Индивидуальный образовательный маршрут для слабоуспевающих учащихся 2 класса по русскому языку

Индивидуальный образовательный маршрут для слабоуспевающих учащихся 2 класса по русскому языку Маршрут

Индивидуальный образовательный маршрут для
учащихся, имеющими затруднения в освоении              учебного предмета «Английский
язык»

учителя первой категории МБОУ СШ № 25  г.
Нижневартовска, ХМАО -Югры

Рябыкиной Лианы Александровны

создание
условий для успешного усвоения учащимся учебной программы по английскому языку
и индивидуального развития ученика.

осуществить отбор педагогических технологий для организации учебного
процесса;

повысить  мотивацию у слабоуспевающих учеников;

реализовать разноуровневое обучения;

изучить особенности слабоуспевающих учащихся, причины их отставания в
учебе и слабой мотивации;

сформировать ответственное отношение учащихся к учебному труду;

развить внимание, логическое мышление, аккуратность, навыки
самопроверки учащихся.

Создание
благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся, 
личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих детей.

Внедрение
новых образовательных технологий.

Предоставление
возможности для участия слабоуспевающих и неуспевающих школьников в творческих
конкурсах, выставках и других мероприятиях.

Разработка
индивидуальных образовательных маршрутов для слабоуспевающих учеников.

Повышение
уровня ЗУН учащихся.

Повышение
качества знаний учащихся.

Повышение
мотивации к учению.

РАБОТА С НЕУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ

НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Рост числа неуспевающих и слабоуспевающих учеников — одна из главных проблем современной школы. В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Актуальная проблема нашей школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у учащихся, которые учитывали бы их реальные возможности.

Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах “выпадают” из процесса обучения.

Ю. Бабанский и В. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние, к числу внешних причин в первую очередь они относят причины социального плана, а именно снижение ценности образования в обществе, а также несовершенство организации учебного процесса (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка, несформированность приемов познавательной деятельности, пробелы в знаниях, отрицательное влияние семьи и т.д.)

А вот одной из главных внутренних причин неуспеваемости являются дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благополучия семей. Понятно, что человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки. К внутренним причинам относятся и такие, как низкое развитие интеллекта, отсутствие устойчивой положительной мотивации учения и слабое развитие волевой сферы. На последнюю у нас как-то не принято обращать особого внимания, а между тем именно воля и усидчивость играют важную роль в учебной деятельности.

Можно выделить следующие типы неуспеваемости учеников:

1. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению («хочет, но не может»).

2. Высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению («может, но не хочет»).

3. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению («не хочет и не может»).

Итак, особенности неуспевающих учащихся:

  • низкий уровень знаний, как следствие этого,
  • низкий уровень интеллектуального развития,
  • отсутствие познавательного интереса,
  • не сформированы элементарные организационные навыки,
  • учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения,
  • нет опоры на родителей как союзников учителя – предметника дети, в основном, из асоциальных семей,
  • отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся,
  • частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к -отсутствию системы в знаниях и как следствие этого — низкий уровень интеллекта.

Иностранный язык — это предмет, который требует в первую очередь хорошо развитую память и хорошо развитую волевую сферу.

Опыт работы показал, что на начальной стадии изучения иностранного языка, неуспевающих, учащихся не бывает, т.к весь материал строится на устном опережении, т.е все выражения и структуры отрабатываются при многократном повторении в устной речи в форме беседы, заучивания лексики и структур в стихах и песнях. Трудности возникают тогда, когда учащиеся должны приложить усилия для частичного закрепления учебного материала дома. Кратковременная память или нежелание отдельных учеников заучивать лексику приводит к тому, что из-за незнания в первую очередь слов ученики не могут воспринимать текст на слух, понимать прочитанный текст, отвечать на вопросы и т.д.

Можно выделить следующие признаки неуспеваемости по иностранному языку: незнание базовой лексики; непонимание вопросов; неумение составить фразу; обдумывание простейших фраз, как признак отсутствия речевых автоматизмов; неумение употребить знакомый материал в новой ситуации; нестабильность результатов, как следствие недостаточной осознанности действий; выполнение упражнений наугад, не руководствуясь правилом; пассивность на уроке; отвлекаемость, стремление перевести разговор на посторонние темы, постоянный переход на родной язык.

Для активизации слабоуспевающих учащихся на уроке, повышения мотивации к изучению иностранного языка учителя используют разнообразные формы и методы работы:

  • В первую очередь на начальном, и средней ступени обучения учителя используют игры, ситуативные беседы. Это эффективный метод длянейтрализации отрицательного отношения учащихся к предмету. Формы ролевой игры на уроках различны: на начальном этапе обучения — это сюжетная ролевая игра сказочного содержания, для среднего школьного возраста — сюжетная ролевая игра бытового содержания.
  • Проводятся игры- соревнования, в которых с удовольствием играют все учащиеся (кто скажет больше предложений, тематических слов и т.д).
  • Эффективна игра в мяч, которая проводится в оптимальном темпе и помогает учащимся в закреплении слов. При многократном повторении ученики довольно быстро их запоминают.
  • Для закрепления грамматического и лексического материала используются речевые зарядки, которые проводят учителя или сильный ученик. Темп речи постепенно увеличивается. При хорошей устной отработки учебного материала в речи дети хорошо справляются с ним при чтении текста, аудировании, пересказе и других видах работ.
  • Используются опорные карточки, подстановочные упражнения.
  • Учителя для работы с грамматическим материалом широко используют грамматические схемы, которые помогают детям строить грамотно предложения. Перед выполнением устных или письменных работ грамматические схемы записываются на доске. Опыт работы показывает, что даже самые слабые ученики хорошо справляются с грамматическим материалом, если с начального этапа изучения иностранному языку дети приучены работать со схемами. С помощью схем выполняется работа над ошибками.
  • Для работы со слабоуспевающими используются рисунки -кроки, т. к у детей возникают трудности при составлении текста пересказа на русском языке. Рисунки- кроки помогают ученикам составить, например, минимум предложений по теме, изобразить на бумаге то, о чем они услышали при аудировании. Это помогает учителю осуществить контроль понимания иноязычной речи.
  • Для работы используется тестовый материал или сборники упражнений, с помощью которых выполняются тренировочные упражнения (тренинг) от простого к сложному. Работа чаще всего происходит самостоятельно, после каждого упражнения контроль или взаимоконтроль. Оценивают и комментируют ошибки сами ученики, учитель только направляет их. Плохие оценки в журнал не ставятся. Это помогает слабоуспевающим ученикам преодолеть страх перед самостоятельной работой. Учитель во время работы оказывает помощь слабоуспевающим ученикам.
  • Трудности в работе со слабоуспевающими возникают тогда, когда ученики не владеют лексическим минимумом. Это обычно происходит на 3 или 4 год обучения. Причины тому слаборазвитая или кратковременная память. Следует проводить упражнения, которые позволяют многократно употреблять слово в той или иной ситуации. После таких упражнений лексика «уходит в долгую память».
  • Для развития памяти запоминания лексики, формирования навыка строить монологическую речь хорошо использовать игру «Снежный ком». Первый ученик называет слово, второй -повторяет это слово и называет свое. Последний ученик повторяет слова всего сказанного. Ученики начальной школы с успехом справляются с таким заданием. Такие задания можно провести при составлении рассказа.
  • Для хорошего усвоения материала хороший результат даёт пошаговый контроль знаний (тематический, лексический, грамматический) с последующей коррекцией.
  • Для работы со слабоуспевающими необходим дифференцированный подход к обучению, который предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:
  • специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;
  • карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,
  • карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, грамматическими схемами;
  • карточек, в которых показаны образцы того, как следует выполнять задание;
  • карточек для индивидуальной работы;
  • заданий с выбором ответа;
  • карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.

С целью профилактики работы со слабоуспевающими необходимо:

  • подкреплять сильного ученика при работе в паре со слабым ( ведущая роль отводится сильному ученику),
  • проводить дополнительные консультации,
  • снижать темп опроса,
  • в младших классах проверять запись домашних работ,
  • организовать специальную систему домашних заданий: подготовка памяток; творческие задания, разбивка домашнего задания на блоки,
  • ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее,
  • напоминать прием и способ выполнения задания,
  • сделать ссылку на правило,
  • проверять все домашние задания, контролировать выполнение их после уроков (в случае отсутствия),
  • регулярно оповещать родителей об успеваемости слабоуспевающего ребенка.

Особенно важным для учеников с низким уровнем активности является фактор успеха. Необходимо всегда хвалить ученика даже за самые незначительные успехи, чаще обращать внимание коллектива учащихся на успехи такого ученика так, чтобы он чувствовали своё движение вперёд. Практика показала, что реализация выше изложенного позволяет добиться у учащихся более активной работы на уроках, высокой заинтересованности в материале, уверенности в себе, повышение уровня знаний и успеваемости.

Сегодня, в период реализации национальной политики в сфере образования, школы находятся в поиске новых подходов, форм, средств обучения.

Несомненно, вопрос формирования учебной мотивации может быть назван центральным, приоритетным. Ведь мотив —  источник деятельности, а одним из показателей развития личности ученика является его уровень сформированности учебной мотивации.

Именно младший школьный возраст наиболее благоприятен для того, чтобы заложить основу желания и умения учиться.

Учебный труд должен приносить радость, желание вновь и вновь его познавать. От этого зависит потухнет или нет в глазах ребенка пытливый огонёк.

Современная психолого – педагогическая литература называет следующие причины учебных затруднений :

  • отсутствие интереса к учёбе;
  • неуверенность в своих силах.

Чтобы преодолеть эти затруднения, нужно ориентироваться на внутренние силы ребенка, опираться на значимые для него стимулы. Следовательно, ученику нужна педагогическая поддержка.

Педагогическая поддержка – это педагогическая культура, призванная помочь ребенку в успешном продвижении по своей индивидуальной траектории развития.

Можно выделить три основные составляющие этой культуры:

  • образовательная (обеспечение стандарта образования и высокого уровня знаний);
  • психологическая, основанная на развитии мотивации учения;
  • личностно – ориентированная.

Тенденции составляющих педагогической культуры нашли своё отражение в реализации индивидуально – ориентированной программы (ИОП) учителя по ликвидации пробелов знаний у учащихся, испытывающих трудности в обучении и учащихся с низким уровнем мотивации.

Цели и задачи индивидуально – ориентированной программы:

1.Ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках учащихся.

2.Психолого – педагогическая поддержка учащихся.

3.Повышение уровня учебной мотивации.

Основными идеями реализации программы являются:

  • реализация государственного стандарта образования, формирование ключевых компетентностей учащихся;
  • индивидуализация процесса обучения;
  • формирование познавательных интересов и потребностей;
  • создание ситуации успеха.

Формы и способы деятельности

Проведение рубежных контрольных мероприятий, анкетирование, наблюдение

Материал для исследования

Аналитико — исследовательский

1.Анализ диагностических работ, анкетирование, наблюдения.

2.Выявление успешности обучения по конкретным темам.

Информация о типичных ошибках, возможных причинах их возникновения, сопоставление с реальными учебными возможностями (РУВ), индивидуальных затруднениях, учебной мотивации.

Организационно — проектировочный

Поиск путей педагогической коррекции

1.Определение темы ЗУН(знаний, умений, навыков), ОУУН (общеучебных навыков) учащихся.

2.Выбор форм и способов работы.

4.Составление ИОМ (индивидуально – образовательного маршрута) ученика.

5.Разработка пояснений для родителей к ИОМ ученика.

ИОМ (индивидуально – образовательный маршрут) ученика, пояснение для родителей к ИОМ ученика.

Работа по ИОМ ученика с целью ликвидации пробелов.

Ликвидация пробелов по предмету.

Анализ работы по коррекции

  • Выявление нереализованного (причины)
  • Определение перспектив для дальнейшей работы
  • Продумывание системы мер по предупреждению ошибок на скорректированные.

Диагностический этап работы предполагает проведение рубежных контрольных мероприятий, анкетирование, наблюдение. В результате чего учитель получает материал для исследования и планирования дальнейшей работы.

Аналитико – исседовательский этап дает информацию о типичных ошибках, возможных причинах их возникновения, индивидуальных затруднениях, учебной мотивации. Учитель имеет возможность сопоставить результаты обученности на данном этапе с реальными возможностями (РУВ) учащихся.

На организационно – проектировочном этапе учитель ведет поиск путей педагогической коррекции и составляет ИОМ (индивидуально – образовательный маршрут) ученика, а также пояснения для родителей.

ИОМ (индивидуально – образовательный маршрут) ученика представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными особенностями своего развития.

Ученика (цы) _____ класса (фамилия, имя ученик) учитель ___________________________

Цель : ликвидация пробелов по предмету _________________________________________

Отметка о выполнении_______________________

Родители (ознакомлены)_________________Классный руководитель __________________

Коррекционный этап предполагает работу учителя, ученика и родителей непосредственно по индивидуально – образовательному маршруту, где определены темы для ликвидации пробелов, указано, где, какие знания, умения, навыки приобретет ребенок в результате освоения данной темы, а также какие ОУУН (общеучебные умения и навыки) ему необходимы.

Способы работы с учеником разнообразны: индивидуальные задания, организация парной и групповой работы, работа с консультантами, выбор «своего» домашнего задания, темы творческой работы.

Формы контроля усвоения знаний учитель выбирает в соответствии с индивидуальными и личностными с особенностями ребенка.

В результате ликвидации пробелов в ЗУН ученика учитель выставляет отметку о выполнении и знакомит с ней родителей ребенка, которые подписывают лист ИОМ (индивидуально – образовательного маршрута).

Рекомендации по профилактике трудностей в обучении у детей с низким уровнем учебной мотивации.

1.При выборе способов индивидуального подхода к учащимся следует опираться на знание их личностных особенностей.

2.Расширять и осваивать разные приемы развития познавательных интересов детей.

3.Замечать даже небольшие успехи и достижения учащихся с низкой учебной мотивацией к учебе, но не подчеркивать это как нечто неожиданное.

4.Обеспечит на занятиях преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия учебной ситуации и учебной деятельности, атмосферы доброжелательности.

5.Укреплять в себе позиции непротивопоставления себя и более успешных учеников слабоуспевающему школьнику.

6.Замечания педагога должны быть лишены отрицательной эмоциональной окраски и осуждения. Подвергать критике нужно только конкретные действия ученика. Не задевая его личность.

7.Следует помнить, что чрезмерные напористость и активность воздействия учителя истощает запас нервно – психологической прочности ребенка (особенно если он чувствителен, менее вынослив, психически  неуравновешен) и вынуждают его защищаться. Детские (незрелые) способы самозащиты включают в себя негативизм, стремление к освобождению от старших, конфликтность и блокировку самопонимания.

Важность такого подхода в образовании детей очевидна.

ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществит психолого – педагогическую поддержку ребенка, а значит повысить уровень учебной мотивации.

Обеспечение в школе реализации индивидуально – образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определение цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.

В результате работы с индивидуально – образовательными маршрутами учеников заметна положительная динамика качества обучения в классе, повысился уровень общеучебных умения и навыков (логических и коммуникативных), знаний, умений целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно – познавательной деятельности.

Работа с индивидуально – образовательными маршрутами реализует право ученика на выбор темпов работы, форм обучения и , несомненно, даёт шанс ребенку открыть себя как индивидуальность, как личность.

Рекомендации по планированию работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.

Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:

  • Пропуски занятий по болезни;
  • Слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
  • Задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в отсутствие классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
  • Педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе   и др.;

Важно, чтобы в первую очередь классный руководитель знал, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости классному руководителю должны помочь школьные узкие специалисты (врач, психолог, логопед, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники. Учителя при беседе с классным руководителем узнают эту информацию от него и используют в работе.

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.

1.Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации

2.Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом, логопедом, встречи с отдельными родителями и, особенно, в ходе беседы с самим ребенком.

3.Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

Обновление по мере необходимости

4.Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока.

В течение учебного года.

5.Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учениковкласса. Лучше вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса

6.Отражать индивидуальную работу со слабоуспевающими учениками в рабочих или специальных тетрадях по предмету.

В повседневной работе удобно использовать таблицы требований по отдельным темам и общему разделу.

Таблица требований по теме: «Алфавит. Заглавная буква в именах собственных.»

Правописание фамилий, имён, отчеств людей

Написание слов в алфавитном порядке.

Правописание географических названий.

Правописание кличек животных.

На заседаниях школьных методических объединений обязательно следует обсуждать вопросы работы со слабоуспевающими учащимися и обмениваться опытом. Эта работа приводит к очень хорошим результатам

Программа индивидуальной работы

со слабоуспевающими учениками 2 класса

Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их родителями.

Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья: — занятия спортом; — какими либо видами художественного творчества; — неблагоприятной обстановкой в семье. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.

— ликвидация пробелов у учащихся в обучении по русскому языку, математике и литературному чтению;

— создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.

— создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;

— пробуждение природной любознательности;

— создание максимально благожелательных отношений учителя и окружающих школьников к слабому ученику

— вовлечение обучающихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности.

Программа направлена на удовлетворение потребностей:

-Получение знаний за курс 1 класс

-Выбор форм получения знаний.

-В создании наиболее комфортных условий обучения своего ребенка;

-В стабилизации отношений в семье: в смягчении конфликтных ситуаций в школе.

-Решение социально-педагогических и психологических проблем детей.

Педагогические технологии, используемые при работе:

— индивидуализация образовательного процесса;

— обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;

— диалоговая форма обучения;

— игровые формы;

— памятки, карточки, творческие задания.

— устные и письменные опросы;

— самостоятельные и проверочные работы;

— предметные тесты;

— контрольные работы.

Принципы построения — приоритет индивидуальности, самобытности, самооценки ребенка.

Принципы реализации — создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; — выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.

Планирование различных видов дифференцируемой помощи:

1.        Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.

2.        Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т. д.)

3.        запись условия в виде значков, матриц, таблиц или словесно.

4.        указание алгоритма решения или выполнения.

5.        Указание аналогичной задачи, решенной раньше.

6.        Объяснение хода выполнения подобного задания.

7.        Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.

8.        Наведение на поиск решения определенной ассоциацией.

9.        Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания.

10.    Выдача ответа или результата выполнения задания.

11.    расчленение сложного задания на элементарные составные части.

12.    Постановка наводящих вопросов.

13.    Указание правил, на основании которых выполняется задание.

14.    Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.

15.    Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.

Краткая характеристика слабоуспевающих детей

Этот ребенок требует особенного подхода к организации учебного процесса. Он в силу особенностей своего развития нуждается в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у него возникают серьезные трудности в обучении.

На индивидуальных занятиях работает только под руководством учителя, который направляет его работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль за правильностью выполнения.

Учебно-познавательная мотивация развита слабо. На уроках низкая активность внимания, быстро переключается, устает. Воспринимает учебную инструкцию, но работать по ней самостоятельно не может, приходится несколько раз повторять инструкцию. Толику трудно высказать своё элементарное суждение, делать простой логический вывод. Ведущая рука – левая. Совершенно не развита мелкая моторика рук, испытывает большие трудности при ориентировании в тетрадях по письму и математике. Не запоминает графическое написание букв, научился прописывать только завершенные элементы букв.

Темп деятельности медленный, не осмысленный. На уроках спокоен, в ходе урока не участвует, не может ответить на поставленные вопросы, молчит или смотрит по сторонам. Испытывает трудности в переходе с устных форм работы на письменные. Не понимает учебной задачи. Способность к волевому усилию снижена, часто не доводит начатое до конца. Тетради ведет небрежно, до сих пор не может правильно оформлять запись в тетрадях. У мальчика недостаточно сформированы умения и навыки для усвоения учебного материала.

По математике не знает состав чисел первого десятка, считает до 5, не запоминает цифры. При написании цифры не может ее назвать. Знает 1 геометрическую фигуру (круг).

Стихи наизусть учит с большим трудом, быстро забывает. Может пересказать небольшой текст.

По окружающему миру не знает название времен года, отличительные их признаки, не отличает домашних и диких животных. С самостоятельными работами не справляется. Испытывает большие трудности при осмыслении учебного материала. Не усвоил программу 1 класса.

Работа со слабоуспевающими детьми

Обучающиеся должны знать/уметь:

— различать звуки и буквы; гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки и писать их;

— правильное, осознанное и плавное слоговое чтение с четким проговариванием слогов и слов;

— решать задачи;

— выполнять письменное сложение и вычитание в пределах 20.

Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми

1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.

2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.

4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.

6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются при необходимости карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.

Индивидуальный образовательный маршрут для слабоуспевающих учащихся 2 класса по русскому языку

на ученика Дмитрия Д. класса 2 «Б»

Учитель: Рождественская С.В.

Дмитрий испытывает значительные затруднения в овладении программным материалом по русскому языку. Допускает орфографические и дисграфические ошибки в письменных работах: списывание, диктант. Изученные правила знает, но не пользуется ими при письме. С трудом выполняет различные грамматические разборы слов, предложений. Внимание неустойчивое, рассеянное, с трудом переключается с одного вида деятельности на другой. На вопросы даёт неполные ответы. Словарный запас ограничен. Затрудняется составлять предложения, связанные по смыслу, что сказывается в написании работ по развитию речи. В работе усидчивый, но работоспособность низкая, быстро утомляется. Домашние задания выполняет добросовестно, качественно, аккуратно, но с помощью мамы. Очень переживает за свои неудачи, старается исправляться.

Развивать познавательные процессы: внимание, мышление, память. Воспитывать ответственность при выполнении заданий. Формировать положительную учебную мотивацию. Развивать орфографическую зоркость.

Владение навыками самостоятельной работы, самоконтроля и самопроверки.

Организация индивидуальных дополнительных занятий во внеурочное время; подбор дидактического материала. Создание ситуаций успеха.

Работа с родителями

Консультации по вопросам изучаемых тем программы по русскому языку.

Беседа об оказании поддержки, помощи при выполнении домашнего задания.

Лист общеучебных достижений

Фамилия, имя ученика: Дмитрия Д.

Класс: 2 «Б»

  • Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка /Н.М.Бетенькова, Д.С.Фомин/
  • Дидактический материал по русскому языку /Ш.Б.Журбина, Н.В.Костромина/
  • Тесты по русскому языку /А.Нарушевич/
  • Русский язык с увлечением. /О.Сагирова, А.Ундзенкова/
  • И учёба, и игра. /Т.И.Тарабанина/
  • Смекалка для малышей. /пособие для начальной школы/
  • Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку. /Е.В.Ветров, Т.В.Ветрова/
  • Словарные слова. /О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова/
  • Русский язык. Дидактические карточки. /Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина/
  • Сборник упражнений. Русский язык. 2 класс. /Т.В.Шклярова/
  • Диктанты и изложения по русскому языку. /Е.А.Нефёдова, О.В.Узорова/
  • Речевые уроки. / под редакцией Т.А.Ладыженской/
  • Развивающие задания для второклассников. /Тетрадь с заданиями для развития речи/
  • Обучающие комплексные работы /О.Б.Калинина/

Рождественская Светлана Викторовна, учитель начальных классов

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия»

города Гая Оренбургской области

Организация работы со слабоуспевающими детьми

Программа
составлена с учетом индивидуальных особенностей ученика.

Индивидуальная карта
слабоуспевающего учащегося класса

Ф И  учащегося 
_____________________________________________

1.Необходимо
варьировать методы обучения, позволяющие слабоуспевающим учащимся активно
усваивать учебный материал;

2.
Необходим подбор разноуровневых учебных заданий для самостоятельной работы
слабоуспевающих учащихся по наиболее существенным разделам учебного материала.

Действия   учителя (тьютора) со слабоуспевающими
учащимися    на достижение успеха в учебе.

Оцените статью
Мой маршрут