитателями комбинированных групп. Ведь насколько тесно взаимодействуют все участники коррекционно-развивающего процесса, настолько положительный будет результат у воспитанников.
тоит отметить, что одна из важнейших задач в процессе воспитания и обучения, заключается в сотрудничестве семьи и детского сада. В этом союзе необходимо правильно определить роли каждого участника образовательного процесса и с наибольшей эффективностью использовать их возможности.
В соответствии с Законом «Об образовании», родители являются полноправными участниками образовательных отношений, однако они не всегда уделяют должного внимания тем или иным речевым нарушениям ребенка.
Передо мной, как специалистом, работающими с детьми с ТНР, встала задача сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и грамотно развивать своего ребенка.
Таким образом, назрела необходимость в создании механизма урегулирования и взаимодействия «треугольника» учитель – логопед, воспитатели и родители, для успешного коррекционного процесса и закрепить документально этот процесс в индивидуальном образовательном маршруте коррекции речевого развития ребенка со статусом ОВЗ.
Данный маршрут позволил систематизировать коррекционный и образовательный процесс, исходя из индивидуальных потребностей и возможностей каждого воспитанника.
Индивидуальный образовательный маршрут коррекции речевого развития ребенка со статусом ОВЗ составляется учителем – логопедом после поступления в группу воспитанника, который прошел ТПМПК и утверждается на заседании ППк ДОУ, с добровольным участием родителя воспитанника.
Составленная форма документа состоит их 2 частей — общая часть и коррекционная часть.
Общая часть состоит из:
— титульного листа (наименование дошкольного учреждения, резолюция руководителя, № и дата протокола ППК, ФИО ребенка и ФИО учителя –логопеда);
— общих данных о ребенке; (ФИО, дата рождения, домашний адресс, данные о родителях, их ФИО и номер телефона)
— краткого заключения ТПМПК; (основное заключение )
— перечня образовательных условий для обучающегося с ОВЗ; (образователные условия с заключения ТПМПК ребенка)
-цели коррекционно-логопедической работы;
-задачи индивидуального образовательного маршрута развития ребенка.
маршрута состоит из разделов логопедической работы:
— Мелкая моторикаРазвитие точности, ловкости, быстроты движений пальцев рук и т.д..
— Артикуляционная моторика(развитие артикуляционного аппарата, при постановки, разных групп звуков).
— Речевое дыхание; (обучение детей правильному речевому диханию)
; (постановка, автоматизация и дефферциация звуков )
— Фонематические процессы; (Формирование процессов фонематического анализа, синтеза)
— Слоговая структура слова; (Развитие слоговой структуры слов на материале автоматизируемых звуков)
(обогащение словарного запаса и т.д.).
-Грамматический строй речи; (развития навыков словообразования).
— Связная речь. (развитие и закрепление умения пересказов, составления рассказов и.т.д.).
Коррекционная работа распределена между тремя участниками образовательного процесса и курируется учителем – логопедом.
Итоговый документ «Индивидуальный образовательный маршрут коррекции речевого развития ребенка со статусом ОВЗ» подписывают участники коррекционного процесса (учитель – логопед, воспитатели, родители), после чего он заверяется руководителем ДОУ.
Действует данный документ на срок действия заключения ТПМПК воспитанника. При повторном прохождении ТПМПК воспитанником, составляется новый индивидуальный маршрут.
Составление такой формы документа не только положительно повлияла на систематизацию работы и взаимосвязь специалистов, воспитателей и родителей, а и позволила найти индивидуальный подход к каждому ребенку.
С помощью уже готовых, подобранных профессиональных клеше и отсутствия жесткой последовательности перечня рекомендаций, учителю – логопеду значительно облегчен процесс составления документа. Специалист подбирает пункты коррекционной работы, которые необходимы каждому ребенку индивидуально. Это помогает учителю — логопеду более эффективно организовать свою работу и значительно экономит рабочее время.
Форма представленного документа опубликована на международном информационном образовательном портале «Инфоурок». Маршрут пользуется популярностью по просмотрам и скачиваниям на портале. А это означает, что документ работает не только в нашем дошкольном учреждении, а и в других дошкольных учреждениях нашей страны.
Индивидуальный маршрут коррекционной работы отмечен наградами за участие во всероссийских и международных конкурсах.
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ, как часть АОП ДО.
учитель – дефектолог-логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида№49» Плеханова Валентина Сергеевна.
Индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ – на сегодняшний день актуальная проблема на современном этапе образования
Индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ осуществляется путем разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута развития ребенка.
Что же это такое? Применительно к дошкольному образованию четкого определения нет.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется учёными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, как система конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, специалистов образовательного учреждения, родителей в процессе развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Я бы хотела поделиться опытом работы по составлению ИОМ для детей с ОВЗ, который является в свою очередь частью АОП ДОО.
В нашем дошкольном учреждении функционирую две группы компенсирующей направленности для детей с ДЦП. Но хочется отметить, что дети к нам в группу попадают по первичному двигательному нарушению, а все остальные нарушения являются вторичными. Это могут быть с сохранным интеллектом, с ЗПР, как правило, это дети с ТНР, ну за два года в нашем полку прибыли ещё и дети с интеллектуальной недостаточностью тяжёлой и лёгкой степенью.
Многие говорят, как с такими детьми вы работаете, то я всегда отвечаю, что работать то с ними не проблема, проблема состоит в документальном оформлении. Ведь на каждое нарушение требуется своя рабочая программа, совершенно разные диагностические методики и тд
Вот на примере самых сложных детей, т.е с нарушением интеллекта я и хотела бы остановиться.
Для детей с ДЦП, была разработана АОП, обязательная часть, которая реализуется в соответствии с разделом «Коррекционная и инклюзивная педагогика» основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой, а также «Программа коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ОНР» под редакцией Н.В Нищевой.
Очевидно, что дети с УО не в силах освоить АОП для детей с ДЦП, поэтому для таких детей была создана АОП для детей с ДЦП имеющих интеллектуальную недостаточность, разработанная на основе комплексной программы «Диагностика-развитие-коррекция: программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью»
Учитывая особенности развития каждого ребенка мы должны говорить об индивидуальном взаимодействии с каждым воспитанником. В целях усвоения программы для каждого из детей был разработан индивидуальный маршрут, целью которого является помощь в освоение АОП ДО для детей с ИН с учётом особенностей и образовательных потребностей воспитанник
В индивидуальном образовательном маршруте определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специфические психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы.
При разработке индивидуального образовательного маршрута специалисты, педагоги руководствуются рядом принципов:
Алгоритм психолого-педагогического сопровождения ребенка в ДОУ
Наблюдение за детьми, беседы с ними, изучение сведений о родителях (законных представителях) беседа с ними, анкетирование; анализ ситуации социального окружения ребенка; изучение данных о развитии ребенка из медицинских карт; анализ протоколов ПМПК.
Диагностика психического развития, выявление индивидуально-психологических особенностей; диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей в обучении; определение зоны ближайшего развития.
Разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем.
Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута.
Заключительный этап- Рефлексивный этап. Итоговая диагностика.
Компоненты образовательного маршрута:
Универсального рецепта создания ИОМ для дошкольника в настоящий момент нет. Специалисты каждого детского сада разрабатывают свой вариант ИОМ, учитывая имеющиеся у них условия, контингент детей и т.д
Марина Ворончук
Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация. Автор рассматривает разработку индивидуального образовательного маршрута для детей с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольного образовательного учреждения
Ключевые слова: инклюзивное образование, ограничение возможностей здоровья, индивидуальный образовательный маршрут
Индивидуальный образовательный маршрут — это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
В целях разработки индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ решаются следующие задачи:
• определение формы получения дошкольного образования и режима пребывания в образовательной организации, соответствующих возможностям и специальным потребностям ребенка;
• определения объема, содержания – основных направлений, форм организации психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи;
• определение стратегии и тактики (форм и содержания) коррекционно-развивающей работы с ребенком;
• определение необходимости, степени и направлений адаптации основной образовательной программы организации;
• определение необходимости адаптации имеющихся или разработки новых методических материалов;
Универсального рецепта создания ИОМ в настоящий момент нет. Способ построения ИОМ, характеризует особенности конкретного ребенка и развития его на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, поскольку сущность его построения, состоят именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса. ИОМ, по мнению С. В. Воробьевой, адекватен личностно-ориентированному образовательному процессу, но в то же время, не тождественен ему, так как имеет специфические особенности. Он специально разрабатывается для конкретного ребенка.
Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:
— целевой (постановка целей, определение задач мотивов и потребностей ребенка);
— содержательный (обоснование структуры и отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ, в том числе программ дополнительного образования);
— технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);
— диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
— организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей).
Содержание ИОМ обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей ребенка в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования ребенка (далее – образовательные области):
• физическое развитие;
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
(Примерный) Индивидуальный образовательный маршрут
Ф. И. ребенка
Сведения о семье:
Мать (ФИО, образование, место работы):
Отец (ФИО, образование, место работы):
Режим пребывания ребёнка в ДОУ
Распределение обязанностей педагогов и специалистов
в ходе реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка
Педагоги Мероприятия и рекомендации по реализации маршрута
Воспитатель по физкультуре
Неделя Режимные моменты, цели, задачи ООД Совместная деятельность Взаимодействие с родителями
1. И. А. Крестинина «Содержание и организация коррекционной работы в образовательном учреждении» Киров: ООО «Радуга-Пресс», 2014. — 301с.
2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы» Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2014
3. Реализуем ФГОС ДО: модельная адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ/ под ред. Г. В. Яковлевой. – Челябинск: Циферо, 2016
4. Семаго Н. Я. Инклюзивное образование. Выпуск 2. «Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья». — М, «МИРОС», 2010.
Формирование и совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи.
Развитие фонетико-фонематической системы языка, навыков языкового анализа и синтеза
Развитие психических функций
Восприятие художественной литературы
Развитие крупных движений и мелкой моторики
анализа и синтеза.
Развитие пространственных и временных и элементарных математических представлений
Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия. Расширять активный словарь за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи притяжательных и личных местоимений, наречий, личных и порядковых числительных. Учить понимать простые предлоги. Сформировать понятие «слово». Учить употреблять существительные в различном роде. Учить употреблять в речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Формировать умение составлять предложение из нескольких слов по вопросам, по картинке. Обучать распространению простых предложений однородными подлежащими и сказуемыми.
Воспитывать правильный умеренный темп речи, подражая логопеду. Научить правильно передавать ритмический рисунок двух- и трехсложных слов. Научить выделять из ряда звуков гласные звуки. Научить подбирать слова с заданным звуком. Сформировать понятия «гласный, согласный звук», учить оперировать данными понятиями.
Продолжать развивать все виды восприятия. Произвести переход от осязательного к зрительному восприятию.
Развивать слуховое внимание при восприятии различных звуков. Развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов.
Учить понимать вопросы к литературному произведению, отвечать на них, побуждать задавать их.
Координация речи с движением, пальчиковая гимнастика.
Уточнение и расширение словарного запаса по лексическим темам. Расширить объем правильно произносимых существительных-названий предметов, объектов, их частей. Образование множественного числа существительного. Образование сущ. с суффиксами –онок-, -енок-, -ат-, -ят-, глаголов с различными приставками. Употребление предлогов НА, С, В, ИЗ. Совершенствование диалогической речи. Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно, вести диалог.
Формировать речевое дыхание и длительный ротовой выдох.
Закрепление произношения имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности. Совершенствование движений артикуляционного аппарата. Формирование правильных укладов шипящих звуков.
Совершенствование всех видов восприятия. Закрепление понятия «слог», обучение правильному сочетанию односложных слов.
Учить подбирать группу предметов по заданному признаку.
Развитие слухового и и зрительного внимания.
Развитие мышления на группировку и классификацию предметов.
Развитие речевого слуха, ассоциативного мышления
Координация речи с движением. Развитие подражательности.
Расширение активного запаса и активизация в речи сущ., глаголов, прилагательных. Обучение пониманию обобщающего значения слов. Продолжить обучение пониманию и употреблению названий действий, похожих и противоположных по значению. Образование уменьшительно-ласкательного суффикса.
Совершенствовать умение составлять предложение из 3х и более слов по картинке и по демонстрации действий. Учить составлять рассказы-описания о предметах и по образцу или плану, используя мнемотаблицы.
Продолжать выработку правильного речевого дыхания, воспитания умеренного темпа речи. Совершенствование движений артикуляционного аппарата и его подготовки к правильной артикуляции всех групп звуков. Продолжить формировать правильный уклад шипящих звуков, автоматизация в слогах, словах и фразах. Отработка двусложных и трехсложных слов из открытых слогов. Закрепление понятий «звук», «слово», «гласный и согласный звук»
Совершенствование усвоения сенсорных эталонов, всех видов восприятия.
Развитие слухового внимания, памяти в работе с парными и разрезными картинками. Развитие мышления.
Совершенствовать умение понимать вопросы по тексту, отвечать на них, задавать самостоятельно.
Развитие и совершенствование двигательных умений и, координации движений, ориентировки в пространстве. Совершенствование навыка выполнения движений по указанию.
Игры с мячом, «Назови одним словом», «Назови ласково», «Посчитай, сколько?», составление простых предложений по лексическим темам по картинкам, вопросам.
«Живые звуки», «Сосчитай-ка», «Повтори правильно», «Подскажи словечко», «Что перепутал художник?»
«Чудесный мешочек», «Разрезные картинки», «Мишка и Мишутка», «разноцветные ленточки», «Что выбрал Мишутка»,
«Угадай, кто позвал?», «Угадай, что звучит?», «Собери однаковые»
К.Чуковский «Федорино горе», учить отвечать на вопросы
П/г «Считаем посуду»,
«Назови ласково», «Один—много», «Покажи на себе и на кукле», «Собери Буратино», «Кто что делает?»
Упр. «Приятный запах», «Узнай по интонации», «Петушок», «Снежинки»
Дид.упр-е «Что перепутал художник?»
Упр-е «Хлопай, как я!»
«Повтори за мной», «Угадай-ка», «Петушок и мышка», «4й-лишний», игра с мячом «Зима-весна».
Рассказы Зотова «Дуб», «Клен»; сказка Ш.Перро «Кот в сапогах»
Дидактические игры и упражнения «Говори наоборот», «Подбирай, называй, запоминай», «Назови весенние месяцы», «Угадай игрушку по описанию», «Чудесный мешочек»,
Рассматривание картины «Весна», «Грачи прилетели»
Игра «Капитаны», «Слушай внимательно», упр. «Кто кого?», «Повтори за мной»
Упр-я «Что лишнее?», «Кто за деревом?»
Работа с разрезными картинками по недельной тематике.
Упр. «Подскажи словечко»
Стихи о весне.
Игра «Найди недостающую фигуру», упр. «Кто больше?»
Упражнения с игрушками-застежками, подвижная игра «Прыжки по кочкам», пальчиковые гимнастики в соответствии с лексическими темами.
1.Цветы и комнатные растения.
3.День Защитника Отечества.
4.Наш город. Моя улица.
1.Весна. Перелетные птицы.
2.Транспорт водный и воздушный.
ИОП строится на основе комплексирования общеразвивающей и АООП дошкольного образования (групповые формы работы), соответствует организации режимных моментов и совместной образовательной деятельности в условиях старшей дошкольной группы.
Модуль 3. Интерактивное сопровождение программ
Интерактивное сопровождение на основе комплекса компьютерных игр и упражнений портала Мерсибо
Модуль 2. Интеграция с медицинским направлением индивидуальной программы абилитации (ИПРА)
ИПРА разработана впервые , на срок до: 31 мая 2022 г.
Показания к проведению абилитационных мероприятий, интегрируемых в ИОМ и ИОП образовательной организации
Содержательный раздел АОП
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Целевой раздел АОП
Специфика условий представлена в АООП ДО для детей с ОВЗ (описание преемственно с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и дополнено рекомендациями Г. Яковлевой)
___________________ ФИО: ___________________
Специалист коррекционного профиля (дефектолог):
С результатами работы за год ознакомлен.