Как определяется образовательная траектория каждого студента для интерпретации результатов ППМПК

Продолжительность перемен от 10-30 мин.

Период обучения – 4 учебных четверти, продолжительность учебного года 35 недель.

Форма образования: очная.

Объем максимальной учебной нагрузки:

2 кл. (обучение на дому) – 8 часов

Организация учебного процесса ведется в целях охраны жизни и здоровья учащихся. Обучение и воспитание несут коррекционно-развивающий характер, сопровождаются в течение учебного года работой психолого-медико-педагогического консилиума (консультации с психологом)

В школе проводятся регулярные медосмотры, беседы на уроках и классных часах с приглашением специалистов. На уроках применяются здоровьесберегающие технологии. Ежемесячно в школе проходят дни здоровья, спортивные соревнования. Организованы: летний отдых при школе, дидактические паузы между уроками.

Внеурочная деятельность организована во второй половине дня через работу по программам дополнительного образования.

В учреждении существуют следующие меры безопасности: пожарная сигнализация, журнал учета посетителей. С учащиеся с ОВЗ постоянно проводятся беседы по технике безопасности, по ПДД, тренинги.

2.3. Научно-методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ.

В школе на 1 сентября 2016 года
преподают 3
человека, работающие с данной категорией детей. Среди них нет специалистов, имеющих специальное образование
для работы с детьми с ОВЗ, поэтому необходимо повышение квалификации на специальных курсах. По плану школы предполагается обучить на специальных курсах 10 человек. С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной Программы начального и основного общего образования, коррекции недостатков их физического и психического развития есть в штатное расписание общеобразовательного учреждения ставка педагога-психолога.

Уровень знаний учителей повышается за счет самообразования, организации и проведение семинаров, мастер классов, консультаций со специалистами, работающих в этой области.

В школе функционируют следующие кабинеты специального назначения: кабинет: информатики, технологии, биологии, истории, русского языка, начальных классов, физики, математики, библиотека, столовая, спортивная площадка.

Питание – двухразовое.

Учебно – методический комплект для учащихся ЗПР УМК «Планета знаний»
включает в себя:

Окружающий мир

Ивченкова Г.Г.

Русский язык

Желтовская Л.Я.

Литературное чтение

Кац Э.Э.

Изобразительное искусство

Сокольникова Н.М.

Физическая культура

Лисицкая Т.С.

Английский язык

Быкова Н.И., Дули Д.

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Саплина Е.В., Саплин А.И.

Материально-техническое оснащение позволяет создать необходимые условия для реализации концепции инклюзивного образования. На следующий учебный год одной из задач, стоящей перед педагогическим коллективом, будет максимальное внимание к детям, испытывающим затруднения в учебе. Программа максимально адаптирована к условиям школы и возможностям учащихся. Программа учитывают особенности познавательной деятельности с задержкой психического развития и умственно отсталых детей. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения каждым учебным предметом, а также в процессе трудового обучения. Однако материально-техническое оснащение и УМК, имеющиеся в МОБУСОШ №3 не в полной мере создают необходимые условия для реализации концепции инклюзивного образования.

2.4. Анализ образовательного пространства школы

Образовательная деятельность школы направлена на решение социальных задач, конкретных потребностей родителей и детей, учитывает четыре основополагающих принципа: научить жить, научить жить вместе, научить учиться, научить работать – социализация, трудовая реабилитация, адаптация в обществе учеников.

При работе с детьми с ОВЗ внимание уделяется следующим моментам:

Удовлетворение ожиданий учреждений профессионального образования.

Социальный заказ

Предполагаемые пути его реализации

Степень выполнения заказа

1.Сохранение и укрепление здоровья детей

Диагностика физического, психического, нравственного здоровья учащихся;
Улучшение медицинского обслуживания;
Создание щадящего и охранительного режима образовательного процесса;
Развитие спортивно-оздоровительной работы;
Организация питания;

Сотрудничество с ПМПК г.Ирбит;
Листок здоровья класса;
Диспансеризация учащихся в соответствии с графиком; динамические паузы, физкультминутки;
Игровые зоны в классах;
Проведение Дней здоровья;
Участие в спортивных мероприятиях школы и района
Контроль питания школьной комиссией, администрацией.

2. Качественное и эффективное образование.

Профильное трудовое образование;
Работа по индивидуальным учебным планам;

Надомная форма обучения;

3. Расширить возможности дополнительного образования.

Усиление гуманистического, культурологического, нравственного аспекта дополнительного образования.

Внедрение новых курсов доп. образования в школе;
Участие в муниципальных конкурсах;

4.Социализация учащихся

Нравственное воспитание;
Социально-бытовая ориентация;

Классные часы;
Родительские собрания;
Посещение выставок;
Экскурсии;
Занятия с выходом на социальные объекты;

5. Совершенство-вание методической работы в школе.

Расширение поисковых методик, использование современных педагогических технологий (в том числе информационных);
Усиление направления методик на развитие коммуникабельности, диалоговой культуры общения;

Взаимопосещение уроков, организация открытых уроков, семинаров;
Факультативная, внеурочная деятельность, занятия в библиотеке;
Сюжетные игры, праздники;

6. Совершенство-вание предметной среды

Создание комфортных условий жизнедеятельности учителей и учащихся в школе, культуры школьного быта;

Оформление ОУ работами детей,
Организация выставок;
Совершенствование классных комнат;
Оборудование и переоборудование помещений школы;

7. Совершенство- вание организационно-управленческого компонента.

Усиление культуры управления;
Обеспечение функциональной психолого-медико-педагогического консилиума.

Постоянная модернизация системы управления, разработка функцио- нальных обязанностей всех управ-ленческих единиц, положений обо всех структурах;
Планирование работы всех единиц и структур;
Повышение роли педсоветов, МО, планирование их работы, контроль выполнения решений.

Учителя, работающие с детьми с особыми образовательными потребностями, проводят изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учет освоения ими общеобразовательных программ, заполняют на них карты сопровождения.

Система обучения детей с ЗПР предусматривает проведение коррекционных занятий с учащимися, направленных на подготовку к усвоению ими учебного материала. Коррекционные часы проводятся учителем общеобразовательного класса.

Учащиеся, удовлетворительно усваивающие учебный материал, к индивидуальным занятиям не привлекаются. Содержание индивидуальных занятий максимально направлено на развитие ученика. На занятиях используются различные виды практической деятельности: действия с реальными предметами, счетным материалом, используются условно-графические схемы и графики что дает возможность для широкой подготовки учащихся к решению разного типа задач: формирование пространственных представлений, умение сравнивать и обобщать предметы явления, анализировать слова и предложения, различные структуры; осмысление учебных и художественных текстов; развитие навыков планирования собственной деятельности, контроля и словесного отчета. Формируются с помощью предметно-практической деятельности понятия, которые будут иметь в своей основе четкие и яркие образы реальных предметов, представленных в разнообразных связях друг с другом (отношениях общности, последовательности, зависимости и д.р.)

Специальная работа на занятиях посвящается коррекции недостаточно или неправильно сформировавшихся отдельных навыков и умений, например, коррекции каллиграфии (умения видеть строку, соблюдать размеры и элементы букв, правильно их соединять), техники чтения (плавности, беглости, выразительности), скорости, правильности списывания, умения составлять план и пересказ прочитанного.

В некоторых случаях индивидуальные занятия необходимы для обучения приемам пользования отдельными дидактическими пособиями, схемами, графиками, таблицами, географической картой, а также алгоритмами действия по тем или иным правилам, образцам. Не менее важно индивидуальное обучение приемам запоминания стихотворений, отдельных правил или законов, таблицы умножения и др.

Воспитательная работа в школе ведется
по следующим направлениям:

Охрана здоровья и физическое воспитание.

Раздел III. Приоритетные направления, цель и задачи образовательного процесса в рамках инклюзивного образования.

Выбор приоритетных направлений работы школы, определение цели и задач деятельности педагогического коллектива с детьми с ОВЗ определяется в зависимости от специфических характеристик образовательного пространства школы, а именно:

Таким образом, организация инклюзивного образования в школе строится на принципах личностно-ориентированной педагогики, гуманизации образования и вариативности содержания образования. В данной адаптированной образовательной программе формируются следующие приоритетные направления деятельности педагогического коллектива:

Приоритетные направления в деятельности школы в вопросах инклюзивного образования могут быть реализованы лишь при четком, взаимодополняющем взаимодействии основных структурных блоков:

Основной
целью адаптированной образовательной программы
является создание в школе гуманной лечебно – педагогической среды с целью социально – персональной реабилитации детей с ОВЗ, в том числе и умственно отсталых учащихся и последующей их интеграции в современном социально – экономическом и культурно – нравственном пространстве.

Адаптированная образовательная программа предусматривает решение основных задач:

Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;

Организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;

Создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;

Расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ.;

Совершенствование системы кадрового обеспечения.

Ожидаемые конечные результаты Программы.

Адаптированная образовательная программа МОБУ СОШ№3 реализуется в двух ступенях образования:

Первая ступень – начальное общее образование – 4 года,

Вторая ступень – основное общее образование – 5 лет.

Обеспечение качества образования для обучающихся в ОВЗ.

Достижение положительных показателей коррекционной работы:

Уменьшение количества детей с диагнозом VII вид на ранней ступени обучения;

Подготовка обучающихся к государственной (итоговой) аттестации;

Взаимодействие с ДОУ « Солнышко» по вопросам ранней диагностики отклонений в развитии.

На первой ступени обучения
— педагогический коллектив начальной школы призван: сформировать у детей желание и умение учиться; гуманизировать отношения между учащимися, учителями и учащимися; помочь детям с ОВЗ приобрести опыт общения и сотрудничества; мотивировать интерес к знаниям и самопознанию, коррегировать нарушенные познавательные процессы, заложить основы формирования личностных качеств, создать условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия

Н
а второй ступени обучения
, представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимый для освоения общеобразовательной программы (в случае отсутствия у ребенка отклонений в умственном развитии, а также для детей VII вида), профессионально — трудового обучения и выбора учащимся направления профессиональной подготовки (дети V вида и) с учетом собственных способностей и возможностей; создать условия для самовыражения учащихся на учебных и внеучебных занятиях в школе.

Раздел IV. Основные подходы и организация образовательного пространства школы. Пояснительная записка

к учебному плану начального общего образования детей с умственной отсталостью

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

Обучение
по программе
специальной (коррекционной) школы носит обучающий, воспитывающий, коррекционный характер. Главной задачей программы является всесторонняя коррекция и компенсация недостатков развития детей и формирование их личности в целом.

Деятельность образовательного учреждения по данной программе направлена на:

Учебный план составлен в соответствии со следующими нормативными документами:

В 1-4 классах
осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой. На этом этапе обучения определяется уровень сложности и глубины дефекта развития ребенка, возможность овладения им той или иной профессией.

Учебный план состоит из следующих образовательных областей:

I. — общеобразовательная подготовка;

П. — трудовая подготовка;

Ш. — практико-ориентированное и коррекционное сопровождение

Первые три образовательные области входят в обязательную нагрузку обучающихся и дают им необходимый объем и уровень знаний, умений, навыков и компетенций.

Задача общеобразовательных предметов и трудового обучения заключается в обеспечении обучающихся тем уровнем знаний, умений, навыков и компетенций, которые необходимы для их успешной социальной адаптации.

Раздел I: Общеобразовательная подготовка
включают изучение традиционных обязательных учебных предметов, содержание которых приспособлено к возможностям школьников: русский язык (чтение и письмо), математика, природоведение, биология (естествознание), история, обществоведение (обществознание), география, ИЗО, пение и музыка, физическое воспитание.

Специфической особенностью обучения в коррекционной школе является включение в содержание каждого учебного предмета пропедевтического периода, направленного на подготовку обучающихся к усвоению конкретного учебного материала. Особенно важное значение пропедевтический период имеет в 1 классе, когда осуществляется развитие всех психических функций, участвующих в формировании навыков чтения и письма, математических понятий, позволяющих овладеть счетом и решением простых задач.

Русский язык,
как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения зависит успешность всего школьного обучения.

В коррекционной школе
обучение письму
и чтению носит элементарно-практический характер и направлено на решение следующих основных задач:

Научить школьников правильно и осмысленно читать доступные их пониманию тексты;

Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма;

Научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

Повысить уровень общего развития обучающихся;

Формировать нравственные качества личности.

Специальной задачей обучения письму
является коррекция речи и мышления школьников. Программа по письму включает разделы: обучение грамоте (1 кл.); чтение (2-4 кл.,) и литературное чтение (5-9 кл.,) письмо (1 кл.,) и русский язык (2-9 кл.). Основным принципом, организующим эти разделы, является развитие речи, так как процесс овладения речью у детей этой категории существенно затруднен вследствие неполноценности их психического развития.

Основной задачей обучения чтению является формирование навыка
осознанного чтения текстов вслух и «про себя», умения излагать связно прочитанное. Высказывать свои суждения о событиях и поступках главных героев.

Во 2-4 классах у обучающихся формируется навык сознательного чтения.

Математика
является одним из основных учебных предметов. Задача этого предмета заключается в том, чтобы:

Дать обучающимся количественные, пространственные, временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

Повысить уровень общего развития обучающихся, корригировать недостатки познавательной деятельности и личностных качеств;

Воспитывать целенаправленность, терпеливость, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

На изучение геометрического материала в 1-4 кл. отводится один урок в неделю, на уроках математи
ки. Большое внимание уделяется практическим упражнениям в измерении, черчении, моделировании.

Обучение математике носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально — трудовой подготовкой обучающихся.

Музыка
оказывает глубокое эстетическое воздействие на человека. Посредством музыки можно передать целую гамму чувств и настроений. Музыка способна выразительно и ярко отразить явления действительности. Воздействуя на обучающихся художественными образами, она обогащает их умение глубоко и эмоционально воспринимать окружающий мир, расширяет их жизненный опыт.

Целью уроков пения и музыки
является:

1.
воспитание эстетических чувств обучающихся;

2.
формирование у них элементов музыкальной культуры;

3.
коррекции недостатков познавательной деятельности детей и их эмоционально-волевой сферы.

Изобразительное искусство
осуществляет всестороннее развитие, обучение и воспитание детей — сенсорное, умственное, эстетическое, трудовое, нравственное, физическое.

Изобразительное искусство решает следующие задачи:

Способствует коррекции недостатков познавательной деятельности обучающихся, развитию у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, развивает умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходства и различия;

Содействует развитию у обучающихся процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

Воспитывает умение планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

Формирует навыки рисования с натуры, декоративного рисования и умение применять их в процессе учебной, трудовой и общественно-полезной деятельности.

Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий:

Рисование с натуры,

Рисование на темы,

Беседы об изобразительном искусстве.

Физическое воспитание
решает образовательные, воспитательные, коррекционно-компенсаторные и лечебно-оздоровительные задачи и занимает одно из важнейших мест в подготовке школьников к самостоятельной жизни и производительному труду.

Конкретными задачами физического воспитания являются:

Укрепление здоровья и закаливание организма, формирование осанки;

Формирование и совершенствование двигательных умений и навыков;

Коррекция и компенсация нарушений физического развития;

Поддержание устойчивой физической работоспособности;

Сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре;

Воспитание достаточно устойчивого интереса к занятиям физкультурой;

Воспитание нравственных, морально — волевых качеств, настойчивости, смелости.

Раздел II. Трудовая подготовка.

Обучение труду в младших классах (1-4) направлено на воспитание положительных качеств личности воспитанника (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, уважения к людям труда); сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду. Формирование организационных умений в труде: вовремя приходить на занятия, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончанию работы.

Наряду с этими задачами решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений: ориентироваться в задании (анализировать объекты, условия работы); предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения, делать отчет о проделанной работе); контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Раздел III.
Практико-ориентированное и коррекционное сопровождение
.

Специальная задача коррекции специфических нарушений, трудностей формирования жизненно необходимых знаний, умений, навыков и компетенций, имеющихся у воспитанников, осуществляется не только при изучении основных учебных предметов, но и на специальных занятиях.

К коррекционным занятиям в младших классах (1-4) относятся
занятия по развитию устной речи и окружающий мир.
Это специфический предмет, к задачам которого относится формирование элементарных представлений и понятий, необходимых для дальнейшего обучения русскому языку, чтению, математике, биологии, истории, географии, труду в старших классах.

Данный план осуществляет комплексную систему обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивает решение задач профессиональной ориентации и социально-трудовой адаптации имеет программное и кадровое обеспечение.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ

в 2016 — 2017 учебный год

Обучающегося в 1 классе по программе УМК «Планета знаний».

Учебная дисциплина

Кол-во часов

Учитель

Русский язык(обучение письму)

Львова АА

Литературное чтение(обучение грамоте)

Львова АА

окружающий мир

Львова АА

4.2. Организация психолого – медико — педагогического сопровождения, социальной защиты детей в школе.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение для детей с ОВЗ организовано в школе с целью изучения личности, выявления возможностей ребенка с целью выработки форм и методов организации образовательного процесса. Организация психолого-педагогического сопровождения для детей с ОВЗ возложена на классного руководителя и заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

Психологическое сопровождение образовательного процесса реализуется во время проведения коррекционной работы на уроках и во внеурочное время. Психолого-медико-педагогический консилиум осуществляет сопровождение учащихся на протяжении всего периода обучения в школе, консультирование всех участников педагогического процесса и пропагандирование дефектологических знаний.

В школе складывается система лечебно — оздоровительной работы, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, которая включает в себя следующие мероприятия: мониторинг состояния здоровья учащихся; просветительскую работу с учащимися и родителями; создание здоровьесберегающей среды, предполагающей соблюдение охранительного режима, санитарных норм и правил, введение в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий, проведение спортивных мероприятий и праздников.

Все педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, ведут наблюдение за развитием, особенностями психических функций каждого ребенка, фиксируют это в листах психолого-педагогических наблюдений за развитием ученика, что позволяет всем педагогам изучить прошлый опыт и на нем строить коррекцию и проводить корригирующие мероприятия.

Социально-педагогическое сопровождение обучающегося осуществляется классными руководителями и учителями.

В школе уделяется большое внимание профилактике правонарушений, ведется индивидуальная работа с учащимися группы риска, осуществляется контроль посещаемости данными учащимися школьных занятий, организуются встречи с инспекторами КДН, встречи с родителями, консультации педагога – психолога, обследование семей. Разработана и внедряется в действие программа по защите прав детей, предупреждению правонарушений и преступлений, профилактике курения и алкоголизма, токсикомании и наркомании среди учащихся с ОВЗ в том числе.

На психолого-медико-педагогической консилиум возложена обязанность

4.3. Содержание воспитательной работы и дополнительного образования обучающихся с ОВЗ.

Воспитательная работа в школе с детьми с ОВЗ рассматривается как наиболее важное взаимодействие и сотрудничество всех субъектов учебно-воспитательного процесса в культурной среде. Моделируемая нами культурная
среда школы ориентируется в первую очередь на нравственное саморазвитие и самоопределение школьников в ходе овладения знаниями, на развитие их мышления, чувств и личного опыта.

В школе реализуется концепция воспитательной системы Общественно-активной школы. Чтобы преодолеть социальную изоляцию детей с ОВЗ, в том числе с нарушениями интеллекта, мы расширяем воспитательное пространство школы за счет дополнительного образования. Организация дополнительного образования, связанного с внеурочной работой, повышает эффективность педагогического процесса, позволяет осуществлять не только подготовку учащихся к школе, но и включать ребят в жизнь, дает возможность коррегировать нарушенное развитие учащихся.

Дополнительное образование реализуется по нескольким традиционным направлениям, охватывает все группы обучающихся с ОВЗ.

Занятия по программам дополнительного образования проводятся в школе. Организуя дополнительное образование детей с ОВЗ в школе, осуществляя выбор форм проведения занятий, отбирая содержание образования, педагогический коллектив ориентируется на требования педагогической целесообразности организации детей. Существенным моментом является то, что, на наш взгляд, дополнительное образование не есть что-то второстепенное по отношению к базовому, а является логическим продолжением его. Дополнительное образование несет на себе основную ответственность за обновление содержания образования и его индивидуализацию. Выбирая из предложенных занятий то, которое больше всего отвечает индивидуальным интересам, возможностям и способностям, ученик реализует внутреннее желание деятельности и интерес к ней.

4.4.Характеристика видов деятельности и задач, решаемых субъектами образовательного процесса.

Виды деятельности младшего школьника:

Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах деятельности

Задачи, решаемые педагогами:

Виды деятельности школьника:

Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности

4.5.Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию программы.

Подбор образовательных технологий основан на учете психофизиологических особенностей учащихся с ОВЗ. В своей образовательной деятельности, направленной на гармоничное развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, учителя используют следующие педагогические технологии:

Традиционные технологии:

обязательные этапы на уроке:
Проверка усвоения пройденного;
Объяснение нового материала;
Закрепление полученных знаний;
Домашние задания

виды уроков:
Уроки — путешествия;
Уроки-сказки;
Игра по станциям;
Путешествие

Технологии активных форм и методов:

Игровые технологии;
Проектная технология;
Работа в парах и группах;

Здоровьесберегающие технологии:

Психолого-педагогические приемы здоровьесбережения
Технологии телесно-ориентированного подхода

4.6.
Система аттестации учащихся
.

Промежуточная аттестация учащихся осуществляется в 4 классе. Итоговая аттестация учащихся проводится в 9 классе

В школе принята 5-бальная система отметок всех работ детей с ОВЗ. Требования, предъявляемые к учащимся, согласуются с требованиями образовательных программ и рекомендациями по оценке знаний, умений и навыков учащихся. Ответственность за объективность оценки знаний учащихся возлагается на учителя. Вопросы качества обучения учащихся контролируется по плану внутри школьного контроля.

Ведущими формами промежуточной и итоговой аттестации являются:

Критерии и компоненты образовательного мониторинга

Показатели критериев

Периодичность контроля

Объект изучения

Ответственный

Качество образования.

Уровень освоения образовательной программы (контрольные работы, проверка техники чтения)
Итоговая государственная аттестация

1 раз в четверть
Июнь

ЗУН
ОУУН

Учитель, рук. МО
Учитель
Заместитель директора по УВР

Динамика развития психических функций и эмоционально — волевой сферы

Состояние высших нервных процессов
(листы динамики развития)

сентябрь

Психические функции уч-ся

психолог, учитель

Состояние здоровья учащихся

Физическое развитие учащихся
Психосоматическое здоровье учащихся (медосмотр, листки здоровья и физического развития, данные о пропусках уроков по болезни, комфортность обучения, уровень адаптации к обучению в школе, уровень школьной тревожности).

Сентябрь, май

Учащиеся

Медсестра
Учитель физкультуры
Заместитель директора по УВР

Уровень воспитанности учащихся

Сформированность интегративных качеств личности.
Количество учащихся, состоящих на учете в КДН.
Выявление учащихся группы риска.

Апрель
май
1 раза в год
1 раз в четверть

Учащиеся

Классный руководитель
Заместитель директора по УВР

Социальное положение учащихся

Состав учащихся по уровню материального и морального благополучия (социальный паспорт класса).

Сентябрь

Учащиеся

Классный руководитель

Степень социализации и трудовой адаптации

Данные социометрии,
Результаты трудоустройства,
Результаты участия учащихся школы в различных предметных конкурсах

Два раза в год
1 раз в год

Учитель трудового обучения,
Классный руководитель

Раздел V. Контроль и управление реализацией адаптированной образовательной программы

Контроль реализации образовательной программы основывается на системе управления Школой, исходит из необходимости постоянно осуществлять научно-педагогический поиск в выбранном направлении, корректировать программы обучения, воспитания и развития, осуществлять методическое сопровождение образовательного процесса.

Расширенная система дополнительного образования и воспитания реализуется при достаточном количестве ставок педагогов дополнительного образования. Ответственность за эффективность дополнительного образования несут непосредственные руководители секций, кружков, члены администрации. Принцип управления школой заключен в Уставе Школы.

Система внутришкольного контроля включает в себя мероприятия, позволяющие получить реальные данные по состоянию образовательного процесса в школе в целом.

Цель внутришкольного контроля: обеспечить уровень преподавания и качества обучения, воспитания и развития учащихся соответствующие требованиям, предъявляемым к коррекционному образованию и позволяющие создать гуманную лечебно-озлдоровтельную коррекционно-развивающую образовательную среду.

Задачи внутришкольного контроля:

Главным итогом проведенного внутришкольного контроля будет достижение всеми учащимися уровня обученности, соответствующего его психофизическим возможностям, готовность учащихся к освоению профессии.

Внутришкольный контроль за образовательным процессом осуществляется по традиционным направлениям:

1. Контроль за качеством преподавания.

2. Контроль за качеством обучения.

3. Контроль за ведением школьной документации.

План работы внутришкольного контроля согласуется с приоритетными направлениями работы Школы. Формирование плана внутришкольного контроля производится на основе анализа данных диагностических срезов знаний, мониторинга образовательной деятельности школы. Ежегодный план внутришкольного контроля является самостоятельным локальным актом школы.

Модель выпускника школы

Выпускник начальной школы — это ученик,

Выпускник основной школы

это социально адаптированный человек, соблюдающий нормы общественного поведения, владеющий коммуникативными навыками. Это профессионально – определившаяся личность с развитыми творческими способностями; личность, умеющая принимать решения с учетом жизненных обстоятельств и реализовать свои способности наиболее эффективными для себя и окружающих способами, ведущими к постоянному успеху, самореализации и самоактуализации.

Обучение детей с ОВЗ осуществляется по адаптированным образовательным программам. Такие программы разрабатываются для групп детей:

А — со сходными проблемами

(глухие, слабослышащие и позднооглохшие, слепые, слабовидящие дети, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с нарушениями аутистического спектра, множественными нарушениями развития);

Б — со сходными образовательными потребностями

, дифференцируемых в группе детей со сходными проблемами

(например, в группе детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) выделяются следующие группы:
— дети с РАС, которые достигают к моменту поступления в организацию уровня развития, близкого возрастной норме, имеют положительный опыт общения со сверстниками;
— дети с РАС, которые не достигают к моменту поступления в организацию уровня развития, близкого возрастной норме и не имеют дополнительных ограничений здоровья, препятствующих получению образования в условиях, учитывающих их общие и особые образовательные потребности;
— дети с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
— дети с РАС, имеющие дополнительные тяжелые множественные нарушения развития: умственную отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которая может сочетаться с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата и быть различной степени тяжести, быть осложнена текущими соматическими заболеваниями и психическими расстройствами).

Для каждой из указанных групп разрабатываются образовательные программы со своими особенностями (по 2-4 варианта). А, например, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ (вступит в действие с 1 сентября 2016 года) для детей с РАС, имеющих дополнительные тяжелые множественные нарушения развития, предусмотрена, на основе образовательной программы, разработка для каждого ребенка специальной индивидуальной программы развития, учитывающей индивидуальные образовательные потребности обучающегося.

Особенности адаптированных образовательных программ установлены федеральными государственными стандартами
.

В настоящее время действуют:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373),
— федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897),
— федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413).

С 1 сентября 2016 года к образовательным отношениям, возникшим с указанной даты, будут применяться:

Определение варианта образовательной программы для обучающегося с ОВЗ осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК),
сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, а при наличии у обучающегося инвалидности — с учетом индивидуальной программы реабилитации (ИПР) ребенка-инвалида и мнения его родителей (законных представителей).

По каждому виду сходных нарушений развития у детей установлены несколько вариантов образовательных программ. В процессе освоения образовательной программы сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта программы на другой
. Перевод обучающегося с одного варианта программы на другой осуществляется образовательной организацией на основании комплексной оценки результатов освоения образовательной программы, по рекомендации ПМПК и с учетом мнения родителей (законных представителей) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Установлены определенные требования к адаптированным образовательным программам для:

Для детей с множественными нарушениями развития
требования к адаптированным образовательным программам указаны в последнем варианте обучения для детей со сходными проблемами со здоровьем (например, второй вариант обучения детей с умственной отсталостью предусматривает требования к обучению детей с умственной отсталостью, которая может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести). С этими требованиями можно ознакомиться по указанным выше в соответствующем разделе таблицы (крайний правый столбец).

Особое внимание необходимо обратить на обязательные коррекционные курсы, которые предусмотрены федеральными государственными образовательными стандартами с 1 сентября 2016 года. Обязательные коррекционные курсы, предусмотренные стандартами, могут быть дополнены образовательной организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК и с учетом ИПР.

Оцените статью
Мой маршрут