
Эксперт по предмету «Педагогика»
преподавательский стаж — 4 года
Задать вопрос автору статьи
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это программа деятельности, действий конкретного обучающегося, которые ему необходимо выполнить для получения знаний и навыков, достижения определенного уровня развития на конкретном этапе обучения.
Что касается детей с ОВЗ – ограниченными возможностями здоровья, то построение индивидуального образовательного маршрута для них имеет свои особенности, сопряженные с особенностями развития ребенка и спецификой коррекционного обучения.
Прежде всего, обучение оказывается сопряженным с логопедической коррекцией, психологическими тренингами и медицинским лечением т.е. оно носит комплексный характер и имеет коррекционную направленность.
Светлана Владимировна Федулова
Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»
«Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»
Согласно «словарю русского языка» сопровождать – значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого.
Индивидуальный образовательный маршрут —
это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении :
Участники индивидуального образовательного маршрута :
• Дети с нарушением речи;
• Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
Это — воспитатели, учитель-логопед, учитель – дефектолог, педагог-психолог, медицинские работники, педагог ЛФК
Основная цель индивидуального образовательного маршрута :
создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.
Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.
Задачи по социально — личностному развитию ребенка:
• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
• Организовать единую систему работы;
• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком;
• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется :
государственным заказом ;
потребностями и запросами родителей;
индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются :
— для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
— для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
-для детей с высоким интеллектуальным развитием.
Образовательный маршрут включает основные направления:
• развитие общей и мелкой моторики;
• развитие культурно-гигиенических и
• формирование деятельности ребенка;
• развитие речи;
• формирование представлений об
• формирование представлений о пространстве, времени и количестве.
• Беседы, игры, занятия, чтение
художественной литературы, этюды,
направленные на знакомство с различными
эмоциями и чувствами;
• Игры, упражнения и тренинги;
• Занятия, дидактические игры и упражнения
на развитие психических процессов;
• Подбор индивидуальных заданий с учетом
• Приемы арт- терапии (куклотерапия,
Принципы индивидуального образовательного маршрута :
• принцип опоры на обучаемость ребенка;
• принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;
• принцип соблюдения интересов ребенка;
• принцип тесного взаимодействия;
• принцип непрерывности;
• принцип опоры на детскую субкультуру.
Этапы индивидуального образовательного маршрута :
1. Этап наблюдения
2. Диагностический этап
3. Этап конструирования
4. Этап реализации
5. Этап итоговой диагностики
Особенности работы воспитателя по созданию
индивидуального маршрута ребенка
1 этап. Выбор:
Коллегиальное решение для работы по построению индивидуального маршрута развития;
2 этап. Наблюдение:
• Наблюдение за ребенком в организованной взрослым деятельности;
• Наблюдение за ребенком в свободной деятельности;
• Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с педагогами;
• Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с родителями;
3 этап. Диагностика:
• Определение «проблемных» и «успешных» зон развития
• Построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития ребенка
• Подбор методик, определение методов и приемов работы
4 этап. Работа:
• Подбор индивидуальных заданий
• Связь с родителями и педагогами
• Корректировка задач, методов работы с ребенком
5 этап. Контроль:
• Итоговая диагностика
• Представление работ ребенка на мероприятиях ДОУ
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка
• развитие социальной компетентности;
• развитие коммуникативных навыков;
• приближение к адекватной самооценки;
• развитие чувства самоценности;
• коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем
Закончить свою презентацию хочу словами В. Гюго:
«Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его».
Спасибо за внимание!
Согласовано: Утверждено
Протокол ППк ГБДОУ Заведующий ГБДОУ
№____ от________ детский сад №______
Индивидуальный маршрут сопровождения воспитанника
ГБДОУ детский сад № ____ ____________ района Санкт-Петербурга
Структурное подразделение «____________»
- Сведения о воспитаннике.
2. Психолого – педагогическое сопровождение.
3.Содержание индивидуальной коррекционно – развивающей работы.
Согласовано: ________________ Зам. зав. по УВР _____________
Ознакомлен: _________ /___________/ Родитель (Законный представитель)
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ, как часть АОП ДО.
учитель – дефектолог-логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида№49» Плеханова Валентина Сергеевна.
Индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ – на сегодняшний день актуальная проблема на современном этапе образования
Индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ осуществляется путем разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута развития ребенка.
Что же это такое? Применительно к дошкольному образованию четкого определения нет.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется учёными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, как система конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, специалистов образовательного учреждения, родителей в процессе развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Я бы хотела поделиться опытом работы по составлению ИОМ для детей с ОВЗ, который является в свою очередь частью АОП ДОО.
В нашем дошкольном учреждении функционирую две группы компенсирующей направленности для детей с ДЦП. Но хочется отметить, что дети к нам в группу попадают по первичному двигательному нарушению, а все остальные нарушения являются вторичными. Это могут быть с сохранным интеллектом, с ЗПР, как правило, это дети с ТНР, ну за два года в нашем полку прибыли ещё и дети с интеллектуальной недостаточностью тяжёлой и лёгкой степенью.
Многие говорят, как с такими детьми вы работаете, то я всегда отвечаю, что работать то с ними не проблема, проблема состоит в документальном оформлении. Ведь на каждое нарушение требуется своя рабочая программа, совершенно разные диагностические методики и тд
Вот на примере самых сложных детей, т.е с нарушением интеллекта я и хотела бы остановиться.
Для детей с ДЦП, была разработана АОП, обязательная часть, которая реализуется в соответствии с разделом «Коррекционная и инклюзивная педагогика» основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой, а также «Программа коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ОНР» под редакцией Н.В Нищевой.
Очевидно, что дети с УО не в силах освоить АОП для детей с ДЦП, поэтому для таких детей была создана АОП для детей с ДЦП имеющих интеллектуальную недостаточность, разработанная на основе комплексной программы «Диагностика-развитие-коррекция: программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью»
Учитывая особенности развития каждого ребенка мы должны говорить об индивидуальном взаимодействии с каждым воспитанником. В целях усвоения программы для каждого из детей был разработан индивидуальный маршрут, целью которого является помощь в освоение АОП ДО для детей с ИН с учётом особенностей и образовательных потребностей воспитанник
В индивидуальном образовательном маршруте определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специфические психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы.
При разработке индивидуального образовательного маршрута специалисты, педагоги руководствуются рядом принципов:
- принцип опоры на обучаемость ребенка, принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуального образовательного маршрута.
- принцип соблюдения интересов ребенка. Специалист сопровождения призван решить проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута.
- принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист прекратит поддержку только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.
Алгоритм психолого-педагогического сопровождения ребенка в ДОУ
Наблюдение за детьми, беседы с ними, изучение сведений о родителях (законных представителях) беседа с ними, анкетирование; анализ ситуации социального окружения ребенка; изучение данных о развитии ребенка из медицинских карт; анализ протоколов ПМПК.
Диагностика психического развития, выявление индивидуально-психологических особенностей; диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей в обучении; определение зоны ближайшего развития.
Разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем.
Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута.
Заключительный этап- Рефлексивный этап. Итоговая диагностика.
Компоненты образовательного маршрута:
- целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);
- содержательный (Содержание коррекционно-развивающей работы по разделам программы, которые планируются каждым специалистом, работающим с ребенком с отметкой о выполнении поставленных целей
- технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);
- диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
- результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).
Универсального рецепта создания ИОМ для дошкольника в настоящий момент нет. Специалисты каждого детского сада разрабатывают свой вариант ИОМ, учитывая имеющиеся у них условия, контингент детей и т.д
Марина Ворончук
Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация. Автор рассматривает разработку индивидуального образовательного маршрута для детей с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольного образовательного учреждения
Ключевые слова: инклюзивное образование, ограничение возможностей здоровья, индивидуальный образовательный маршрут
Индивидуальный образовательный маршрут — это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
В целях разработки индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ решаются следующие задачи:
• определение формы получения дошкольного образования и режима пребывания в образовательной организации, соответствующих возможностям и специальным потребностям ребенка;
• определения объема, содержания – основных направлений, форм организации психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи;
• определение стратегии и тактики (форм и содержания) коррекционно-развивающей работы с ребенком;
• определение необходимости, степени и направлений адаптации основной образовательной программы организации;
• определение необходимости адаптации имеющихся или разработки новых методических материалов;
Универсального рецепта создания ИОМ в настоящий момент нет. Способ построения ИОМ, характеризует особенности конкретного ребенка и развития его на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, поскольку сущность его построения, состоят именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса. ИОМ, по мнению С. В. Воробьевой, адекватен личностно-ориентированному образовательному процессу, но в то же время, не тождественен ему, так как имеет специфические особенности. Он специально разрабатывается для конкретного ребенка.
Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:
— целевой (постановка целей, определение задач мотивов и потребностей ребенка);
— содержательный (обоснование структуры и отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ, в том числе программ дополнительного образования);
— технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);
— диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
— организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей).
Содержание ИОМ обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей ребенка в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования ребенка (далее – образовательные области):
• физическое развитие;
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
(Примерный) Индивидуальный образовательный маршрут
Ф. И. ребенка
Сведения о семье:
Мать (ФИО, образование, место работы):
Отец (ФИО, образование, место работы):
Режим пребывания ребёнка в ДОУ
Распределение обязанностей педагогов и специалистов
в ходе реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка
Педагоги Мероприятия и рекомендации по реализации маршрута
Учитель – логопед
Воспитатель по физкультуре
Неделя Режимные моменты, цели, задачи ООД Совместная деятельность Взаимодействие с родителями
1. И. А. Крестинина «Содержание и организация коррекционной работы в образовательном учреждении» Киров: ООО «Радуга-Пресс», 2014. — 301с.
2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы» Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2014
3. Реализуем ФГОС ДО: модельная адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ/ под ред. Г. В. Яковлевой. – Челябинск: Циферо, 2016
4. Семаго Н. Я. Инклюзивное образование. Выпуск 2. «Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья». — М, «МИРОС», 2010.
Марина Медведева
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ
За основу маршрута я взяла образец из интернета и добавила свои изменения и рекомендации специалистов.
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ на период с сентября 2015 г по май 2016 г.
Дата заполнения: сентябрь 2015г.
Ф. И. О. ребёнка : Даша Б.
Дата рождения: 2011г.
Дата поступления в ДО: 2014г.
Сведения о семье: мать- одиночка, семья малообеспеченная.
Мать: ФИО, образование, место работы.
Воспитатели: Медведева Марина Валерьевна.
Учитель- логопед: ФИО
Музыкальный руководитель: ФИО
Инструктор по физ воспитанию: ФИО
Медицинская сестра- ортоптистка: ФИО
Группа здоровья III
Группа физических занятий- подготовительная
Режим пребывания ребёнка в ДОУ : пятидневная рабочая неделя с 7.00- 19.00
Заключение ПМПК: нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушения зрения, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Рекомендации ПМПК: создать оптимальные условия для получения образования и коррекции нарушений зрения с учётом индивидуальных особенностей данного ребёнка.
Образовательная программа : адаптированная основная образовательная программа для детей с нарушением зрения дошкольного возраста, Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида под редакцией Л. И. Плаксиной.
Разработка индивидуального образовательного маршрута.
По заключению врача офтальмолога у девочки ОН- гиперметропия
— постоянное ношение очков
— соблюдение режима зрительных нагрузок
— выполнение коррекционных мероприятий для снятия общего и зрительного утомления: релаксация, коррекционные зрительные упражнения
— выполнение специальных упражнений для глаз (зажмуривание, моргание, попеременное фокусирование взгляда на отдалённых и близких предметах, просмотр специальных гимнастик для глаз)
— посадка на занятиях: 1 ряд, 4 место
— проводить пропедевтику основных видов движений
— недопустима работа в помещении с низкой освещённостью
— нельзя работать на слишком близком расстоянии
— соревновательный бег, ускорения
— прыжки в длину и высоту с приземлением на всю стопу.
Цели на текущий период (учебный год) :
Разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательным областям : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно эстетическое развитие и физическое развитие. Задачи:
-усвоение моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе;
-развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости;
-формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду;
-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
-формирование предметно- практических действий
— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации
— формирование способов чувственного познания с помощью зрения и сохранных анализаторов
— развитие воображения и творческой активности
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, о социокультурых ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, об особенностях её природы, многообразии стран и народов.
— развитие зрительно- пространственных представлений
— овладение речью как средством общения и культуры
— обогащение активного словаря
— развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
— развитие речевого творчества
— развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры речи
— знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух различных жанров детской литературы
— формирование звуковой аналитико- синтаксической активности как предпосылке обучения грамоте.
Художественно- эстетическое развитие
— развитие предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства и мира природы
— формирование элементарных представлений о видах искусства
— формирование реальных образов предметов окружающего мира и овладение сенсорными эталонами
— становление эстетического отношения к окружающему миру
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
— реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
— приобретение опыта двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие координации, гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики обеих рук, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма
— формирование начальных представлений о некоторых видах спорта
— формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, а также преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии (скованность, боязнь пространства)
— овладение подвижными играми с правилами
— становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
— становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
• Наглядности с учётом офтальмологических требований к оформлению дидактического материала
• Утренняя гимнастика
• Индивидуальная и подгрупповая работа
• Спортивные праздники, развлечения.
• Самостоятельная деятельность ребенка
Эти цели и задачи реализуются в разнообразных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, двигательной и чтения.
Индивидуальная работа по коррекции зрения: проводить игры на лечение амблиопии, различие цвета, развитие остроты зрения, развитие зрительного внимания. Это игры: «Нанижи бусы», «Сложи картинку», «Цветная мозаика», «Обведи по контуру», «Выкладывание крупой по контуру», «Разложи по цвету», «Штриховка предметов» и др.
Рекомендации по психологической коррекции : на развитие внимания: «Три шарика», «Вежливое слово»
на развитие мышления: «Покажи, что назову», «Самое непохожее»
на развитие мозговых механизмов: «Двуручное рисование», «Мамины помощники» — упражнение на межполушарное взаимодействие.
Коррекция физического развития:
· коррекция и компенсация недостатков физического развития;
· формирование личностных качеств, воспитание положительной мотивации и самостоятельной двигательной деятельности, преодоление ложного стыда, неуверенности в своих силах, коммуникативных свойств личности.
Коррекция речи: работа по формированию словаря, на развитие мелкой моторики рук, употребление слов в единственном и множественном числе, чистоговорки на определённые звуки, например, игры «У меня и у тебя», «Он- она», «Какой- какая», «Сложи слова» и др.
Коррекционная работа в музыкальной деятельности:
-упражнение «Ловим бабочек» муз. А. Н. Генералова — развитие пространственной локализации и прослеживающих функций.
— упражнение «Качание рук с лентами» польская нар. мелодия, «Упражнение с мячами» Александрова — развитие зрительного анализатора, построено на совмещении зрительного и слухового образа.
-упражнение «Зеркало» — развитие глазодвигательных функций, совершенствование подражательных функций, помогает развитию пространственной локализации и пролеживающих функций глаза.
Логопедическая коррекционная работа как составной компонент ИОМ ребенка с ОВЗ
Логопедическая коррекция составляет основу обучения ребенка с ОВЗ. Без устранения проблем в речевом развитии невозможно достичь должного эффекта в общем развитии ребенка.
Логопедическая коррекция нарушений речи у ребенка с ОВЗ, входящая в план ИОМ, реализуется по следующим направлениям работы:
- Постановка артикуляционной моторики. Предполагается проведение артикуляционной гимнастики, различных упражнений на развитие органов артикуляции;
- Развитие звукового произношения. Оно предполагает постановку гласных и согласных звуков, их отработку и закрепление с последующей тренировкой произношения;
- Развитие фонематического слуха. Детей учат воспринимать объекты по звукам т.е. идентифицировать предмет с конкретным звуком;
- Формирование слоговой структуры слова. Здесь осуществляется знакомство со словарем, постановка произношения отдельных слогов, используются упражнения на составление слов из слогов, разбиение слов на слоги и др.;
- Расширение лексического запаса. Производится расширение пассивного словаря и включение новых слов в активный словарь;
- Формирование грамматических конструкций. В программу обучения входят упражнения на развитие навыков выделения признаков предметов, их назначения, замену слов уменьшительно-ласкательными, согласование существительных с другими частями речи, правильное выражение пространственного отношения объектов;
- Развитие связной речи. Дети учатся согласовывать существительные с прилагательными, верно выражать свои мысли, обращаться с просьбами, выражать желания и чувства;
- Развитие психологической основы речевого произношения. Работа ведется в направлении расширения объема зрительной памяти, умения группировать объекты по сходным признакам.
Сотрудничество с родителями детей с ОВЗ
В ИОМ включена программа по развитию сотрудничества с родителями детей, страдающих ОВЗ. Она предполагает проведение различных мероприятий, ориентированных на:
- Ознакомление родителей с тяжестью заболевания их ребенка и его потенциальными возможностями развития.
- Проведение консультаций по вопросам обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, решение его насущных проблем.
- Привлечение родителей к совместной образовательной деятельности с детьми.
- Разработку стратегических и тактических основ деятельности по оказанию ребенку помощи в его коррекционном обучении.
Для реализации данных целей с родителями проводятся индивидуальные беседы, реализуется корректировка ИОМ, проводятся лекции, консультации по разным аспектам развития ребенка и разным направлениям реализации коррекционной образовательной программы. Родителям сообщаются итоги реализации ИОМ, проводится анкетирование, реализация совместных проектов с детьми. Все это помогает сформировать плодотворную среду для реализации ИОМ.
Как правило, все эти направления требуют своего применения в ИОМ ребенка с ОВЗ. Однако, в силу особенностей развития конкретного ребенка те или иные направления могут быть исключены из программы обучения или сведены к минимуму.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Индивидуальный образовательный маршрут в средней группе
Мария Иванова
Индивидуальный образовательный маршрут в средней группе
Индивидуальный образовательный маршрут : Макар Л. Воспитанник средней группы «Капельки», МБДОУ№ 70 г. Железногорск
Возраст ребенка на момент составления ИМО: 5 лет
Срок реализации ИОМ:
Разработал: Мазникова Александра Владимировна
Целевой компонент индивидуального образовательного маршрута (диагностический паспорт).
Проблемные зоны Достижения и успехи
Трудности в освоении образовательной области «Речевое развитие»
в умении правильно произносить звуки;
в опознании звука в слове;
в отборе предметов на заданный звук.
в образовании существительных множественного числа родительного падежа;
в составлении описательного рассказа
словарь признаков предметов, глагольный словарь.
Ребенок проявляет интерес и доброжелательность в общении со сверстниками.
Легко понимает речь взрослого на наглядной основе и без нее.
Проявляет устойчивый интерес к изобразительной деятельности
Направления взаимодействия с ребенком по развитию звуковой и интонационной культуры речи, формированию грамматического строя речи; развитию связной речи
Цель: формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ
Индивидуальный образовательный маршрут
Ученика 1 класса
1.1 Пояснительная записка
В классе обучается 1 ребенок с ЗПР вариант 7.1. Данный обучающийся
социально адаптирован. Рекомендован индивидуальный подход на уроках.
Обучение ведется в общеобразовательном классе. Основной проблемой
неуспеваемости детей с ОВЗ является несоответствие интеллектуальной
системы ребенка системе обучения в школе. В настоящее время
общеизвестно, что дети с ЗПР, не получившие специальной психолого
педагогической помощи в дошкольном детстве, в школе уже с первого класса
становятся неуспевающими учениками. Количественно эта группа детей
самая большая по сравнению с любой другой детской группой с патологией в
развитии. К тому же она имеет тенденцию к постоянному росту, чему есть
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании
Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон
образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются
адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в
соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». В
связи с этим в ОО разработана адаптированная основная образовательная
программа для детей с ОВЗ, обучающихся в форме очного обучения.
Основной целью является создание в школе гуманной педагогической среды
с целью социально – персональной реабилитации детей с ОВЗ и
последующей их интеграции в современном социально – экономическом и
культурно – нравственном пространстве.
Индивидуальный образовательный маршрут предусматривает решение
—обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение
—организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с
учащимися с различными формами отклонений в развитии;
—сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе
совершенствования образовательного процесса;
—создание благоприятного психологопедагогического климата для
реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;
—расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для
организации обучения детей с ОВЗ.
Ожидаемые конечные результаты
Обеспечение базового уровня образования для обучающихся с ОВЗ.
— реализуется на первой ступени образования4 года:
— вторая ступень – основное общее образование – 5лет.
1.2 Принципы разработки и реализации
1. Принцип гуманизации — предполагает осуществление личностно
ориентированного подхода, направленного на общее развитие личности с
ОВЗ, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь.
2. Принцип индивидуального подхода —
определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора
содержания, выбора форм и методов обучения для каждого ребенка с ОВЗ
учетом его профессиональных и образовательных потребностей,
возможностей и условий воспитания.
3. Принцип системности — обеспечивает единство образования,
диагностики, коррекции и развития учащихся с ОВЗ, т. е. системный подход
к анализу особенностей их развития и коррекции нарушений, а также
всесторонний многоуровневый подход к решению проблем ребёнка;
4. Принцип интегрированного подхода —
обучения и коррекции путем включения в рабочую учебную программу
коррекционной составляющей, ориентированной на первичные дефекты,
представленные в структуре нарушений развития учащегося.
5. Принцип непрерывности — гарантирует непрерывность педагогической
помощи учащимся с ОВЗ до полного решения проблемы или определения
подхода к её решению.
6. Принцип комплексного взаимодействия всех участников
образовательного процесса в ходе реализации АОП
постоянное сотрудничество педагогов, психолога, администрации ОУ,
медицинских работников и других специалистов для наиболее успешной
реализации цели обучения учащегося с ОВЗ по АОП.
7. Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной
деятельности — предполагает максимальную активность и самостоятельность
учащегося в ходе обучения.
1.3 Условия реализации
Данная программа предусматривает как вариативные формы обучения, так и
различные варианты специального сопровождения учащихся с
ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в
общеобразовательном классе по общей образовательной программе или по
индивидуальной программе; с использованием надомной и (или)
дистанционной форм обучения.
Психологопедагогическое обеспечение включает:
— оптимальный режим учебных нагрузок;
— коррекционную направленность учебновоспитательного процесса;
— учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
— соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
— использование современных педагогических технологий;
— оздоровительный и охранительный режим;
— укрепление физического и психического здоровья;
— профилактику физических, умственных и психологических перегрузок
— соблюдение санитарногигиенических правил и норм;
— участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо
от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально
развивающимися детьми в воспитательных, культурноразвлекательных,
спортивнооздоровительных и иных досуговых мероприятиях.
Данная работа обеспечивается взаимодействием следующих специалистов и
—
— —
—
Медсестра контролирует соблюдение требований СанПин 2.4.2.2821
Совместно с социальным педагогом, педагогом – психологом и медсестрой
комплексное психологопедагогическое и медикосоциального
сопровождения учащихся с целью создания условий для их наиболее полной
самоорганизации и освоения образовательных программ осуществляет
классный руководитель и учителя – предметники.
—УМК и рабочие программы по учебным предметам;
— диагностический и коррекционноразвивающий инструментарий,
необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя,
педагогапсихолога, социального педагога
— цифровые образовательные ресурсы.
Обучение детей с ОВЗ осуществляют педагоги и специалисты
соответствующей квалификации, имеющие специализированное
образование, прошедшие обязательную курсовую или другие виды
профессиональной подготовки. Уровень квалификации для каждой
занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам
по соответствующей должности.
— создание информационной образовательной среды с использованием
современных информационнокоммуникационных технологий.
— создание системы широкого доступа детей с ограниченными
возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к
сетевым источникам информации, к информационнометодическим фондам,
предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем
направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных,
аудиои видеоматериалов.
Содержание рабочих программ по учебным предметам
Рабочие программы для учащихся с ОВЗ составляются на основе примерных
программ по предметам. Они соответствуют требованию ФКГОС и
ФГОС. Программы определяют цели и задачи изучения предмета,
возможные уровни освоения учебного материала, критерии и способы
оценки образовательных результатов. Количество часов, отведенное на
изучение программного материала, планируется исходя из индивидуального
Педагогические технологии, формы и методы обучения
и воспитания детей с ОВЗ
1. Технологии современного традиционного обучения.
Традиционное обучение предусматривает классноурочную
организацию обучения, которая позволяет обеспечить:
— систематический характер обучения;
— логически правильное изучение учебного материала;
и оптимизировать затраты ресурсов при обучении.
2. Технологии на основе личностной ориентации
процесса. Эта группа педагогических технологий характеризуется
ориентацией на свойства личности, ее формирование и развитие в
соответствии с природными способностями человека,
максимальной реализацией возможностей детей. Она представлена
технологиями педагогики сотрудничества, реализующими гуманно
личностный подход к ребенку, применяющими активизирующий
и развивающий дидактический комплекс, осуществляющими
педагогизацию окружающей среды. Работа с применением данных
технологий обеспечивает наиболее полное погружение учащихся в
педагогический процесс, «проживание» в себе особенностей такого
взаимодействия участников педагогического процесса, которое
характеризуется гуманноличностный более того, индивидуальный подход
3. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации
деятельности учащихся. Реализуют принцип активности ребенка в
образовательном процессе, осуществляется мотивация, осознанность
потреблений в усвоении знаний и умений, достигается соответствие
социальным запросам учащихся, их родителей и социального окружения.
В группу этих технологий входят игровые технологии, проблемное обучение,
коммуникативная технология элементы которых реализуют педагоги школы.
4. Игровые технологии (в основном познавательные и деловые игры) широко
применяются на всех уровнях обучения, поскольку они
являются универсальным способом передачи опыта старших поколений, а в
структуру игры как деятельности органично входят целеполагание,
планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность
реализует себя как субъект деятельности.
5. Проблемное обучениетакая организация учебных занятий, которая
предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций
и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению,
в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями
и навыками и развитие мысленных способностей обучающихся. Проблемное
обучение является важной подготовительной ступенькой к достижению
компетентности как прогнозируемого уровня образованности, подготовке к
решению учебных и жизненных задач.
6. Информационные (компьютерные) технологии обеспечивают
развитие умений работать с информацией, развивают коммуникативные
способности учащихся, формируют исследовательские умения, умения
принимать оптимальные решения, позволяют каждому работать в
оптимальном темпе и на оптимальном для него содержания. Тем самым
происходит подготовка учащихся к жизни в информационном обществе и
освоению профессиональных образовательных программ.
Аттестация учащихся с ОВЗ проводится в форме:
— текущей и промежуточной аттестации в соответствии с локальными
— государственной (итоговой аттестации) в соответствие с нормативными
документами по проведению ГИА и ЕГЭ.
Индивидуальный учебный план 1 класс
2.1 Ожидаемые результаты внедрения программы:
— уменьшение количества учащихся со стойкими проблемами в обучении и
— формирование эффективных поведенческих стратегий и личностных
ресурсов у детей с ОВЗ;
— включение в систему коррекционной работы школы взаимодействия с
— повышение профессионального уровня педагогического коллектива по
проблемам коррекционной работы с учащимися с ОВЗ.
В образовательном учреждении созданы комфортные и доступные среды в
обучении, развитии и воспитании детей с ОВЗ:
— способствующей качественному и доступному образованию;
— предоставляющей совместное обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих
— обеспечивающей социальную адаптацию и интеграцию в социуме детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Составные компоненты индивидуального образовательного маршрута
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ является коррекционной программой его обучения и развития, с учетом особых образовательных потребностей и возможностей ребенка.
Такой маршрут разрабатывается на основании проведенной психолого-педагогической диагностики развития ребенка, отражающей специфические признаки этого развития и, позволяющая оценить потенциальные возможности ребенка. Кроме того, используются данные медицинского обследования, характеризующие наличие тех или иных отклонений, степени их проявления и наличие вторичных нарушений в развитии.
При разработке индивидуального-образовательного маршрута педагог привлекает к сотрудничеству родителей, ориентируя их на создание единой направленности воспитательной и образовательной деятельности, а также построения развивающего пространства дома.
Разработка ИОМ ориентирована на детей с разной степенью ОВЗ и на получение ими образования в разных формах: полная, частичная и внеурочная инклюзия. Такой маршрут позволяет компенсировать сложности, возникающие в ходе обучения у ребенка с ОВЗ по стандартным образовательным программам и, в максимально возможной степени реализовать потенциал ребенка.
Полезно для написания работы по теме «Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ» 👇
Курсовые, дипломные, другие работы, написанные учащимися.
80% учащихся, обратившихся за помощью, улучшили успеваемость.
Помощь в написании работы
Трудности с написанием? Мы поможем! Подберем список литературы, разберем ошибки.
В состав индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ включены следующие компоненты:
- Характеристика проблем ребенка. Здесь отражены медицинские и психологические данные, результаты диагностики уровня развития ребенка и специфики его отклонений.
- Целевое назначение психолого-педагогической коррекционной работы. Оно зависит от конкретного случая, степени развития ОВЗ и иных особенностей развития ребенка, а также этапа коррекционного обучения.
- Организация образовательной деятельности. Здесь отражены условия развития ребенка, основы построения развивающей предметно-пространственной среды.
- Направления коррекционной работы. Как правило, основными направлениями работы являются: речевое развитие, психолого-педагогическое сопровождение, познавательное развитие, физическое развитие, формирование коммуникативных навыков и социальная адаптация. Кроме данных направлений, каждый ИОМ может содержать и иные направления развития. Все зависит от конкретного ребенка с ОВЗ, его потенциала, потребностей и психофизиологического развития.
- План взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ. Он отражает мероприятия по организации сотрудничества с семьями в направлении реализации ИОМ.
- Учебные и методические основы реализации ИОМ.