Ирина Подойникова
Индивидуальный маршрут для сопровождения ребенка с нарушением интеллекта
Воспитатели: Подойникова Ирина Михайловна, Андреева Анна Викторовна
Старший воспитатель: Ишмуратова Светлана Викторовна
Ф. И. О: Железовский Владислав Григорьевич
Дата рождения: 07.11.2014 г. р.
Краткие сведения о ребенке : Воспитывается в полной приемной семье. Рекомендации: лечение и наблюдение у невролога, педиатра. ЛФК.
Характеристика воспитанника: Ребёнок контактен, доброжелателен, настроение в целом позитивное. Общение со сверстниками на среднем уровне, прекрасно устанавливается в процессе предметно-игровых действий. Понимает простейшие инструкции, помощь взрослого с удовольствием принимает, сложные инструкции иногда требуют повторения и разъяснения, к результату некритичен.
Темп деятельности равномерный. Объём устойчивой работоспособности достаточен, зависит от уровня сложности заданий.
Навыки самообслуживания недостаточно сформированны: частично раздевается и одевается с помощью взрослого.
Все виды памяти недостаточно развиты.
В развитии восприятия проявляются нестойкие сенсорные образы-восприятия и образы представления о свойствах и качествах предметов (дети употребляют названия сенсорных признаков, но эти названия не соотносятся с реальным свойством предмета). Группировку предметов по образцу с учетом функционального назначения выполняет с помощью взрослого. Обобщающие слова находятся в пассивном словарном запасе, исключение предмета из группы затруднено, поиск решения осуществляется во многих случаях хаотическим способом.
Активное внимание не нарушено, но быстро истощаемо. Переключаемость и распределение внимания характеризуется незавершенностью, отвлекаемостью, снижены распределение внимания и его концентрация.
Мышление наглядно-действенное. Задания невербального характера выполняются ребёнком с помощью взрослого. В процессе активной коммуникации ребенок проявляют интерес к запоминанию стихов, песен, считалок, что заслуженно определяет им место в кругу сверстников.
Работа с простыми контурами затруднена. Задания на зрительно-двигательную координацию выполняет без учета величины. Форму и цвет соотносит.
Запас представлений об окружающем ограничен обиходно-бытовой тематикой.
Познавательная активность снижена, истощаема. Ребенок любит играть в одиночестве. Однако он проявляет интерес к совместным играм в небольших группах. Ситуации большого скопления людей, шумные общественные мероприятия вызывают у ребенка раздражение, что приводит к невротическим проявлениям в поведении (крик, плач, непроизвольные движения ногами или руками. Поэтому ребенок проявляют свою готовность лишь к взаимодействию в группах с небольшим количеством детей. Общая координация движений не нарушена.
Волевые установки несформированы.
Психологические особенности ребенка-инвалида
• своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными и сенсорными дефектами:
• неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций (снижение объема механической памяти, недостаточность концентрации и переключения внимания, низкая умственная работоспособность);
• выраженность астенических проявлений — повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов;
• сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире;
• состояние интеллекта крайне разнообразно : нормальный или близкий к нормальному интеллект, умственная отсталость;
• отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем (зрения, слуха, мышечно-суставного чувства, что существенно сказывается на восприятии в целом;
• недостаточность пространственных и временных представлений;
• часто выражена недостаточность фонематического восприятия;
• нарушение эмоционально-волевой сферы.
Нарушения личностного развития ребенка – инвалида
• пониженная мотивация к деятельности
Причиной этих нарушений чаще всего является неправильное воспитание ребенка и реакция родителей на физический дефект.
1. Активность ребёнка, желание взаимодействовать со всеми участниками процесса.
2. Сотрудничество родителей.
3. Сформированность учебной деятельности.
4. Реальная (адекватная) самооценка.
5. Расположение к партнерским отношениям со сверстниками.
Формы и условия работы с ребенком
— Обучение в подготовительной к школе группе по программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Формы реализации коррекционных задач:
— индивидуальные коррекционные занятия;
— подгрупповые занятия;
— консультации родителей.
Основной целью сопровождения является социальная адаптация ребенка, овладение образовательной программой, развитие и совершенствование навыков общения, навыков самообслуживания, индивидуальная коррекция звукопроизношения, развитие моторики, развитие речи (речевого внимания, фонетического слуха, развитие словарного запаса) и не речевых процессов памяти внимания и мышления.
Ожидание родителей: социальная адаптация, общение со сверстниками, овладение образовательной программой, развитие моторики.
Индивидуальный маршрут рассчитан на 1 год (индивидуальные занятия 3 раза в неделю по 10-15 минут).
Цель: создание условий, способствующих социальной адаптации ребенка, его эмоциональному благополучию; оказание социально-педагогической помощи его родителям.
— выявить область оказания социальной помощи семье ребенка с ОВЗ;
— выявить личностные особенности ребенка (социально-эмоциональное развитие, межличностные отношения, нарушения нравственного развития и др.);
— совершенствовать коммуникативные формы поведения и навыки адекватного общения ребенка с ОВЗ;
— развивать у родителей навыки самоанализа, преодоления психологических барьеров, формирования позитивной самооценки;
— обучать родителей социально-психолого-педагогическим основам развития и воспитания ребенка с ОВЗ.
Данный образовательный маршрут разработан в результате социального заказа родителей и составлена с целью комплексного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и комплексной помощи её родителям.
— социальная адаптация ребенка;
— создание благоприятной среды для его развития;
-реализация родителями знаний о социально-психолого-педагогическом развитии и воспитания ребенка с ОВЗ, с учетом индивидуальных особенностей ребенка и семьи;
— реализация различных видов социальной помощи, предусмотренной законодательством РФ.
Особенности реализации индивидуального маршрута :
Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью и истощаемостью, стойким нарушением познавательной деятельности. Индивидуальный маршрут направлен не только на ребенка, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.
Участники индивидуального маршрута : родители, воспитатели, старший воспитатель, администрация детского сада.
Условия реализации :
— Обязательным является участие родителей.
— Организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.
— Наличие методического обеспечения (конспекты коррекционных занятий, наглядно-демонстрационный материал и т. д.)
Способы изучения результативности программы:
— Наблюдение за ребенком во всех видах деятельности.
— Динамическая диагностика.
— Тестовые задания, помогающие понять родителям, как идет развитие ребенка.
— Адаптация ребенка в социуме.
Содержание индивидуального маршрута
Структура индивидуального маршрута :
1. Образовательный блок.
2. Социальный блок
Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие осуществляется в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
1) Усиливается блок по формированию мелкой моторики.
3) Упражнения на укрепление общей и мелкой моторики.
4) Упражнения на формирование скоординированности движений.
Художественно-эстетическое развитие (по программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).
Цель: Создание благоприятных условий для развития личности ребёнка, оказание ему комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нём, защита ребёнка в его личностном пространстве, установление связей и партнёрских отношений между семьёй и детским садом.
Диагностическое направление деятельности
1. Исследование семьи для выявления общих, социально-педагогических сведений о семье в соответствии с социальным паспортом семьи.
2. Изучение ситуации развития ребёнка, условий воспитания. Обследование жилищно-бытовых условий.
3. Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка, проблемных ситуаций на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьёзных последствий.
Воспитательное направление деятельности
1. Помощь семье в проблемах, связанных с воспитанием ребенка
2. Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его посещаемость и успеваемость.
3. Содействие в социальной адаптации воспитанника (экскурсии, участие в праздниках, концертах, спектаклях, совместно с родителями).
Консультационное направление деятельности
1. Индивидуальное и групповое консультирование родителей по вопросам воспитания; разрешение проблемных жизненных ситуаций.
Социально – правовое направление деятельности
1. Соблюдение прав ребенка, социально-правовое консультирование.
2. Оказание социальной помощи, предусмотренной законодательством РФ семье ребенка.
Таким образом, в процессе реализации индивидуального маршрута решаются задачи восполнения пробелов в развитии ребенка, расширение его кругозора, социальная адаптация, включенность в жизнь сада, обогащение чувственного опыта, формирование интеллектуальных умений на близком жизненному опыту ребёнка материале, обогащение словаря, что в совокупности с коррекционными занятиями позволяет достичь положительной динамики в физическом, интеллектуальном и речевом развитии ребенка.
План коррекционно-развивающей работы воспитателя
I. ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
1. Создание эмоционального настроя в группе;
2. Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;
3. Системность подачи материала;
4. Понимать и выполнять инструкцию педагога.
5. Наглядность обучения;
6. Цикличность построения занятия.
7. Развивающий и воспитательный характер учебного материала.
II. ЭТАП ОСНОВНОЙ.
1. Продолжить работу по познавательной сфере: память внимание мышление восприятие развитие учебных навыков.
2. Продолжить развитие эмоциональной сферы.
• Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
• Снятие телесного и эмоционального напряжения.
• Формирование отношения доверия, умение сотрудничать.
• Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок.
• Воспитывать у детей нравственные качества и чувства.
• Развитие самосознания и навыков саморегуляции.
3. Развитие моторики: общая и мелкая, артикуляционная.
4. Развитие связанной речи.
II :ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.
1. Определение уровня развития ребенка.
2. Определение предпосылок учебной деятельности.
Примечание: Включение (временное, частичное) родителей в образовательный процесс (наблюдение за ребенком во время организованной и самостоятельной деятельности).
К концу года предполагаются следующие достижения ребенка :
1 .Активность ребёнка, желание взаимодействовать со всеми участниками процесса.
2. Сформированность учебной деятельности.
3. Реальная (адекватная) самооценка
4. Расположение к партнерским отношениям со сверстниками.
5. Положительная учебная мотивация, эмоциональный фон.
Список использованной литературы
1. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сборник игр и игровых упражнений. — М. : Издательство «Книголюб», 2008.
2. Гербова В. В. ; Занятия по развитию речи с детьми, 2008.-127
3. Грабенко Т. М. ; Зинкевич — Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. — СПб. : «Детсво- пресс», 2004. — 64с.
4. Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Волгоград: Учитель, 2016. – 95с.
5. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вепаксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Волгоград: Учитель, 2016. – 396с.
6. Управителева Л. В. ; Подготовка к школе в детском саду. -160.
7. Шанина СЛ., Гаврилова А. С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. — М. : РИПОЛ классик: ДОМ. XXI. 2010. — 249 с.
Администрация городского округа Саранск
Департамент по социальной политике городского округа Саранск
Управление образования городского округа Саранск
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №91 компенсирующего вида»
Язык образования:
русский
Телефон: 8(8342) 73-05-80 Контакты
К ВОПРОСУ О ПРОЕКТИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дата издания: 20.11.2018
Издано: Сборник по материалам Международной научно — практической конференции»Интеграция науки и образования в XXI веке:психология, педагогика, дефектология»
Информация размещена с разрешения автора
Обучение для специальностей будущего
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
- Наша жизнь
- Специальные разделы
«Подбери по цвету»«Найди такого же цвета»«Подбери домик для игрушки»
«Найди такую же фигуру»
«Каждую фигуру на свое место»
«Матрешки» (разбери и собери)
«Разбери пуговки» (по величине)
«Расставь всех матрешек по росту»
«Угадай, что звучит?»
«Скажи, где кубик», «Что где расположено», «Назови части суток по картинкам»
«Найди такую же»
«Рассмотри картинки, назови картинки
«Найди на картинке всех котят, все чашки», «Раскрась все грибочки»
«Найди на рисунке те предметы, которые стоят на полочке»
«Проведи Ушастика к друзьям» (лабиринт)
«Помогите ежику найти дорожку до грибочков» (лабиринт)
«Послушай и запомни, кто что делает?»
«Угадай, чего не стало?»
«Чего не хватает у каждого предмета»
«Покажи все красные предметы, все круглые предметы, все мячи»
«Собери картинку» (посуда)
«Кубики с картинками 4 – 6 кубиков»
«Подбери заплатки к коврикам»
«Покажи на картинках, где зайчонок и т.д.»
«Покажи, где ребёнок рисует, идет, сидит, играет»
«Принеси мне мишку»
«Принеси большой мяч»
«Найди и принеси зайчонка»
«Покажи где на картинках кот – коты, мяч – мячи, дом – дома, кукла – куклы»
«Покажи на картинках, где стоит дом и стоят дома, летит птица – летят птицы»
«Как плачет кукла» (а-а-а)
«Покажи доктору горлышко и скажи а-а-а»
«Вот гудит паровоз у-у-у»
«Как кричит лошадка?» (и-и-и)
Как плачет малыш?» (уа)
«Плачет котенок – мяу»
«Как коровушка мычит?» (му)
«Полаем, как собачка» (ав)
«Как мышки пищат?» (пи-пи-пи)
«Как курочка зовет цыпляток?» (ко-ко-ко)
«Гуси, гуси- га-га-га»
«Назови словом части тела, предмета» (по картинкам)
«Назови предметы одним словом» (по картинкам)
«Назови, кто это?» (домашние животные)
«Скажи, кто что делает» (по картинкам)
«Рассмотри и расскажи, что делает мама»
«Расскажи, что ты видишь на картинках»
«Сравни рисунки, скажи наоборот» (большой – маленький, сладкий – кислый)
«Скажи, что это?» (столы, петухи, сумки, дома)
«Скажи, что делают?» (Рыбки плавают. Петухи ходят. Мальчики играют)
«Назови по картинкам» (Синий шар, красная чашка, синяя лопатка, красный мяч)
«Расскажи, что ты видишь на картинке»
«Ответь на вопрос по картинкам»
Самомассаж пальцев и кистей рук
«Собери картинку» (игры с прищепками)
Разукраски по теме недели
«Нарисуй пятнышки на жирафе»
«Нарисуй для коровушки много травки»
«Дорисуй котятам усы»
«Нарисуй ежику иголки»
«Помоги Гномикам нарисовать узоры»
Индивидуальный образовательный маршрут
Усманова Наталья Владимировна,
учитель ГБОУ школа №502
Кировского района Санкт-Петербурга
Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается для максимального включения обучающего в образовательный процесс при помощи доступных видов деятельности. Цель образовательного маршрута — социально-бытовая ориентация ребенка.
ученика 3 «И» класса
на 2015/2016 учебный год
Учитель: Усманова Наталья Владимировна
1. Общая информация о ребенке.
2. Пояснительная записка.
3 Принципы реализации индивидуального образовательного маршрута
5. Разработка направлений деятельности учителя по освоению образовательных программ.
6. Формирование социальной компетентности.
7. Перечень учебно- методического обеспечения.
9. Список литературы.
10. Список учебных пособий.
1.Общая информация о ребенке:
А. обучается по адаптированной общеобразовательной программе «Особый ребенок» с 01.09.2015г., с 3-и класса для детей с ограниченными возможностями здоровья (для учащихся с умеренной умственной отсталостью).
Мотивация учебной деятельности снижена. Уровень познавательных возможностей крайне низкий.
Внимание нарушено, оно отличается неустойчивостью и отвлекаемостью, объем внимания мал. Сенсорная сфера нарушена. Развитие зрительного, слухового, тактильного анализаторов отстает. Память носит механический, кратковременный характер. Сохранность знаний слабая. Запас сведений и представлений ограничен. Мышление конкретное, непоследовательное. Предметные представления недостаточны по возрасту. Представления об окружающем мире сужены.
По физическому состоянию ребенку во время учебных занятий необходим дополнительный отдых и перерывы.
Недостаточное интеллектуальное, психомоторное и психофизическое развитие требует повышенного внимания, индивидуального сопровождения обучающейся со стороны учителя.
Индивидуальный образовательный маршрутразработан на основе:Федерального закона об образовании от 29.12.2012 №273 — Ф3 «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Санкт-Петербург, 2011 г., соответствующей Федеральному компоненту ГОС. Индивидуальный образовательный маршрут подготовлен в соответствии с учебным планом ОУ №502 на 2015-2016 учебный год.
-Формирование социально значимых умений и навыков, необходимых для социализации, ориентации в социальной среде, повседневных жизненных ситуациях;
-Формирование максимально возможного навыка самостоятельности;
-Совершенствование качества жизни учащегося.
-Выявление особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
-Осуществление индивидуально ориентированной педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей развития и индивидуальных возможностей
-Создание условий для освоения ребенком с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования
-Повышать уровень общего сенсорного, интеллектуального развития
-Корректировать зрительно-моторные, оптико-пространственные нарушения, общую и мелкую моторики
-Способствовать формированию у учащегося положительную оценку себя и своих способностей
-Формировать бытовую ориентировку. Прививать общепринятые правила и нормы поведения
3.Принципы реализации индивидуального образовательного маршрута
-Воспитывающий характер обучения.
-Принцип практической направленности.
-Принцип расширения социальных связей.
-Коррекционно-развивающая направленность обучения.
-Принцип доступности обучения.
-Принцип индивидуального подхода.
-Принцип наглядности и практической деятельности с реальными предметами.
-Принцип целостности педагогического процесса.
-Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей на основе приобретённых знаний;
-Рост качества знаний по изучаемым предметам;
-Повышение активности во внеурочной деятельности;
-Развитие коммуникативных навыков;
-Повышение мотивации к обучению;
-Применение полученных знаний и умений в повседневной жизни.
5.Разработка направлений деятельности учителя по освоению образовательных программ.
6. Формирование социальной компетенции
7. Перечень учебно- методического обеспечения.
Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / Л.
10.Список учебных пособий.
Елена Ниткина
Индивидуальный образовательный маршрут для детей с умственной отсталостью. 1 год обучения
1. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие».
Виды трудностей: 1. Трудности в проявлении интереса к игрушкам и к действиям с ними.
2. Неумение фиксировать взгляд на лице взрослого
Цель: Формирование интереса к игрушкам, предметам и действиям с ними. (фиксировать взгляд на движущейся игрушке (предмете, прослеживать за движением предмета, формировать захват руки.) Формирование умения фиксировать взгляд на лице воспитателя при обращении.
*Обыгрывание ситуации «Котик Мотик в гости пришел»
*Игра «Где спрятался волчонок?» (Куклы Бибабо)
*Игра «Где звенит?»
* Игра «Колокольчик»
* Упражнение: «Котята здороваются»
* Игра «Прятки» (игра проводится с платком)
* Игра «Ку-ку»
* Игровое упражнение «Посмотри на меня»
2. Образовательная область «Познавательное развитие».
Виды трудностей: 1. Трудности в представлении о себе, других людях и объектах ближайшего окружения.
2. Неумение ориентироваться в здании детского дома интерната (1 этаж). Трудности в умении производить действия с предметами.
Цель: Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, близких детям по ежедневному опыту. Формирование первичных представлений об объектах (знакомить с названием, расположением и предназначением отдельных помещений.). Формирование умения производить действия с предметами.
Д/Игра: «Покажи где ручки?»
Д/Игра: «Покажи где у Котика Мотика глазки»
Д/Игра: «Любимые игрушки»
Д/Игра: «Такие разные грибочки»
Д/Игра: «Уложим куклу спать»
«Путешествие по 1 этажу детского дома».
Игра «Покажи где твоя группа?»
Д/игра «Поиграем с мячами»
Д/игра «Нанизываем кольца»
3. Образовательная область «Речевое развитие».
Виды трудностей: 1. Трудности в проявлении интереса к художественным произведениям.
2. Неумение слушать и эмоционально реагировать на чтение художественной литературы.
Цель: Формирование положительного эмоционального настроя к художественным произведениям.
Формирование умения слушать и концентрировать свое внимание на том, о чем говорят, читают, рассказывают.
*«Киска, киска, киска, брысь.»
* Чтение стихотворения К. Чуковского «Котауси и Мауси».
Игра «Путешествие по комнате»
Игра «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий»
4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Виды трудностей: 1. Трудности в проявлении интереса к музыкальным произведениям.
2. Трудности в адекватных действиях с бумагой, карандашом. Неумение фиксировать взгляд на предмете на занятиях по изобразительной деятельности.
3. Трудности в адекватных действиях с пластилином. Не развита мелкая моторика.
Цель: Формирование интереса к музыкальным занятиям.
Формирование способности слушать музыкальное произведение, не отвлекаясь. Формирование положительного эмоционального настроя к изобразительной деятельности. Развитие понимания обращенной речи (выполнять простые однословные инструкции: «возьми», «дай», «положи».) Обучение умению фиксировать взгляд на предмете. Формирование положительного эмоционального настроя к лепке. (знакомство детей с пластилином (держать, мять, Развитие мелкой моторики. Формирование умения фиксировать взгляд на поделке, изготовленной взрослым.
* «Кап Кап на ладошку» (мультпесенка)
* «Кап — Кап, тук — тук» (мультпесенка)
*«Выглянуло солнышко из-за серых туч» (мультпесенка)
* «Веселые грибочки» (мультпесенка)
* «Ягодки» (мультпесенка)
*«Песенка про животных»
* Песня «Лошадка»
Игра «Вам, малыши, цветные карандаши»
* «Пряники для Котика Мотика»
* «Пирожок для Котика Мотика»
*«Угостим птичку ягодкой»
Учитьпоказывать части тела
1.Формировать положительный эмоциональный настрой на совместнуюсовзрослымработу.(д/и«Ку-ку»,«Улыбнись», «дайручку,оздороваемся»)
Развивать слуховое сосредоточение (с погремушкой,колокольчиком)
3. Стимуляцияподражания«Сделай,какя»(Д/и«Дайручку»,«На», «Дай», «Ладушки», «Возьмем. Положим. Бросим»)Учить давать предметыпо словесной инструкции«Поручения»-сигрушкой
«Трубочка», «Заборчик», «Качели», «Лопатка»
5.Массаж «Ласковое перышко»Пальчиковая гимнастикаМассажСу-Джоку
6. Стимуляцияголосовыхреакций (Д/и «Агу», «Какие хорошие»,«Барашки-барашки»)
7. Показвзрослымэлементарныхбытовых действий(«Пока», «Дай»,«Уйди»)спомощьюжестов
— развивать зрительно-двигательную координацию, формировать умение прослеживать взглядом за движением руки, игрушками, расположением картинок ;
— вызвать интерес к разнообразию окружающего мира; — формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых для жизни человека (мебель, посуда, одежда, обувь и др.);
— формировать первичные представления о домашних и диких животных и птицах, детенышах, внешнем виде и образе жизни
— формировать положительное эмоциональное реагирование на дидактические игры и занятия; — стимулировать интерес к дидактической игре.
Игра «Покажи, где твоя кровать и т.д.?»
«Наши ладошки на бумаге»
«Наши следы на бумаге»