Индивидуальный образовательный маршрут развития для дошкольника с нарушениями в развитии

Индивидуальный образовательный маршрут развития для дошкольника с нарушениями в развитии Маршрут

Туруханова Татьяна Леонидовна

Индивидуальный образовательный маршрут

Автор статьи

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года


Задать вопрос автору статьи

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это программа деятельности, действий конкретного обучающегося, которые ему необходимо выполнить для получения знаний и навыков, достижения определенного уровня развития на конкретном этапе обучения.

Что касается детей с ОВЗ – ограниченными возможностями здоровья, то построение индивидуального образовательного маршрута для них имеет свои особенности, сопряженные с особенностями развития ребенка и спецификой коррекционного обучения.

Прежде всего, обучение оказывается сопряженным с логопедической коррекцией, психологическими тренингами и медицинским лечением т.е. оно носит комплексный характер и имеет коррекционную направленность.

Индивидуальный образовательный маршрут развития для дошкольника с нарушениями в развитии

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 219

Индивидуальный образовательный маршрут

1.Сведения о семье:

4.Старшая медицинская сестра

Индивидуальный образовательный маршрут развития для дошкольника с нарушениями в развитии

Не проявляет

потребность в общении со

Не способен

регулировать собственное

поведение на основе

усвоенных норм и правил

Д/У «С кем бы ты хотел

дружить и почему»

Беседы: Шорыгина «Нет друга

ищи , а найдёшьбереги»

Д/и «Что такое хорошо и что

вызывать интерес к общению со

учить регулировать собственное

поведение на основе усвоенных

норм и правил, проявлять волевые

усилия в ситуациях выбора

Не использует эталоны как

обозначенные свойства и

качества предметов (цвет,

форма, размер, материал и

Д/И «Найди свой домик»

Д/И «Найди цвет»

Д/И «Лото цвет и форма»

Д/И «Разложи фигуры в

учить использовать эталоны как

обозначенные свойства и качества

предметов (цвет, форма, размер,

материал и т.п.)

Не пользуется речью в

игровом взаимодействии

Д/И «О чём это?»,

Д/И «Опиши картинку»

Д/И «Подбери слово»

Д/И «Что лишнее и почему»

побуждать к использованию речи

в игровом взаимодействии со

Не Использует

традиционные техники

рисования кистью,

Не Передает характерные

особенности (цвет, форму,

величину) предметов,

— —

Д/У «Нарисуй как я»,

Д/У «Раскрась картинку» ,

Д/У «Обведи и раскрась»,

учить традиционным техникам

рисования кистью, карандашом.

учить передавать характерные

особенности (цвет, форму,

величину) предметов, явлений

Не Имеет навыки

опрятности (замечает

непорядок в одежде,

устраняет его при

небольшой помощи

Чтение худ.литературы:

С.Михалков «Я сам», Аким

Д/у «Кто правильно и быстро

«У нас порядок»

Беседа»Как заботиться о своей

закреплять навыки опрятности

Индивидуальный образовательный маршрут развития для дошкольника с нарушениями в развитии

Не принимает на себя

роль, не объединяет

действий в единую

Учить принимать на себя

игровую рольчить уходу за

больными и пользонию

Не знает и не называет

Закрепить знания о

животных, звуковые

подражания голосам

Четко произносит не

все гласные звуки, не

гласный звук из двух

Не знает, не называет

и правильно не

заменяя одни детали

«Ворота для машины

Учить строить ворота из двух

кирпичиков, на которые

кладется еще один кирпичик

Учить называть и правильно

Не приучен к

замечает и не

устраняет непорядок в

«Соберём куколку на

замечать и

непорядок в одежде

Индивидуальный образовательный маршрут развития для дошкольника с нарушениями в развитии

игровых правил в

Закрепить обобщающие

понятия «овощи» и «фрукты»,

научить выделять и называть

признаки предмета. Учить

придерживаться игровых

Не различает круг,

углы и круглую форму

мышление и воображение;

закрепить знания о

развивать образное мышление

Использует не все

части речи, не

Тренировать в образовании

множественного числа и

употреблении слов в

родительном падеже; научить

подбирать к словам

определения и слова,

научить находить в словах

Не различает и не

Развивать творческие

способности; научить

внимательно слушать и

правильно реагировать на

услышанное; закреплять

знания о музыкальных

эстетическому воспитанию и

развитию дружеских

Не умеет ходить и

равновесие, в разных

П/и «Пробеги и не задень»

Развивать ловкость движения.

Индивидуальный образовательный маршрут развития для дошкольника с нарушениями в развитии

Индивидуальный образовательный маршрут развития для дошкольника с нарушениями в развитии

Скачать

Целевые ориентиры коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога

Ожидаемые результаты:

К завершению дошкольного образования:

  Проявление доброжелательности и внимания к близким взрослым и
сверстникам, называние своего имени и фамилии, имен близких взрослых и
сверстников.

  Появление у неговорящего ребенка общеупотребительной речи в форме
понимания ее (развитие пассивного словаря)
; воспроизведения
–звукопроизношения, звукоподражания.

  Возможно восстановление у ребенка речевой функции
(звукопроизношение, лексика, грамматика), 

  Ребенок произвольно и качественно работает по зрению. Не
испытывает трудностей при решении зрительных задач в процессе общей
познавательной деятельности.

  Ребенок не полностью владеет зрительными сенсорными эталонами на
уровне возрастных возможностей: 

  Ребенок владеет алгоритмом зрительного и тактильного восприятия
объектов, близких по форме к геометрическим фигурам. Описывает объекты
последовательно и развернуто, правильно называет части, при описании использует
обобщающие понятия. Выделяет информативные признаки и использует их для
узнавания объекта. Имеет широкие представления об объектах по лексическим
темам.

  Ребенок становится способен к наблюдению и извлечению предметной
информации. Сравнение происходит по различным параметрам (соответствуют алгоритму
зрительного восприятия) с выделением похожего и различного в предметах.

  У ребенка улучшается зрительно-моторная координация. Умеет
правильно держать карандаш, ножницы и пользоваться ими. 

  Ребенок не испытывает трудностей при ориентировке в пространстве.

  Слабослышащие дети, с помощью систематической
коррекционно-развивающей работы, воспринимают и понимают речь окружающих,
накапливают словарный запас и овладевают устной речью, слуховым восприятием.

  В единстве с формированием словесной речи идет процесс развития
познавательной деятельности и развития всех сторон личности ребенка.

  У ребенка появляется интерес к учебной деятельности (охотно
посещает занятия, участвует в них). Проявляет элементарную самооценку,
положительно относится к трудному и новому заданию. Заинтересован в оценке и
результате. Владеет самоконтролем. 

  Улучшено
слуховое и зрительное внимание
;
исправлены некоторые речевые ошибки и закреплены навыки грамматически
правильной речи
; расширен
словарный запас
; пересказывает с
помощью педагога.

  Ребенок владеет навыками самообслуживания и гигиены

  Ребенок
со сложными дефектами в развитии адекватно играет с игрушками, товарищами,
взрослыми. Компенсация психических нарушений происходит не полностью, имеются
способности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры, складывать из
частей целое.

Улучшение восприятия, появление любознательности.

— Ребенок умеет выражать свои чувства – радость, удивление, страх,
гнев, жалость – в соответствии с жизненной ситуацией в социально приемлемых
границах.

— Ребенок выполняет упражнения по показу, по подражанию и по
речевой инструкции.

4. Программа коррекционной работы с ребёнком со сложными дефектами
в развитии

Программа коррекционной работы обеспечивает специальные условия
для получения образования детьми с ОВЗ

Этап дошкольного детства – время включения ребенка с ОВЗ в первую
общественную образовательную систему – дошкольное обучение и воспитание. Для
оптимального осуществления этого включения необходимо соблюдать специальные
условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать безбарьерную среду их
жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в дошкольном
учреждении важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы.

Одним из условий повышения эффективности профессиональной коррекции
нарушений развития является создание адекватной возможностям ребенка
охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, т.е. системы
условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности,
коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка.

Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает
внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы. Для большинства
детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая
работоспособность, что требует внесения изменений в планирование
образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня предусмотрено увеличение
времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи.
Предусматривается широкое варьирование организационных форм
коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных. 

Одним из важных условий организации процесса воспитания и обучения
детей с ОВЗ в условиях детского сада является оснащение его специальным
оборудованием:

               
для детей, имеющих нарушения речи, необходимы зеркала,
логопедический инструментарий.

Для организации и проведения коррекционных мероприятий необходимо
знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для
детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов
; для детей со сложными
дефектами развития необходимо подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную
поверхность.

Для успешной реализации Программы обеспечены следующие
психолого-педагогические условия:

               
уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование
и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях
и способностях
;

               
использование в образовательной деятельности форм и методов работы
с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям
;

               
построение образовательной деятельности на основе взаимодействия
взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и
учитывающего социальную ситуацию его развития
;

               
поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения
детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах
деятельности
;

               
поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для
них видах деятельности
;

               
возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников
совместной деятельности и общения
;

               
защита детей от всех форм физического и психического насилия;

               
поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей,
охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в
образовательную деятельность

Основная задача
коррекционно-педагогической работы – создание условий для всестороннего
развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного
включения в коллектив сверстников

Коррекционно-развивающая
работа учителя-дефектолога и всех педагогических работников дошкольной
образовательной организации включает:

 Специфичность коррекционной
работы с детьми с ОВЗ состоит: во взаимосвязи и взаимодействии коррекционной
работы со всеми видами детской деятельности
; всестороннем воздействии
содержания, методов, приемов и средств коррекции на психику ребенка
; в компенсаторном развитии
средствами деятельности (игры, труда, занятий и т.д.). 

При поступлении детей в группу учитель-дефектолог, учитель-логопед
тщательно изучает и анализирует анамнез ребенка, беседует с родителями
; проводит первичную
диагностику уровня развития ребенка. Итогом такой предварительной работы является
заполнение индивидуальной карты развития ребенка.  

Основной формой организации коррекционно-развивающей работы
являются  индивидуальные коррекционные занятия.

Индивидуальные коррекционные занятия проводятся с учетом режима
работы образовательного учреждения и психофизических особенностей развития
детей дошкольного возраста. Периодичность индивидуальных занятий определяется
тяжестью нарушения в развитии детей. Индивидуальные занятия учитель-логопед,
учитель-дефектолог проводит не менее двух-трех раз в неделю: продолжительность
индивидуального занятия 10 — 15 минут с каждым ребенком.

Ежедневно, во второй половине дня, воспитателем проводятся
подгрупповые и индивидуальные занятия по заданию учителя-дефектолога.

В случаях необходимости уточнения заключения или продления
коррекционной работы, дети, с согласия родителей (законных представителей),
направляются учителем-дефектологом в соответствующее лечебно-профилактическое
учреждение для обследования врачами специалистами (невропатологом, психиатром,
отоларингологом, офтальмологом и др.).

Учитель-дефектолог является
организатором и координатором коррекционно-развивающей работы:

1)                     
учитель-дефектолог обследует речь детей;

2)                     
комплектует подгруппы детей для занятий;

3)                     
проводит регулярные занятия с детьми по исправлению различных
нарушений речи, психических функций
;

4)                     
осуществляет            взаимодействие        с          педагогами
   по        вопросам             освоения воспитанниками Программы
;

5)                     
информирует             педагогический        коллектив      дошкольного
            образовательного учреждения о задачах, содержании работы
;

6)                     
ведет разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов,
родителей (законных представителей) детей, выступая с сообщениями о задачах и
специфике коррекционной работы по преодолению нарушений речи, задержки
психологического развития
;

7)                     
участвует в работе районного методического объединения учителей-
логопедов, учителей-дефектологов и методического объединения дошкольного
образовательного учреждения
;

8)                     
повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно
действующим нормативным документам.

Воспитатель
группы:

1)                     
закрепляет приобретенные
навыки детей;

2)                     
отрабатывает умения (по автоматизации звуков в группах с ТНР),
интегрируя коррекционные цели, содержание, технологии в повседневную жизнь
воспитанников
;

3)                     
создает развивающую предметно-пространственную среду для
преодоления нарушений развития воспитанников
;

4)                     
проводит мониторинг усвоения содержания программы воспитанниками; вовлекает в коррекционную
работу родителей (законных представителей) воспитанников;

5)                     
обеспечивает заинтересованность в ее результативности.

Педагог-психолог:

А) оказывает консультативную помощь родителям, принимающим участие
в воспитании и обучении ребенка;

Б) внедряет в практику методы психолого-коррекционной работы с
детьми, имеющими тяжелое нарушение речи, задержку психологического развития.

Музыкальный руководитель:

1) развивает основные компоненты
звуковой культуры речи, формирует певческое и речевое дыхание,
музыкально-ритмические движения,

2) участвует в работе по автоматизации звуков, развитию
фонематического слуха
;

3) стимулирует познавательные процессы через утренники,
музыкальные досуги.

Для
работы специалистов выделяется специальный кабинет, отвечающий
санитарно-гигиеническим требованиям, который оснащен специальным оборудованием,
согласно общим требованиям, предъявленным к оборудованию кабинета специалиста.

Продолжительность рабочего времени (норма часов работы за ставку
заработной платы) учителя-дефектолога установлена в количестве 20
астрономических часов педагогической работы в неделю (15 часов работы с детьми
(включая, подгрупповые (фронтальные), индивидуальные занятия), не более 2-х
часов для консультативной работы с родителями (законными представителями), не
более 3-х часов методической работы (включая работу по самообразованию).

Содержание образовательной деятельности по Программе

Образовательная
область «Познавательное развитие»

«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,
любознательности и познавательной мотивации
; формирование познавательных
действий, становление сознания
; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных
представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и
отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале,
звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени,
движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве,
представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных
традициях и праздниках, о планете Земля какобщемдоме людей, об особенностях ее
природы, многообразии стран и народов мира».

Основные цели
и задачи  по сенсорному развитию

Сенсорное развитие, в процессе которого у детей с ограниченными
возможностями развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое,
тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе формируются
полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете,
величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Сенсорное
воспитание предполагает развитие мыслительных процессов: отождествления,
сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования, а
также стимулирует развитие всех сторон речи: номинативной функции, фразовой
речи, способствует обогащению и расширению словаря ребенка. Имеющиеся нарушения
зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата препятствуют полноценному
сенсорному развитию, поэтому при организации работы по сенсорному развитию
необходимо учитывать психофизические особенности каждого ребенка с ОВЗ. Это
находит отражение в способах предъявления материала (показ, использование
табличек с текстом заданий или названиями предметов, словесно-жестовая форма
объяснений, словесное устное объяснение)
; подборе соответствующих форм
инструкций. При планировании работы и подборе упражнений по сенсорному развитию
следует исходить из того, насколько они будут доступны  для выполнения,
учитывая имеющиеся нарушения у детей, степень их тяжести.

-Учить детей воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего
фона.

— Учить детей дифференцировать легко вычленяемые зрительно,
тактильно-двигательно, на слух и на вкус свойства предметов.

— Учить детей различать свойства и качества предметов: мягкий —
твердый, мокрый — сухой, большой — маленький, громкий — тихий, сладкий —
горький.

— Учить детей определять выделенное свойство словесно (сначала в
пассивной форме, а затем в отраженной речи).

— Формировать у детей поисковые способы ориентировки — пробы при
решении игровых и практических задач.

— Создавать условия для восприятия свойств и качеств предметов в
разнообразной деятельности — в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в
строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка,
рисование).

Развитие зрительного восприятия и внимания

Материал по развитию зрительного восприятия и внимания представлен
в программе по следующему алгоритму (буквенные обозначения (А, Б, В, Г, Д, Е)
используются для фиксации каждого шага алгоритма с целью систематизации и
обобщения материала): А: развитие зрительного внимания, подражания,
формирование целостного образа предметов
;

Б: восприятие формы;

В: восприятие величины;

Г: восприятие цвета;

Д: восприятие пространственных отношений и ориентировка в
пространстве группового помещения
;

Е: формирование представлений о воспринятом.

Формирование
мышления

Содержание коррекционно-педагогической работы по формированию
мышления направлено на развитие ориентировочной деятельности, формирование
познавательной активности, укрепление взаимосвязи между основными компонентами
мыслительной деятельности: действием, словом и образом. Формирование мышления
включает работу по развитию наглядно-действенного, наглядно-образного мышления
и становлению элементов логического мышления.

На начальном этапе коррекционно-педагогическая работа направлена
на развитие наглядно-действенного мышления. Именно ранняя форма мышления
возникает у ребенка в тесной связи с практической деятельностью и направлена на
ее обслуживание. В практической деятельности ребенок проявляет свое отношение к
окружающему миру, осваивает его. Задачей педагога является активизация
эмоционального отношения детей к самостоятельным предметным и предметно-игровым
действиям. Для ее решения педагог использует совместные действия с ребенком,
действия по подражанию, речевое сопровождение взрослым самостоятельных действий
ребенка с их положительной оценкой.

— Создавать предпосылки к развитию у детей наглядно-действенного
мышления. § Формировать у детей целенаправленную предметно-орудийную
деятельность в процессе выполнения практического и игрового задания.

— Формировать у детей обобщенные представления о вспомогательных
средствах и предметах-орудиях фиксированного назначения.

— Познакомить детей с проблемно-практическими ситуациями и
проблемнопрактическими задачами.

— Учить детей анализировать проблемно-практические задачи и
обучать использовать предметы-заместители при решении этих задач.

— Формировать у детей способы ориентировки в условиях
проблемно-практической задачи и способы ее решения.

— Учить детей пользоваться методом проб как основным методом
решения проблемно-практических задач, обобщать свой опыт в словесных
высказываниях.

Формирование элементарных математических представлений

Формирование элементарных математических представлений, первичных
представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира:
форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и
времени.

— Создавать условия для накопления детьми опыта практических
действий с дискретными (предметами, игрушками) и непрерывными (песок, вода,
крупа) множествами.


Развивать у детей на основе их активных действий с предметами и непрерывными
множествами восприятие (зрительное,     слуховое, тактильно-двигательное). Учить
выделять и различать множества по качественным признакам и по количеству.

— Формировать у детей способы усвоения общественного опыта
(действия по подражанию, образцу и речевой инструкции).

— Формировать практические способы ориентировки (пробы
примеривание).

— Развивать речь воспитанников. Расширять понимание у детей
речевой инструкции, связанной с математическими представлениями (один — много —
мало, сколько?, столько…, сколько… и т. п.). Комментировать каждое
действие, выполненное самим педагогом и ребенком. Давать образец вербальной
(словесной) и невербальной (жестовой) форм ответа. Добиваться ответов от детей.

— Учить детей выделять и группировать предметы по заданному
признаку.

— Учить выделять 1, 2 и много предметов из группы.

— Учить различать множества по количеству: 1, 2, много, мало
пустой, полный.

— Учить составлять равные по количеству множества
предметов-«столько…, сколько…». § Учить сопоставлять численности множеств,
воспринимаемых различными анализаторами в пределах двух без пересчета.

Развитие
познавательно-исследовательской деятельности

Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта
ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и
познавательной мотивации
; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и
творческой активности
; формирование первичных представлений об объектах окружающего
мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете,
размере, мате- риале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности
анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки
предметов и явлений окружающего мира
; умения устанавливать простейшие связи между предметами и
явлениями, делать простейшие обобщения.

Ознакомление
с предметным окружением.
Ознакомление с
предметным миром

(название, функция, назначение, свойства и качества предмета); восприятие предмета как
творения человеческой мысли и результата труда. Формирование первичных
представлений о многообразии предметного окружения
; о том, что человек создает
предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей,
делая жизнь более удобной и комфортной. Развитие умения устанавливать причинно-следственные
связи между миром предметов и природным миром. 

— Формировать у детей интерес к изучению объектов живого и
неживого мира.

— Знакомить детей с предметами окружающего мира, близкими детям по
ежедневному опыту.

— Знакомить детей с некоторыми свойствами объектов живой и неживой
природы в процессе практической деятельности.

— Обогащать чувственный опыт детей: учить наблюдать,
рассматривать, узнавать на ощупь, на слух объекты живой и неживой природы и
природные явления.

— Воспитывать у детей умение правильно вести себя в быту с
объектами живой и неживой природы.

— Примечание: на первом году обучения обобщающие слова (одежда,
обувь, мебель, посуда, пища, животные, овощи, фрукты, времена года) детям не
предлагаются.

Ознакомление с социальным миром.
Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей,
формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о
малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего
народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование гражданской
принадлежности
; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения,
патриотических чувств. Формирование элементарных представлений о планете Земля
как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира. 

Ознакомление с миром природы.
Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать
причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных
представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных
экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть
природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все
взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей
среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к
природе, желания беречь ее.

Организация коррекционной
работы с ребёнком со сложными дефектами в развитии

Формы коррекционной
работы

Содержание работы

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда/дефектолога

Коррекционное занятие в группе

Закрепление навыка инициативной речи; совершенствование
разговорной речи
; обогащение словарного запаса

Индивидуальная коррекционная работа

Постановка звуков; овладение связной, правильной речью, фонематической системой
русского языка, элементами грамоты.

Индивидуальная коррекционная работа на прогулке

Закрепление, автоматизация, речевое
общение.

«Время правильной речи» — работа воспитателя по заданию
учителя-логопеда

Закрепление и автоматизация звукового произношения

Коррекционные формы работы

Пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная
гимнастика, речь с движением, развитие мелкой моторики рук.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога

Под групповые коррекционные занятия (работа с проблемами в
личностной сфере)

Отработка коммуникативных навыков, развитие навыков
сотрудничества, взаимной эмпатии
; Снижение психоэмоционального напряжения, тревожности у детей;

Коррекция агрессивных проявлений и негативных черт характера,
препятствующих общению
;

Организация эмоционального поведения детей, то        есть     создание
        положительного эмоционального настроя в группе
;

Обучение способам регуляции эмоциональных состояний;

Обучение     анализу     внутреннего      состояния

(своего и других людей);

Индивидуальные коррекционные занятия (работа с проблемами в
личностной сферах)

Задачи индивидуальной психокоррекционной работы определяются на
основе результатов психодиагностики

Преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации к
детскому саду
; снятие эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности,
излишней двигательной активности, тревоги, агрессии
; развитие навыков
взаимодействия детей друг с другом,

Создать условия для преодоления зажато- сти и безынициативности;

Способствовать развитию
умений решать проблемные ситуации
;

Создавать условия для принятия самостоятельных решений, для
формирования внутренней позиции

Первый год обучения

Квар
тал

Основное содержание
работы

       I

А: Учить детей выделять предмет из общего фона (игра «Ку-ку»)

Учить детей ожидать появления куклы за экраном в одном и том же
месте и прослеживать движение куклы за экраном, ожидая ее появления
последовательно в двух определенных местах

Развивать у детей зрительное внимание и подражание путем
воспроизведения действий взрослого сначала без предметов («Ручками тук-тук,
ручками хлопхлоп»), а потом с предметами (сюжетными игрушками, кубиками,
предметами обихода:«Ляля топ-топ, зайка прыг-скок»)

Корркционно-развивающее обучение и воспитание

Учить детей соотносить игрушку с ее изображением («Покажи, где
ляля», «Покажи, где ту-ту (паровоз)») Учить детей сличать парные предметы
Учить детей сличать парные картинки

     II

Б: Учить детей различать объемные формы (куб, шар) в процессе
дидактической игры по подражанию действиям взрослого («Дай, что катится»,
«Возьми, что не катится»)

В: Учить детей подбирать
крышки к коробочкам одинаковой величины, но разной формы (круглая,
квадратная)

Б: Знакомить детей со словами шар, кубик

Учить детей выполнять
действия по подражанию, соотнося форму крышки и форму коробки («Спрячь
шарик», «Спрячь кубик»)

Учить детей проталкивать
объемные геометрические формы (куб, шар) в соответствующие прорези коробки,
пользуясь методом проб

А: Учить детей узнавать знакомые предметы среди незнакомых
(находить свою игрушку среди других
; выделять названную педагогом игрушку среди других) Учить детей
хватать большие предметы (шары, кубы, мячи, мешочки, подносы) двумя руками,
маленькие — одной рукой

Учить детей складывать из двух частей разрезную предметную
картинку

Г: Учить детей воспринимать (сличать) цвет: красный, желтый
(«Дай такой»)

III

В: Учить детей воспринимать величину (большой, маленький)

Учить детей захватывать
широкие предметы всей ладонью, узкие (шнурки, палочки) — пальцами

Г: Знакомить детей с
названиями двух цветов: красный, желтый («Дай красный шарик», «Возьми желтую
ленточку»)

Учить детей различать цвета красный и желтый в ситуации
подражания действиям взрослого (постановка кубиков друг на друга попарно
; подбор одежды для кукол) А:
Учить детей соотносить предметы с их изображением в пределах двух-трех
предъявленных образцов

Учить детей находить парные предметы, расположенные в разных
местах игровой комнаты

Учить детей восприятию игрушек, находящихся на столе у педагога,
при выборе из двух (найти и по возможности назвать). Пример: «Саша играет с
петушком. Тетя спрятала петушка. Возьми петушка» (на выбор дается два
предмета — петушок и тележка)

Развитие слухового восприятия
и внимания

Работа по развитию слухового восприятия у детей проводится в
соответствии с этапами становления функций слухового анализатора в онтогенезе.
Сначала у ребенка развивают ориентировку на слуховые раздражители, затем
проводят работу по различению звуковых характеристик предметов или явлений.

Материал по развитию слухового восприятия и внимания представлен в
программе по следующему алгоритму:

А: развитие слухового внимания, подражания, формирование
целостного образа предметов
;

Б: восприятие звуковых характеристик предметов и явлений (тихо —
громко, близко — далеко, быстро — медленно, долго — кратко)
;

В: опознание предметов и явлений по звуковым характеристикам;

Г: дифференциация предметов и явлений по звуковым характеристикам;

Д: восприятие пространственного местоположения звучащего предмета
и ориентировка в пространстве знакомого помещения
;

Е: формирование представлений о воспринятом.

Квар
тал

Основное содержание
работы

I

А: Знакомить детей с игрой на музыкальных инструментах,
показывать, что разные инструменты издают различные звуки, вызывать интерес к
играм со взрослым на музыкальных инструментах (детское пианино, металлофон,
барабан)

Учить детей реагировать на слуховые раздражители (звонок,
колокольчик, бубен) Вырабатывать у детей по подражанию разные двигательные
реакции в ответ на звучание различных инструментов (шагать под барабан,
хлопать в ладоши под бубен)

В: Учить детей
дифференцировать на слух звучание музыкальных инструментов, реагируя
действиями на звучание определенного инструмента (выбор из двух)

II

А: Учить детей реагировать
на звучание детского пианино (в ответ на звучание дети «пляшут»)

В: Учить детей дифференцированно реагировать (выполнять
действия) на звучание определенных инструментов (выбор из трех: пианино,
барабан, металлофон) Учить детей соотносить игрушку с соответствующим
звукоподражанием: «ав-ав» — собака
; «мяу» — кошка; «ку-ка-ре-ку» — петух; «пи-пи-пи».— цыпленок (игра «Кто в домике живет?»)

III

В: Развивать фонематический слух детей (глобальное различение на
слух резко различных по слоговому и звуковому составу слов, без фонетического
анализа) Учить детей различать на слух слова: дом — барабан, рыба — машина,
шар — самолет, дом — мишка, мяч — кукла

Учить детей различать на слух три слова с опорой на картинки

Учить детей дифференцировать
звукоподражания (игра «Кто тебя позвал: кошка, лягушка, собака?»: выбор из
двух-трех предметов или картинок)

Развитие
тактильно-двигательного восприятия

Квар
тал

Основное содержание
работы

I

Учить детей воспринимать и узнавать на ощупь шар, куб

Учить детей воспринимать на ощупь величину предметов,
дифференцировать предметы по величине (в пределах двух)

II

Учить детей выбирать
знакомые игрушки на ощупь по слову дай (матрешку, юлу, машинку, шарик и т.
п.) без предъявления образца (выбор из двух предметов)

Учить детей различать на
ощупь шар, куб
; проводить выбор из двух шаров (большого, маленького) с предъявлением
образца зрительно

Учить детей различать на
ощупь величину предметов
; проводить выбор из двух предметов (большого, маленького) с
предъявлением образца зрительно

III

Учить детей производить
выбор по величине и форме по образцу (предъявляемые предметы: две матрешки,
кубик или шарик, две юлы)

Учить детей производить выбор по величине и форме по слову («Дай
большой мяч», «Дай маленький мяч») на ощупь

Учить детей дифференцировать предметы по признаку «мокрый —
сухой»

(полотенце, шарики, камешки)

Учить детей различать температуру предметов (горячий— холодный)

Развитие
вкусовой чувствительности

Ква рта л

Основное содержание
работы

I

Знакомить детей с различными
вкусовыми характеристиками продуктов питания (сладкий, горький)

II

Знакомить детей с тем, что пища бывает горячая и холодная

Учить детей дифференцировать горячие и холодные напитки (чай —
сок)

III

Учить детей определять пищу
на вкус (сладкий, горький), называть это свойство словом (игра «Угадай на
вкус»)

Составные компоненты индивидуального образовательного маршрута

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ является коррекционной программой его обучения и развития, с учетом особых образовательных потребностей и возможностей ребенка.

Такой маршрут разрабатывается на основании проведенной психолого-педагогической диагностики развития ребенка, отражающей специфические признаки этого развития и, позволяющая оценить потенциальные возможности ребенка. Кроме того, используются данные медицинского обследования, характеризующие наличие тех или иных отклонений, степени их проявления и наличие вторичных нарушений в развитии.

При разработке индивидуального-образовательного маршрута педагог привлекает к сотрудничеству родителей, ориентируя их на создание единой направленности воспитательной и образовательной деятельности, а также построения развивающего пространства дома.

Разработка ИОМ ориентирована на детей с разной степенью ОВЗ и на получение ими образования в разных формах: полная, частичная и внеурочная инклюзия. Такой маршрут позволяет компенсировать сложности, возникающие в ходе обучения у ребенка с ОВЗ по стандартным образовательным программам и, в максимально возможной степени реализовать потенциал ребенка.

Полезно для написания работы по теме «Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ» 👇

Курсовые, дипломные, другие работы, написанные учащимися.


80% учащихся, обратившихся за помощью, улучшили успеваемость.


Помощь в написании работы

Трудности с написанием? Мы поможем! Подберем список литературы, разберем ошибки.


В состав индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ включены следующие компоненты:

  1. Характеристика проблем ребенка. Здесь отражены медицинские и психологические данные, результаты диагностики уровня развития ребенка и специфики его отклонений.
  2. Целевое назначение психолого-педагогической коррекционной работы. Оно зависит от конкретного случая, степени развития ОВЗ и иных особенностей развития ребенка, а также этапа коррекционного обучения.
  3. Организация образовательной деятельности. Здесь отражены условия развития ребенка, основы построения развивающей предметно-пространственной среды.
  4. Направления коррекционной работы. Как правило, основными направлениями работы являются: речевое развитие, психолого-педагогическое сопровождение, познавательное развитие, физическое развитие, формирование коммуникативных навыков и социальная адаптация. Кроме данных направлений, каждый ИОМ может содержать и иные направления развития. Все зависит от конкретного ребенка с ОВЗ, его потенциала, потребностей и психофизиологического развития.
  5. План взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ. Он отражает мероприятия по организации сотрудничества с семьями в направлении реализации ИОМ.
  6. Учебные и методические основы реализации ИОМ.

Логопедическая коррекционная работа как составной компонент ИОМ ребенка с ОВЗ

Логопедическая коррекция составляет основу обучения ребенка с ОВЗ. Без устранения проблем в речевом развитии невозможно достичь должного эффекта в общем развитии ребенка.

Логопедическая коррекция нарушений речи у ребенка с ОВЗ, входящая в план ИОМ, реализуется по следующим направлениям работы:

  1. Постановка артикуляционной моторики. Предполагается проведение артикуляционной гимнастики, различных упражнений на развитие органов артикуляции;
  2. Развитие звукового произношения. Оно предполагает постановку гласных и согласных звуков, их отработку и закрепление с последующей тренировкой произношения;
  3. Развитие фонематического слуха. Детей учат воспринимать объекты по звукам т.е. идентифицировать предмет с конкретным звуком;
  4. Формирование слоговой структуры слова. Здесь осуществляется знакомство со словарем, постановка произношения отдельных слогов, используются упражнения на составление слов из слогов, разбиение слов на слоги и др.;
  5. Расширение лексического запаса. Производится расширение пассивного словаря и включение новых слов в активный словарь;
  6. Формирование грамматических конструкций. В программу обучения входят упражнения на развитие навыков выделения признаков предметов, их назначения, замену слов уменьшительно-ласкательными, согласование существительных с другими частями речи, правильное выражение пространственного отношения объектов;
  7. Развитие связной речи. Дети учатся согласовывать существительные с прилагательными, верно выражать свои мысли, обращаться с просьбами, выражать желания и чувства;
  8. Развитие психологической основы речевого произношения. Работа ведется в направлении расширения объема зрительной памяти, умения группировать объекты по сходным признакам.

«Индивидуальный маршрут развития ребёнка» (Индивидуальная программа логопедического сопровождения)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «  «Светлячок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей» города 

«Индивидуальный маршрут развития ребёнка»

(Индивидуальная программа логопедического сопровождения)

Кириллова Мария Владимировна

Анцупов, С.В. Индивидуальные учебные планы в профильном обучении: практика, успехи, проблемы / С.В. Анцупов, Т.Н. Богданова, Е.В. Иваненко// Школьные технологии. — 2009. — №1. — С.116-121.

Артемова, Л.К. Образовательно-профессиональный маршрут старшеклассников: проблемы, пути реализации/ Л.К. Артемова //Профильная школа. — 2008. — №6. — С. 47-54.

Бессолицына, Р. Индивидуальный учебный план: проектирование, выбор, организация обучения/ Р. Бессолицына, А.Ходырев //Директор школы. — 2009. — №4. — С.58-63.

Будинкова, В.С. Индивидуальные учебные планы профильного обучения учащихся общеобразовательных учреждений/ В.С. Будинкова //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2008. — №4. — С.63-68.

Индивидуальный образовательный маршрут развития для дошкольника с нарушениями в развитии

Сотрудничество с родителями детей с ОВЗ

В ИОМ включена программа по развитию сотрудничества с родителями детей, страдающих ОВЗ. Она предполагает проведение различных мероприятий, ориентированных на:

  1. Ознакомление родителей с тяжестью заболевания их ребенка и его потенциальными возможностями развития.
  2. Проведение консультаций по вопросам обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, решение его насущных проблем.
  3. Привлечение родителей к совместной образовательной деятельности с детьми.
  4. Разработку стратегических и тактических основ деятельности по оказанию ребенку помощи в его коррекционном обучении.

Для реализации данных целей с родителями проводятся индивидуальные беседы, реализуется корректировка ИОМ, проводятся лекции, консультации по разным аспектам развития ребенка и разным направлениям реализации коррекционной образовательной программы. Родителям сообщаются итоги реализации ИОМ, проводится анкетирование, реализация совместных проектов с детьми. Все это помогает сформировать плодотворную среду для реализации ИОМ.

Как правило, все эти направления требуют своего применения в ИОМ ребенка с ОВЗ. Однако, в силу особенностей развития конкретного ребенка те или иные направления могут быть исключены из программы обучения или сведены к минимуму.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Методические разработки, презентации и конспекты

Комментарии (2)

Индивидуальный образовательный маршрут развития для дошкольника с нарушениями в развитии

Индивидуальный образовательный маршрут развития для дошкольника с нарушениями в развитии

Маша, 17.11.20 в 20:49Ответить Пожаловаться

Пожалуйста, рада что вам была полезна

Предварительный просмотр

                                   

Индивидуальный образовательный маршрут

Оцените статью
Мой маршрут