Индивидуальный образовательный маршрут иом сопровождения воспитанников подготовительной группы

Индивидуальный образовательный маршрут иом сопровождения воспитанников подготовительной группы Маршрут

Содержание
  1. Семинар педагогов дополнительного образования г. Улан-Удэ
  2. Школа молодого учителя. Реализация индивидуального образовательного маршрута как фактор развития учительского потенциала
  3. «Формирование предпосылок функциональной грамотности в ДОУ»
  4. Конкурс «Мастер дистанта»
  5. Семинар «Индивидуальный образовательный маршрут и система наставничества, как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов».
  6. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) воспитанника средней группы
  7. Д/и «Найди пару». Д/и « Раздели предметы на группы»«Консультация «Развиваем логическое мышление»
  8. Обогащать представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и их свойствах (углы, стороны)
  9. Индивидуальный маршрут развития на 2018 – 2019 учебный год
  10. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) воспитанника 2 младшей группы
  11. Дыхательная гимнастика «Дровосек»Домашнее задание «Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем…» 4 неделяРаботать над мягкой атакой голоса
  12. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) воспитанника младшей группы
  13. «Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника»
  14. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) воспитанника младшей группы
  15. Д/и «Картинки-половинки». Пальчиковая игра «Пальчик-пальчик, где ты был?
  16. Д/и «Найди пару»Д/и « Раздели предметы на группы»«Консультация «Развиваем логическое мышление»
  17. Д/и «Собери по образцу».
  18. Учебно-методическая разработкаИндивидуальный образовательный маршрут
  19. Вырабатывать чёткие, координированные движения органов речевого аппарата
  20. Обогащать представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и их свойствах (углы, стороны)
  21. Сложить разбросанные игрушки по местам
  22. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) а способного воспитанника младшей группы
  23. Выполнение заданий по инструкции детей
  24. Учить рассматривать сюжетную картину, помогая определить ее тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей
  25. Способствовать формированию диалогической речи
  26. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) воспитанника младшей группы
  27. Знакомить с приемами словообразования существительных
  28. Закреплять знания о травянистых и комнатных растениях, их названиях
  29. Самодиагностика, «Какой вы родитель?» 4 неделяПредлагать сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разных цветов для создания и украшения достроек
  30. Упражнять в употреблении глаголов в неопределенной форме (сидеть)
  31. Ссылка недоступна.
  32. Апрель 1. Пальчиковая гимнастика «Цыплята»
  33. Д/и «Похожи — не похожи» Наблюдение за комнатными растениями в группе
  34. В ближайшие сутки работа сайта восстановится.
  35. Обогащение качественного словаря, правильное названия предметов
  36. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) на способного воспитанника средней группы
  37. Март 1. Пальчиковая гимнастика «Пальчики»
  38. Предполагаемый результат

Семинар педагогов дополнительного образования г. Улан-Удэ



Школа молодого учителя. Реализация индивидуального образовательного маршрута как фактор развития учительского потенциала



«Формирование предпосылок функциональной грамотности в ДОУ»



Конкурс «Мастер дистанта»



Семинар «Индивидуальный образовательный маршрут и система наставничества, как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов».



ФИО: Жилякова Надежда Владимировна

Место работы: МБДОУ ДСКВ 36 «Жемчужинка» г. Юрга Кемеровской области

Должность: воспитатель детского сада

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида 36 Жемчужинка»

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка 1 младшей группы «Пчелки» по речевому развитию

(2 – 3 года)

Разработан: воспитатель Жилякова Н. В.

2019 – 2020 г

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).

Индивидуальный образовательный маршрут — это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.

• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;

• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;

• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;

• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)

Индивидуально-образовательный маршрут определяется:

потребностями и запросами родителей;

индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;

Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:

• развитие общей и мелкой моторики;

• развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;

• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций) ;

• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях) ;

• формирование представлений о пространстве, времени

Методы, используемые в работе:

• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;

• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)

• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения) ;

• Приемы арт — терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия) ;

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника (период с января по май 2019-2020 уч.год)

Ф.И.О. ребенка: Козлов Макар Дмитриевич

Возраст: 3 года

Воспитатели: Жилякова Н. В., Саханова Т. Л.

Результаты педагогической диагностики по 5 

дата обследования январь

Обогащать словарь ребенка;

Активизировать знакомые слова в речи и развивать связную речь;

Учить составлять элементарные конструкции и обыгрывать их;

Развивать мелкую моторику.

В результате проведения промежуточной диагностики, можно сделать вывод, что есть небольшие сдвиги. У Макара появились звукоподражательные звуки, первые слоги и легкие слова. Он еще не может сказать, ответить на вопросы при помощи речи, но может показать, сгруппировать предметы по количеству и цвету.

Необходимо продолжить работу во втором полугодии по:

развитию словаря через словесные и дидактические игры;

развитию правильного звукопроизношения через ежедневные организации артикуляционной и пальчиковой гимнастики, в ходе индивидуальных занятий и режимных моментов.

Количество инд.занятий, время по циклограмме

Усовершенствование устной речи ребенка;

Развитие мелкой моторики;

Развитие сенсорного восприятия окружающего мира

Взаимодействие с родителями:

Рекомендации по пальчиковой и артикуляционной гимнастике;

Буклет «Развитие речи через игру»

Консультация «Правильная речь родителей и близкого окружения дома и вне дома».

Взаимодействие с специалистами:_______________________________________________

Психолого-педагогический консилиум МКДОУ д/с Ладушки

Порядок деятельности Психолого-педагогического консилиума МКДОУ д/с Ладушки Цель: Создание целостной системы психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающей оптимальные условия жизнедеятельности для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Задачи: 1. Выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии, их характера и причин, или других состояний; 2. Комплексное обследование детей с ОВЗ, а также детей, имеющих трудности в обучении и адаптации с целью обеспечения им психолого-педагогического сопровождения в образовательном процессе; 3. Выявление резервных возможностей ребенка, в т. ч. одаренного, разработка рекомендаций по учебно-воспитательной работе; 4. Составление оптимальной для развития ребенка индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения; 5. Организация здоровьесберегающего образовательного пространства с целью профилактики физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов; 6. Подготовка и ведение документации, отражающей динамику актуального развития ребенка, программу образовательных и воспитательных мер в целях коррекции отклоняющегося развития; 7. Консультирование педагогов и родителей в решении сложных или конфликтных ситуаций. Обязанности специалистов консилиума 1. Председатель: — разработка и хранение документации ППк; — составление плана работы на учебный год; — подготовка и организация плановых и внеплановых заседаний консилиума; — информирование родителей о заключении ППк, обсуждение рекомендаций консилиума. 2. Секретарь: — подготовка бланков договоров, заявлений, карт для заполнения специалистами, родителями; — за две недели, информирование специалистов консилиума о предстоящем заседании; — ведение документации консилиума (журналы, протоколы, заключения ППк). 3. Учитель-логопед: — изучение состояния речевого развития ребенка; — подготовка материалов к консилиуму (представление); — предоставление на консилиуме необходимой информации ведущему специалисту; — участие в разработке стратегий сопровождения, планирование форм и направлений в работе. 4. Воспитатель: — проведение необходимой диагностики; — подготовка материалов к консилиуму (педагогическая характеристика); — участие в разработке стратегий сопровождения, планирование форм и направлений в работе; — индивидуальная коррекционно-развивающая работа с ребенком, а также координация работы других специалистов; — не позднее, чем за 3 дня до проведения ППк сбор информации от специалистов о динамике развития ребенка за период, прошедший с момента последнего консилиума. Обследование ребенка проводится каждым специалистом индивидуально с учетом реальной возрастной психофизиологической нагрузки на воспитанника. Регламент работы ППк Деятельность ППк осуществляется по разработанному плану, составленному на учебный год. Плановые ППк проводятся не реже 1 раз в квартал: в кризисные периоды развития детей, на этапах их перехода с одной ступени образования на другую. Деятельность планового консилиума ориентировано на решение следующих задач: — определение путей психолого – педагогического сопровождения детей; — выработка согласованных решений по созданию оптимальных условий для развития и обучения детей; — динамическая оценка состояния ребенка, группы и коррекция ранее намеченной программы. Деятельность ППк включает в себя три этапа: 1 этап — подготовительный (сентябрь) В сентябре на плановом подготовительном заседании ППк оформляются бланки первичных документов. На консилиум направляются дети, имеющие сложные нарушения в речевом и психофизиологическом развитии. С родителями (законными представителями) подписывается согласие на психолого – педагогическое обследование и сопровождение ребенка . Руководитель ДОУ информирует родителей воспитанника об условиях его обследования и сопровождения. На консилиуме выступают все специалисты по каждому из воспитанников, обозначив индивидуальные трудности детей и предложив свои рекомендации по проведению дальнейшей коррекционно – развивающей работы. После обсуждения и анализа представленной информации заполняется коллегиальное заключение ППк, которое содержит обобщенную характеристику структуры нарушения развития ребенка (без указанного диагноза) с общими рекомендациями. Затем разрабатывается индивидуальный маршрут развития для каждого ребенка в соответствии с возможностями ДОУ. Индивидуальный маршрут развития предполагает совместное определение содержания коррекционно – развивающей работы с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка, основных ее целей и направлений. Также оформляются: — Журнал регистраций коллегиальных заключений психолго-педагогического консилиума , в который в последующем вносятся Ф.И.О., дата рождения детей, направленных на консилиум, повод обращения и инициатор, коллегиальное заключение, результат обращения; — Журнал учета заседаний ППк и обучающихся прошедших ППК , который заполняется на каждом из заседании, в который в последующем вноситься инфрмация : дата заседания, тематика заседания, вид консилиума( плановый/внеплановый); -Журнал направлений обучающихся на ПМПК , в который вноситься следующая информация: ФИО обучающегося, дата рождения, цель направления, причина направления, отметка о получении направлении направления родителям. Протокол ППк оформляется секретарем консилиума не позднее чем через 3 дня после его проведения и подписывается председателем и всеми членами ППк. Председатель и члены ППк несут персональную ответственность за конфиденциальность информации о ребенке, полученной в процессе работы консилиума. При отсутствии в ДОУ оптимальных условий, адекватных индивидуальным особенностям воспитанника или же при необходимости более углубленной диагностики, специалисты консилиума ДОУ рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого – медико – педагогическую комиссию (ПМПК). Коллегиальное заключение консилиума доводится до сведения родителей (законных представителей) на индивидуальных консультациях в доступной для понимания форме. Только после этого осуществляется коррекционно – развивающая работа с детьми. 2 этап — промежуточный (октябрь, январь) На втором плановом заседании обсуждаются представленные специалистами результаты обследования детей, имеющих отклонения в психоречевом развитии. В феврале проводится третье плановое заседание, на котором специалисты анализируют динамику состояния ребенка на основании результатов промежуточного обследования. Все данные фиксируются в журнале сведений о динамике развития воспитанников. Для детей с низким показателем изменяются и дополняются рекомендации программы индивидуального развития. 3 этап – итоговый (апрель-май) В апреле – мае ППк анализирует результаты коррекционно – развивающего обучения каждого ребенка на основании динамического наблюдения и принимает решение о его дальнейшем обучении. Изменение типа образовательного учреждения осуществляется при наличии письменного согласия на это родителей (законных представителей). В случае перевода ребенка в другую образовательную систему оформляется выписка из карты развития, которая выдается родителям (законным представителям) по запросу из образовательного учреждения, в котором будет обучаться (воспитываться) ребенок. В течение года проводятся внеплановые заседания ППк по запросам специалистов, организующих коррекционно – развивающее обучение с детьми, а также по запросам родителей (законных представителей) воспитанников. Поводом для внепланового ППк является отрицательная динамика обучения и развития ребенка. Деятельность ППк контролируется руководителем ДОУ. На заседание приглашаются воспитатели, работающие с конкретным воспитанником. Заседания ППк бывают как плановые, так и внеплановые. Плановые заседания ППк: осуществляется анализ выявленных воспитанников группы риска (испытывающих трудности в обучении и поведении); определяются пути психолого-педагогического сопровождения детей, испытывающих трудности в речевом, познавательном, социальном развитии, детей с ОВЗ и детей-инвалидов; принимается согласованное решение по определению индивидуального образовательного маршрута ребенка; определяется динамика развития ребенка в процессе реализации АОП. Внеплановые заседания определяются запросами специалистов, педагогов, непосредственно работающих с воспитанником, родителей (законных представителей) при выявлении или возникновении обстоятельств, отрицательно влияющих на развитие ребенка в данных образовательных условиях. В том случае, если инициатива обследования на ППк исходит от педагогов Учреждения, обязательным условием предоставления воспитанника на ППк является согласие родителей (законных представителей), подтвержденное письменным заявлением. В случае отказа, заявление должно храниться в карте сопровождения воспитанника в течение всего периода обучения в образовательной организации. При несогласии родителей (законных представителей) на обследование ребенка должна проводиться работа по формированию у них понимания проблемы, исходя из интересов воспитанника.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) воспитанника средней группы

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) воспитанника средней группы

Д/и «Найди пару». Д/и « Раздели предметы на группы»«Консультация «Развиваем логическое мышление»

Д/и «Найди пару». Д/и « Раздели предметы на группы»«Консультация «Развиваем логическое мышление»

Обогащать представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и их свойствах (углы, стороны)

Обогащать представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и их свойствах (углы, стороны)

Индивидуальный маршрут развития на 2018 – 2019 учебный год

Индивидуальный маршрут развития на 2018 – 2019 учебный год

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) воспитанника 2 младшей группы

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) воспитанника 2 младшей группы

Дыхательная гимнастика «Дровосек»Домашнее задание «Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем…» 4 неделяРаботать над мягкой атакой голоса

Дыхательная гимнастика «Дровосек»Домашнее задание «Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем…» 4 неделяРаботать над мягкой атакой голоса

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) воспитанника младшей группы

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) воспитанника младшей группы

«Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника»

Управление образования администрации г. Хабаровска

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

 учреждение г. Хабаровска «Детский сад № 208»

Доклад на методическом объединении

 для педагогов ДОУ

образовательного маршрута дошкольника»

Об индивидуализации в образовательном процессе говорится в последнее время достаточно много. Одним из вариантов, способствующих реализации индивидуальных образовательных потребностей является «индивидуальный образовательный маршрут» воспитанника.

Под индивидуальным образовательным маршрутом  понимается система дидактических  мер, обеспечивающих полноценное развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и социальным заказом родителей.

Деятельность педагога направляется, в первую очередь, на создание условий для оказания индивидуальной помощи каждому ребёнку в планировании своей деятельности,  применению своих умений и навыков в совместной и самостоятельной  деятельности, на консультирование родителей. Важнее не то, что знают и умеют выпускники дошкольного образовательного учреждения, а как они умеют реализовывать свой личностный потенциал в соответствии с индивидуальными способностями.

Индивидуальный образовательный маршрут должен иметь определенную цель. И эта цель ориентирована на достижение воспитанником государственного стандарта, т.е. на результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка или на преодоление несоответствия между уровнем который задают образовательные программы данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника.

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).

Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ): Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития. Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.

Задачи по социально – личностному развитию ребенка:

• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;

• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;

• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;

• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)

Сущность ИОМ заключается в следующем:

  1. ИОМ специально разрабатывается для конкретного ребенка как

его индивидуальная образовательная программа;

  1. в стадии разработки ИОМ ребенок и его родители выступают:

–       как субъекты выбора дифференцированного образования,

предлагаемого дошкольным образовательным учреждением;

–       как «неформальные заказчики», предъявляя дошкольному

образовательному учреждению образовательные потребности и

индивидуальные особенности ребенка;

  1. на стадии реализации ребенок выступает как субъект осуществления

обучения, воспитания и развития в соответствии с его индивидуальными

  1. государственным заказом;
  2. потребностями и запросами родителей;
  3. индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;
  4. возможностями ДОУ;

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:

– для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

– для одарённых детей;

– для детей из социально неблагополучных семей;

– для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:

• развитие общей и мелкой моторики;

• развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;

• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивно) к которой относятся – лепки, аппликации, рисования) и другие виды продуктивно деятельности.

• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);

• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);

• формирование представлений о пространстве, времени

Методы, используемые в работе:

• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;

• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)

• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);

• Приемы арт – терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия);

• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)

При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы:

  1. – принцип опоры на обучаемость ребенка,
  2. – принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития
  3. – принцип соблюдения интересов ребенка. По-другому его называет “на стороне ребенка”. Те воспитатели должны объективно относится к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка! Л.М. Шипицина называет его «на стороне ребенка». Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение. В сложных ситуациях требуется объективный анализа проблемы, учет жизненного опыта взрослых, их многочисленных возможностей независимой самореализации, учет множества социальных структур и организаций. А на стороне ребенка часто бывает только он сам. Специалист системы сопровождения призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
  4. – принцип тесного взаимодействия и согласованности работы “команды” специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации);
  5. – принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.
  6. – принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.Реализация данного принципа – это опора предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению «навешивать ярлыки», понимание того, что есть норма. «Нормы – это не среднее, что есть (или стандартное, что необходимо), а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях. Одна из важнейших задач специалистов, реализующих идеологию психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития ребенка, состоит в том, чтобы эти условия определить, а при необходимости и создать» (В.И. Слободчиков).
  7. – принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

На основе анализа изученной нами литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута

1. Этап наблюдения.

2. Диагностический этап.

3. Этап конструирования.

4. Этап реализации

5. Этап итоговой диагностики.

Остановимся подробнее на каждом этапе

Первый этап наблюдения.

Цель этапа: выявить группу дошкольников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявление групп дошкольников по трудностям»

Диагностический этап. На данном этапе проводится ряд диагностик совместно с педагогом психологом. Цель данного этапа – выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины»

ФИ Выявленные трудности причины Результат (в конце сопровождения)

3. Этап конструирования. Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей.

4. Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников.

Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения. Учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – игра педагогу в реализации индивидуальных маршрутов помогает педагогический приём «почтовый ящик», в котором дети находят письмо, адресованное конкретному ребёнку с условными обозначениями задания.

На 5 этапе проводится завершающая диагностика.

Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась).

• развитие социальной компетентности;

• развитие коммуникативных навыков;

• коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной);

• развитие чувства самоценности;

• коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.

Мониторинг развития ребенка является основой выстраивания ИОМ.  Это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с  обязательной обратной связью. Мониторинг в работе позволяет не просто  фиксировать уровень развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и педагогической коррекции. Мониторинг – это отправная точка индивидуального образовательного маршрута для  каждого ребенка.

Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.

Индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребёнка: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.

Одна из главных задач совершенствования системы дошкольного образования является выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей.

Не редко в группе выявляются дети, опережающие в развитии своих сверстников, проявляющие таланты в различных областях. Одаренный ребёнок обладает одним или несколькими качествами: хорошей памятью, особенно долговременной; хорошим словарным запасом; способностью сосредоточится на долгое время; лёгким усвоением информации; наблюдательностью и любознательностью; устойчивым интересом к широкому кругу вопросов;раним проявлением способности сопереживать другим; любовью к книгам; энергичностью; предпочтением играть с детьми  старшего возраста; нетрадиционными способами использования привычных предметов; задатками лидера и социальными навыками.

Для выявления одаренности воспитанников провожу диагностику, используя методы: наблюдения, беседы, анкетирования родителей. Главным условием для мониторинга является, конечно, личный контакт с ребёнком. Это позволяет узнать увлечения и интересы детей, что в дальнейшем помогает стимулировать ребенка и направлять его развитие.

МОНИТОРИНГ, НАБЛЮДЕНИЯ, БЕСЕДЫ
Б
Наблюдение за ребенком на занятиях, в играх, в самостоятельной деятельности
Беседы с родителями
Выявление видов одаренности
Интеллектуальная
Творческая
Коммуникативная
Спортивная

После того, как выявила вид одарённости с помощью диагностики, разрабатываю индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения одарённых воспитанников. Результатом  работы является: активное участие ребёнка в жизни группы и детского сада, участие в конкурсах, выставках разного уровня.

Наблюдая за девочкой, обратила внимание, что Андросюк Настя опережает в развитии своих сверстников в продуктивной деятельности, с  удовольствием выполняет поделки в нетрадиционной технике, все время что-то рисует, лепит, вырезает, выполняет аппликации. Работы Насти демонстрировались на выставках и  участвовали в конкурсах, организованных в детском саду. Проведённая с родителями беседа и анкетирование подтвердили наличие у ребёнка творческих способностей и изобразительной одарённости. Данные наблюдений позволили мне сделать вывод, что у Насти творческая (изобразительная) одарённость.

Для развития изобразительной одарённости Андросюк Насти, исходя из интересов и наклонностей девочки, разработала и реализовала индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения по обучению рисованию и лепке. Данная система  развивает творческие способности ребёнка, совершенствует их изобразительные умения. Результатом работы стало участие Насти во всероссийском пластилиновом конкурсе «Уши, ноги и хвосты», конкурсный тур «Ребятам о зверятах» .

Внутренняя познавательная мотивация- это естественное стремление ребенка к познанию: любознательность, активность, любопытство, познавательная деятельность, творчество. И большинство дошкольников ею обладают: это возраст почемучек, активных исследователей, любознаек. Наблюдая за деятельностью своих детей второй младшей группы в начале 2013-2014 учебного года,увидела, что в группе есть дети – Шапин Никита и Ясевич Софья, которые малоактивны на занятиях, не проявляют познавательного интереса, не усваивают программный материал, плохо мыслят, испытывают трудности в восприятие цвета, формы и величины предметов. Причина затруднений в обучении и развитии этих детей в том, что оничасто болеют и пропускают детский сад или просто не ходят, а родителям некогда уделять ребенку внимание. Учитывая индивидуальные особенности развития детей, спроектировала индивидуальный маршрут по усвоению сенсорных эталонов.

Материал подаю по принципу – от простого к сложному, с опорой на активность и самостоятельность ребенка. Использую объяснительно-иллюстративный, наглядно-демонстрационный, репродуктивный, продуктивный, практический, словесный методы. Образовательный процесс строю на  педагогических технологиях: личностно-ориентированного подхода, развивающего, игрового обучения.

Спрогнозировала результаты освоения ребенком образовательного материала: он научится определять форму предметов, сравнивать предметы по высоте и длине, ориентироваться на плоскости.

В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль: это первая ступенька в социализации и самосознании личности. Здесь ребёнок приобретает умения и навыки в общении и человеческих взаимоотношениях, здесь закладываются нравственный облик и профессиональное самоопределение. Семья становится важнейшей составляющей социальной ситуации развития ребёнка. В сентябре 2014 года в среднюю группу поступил мальчик Парамонов Максим, которого взяла под опеку его бабушка. Мальчик из неблагополучной семьи – ранее воспитывался в неполной семье мамой с алкогольной зависимостью, часто были семейные конфликты. В августе бабушка оформила опеку над Максимом и привела его в детский сад.

Определила главные цели и задачи взаимодействия с данной семьёй:

– оказание помощи семье в воспитании детей;

– психолого-педагогическое просвещение бабушки.

Основные направления деятельности:

– изучение семьи и условий семейного воспитания;

– коррекция детско-родительских отношений;

– дифференцированная и индивидуальная помощь бабушке.

Работу с семьёй начинала с её изучения, выяснения отношений внутри семьи. Для изучения семьи использовала беседы, анализировала творческие работы мальчика и наблюдала за взаимоотношениями ребенка и бабушки  во время посещения детского сада. Данные наблюдения позволили мне сделать вывод, что бабушка придерживается неконструктивного стиля воспитания, требует от ребенка послушания и дисциплины. Под влиянием всех этих факторов у Максима формируются отклонения в поведении, которые подлежат педагогической коррекции, а именно упрямство, агрессивность. Эти качества бабушка понимает как непослушание, стремление ребенка все делать по-своему, она чрезмерно ограничивает активность ребенка. Обычно упрямство возникает в тех семьях, где родители постоянно конфликтуют между собой, а в их семье бабушка конфликтует с мамой Максима. Для работы с выявленным отклонением в поведении ребенка – дошкольника составила индивидуальный маршрут по коррекции поведенческих отклонений мальчика, обусловленных неблагополучием семейного воспитания. Маршрут включает проведение системы игр – занятий с элементами изо-деятельности, направленных на коррекцию выявленных отклонений в поведении Максима, преодоление негативные переживаний и страхов, усиление  «Я» ребёнка и повышение уверенности в себе.

Ожидаю, что к концу учебного года Максим научится говорить о своих недостатках в поведении, страхах, замкнутости, научится контролировать себя, станет более организованным, дисциплинированным, научится слушать другого, стать более выдержанным.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) воспитанника младшей группы

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) воспитанника младшей группы

Д/и «Картинки-половинки». Пальчиковая игра «Пальчик-пальчик, где ты был?

Д/и «Картинки-половинки».Пальчиковая игра «Пальчик-пальчик, где ты был?

Д/и «Найди пару»Д/и « Раздели предметы на группы»«Консультация «Развиваем логическое мышление»

Д/и «Найди пару»Д/и « Раздели предметы на группы»«Консультация «Развиваем логическое мышление»

Д/и «Собери по образцу».

Д/и «Собери по образцу».

Учебно-методическая разработкаИндивидуальный образовательный маршрут

Ф.И. – ребенка Максим К.

Формы работы – дополнительные и индивидуальные занятия.

Сопровождающий педагог – воспитатель.

Дата заполнения: 20.09.2016 года.

Дата рождения: 30.11.2008 г

Тип группы: разновозрастная.  

Срок пребывания в данном ДОУ 4 мес.

В каком возрасте поступил: 4 года.

Откуда поступил: из семьи, из другого ДОУ (смена места жительства) 15 августа в среднюю группу 2016 «Зайчата».

Оценка адаптации ребенка в группе: а) хорошая; б) удовлетворительная; в) недостаточная; г) плохая: удовлетворительная адаптация: ребенок не испытывал трудности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками, однако эмоциональное состояние было плохое (плач в течение всего дня, нарушение дневного сна). Адаптация составила 3 недели.

Физическое состояние ребенка:

Сформированность движений: соответствуют возрасту, координация движений недостаточно развита, уверенность при выполнении дозированных движений, высокая скорость, средний уровень ловкости; испытывает затруднения при выполнении движений по словесным инструкциям.

Утомляемость ребенок достаточно вынослив, но не усидчив, активно выполняет задания на протяжении установленного времени, высокая утомляемость наблюдается редко.

— ведущая рука правая.

-точность движений: наблюдается плохая координация пальцев, кисти рук, недостаточно развитая мелкая моторика (не умеет застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, развязывать и завязывать шнурки, вырезывать ножницами по прямой, по кругу);

— работа на листе бумаги: не ориентируется на листе бумаги, сформирован навык держать карандаш, раскрашивает, выходя за границы, не умеет выполнять замкнутые фигуры (круг, квадрат).

Особенности познавательной сферы:

Познавательные интересы, любознательность: у ребенка оптимальный уровень развития познавательной активности, высокая любознательность.

Особенности внимания: с трудом концентрирует, но быстро переключает внимание на заданиях, предложенных взрослым; проявляет интерес к заданиям, справляется при поддержке взрослого, торопится.

Сформированность восприятия и наглядно-действенного мышления.

Высокий интерес к любой деятельности, активная позиция в исследовательской деятельности.

— Отмечается высокая активность; низкие: целеустремленность, самостоятельность, терпение, умение слушать и усваивать полученную информацию; не доводит все начатое до конца.

— Продуктивность в работе и обучении: с помощью, лепки, аппликации, рисования может выразить свои впечатления об окружающим мире, позитивное отношение к нему, продуктивная деятельность носит творческий характер. В обучении показывает средние результаты.

— Восприятие величины, формы цвета знает и показывает основные цвета, знает и правильно показывает некоторые геометрические фигуры, соотносит предметы относительно величины без ошибок.

— Присутствует точное и осмысленное восприятие, понимание главного в воспринимаемом.

— Умение сравнивать предметы с целью выявления сходства и различия (обобщения строит, опираясь на незначительные признаки; устанавливает с трудом или легко) ребенок умеет дифференцировать предметы по признакам только показывая, но не может сказать.

Уровень обобщений допустимый: умеет классифицировать предметы, не пользуется обобщающими словами.

— Самостоятельно не может справиться с заданиями, спрашивает одобрения.

— преобладающий тип памяти (зрительная, слуховая, моторная, смешанная);

— высокая скорость запоминания, устойчивая память;

— запоминает, но сказать не может.

— Хорошее понимание обращенной к нему речи не только на бытовом уровне, но и на организованных занятиях.

низкая активность речевого сотрудничества со взрослым, выполняет поручения, понимает и выполняет элементарные инструкции.

— Звукопроизношение нечеткое, произносит только отдельные слоги.

— Не умеет составлять простые и сложные предложения разных видов, не называет в последовательности слова в предложении.

— Не умеет составлять рассказ по сюжетной картинке, по серии картинок, не анализирует тексты на доступном уровне; не сочетает описательные и повествовательные монологи.

— Наличие заикания: отсутствует.

Элементарные математические представления:

— механический пересчет в пределах 5, с помощью показа;

— знает и умеет соотносить каждое последующее число с предметом;

— возможность соотнесения заданного количества предметов с количеством пальцев рук или других предметов, с цифрой;

— может выделить из множества заданное количество предметов;

— счетные операции: не может решать задачи на прибавление, вычитание, не умеет найти насколько больше, насколько меньше, в силу отсутствия речи;

— понимает, но не использует понятия в речи: один/много, сколько/столько, большой/маленький, поровну, больше/меньше, больше на /меньше на.

Сформированность представлений ребенка о себе и о ближайшем окружении:

— у ребенка имеются представления о социальных группах и сообществах (семья, соседи, группа, не может рассказать о себе, о своей семье, не знает свое место проживания (город, поселок, улица, дом).

— временные представления разбирается во времени, с помощью взрослого определяет и фиксирует и определяет части суток, время года.

Особенности игровой деятельности.

— Действия с игрушками не всегда ориентированы на свойства и назначение игрушек. Наблюдается не устойчивый интерес к игре и игрушкам. Нечеткое и неточное выполнение игровых действий и правил.

— В играх присутствует сюжет, иногда присутствует логическая цепочка действий, не следует своей роли до конца, использует предметы-заместители, игровые действия не сопровождаются речью.

— Умеет подчиняться игровым правилам.

Особенности конструктивной и изобразительной деятельности.

— Ребенок не умеет создавать рисунок, умеет создать конструкцию, постройку по образцу, действует по словесной инструкции; умеет и любит создавать продукт в коллективно.

— Ориентируется в пространстве, выбор формы и цвета соответствуют образцу.

— Умеет обыгрывать постройку, не может объяснить рисунок.

— Всегда активен, открыт, уравновешен, доброжелателен, легко идет на контакт, потребность в общении высокая.

— Заниженное к себе отношение, присутствует бережное отношение к своему здоровью, всегда опрятен.

— Адекватно реагирует на замечания, прислушивается, старается исправить ситуацию, при одобрении, хвальбе испытывает и не скрывает положительные эмоции.

— выражена адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, любви, добра, склонность прийти на помощь, защищать других.

Навыки самообслуживания: умеет самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, самостоятельно одевается, раздевается, обувается, пользоваться ложкой, вилкой, умеет убирать свои вещи и постель. Не умеет завязывать и развязывать шнурки.

Заверяю: заведующий ДОУ.

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания на 2016-2017 учебный год.

Для воспитанника: Максим К.

Возраст ребенка: 5 лет.

Вырабатывать чёткие, координированные движения органов речевого аппарата

Вырабатывать чёткие, координированные движения органов речевого аппарата

Обогащать представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и их свойствах (углы, стороны)

Обогащать представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и их свойствах (углы, стороны)

Сложить разбросанные игрушки по местам

Сложить разбросанные игрушки по местам

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) а способного воспитанника младшей группы

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) а способного воспитанника младшей группы

Выполнение заданий по инструкции детей

Выполнение заданий по инструкции детей

Учить рассматривать сюжетную картину, помогая определить ее тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей

Учить рассматривать сюжетную картину, помогая определить ее тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей

Способствовать формированию диалогической речи

Способствовать формированию диалогической речи

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) воспитанника младшей группы

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) воспитанника младшей группы

Знакомить с приемами словообразования существительных

Знакомить с приемами словообразования существительных

Закреплять знания о травянистых и комнатных растениях, их названиях

Закреплять знания о травянистых и комнатных растениях, их названиях

Самодиагностика, «Какой вы родитель?» 4 неделяПредлагать сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разных цветов для создания и украшения достроек

Самодиагностика, «Какой вы родитель?» 4 неделяПредлагать сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разных цветов для создания и украшения достроек

Упражнять в употреблении глаголов в неопределенной форме (сидеть)

Упражнять в употреблении глаголов в неопределенной форме (сидеть)

Ссылка недоступна.

Апрель 1. Пальчиковая гимнастика «Цыплята»

Апрель 1. Пальчиковая гимнастика «Цыплята»

Д/и «Похожи — не похожи» Наблюдение за комнатными растениями в группе

Д/и «Похожи - не похожи» Наблюдение за комнатными растениями в группе

В ближайшие сутки работа сайта восстановится.

Обогащение качественного словаря, правильное названия предметов

Обогащение качественного словаря, правильное названия предметов

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) на способного воспитанника средней группы

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) на способного воспитанника средней группы

Март 1. Пальчиковая гимнастика «Пальчики»

Март 1. Пальчиковая гимнастика «Пальчики»

Предполагаемый результат

Предполагаемый результат: 1

Оцените статью
Мой маршрут