- Организационно-педагогические условия
- Спрашивали – отвечаем
- Алгоритм составления ИОТ
- Ссылка недоступна.
- Положение об индивидуальном образовательном маршруте МОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов
- Современное воспитание детей
- Для чего учителю необходим ИОМ
- Выбор учащимися курсов может осуществляться в трех плоскостях
- Необходимость построения индивидуальных образовательных программ диктуется следующими соображениями
- Сетевое взаимодействие в образовании позволяет
- Модуль 3. 1 Комплексирование программ
- Для построения индивидуального образовательного маршрута необходимо
- Кружки, студии, объединения Работа по индивидуальным планам
- Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога
- Формы обучения одаренных детей в системе дополнительного образования
- Проблемы сопровождения одаренных детей в системе образования
- Роли тьютора
- Индивидуальный учебный план —
- Особенности разработки ИОМ
- Вариант оформления индивидуального образовательного маршрута
- В ближайшие сутки работа сайта восстановится.
- Ученическая конференция Задачи
- Как построить индивидуальную образовательную траекторию
- Шаг первый – подготовка
- Шаг второй – давать выбор
- Шаг третий — обратная связь и саморефлексия
- Шаг четвертый – поиск подходящей мотивации
- Шаг пятый – контроль
- Три этапа сопровождение одаренного ребенка
- Подход к индивидуализации обучения в процессе применения образовательных технологий
- Составление индивидуальной образовательной программы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
- Примерная схема составления индивидуальной программы для учащегося с ОВЗ
- Занятия по самопознанию, обучению воспитанников методам выбора и способам разработки маршрута.
- Развитие школьника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или
- Индивидуальный образовательный маршрут
- Интерактивное сопровождение образовательных областей
- Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
- Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты
- Программа может быть спроектирована в составе трех модулей
- Условия эффективности разработки индивидуального образовательного маршрута
- Модуль 2. Интеграция с медицинским направлением индивидуальной программы абилитации (ИПРА)
- Показания к проведению абилитационных мероприятий, интегрируемых в ИОМ и ИОП образовательной организации
- Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Организационно-педагогические условия
оценка
педагогическим коллективом
готовности ученика к переходу на
индивидуальную программу;
желание ученика перейти на обучение
по индивидуальной программе и
осознание
им
ответственности
принимаемого решения;
согласие родителей.
16
«Я
определяю, в какой
последовательности, в какие
сроки, какими средствами будет
реализована образовательная
программа».
«Я составляю
программу образовательной
деятельности»
«Я выбираю курсы для
изучения»
13
конструирование
проектирование
прогнозирование
Индивидуальный
образовательный
маршрут
Индивидуальная
образовательная
программа
Индивидуальный
учебный
план
Спрашивали – отвечаем
Индивидуальная образовательная траектория успешно применяется репетиторами средней школы. Документ составляется в соответствии со способностями, возможностями, мотивацией ученика. Учитель координирует, организует и консультирует, находясь во взаимосвязи с родителями ребенка. Как создать программу?
Алгоритм составления ИОТ
Репетитор средней школы определяет уровень обученности по предмету, познавательные возможности, узнает предпочтения школьника.
2. Разъяснительный этап.
Команда участников должна знать все детали работы над программой. Ученик становится полноправным субъектом образования. Он выбирает индивидуальную образовательную траекторию по предложенным параметрам.
3. Определение целей и задач.
Наставник оказывает помощь, а ученик ставит личностно значимые цели.
4. Установление сроков выполнения базовой и специальной программы.
Срок действия маршрута определяется совместно с родителями и самим ребенком. Оно может измениться. Если ребенок решит углубить знания по какой-то теме, поменять форму занятий, сроки пересматриваются.
5. Составление учебного плана с указанием формы занятий, методов и приемов.
6. Выбор индивидуального плана обучения: темпов изучения материала и выполнения заданий.
7. Реализация индивидуального образовательного маршрута.
Составленная программа не догма. В ходе работы приоритеты ребенка могут поменяться. Все должны работать на конечный результат. Возможно изменение целей, содержания, стратегии, тактики.
Достигать цели образовательной деятельности
Формировать и развивать потенциал системы
образования по сопровождению ОД
Повышать качество образования и
социализации ОД
•От чего зависит выбор
ИОМ?
20
Ссылка недоступна.
Факультатив
Элективный курс
Ученическая конференция
Неделя Науки
Научное общество учащихся
Кружки, студии, объединения
Работа по индивидуальным планам
Положение об индивидуальном образовательном маршруте МОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов
Положение
об индивидуальном образовательном маршруте МОУ СОШ
с углублённым изучением отдельных предметов
1.Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) структурированная
программа действий ученика на фиксированном этапе его обучении (1 год).
2.Индивидуальный образовательный маршрут содержит четыре основных
части:
I часть содержит перечень обязательных учебных предметов, который
соответствует учебному плану школы на этот год. Предметы, изучаемые
углубленно, обязательно выделяются в этой части маршрута. В конце
подводится итог — обязательная минимальная нагрузка на ученика (общее
количество часов).
II часть – часы выбора. Учащимся предлагается перечень курсов по выбору,
из которых он вправе выбрать несколько курсов, но не более максимальной
учебной нагрузки определенных нормами СанПин. Организация курсов по
выбору регламентируется «Положением о курсах по выбору». В конце второй
части подводится итог: максимальная учебная нагрузка, которая не должна
превышать установленных норм.
III часть – предметные кружки и факультативы. В третьей части учащимся
предлагается выбрать из перечня предметных кружков и факультативов те,
которые он будет посещать в этом учебном году. Эти занятия не обязательны
для посещения
35
Современное воспитание детей
В последние годы в нашей стране оформились новые ценности воспитания детей. Образование, в том числе дошкольное, стало больше ориентироваться на конкретного ребёнка, его особенности, его интересы и способности.
Современная образовательная система строится таким образом, что любой дошкольник и школьник по максимуму участвуют в образовательном процессе, педагоги ведут диалоги и занимаются с каждым ребёнком вне зависимости от черт характера или его психофизиологических особенностей.
Наконец, в наше время больше не принято оценивать детей по отношению друг к другу. Значительно продуктивнее не сравнивать ребёнка с другими детьми, а сравнивать его с самим же собой в прошлом: какой прогресс конкретный ребёнок смог достичь за определённое время и как он изменился по отношению к самому себе.
Для чего учителю необходим ИОМ
В настоящее время учебный процесс постоянно корректируется и видоизменяется. Это связано как с особенностями развития современных школьников, так и с ускорением научно-технического прогресса и внедрением новых образовательных стандартов. В таких условиях главными профессиональными качествами педагога становятся постоянное самообразование, изучение современных цифровых технологий, целеустремленность.
Достичь высокого уровня профессиональной компетенции учителю помогает индивидуальный образовательный маршрут педагога, с его помощью удобно отслеживать результаты проделанной работы, фиксировать новые достижения и составлять отчеты.
Выбор учащимися курсов может осуществляться в трех плоскостях
1.
2.
3.
Осмысление
дальнейшего
пути
получения образования, в том числе и
профессионального (кем быть? каким
быть? что изучать? как? где? зачем?);
Совершенствование в избранной сфере
деятельности;
Повышения
функциональной
грамотности в той или иной сфере
(предметной деятельности).
29
Необходимость построения индивидуальных образовательных программ диктуется следующими соображениями
это
позиция,
сопровождающая,
поддерживающая процесс самообразования,
индивидуальный образовательный поиск,
осуществляющая поддержку разработки и
реализации
индивидуальных
образовательных проектов и программ.
(Ковалева Т.М., Рыбалкина Н.В., Щедровицкий
П.Г.)
Сетевое взаимодействие в образовании позволяет
решать образовательные задачи, которые не
под силу отдельных организациям
генерировать новые формы работы и форматы
взаимодействия
Определение целей на основе желаний ребёнка
Содержание желаний и целей (по сферам жизнедеятельности)
Я хочу
Здоровье
Учение
Общение Творчество
Досуг
Работа
Понять
Научить
ся
Сделать
Развить
Достичь
27
Модуль 3. 1 Комплексирование программ
• индивидуальная программа может
заменить одно, два или более
полугодия обычного 10-го или 11-го
классов. Однако продолжительность
обучения
по
индивидуальной
программе может быть меньше или
больше
того
отрезка
учебного
времени, который она заменяет.
9
Для построения индивидуального образовательного маршрута необходимо
учет индивидуальных особенностей личности:
состояние здоровья,
уровень физического развития ребенка,
особенности развития психических процессов,
особенности
интересов,
склонностей,
способностей,
темперамента,
характера
личности,
• уровень усвоения программного материала,
Необходимо
создание
документ а,
отражающего
все
вышеперечисленные
параметры.
17
Кружки, студии, объединения Работа по индивидуальным планам
Кружки, студии, объединения
Развитие творческих способностей учащихся.
Содействие в профессиональной ориентации.
Самореализация учащихся во внеурочной
деятельности.
Работа по индивидуальным планам
Создание индивидуальной траектории
развития личности ребенка
Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога
Индивидуальный профессиональный маршрут педагога чаще всего оформляют в виде структурированной таблицы, в соответствии с требованиями образовательного стандарта. Данный способ наиболее наглядный и удобный в использовании.
Процесс составления ИОМ необходимо разделить на несколько этапов:
ФУНКЦИИ ИОП
НОРМАТИВНАЯ
фиксирует
нагрузку
обучающегося,
закрепляет порядок выполнения учебного
плана и выбора образовательного маршрута
ИНФОРМАЦИОННАЯ
информирует
о
совокупности
образовательной деятельности обучающегося
за намеченный период
МОТИВАЦИОННАЯ
определяет цели, ценности и результаты
образовательной деятельности обучающегося
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
11
определяет
виды
образовательной
деятельности
обучающегося,
формы
взаимодействия и диагностики
позволяет реализовать потребность в
самоопределении на основе реализации
образовательного выбора
Формы обучения одаренных детей в системе дополнительного образования
1) индивидуальное обучение или обучение в малых
группах по программам творческого развития в
определенной области;
2) работа по исследовательским и творческим
проектам в режиме наставничества (в качестве
наставника- специалист высокого класса);
3)очно-заочные школы;
4) каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы,
творческие лаборатории;
5) система творческих конкурсов, фестивалей,
олимпиад;
6) детские научно-практические конференции и
семинары, интеллектуальные игры,
интеллектуальные конкурсы, марафоны.
Проблемы сопровождения одаренных детей в системе образования
Проблемы сопровождения одаренных детей в системе
образования:
• отсутствие
системности
в
сопровождении
специальной одаренности детей, а именно:
• • недостаточно простроены связи на уровне регион
– муниципальный район – образовательное
учреждение,
обеспечивающие
непрерывное
социально-педагогическое
сопровождение
одаренного ребенка в регионе;
• • недостаточно организована межведомственная и
внутриотраслевая интеграции в работе с
одаренными детьми;
• • отсутствует система в подготовке педагогических
кадров к организации процесса сопровождения
развития одаренного ребенка.
Роли тьютора
• Согласно концеции Л.В. Бендовой ролевой
репертуар тьютора включает в себя две
ролевые позиции (содержательный лидер,
равный) и четыре роли (эксперт,
транслятор знаний и опыта, проводник,
фасилитатор) .
Индивидуальный учебный план —
Тьютор
Учитель
-организует и мотивирует учащегося на
приобретение знаний, умений и
навыков,
— организует условия для складывания
и реализации его индивидуальной
образовательной траектории
Обучающийся учится самостоятельно,
тьютор при этом оказывает ему
помощь и поддержку, технологически
организуя особые пространства
совместной деятельности; обучение
происходит на основе и с включением
в содержание обучения реального
опыта обучающихся; обучение носит
сетевой, распределённый характер.
— учит, то есть передает элементы
культуры и работает с ними, чтобы они
закрепились у школьников в виде
знаний, умений и навыков;
— средствами и способами своего
предмета помогает учащемуся
сформировать способность успешного
решения жизненных, карьерных и
образовательных задач за пределами
этой обучающей системы.
Особенности разработки ИОМ
Теперь перейдём к тому, как нужно разрабатывать маршрут для каждого ребёнка. Естественно, нужно опираться на те преимущества, которые имеются у данного ребёнка, и по максимуму подтягивать недостатки.
При составлении ИОМ нужно всегда исходить из исключительных интересов ребёнка. Например, бывают ситуации, когда родители, ещё не осознавая ограниченных возможностей ребёнка, просят, чтобы педагоги начали заниматься с детьми тем, чем дети заниматься на данном этапе не могут. Воспитателям следует проводить разъяснительную беседу с родителями и стараться объяснить, почему дети не могут обучаться так, как этого хотели бы взрослые.
Наконец, в ИОМ нужно прописывать те задания, которые имеют невысокий уровень сложности, то есть те, которые он с лёгкостью выполняет вместе с преподавателем. Также в ИОМ указывается, как с ребёнком должны работать конкретные специалисты.
На какой промежуток времени нужно составлять ИОМ? Обычно маршруты составляются на 1 год, однако если педагог не уверен в способностях и возможностях ребёнка, то можно сначала составить ИОМ на 3 месяца.
Преимущество ИОМ заключается в том, что его можно постоянно корректировать. Вообще, лучше организовать учебно-воспитательную работу в такой последовательности:
Вариант оформления индивидуального образовательного маршрута
СЕТЬ
это способ совместной деятельности, основой
возникновения которой является определенная
проблема, в которой заинтересованы все
субъекты, вступающие в сеть.
Субъекты сохраняют независимость своей
основной деятельности, взаимодействуя лишь по
поводу данной проблемы, объединяя при
необходимости ресурсы для ее разрешения.
В ближайшие сутки работа сайта восстановится.
Мониторинг продвижения
одаренных детей.
Банк данных одаренных
детей.
3 этап:
Участие одаренных детей в конкурсных
мероприятиях международного и
федерального уровней (сопровождение
одаренных детей)
Продвижение одаренных
детей
2 этап:
Преподаватели
ВУЗов
Кураторы программ
Методисты ИРО
Подготовка к участию в конкурсных
мероприятиях международного и федерального
уровней через реализацию дополнительных
образовательных программ (сопровождение
одаренных детей):
1. Модуль «Совершенствование предметной
деятельности».
2. Модуль «Психолого-педагогическая
поддержка».
3. «Индивидуальный модуль
3 этап:
Участие одаренных детей в конкурсных
мероприятиях
1 этап:
Конкурсные мероприятия муниципального и
областного уровня (выявление одаренных
детей)
Педагоги-практики
Психолог
Педагоги
одаренных
Ученическая конференция Задачи
Развитие умений и навыков самостоятельного
приобретения знаний на основе работы с научнопопулярной, учебной и справочной литературой.
Обобщение и систематизация знаний по учебным
предметам.
Формирование информационной культуры ОР.
Как построить индивидуальную образовательную траекторию
Обновление подходов к образованию вызывает споры и дискуссии. Среди теоретиков, педагогов и родителей нет однозначного мнения о целесообразности применения индивидуальной образовательной траектории в школе. В старшем звене уже внедрено профильное обучение. Школьник имеет право самостоятельно выбирать вариант продолжения образования по определенному профилю: физико-математическому, социально-гуманитарному, технологическому и др.
Вовлекать детей в активную познавательную деятельность с учетом предпочтений и интересов следует с начального звена. Сторонников нового подхода к образованию много, результаты радуют учащихся, учителей, родителей.
Индивидуальные образовательные маршруты составляют для долгосрочного планирования, подходят они для краткосрочных и насущных целей.
Шаг первый – подготовка
Чтобы достичь поставленных целей в индивидуальном процессе продвижения школьника, обязательным является педагогическое сопровождение. Учитель выступает в роли наставника, компетентного советчика. При подготовке ИОТ следует учесть важные нюансы.
Помочь учителю определить возможности и психологическую готовность к обучению ребенка может школьный педагог-психолог. Полезную информацию от родителей младших школьников надо принять к сведению. Они знают интересы сына или дочки. Чем раньше взрослые рассмотрят и разовьют способности ребенка, тем больше шанс стать успешным в будущем. В подростковом возрасте дети заявляют о своих предпочтениях, могут привести аргументы в их пользу. Не нужно игнорировать желание самого ученика, он становится полноправным членом команды: школьник – наставник – родитель.
Наставник или репетитор для средней школы определит, какими знаниями обладает ученик. Вместе с учителем решают, какие умения и навыки предстоит развить за планируемый период. А затем начинают действовать, сотрудничая и на каждом этапе подводя итоги движения вперед.
В процессе обучения учитель дает ребенку возможность проявить инициативу в выборе формата заданий, определении тем для самостоятельного изучения. Наставник может предложить ученику выбрать количество сложных заданий. Школьник привыкнет адекватно оценивать свои возможности. Выбор – это и ответственность ученика за результат.
Интересные задания не требуют дополнительной мотивации. Учитель создает благоприятные условия для конкретного ученика. У ребенка могут появиться новые интересы, важно это заметить и откорректировать программу.
Если учитель заметит, что нет положительного продвижения вперед, можно изменить запланированное, предпринять иной подход. У него как у специалиста имеется запас ресурсов. Заслуга его в том, что он находит подходящие приемы и технологии для реализации индивидуальной программы конкретного ученика.
Шаг второй – давать выбор
Итак, ребенок – субъект образования. Что это значит? Если преподаватель, владеющий знаниями и передающий их, выступает как субъект, организующий учебный процесс, то ученик выступает как субъект учебной деятельности. Они на одной ступени – учитель и ученик.
Когда идет работа над созданием индивидуальной образовательной траектории, наставник (это может быть учитель, репетитор для средней школы) дает школьнику возможность выбирать.
Ученик совместно с командой разрабатывает программу своего обучения на какой-то промежуток времени. Педагог только помогает и консультирует. Траектория образования предполагает опору на индивидуальные качества и способности, поэтому каждая программа уникальна, относится к личности отдельно взятого учащегося.
Шаг третий — обратная связь и саморефлексия
Обратная связь нужна. Она позволяет видеть и оценивать достигнутые результаты, в нужный момент внести изменения в образовательную программу (траекторию). Индивидуальная образовательная траектория предполагает формирование ответственности учащегося за свое обучение. Он должен научиться адекватно оценивать себя и результаты своего труда. Разрабатываются критерии оценки. Репетитор для средней школы, учитель доводят до ученика информацию. Школьник видит результат своего труда, самостоятельно делает вывод.
Шаг четвертый – поиск подходящей мотивации
Во всей совместной учебной деятельности есть одна доминанта – достижение поставленных целей и задач программы. А любой процесс происходит благодаря мотивации. Задача взрослого – положительным педагогическим воздействием на ребенка формировать заинтересованность учащегося. Это мощный двигатель к успешному завершению, достижению запланированного результата.
Мотивационный настрой необходимо подкреплять и укреплять. Если возникают проблемы – не унывать, а вместе искать пути их решения. Разобраться, что непонятно, сделать так, чтобы ученик сам понял ошибку. Внутренняя мотивация сразу вырастет: у него получилось!
Учет интересов ученика на всех этапах маршрута, поощрение инициативы, похвала не дадут потерять интерес к совместному труду. Ребенок должен быть удовлетворен результатами. Необходимо говорить с ним о его личном прогрессе. Чтобы достичь даже малой победы, некоторым учащимся приходится потратить много сил и времени, они заслуживают похвалы и за удовлетворительную оценку. Другому тройка даст толчок к движению вперед, а третьему нужна только пятерка, чтобы чувствовать себя успешным.
Шаг пятый – контроль
Индивидуальная образовательная траектория предполагает обучение самоконтролю. Хорошо, если ребенок честно оценивает результаты своей работы, видит ошибки, знает путь к исправлению их. Но совсем исключить участие учителя при контроле знаний, умений, навыков неправильно. Знания и опыт специалиста помогут усвоить трудную тему, грамотно закрепить полученные знания, правильно выбрать профессию. В ходе реализации программы наставник
Как идет продвижение по образовательной траектории, проверить легко: ориентироваться на созданный учеником продукт. В нем он реализует полученные знания. Своими умениями ребенок оперирует в стандартной или непривычной ситуации. Если учитель доволен – значит, цель будет достигнута.
Три этапа сопровождение одаренного ребенка
• 1 этап: конкурсные мероприятия муниципального и
областного уровня (выявление одаренных детей);
• 2 этап: подготовка к участию в мероприятиях
международного и федерального уровней через
реализацию дополнительных
образовательных
программ (сопровождение одаренных детей);
• 3 этап: участие одаренных детей в мероприятиях
международного
и
федерального
уровней
(сопровождение одаренных детей).
Индивидуальный образовательный маршрут
ученика 8а класса гимназии № 2 г. Кирово-Чепецка Кировской области
2005/2006 учебный год
Фамилия, имя, отчество_____________________________________________
I.
Обязательные учебные предметы.
•Русский язык
3 часа
•Литература
2 часа
•Иностранный язык
4 часа
•Математика
5 часов
•История
2 часа
•География
2 часа
•Биология
2 часа
•Физика
2 часа
•Химия
3 часа
10.
МХК 1 час
11.
ФЗК 2 часа
• Технология
2 часа
• Граждановедение
1 час
• Второй иностранный язык
2 часа
Итого: 33 часа (обязательная минимальная нагрузка)
II.
Часы занятий по выбору (два обязательны на протяжении
всего учебного года)
•Иностранный язык
•Риторика
•Зарубежная литература
•Эстетика
•Психология
•«Живое право»
Максимальная учебная нагрузка: 35 часов
III.
Предметные кружки и факультативы
•Информатика — «Возможности информационно-поисковых систем»
•Математика- «Углубление и расширение школьного курса математики»
•Физика — «Решение олимпиадных задач по физике»
•Биология — «Анатомия и физиология человека»
•Экология — «Экология вокруг нас»
IV.
Дополнительное образование: в гимназии и вне гимназии
(секции, кружки, клубы, научно-исследовательская работа, подготовка к олимпиадам, ЦДООШ и т.п.)
С индивидуальным маршрутом ознакомлен _____________(подпись ученика)
С индивидуальным маршрутом ребенка согласен _______(подпись родителя)
38
Подход к индивидуализации обучения в процессе применения образовательных технологий
Рассмотрим целесообразность определения тех или иных технологий в процессе проектирования индивидуальной образовательной программы.
Деятельностный подход способствует развитию способности эффективно мыслить, искать и находить нужную информацию, приобретать прочие важные учебные навыки. Одной из технологий развивающего обучения является проектно-исследовательское поведение. Данная технология предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует способность трудиться «в команде», планировать свои действия. Компетентностный подход заключается в приобретении навыков результативного, творческого, осмысленного обучения. Технологии компетентностного обучения повышают уровень сформированности умений объяснять явления действительности, находить оптимальные пути достижения целей и самого целеполагания, навыков самодиагностики в плане определения будущих результатов деятельности, а также самостоятельной организации своей работы. Обучение принимает совершенно новую форму, ведь принципы, заложенные в компетентностном подходе должны воспитывать самостоятельных личностей, обладающих компетенциями для дальнейшей учебной и иной деятельности. Технологии личностно ориентированного обучения ставят во главу угла «обучение в сотрудничестве» (cooperative learning), применение метода проектов, внедрение принципа разноуровневого обучения. Эти технологии предусматривают индивидуальный и дифференцированный подход к обучению и воспитанию учащихся. Метод проектов возник в двадцатые года нынешнего столетия, на основе идей американского философа и педагога Дж.Дьюи, а также его ученика В.Х.Килпатрика. Необходимо отметить, что данная технология служила попыткой организовать познавательную деятельность учащихся, а также пробудить активность в процессе совместного труда, сотрудничества. Многие цели вполне становятся достижимыми, если их решать сообща, то есть общаясь и обучая друг друга. Технология проекта предполагает наличие некой общей проблемы, требующей разрешения, для чего учителем организуется поисковая, исследовательская, познавательная, творческая деятельность в результате применения индивидуальной и в групповые формы обучения учащихся. Групповая форма работы предусматривает участие очень разных детей со всеми их индивидуальными особенностями, различной подготовкой и ориентациями. Каждый ребенок, участвующий в проекте может проявить свои лучшие стороны, применяя то, чем уже владеет, и, учась чему-то новому у других участников проекта. Поэтому проектная деятельность делает совместную работу всех участников посильной и, в то же время, не оставляя их в стороне от активной деятельности группы. «Обучение в сотрудничестве» или обучение в малых группах, основной идеей имеет создание условий для активной совместной деятельности в разных учебных ситуациях. У детей по-разному проходят образовательные процессы – одни мыслят быстро, на лету схватывая суть вопроса, но утрачивают способность видеть детали вследствие естественного психофизиологического процесса утомления, а другие долго включаются в работу, иногда стесняясь задавать вопросы, однако способны длительно сохранять взятый вначале темп деятельности. В этих случаях хорошо создавать некие группы ребят (по три, четыре, пять человек), способных решать задачи совместным образом. Каждый член «команды» отвечает за общий результат, а, значит, за всех участников рабочей группы. Это очень полезно, ведь в наше время тотальной индивидуализации и фиксированности на собственных нуждах, может быть приобретено важное качество – уметь работать сообща, быть ответственным за общее дело, стать результативным и ответственным в команде, выполняя конкретную задачу, разрешая конкретные вопросы. Разноуровневое обучение – это система применения форм и видов дифференцированности педагогического процесса. Действительно, дифференцированность крайне необходима и в особенностях подачи информации, и в системе особенностей (безусловно, не критериев) оценивания результатов освоения предметных знаний. Индивидуальные склонности и способности проявляются у ребят уже в начальных классах, поскольку их интеллектуальные предпочтения совпадают с желанием развивать те или знания. И поэтому, уже к третьему классу, детей можно условно разделить на группы разного уровня по тому – с каким именно качеством они осваивают тот или иной предмет. Таким образом, учащийся интересующийся, к примеру, иностранными языками может и должен получать задания повышенного уровня сложности, обсуждать учебные вопросы с учителем, предполагающие углубленное знание науки или предмета. На протяжении всего обучения действует система оценивания, тестирования, поскольку это способствует выделению групп детей способных к овладению более сложной учебной информации, а также организации объективно выстроенного мониторинга успешности программы обучения.
Подобные технологии хороши для всех категорий учащийся, важно только правильно методологически выстроить процесс обучения в рамках подобного рода технологий, предопределяя возможности применения тех или иных педагогических «инструментов».
Составление индивидуальной образовательной программы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Рассмотрим отличия составления индивидуальной образовательной программы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Подобный документ имеет целью преодоление несоответствия обучения ребенка с психофизическим нарушением образовательным программам – реальным возможностям учащегося. Образовательная программа любой степени не может учитывать особенности каждого ребенка, именно поэтому особенным и важным назначением индивидуальной программы заключается в создании условий для индивидуализации содержания образования.
Принципами проектирования индивидуальных образовательных программ в данном случае (помимо вышеуказанных общих принципов составления) являются:
— принцип учета онтогенетических закономерностей формирования функций и закономерностей психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также их психолого-педагогических и возрастных особенностей;
— принцип интегрированного подхода к отбору содержания индивидуальной образовательной программы, реализации межпредметных связей, соблюдения тематической взаимосвязанности учебного материала и его вариативности;
— принцип дозированности осваиваемых дидактических единиц, индивидуально-дифференцированного подхода в выборе содержания, методов и приемов, а также требований к уровню подготовки ребенка;
— принцип системного и комплексного подхода к проектированию индивидуальных образовательных программ;
— принцип единства диагностики и коррекции.
При проектировании индивидуального обучения и развития ребенка с ОВЗ важно обращать внимание на следующие особенности ребенка:
1) речевое развитие ребенка (достаточен ли словарный запас, связные ли высказывания, имеются ли расстройства речевой функции);
2) сформированность элементарных пространственных представлений (выше-ниже, дальше-ближе, справа-слева);
3) уровень развития элементарных математических представлений, кругозор (общая осведомленность об окружающем мире);
4) особенности поведения ребенка (усидчивость, восприимчивость к правилам поведения, умение обращаться с учебными материалами, взаимодействовать с другими детьми, педагогами, способность к критичности);
5) владение гигиеническими навыками;
6) работоспособность, темп деятельности, способы преодоления затруднений;
7) уровень мотивации, адекватность эмоционального реагирования, интересы вне учебы.
Примерная схема составления индивидуальной программы для учащегося с ОВЗ
Проектирование индивидуальной образовательной программы для учащихся общеобразовательных школ можно производить в соответствии с запросами обучающихся или их законных представителей, объективной целесообразностью, иными словами, инициируясь волей субъектов системы образования, имея официальное обоснование. Составление индивидуальной образовательной программы для детей с ОВЗ важно осуществлять четко с предписаниями указанных комиссий и их рекомендациями.
Индивидуальное обучение предполагает довольно доверительный психологический контакт с педагогом. Безусловно, педагог должен владеть хотя бы первоначальными сведениями в области признаков и особенностей взаимодействия с детьми, имеющими психические или (и) соматические патологии. К примеру, дети аутичного склада, имеющие признаки глубоких психических расстройств (как, например, при шизофрении) нуждаются в крайне деликатном воздействии, причем на первом месте должна быть не столько информативная составляющая образовательного процесса, а корректирующая, поддерживающая личность ребенка стратегия со стороны педагога. Такие дети не имеют ни опыта успешной коммуникации, ни особых ресурсов для ее осуществления, ни навыков самокоррекции. Именно поэтому педагогу важно учитывать подобную особенность ребенка при составлении индивидуальной образовательной программы, да и самому озаботиться тем, чтобы стать вполне компетентным в направлении работы с особыми детьми, детьми, не имеющими тех интеллектуальных или физических возможностей, которыми владеет большинство учащихся. Именно по этой причине в «диагностический блок» программы нужно обязательно корректно (не указывая напрямую диагноза учащегося) прописывать круг проблем, связанных с образованием и социализацией учащегося, учитывать данные особенности при формулировании целей и задач программы. Безусловно, важно указать направления коррекционной работы с обозначением четкого описания методов и приемов, обеспечивающих взаимодействие всех участников сопровождения ребенка.
Разберем тактику составления программы на конкретном примере. Ребенок, имеющий, к примеру, официальный диагноз «шизофрения», которому предписано индивидуальное обучение на дому, проходит обучение по учебному предмету «биология» в седьмом классе.
Приведенный фрагмент плана показывает, что каждый информационный блок должен анализироваться по итогам его исполнения. Цель детального анализа – выявить не усвоенные учебные темы, причины их не усвоения, нахождение решения по разработке индивидуального подхода к обучению учащегося по конкретным учебным темам, проблемам, вопросам.
Особая категория вопроса по составлению проекта индивидуальной образовательной программы для учащихся с ОВЗ – это согласованные действия с родителями учащегося. В зарубежных публикациях высказывается мысль о необходимости согласования ожиданий родителей относительно его будущего, а значит, их целей на ближайшие годы. Соответственно, родителям можно задать ряд вопросов:
— Какая деятельность приносит ребёнку удовольствие?
— Приносит ли эта активность какие-либо долговременные результаты?
— О чём мечтает ребёнок? Каковы его планы на будущее?
— Каковы планы на будущее родителей ребёнка?
— Кем бы родители хотели видеть ребенка после окончания школы?
— Как родители видят счастливую и наполненную жизнь для ребёнка в будущем? Что может способствовать обретению такой жизни? Что мешает исполнению планов на будущее? Как и в какой степени можно устранить эти препятствия?
Безусловно, существуют объективные трудности в сотрудничестве педагогов с родителями, ив этом отношении существует несколько не всегда преодолимых факторов. Во-первых, не всегда у родителей существуют объективные представления о возможностях ребенка, и они могут колебаться от «градуса» тотального неверия в свои и его силы до самонадеянности, абсолютно ни чем не подкрепленной и необоснованной. Во-вторых, родители могут быть сами заложниками ситуации, попадая под влияние течения жизни, не считая нужным или возможным что-то менять в семейном укладе жизни. Тем более, это в полной мере проявляется тогда, когда речь идет о семье, где имеется глубоко больной ребенок. Общий эмоциональный фон семьи, эффект «заражения» симптоматикой заболевания и прочие сопутствующие болезни ребенка факторы осложняют взаимодействие родителей и школы, в силу этого, нужно уметь расставлять приоритеты, видеть и побуждать увидеть реальную картину происходящего всех членов семьи учащегося. Самый простой способ решения этой задачи состоит в том, чтобы определить одну, максимум две задачи психолого-педагогического характера, а затем, выполнив их, планировать следующие, соответственно, на другой учебный период времени.
Занятия по самопознанию, обучению воспитанников методам выбора и способам разработки маршрута.
Дорожная карта содержит:
Данные пункты должны включать следующую информацию:
Работая с дорожной картой, следует придерживаться следующих правил:
— Заполнять документ необходимо по мере выполнения каждого этапа, не стоит откладывать это на конец учебного года, так как многие важные детали могут быть забыты;
— Не стоит стремиться к равномерному заполнению таблицы. Лучше всего в самом начале сделать упор на направления, в которых педагог проявляет себя больше всего;
— Важно стремиться к объективной оценке своей профессиональной деятельности. Это помогает правильно поставить цели и выбрать наиболее выгодные направления своей педагогической работы;
ИОП строится на основе комплексирования общеразвивающей и АООП дошкольного образования (групповые формы работы), соответствует организации режимных моментов и совместной образовательной деятельности в условиях старшей дошкольной группы.
Развитие школьника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или
последовательно.
Основная задача педагога — предложить учащемуся
спектр возможностей и помочь ему сделать выбор.
Выбор
того
или
иного
индивидуального
образовательного
маршрута
определяется
комплексом факт оров:
особенностями, интересами и потребностями самого
воспитанника и его родителей в достижении
необходимого образовательного результата;
профессионализмом педагогического коллектива;
возможностями
УДОД
удовлетворить
образовательные потребности учащихся;
возможностями
материально-технической
базы
школы, УДОД;
содержанием конкурсной программы.
21
Индивидуальный образовательный маршрут
Итак, мы поняли, для чего нужен ИОМ. Теперь нужно понять самое главное: что же это такое?
Начнём с того, что в любой образовательной программе (ООП, АОП, АООП) прописано, чему дети должны научиться. Однако каким образом осуществить этот образовательный процесс, решают сами педагоги, в том числе по индивидуальному маршруту.
Другими словами, индивидуальный образовательный маршрут определяет не то, чему ребёнок должен учиться, а как он должен получать эти знания. ИОМ определяет тактику педагогов при обучении ребёнка.
Главная особенность ИОМ заключается в том, что он может составляться только с письменного согласия родителей. Сначала родители письменно соглашаются на разработку ИОМ, потом подписывают готовый документ и затем получают от педагогов информацию о том, как именно проходит образование по ИОМ.
ИОМ может составляться педагогами по собственному усмотрению или на основе других маршрутов – например, по индивидуальной программе реабилитации инвалида, если такая есть.
Girl фото создан(а) freepik — ru.freepik.com
Интерактивное сопровождение образовательных областей
Интерактивное сопровождение на основе комплекса компьютерных игр и упражнений портала Мерсибо
консультант,
наставник,
облегчающий
процесс обучения и организующий условия
для самообразования.
(Л.В. Бендова и
А.Г.Чернявская)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Целевой раздел АОП
Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты
Структура индивидуального образовательного
маршрута включает следующие компоненты:
• целевой
(постановка
целей,
определение
задач
образовательной работы);
• содержательный (отбор содержания программного
материала на основе программ, реализуемых в УДОД;
• технологический
(определение
используемых
педагогических технологий, методов, методик, систем
обучения и
воспитания с учетом индивидуальных
особенностей ребенка);
• диагностический
(определение
системы
диагностического сопровождения);
• результативный (формулируются ожидаемые результаты,
сроки их достижения и критерии оценки эффективности
реализуемых мероприятий).
22
Программа может быть спроектирована в составе трех модулей
• Первый модуль – вариативный. «Совершенствование
предметной деятельности одаренного ребенка». Этот модуль
меняет свое содержание в зависимости от специфики
предметной деятельности.
• Второй
модуль
–
инвариантный.
«Психологопедагогическая поддержка одаренного ребенка». Данный
модуль представлен в каждой программе и включает в себя
вопросы психологического настроя на конкурсное
состязание, вопросы мотивации, публичного выступления.
• Третий модуль –индивидуальный. Включает в себя
индивидуальные консультации педагога, возможную
индивидуальную стажировку ребенка.
Условия эффективности разработки индивидуального образовательного маршрута
Условия эффективности разработки
индивидуального образовательного маршрута:
осознание всеми участниками педагогического
процесса
необходимости
и
значимости
индивидуального образовательного маршрута как
одного
из
способов
самоопределения,
самореализации и проверки правильности выбора
направления дальнейшего обучения;
осуществление
психолого-педагогического
сопровождения и информационной поддержки
процесса разработки ИОМ учащимися;
активное включение учащихся в деятельность по
созданию ИОМ;
организация рефлексии как основы коррекции ИОМ.
19
Модуль 2. Интеграция с медицинским направлением индивидуальной программы абилитации (ИПРА)
ИПРА разработана впервые , на срок до: 31 мая 2022 г.
Показания к проведению абилитационных мероприятий, интегрируемых в ИОМ и ИОП образовательной организации
Содержательный раздел АОП
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Почему детям с ограниченными возможностями здоровья нужен индивидуальный образовательный маршрут?
Когда ребёнок чем-то болен, его организм прикладывает максимум усилий на борьбу с дефектом. Соответственно, силы на обучение распределяются по остаточному принципу.
А раз дети тратят меньше сил на обучение, то они и медленнее перерабатывают информацию, что, в свою очередь, ведёт к замедлению темпа психологического развития. Это сказывается на проблемах с коммуникацией, а следовательно, негативно влияет и на характер ребёнка.
Поэтому индивидуальный образовательный маршрут должен учитывать вышеупомянутые особенности и подстраиваться под них так, чтобы не допустить проблем с коммуникацией и негативного влияния на характер.
Во-первых, индивидуальный маршрут для детей с ОВЗ должен исходить из реальных возможностей ребёнка и его работоспособности. Во-вторых, педагог должен особенно прорабатывать волевую сферу, сделать так, чтобы усваиваемый материал был максимально интересен ребёнку, чтобы у него проснулось желание, а позже – и мотивация работать над собой и заниматься обучением.