Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ограниченными возможностями здоровья это

Автор статьи

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года


Задать вопрос автору статьи

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это программа деятельности, действий конкретного обучающегося, которые ему необходимо выполнить для получения знаний и навыков, достижения определенного уровня развития на конкретном этапе обучения.

Что касается детей с ОВЗ – ограниченными возможностями здоровья, то построение индивидуального образовательного маршрута для них имеет свои особенности, сопряженные с особенностями развития ребенка и спецификой коррекционного обучения.

Прежде всего, обучение оказывается сопряженным с логопедической коррекцией, психологическими тренингами и медицинским лечением т.е. оно носит комплексный характер и имеет коррекционную направленность.

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ограниченными возможностями здоровья это Светлана Владимировна Федулова
Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ограниченными возможностями здоровья это

«Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»

Согласно «словарю русского языка» сопровождать – значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого.

Индивидуальный образовательный маршрут —

это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении :

Участники индивидуального образовательного маршрута :

• Дети с нарушением речи;

• Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

Это — воспитатели, учитель-логопед, учитель – дефектолог, педагог-психолог, медицинские работники, педагог ЛФК

Основная цель индивидуального образовательного маршрута :

создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.

Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.

Задачи по социально — личностному развитию ребенка:

• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;

• Организовать единую систему работы;

• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком;

• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется :

государственным заказом ;

потребностями и запросами родителей;

индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются :

— для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

— для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

-для детей с высоким интеллектуальным развитием.

Образовательный маршрут включает основные направления:

• развитие общей и мелкой моторики;

• развитие культурно-гигиенических и

• формирование деятельности ребенка;

• развитие речи;

• формирование представлений об

• формирование представлений о пространстве, времени и количестве.

• Беседы, игры, занятия, чтение

художественной литературы, этюды,

направленные на знакомство с различными

эмоциями и чувствами;

• Игры, упражнения и тренинги;

• Занятия, дидактические игры и упражнения

на развитие психических процессов;

• Подбор индивидуальных заданий с учетом

• Приемы арт- терапии (куклотерапия,

Принципы индивидуального образовательного маршрута :

• принцип опоры на обучаемость ребенка;

• принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;

• принцип соблюдения интересов ребенка;

• принцип тесного взаимодействия;

• принцип непрерывности;

• принцип опоры на детскую субкультуру.

Этапы индивидуального образовательного маршрута :

1. Этап наблюдения

2. Диагностический этап

3. Этап конструирования

4. Этап реализации

5. Этап итоговой диагностики

Особенности работы воспитателя по созданию

индивидуального маршрута ребенка

1 этап. Выбор:

Коллегиальное решение для работы по построению индивидуального маршрута развития;

2 этап. Наблюдение:

• Наблюдение за ребенком в организованной взрослым деятельности;

• Наблюдение за ребенком в свободной деятельности;

• Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с педагогами;

• Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с родителями;

3 этап. Диагностика:

• Определение «проблемных» и «успешных» зон развития

• Построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития ребенка

• Подбор методик, определение методов и приемов работы

4 этап. Работа:

• Подбор индивидуальных заданий

• Связь с родителями и педагогами

• Корректировка задач, методов работы с ребенком

5 этап. Контроль:

• Итоговая диагностика

• Представление работ ребенка на мероприятиях ДОУ

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка

• развитие социальной компетентности;

• развитие коммуникативных навыков;

• приближение к адекватной самооценки;

• развитие чувства самоценности;

• коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем

Закончить свою презентацию хочу словами В. Гюго:

«Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его».

Спасибо за внимание!

Согласовано:                                                    Утверждено

Протокол ППк ГБДОУ                                                Заведующий ГБДОУ

№____ от________                                                       детский сад №______

Индивидуальный маршрут сопровождения воспитанника

ГБДОУ детский сад № ____    ____________ района Санкт-Петербурга

Структурное подразделение «____________»

  1. Сведения о воспитаннике.

2. Психолого – педагогическое сопровождение.

3.Содержание индивидуальной коррекционно – развивающей работы.

Согласовано:        ________________            Зам. зав. по УВР _____________

Ознакомлен: _________   /___________/  Родитель (Законный представитель)

Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ, как часть АОП ДО.Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ, как часть АОП ДО.

учитель – дефектолог-логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида№49» Плеханова Валентина Сергеевна.

Индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ – на сегодняшний день актуальная проблема на современном этапе образования

Индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ осуществляется путем разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута развития ребенка.

Что же это такое? Применительно к дошкольному образованию четкого определения нет.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учёными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, как система конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, специалистов образовательного учреждения, родителей в процессе развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Я бы хотела поделиться опытом работы по составлению ИОМ для детей с ОВЗ, который является в свою очередь частью АОП ДОО.

В нашем дошкольном учреждении функционирую две группы компенсирующей направленности для детей с ДЦП. Но хочется отметить, что дети к нам в группу попадают по первичному двигательному нарушению, а все остальные нарушения являются вторичными. Это могут быть с сохранным интеллектом, с ЗПР, как правило, это дети с ТНР, ну за два года в нашем полку прибыли ещё и дети с интеллектуальной недостаточностью тяжёлой и лёгкой степенью.

Многие говорят, как с такими детьми вы работаете, то я всегда отвечаю, что работать то с ними не проблема, проблема состоит в документальном оформлении. Ведь на каждое нарушение требуется своя рабочая программа, совершенно разные диагностические методики и тд

Вот на примере самых сложных детей, т.е с нарушением интеллекта я и хотела бы остановиться.

Для детей с ДЦП, была разработана АОП, обязательная часть, которая реализуется в соответствии с разделом «Коррекционная и инклюзивная педагогика» основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой, а также «Программа коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ОНР» под редакцией Н.В Нищевой.

Очевидно, что дети с УО не в силах освоить АОП для детей с ДЦП, поэтому для таких детей была создана АОП для детей с ДЦП имеющих интеллектуальную недостаточность, разработанная на основе комплексной программы «Диагностика-развитие-коррекция: программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью»

Учитывая особенности развития каждого ребенка мы должны говорить об индивидуальном взаимодействии с каждым воспитанником. В целях усвоения программы для каждого из детей был разработан индивидуальный маршрут, целью которого является помощь в освоение АОП ДО для детей с ИН с учётом особенностей и образовательных потребностей воспитанник

В индивидуальном образовательном маршруте определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специфические психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы.

При разработке индивидуального образовательного маршрута специалисты, педагоги руководствуются рядом принципов:

  • принцип опоры на обучаемость ребенка, принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуального образовательного маршрута.
  • принцип соблюдения интересов ребенка. Специалист сопровождения призван решить проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
  • принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута.
  • принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист прекратит поддержку только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.

Алгоритм психолого-педагогического сопровождения ребенка в ДОУ

Наблюдение за детьми, беседы с ними, изучение сведений о родителях (законных представителях) беседа с ними, анкетирование; анализ ситуации социального окружения ребенка; изучение данных о развитии ребенка из медицинских карт; анализ протоколов ПМПК.

Диагностика психического развития, выявление индивидуально-психологических особенностей; диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей в обучении; определение зоны ближайшего развития.

Разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем.

Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута.

Заключительный этап- Рефлексивный этап. Итоговая диагностика.

Компоненты образовательного маршрута:

  • целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);
  • содержательный (Содержание коррекционно-развивающей работы по разделам программы, которые планируются каждым специалистом, работающим с ребенком с отметкой о выполнении поставленных целей
  • технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);
  • диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
  • результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).

Универсального рецепта создания ИОМ для дошкольника в настоящий момент нет. Специалисты каждого детского сада разрабатывают свой вариант ИОМ, учитывая имеющиеся у них условия, контингент детей и т.д

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ограниченными возможностями здоровья это Марина Ворончук
Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация. Автор рассматривает разработку индивидуального образовательного маршрута для детей с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольного образовательного учреждения

Ключевые слова: инклюзивное образование, ограничение возможностей здоровья, индивидуальный образовательный маршрут

Индивидуальный образовательный маршрут — это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

В целях разработки индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ решаются следующие задачи:

• определение формы получения дошкольного образования и режима пребывания в образовательной организации, соответствующих возможностям и специальным потребностям ребенка;

• определения объема, содержания – основных направлений, форм организации психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи;

• определение стратегии и тактики (форм и содержания) коррекционно-развивающей работы с ребенком;

• определение необходимости, степени и направлений адаптации основной образовательной программы организации;

• определение необходимости адаптации имеющихся или разработки новых методических материалов;

Универсального рецепта создания ИОМ в настоящий момент нет. Способ построения ИОМ, характеризует особенности конкретного ребенка и развития его на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, поскольку сущность его построения, состоят именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса. ИОМ, по мнению С. В. Воробьевой, адекватен личностно-ориентированному образовательному процессу, но в то же время, не тождественен ему, так как имеет специфические особенности. Он специально разрабатывается для конкретного ребенка.

Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:

— целевой (постановка целей, определение задач мотивов и потребностей ребенка);

— содержательный (обоснование структуры и отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ, в том числе программ дополнительного образования);

— технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);

— диагностический (определение системы диагностического сопровождения);

— организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей).

Содержание ИОМ обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей ребенка в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования ребенка (далее – образовательные области):

• физическое развитие;

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

(Примерный) Индивидуальный образовательный маршрут

Ф. И. ребенка

Сведения о семье:

Мать (ФИО, образование, место работы):

Отец (ФИО, образование, место работы):

Режим пребывания ребёнка в ДОУ

Распределение обязанностей педагогов и специалистов

в ходе реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка

Педагоги Мероприятия и рекомендации по реализации маршрута

Учитель – логопед

Воспитатель по физкультуре

Неделя Режимные моменты, цели, задачи ООД Совместная деятельность Взаимодействие с родителями

1. И. А. Крестинина «Содержание и организация коррекционной работы в образовательном учреждении» Киров: ООО «Радуга-Пресс», 2014. — 301с.

2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы» Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2014

3. Реализуем ФГОС ДО: модельная адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ/ под ред. Г. В. Яковлевой. – Челябинск: Циферо, 2016

4. Семаго Н. Я. Инклюзивное образование. Выпуск 2. «Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья». — М, «МИРОС», 2010.

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ограниченными возможностями здоровья это Марина Медведева
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ

За основу маршрута я взяла образец из интернета и добавила свои изменения и рекомендации специалистов.

Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ на период с сентября 2015 г по май 2016 г.

Дата заполнения: сентябрь 2015г.

Ф. И. О. ребёнка : Даша Б.

Дата рождения: 2011г.

Дата поступления в ДО: 2014г.

Сведения о семье: мать- одиночка, семья малообеспеченная.

Мать: ФИО, образование, место работы.

Воспитатели: Медведева Марина Валерьевна.

Учитель- логопед: ФИО

Музыкальный руководитель: ФИО

Инструктор по физ воспитанию: ФИО

Медицинская сестра- ортоптистка: ФИО

Группа здоровья III

Группа физических занятий- подготовительная

Режим пребывания ребёнка в ДОУ : пятидневная рабочая неделя с 7.00- 19.00

Заключение ПМПК: нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушения зрения, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Рекомендации ПМПК: создать оптимальные условия для получения образования и коррекции нарушений зрения с учётом индивидуальных особенностей данного ребёнка.

Образовательная программа : адаптированная основная образовательная программа для детей с нарушением зрения дошкольного возраста, Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида под редакцией Л. И. Плаксиной.

Разработка индивидуального образовательного маршрута.

По заключению врача офтальмолога у девочки ОН- гиперметропия

— постоянное ношение очков

— соблюдение режима зрительных нагрузок

— выполнение коррекционных мероприятий для снятия общего и зрительного утомления: релаксация, коррекционные зрительные упражнения

— выполнение специальных упражнений для глаз (зажмуривание, моргание, попеременное фокусирование взгляда на отдалённых и близких предметах, просмотр специальных гимнастик для глаз)

— посадка на занятиях: 1 ряд, 4 место

— проводить пропедевтику основных видов движений

— недопустима работа в помещении с низкой освещённостью

— нельзя работать на слишком близком расстоянии

— соревновательный бег, ускорения

— прыжки в длину и высоту с приземлением на всю стопу.

Цели на текущий период (учебный год) :

Разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательным областям : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно эстетическое развитие и физическое развитие. Задачи:

-усвоение моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе;

-развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости;

-формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду;

-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

-формирование предметно- практических действий

— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

— формирование способов чувственного познания с помощью зрения и сохранных анализаторов

— развитие воображения и творческой активности

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, о социокультурых ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, об особенностях её природы, многообразии стран и народов.

— развитие зрительно- пространственных представлений

— овладение речью как средством общения и культуры

— обогащение активного словаря

— развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

— развитие речевого творчества

— развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры речи

— знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух различных жанров детской литературы

— формирование звуковой аналитико- синтаксической активности как предпосылке обучения грамоте.

Художественно- эстетическое развитие

— развитие предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства и мира природы

— формирование элементарных представлений о видах искусства

— формирование реальных образов предметов окружающего мира и овладение сенсорными эталонами

— становление эстетического отношения к окружающему миру

— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора

— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

— реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

— приобретение опыта двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие координации, гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики обеих рук, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма

— формирование начальных представлений о некоторых видах спорта

— формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, а также преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии (скованность, боязнь пространства)

— овладение подвижными играми с правилами

— становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

— становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

• Наглядности с учётом офтальмологических требований к оформлению дидактического материала

• Утренняя гимнастика

Индивидуальная и подгрупповая работа

• Спортивные праздники, развлечения.

• Самостоятельная деятельность ребенка

Эти цели и задачи реализуются в разнообразных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, двигательной и чтения.

Индивидуальная работа по коррекции зрения: проводить игры на лечение амблиопии, различие цвета, развитие остроты зрения, развитие зрительного внимания. Это игры: «Нанижи бусы», «Сложи картинку», «Цветная мозаика», «Обведи по контуру», «Выкладывание крупой по контуру», «Разложи по цвету», «Штриховка предметов» и др.

Рекомендации по психологической коррекции : на развитие внимания: «Три шарика», «Вежливое слово»

на развитие мышления: «Покажи, что назову», «Самое непохожее»

на развитие мозговых механизмов: «Двуручное рисование», «Мамины помощники» — упражнение на межполушарное взаимодействие.

Коррекция физического развития:

· коррекция и компенсация недостатков физического развития;

· формирование личностных качеств, воспитание положительной мотивации и самостоятельной двигательной деятельности, преодоление ложного стыда, неуверенности в своих силах, коммуникативных свойств личности.

Коррекция речи: работа по формированию словаря, на развитие мелкой моторики рук, употребление слов в единственном и множественном числе, чистоговорки на определённые звуки, например, игры «У меня и у тебя», «Он- она», «Какой- какая», «Сложи слова» и др.

Коррекционная работа в музыкальной деятельности:

-упражнение «Ловим бабочек» муз. А. Н. Генералова — развитие пространственной локализации и прослеживающих функций.

— упражнение «Качание рук с лентами» польская нар. мелодия, «Упражнение с мячами» Александрова — развитие зрительного анализатора, построено на совмещении зрительного и слухового образа.

-упражнение «Зеркало» — развитие глазодвигательных функций, совершенствование подражательных функций, помогает развитию пространственной локализации и пролеживающих функций глаза.

Логопедическая коррекционная работа как составной компонент ИОМ ребенка с ОВЗ

Логопедическая коррекция составляет основу обучения ребенка с ОВЗ. Без устранения проблем в речевом развитии невозможно достичь должного эффекта в общем развитии ребенка.

Логопедическая коррекция нарушений речи у ребенка с ОВЗ, входящая в план ИОМ, реализуется по следующим направлениям работы:

  1. Постановка артикуляционной моторики. Предполагается проведение артикуляционной гимнастики, различных упражнений на развитие органов артикуляции;
  2. Развитие звукового произношения. Оно предполагает постановку гласных и согласных звуков, их отработку и закрепление с последующей тренировкой произношения;
  3. Развитие фонематического слуха. Детей учат воспринимать объекты по звукам т.е. идентифицировать предмет с конкретным звуком;
  4. Формирование слоговой структуры слова. Здесь осуществляется знакомство со словарем, постановка произношения отдельных слогов, используются упражнения на составление слов из слогов, разбиение слов на слоги и др.;
  5. Расширение лексического запаса. Производится расширение пассивного словаря и включение новых слов в активный словарь;
  6. Формирование грамматических конструкций. В программу обучения входят упражнения на развитие навыков выделения признаков предметов, их назначения, замену слов уменьшительно-ласкательными, согласование существительных с другими частями речи, правильное выражение пространственного отношения объектов;
  7. Развитие связной речи. Дети учатся согласовывать существительные с прилагательными, верно выражать свои мысли, обращаться с просьбами, выражать желания и чувства;
  8. Развитие психологической основы речевого произношения. Работа ведется в направлении расширения объема зрительной памяти, умения группировать объекты по сходным признакам.

Сотрудничество с родителями детей с ОВЗ

В ИОМ включена программа по развитию сотрудничества с родителями детей, страдающих ОВЗ. Она предполагает проведение различных мероприятий, ориентированных на:

  1. Ознакомление родителей с тяжестью заболевания их ребенка и его потенциальными возможностями развития.
  2. Проведение консультаций по вопросам обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, решение его насущных проблем.
  3. Привлечение родителей к совместной образовательной деятельности с детьми.
  4. Разработку стратегических и тактических основ деятельности по оказанию ребенку помощи в его коррекционном обучении.

Для реализации данных целей с родителями проводятся индивидуальные беседы, реализуется корректировка ИОМ, проводятся лекции, консультации по разным аспектам развития ребенка и разным направлениям реализации коррекционной образовательной программы. Родителям сообщаются итоги реализации ИОМ, проводится анкетирование, реализация совместных проектов с детьми. Все это помогает сформировать плодотворную среду для реализации ИОМ.

Как правило, все эти направления требуют своего применения в ИОМ ребенка с ОВЗ. Однако, в силу особенностей развития конкретного ребенка те или иные направления могут быть исключены из программы обучения или сведены к минимуму.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Индивидуальный образовательный маршрут в средней группе

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ограниченными возможностями здоровья это Мария Иванова
Индивидуальный образовательный маршрут в средней группе

Индивидуальный образовательный маршрут : Макар Л. Воспитанник средней группы «Капельки», МБДОУ№ 70 г. Железногорск

Возраст ребенка на момент составления ИМО: 5 лет

Срок реализации ИОМ:

Разработал: Мазникова Александра Владимировна

Целевой компонент индивидуального образовательного маршрута (диагностический паспорт).

Проблемные зоны Достижения и успехи

Трудности в освоении образовательной области «Речевое развитие»

в умении правильно произносить звуки;

в опознании звука в слове;

в отборе предметов на заданный звук.

в образовании существительных множественного числа родительного падежа;

в составлении описательного рассказа

словарь признаков предметов, глагольный словарь.

Ребенок проявляет интерес и доброжелательность в общении со сверстниками.

Легко понимает речь взрослого на наглядной основе и без нее.

Проявляет устойчивый интерес к изобразительной деятельности

Направления взаимодействия с ребенком по развитию звуковой и интонационной культуры речи, формированию грамматического строя речи; развитию связной речи

Цель: формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ

Индивидуальный образовательный маршрут

Ученика 1 класса

1.1 Пояснительная записка

В классе обучается 1 ребенок с ЗПР вариант 7.1. Данный обучающийся

социально адаптирован. Рекомендован индивидуальный подход на уроках.

Обучение ведется в общеобразовательном классе. Основной проблемой

неуспеваемости детей с ОВЗ является несоответствие интеллектуальной

системы ребенка системе обучения в школе. В настоящее время

общеизвестно, что дети с ЗПР, не получившие специальной психолого

педагогической помощи в дошкольном детстве, в школе уже с первого класса

становятся неуспевающими учениками. Количественно эта группа детей

самая большая по сравнению с любой другой детской группой с патологией в

развитии. К тому же она имеет тенденцию к постоянному росту, чему есть

В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании

Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон

образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются

адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в

соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». В

связи с этим в ОО разработана адаптированная основная образовательная

программа для детей с ОВЗ, обучающихся в форме очного обучения.

Основной целью является создание в школе гуманной педагогической среды

с целью социально персональной реабилитации детей с ОВЗ и

последующей их интеграции в современном социально экономическом и

культурно – нравственном пространстве.

Индивидуальный образовательный маршрут предусматривает решение

обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение

организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с

учащимися с различными формами отклонений в развитии;

сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе

совершенствования образовательного процесса;

создание благоприятного психологопедагогического климата для

реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;

расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для

организации обучения детей с ОВЗ.

Ожидаемые конечные результаты

Обеспечение базового уровня образования для обучающихся с ОВЗ.

реализуется на первой ступени образования4 года:

вторая ступень – основное общее образование – 5лет.

1.2 Принципы разработки и реализации

1. Принцип гуманизации предполагает осуществление личностно

ориентированного подхода, направленного на общее развитие личности с

ОВЗ, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь.

2. Принцип индивидуального подхода

определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора

содержания, выбора форм и методов обучения для каждого ребенка с ОВЗ

учетом его профессиональных и образовательных потребностей,

возможностей и условий воспитания.

3. Принцип системностиобеспечивает единство образования,

диагностики, коррекции и развития учащихся с ОВЗ, т. е. системный подход

к анализу особенностей их развития и коррекции нарушений, а также

всесторонний многоуровневый подход к решению проблем ребёнка;

4. Принцип интегрированного подхода

обучения и коррекции путем включения в рабочую учебную программу

коррекционной составляющей, ориентированной на первичные дефекты,

представленные в структуре нарушений развития учащегося.

5. Принцип непрерывности гарантирует непрерывность педагогической

помощи учащимся с ОВЗ до полного решения проблемы или определения

подхода к её решению.

6. Принцип комплексного взаимодействия всех участников

образовательного процесса в ходе реализации АОП

постоянное сотрудничество педагогов, психолога, администрации ОУ,

медицинских работников и других специалистов для наиболее успешной

реализации цели обучения учащегося с ОВЗ по АОП.

7. Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной

деятельностипредполагает максимальную активность и самостоятельность

учащегося в ходе обучения.

1.3 Условия реализации

Данная программа предусматривает как вариативные формы обучения, так и

различные варианты специального сопровождения учащихся с

ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в

общеобразовательном классе по общей образовательной программе или по

индивидуальной программе; с использованием надомной и (или)

дистанционной форм обучения.

Психологопедагогическое обеспечение включает:

оптимальный режим учебных нагрузок;

коррекционную направленность учебновоспитательного процесса;

учёт индивидуальных особенностей ребёнка;

соблюдение комфортного психоэмоционального режима;

использование современных педагогических технологий;

оздоровительный и охранительный режим;

укрепление физического и психического здоровья;

профилактику физических, умственных и психологических перегрузок

соблюдение санитарногигиенических правил и норм;

участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо

от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально

развивающимися детьми в воспитательных, культурноразвлекательных,

спортивнооздоровительных и иных досуговых мероприятиях.

Данная работа обеспечивается взаимодействием следующих специалистов и

— —

Медсестра контролирует соблюдение требований СанПин 2.4.2.2821

Совместно с социальным педагогом, педагогом – психологом и медсестрой

комплексное психологопедагогическое и медикосоциального

сопровождения учащихся с целью создания условий для их наиболее полной

самоорганизации и освоения образовательных программ осуществляет

классный руководитель и учителя – предметники.

УМК и рабочие программы по учебным предметам;

диагностический и коррекционноразвивающий инструментарий,

необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя,

педагогапсихолога, социального педагога

цифровые образовательные ресурсы.

Обучение детей с ОВЗ осуществляют педагоги и специалисты

соответствующей квалификации, имеющие специализированное

образование, прошедшие обязательную курсовую или другие виды

профессиональной подготовки. Уровень квалификации для каждой

занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам

по соответствующей должности.

создание информационной образовательной среды с использованием

современных информационнокоммуникационных технологий.

создание системы широкого доступа детей с ограниченными

возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к

сетевым источникам информации, к информационнометодическим фондам,

предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем

направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных,

аудиои видеоматериалов.

Содержание рабочих программ по учебным предметам

Рабочие программы для учащихся с ОВЗ составляются на основе примерных

программ по предметам. Они соответствуют требованию ФКГОС и

ФГОС. Программы определяют цели и задачи изучения предмета,

возможные уровни освоения учебного материала, критерии и способы

оценки образовательных результатов. Количество часов, отведенное на

изучение программного материала, планируется исходя из индивидуального

Педагогические технологии, формы и методы обучения

и воспитания детей с ОВЗ

1. Технологии современного традиционного обучения.

Традиционное обучение предусматривает классноурочную

организацию обучения, которая позволяет обеспечить:

систематический характер обучения;

логически правильное изучение учебного материала;

и оптимизировать затраты ресурсов при обучении.

2. Технологии на основе личностной ориентации

процесса. Эта группа педагогических технологий характеризуется

ориентацией на свойства личности, ее формирование и развитие в

соответствии с природными способностями человека,

максимальной реализацией возможностей детей. Она представлена

технологиями педагогики сотрудничества, реализующими гуманно

личностный подход к ребенку, применяющими активизирующий

и развивающий дидактический комплекс, осуществляющими

педагогизацию окружающей среды. Работа с применением данных

технологий обеспечивает наиболее полное погружение учащихся в

педагогический процесс, «проживание» в себе особенностей такого

взаимодействия участников педагогического процесса, которое

характеризуется гуманноличностный более того, индивидуальный подход

3. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации

деятельности учащихся. Реализуют принцип активности ребенка в

образовательном процессе, осуществляется мотивация, осознанность

потреблений в усвоении знаний и умений, достигается соответствие

социальным запросам учащихся, их родителей и социального окружения.

В группу этих технологий входят игровые технологии, проблемное обучение,

коммуникативная технология элементы которых реализуют педагоги школы.

4. Игровые технологии (в основном познавательные и деловые игры) широко

применяются на всех уровнях обучения, поскольку они

являются универсальным способом передачи опыта старших поколений, а в

структуру игры как деятельности органично входят целеполагание,

планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность

реализует себя как субъект деятельности.

5. Проблемное обучениетакая организация учебных занятий, которая

предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций

и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению,

в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями

и навыками и развитие мысленных способностей обучающихся. Проблемное

обучение является важной подготовительной ступенькой к достижению

компетентности как прогнозируемого уровня образованности, подготовке к

решению учебных и жизненных задач.

6. Информационные (компьютерные) технологии обеспечивают

развитие умений работать с информацией, развивают коммуникативные

способности учащихся, формируют исследовательские умения, умения

принимать оптимальные решения, позволяют каждому работать в

оптимальном темпе и на оптимальном для него содержания. Тем самым

происходит подготовка учащихся к жизни в информационном обществе и

освоению профессиональных образовательных программ.

Аттестация учащихся с ОВЗ проводится в форме:

текущей и промежуточной аттестации в соответствии с локальными

государственной (итоговой аттестации) в соответствие с нормативными

документами по проведению ГИА и ЕГЭ.

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ограниченными возможностями здоровья это

Индивидуальный учебный план 1 класс

2.1 Ожидаемые результаты внедрения программы:

уменьшение количества учащихся со стойкими проблемами в обучении и

формирование эффективных поведенческих стратегий и личностных

ресурсов у детей с ОВЗ;

включение в систему коррекционной работы школы взаимодействия с

повышение профессионального уровня педагогического коллектива по

проблемам коррекционной работы с учащимися с ОВЗ.

В образовательном учреждении созданы комфортные и доступные среды в

обучении, развитии и воспитании детей с ОВЗ:

способствующей качественному и доступному образованию;

предоставляющей совместное обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих

обеспечивающей социальную адаптацию и интеграцию в социуме детей с

ограниченными возможностями здоровья.

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ограниченными возможностями здоровья это

Составные компоненты индивидуального образовательного маршрута

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ является коррекционной программой его обучения и развития, с учетом особых образовательных потребностей и возможностей ребенка.

Такой маршрут разрабатывается на основании проведенной психолого-педагогической диагностики развития ребенка, отражающей специфические признаки этого развития и, позволяющая оценить потенциальные возможности ребенка. Кроме того, используются данные медицинского обследования, характеризующие наличие тех или иных отклонений, степени их проявления и наличие вторичных нарушений в развитии.

При разработке индивидуального-образовательного маршрута педагог привлекает к сотрудничеству родителей, ориентируя их на создание единой направленности воспитательной и образовательной деятельности, а также построения развивающего пространства дома.

Разработка ИОМ ориентирована на детей с разной степенью ОВЗ и на получение ими образования в разных формах: полная, частичная и внеурочная инклюзия. Такой маршрут позволяет компенсировать сложности, возникающие в ходе обучения у ребенка с ОВЗ по стандартным образовательным программам и, в максимально возможной степени реализовать потенциал ребенка.

Полезно для написания работы по теме «Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ» 👇

Курсовые, дипломные, другие работы, написанные учащимися.


80% учащихся, обратившихся за помощью, улучшили успеваемость.


Помощь в написании работы

Трудности с написанием? Мы поможем! Подберем список литературы, разберем ошибки.


В состав индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ включены следующие компоненты:

  1. Характеристика проблем ребенка. Здесь отражены медицинские и психологические данные, результаты диагностики уровня развития ребенка и специфики его отклонений.
  2. Целевое назначение психолого-педагогической коррекционной работы. Оно зависит от конкретного случая, степени развития ОВЗ и иных особенностей развития ребенка, а также этапа коррекционного обучения.
  3. Организация образовательной деятельности. Здесь отражены условия развития ребенка, основы построения развивающей предметно-пространственной среды.
  4. Направления коррекционной работы. Как правило, основными направлениями работы являются: речевое развитие, психолого-педагогическое сопровождение, познавательное развитие, физическое развитие, формирование коммуникативных навыков и социальная адаптация. Кроме данных направлений, каждый ИОМ может содержать и иные направления развития. Все зависит от конкретного ребенка с ОВЗ, его потенциала, потребностей и психофизиологического развития.
  5. План взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ. Он отражает мероприятия по организации сотрудничества с семьями в направлении реализации ИОМ.
  6. Учебные и методические основы реализации ИОМ.
Оцените статью
Мой маршрут