- Определение понятия
- Индивидуальный образовательный маршрут учителя Рамазановой М.
- Виды ИОМ учителя
- Индивидуальный образовательный маршрут учителя биологии и химии Деревцовой Татьяны Александровны
- Психолого-педагогические компетенции
- Для чего учителю необходим ИОМ
- Примерный алгоритм введения ИОМ
- Дорожная карта ИОМ
- Индивидуальные образовательные маршруты — примеры и образцы
- Алгоритм создания ИОМ педагога
- Для чего нужны индивидуальные маршруты?
- Коммуникативные компетенции
- Инструменты реализации ИОМ
- Предметные и методические компетенции
- Что должен содержать ИОМ? Структура составления
- Индивидуальный образовательный маршрут слушателей ЦНППМ – финальная точка!
Определение понятия
В научной литературе существует несколько трактовок понятия ИОМ, но общая суть сводится к следующему:
Индивидуальный образовательный маршрут — это индивидуальная программа, рассчитанная на конкретного школьника и преследующая конкретные цели, которые необходимо реализовать в указанные сроки. Другими словами, ИОМ — это путь или способ реализации личностного потенциала ребенка, развитие его способностей по индивидуальному плану (маршруту).
При составлении маршрута обязательно учитываются индивидуальные особенности обучающегося. А именно:
Индивидуальный образовательный маршрут учителя Рамазановой М.
Дата публикации: 20.11.2018
Независимая оценка качества
Виды ИОМ учителя
Каждый индивидуальный образовательный маршрут носит сугубо личный характер, и составляется, исходя из опыта учителя, его подготовленности, характера его запросов и интересов, его компетентности, учета сильных и слабых сторон как профессионала. Иом обычно рассчитывается на 1-3 года.
Принято выделять следующие виды ИОМ:
По характеру деятельности:
По месту реализации:
Индивидуальный образовательный маршрут учителя биологии и химии Деревцовой Татьяны Александровны
Создано: 13 февраля 2016
Психолого-педагогические компетенции
Индивидуальный профессиональный маршрут педагога чаще всего оформляют в виде структурированной таблицы, в соответствии с требованиями образовательного стандарта. Данный способ наиболее наглядный и удобный в использовании.
Процесс составления ИОМ необходимо разделить на несколько этапов:
Для чего учителю необходим ИОМ
В настоящее время учебный процесс постоянно корректируется и видоизменяется. Это связано как с особенностями развития современных школьников, так и с ускорением научно-технического прогресса и внедрением новых образовательных стандартов. В таких условиях главными профессиональными качествами педагога становятся постоянное самообразование, изучение современных цифровых технологий, целеустремленность.
Достичь высокого уровня профессиональной компетенции учителю помогает индивидуальный образовательный маршрут педагога, с его помощью удобно отслеживать результаты проделанной работы, фиксировать новые достижения и составлять отчеты.
Примерный алгоритм введения ИОМ
Универсального способа создания индивидуальных маршрутов на сегодня не существует. Есть лишь общие рекомендации, которые могут помочь сориентироваться. Вот приблизительные этапы при построении ИОМ:
1. Информационный этап
Учитель организует беседу с детьми и родителями, в ходе которой объясняет суть, цели и возможности индивидуальных маршрутов. На данном этапе ученик фиксирует, что он должен знать и уметь к концу прохождения маршрута.
2. Диагностика и выбор методов
Учитель (совместно с психологом и классным руководителем) проводит ряд тестов с целью определить личностные качества каждого ученика. Здесь важно выявить особенности нервной системы, определить, какой вид деятельности будет более результативным для ребенка, выяснить, что именно мешает заниматься успешно (невозможность работать в коллективе, недостаточное количество индивидуального внимания, невозможность сосредоточиться в классе, пробелы по прошлым темам).
То есть, на данном этапе фиксируется, что ученик может и хочет узнать в рамках данного предмета и что ему может помочь/помешать в этом.
3. Определение целей и задач ИОМ
Для учащихся начальных классов цели и задачи определяет учитель. Это может быть кратковременная цель (например, «Ликвидация пробелов по теме «Сложение столбиком»), так и долгосрочная (например, ребенок пишет стихи, и для его ИОМ важно определить те задачи, которые помогут ему развить свой литературный талант).
Учащиеся старших классов должны принимать самое активное участие в определении целей и задач своего ИОМ, в идеале — сами определять, чего они хотят достичь, и что для этого нужно сделать. Роль учителя в этом случае — только в качестве консультанта.
4. Составление ИОМ. Теперь важен вопрос: «Как я буду двигаться к выполнению цели?».
В маршруте указываются цели, которые нужно достичь, способы реализации, источники получения знаний, сроки для каждой задачи в отдельности, способ контроля и итоговые результаты.
5. Итоговый этап. После завершения прохождения учеником ИОМ обязательно проводится итоговая аттестация (тестирование, контрольная, устный опрос, доклад и т.д.). Здесь важно не только оценить знания ребенка и уровень его умений и навыков, но и определить, насколько успешным было прохождение ИОМ, уложился ли он в срок, с какими трудностями ребенок столкнулся, что ему необходимо доработать.
Дорожная карта ИОМ
Дорожная карта содержит:
Данные пункты должны включать следующую информацию:
Работая с дорожной картой, следует придерживаться следующих правил:
— Заполнять документ необходимо по мере выполнения каждого этапа, не стоит откладывать это на конец учебного года, так как многие важные детали могут быть забыты;
— Не стоит стремиться к равномерному заполнению таблицы. Лучше всего в самом начале сделать упор на направления, в которых педагог проявляет себя больше всего;
— Важно стремиться к объективной оценке своей профессиональной деятельности. Это помогает правильно поставить цели и выбрать наиболее выгодные направления своей педагогической работы;
Индивидуальные образовательные маршруты — примеры и образцы
Вот несколько примеров ИОМ самого разного плана.
1. Индивидуальный образовательный маршрут ученика младших классов
2. Пример индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка
Цель: развитие творческих и аналитических способностей
Такой маршрут удобнее составлять на четверть, полугодие, год. В процессе реализации можно вносить корректировки.
Алгоритм создания ИОМ педагога
1. Самоопределение. Путем диагностики учитель анализирует свои сильные и слабые стороны как профессионала. На основе данных проведенного исследования происходит самоопределение учителя, самоанализ его работы, намечаются векторы развития.
2. Составление ИОМ. При составлении маршрута удобнее пользоваться технологиями: «Зеркало прогрессивных преобразований», «Образовательная картография», «Деловая игра», «Интеллект-карты», «Портфолио» и т.д.
3. Реализация маршрута. Это этап практического воплощения намеченного маршрута.
4. Рефлексия. Рефлексивный анализ проводится дважды в год. При этом учитель не только анализирует свою деятельность, но и вносит коррективы по мере необходимости.
5. Контрольные срезы — один из важнейших компонентов ИОМ. Срезы удобнее проводить в конце каждой четверти. Форма проведения зависит от выбранной темы. Это могут быть собеседования с руководителем школы или МО, открытые уроки, ведение «дневника», написание статей и методических разработок, публикации в СМИ, участие в семинарах, конкурсах, педсоветах, защита проектов и пр.
В данном разделе мы будем публиковать примеры и образцы индивидуальных образовательных маршрутов учителей по разным предметам и работающих на разных ступенях образования. Здесь вы можете познакомиться не только с шаблонами оформления, но и посмотреть примеры и образцы составления ИОМ.
Для чего нужны индивидуальные маршруты?
Практика внедрения ИОМ предусмотрена ФГОС. И первоочередная задача таких маршрутов — профильная направленность.
В пояснительной записке Министерства образования, приложенной к стандартам ФГОС, указано: каждый ученик может составить индивидуальный, план обучения. Обязательными являются 6 предметов: русский язык и литература, математика, иностранный язык, история, ОБЖ и физкультура. Остальные предметы выбираются в зависимости от выбранной будущей профессии. Предлагаются шесть направлений:
То есть дополнительно к шести основным предметам ученик будет выбирать предметы из того цикла, который ему необходим для подготовки к будущей профессии. Общее количество предметов будет регулироваться сеткой часов.
Полный переход всех школ на обучение по ФГОС запланирован на 2021 год.
Какие виды маршрутов уже известны и успешно применяются в педагогической практике?
Сейчас методику ИОМ в школе используют и для других целей, а именно:
В этих случаях главная цель ИОМ — коррекция несоответствия между уровнем, который задают нормы образовательной программы, и личностными особенностями ребенка.
Естественно, что составление ИОМ предусмотрено не только для школьников. На практике часто применяют индивидуальные маршруты дошкольника, педагога.
Коммуникативные компетенции
Программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации АБиУС разработаны в соответствии с требованиям педагогических профстандартов. Обучение возможно полностью в дистанционном формате без отрыва от работы. Методические материалы программ постоянно актуализируются и позволяют получать знания о современных нормативах, правовом регулировании и технологиях педагогической работы с детьми.
Обучение проходит на сайте Академии в личном кабинете СДО. У каждого слушателя есть персональный куратор, который поможет со всеми возникающими вопросами. Итоговая аттестация проводится в виде теста.
Документы об образовании установленного образца отправляются в любой регион и город России бесплатно. Регистрационные данные дипломов переподготовки и удостоверений повышения квалификации обязательно вносятся в государственную систему ФИС ФРДО — Федеральный реестр сведений документов об образовании и (или) о квалификации.
Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.
Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!
Инструменты реализации ИОМ
Самообразование может реализовываться путем работы с научной и методической литературой, посещения открытых уроков, самодиагностики, освоения инновационных технологий и разработки проектов. Педагог в данном случае должен работать в команде методиста и педагога-психолога, а также научного руководителя от вуза или учреждений системы повышения квалификации.
Среди педагогов может происходить взаимообучение через презентации личного педагогического опыта, например, открытые уроки, презентации на семинарах, проектную деятельность, мастер-классы и банки научно-методических разработок.
Инструменты индивидуального образовательного маршрута педагога в соответствии с «дорожной картой»:
Наиболее распространенные формы представления результатов ИОМ педагога: портфолио, мастер-класс, педагогический проект, отчет о ходе и результатах самообразования, программы игровых занятий, предоставление инновационной методической продукции.
У алгоритма ИОМ есть важное преимущество – гибкость составления. Педагог может начать работу над ним с удобного ему этапа. Результаты индивидуального образовательного маршрута педагога могут послужить хорошей базой для портфолио учителя или образовательной организации, в которой он работает.
Необходимость в постоянном повышении квалификации педагога напрямую связано с повышением уровня образования. Всесторонне развитый и компетентный педагог – залог качества образовательного процесса в школе или дошкольном учреждении.
Предметные и методические компетенции
Для успешной реализации образовательного маршрута необходимо избегать эмоциональных выгораний и перенапряжения. Это может значительно затормозить или даже надолго остановить работу. Чтобы этого избежать необходимо в самом начале пути оценить свои возможности и при необходимости разделить каждый этап на отдельные шаги или прописать для каждого большого этапа много подпунктов.
Выполнять запланированное рекомендуется в среднем темпе, особенно если обучение происходит параллельно с рабочим процессом. Главное – успешное завершение ИОМ, а не скорость. Данные коррективы можно не включать в официальную отчетность, а составить только для личного удобства.
Для реализации ИОМ обязательно понадобится взаимодействие с организациями дополнительного образования, к которым относится АБиУС, осуществляющая свою деятельность на основании государственной образовательной лицензии. Необходимо узнать с какими центрами сотрудничает школа или же самостоятельно подобрать организацию. Такие центры помогут педагогу в непосредственной реализации этапов ИОМ. Таких как прохождение программ переподготовки, повышения квалификации, индивидуальные и групповые стажировки.
В этом разделе сайта АБиУС можно ознакомиться с предлагаемыми образовательными программами для учителей школ по отдельным направлениям и для педагогов ДОУ.
Для эффективного мониторинга результатов и наглядности действий рекомендуется пользоваться табличным оформлением.
При составлении ИОМ необходимо учитывать индивидуальные особенности, условия и область работы каждого педагога.
Выбирая индивидуальную тему для самообразования, стоит обращать внимание на ее актуальность и ценность в практическом и научно-техническом применении.
Что должен содержать ИОМ? Структура составления
В ИОМ должны входить следующие пункты:
В ИОМ отражаются такие направления деятельности как:
Примерный шаблон для оформления индивидуального образовательного маршрута:
Для достижения конкретных задач сроки реализации ИОМ могут составлять от одного до пяти лет. Длительность зависит от степени сложности выявленных проблем и затруднений, образовательного учреждения и характера локальных задач.
Для дальнейшей корректировки ИОМ по истечению каждого учебного года анализируется деятельность преподавателя, то есть достигнутые результаты соотносятся с поставленными целями и задачами. Далее на основе собранных материалов вносятся коррективы в индивидуальный маршрут педагога на будущий год.
Индивидуальный образовательный маршрут слушателей ЦНППМ – финальная точка!
В рамках развития федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров региональные центры непрерывного повышения профессионального мастерства (далее ЦНППМ) формируют индивидуальные образовательные маршруты повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее ИОМ). В отличие от традиционных классических курсов повышения квалификации данная концепция подразумевает выявление профессиональных дефицитов педагогических работников, рекомендацию оптимальной программы повышения квалификации и дополнительных образовательных событий для снижения дефицитов, а также информационно-методическое сопровождение. Для воплощения этой концепции на базе ЦНППМ была разработана дорожная карта реализации ИОМ.
На основании анализа входной диагностики, которую педагогические работники проходили на платформе цнппм62.рф в четвертом квартале 2021 года, с учетом выявленных профессиональных дефицитов в центре непрерывного повышения педагогического мастерства были разработаны индивидуальные образовательные маршруты более 300 слушателям.
Полный (расширенный) ИОМ включает в себя несколько этапов:
1. Входная диагностика, анализ дефицитов, выдача рекомендаций на платформе.
2. Прохождение курсов повышения квалификации по модульной оптимизированной программе.
3. Промежуточная диагностика по остаточным знаниям, анализ дефицитов, выдача рекомендаций на платформе.
4. Сравнение и анализ результатов входной и промежуточной диагностики.
5. Рекомендации по участию в вебинарах по тематике, соответствующей выявленным дефицитам (размещаются в личном кабинете на платформе).
6.* Участие в дополнительных образовательных мероприятиях по тематике выявленных дефицитов на уровне ОУ.
7. Получение сертификата о полном прохождении ИОМ (формируется на платформе и доступен в личном кабинете слушателя)
В период с 17 по 31 мая 2022 года приглашаем педагогов образовательной организации, которым построены ИОМ, принять участие в рекомендованных им образовательных мероприятиях (вебинарах). Информация о дате, времени, тематике вебинара и ссылка для подключения к нему, а также контрольное задание для проверки участия в нем, будут размещены в личном кабинете на платформе. Для успешного завершения ИОМ необходимо принять участие как минимум в одном рекомендованном мероприятии (вебинаре) и выполнить контрольное задание в личном кабинете (ответ на вопрос).
Вебинары рекомендуются для участия слушателям, которые показали невысокие результаты на входном и промежуточном тестировании.
Темы рекомендованных вебинаров следующие:
В этот же период с 17 по 31 мая 2022 методическая служба образовательной организации в личном кабинете организации назначает педагогическому работнику – слушателю образовательное событие, задание в соответствии с профессиональными дефицитами и делает отметку о его выполнении на уровне образовательной организации.
С 1 по 10 июня 2022 года сотрудники ЦНППМ анализируют сведения о выполнении ИОМ слушателем, участие в образовательных событиях, отметки образовательных организаций о выполнении заданий и т.д. и готовят информацию для формирования сертификатов. С 15 июня планируется размещение сертификатов о прохождении ИОМ в личных кабинетах слушателей и образовательных организаций на платформе цнппм62.рф.
Если педагогические работники по каким-то причинам не смогли принять участие в промежуточной диагностике по остаточным знаниям, то они все равно могут принять участие в вебинаре!
*Методическая служба образовательной организации самостоятельно в соответствии с направляемыми инструкциями и на основании анализа сведений об ИОМ и дефицитах педагога разрабатывает задание или рекомендует мероприятие, о чем делает соответствующую запись в личном кабинете на платформе.
Возврат к списку
