Индивидуальный образовательный маршрут строится с учетом один правильный ответ

Индивидуальный образовательный маршрут строится с учетом один правильный ответ Маршрут

Бесплатные курсы и видеоуроки по школьным предметам

Бесплатные уроки и мини-курсы для подготовки дошкольников и самостоятельного изучения школьных предметов учениками 1-11 классов, которые помогут глубже или с нуля разобраться в предмете, а также подготовиться к экзаменам.

Объемная база знаний с бесплатными уроками по 17 школьным предметам в хорошем качестве с приятной озвучкой воспринимается детьми легко и с интересом. Наглядные материалы помогут изучить пропущенную тему, закрепить ранее изученный материал и подготовиться к контрольной работе.

Онлайн-сервис самопроверки, который позволяет проверить знания по школьным дисциплинам. Ученика ждут актуальные версии работ по ЕГЭ и ОГЭ, тренажеры по заполнению экзаменационных бланков, диагностика уровня владения предметом и тысячи заданий. Результаты и аналитика сохраняются в личном кабинете. Доступно мобильное приложение для iOS и Android.

Образовательная платформа, в рамках которой собраны сотни платных и бесплатных курсов по различным темам, включая школьные предметы: информатика, математика, биология, естественные науки и другие. Выбирайте подходящий раздел и курс, изучайте информацию в комфортном для вас режиме.

Авторские интерактивные уроки по школьной программе с углубленным изучением предмета по математике, физике, химии, биологии, искусствоведению и другим дисциплинам. Курсы хорошо структурированы и содержат видеоуроки, конспекты, тесты, задания для самопроверки и материалы для скачивания.

Подборка из 1000 бесплатных видеуроков по математике, английскому и русскому языкам, физике, химии, биологии и истории. Удобная навигация по предметам и классам. Каждый мини-курс содержит не только видео и конспекты, но и задачи с решениями.

В зависимости от цели обучения, находящийся на домашнем или дистанционном обучении ребенок может освоить школьную программу, углубить свои знания по предметам, изучить дополнительные дисциплины и подготовиться к аттестации.

Мы постарались собрать те варианты семейного обучения, которые дают возможность деликатно развивать личные качества и мышление ребенка, генерировать интерес к учебе и создавать среду для увлекательного и мотивированного познания.

Если вы нашли неактуальную информацию в подборке или хотите добавить проверенную школу в созданный нами перечень, напишите в комментариях под подборкой.

Занятие 4. Использование интерактивных систем в формировании представлений о счётной деятельности у дошкольников

Счетная деятельность – это сложная система соподчиненных друг другу отдельных действий, сущностью которой является установление взаимно-однозначного соответствия между элементами конкретной совокупности и числами натурального ряда. Цель и результат счетной деятельности представляет собой определение численности, мощности множества предметов (счет количественный) или упорядочивание элементов множества путем последовательного присвоения номера каждому предмету (счет порядковый). Достижение цели осуществляется установлением взаимно-однозначного соответствия между элементами множества и числами натурального ряда.

Исследователи предлагают формировать счетную деятельность у детей дошкольного возраста с помощью различных средств. К ним относится организация предметно-развивающей среды, наполненной учебными пособиями, игровыми материалами, бытовыми предметами и предметами живой природы, мотивирующими детей к счету.

Средством формирования счетной деятельности являются разные виды игр: дидактические, сюжетно-ролевые, игры с правилами. Ученые, которые занимаются исследованием математического развития дошкольников, обращают внимание на то, что формирование умений счета происходит успешно в практической деятельности: конструировании, моделировании, различных упражнениях. Эффективным средством формирования счетной деятельности, может стать мультимедийная система EduPlay.

Индивидуальный образовательный маршрут строится с учетом один правильный ответ

Мультимедийная образовательная система для детей в возрасте от 3 до 7 лет, разработана для развития у ребенка аналитических, логических и созидательных навыков, эффективно развивает память и интуицию, а также ассоциативное и критическое мышление. Система разработана в соответствии с теорией когнитивного развития Пиаже.

Уникальная интеграция программного обеспечения EduPlay и дидактических материалов обеспечивает детям положительную среду для наилучшего развития целого спектра умений. Мультимедийная среда системы EduPlay и разнообразные виды деятельности способствуют развитию:

Модульность программы EduPlay обеспечивает большую гибкость и возможности применения системы, как для преподавателя, так и для детей. Работа с системой осуществляется в группах, что способствует развитию социальных и коммуникативных компетенций. Темы и задания системы с легкостью адаптируются к действующим учебным программам дошкольных учреждений. Все виды деятельности настраиваются в зависимости от возраста, уровня развития, подготовки ребенка или группы детей.

Система EduPlay наиболее эффективна при групповом обучении, поскольку наряду с развитием важных когнитивных умений направлена на развитие необходимых социальных и коммуникативных компетенций, что в комплексе способствует подготовке ребенка к школе, его личностному росту и разностороннему развитию.

Индивидуальный образовательный маршрут строится с учетом один правильный ответ

В процессе организации образовательной деятельности было выявлено, что использование мультимедийной системы EduPlay для решений задач формирования представлений о счетной деятельности у детей:

Система EduPlay идеально подходит для работы с детьми в возрасте от 2 до 5 лет и разработана с учетом целей и стандартов дошкольного образования. Дошкольное образование придает особое значение разностороннему развитию ребенка в основных предметных областях, а также формированию личных и социальных навыков.

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста строится на поддержке взрослого, игровой деятельности и групповой работе. Образовательные программы дошкольных учреждений включают в себя развитие базовых умений и навыков, направленных на подготовку детей к школе и дальнейшей взрослой жизни.

Индивидуальный образовательный маршрут строится с учетом один правильный ответ

Игровая деятельность и взаимодействие с предметной средой (кубики, пазлы, блоки, дидактические материалы) способствует произвольному и волевому развитию ребенка, а также развитию целой группы умений. Под руководством преподавателя или взрослого посредством системы EduPlay дети в естественной игровой для них среде осваивают и развивают необходимые и важные умения и компетенции, направленные на разностороннее развитие ребенка.

Так что существует возможность использовать и другие интерактивные устройства. «Magium» – это система, которая с помощью проекции превращает пол в интерактивную поверхность. Программа реагирует на движения и рост человека, распознает цвет, форму и размер фигур.

Этот интерактивный комплекс помогает развивать творческое мышление и логику. Вместе с ним дети учатся конструировать и моделировать, формируют элементарные математические представления.

Как именно работает система? Она позволяет играть в несколько игр. Например, игра «Зеркало»: на одной части игрового поля показаны изображения фигур, а задача ребенка – отобразить фигуры в пустых окошечках в противоположном, зеркальном порядке. Эта игра содержит несколько уровней – можно постепенно переходить от простого варианта к более сложному. Несомненный плюс – возможность использования как при индивидуальной работе, так и в команде.

Индивидуальный образовательный маршрут строится с учетом один правильный ответ

В отличие от аналогичных разработок, реагирующих только на нажатие, интерактивный комплекс Magium обладает уникальными возможностями: распознает движения, рост человека, фигуры, их размеры и цвета.

Оборудование, которое прекрасно чувствует детей и работает от их движений. Позитивные эмоции позволяют сделать образовательный процесс особенно эффективным, ведь не секрет, что, когда дошколятам интересно заниматься, у них появляется особая мотивация.

Работа с таким оборудованием интересна не только для детей, но и для педагогов и специалистов. Они могут самостоятельно создавать игры и адаптировать их под конкретные упражнения. Использование данного комплекса значительно облегчает работу педагогов. Интерактивный комплекс безопасен, применяется в коррекционной педагогике для детей с ограниченными возможностями.

Интерактивный пол Magium включает 4 образовательных блока: зазеркалье, развитие, творчество, логика. Таким образом, один комплекс покрывает целый ряд воспитательных и образовательных задач.

Комплекс Magium представляет собой инновационную интерактивную систему. Набор cоответствует ФГОС и СанПиН. Он учитывает учебный план в детском саду и способствует разностороннему развитию воспитанников. Одновременно могут заниматься до 16 детей.

Дорожная карта ИОМ

Дорожная карта содержит:

Данные пункты должны включать следующую информацию:

Работая с дорожной картой, следует придерживаться следующих правил:

— Заполнять документ необходимо по мере выполнения каждого этапа, не стоит откладывать это на конец учебного года, так как многие важные детали могут быть забыты;

— Не стоит стремиться к равномерному заполнению таблицы. Лучше всего в самом начале сделать упор на направления, в которых педагог проявляет себя больше всего;

— Важно стремиться к объективной оценке своей профессиональной деятельности. Это помогает правильно поставить цели и выбрать наиболее выгодные направления своей педагогической работы;

Занятие 3. Использование компьютерных игр в развитии речи дошкольников

В общей системе работы по развитию речи большое место занимают компьютерные игры, направленные на выработку у дошкольников четкой дикции и правильного звукопроизношения. В настоящее время стала актуальной проблема поиска новых подходов и средств к обучению дошкольников, которые отвечали бы современным достижениям науки и техники и интересам детей, вызывая их повышенную мотивацию, познавательную активность и любознательность, ведь не секрет, что детей любого возраста привлекают компьютерные игры.

В жизнь детей больше проникает информации в электронном виде. Научные исследования показывают, что использование компьютера в дошкольных образовательных учреждениях является не только целесообразным использованием этих технологий, но и повышает интеллектуальную и личностную роль компьютера в развитии.

Использование ИКТ в дошкольном учреждении позволяет:

Интерес детей к компьютеру позволяет рассматривать его как дополнительное (традиционное) средство развития речи детей. Однако возможности применения этого средства изучены недостаточно.

В последнее время появляются научные публикации, посвященные использованию информационно-коммуникационных технологий, в которых прямо или косвенно отмечается возможность развития речи дошкольников. Разрабатываются электронные средства непосредственного действия для развития речи детей.

Использование ИКТ в ДОO может быть использовано для пополнения словаря детей старших групп, ознакомления их с такими языковыми явлениями, как синонимы, антонимы, многозначность слова.

Воспитатели ДОУ используют ряд методик для того, чтобы заинтересовать детей изучением игровых программ из ИКТ. Дидактическая игра является наиболее эффективной. На самом деле дидактическая игра — явление многогранное и сложное. Он выполняет следующие функции в качестве метода обучения:

Целью внедрения ИКТ является:

В ИКТ воспитатель и дети являются основными участниками, выступающими в качестве наблюдателей, создают условия для самостоятельного поиска решений, изучения проблем.

В организации и проведении всего воспитательно-режимного процесса с использованием ИКТ в развитии детей дошкольного возраста существует несколько технологических и конструктивных особенностей:

Компьютерные обучающие игры в основном направлены на обучение детей, повторение и закрепление изученного материала. Они также выполняют задачи по пробуждению интереса к изучаемому материалу и стремлению к его познанию, увлечению.

Компьютерные игры также проводятся в рамках тематики, ориентированной на программу “Первый шаг”. К ним относятся, например, ознакомление с окружающим миром, подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных математических представлений, рисование и другие темы.

Примеры игр

Цель: совершенствовать навык называния слов с заданным звуком.

Воспитатель: Начинаем игру. (Появляются картинки: «груша», «жираф», «шуба», «кошка»). Назови, пожалуйста, картинки. Определи, какая картинка лишняя и объясни почему?

Воспитатель: Хорошо, теперь проверь свой ответ. Кликни левой кнопкой мышки. Ребенок: (кликает левой кнопкой мышки и картинка с изображением «жирафа» исчезает.)

Воспитатель: Молодец! Правильный ответ. Продолжаем игру.

По аналогии ребенок называет картинки, определяет лишнюю картинку, объясняя свой выбор.

Игра «Назови первый звук в слове»

Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

Воспитатель: Начинаем игру. (Появляются картинки: «узел», «удочка», «утка», «облако», «ослик»). Назови, пожалуйста, картинки. Определи, с какого звука начинается это слово.

Ребёнок: На У начинаются: «узел», «удочка», «утка». Слова «облако», «ослик» начинаются на звук О.

Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко. (Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».)

Игра «Угадай, где звук [С]?»

Цель: совершенствовать умение интонационно выделять и определять позицию заданного звука в словах.

Ход игры: Воспитатель: Начинаем игру. (Появляется картинка «лиса»). Назови, пожалуйста, картинку. Определи позицию заданного звука в слове.

Воспитатель: Хорошо, теперь проверь свой ответ. Кликни левой кнопкой мышки. Ребенок: (кликает левой кнопкой мышки и картинка передвигается на середину слова) Воспитатель: Молодец! Правильный ответ. Продолжаем игру.

По аналогии на экране появляются картинки с разной позицией заданного звука (Появляются картинки «самовар», «свекла», «слон», «песок», «ластик», «автобус», «лес»).

Игра «Сколько слогов»

Цель: Развивать слоговой анализ, определяя по количеству хлопков слоговую структуру слова на картинке.

Воспитатель: Начинаем игру. (Появляются по очереди картинки «велосипед», «куртка», «лист», «барабан» и др.). Хлопни в ладоши столько раз, сколько слогов в слове. Ребёнок: Ве-ло-си-пед (хлопает в ладоши 4 раза), в этом слове 4 слога.

Если количество хлопков не соответствует количеству слогов в слове, то картинка пропадает. Игра продолжается по аналогии.

Дисциплина 1. 1 Психологическая помощь в системе школьного образования

Виды психологической помощи

Ребенок
разговаривает с психологом  на перемене, на прогулке о том, что его
волнует и беспокоит. Психолог выслушивает его. И уже только от ощущения того,
что его поняли, ребенку становится спокойнее и легче на душе. И после этого
ребенок на урок  идет с мыслями об учебе, а не о том, что, к примеру, он
поссорился с другом. И внимание его не рассеивается, и замечаний от учителя он
не получает,  а учиться веселому человеку, как известно, больше хочется,
чем грустному.

Но
если   ребенку недостаточно только того, что его поняли, если ему
требуется совет: как помириться после ссоры, как не потерять подругу, то
психолог встречается с ним после уроков — рисует, проигрывает беспокоящую
ситуацию, например,  с помощью кукол. Ребенок находит выход в своей
ситуации и приобретает ресурс— силы для изменений, веру в свои возможности.

Так
значит психолог «лезет  ребенку в душу»? Нет и никогда. Он ведь не
выспрашивает ребенка и  скорее является безопасным слушателем для него. Он
не осудит его, не расскажет его секреты никому другому. Даже родителям? Да,
если это не слишком важный секрет, и родителям можно его не знать.

Но
ведь ребенок может пожаловаться и на родителей? Да, такое бывает. Но разве
лучше, если ребенок будет таить обиды в себе? В этом случае психолог с помощью
кукол, сказок, рисунков подводит ребенка к пониманию позиции родителя. Важно,
чтобы ребенок знал «Мама всегда любит своего ребенка, даже если ругает его».
Нередко ребенку кажется, что в этот момент родительская любовь отступает. Чаще
такие жалобы ситуативны, поэтому не стоит на них заострять внимание.

А
может быть лучше родителям знать о таких ситуациях? Да, если  психолог
предполагает, что родительские действия не очень эффективны, то он обязательно
пригласит родителей на консультацию и сообщит о том, что беспокоит ребенка.
Иногда родители просят помочь разобраться в причинах детских тревог, но чаще им
бывает достаточно узнать взгляды ребенка. Ведь в течение дня с ребенком его не
бывает, да и по вечерам много времени отнимают повседневные заботы, поэтому
родители не всегда знают причины детских тревог.

Психолог
встречается с ребенком не только по его желанию. В последнее время все чаще и
чаще родители сами обращаются к психологу с просьбой  помочь ребенку стать
увереннее, научиться эффективнее общаться, не бояться неудачи на уроках (
например, контрольной работы), овладеть навыками саморегуляции ( расслаблением
в случае излишней зажатости и самоконтролем в случае избыточной
активности).  С такими детьми по просьбе родителей организуются
индивидуальные регулярные занятия, на которых психолог работает с детьми,
используя методы игротерапии, сказкотерапии, арттерапии.

Но
во всех школах есть дети, имеющие достаточно глубокие проблемные зоны. Они не
дают ребенку учиться в соответствии со своими силами, могут мешать дружить. А
иногда ослабляют организм ребенка, и он начинает болеть. В наши дни ряд детей
страдает от страхов, чувства небезопасности в окружающем мире. У много
работающих родителей ребенок может испытывать чувство одиночества, которое
внешне часто выглядит как демонстративность.   А если сами родители
многого добились в жизни, дети могут остро переживать свои ошибки,
рассматривать себя слабыми, недостойными родительской любви.

С
детьми, которым эмоционально трудно,  индивидуально работает психолог, но
только при наличии просьбы родителей. И это понятно, потому что организовать
помощь ребенку можно силами психологов не только в школе.

Особую
роль приобретает психолог для подростка, который в общении познает себя нового,
открывает свой внутренний мир и свои возможности в мире внешнем. Ему необходим диалог,
партнер по диалогу и полу-взрослый полу-сверстник, с которым можно поделиться,
которому интересно  слушать, который не осудит и не предаст.

Но
ведь тогда подросток будет ходить к психологу часто, это будет отвлекать его от
уроков? Наверное, он будет хуже учиться?

Он
будет учиться только лучше. Ведь в подростковом возрасте кризис, переживаемый
ребенком, требует от него огромных внутренних сил. И даже самый успешный
подросток вынужден больше думать о себе, чем об уроках. А если он кажется
самому себе некрасивым, непривлекательным? Если он переживает от того, 
что не может поговорить с девочкой, которая нравится? Но чаще другое. Он сам не
понимает, что с ним происходит: с его телом, желаниями. Не справляется со
своими чувствами, которые живут сами по себе в отрыве от разума. Ему кажется,
что такое переживает только он, и от этого ему делается только страшнее. Можно
сказать, что в это время «почва уходит у него из-под ног», потому что меняются
отношения с родителями, в которых главным для него становится отстоять свою
взрослость даже в ущерб себе.

Психолог,
помогающий подростку в период кризиса не потерять дорогу, не споткнуться 
на проявлениях иллюзорной взрослости- алкоголе, сигаретах- на самом деле
является гарантом учебной успешности ребенка.

Повзрослев,
подросток ставит перед психологом другие задачи – они  размышляют вместе
над его  будущим, определяют приоритеты жизненных целей, обдумывают, что
нужно делать сейчас, чтобы двигаться по выбранному пути.

Важно,
чтобы старший подросток знал свой индивидуальный познавательный стиль, умел
компенсировать трудности, использовать ресурсы. Начиная с 7 класса, психолог
обсуждает с учащимися результаты диагностики познавательных процессов,
особенностей темперамента и других   личностных аспектов, побуждает к
дальнейшему самоисследованию, развитию.

Гармония
в развитии  ребенка – идеальная мечта психолога. Для этого дети участвуют
в групповых занятиях психологией. Ведь разум должен находится в гармонии с
чувствами, фантазией, творчеством. Познавая окружающий мир, ребенку нужно
познавать и свой внутренний мир и мир людей, его окружающих. Иначе он не сможет
быть счастливым, находящимся среди любящих его людей, не сможет сам дарить их
своей любовью.

Сегодня
родители очень хотят, чтобы ребенок рос коммуникабельным, умел общаться,
получал от этого радость. А возникающие конфликты разрешал без ущерба себе и
окружающим. Большие коммуникативные игры помогают ребятам учиться
договариваться, выполнять задания вместе, проявлять позитивное лидерство. А
быть лидером трудно- нужно уметь организовать, принять на себя ответственность
за других.

Получается, что психолог разговаривает
с ребенком, чтобы   он испытывал эмоциональный комфорт,       знал свои ресурсы,

ихолог разговаривает с педагогами

Педагоги
обсуждают с психологом, как организовать обучение детей так, чтобы они могли
учиться максимально эффективно. На основании результатов диагностики
познавательных процессов, личностных особенностей учащихся составляются их
индивидуальные карты- тип нервной системы, ведущая рука, самооценка и другие
параметры – все это учитывает педагогов при разработке и проведении уроков. Это
непросто, но без помощи взрослых учащиеся, в особенности младшие, теряют желание
учиться, веру в свои силы.

В
начальной школе важно научить детей бегло и правильно читать, привить интерес к
чтению, чтобы в последующем не только компьютерные игры были самым
привлекательным занятием. Психолог посещает уроки чтения, помогает педагогу
внедрить современные методики обучения, подобрать «ключики» читательского
интереса каждому ребенку. А если ребенку трудно дается чтение, психолог
включает его в игровую  группу и тогда он с радостью, например, принимая
роль радиоведущего, учится читать красиво и быстро.

Некоторым
детям непросто адаптироваться  к новым условиям ( в первом, пятом, 10
классе). Тогда педагог и психолог разрабатывают совместную программу действий.
Как, например, учителю побуждать одного  ребенка поднимать руку,
как   другого научить соблюдать учебные правила.

Иногда
учителю требуется дополнительная информация о ребенке для того,
чтобы реально строить урок  в зоне его ближайшего развития, чтобы он
был интересным и полезным для него. По его просьбе психолог проводит
дополнительную диагностику и помогает учителю стоить урок максимально
эффективно.

Бывает,
что в классах возникают конфликты, требующие вмешательства взрослых.
Поэтому педагогам необходимы знания в области практической конфликтологии. На
каникулах педагоги  посещают семинары и получают возможность узнать все о
конфликтах и еще много ножных и полезных практических знаний, необходимых для
работы с детьми.

Получается, что психолог разговаривает
с педагогами чтобы каждый из них стал психологом и  максимально
успешно обучал ребенка,  осознанно и эффективно воспитывал
его.

Ольга Владимировна Хухлаева

Психологическая служба образования завтрашнего дня — это служба
психологического сопровождения развития личности, работающая в зоне ближайшего
развития не только ребенка, учителя, студента и преподавателя, но и учреждения,
системы образования в целом. Основные ее принципы — развитие и гуманизация. Она
создает оптимальные психологические условия для раз­вития каждого субъекта и
очеловеченной системы образования в целом.

Исходя из
этого, выделим приоритетные задачи
деятельности психологов образования:

·        
активное распространение
гуманистических ценностей в образовании;

·        
ориентация своей профессиональной
деятельности на защиту прав и достоинства каждой личности, в том числе права на
уважение, достойное существование, развитие, образование, творческую
деятельность и психологическую безопасность;

·        
реализация главной цели
психологической службы образования — психическое здоровье обучаемых и
обучающих, основу которого составляет полноценное психическое развитие;

·        
развитие индивидуальных
особенностей субъектов педагогического процесса — их способностей, интересов,
склонностей, чувств и т.д.;

·        
создание благоприятного
психологического микроклимата в учреждении образования, определяемого
организацией оптимального общения и созданием для каждой личности на всех
этапах ее развития ситуации успеха;

·        
ранняя профилактика и
своевременная коррекция недостатков отклонений в психическом, психофизическом и
личностном развитии детей;

·        
психологическое сопровождение
развития личности в образовательно-воспитательной системе и психологической поддержке
педагогиче­ского процесса;

·        
разработка и внедрение
региональных и авторских моделей психологической

·        
активное участие в экспертизе
всех педагогических инноваций в системе образования, аттестации управленческих
и педагогических кадров, оценке психологической эффективности и безопасности
педагогических экспериментов, а также их психологическом обеспечении.

Психологическая
помощь на разных ступенях образования разли

·        
1. Дошкольное образование — ранняя
диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе.

·        
2. Начальная школа — определение
готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение
заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и
учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в
формировании желания и «умения учиться», формирование универсальных учебных
действий, развитие творческих способностей.

·        
3. Основная школа — сопровождение перехода
в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении
задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь
в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных
навыков и компетенций, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных
отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения,
наркозависимости.

·        
4. Старшая школа — помощь в профильной
ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении
экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной
идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию,
развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения,
наркозависимости.

Основные
целевые группы детей, в отношении которых в
общеобразовательных организациях психологическими службами,
педагогами-психологами реализуются программы адресной психологической помощи.

1.     
Норма (нормотипичные дети и подростки с
нормативным кризисом взросления)

2.     
Дети, испытывающие трудности в обучении

3.     
Категории детей, нуждающиеся в особом
внимании в связи с высоким риском уязвимости:

I. Дети,
находящиеся в трудной жизненной ситуации:

·        
Дети-сироты и дети, оставшиеся без
попечения родителей

·        
Обучающиеся с ОВЗ, дети-инвалиды

·        
Дети с отклоняющимся поведением
(девиантное поведение детей и подростков, суицидальное поведение детей и
подростков)

Утверждение парадигмы
развивающего, личностно-ориентированного образования, задачи повышения
профессионализма педагогических кадров и психологической компетентности всех
участников образовательного процесса требуют перехода к
практико-ориентированным формам предоставлении информации, оснащению педагогов
и родителей психотехниками, позволяющими решать актуальные задачи развития и
воспитания ребенка, его обучения.

Педагог-психолог
традиционно использует как групповые, так и индивидуальные формы работы:
занятие (развивающее, коррекционное) с элементами тренинговых технологий,
психологический тренинг, мастер-класс, круглый стол, беседа с элементами
практикума, семинар, консультация, психологическая игра,  психологический урок, самодиагностика
(обучающая диагностика), неделя психологии, психологический (интеллектуальный)
марафон, социальный (учебный) проект.

Планирование деятельности
должно строиться как на основе стратегических целей и задач, стоящих перед
системой образования в период модернизации, так и учитывать особенности
конкретного учебного заведения. В тесном взаимодействии с методической службой
общеобразовательного учреждения, психологическое сопровождение должно
осуществляться как по традиционным направлениям с учетом особенностей
возрастных этапов, так и по тем, которые оказались проблемными в ходе
проведения мониторинга среды и анализа деятельности за прошедший учебный год.

— Психологическое просвещение (и образование) — формирование
у обучающихся и их родителей (законных представителей), педагогических
работников и руководителей общеобразовательных учреждений потребности в
психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного
развития и своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении
личности и развитии интеллекта;

Ознакомление педагогов,
преподавателей и администрации образовательных организаций с современными
исследованиями в области психологии дошкольного, младшего школьного,
подросткового, юношеского возраста Информирование субъектов образовательного
процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности
Ознакомление педагогов, преподавателей, администрации образовательных
организаций и родителей (законных представителей) с основными условиями
психического развития ребенка (в рамках консультирования, педагогических
советов) Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных
организаций с современными исследованиями в области профилактики социальной
адаптации Просветительская работа с родителями (законными представителями) по
принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том
числе одаренности ребенка Информирование о факторах, препятствующих развитию
личности детей, воспитанников и обучающихся о мерах по оказанию им различного
вида психологической помощи

— (профессиональная деятельность,
направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в
процессе обучения и воспитания в образовательных организациях) – предупреждение
возникновения явлений дезадаптации обучающихся, профессионального выгорания
педагогов; выявление и нейтрализация факторов, негативно влияющих на здоровье
педагогов и обучающихся; формирование у всех участников образовательного
процесса потребности в здоровом образе жизни; разработка конкретных рекомендаций
педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию
помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;

Выявление условий,
неблагоприятно влияющих на развитие личности обучающихся Разработка
психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды,
комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося на каждом
возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и
становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер Планирование
и реализация совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике
возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения
Разъяснение субъектам образовательного процесса необходимости применения
сберегающих здоровье технологий, оценка результатов их применения Разработка
рекомендаций субъектам образовательного процесса по вопросам психологической
готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в
дошкольную образовательную организацию, начало обучения, переход на новый
уровень образования, в новую образовательную организацию) Разработка
рекомендаций для педагогов, преподавателей по вопросам социальной интеграции и
социализации дезадаптивных обучающихся и воспитанников, обучающихся с
девиантными и аддиктивными проявлениями в поведении

— (индивидуальная и
групповая) – организация работы с обучающимися, имеющими проблемы в обучении,
поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики; активное
воздействие на процесс формирования личности 
и преодоление затруднений в усвоении программного материала на основе
комплексного взаимодействия педагога-психолога с педагогами, дефектологами,
логопедами, врачами, социальными педагогами; коррекцию недостатков психического
и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья,
преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного
общего образования;

Разработка и реализация
планов проведения коррекционно-развивающих занятий для детей и обучающихся,
направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы,
познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения,
преодоление проблем в общении и поведении Организация и совместное
осуществление педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами,
социальными педагогами психолого-педагогической коррекции выявленных в
психическом развитии детей и обучающихся недостатков, нарушений социализации и
адаптации Формирование и реализация планов по созданию образовательной среды
для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных
обучающихся Проектирование в сотрудничестве с педагогами индивидуальных
образовательных маршрутов для обучающихся

(индивидуальная и
групповая) — углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся,
воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных
особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе
обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление
причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с
группами обучающихся, воспитанников образовательных учреждений;

Психологическая
диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая
информационные образовательные ресурсы Скрининговые обследования (мониторинг) с
целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в
психологической помощи Составление психолого-педагогических заключений по
результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов,
преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных
представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся
Определение степени нарушений в психическом, личностном и социальном развитии
детей и обучающихся, участие в работе психолого-медико-педагогических комиссий
и консилиумов Изучение интересов, склонностей, способностей детей и
обучающихся, предпосылок одаренности Осуществление с целью помощи в
профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению способностей,
склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих
особенностей в соответствии с федеральными государственными образовательными
стандартами общего образования соответствующего уровня

— (индивидуальное и групповое) – помощь участникам
образовательного процесса в осознании ими природы их затруднений, в анализе и
решении психологических проблем, в 
актуализации и активизации 
личностных особенностей; содействие сознательному и активному присвоению
нового социального опыта; помощь в формировании новых установок и принятии
собственных решений; решение различного рода психологических проблем, связанных
с трудностями в межличностных отношениях, самосознании и саморазвитии.

Консультирование обучающихся
по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным
проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам
Консультирование администрации, педагогов, преподавателей и других работников
образовательных организаций по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе
и другим профессиональным вопросам Консультирование педагогов и преподавателей
по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения
индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и
образовательных потребностей конкретного обучающегося Консультирование
родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с
обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам
Консультирование администрации образовательной организации, педагогов,
преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим
проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся

— Экспертиза –
психологический анализ образовательных и учебных программ, проектов, пособий,
образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов
образовательного учреждения; оценка альтернативных решений и выделение наиболее
предпочтительных вариантов организации учебно-воспитательного процесса.

Для чего учителю необходим ИОМ

В настоящее время учебный процесс постоянно корректируется и видоизменяется. Это связано как с особенностями развития современных школьников, так и с ускорением научно-технического прогресса и внедрением новых образовательных стандартов. В таких условиях главными профессиональными качествами педагога становятся постоянное самообразование, изучение современных цифровых технологий, целеустремленность.

Достичь высокого уровня профессиональной компетенции учителю помогает индивидуальный образовательный маршрут педагога, с его помощью удобно отслеживать результаты проделанной работы, фиксировать новые достижения и составлять отчеты.

Оцените статью
Мой маршрут