Индивидуальный образовательный маршрут ребенка ЗПР (для детей с нарушение зрения)

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка ЗПР (для детей с нарушение зрения)

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ЗПР (для детей с нарушением зрения (слабовидящий ребенок) разработан в соответствии образовательной программы МБДОУ «Инжавинский детский сад «Березка» с учетом общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Рекомендациями ЦПМПК (центральной психолого –медико –педагогической комиссии).

Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет).

Срок реализации: 2018-2019 учебный год.

  • выявить особые образовательные потребности ребенка, осуществлять индивидуальную помощь ребенку, способствовать усвоению ребенком образовательной программы дошкольного образования.
  • развитие физических, интеллектуальных, нравственных и эстетических и личностных качеств;
  • формирование предпосылок учебной деятельности;
  • сохранение и укрепление здоровья.

Содержание коррекционно-развивающей и образовательной деятельности осуществляется воспитателем в рамках образовательной программы ДОУ в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.

Основные направления коррекционной работы со слабовидящим ребенком.

Игры на развитие зрительного восприятия.

Д/и «Раз, два, три- назови»

Цели: Закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание, ориентировку в микропространстве.

Ход игры: Ребенок шагает по кругу под счет раз, два, три.

Потом педагог говорит: «Раз, два, три- цвет предмета назови» и показывает какой-нибудь предмет. Ребенок называет цвет предмета. Снова шагает по кругу и на слова «раз, два, три-форму предмета назови», называют форму показываемого предмета. Можно называть объемную

форму предметов, величину двух предметов, цвет, оттенки цвета.

Д/и «Подбери предмет по цвету»

Цели: закреплять умение соотносить цвет, как основной признак предметов, развивать зрительное внимание, память, ориентировку в пространстве.

Ход игры: Ребенок стоит в кругу. В середине стоит стол. На нем лежит карта с кружками разного цвета. (В зависимости от возраста.) В середине карты –стрелка.

Карта круглая. Ребенок поворачивает стрелку, приговаривая слова «стрелка, стрелка покружись, всем кружочкам покажись. И какой тебе милее, укажи нам поскорее! Стоп!» На какой цветной кружок укажет стрелка, такого цвета предмет на картинке.

Игры на социально – бытовую ориентировку

Дидактические игры: «Разложи одежду по назначению». (Одежда женская, спортивная, мужская, рабочая, домашняя.)

«Забывчивый портной». (Назови деталь, которую забыл пришить портной.) Например: рубашка без воротника, сарафан без брительки, халат без пуговиц).

Д\и «Всякой посуде свое место»

(Чайная – верхняя полка, столовая – средняя, кухонная нижняя.)

Д\и «Найди ошибку».

(Муха-Цокотуха накрыла стол. Найти ошибки.)

Д\и «Едет, летит, плывет».

(Определить к какому виду транспорта относится машина.)

Д\и «Угадай кто что делает в саду?»

Игры на развитие осязания и мелкой моторики.

1. Формирование представлений о строении и возможностях рук.

Цель: Познакомить с расположением, названием и назначением пальцев

А). «Замок». Различные упражнения при положении кистей рук в «замке».

«Пальчики здороваются». Ладони сомкнуты, пальцы попарно постукивают друг о друга.

«Пианист». Имитация игры на пианино.

«Ввернем лампочку». Кистью руки производятся движения, имитирующие ввертывание лампочки в патрон.

«Посчитаем пальчики». Пальцы по одному загибаются к ладони. Сначала упражнение выполняется одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе. Движения можно сопровождать проговариванием рифмовки, во время проговаривания первых пяти строчек дети сжимают пальцы в кулак и разжимают их:

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев,

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить,

Чтобы их же сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять.

При проговаривании последней строчки дети поочередно загибают пальцы к ладони.

«Пальчики бегут наперегонки». Дети постукивают поочередно каждым пальцем по столу, двигая при этом кисти рук от нижнего края стола к верхнему, как бы имитируя бег наперегонки.

«Пальчики просыпаются». Кисти рук лежат на столе ладонями вниз. Пальцы по одному поочередно поднимаются вверх, остальные пальцы при этом прижаты к поверхности стола.

Б) Упражнения на самомассаж рук:

«Поглаживание». Правая рука массирует левую от кончиков пальцев к запястью. Затем так же левая рука массирует правую.

«Молоточек». Кисти сжаты в кулаки. Кулаком правой руки постучать по кулаку левой. Поменять руки. Функцию молоточка выполняет то правая рука, то левая.

«Пальчики играют в прятки». Кисти рук лежат на краю стола. При словах учителя: «Пальчики спрятались!» ученик ладонями проводит по ребру стола сверху вниз так, чтобы пальцы спрятались за крышкой стола. «Пальчики показались!» – ученик поднимает ладони, при этом массируется вся ладонная поверхность.

«Карандаш». Катание карандаша между ладонями.

Массаж проходит интереснее, если используется считалочка:

Раз, два, три, четыре, пять

(дети поочередно соединяют мизинцы, потом безымянные пальцы и т.д.)

Вышли пальцы погулять.

(хлопают в ладоши)

Этот пальчик самый сильный,

(массаж правого большого пальца)

Самый толстый и большой.

(Массаж левого большого пальца)

Этот пальчик для того,

(массаж правого указательного пальца)

Чтоб показывать его.

(массаж левого указательного пальца)

Этот пальчик самый длинный

(массаж правого среднего пальца)

И стоит он в середине.

(массаж левого среднего пальца)

Этот пальчик безымянный,

(массаж правого безымянного пальца)

Избалованный он самый.

(массаж левого безымянного пальца)

А мизинчик хоть и мал,

(массаж правого мизинца)

Очень ловок и удал.

(массаж левого мизинца).

«Как зовут пальчики?» Упражнение выполняется под рифмовку.

Дети сжимают руки в кулаки и разжимают их:

Пять пальцев на руке своей назвать по имени сумей.

Первый пальчик – боковой, называется большой,

(дети показывают большие пальцы обеих рук)

Палец второй – указчик старательный,

Не зря называется он указательный

(дети показывают указательные пальцы)

Пальчик твой третий – как раз посредине,

Поэтому «средний» даю ему имя.

(показывают средние пальцы)

Пальчик четвертый зовут безымянный,

Неповоротливый он и упрямый.

(показывают безымянные пальцы)

Совсем как в семье, братец меньший – любимец,

По счету он пятый, зовется мизинец.

  1. Монтессори-материал // Под ред. Е. Хилтунена — М.: «Мастер», 1992
  2. Шипицына, Л.М. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрения: Методическое пособие // Под ред. Проф. Л.М. Шипицыной. – СПб. – 1995, – 123 с.
  3. Шипицына, Л.М. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрения: Методическое пособие // Под ред. Проф. Л.М. Шипицыной. – СПб. – 1995, – 123 с.
Оцените статью
Мой маршрут