Индивидуальный образовательный маршрут педагога

Что такое индивидуальный образовательный маршрут педагога (ИОМ)

Индивидуальный образовательный маршрут педагога – это технология профессионального развития для разработки эффективной и структурированной образовательной программы, направленной на достижение личного профессионального роста и мастерства.

ИОМ – это хороший инструмент для оценки своих профессиональных достижений, который помогает педагогу совершенствовать навыки и проходить аттестацию. Индивидуальный образовательный маршрут педагога не является обязательным документом.

Данный вид работы по развитию актуальных профессиональных качеств выбирают по причине:

  • изменения требований к компетентности педагогов в образовательной организации;
  • появление потребности в более углубленных знаниях у современных школьников.

Разработка индивидуального образовательного маршрута педагога основывается на 47 статье закона об образовании № 273-ФЗ , а также на регламентах ФГОС и профстандарта.

Исходя из официальных документов, педагог имеет право самостоятельно выбирать методы воспитания и обучения, а также составлять и внедрять собственные образовательные методики.

В соответствии с действующими педагогическими профессиональными стандартами учителям необходимо проходить квалификационную аттестацию каждые 5 лет. Период между аттестациями – это наиболее рациональное и удачное время для составления ИОМ.

Для чего учителю необходим ИОМ

В настоящее время учебный процесс постоянно корректируется и видоизменяется. Это связано как с особенностями развития современных школьников, так и с ускорением научно-технического прогресса и внедрением новых образовательных стандартов. В таких условиях главными профессиональными качествами педагога становятся постоянное самообразование, изучение современных цифровых технологий, целеустремленность.

Достичь высокого уровня профессиональной компетенции учителю помогает индивидуальный образовательный маршрут педагога, с его помощью удобно отслеживать результаты проделанной работы, фиксировать новые достижения и составлять отчеты.

Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога

Индивидуальный профессиональный маршрут педагога чаще всего оформляют в виде структурированной таблицы, в соответствии с требованиями образовательного стандарта. Данный способ наиболее наглядный и удобный в использовании.

Процесс составления ИОМ необходимо разделить на несколько этапов:

  • Саморефлексия. Педагог должен проанализировать свою профессиональную деятельность и сделать выводы о ее сильных и слабых аспектах. Это необходимо для эффективной разработки дальнейших этапов ИОМ;
  • Составление дорожной карты. По итогам первого пункта педагог составляет план работы на определенный период времени.

Дорожная карта ИОМ

Дорожная карта содержит:

  • Тематические направления, определяющие всю работу.
  • Перечень мероприятий для каждого направления.
  • Четкие сроки реализации планируемых мероприятий (дедлайн).
  • Прогноз и описание ожидаемых достижений.
  • Формы и способы предоставления отчетности с отметкой о выполнении.
  • Практическое применение ИОМ.
  • Оценка своего профессионального пути и эффективности ИОМ.

Данные пункты должны включать следующую информацию:

  • Демонстрация достижения по каждому направлению через конкретный проект (сценарий, методический план, статьи, курсовая)
  • Личное отношение к разработанным проектам (самодиагностика проделанной работы в виде презентации или творческого отчета)
  • Четкое указание места и времени предоставления отчета о работе

Работая с дорожной картой, следует придерживаться следующих правил:

— Заполнять документ необходимо по мере выполнения каждого этапа, не стоит откладывать это на конец учебного года, так как многие важные детали могут быть забыты;

— Не стоит стремиться к равномерному заполнению таблицы. Лучше всего в самом начале сделать упор на направления, в которых педагог проявляет себя больше всего;

— Важно стремиться к объективной оценке своей профессиональной деятельности. Это помогает правильно поставить цели и выбрать наиболее выгодные направления своей педагогической работы;

Что должен содержать ИОМ? Структура составления

В ИОМ должны входить следующие пункты:

  • Название учебного заведения
  • Город, год создания
  • индивидуальная тема самообразования;
  • сроки работы над проблемой;
  • форма отчета о ходе работы.

В ИОМ отражаются такие направления деятельности как:

  • профессиональные (изучение особенностей и требований профстандартов и ФГОС, разработка рабочих программ, плановая аттестация, участие в конкурсах профмастерства);
  • психологические и педагогические ( анализ своей профдеятельности с учетом развития информационных технологий, изучение педагогической и психологической литературы);
  • методические (разработка личного учебно-методического комплекса и приемов при проведении НОД, продумывание досуговых мероприятий, участие в олимпиадах, семинарах, конкурсах);
  • IT-технологии (изучение и внедрение ИКТ в образовательный процесс, освоение новых программ, совершенствование навыков пользования ПК).

Примерный шаблон для оформления индивидуального образовательного маршрута:

Для достижения конкретных задач сроки реализации ИОМ могут составлять от одного до пяти лет. Длительность зависит от степени сложности выявленных проблем и затруднений, образовательного учреждения и характера локальных задач.

Для дальнейшей корректировки ИОМ по истечению каждого учебного года анализируется деятельность преподавателя, то есть достигнутые результаты соотносятся с поставленными целями и задачами. Далее на основе собранных материалов вносятся коррективы в индивидуальный маршрут педагога на будущий год.

Советы по составлению ИОМ

Для успешной реализации образовательного маршрута необходимо избегать эмоциональных выгораний и перенапряжения. Это может значительно затормозить или даже надолго остановить работу. Чтобы этого избежать необходимо в самом начале пути оценить свои возможности и при необходимости разделить каждый этап на отдельные шаги или прописать для каждого большого этапа много подпунктов.

Выполнять запланированное рекомендуется в среднем темпе, особенно если обучение происходит параллельно с рабочим процессом. Главное – успешное завершение ИОМ, а не скорость. Данные коррективы можно не включать в официальную отчетность, а составить только для личного удобства.

Для реализации ИОМ обязательно понадобится взаимодействие с организациями дополнительного образования, к которым относится АБиУС, осуществляющая свою деятельность на основании государственной образовательной лицензии. Необходимо узнать с какими центрами сотрудничает школа или же самостоятельно подобрать организацию. Такие центры помогут педагогу в непосредственной реализации этапов ИОМ. Таких как прохождение программ переподготовки, повышения квалификации, индивидуальные и групповые стажировки.

В этом разделе сайта АБиУС можно ознакомиться с предлагаемыми образовательными программами для учителей школ по отдельным направлениям и для педагогов ДОУ.

Для эффективного мониторинга результатов и наглядности действий рекомендуется пользоваться табличным оформлением.

При составлении ИОМ необходимо учитывать индивидуальные особенности, условия и область работы каждого педагога.

Выбирая индивидуальную тему для самообразования, стоит обращать внимание на ее актуальность и ценность в практическом и научно-техническом применении.

Инструменты реализации ИОМ

Самообразование может реализовываться путем работы с научной и методической литературой, посещения открытых уроков, самодиагностики, освоения инновационных технологий и разработки проектов. Педагог в данном случае должен работать в команде методиста и педагога-психолога, а также научного руководителя от вуза или учреждений системы повышения квалификации.

Среди педагогов может происходить взаимообучение через презентации личного педагогического опыта, например, открытые уроки, презентации на семинарах, проектную деятельность, мастер-классы и банки научно-методических разработок.

Инструменты индивидуального образовательного маршрута педагога в соответствии с «дорожной картой»:

  • повышение квалификации через центры непрерывного профессионального образования;
  • работа в профессиональном сообществе;

Наиболее распространенные формы представления результатов ИОМ педагога: портфолио, мастер-класс, педагогический проект, отчет о ходе и результатах самообразования, программы игровых занятий, предоставление инновационной методической продукции.

У алгоритма ИОМ есть важное преимущество – гибкость составления. Педагог может начать работу над ним с удобного ему этапа. Результаты индивидуального образовательного маршрута педагога могут послужить хорошей базой для портфолио учителя или образовательной организации, в которой он работает.

Необходимость в постоянном повышении квалификации педагога напрямую связано с повышением уровня образования. Всесторонне развитый и компетентный педагог – залог качества образовательного процесса в школе или дошкольном учреждении.

Переподготовка и повышение квалификации педагогов в Академии

Программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации АБиУС разработаны в соответствии с требованиям педагогических профстандартов. Обучение возможно полностью в дистанционном формате без отрыва от работы. Методические материалы программ постоянно актуализируются и позволяют получать знания о современных нормативах, правовом регулировании и технологиях педагогической работы с детьми.

Обучение проходит на сайте Академии в личном кабинете СДО. У каждого слушателя есть персональный куратор, который поможет со всеми возникающими вопросами. Итоговая аттестация проводится в виде теста.

Документы об образовании установленного образца отправляются в любой регион и город России бесплатно. Регистрационные данные дипломов переподготовки и удостоверений повышения квалификации обязательно вносятся в государственную систему ФИС ФРДО — Федеральный реестр сведений документов об образовании и (​или) о квалификации.

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

«Мониторинг профессиональных дефицитов. Индивидуальный образовательный маршрут педагога». Важенина Светлана Николаевна МОУ «Чубаровская начальная школа – детский сад»

Здравствуйте, коллеги. Я Важенина С.Н. учитель начальных классов Чубаровской начальной школы – детский сад. Рада всех вас приветствовать на РМО. Представляю вашему вниманию своё выступление по теме «Мониторинг профессиональных дефицитов. Индивидуальный образовательный маршрут педагога».

2.Суть мониторинга профессиональных дефицитов.

В прошлом году весной многие педагоги проходили анкетирование по выявлению профессиональных дефицитов, представленное Центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников «Учитель будущего»

заключается в выявлении соответствия уровня сформированности метапредметных компетенций учителя (ИКТ — компетенции, технологической, методической, исследовательской, проектной, коррекционно-развивающей)

Мониторинг растянут во времени и позволяет изучить свойства объекта в динамике, понять направления его развития, выявить скрытые проблемы, в этом состоит его принципиальное отличие перед диагностикой учебном году всем, кто прошёл анкетирование  центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников предложил свой индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ).

Что такое индивидуальный образовательный маршрут педагога (ИОМ)

изменения требований к компетентности педагогов в образовательной организации;

появление потребности в более углубленных знаниях у современных школьников.

Для чего учителю

. Ожидаемые результаты

Результатом мониторинга профессиональных потребностей и дефицитов работников образования можно считать актуализацию необходимых для непрерывного профессионального роста знаний и умений, определение на данной основе перечня вариантов профессионального движения специалиста (в том числе и подтверждение правильности выбранной профессиональной стратегии).

Составление и реализация индивидуального образовательного маршрута педагога с опорой на уже достигнутый уровень сформированности метапредметных , а также на ближайшие и его профессионального роста

Термины «компетентность» и «компетенция» употребляются не как синонимы, а как понятия, неразрывно связанные друг с другом, а именно: формирование компетенции понимается как формирование определенного круга знаний, умений, которыми следует владеть, а компетентность выступает как результат сформированности конкретных знаний и умений, это то, чем человек достаточно хорошо уже владеет. Согласно этому разделению, компетенции рассматриваются как совокупности взаимосвязанных знаний и способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и отличаются от компетентностей — характеристик профессионально-личностных

Что должен содержать ИОМ? Структура составления

педагога чаще всего оформляют в виде структурированной таблицы, в соответствии с требованиями образовательного стандарта. Данный способ наиболее наглядный и удобный в использовании. представлен в виде таблицы

Педагог должен проанализировать

профессиональную деятельность и сделать выводы о ее сильных и слабых аспектах. Это необходимо для эффективной р

азработки дальнейших этапов ИОМ (см. результаты анкетирования в таблице)

Составление дорожной карты

– индивидуального маршрута

По итогам первого пункта педагогу представлен план работы на определенный период времени (в плане с октября по апрель)

для самостоятельного заполнения информационная справка о педагогевыделено было красным цветом – звёздочки) — это можно увидеть (должность, образование, стаж работы, категория, контактная информация, методическая тема, краткая информация о прохождении курсов повышения квалификации за последние 3 года, участие в профессиональных педагогических конкурсах за последние 3 года, участие в работе методической службы

Дорожная карта ИОМ – построение маршрута

Вот так в таблице выглядит построение маршрута.

приятий для каждого направления (курсы,

разнообразной тематики по данным компетенциям).

Четкие сроки реализации планируемых мероприятий (

– крайний срок выполнения задачи или работы

) – распределение по месяцам.

Результат тестирования, п

и описание ожидаемых достижений (педагог имеет возможность ознакомиться со своими результатами по пройденному тестированию, ознакомиться с представленной тематикой

Формы и способы предоставления отч

етности с отметкой о выполнении (отслеживание в участии и просмотре вебинаров, при прохождении курсов и

со стороны методиста УО.

едагог может редактировать свой ИОМ, в зависимости от результата теста,

выбрать для себя более необходимую информацию, имеющую практическое применение в своей работе

Оценка своего профессиона

льного пути и эффективности ИОМ (думаю, что будет повторное тестирование для сравнения своих результатов)

оповещения ои общения с другими педагогами создана группа в  , на электронную почту приходит оповещения о времени, ссылки на

. Педагогические компетенции

по блокам и направлениям деятельности:

Способность осуществлять взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся при решении образовательных, воспитательных, профилактических и коррекционных задач в рамках основной общеобразовательной программы

Способность осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении в рамках общеобразовательных программ

Способность создавать условия для формирования универсальных учебных действий обучающихся в рамках основных образовательных программам

Способность определять и создавать условия для индивидуализации образовательного процесса на основе учета психофизических и индивидуально-типологических особенностей обучающихся, в том числе одаренных обучающихся и обучающихся с ОВЗ

Способность учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных этапах

. Педагогические компетенции в ИОМ

Способность общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их.

троить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных индивидуальных особенностей.

Способности к управлению учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их

Способность осуществлять педагогическую деятельность в области преподавания русского языка на уровне начального общего образования на основе специальных научных знаний

Способность осуществлять педагогическую деятельность в области преподавания математики на уровне начального общего образования на основе специальных научных знаний

Способность осуществлять педагогическую деятельность в области изучения окружающего мира на уровне начального общего образования на основе естественнонаучных знаний

Способность осуществлять педагогическую деятельность в области обучения литературному чтению на уровне начального общего образования на основе специальных научных знаний

Способность организовать учебно-познавательную деятельность обучающихся начальной школы по освоению образовательной программы по русскому языку в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта

Способность организовать учебно-познавательную деятельность обучающихся начальной школы по освоению образовательной программы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта

Способность организовать учебно-познавательную деятельность обучающихся начальной школы по освоению образовательной программы по литературному чтению в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта

Способность организовать учебно-познавательную деятельность обучающихся начальной школы по изучению окружающего мира в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта

. Построение маршрута в ИОМ

У каждого педагога свои результаты, в зависимости от этого центр предлагает тематику курсов,

Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников предлагает

Формирование мотивации к обучению у школьников (24 ч)

Организация взаимодействия в разновозрастном детском коллективе (24 ч)

Второй курс педагог выбирает сам из предложенного списка курсов, представленный КПК (Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников « Я работаю в МКШ, обучаю одновременно 2 класса, поэтому я выбрала такую тему.

Тренажер по орфографии и пунктуации

Тренажер по синтаксису

Тренажер по геометрии

Тренажер по вычислительным навыкам

Тренажер по экологии

Практикум по теории литературы

Практикум по современной детской литературе

Воспитательный потенциал уроков литературного чтения в начальных классах

Анализ сказок в

Формирование личностно-нравственных каче

ольника в совместной деятельности с родителями

Работа с одаренными детьми: проблемы и перспективы

Этикет в педагогической деятельности

Социальное проектирование в воспитательной работе классного руководителя

Воспитательный потенциал урока

Лингвистические основы морфемного анализа

Культура речи: нормы и нарушения

Дроби в школьном курсе математики в начальной школе

Система природоведческих представлений и понятий в начальной школе

Вебинар — тренинг по былинам в школьном курсе литературного чтения

Классификация сказок в современной литературе

Особенности изучения синтаксиса в школьном курсе русского языка в начальной школе

Работа с величинами в курсе математики в начальной школе

Инструменты реализации ИОМ.

повышение квалификации через центры непрерывного профессионального образования;

работа в профессиональном сообществе;

Самообразование может реализовываться путем работы с научной и методической литературой, посещения открытых уроков, самодиагностики, освоения инновационных технологий и разработки проектов. Среди педагогов может происходить через презентации личного педагогического опыта, например, открытые уроки, презентации на семинарах, деятельность, мастер-классы и банки научно-методических разработок.

формы представления результатов: портфолио, мастер-класс, педагогический проект, отчет о ходе и результатах самообразования, программы игровых занятий, предоставление инновационной методической продукции.

У алгоритма ИОМ есть важное преимущество – гибкость составления. Результаты индивидуального образовательного маршрута педагога могут послужить хорошей базой для портфолио учителя или образовательной организации, в которой он работает. Необходимость в постоянном повышении квалификации педагога напрямую связано с повышением уровня образования. Всесторонне развитый и компетентный педагог – залог качества образовательного процесса в школе или дошкольном учреждении.

Оцените статью
Мой маршрут