Индивидуальный образовательный маршрут

Эксперт по предмету «Педагогика»
преподавательский стаж — 4 года
Задать вопрос автору статьи
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это программа деятельности, действий конкретного обучающегося, которые ему необходимо выполнить для получения знаний и навыков, достижения определенного уровня развития на конкретном этапе обучения.
Что касается детей с ОВЗ – ограниченными возможностями здоровья, то построение индивидуального образовательного маршрута для них имеет свои особенности, сопряженные с особенностями развития ребенка и спецификой коррекционного обучения.
Прежде всего, обучение оказывается сопряженным с логопедической коррекцией, психологическими тренингами и медицинским лечением т.е. оно носит комплексный характер и имеет коррекционную направленность.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 219
Индивидуальный образовательный маршрут
1.Сведения о семье:
4.Старшая медицинская сестра
— Не проявляет
потребность в общении со
— Не способен
регулировать собственное
поведение на основе
усвоенных норм и правил
— Д/У «С кем бы ты хотел
дружить и почему»
Беседы: Шорыгина «Нет друга
ищи , а найдёшьбереги»
Д/и «Что такое хорошо и что
— вызывать интерес к общению со
— учить регулировать собственное
поведение на основе усвоенных
норм и правил, проявлять волевые
усилия в ситуациях выбора
Не использует эталоны как
обозначенные свойства и
качества предметов (цвет,
форма, размер, материал и
Д/И «Найди свой домик»
Д/И «Найди цвет»
Д/И «Лото цвет и форма»
Д/И «Разложи фигуры в
— учить использовать эталоны как
обозначенные свойства и качества
предметов (цвет, форма, размер,
материал и т.п.)
Не пользуется речью в
игровом взаимодействии
Д/И «О чём это?»,
Д/И «Опиши картинку»
Д/И «Подбери слово»
Д/И «Что лишнее и почему»
— побуждать к использованию речи
в игровом взаимодействии со
Не Использует
традиционные техники
рисования кистью,
Не Передает характерные
особенности (цвет, форму,
величину) предметов,
— —
Д/У «Нарисуй как я»,
Д/У «Раскрась картинку» ,
Д/У «Обведи и раскрась»,
—
— учить традиционным техникам
рисования кистью, карандашом.
— учить передавать характерные
особенности (цвет, форму,
величину) предметов, явлений
Не Имеет навыки
опрятности (замечает
непорядок в одежде,
устраняет его при
небольшой помощи
Чтение худ.литературы:
С.Михалков «Я сам», Аким
Д/у «Кто правильно и быстро
«У нас порядок»
Беседа»Как заботиться о своей
закреплять навыки опрятности
Не принимает на себя
роль, не объединяет
действий в единую
Учить принимать на себя
игровую рольчить уходу за
больными и пользонию
Не знает и не называет
Закрепить знания о
животных, звуковые
подражания голосам
Четко произносит не
все гласные звуки, не
гласный звук из двух
Не знает, не называет
и правильно не
заменяя одни детали
«Ворота для машины
Учить строить ворота из двух
кирпичиков, на которые
кладется еще один кирпичик
Учить называть и правильно
Не приучен к
замечает и не
устраняет непорядок в
«Соберём куколку на
замечать и
непорядок в одежде
игровых правил в
Закрепить обобщающие
понятия «овощи» и «фрукты»,
научить выделять и называть
признаки предмета. Учить
придерживаться игровых
Не различает круг,
углы и круглую форму
мышление и воображение;
закрепить знания о
развивать образное мышление
Использует не все
части речи, не
Тренировать в образовании
множественного числа и
употреблении слов в
родительном падеже; научить
подбирать к словам
определения и слова,
научить находить в словах
Не различает и не
Развивать творческие
способности; научить
внимательно слушать и
правильно реагировать на
услышанное; закреплять
знания о музыкальных
эстетическому воспитанию и
развитию дружеских
Не умеет ходить и
равновесие, в разных
П/и «Пробеги и не задень»
Развивать ловкость движения.
- Скачать
- Целевые ориентиры коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога
- Составные компоненты индивидуального образовательного маршрута
- Логопедическая коррекционная работа как составной компонент ИОМ ребенка с ОВЗ
- «Индивидуальный маршрут развития ребёнка» (Индивидуальная программа логопедического сопровождения)
- Сотрудничество с родителями детей с ОВЗ
- Методические разработки, презентации и конспекты
- Комментарии (2)
- Предварительный просмотр
Скачать
Целевые ориентиры коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога
Ожидаемые результаты:
К завершению дошкольного образования:
• Проявление доброжелательности и внимания к близким взрослым и
сверстникам, называние своего имени и фамилии, имен близких взрослых и
сверстников.
• Появление у неговорящего ребенка общеупотребительной речи в форме
понимания ее (развитие пассивного словаря); воспроизведения
–звукопроизношения, звукоподражания.
• Возможно восстановление у ребенка речевой функции
(звукопроизношение, лексика, грамматика),
• Ребенок произвольно и качественно работает по зрению. Не
испытывает трудностей при решении зрительных задач в процессе общей
познавательной деятельности.
• Ребенок не полностью владеет зрительными сенсорными эталонами на
уровне возрастных возможностей:
• Ребенок владеет алгоритмом зрительного и тактильного восприятия
объектов, близких по форме к геометрическим фигурам. Описывает объекты
последовательно и развернуто, правильно называет части, при описании использует
обобщающие понятия. Выделяет информативные признаки и использует их для
узнавания объекта. Имеет широкие представления об объектах по лексическим
темам.
• Ребенок становится способен к наблюдению и извлечению предметной
информации. Сравнение происходит по различным параметрам (соответствуют алгоритму
зрительного восприятия) с выделением похожего и различного в предметах.
• У ребенка улучшается зрительно-моторная координация. Умеет
правильно держать карандаш, ножницы и пользоваться ими.
• Ребенок не испытывает трудностей при ориентировке в пространстве.
• Слабослышащие дети, с помощью систематической
коррекционно-развивающей работы, воспринимают и понимают речь окружающих,
накапливают словарный запас и овладевают устной речью, слуховым восприятием.
• В единстве с формированием словесной речи идет процесс развития
познавательной деятельности и развития всех сторон личности ребенка.
• У ребенка появляется интерес к учебной деятельности (охотно
посещает занятия, участвует в них). Проявляет элементарную самооценку,
положительно относится к трудному и новому заданию. Заинтересован в оценке и
результате. Владеет самоконтролем.
• Улучшено
слуховое и зрительное внимание;
исправлены некоторые речевые ошибки и закреплены навыки грамматически
правильной речи; расширен
словарный запас; пересказывает с
помощью педагога.
• Ребенок владеет навыками самообслуживания и гигиены
• Ребенок
со сложными дефектами в развитии адекватно играет с игрушками, товарищами,
взрослыми. Компенсация психических нарушений происходит не полностью, имеются
способности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры, складывать из
частей целое.
Улучшение восприятия, появление любознательности.
— Ребенок умеет выражать свои чувства – радость, удивление, страх,
гнев, жалость – в соответствии с жизненной ситуацией в социально приемлемых
границах.
— Ребенок выполняет упражнения по показу, по подражанию и по
речевой инструкции.
4. Программа коррекционной работы с ребёнком со сложными дефектами
в развитии
Программа коррекционной работы обеспечивает специальные условия
для получения образования детьми с ОВЗ
Этап дошкольного детства – время включения ребенка с ОВЗ в первую
общественную образовательную систему – дошкольное обучение и воспитание. Для
оптимального осуществления этого включения необходимо соблюдать специальные
условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать безбарьерную среду их
жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в дошкольном
учреждении важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы.
Одним из условий повышения эффективности профессиональной коррекции
нарушений развития является создание адекватной возможностям ребенка
охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, т.е. системы
условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности,
коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка.
Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает
внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы. Для большинства
детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая
работоспособность, что требует внесения изменений в планирование
образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня предусмотрено увеличение
времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи.
Предусматривается широкое варьирование организационных форм
коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
Одним из важных условий организации процесса воспитания и обучения
детей с ОВЗ в условиях детского сада является оснащение его специальным
оборудованием:
—
для детей, имеющих нарушения речи, необходимы зеркала,
логопедический инструментарий.
Для организации и проведения коррекционных мероприятий необходимо
знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для
детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей со сложными
дефектами развития необходимо подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную
поверхность.
Для успешной реализации Программы обеспечены следующие
психолого-педагогические условия:
—
уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование
и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях
и способностях;
—
использование в образовательной деятельности форм и методов работы
с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
—
построение образовательной деятельности на основе взаимодействия
взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и
учитывающего социальную ситуацию его развития;
—
поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения
детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах
деятельности;
—
поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для
них видах деятельности;
—
возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников
совместной деятельности и общения;
—
защита детей от всех форм физического и психического насилия;
—
поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей,
охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в
образовательную деятельность
Основная задача
коррекционно-педагогической работы – создание условий для всестороннего
развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного
включения в коллектив сверстников
Коррекционно-развивающая
работа учителя-дефектолога и всех педагогических работников дошкольной
образовательной организации включает:
Специфичность коррекционной
работы с детьми с ОВЗ состоит: во взаимосвязи и взаимодействии коррекционной
работы со всеми видами детской деятельности; всестороннем воздействии
содержания, методов, приемов и средств коррекции на психику ребенка; в компенсаторном развитии
средствами деятельности (игры, труда, занятий и т.д.).
При поступлении детей в группу учитель-дефектолог, учитель-логопед
тщательно изучает и анализирует анамнез ребенка, беседует с родителями; проводит первичную
диагностику уровня развития ребенка. Итогом такой предварительной работы является
заполнение индивидуальной карты развития ребенка.
Основной формой организации коррекционно-развивающей работы
являются индивидуальные коррекционные занятия.
Индивидуальные коррекционные занятия проводятся с учетом режима
работы образовательного учреждения и психофизических особенностей развития
детей дошкольного возраста. Периодичность индивидуальных занятий определяется
тяжестью нарушения в развитии детей. Индивидуальные занятия учитель-логопед,
учитель-дефектолог проводит не менее двух-трех раз в неделю: продолжительность
индивидуального занятия 10 — 15 минут с каждым ребенком.
Ежедневно, во второй половине дня, воспитателем проводятся
подгрупповые и индивидуальные занятия по заданию учителя-дефектолога.
В случаях необходимости уточнения заключения или продления
коррекционной работы, дети, с согласия родителей (законных представителей),
направляются учителем-дефектологом в соответствующее лечебно-профилактическое
учреждение для обследования врачами специалистами (невропатологом, психиатром,
отоларингологом, офтальмологом и др.).
Учитель-дефектолог является
организатором и координатором коррекционно-развивающей работы:
1)
учитель-дефектолог обследует речь детей;
2)
комплектует подгруппы детей для занятий;
3)
проводит регулярные занятия с детьми по исправлению различных
нарушений речи, психических функций;
4)
осуществляет взаимодействие с педагогами
по вопросам освоения воспитанниками Программы;
5)
информирует педагогический коллектив дошкольного
образовательного учреждения о задачах, содержании работы;
6)
ведет разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов,
родителей (законных представителей) детей, выступая с сообщениями о задачах и
специфике коррекционной работы по преодолению нарушений речи, задержки
психологического развития;
7)
участвует в работе районного методического объединения учителей-
логопедов, учителей-дефектологов и методического объединения дошкольного
образовательного учреждения;
8)
повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно
действующим нормативным документам.
Воспитатель
группы:
1)
закрепляет приобретенные
навыки детей;
2)
отрабатывает умения (по автоматизации звуков в группах с ТНР),
интегрируя коррекционные цели, содержание, технологии в повседневную жизнь
воспитанников;
3)
создает развивающую предметно-пространственную среду для
преодоления нарушений развития воспитанников;
4)
проводит мониторинг усвоения содержания программы воспитанниками; вовлекает в коррекционную
работу родителей (законных представителей) воспитанников;
5)
обеспечивает заинтересованность в ее результативности.
Педагог-психолог:
А) оказывает консультативную помощь родителям, принимающим участие
в воспитании и обучении ребенка;
Б) внедряет в практику методы психолого-коррекционной работы с
детьми, имеющими тяжелое нарушение речи, задержку психологического развития.
Музыкальный руководитель:
1) развивает основные компоненты
звуковой культуры речи, формирует певческое и речевое дыхание,
музыкально-ритмические движения,
2) участвует в работе по автоматизации звуков, развитию
фонематического слуха;
3) стимулирует познавательные процессы через утренники,
музыкальные досуги.
Для
работы специалистов выделяется специальный кабинет, отвечающий
санитарно-гигиеническим требованиям, который оснащен специальным оборудованием,
согласно общим требованиям, предъявленным к оборудованию кабинета специалиста.
Продолжительность рабочего времени (норма часов работы за ставку
заработной платы) учителя-дефектолога установлена в количестве 20
астрономических часов педагогической работы в неделю (15 часов работы с детьми
(включая, подгрупповые (фронтальные), индивидуальные занятия), не более 2-х
часов для консультативной работы с родителями (законными представителями), не
более 3-х часов методической работы (включая работу по самообразованию).
Содержание образовательной деятельности по Программе
Образовательная
область «Познавательное развитие»
«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,
любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных
действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных
представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и
отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале,
звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени,
движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве,
представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных
традициях и праздниках, о планете Земля какобщемдоме людей, об особенностях ее
природы, многообразии стран и народов мира».
Основные цели
и задачи по сенсорному развитию
Сенсорное развитие, в процессе которого у детей с ограниченными
возможностями развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое,
тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе формируются
полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете,
величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Сенсорное
воспитание предполагает развитие мыслительных процессов: отождествления,
сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования, а
также стимулирует развитие всех сторон речи: номинативной функции, фразовой
речи, способствует обогащению и расширению словаря ребенка. Имеющиеся нарушения
зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата препятствуют полноценному
сенсорному развитию, поэтому при организации работы по сенсорному развитию
необходимо учитывать психофизические особенности каждого ребенка с ОВЗ. Это
находит отражение в способах предъявления материала (показ, использование
табличек с текстом заданий или названиями предметов, словесно-жестовая форма
объяснений, словесное устное объяснение); подборе соответствующих форм
инструкций. При планировании работы и подборе упражнений по сенсорному развитию
следует исходить из того, насколько они будут доступны для выполнения,
учитывая имеющиеся нарушения у детей, степень их тяжести.
-Учить детей воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего
фона.
— Учить детей дифференцировать легко вычленяемые зрительно,
тактильно-двигательно, на слух и на вкус свойства предметов.
— Учить детей различать свойства и качества предметов: мягкий —
твердый, мокрый — сухой, большой — маленький, громкий — тихий, сладкий —
горький.
— Учить детей определять выделенное свойство словесно (сначала в
пассивной форме, а затем в отраженной речи).
— Формировать у детей поисковые способы ориентировки — пробы при
решении игровых и практических задач.
— Создавать условия для восприятия свойств и качеств предметов в
разнообразной деятельности — в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в
строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка,
рисование).
Развитие зрительного восприятия и внимания
Материал по развитию зрительного восприятия и внимания представлен
в программе по следующему алгоритму (буквенные обозначения (А, Б, В, Г, Д, Е)
используются для фиксации каждого шага алгоритма с целью систематизации и
обобщения материала): А: развитие зрительного внимания, подражания,
формирование целостного образа предметов;
Б: восприятие формы;
В: восприятие величины;
Г: восприятие цвета;
Д: восприятие пространственных отношений и ориентировка в
пространстве группового помещения;
Е: формирование представлений о воспринятом.
Формирование
мышления
Содержание коррекционно-педагогической работы по формированию
мышления направлено на развитие ориентировочной деятельности, формирование
познавательной активности, укрепление взаимосвязи между основными компонентами
мыслительной деятельности: действием, словом и образом. Формирование мышления
включает работу по развитию наглядно-действенного, наглядно-образного мышления
и становлению элементов логического мышления.
На начальном этапе коррекционно-педагогическая работа направлена
на развитие наглядно-действенного мышления. Именно ранняя форма мышления
возникает у ребенка в тесной связи с практической деятельностью и направлена на
ее обслуживание. В практической деятельности ребенок проявляет свое отношение к
окружающему миру, осваивает его. Задачей педагога является активизация
эмоционального отношения детей к самостоятельным предметным и предметно-игровым
действиям. Для ее решения педагог использует совместные действия с ребенком,
действия по подражанию, речевое сопровождение взрослым самостоятельных действий
ребенка с их положительной оценкой.
— Создавать предпосылки к развитию у детей наглядно-действенного
мышления. § Формировать у детей целенаправленную предметно-орудийную
деятельность в процессе выполнения практического и игрового задания.
— Формировать у детей обобщенные представления о вспомогательных
средствах и предметах-орудиях фиксированного назначения.
— Познакомить детей с проблемно-практическими ситуациями и
проблемнопрактическими задачами.
— Учить детей анализировать проблемно-практические задачи и
обучать использовать предметы-заместители при решении этих задач.
— Формировать у детей способы ориентировки в условиях
проблемно-практической задачи и способы ее решения.
— Учить детей пользоваться методом проб как основным методом
решения проблемно-практических задач, обобщать свой опыт в словесных
высказываниях.
Формирование элементарных математических представлений
Формирование элементарных математических представлений, первичных
представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира:
форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и
времени.
— Создавать условия для накопления детьми опыта практических
действий с дискретными (предметами, игрушками) и непрерывными (песок, вода,
крупа) множествами.
—
Развивать у детей на основе их активных действий с предметами и непрерывными
множествами восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное). Учить
выделять и различать множества по качественным признакам и по количеству.
— Формировать у детей способы усвоения общественного опыта
(действия по подражанию, образцу и речевой инструкции).
— Формировать практические способы ориентировки (пробы
примеривание).
— Развивать речь воспитанников. Расширять понимание у детей
речевой инструкции, связанной с математическими представлениями (один — много —
мало, сколько?, столько…, сколько… и т. п.). Комментировать каждое
действие, выполненное самим педагогом и ребенком. Давать образец вербальной
(словесной) и невербальной (жестовой) форм ответа. Добиваться ответов от детей.
— Учить детей выделять и группировать предметы по заданному
признаку.
— Учить выделять 1, 2 и много предметов из группы.
— Учить различать множества по количеству: 1, 2, много, мало
пустой, полный.
— Учить составлять равные по количеству множества
предметов-«столько…, сколько…». § Учить сопоставлять численности множеств,
воспринимаемых различными анализаторами в пределах двух без пересчета.
Развитие
познавательно-исследовательской деятельности.
Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта
ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и
познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и
творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего
мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете,
размере, мате- риале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности
анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки
предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и
явлениями, делать простейшие обобщения.
Ознакомление
с предметным окружением. Ознакомление с
предметным миром
(название, функция, назначение, свойства и качества предмета); восприятие предмета как
творения человеческой мысли и результата труда. Формирование первичных
представлений о многообразии предметного окружения; о том, что человек создает
предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей,
делая жизнь более удобной и комфортной. Развитие умения устанавливать причинно-следственные
связи между миром предметов и природным миром.
— Формировать у детей интерес к изучению объектов живого и
неживого мира.
— Знакомить детей с предметами окружающего мира, близкими детям по
ежедневному опыту.
— Знакомить детей с некоторыми свойствами объектов живой и неживой
природы в процессе практической деятельности.
— Обогащать чувственный опыт детей: учить наблюдать,
рассматривать, узнавать на ощупь, на слух объекты живой и неживой природы и
природные явления.
— Воспитывать у детей умение правильно вести себя в быту с
объектами живой и неживой природы.
— Примечание: на первом году обучения обобщающие слова (одежда,
обувь, мебель, посуда, пища, животные, овощи, фрукты, времена года) детям не
предлагаются.
Ознакомление с социальным миром.
Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей,
формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о
малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего
народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование гражданской
принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения,
патриотических чувств. Формирование элементарных представлений о планете Земля
как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
Ознакомление с миром природы.
Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать
причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных
представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных
экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть
природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все
взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей
среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к
природе, желания беречь ее.
Организация коррекционной
работы с ребёнком со сложными дефектами в развитии
Формы коррекционной | Содержание работы |
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда/дефектолога | |
Коррекционное занятие в группе | Закрепление навыка инициативной речи; совершенствование |
Индивидуальная коррекционная работа | Постановка звуков; овладение связной, правильной речью, фонематической системой |
Индивидуальная коррекционная работа на прогулке | Закрепление, автоматизация, речевое |
«Время правильной речи» — работа воспитателя по заданию | Закрепление и автоматизация звукового произношения |
Коррекционные формы работы | Пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная |
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога | |
Под групповые коррекционные занятия (работа с проблемами в | Отработка коммуникативных навыков, развитие навыков Коррекция агрессивных проявлений и негативных черт характера, Организация эмоционального поведения детей, то есть создание Обучение способам регуляции эмоциональных состояний; . Обучение анализу внутреннего состояния (своего и других людей); |
Индивидуальные коррекционные занятия (работа с проблемами в Задачи индивидуальной психокоррекционной работы определяются на | Преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации к Создать условия для преодоления зажато- сти и безынициативности; Способствовать развитию Создавать условия для принятия самостоятельных решений, для |
Первый год обучения
Квар | Основное содержание |
I | А: Учить детей выделять предмет из общего фона (игра «Ку-ку») Учить детей ожидать появления куклы за экраном в одном и том же Развивать у детей зрительное внимание и подражание путем Корркционно-развивающее обучение и воспитание Учить детей соотносить игрушку с ее изображением («Покажи, где |
II | Б: Учить детей различать объемные формы (куб, шар) в процессе В: Учить детей подбирать |
Б: Знакомить детей со словами шар, кубик Учить детей выполнять Учить детей проталкивать А: Учить детей узнавать знакомые предметы среди незнакомых Учить детей складывать из двух частей разрезную предметную Г: Учить детей воспринимать (сличать) цвет: красный, желтый | |
III | В: Учить детей воспринимать величину (большой, маленький) Учить детей захватывать Г: Знакомить детей с Учить детей различать цвета красный и желтый в ситуации Учить детей находить парные предметы, расположенные в разных Учить детей восприятию игрушек, находящихся на столе у педагога, |
Развитие слухового восприятия
и внимания
Работа по развитию слухового восприятия у детей проводится в
соответствии с этапами становления функций слухового анализатора в онтогенезе.
Сначала у ребенка развивают ориентировку на слуховые раздражители, затем
проводят работу по различению звуковых характеристик предметов или явлений.
Материал по развитию слухового восприятия и внимания представлен в
программе по следующему алгоритму:
А: развитие слухового внимания, подражания, формирование
целостного образа предметов;
Б: восприятие звуковых характеристик предметов и явлений (тихо —
громко, близко — далеко, быстро — медленно, долго — кратко);
В: опознание предметов и явлений по звуковым характеристикам;
Г: дифференциация предметов и явлений по звуковым характеристикам;
Д: восприятие пространственного местоположения звучащего предмета
и ориентировка в пространстве знакомого помещения;
Е: формирование представлений о воспринятом.
Квар | Основное содержание |
I | А: Знакомить детей с игрой на музыкальных инструментах, Учить детей реагировать на слуховые раздражители (звонок, |
В: Учить детей | |
II | А: Учить детей реагировать В: Учить детей дифференцированно реагировать (выполнять |
III | В: Развивать фонематический слух детей (глобальное различение на Учить детей различать на слух три слова с опорой на картинки Учить детей дифференцировать |
Развитие
тактильно-двигательного восприятия
Квар | Основное содержание |
I | Учить детей воспринимать и узнавать на ощупь шар, куб Учить детей воспринимать на ощупь величину предметов, |
II | Учить детей выбирать Учить детей различать на Учить детей различать на |
III | Учить детей производить Учить детей производить выбор по величине и форме по слову («Дай Учить детей дифференцировать предметы по признаку «мокрый — (полотенце, шарики, камешки) Учить детей различать температуру предметов (горячий— холодный) |
Развитие
вкусовой чувствительности
Ква рта л | Основное содержание |
I | Знакомить детей с различными |
II | Знакомить детей с тем, что пища бывает горячая и холодная Учить детей дифференцировать горячие и холодные напитки (чай — |
III | Учить детей определять пищу |
Составные компоненты индивидуального образовательного маршрута
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ является коррекционной программой его обучения и развития, с учетом особых образовательных потребностей и возможностей ребенка.
Такой маршрут разрабатывается на основании проведенной психолого-педагогической диагностики развития ребенка, отражающей специфические признаки этого развития и, позволяющая оценить потенциальные возможности ребенка. Кроме того, используются данные медицинского обследования, характеризующие наличие тех или иных отклонений, степени их проявления и наличие вторичных нарушений в развитии.
При разработке индивидуального-образовательного маршрута педагог привлекает к сотрудничеству родителей, ориентируя их на создание единой направленности воспитательной и образовательной деятельности, а также построения развивающего пространства дома.
Разработка ИОМ ориентирована на детей с разной степенью ОВЗ и на получение ими образования в разных формах: полная, частичная и внеурочная инклюзия. Такой маршрут позволяет компенсировать сложности, возникающие в ходе обучения у ребенка с ОВЗ по стандартным образовательным программам и, в максимально возможной степени реализовать потенциал ребенка.
Полезно для написания работы по теме «Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ» 👇
Курсовые, дипломные, другие работы, написанные учащимися.
80% учащихся, обратившихся за помощью, улучшили успеваемость.
Помощь в написании работы
Трудности с написанием? Мы поможем! Подберем список литературы, разберем ошибки.
В состав индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ включены следующие компоненты:
- Характеристика проблем ребенка. Здесь отражены медицинские и психологические данные, результаты диагностики уровня развития ребенка и специфики его отклонений.
- Целевое назначение психолого-педагогической коррекционной работы. Оно зависит от конкретного случая, степени развития ОВЗ и иных особенностей развития ребенка, а также этапа коррекционного обучения.
- Организация образовательной деятельности. Здесь отражены условия развития ребенка, основы построения развивающей предметно-пространственной среды.
- Направления коррекционной работы. Как правило, основными направлениями работы являются: речевое развитие, психолого-педагогическое сопровождение, познавательное развитие, физическое развитие, формирование коммуникативных навыков и социальная адаптация. Кроме данных направлений, каждый ИОМ может содержать и иные направления развития. Все зависит от конкретного ребенка с ОВЗ, его потенциала, потребностей и психофизиологического развития.
- План взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ. Он отражает мероприятия по организации сотрудничества с семьями в направлении реализации ИОМ.
- Учебные и методические основы реализации ИОМ.
Логопедическая коррекционная работа как составной компонент ИОМ ребенка с ОВЗ
Логопедическая коррекция составляет основу обучения ребенка с ОВЗ. Без устранения проблем в речевом развитии невозможно достичь должного эффекта в общем развитии ребенка.
Логопедическая коррекция нарушений речи у ребенка с ОВЗ, входящая в план ИОМ, реализуется по следующим направлениям работы:
- Постановка артикуляционной моторики. Предполагается проведение артикуляционной гимнастики, различных упражнений на развитие органов артикуляции;
- Развитие звукового произношения. Оно предполагает постановку гласных и согласных звуков, их отработку и закрепление с последующей тренировкой произношения;
- Развитие фонематического слуха. Детей учат воспринимать объекты по звукам т.е. идентифицировать предмет с конкретным звуком;
- Формирование слоговой структуры слова. Здесь осуществляется знакомство со словарем, постановка произношения отдельных слогов, используются упражнения на составление слов из слогов, разбиение слов на слоги и др.;
- Расширение лексического запаса. Производится расширение пассивного словаря и включение новых слов в активный словарь;
- Формирование грамматических конструкций. В программу обучения входят упражнения на развитие навыков выделения признаков предметов, их назначения, замену слов уменьшительно-ласкательными, согласование существительных с другими частями речи, правильное выражение пространственного отношения объектов;
- Развитие связной речи. Дети учатся согласовывать существительные с прилагательными, верно выражать свои мысли, обращаться с просьбами, выражать желания и чувства;
- Развитие психологической основы речевого произношения. Работа ведется в направлении расширения объема зрительной памяти, умения группировать объекты по сходным признакам.
«Индивидуальный маршрут развития ребёнка» (Индивидуальная программа логопедического сопровождения)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « «Светлячок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей» города
«Индивидуальный маршрут развития ребёнка»
(Индивидуальная программа логопедического сопровождения)
Кириллова Мария Владимировна
Анцупов, С.В. Индивидуальные учебные планы в профильном обучении: практика, успехи, проблемы / С.В. Анцупов, Т.Н. Богданова, Е.В. Иваненко// Школьные технологии. — 2009. — №1. — С.116-121.
Артемова, Л.К. Образовательно-профессиональный маршрут старшеклассников: проблемы, пути реализации/ Л.К. Артемова //Профильная школа. — 2008. — №6. — С. 47-54.
Бессолицына, Р. Индивидуальный учебный план: проектирование, выбор, организация обучения/ Р. Бессолицына, А.Ходырев //Директор школы. — 2009. — №4. — С.58-63.
Будинкова, В.С. Индивидуальные учебные планы профильного обучения учащихся общеобразовательных учреждений/ В.С. Будинкова //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2008. — №4. — С.63-68.
Сотрудничество с родителями детей с ОВЗ
В ИОМ включена программа по развитию сотрудничества с родителями детей, страдающих ОВЗ. Она предполагает проведение различных мероприятий, ориентированных на:
- Ознакомление родителей с тяжестью заболевания их ребенка и его потенциальными возможностями развития.
- Проведение консультаций по вопросам обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, решение его насущных проблем.
- Привлечение родителей к совместной образовательной деятельности с детьми.
- Разработку стратегических и тактических основ деятельности по оказанию ребенку помощи в его коррекционном обучении.
Для реализации данных целей с родителями проводятся индивидуальные беседы, реализуется корректировка ИОМ, проводятся лекции, консультации по разным аспектам развития ребенка и разным направлениям реализации коррекционной образовательной программы. Родителям сообщаются итоги реализации ИОМ, проводится анкетирование, реализация совместных проектов с детьми. Все это помогает сформировать плодотворную среду для реализации ИОМ.
Как правило, все эти направления требуют своего применения в ИОМ ребенка с ОВЗ. Однако, в силу особенностей развития конкретного ребенка те или иные направления могут быть исключены из программы обучения или сведены к минимуму.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Методические разработки, презентации и конспекты
Комментарии (2)
Маша, 17.11.20 в 20:49Ответить Пожаловаться
Пожалуйста, рада что вам была полезна
Предварительный просмотр
Индивидуальный образовательный маршрут