Как составить индивидуальный образовательный маршрут дошкольника с овз

Как составить индивидуальный образовательный маршрут дошкольника с овз Маршрут

Vintage фото создан(а) tirachard — ru.freepik.com

Практикующий психолог и методист Мария Токмянина провела информативный вебинар о том, как составлять индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) для детей-дошкольников и учащихся начальных классов. А также зачем вообще составлять образовательные маршруты для ребёнка.

Кому нужен ИОМ?

В основном это дети следующих групп:

Эта страница сайта разработана для поддержки методических служб всех уровней и педагогических работников при разработке индивидуальных образовательных траекторий повышения профессионального мастерства.

На ней представлены актуальные образовательные события, сгруппированные по компетенциям и преподаваемым предметам, а также материалы, которые вы можете использовать при построении траекторий развития профессионального мастерства педагогов.

Желаем профессионального развития!

Основные цели создания ИОМ?

Основная цель проектирования – подбор личной системы развития. Главные задачи:

Никто не заставляет родителей переходить на индивидуальный маршрут. Чем более дифференцирована будет программа, с учетом абсолютно всех особенностей развития и окружения, тем больше вероятность, что в дальнейшем он сможет стать полноправным членом общества. Потеря зависимости от семьи и родителей, еще одна из задач которую преследует государство, пытаясь помочь семьям, воспитывающим детей с особыми потребностями.

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Задать вопрос автору статьи

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это программа деятельности, действий конкретного обучающегося, которые ему необходимо выполнить для получения знаний и навыков, достижения определенного уровня развития на конкретном этапе обучения.

Что касается детей с ОВЗ – ограниченными возможностями здоровья, то построение индивидуального образовательного маршрута для них имеет свои особенности, сопряженные с особенностями развития ребенка и спецификой коррекционного обучения.

Прежде всего, обучение оказывается сопряженным с логопедической коррекцией, психологическими тренингами и медицинским лечением т.е. оно носит комплексный характер и имеет коррекционную направленность.

Индивидуальный образовательный маршрут для кого?

Составление индивидуального маршрута развития начинается с изучения истории болезни и решения родителей, что их ребенок будет учиться по индивидуальной программе. После того как согласие будет получено комиссия обсудит все особенности программы и оформит ее должным образом. ИОМ используется для максимально эффективного обучения ребенка. Он создается совместно с врачом-психологом, лечащим врачом и родителями. Это схема действий, разработанная в дополнение к индивидуальному учебному плану.

Существует одна особенность: индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа не являются законодательно утвержденными документами, в отличие от индивидуального учебного плана. По закону они несут только рекомендательный характер, но в последнее время активно разрабатываются программы, для того чтобы максимально индивидуализировать процесс учебы. Так учащийся будет лучше воспринимать окружающий мир и учебную информацию. В первые годы жизни, маршрут составляют, для того, чтобы иметь четко разработанный план действий.

Как составить индивидуальный образовательный маршрут дошкольника с овз

Этапы разработки индивидуального образовательного маршрута развития

Для того чтобы составить маршрут педагог, психолог и врач, работающие с ребенком:

Настолько тщательная работа проводится для того, чтобы не навредить хрупкой психике. Так как зачастую при серьезных ошибках повторить попытку не удастся.

Почему дети разные?

Однако почему некоторым детям вообще необходимы индивидуальные образовательные маршруты? В чём проявляется индивидуальность детей?

Прежде всего, отмечает Мария Токмянина, самое очевидное различие между детьми – в уровне и особенностях их физического развития, физической подготовленности, а также в элементарной скорости роста и взросления.

Последнее особенно остро ощущается у дошкольников. Дети могут быть одного возраста, но из-за разной скорости развития один ребёнок может соответствовать уровню «подготовишки», а другой, например, будет сохранять черты 3-4-летнего малыша.

При этом оба ребёнка могут быть абсолютно здоровы, а скорость их развития – это обычная генетическая особенность, которая с годами сгладится. В этом случае и к ребёнку с задержкой в росте и развитии, и к ребёнку, опережающему своих сверстников, нужен особенный, индивидуальный подход.

Как составить индивидуальный образовательный маршрут дошкольника с овз

В старших группах детского сада и в начальной школе могут быть другие проблемы: разный объём знаний и умений. Например, в подготовительный класс пришли дети из ранних групп развития с большим объёмом выученных навыков, а также дети, с которыми никто профессионально не занимался.

Помимо прочего, у детей разная скорость обработки и восприятия информации, а также разный уровень усталости. Некоторые дети быстро запоминают информацию и качественно её воспроизводят, но при этом и быстро выдыхаются. У других ребят процесс усваивания информации не такой простой, однако они готовы заниматься усердно в течение длительного времени.

И, конечно, самое главное – в группах присутствуют дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Они, как правило, больше всего нуждаются в индивидуальных образовательных маршрутах.

ГКОУ РО Волгодонская специальная школа-интернат «Восхождение»(Региональный ресурсный центр по комплексному сопровождению детей с НОДА)Вебинар на тему:Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития и его практическая реализация в рамках образовательной деятельности»28 марта 2022 годаг.Волгодонск, пер. Первомайский, д.75 ГКОУ РО Волгодонская специальная школа-интерната «Восхождение» (Региональный ресурсный центр по комплексному сопровождению детей с НОДА)повышение педагогических работников, специалистов (психологов, логопедов, дефектологов) по реализации индивидуального образовательного маршрута детей с тяжелыми множественными нарушениями развития14.15-14.30 –подключение участников.14.30-16.00 – Выступления:1. «Особенности организации образования детей  с ТМНР» — 15 мин. (Макарова Елена Юрьевна, заместитель директора по  УР) (видео)2. «Психолого-педагогический консилиум (ППк), как организационная структура сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития» — 15 мин.(Поздеева Татьяна Николаевна, заместитель директора по КР) (видео)«Формирование предметно-практических действий у детей с ТМНР» -15 мин. (Чередникова Ирина Валерьевна, учитель-дефектолог) (видео) «Возможности развития детей с умеренной умственной отсталостью в специально созданной коррекционно-развивающей среде» — 15 мин. (учитель Мирошниченко Евгения Сергеевна) (видео)Формирование эмоционального реагирования у детей  с ТМНР как способ взаимодействия со сверстниками» -15 мин. (Войтович Людмила Анатольевна, педагог-психолог) (видео)6. «Обучение функциональным навыкам детей с ТМНР с учетом их возрастных особенностей» — 15 мин. (Матреничева Наталия Владимировна, учитель, учитель-логопед) (видео) 7. Подведение итогов.

Наталья Афанасьева
Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ

Ф. И. О. ребёнка:___

Направление: коррекция развитие познавательной сферы.

Развитие мелкой моторики.

Цель: развитие мелких мышц рук, формирование моторной ловкости, способствование улучшению графических навыков.

— пальчиковая гимнастика;

— игры: «Сыпучий материал», «Пуговки», «Мозайка».

— упражнения: «Тачка», «Раки», «Горячий мяч».

Развитие пространственного восприятия и воображения.

Цель: развитие пространственной ориентировки, восприятие глубины, объёма, выделение фигур их фона, формирование элементов конструктивных навыков и воображения.

-на развитие пространственной координации (понятия – слева, справа, перед, за и т. п, наложенные рисунки, составление мозаики, нахождение заданной фигуры из двух или более изображений;

— игры на перевоплощение (психомоторика, «Оживим картинку», «Следы», «Волшебные кляксы».

Цель: формирование категориальных понятий, учить выделять существенные признаки предметов по определённому признаку, развивать словесно-логическое мышление.

— нахождение логических связей;

— обобщение предметов по определённым признакам;

— игры: «Четвёртый лишний», «Противоположности», «Скажи наоборот», «Последовательность событий», «Логика – малыш», «Закончи слово», «Разложи картинки», и т. д.

Цель: развитие объёма и устойчивости визуальной и рече-слуховой памяти.

— запоминание различных предметов, слов, сюжетных картинок, расказов4

Цель: развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания.

— поиск ходов различного рода лабиринтов;

— нахождение различий в картинках;

— формирование произвольности в поведении;

— игры: «Что изменилось?», «Найди отличия», «Воспроизведи ряд», «Дорисуй», «Найди пару», «Найди отличия», «Лабиринт», «Нос-ухо-потолок», «Волшебное слово», «Снежинки-сосульки-сугробы», «Будь внимателен», «Где что было», «Карлики и великаны», «Кулак-ладонь-ребро» и т. д.

Развитие личностно-мотивационной сферы.

Цель: снятие тревожности и других невротических комплексов.

— дыхательные гимнастики;

— снятие зажимов и напряжения;

— игры: «Мыльные пузыри», «Радужные краски», «Воздушный шарик», «Доброе животное», «Солнечны зайчик», «Росточек под солнцем», «Доброе животное», «Игра с муравьём», «Игра с песком», «Водопад».

Основные составляющие индивидуального образовательного маршрута

В основе плана индивидуального маршрута лежит типовой документ, состоящий из нескольких разделов:

Маршруты направлены на индивидуализацию работы с каждым ребенком для того, чтобы их можно было учить в обычной школе. Он учитывает не только умственные и физические способности, но даже и количество детей в семье, взаимоотношения с родителями и прочие факторы, которые могут повлиять на психическое состояние.

Структура индивидуального образовательного маршрута развития

Проектирование индивидуального образовательного маршрута. Задача специальной комиссии, в состав которой входят медики, психологи и педагоги. Они разрабатывают индивидуальный план. Его структура будет отличаться в зависимости от нескольких факторов:

Маршрут дошкольника обычно может иметь две основные цели – попадание в группу детского сада или подготовка к инклюзивному образованию в общеобразовательной школе. Для этого разрабатывается комплекс мероприятий по повышению умственных, коммуникативных и социальных навыков.

После составления маршрута и утверждения его с руководством сада или школы, сопровождением его исполнения занимается специальная служба, предусмотренная в команде управления образовательным учреждением.

В большей степени маршрут касается воспитателя или педагога и родителей. Так, как только их совместная работа поможет добиться результатов. Он влияет на расписание занятий, сложность заданий и даже прогулки или посещение общественных мест. Тем более в нем указывается уровень нагрузки на учебе, возможная сложность и задачи с которыми ребенок точно должен справиться. При смене учебного заведения документ остается действительным, как и при замене педагога.

Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Характеристика индивидуального образовательного маршрута

Главная ценность для педагогов — это личность ребёнка, её уникальность, неповторимость. Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать функциональным, эффективным и индивидуализированным. Индивидуализация образования предполагает учёт индивидуальных особенностей детей,  оказание методической поддержки для определения его собственного образовательного  пути построения «индивидуального образовательного маршрута». Индивидуализация предполагает проявление активности ребёнка в отношении содержания своего образования.

Направления реализации ИОМ:

Содержательное (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие ИОМ)

Деятельностный (специальные педагогические технологии)

Процессуальный (организационный аспект)

Одним из ценностных приоритетов системы дошкольного образования является создание образовательных программ нового поколения. Содержание этих программ должно определяться возможностью построения для каждого воспитанника индивидуального маршрута развития, пронизывающего все образовательные области.

Индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая воспитаннику позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении педагогами поддержки его самоопределения и самореализации (С.В.Воробьёва, Н.А.Лабунская, Ю.Ф.Тимофеева)

Индивидуальный образовательный маршрут – это заранее намеченный путь движения, который имеет несколько направлений:

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) связан с конкретной целью, и условиями её достижения, создаётся до начала движения, оформляется, как индивидуальная образовательная программа.

Индивидуальный образовательный маршрут – это путь освоения индивидуальной образовательной программы.

Вышеперечисленные задачи обуславливают факторы, определяющие ИОМ:

Воспитанник сможет продвигаться по ИОМ во всех образовательных областях в том случае, если ему будут предоставлены возможности:

Факторы, влияющие на выбор ИОМ:

Данные факторы важны на всех уровнях взаимодействия, государство определяет общую стратегию развития образования (например воспитание патриотизма), обеспечивает детские сады необходимыми материалами, родители выдвигают требования к уровню подготовленности детей, дети расширяют свои возможности, государство  «получает» личности, которые становятся достойными гражданами своей страны.

Все эти аспекты создания ИОМ повторяют общую стратегию дошкольного образования, но с той разницей что теперь индивидуализация, то есть ориентация на воспитание неповторимой личности, осуществляется не только в специально отведённые часы или в отдельных видах деятельности а проходит  «красной нитью» через весь образовательный процесс.

ИОМ строится по следующим критериям:

Выбор того или иного индивидуального  образовательного маршрута определяется особенностями, интересами и потребностями самого ребёнка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата, профессионализмом педагогического коллектива, возможностями материально – технической базы учреждения.

Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ, как часть АОП ДО.

учитель – дефектолог-логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида№49» Плеханова Валентина Сергеевна.

Индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ – на сегодняшний день актуальная проблема на современном этапе образования

Индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ осуществляется путем разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута развития ребенка.

Что же это такое? Применительно к дошкольному образованию четкого определения нет.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учёными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, как система конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, специалистов образовательного учреждения, родителей в процессе развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Я бы хотела поделиться опытом работы по составлению ИОМ для детей с ОВЗ, который является в свою очередь частью АОП ДОО.

В нашем дошкольном учреждении функционирую две группы компенсирующей направленности для детей с ДЦП. Но хочется отметить, что дети к нам в группу попадают по первичному двигательному нарушению, а все остальные нарушения являются вторичными. Это могут быть с сохранным интеллектом, с ЗПР, как правило, это дети с ТНР, ну за два года в нашем полку прибыли ещё и дети с интеллектуальной недостаточностью тяжёлой и лёгкой степенью.

Многие говорят, как с такими детьми вы работаете, то я всегда отвечаю, что работать то с ними не проблема, проблема состоит в документальном оформлении. Ведь на каждое нарушение требуется своя рабочая программа, совершенно разные диагностические методики и тд

Вот на примере самых сложных детей, т.е с нарушением интеллекта я и хотела бы остановиться.

Для детей с ДЦП, была разработана АОП, обязательная часть, которая реализуется в соответствии с разделом «Коррекционная и инклюзивная педагогика» основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой, а также «Программа коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ОНР» под редакцией Н.В Нищевой.

Очевидно, что дети с УО не в силах освоить АОП для детей с ДЦП, поэтому для таких детей была создана АОП для детей с ДЦП имеющих интеллектуальную недостаточность, разработанная на основе комплексной программы «Диагностика-развитие-коррекция: программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью»

Учитывая особенности развития каждого ребенка мы должны говорить об индивидуальном взаимодействии с каждым воспитанником. В целях усвоения программы для каждого из детей был разработан индивидуальный маршрут, целью которого является помощь в освоение АОП ДО для детей с ИН с учётом особенностей и образовательных потребностей воспитанник

В индивидуальном образовательном маршруте определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специфические психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы.

При разработке индивидуального образовательного маршрута специалисты, педагоги руководствуются рядом принципов:

Алгоритм психолого-педагогического сопровождения ребенка в ДОУ

Наблюдение за детьми, беседы с ними, изучение сведений о родителях (законных представителях) беседа с ними, анкетирование; анализ ситуации социального окружения ребенка; изучение данных о развитии ребенка из медицинских карт; анализ протоколов ПМПК.

Диагностика психического развития, выявление индивидуально-психологических особенностей; диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей в обучении; определение зоны ближайшего развития.

Разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем.

Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута.

Заключительный этап- Рефлексивный этап. Итоговая диагностика.

Компоненты образовательного маршрута:

Универсального рецепта создания ИОМ для дошкольника в настоящий момент нет. Специалисты каждого детского сада разрабатывают свой вариант ИОМ, учитывая имеющиеся у них условия, контингент детей и т.д

Предметные и методические компетенции

Специально разработанная пошаговая программа, для достижения определенных целей ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья. Создается она в личном порядке, с учетом всех особенностей определенного человека.

Коммуникативные компетенции

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ является коррекционной программой его обучения и развития, с учетом особых образовательных потребностей и возможностей ребенка.

Такой маршрут разрабатывается на основании проведенной психолого-педагогической диагностики развития ребенка, отражающей специфические признаки этого развития и, позволяющая оценить потенциальные возможности ребенка. Кроме того, используются данные медицинского обследования, характеризующие наличие тех или иных отклонений, степени их проявления и наличие вторичных нарушений в развитии.

При разработке индивидуального-образовательного маршрута педагог привлекает к сотрудничеству родителей, ориентируя их на создание единой направленности воспитательной и образовательной деятельности, а также построения развивающего пространства дома.

Разработка ИОМ ориентирована на детей с разной степенью ОВЗ и на получение ими образования в разных формах: полная, частичная и внеурочная инклюзия. Такой маршрут позволяет компенсировать сложности, возникающие в ходе обучения у ребенка с ОВЗ по стандартным образовательным программам и, в максимально возможной степени реализовать потенциал ребенка.

Полезно для написания работы по теме «Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ» 👇

Курсовые, дипломные, другие работы, написанные учащимися.

80% учащихся, обратившихся за помощью, улучшили успеваемость.

Помощь в написании работы

Трудности с написанием? Мы поможем! Подберем список литературы, разберем ошибки.

В состав индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ включены следующие компоненты:

Итак, мы поняли, для чего нужен ИОМ. Теперь нужно понять самое главное: что же это такое?

Начнём с того, что в любой образовательной программе (ООП, АОП, АООП) прописано, чему дети должны научиться. Однако каким образом осуществить этот образовательный процесс, решают сами педагоги, в том числе по индивидуальному маршруту.

Другими словами, индивидуальный образовательный маршрут определяет не то, чему ребёнок должен учиться, а как он должен получать эти знания. ИОМ определяет тактику педагогов при обучении ребёнка.

Главная особенность ИОМ заключается в том, что он может составляться только с письменного согласия родителей. Сначала родители письменно соглашаются на разработку ИОМ, потом подписывают готовый документ и затем получают от педагогов информацию о том, как именно проходит образование по ИОМ.

ИОМ может составляться педагогами по собственному усмотрению или на основе других маршрутов – например, по индивидуальной программе реабилитации инвалида, если такая есть.

Как составить индивидуальный образовательный маршрут дошкольника с овз

Girl фото создан(а) freepik — ru.freepik.com

Этапы разработки и выполнения ИОМ

Итак, работа с ИОМ состоит из 5 этапов:

Мы уже разобрались, кому из детей может понадобиться ИОМ. Теперь перейдём к тому, как нужно наблюдать за такими детьми. Итак, наблюдение делится на 4 составляющих:

Следующий этап – диагностика – заключается в том, что педагог записывает всю необходимую информацию о ребёнке в ИОМ, где среди прочего стоит упомянуть:

Кто должен заполнять ИОМ? В большинстве случаев этим занимается основной педагог, но некоторые разделы лучше заполнять узким специалистам (логопеду, психологу и т. д.).

Дальше идёт сама работа по ИОМ и контроль, то есть итоговая диагностика и анализ продуктов детского творчества. По итогам контроля педагог корректирует ИОМ и ставит новые цели.

Как составить индивидуальный образовательный маршрут дошкольника с овз

Обучение и воспитание детей в данных группах базируется на основе адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ  ДОУ № 77  с учетом дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией.

Консультация для педагогов «Использование Лего-конструктора в коррекционной работе с дошкольниками»

Консультация для педагогов «Игры в коррекционной работе логопеда»

Консультация для педагогов «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста при помощи техники квиллинг»

Консультация для педагогов «Использование занимательного геометрического  материала в формировании сенсорных умений у детей с ОНР»

Консультация для родителей «Содержание направлений работы ДОУ с родителями детей с ОВЗ в рамках ФГОС »

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ: ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ?

Современное воспитание детей

В последние годы в нашей стране оформились новые ценности воспитания детей. Образование, в том числе дошкольное, стало больше ориентироваться на конкретного ребёнка, его особенности, его интересы и способности.

Современная образовательная система строится таким образом, что любой дошкольник и школьник по максимуму участвуют в образовательном процессе, педагоги ведут диалоги и занимаются с каждым ребёнком вне зависимости от черт характера или его психофизиологических особенностей.

Наконец, в наше время больше не принято оценивать детей по отношению друг к другу. Значительно продуктивнее не сравнивать ребёнка с другими детьми, а сравнивать его с самим же собой в прошлом: какой прогресс конкретный ребёнок смог достичь за определённое время и как он изменился по отношению к самому себе.

Для чего нужен маршрут ребенку и как его составляют?

Маленькие дети, с психическими или физическими недостатками развития нуждаются в дополнительной помощи, особенно это касается социализации и образования. Они могут получить статус ОВЗ, еще даже не поступив в детский сад. Как только врачи смогут оценивать интеллектуальный уровень и физическое развитие, они определят наличие отклонений.

Иногда диагноз уже стоит с рождения, но некоторые заболевания можно увидеть только после того, как малыш подрастет достаточно, чтобы можно было увидеть несоответствие его развития возрасту. Например, аутизм или олигофрения. Как только будет определено отклонение от нормы, если оно подпадает под категории ОВЗ, специальная комиссия предложит оформить этот статус. Он используется в большей мере именно для определения методик и системы образования.

Индивидуальный маршрут учитывает абсолютно все особенности ребенка:

Абсолютно каждый человек из окружения ребенка, а также обстановка, отношения семьи, все это влияет на психику и восприятие окружающего мира. Поэтому при составлении программы, педагоги ставят цели и стараются с ребенком их достичь. В нем максимально подробно расписан каждый шаг в течение определенного срока. При этом это не только учебные задания, для повышения интеллектуального уровня, уделяется внимание и умению общаться, дружить, строить отношения.

Как составить индивидуальный образовательный маршрут дошкольника с овз

Особенности разработки ИОМ

Теперь перейдём к тому, как нужно разрабатывать маршрут для каждого ребёнка. Естественно, нужно опираться на те преимущества, которые имеются у данного ребёнка, и по максимуму подтягивать недостатки.

При составлении ИОМ нужно всегда исходить из исключительных интересов ребёнка. Например, бывают ситуации, когда родители, ещё не осознавая ограниченных возможностей ребёнка, просят, чтобы педагоги начали заниматься с детьми тем, чем дети заниматься на данном этапе не могут. Воспитателям следует проводить разъяснительную беседу с родителями и стараться объяснить, почему дети не могут обучаться так, как этого хотели бы взрослые.

Наконец, в ИОМ нужно прописывать те задания, которые имеют невысокий уровень сложности, то есть те, которые он с лёгкостью выполняет вместе с преподавателем. Также в ИОМ указывается, как с ребёнком должны работать конкретные специалисты.

На какой промежуток времени нужно составлять ИОМ? Обычно маршруты составляются на 1 год, однако если педагог не уверен в способностях и возможностях ребёнка, то можно сначала составить ИОМ на 3 месяца.

Преимущество ИОМ заключается в том, что его можно постоянно корректировать. Вообще, лучше организовать учебно-воспитательную работу в такой последовательности:

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Почему детям с ограниченными возможностями здоровья нужен индивидуальный образовательный маршрут?

Когда ребёнок чем-то болен, его организм прикладывает максимум усилий на борьбу с дефектом. Соответственно, силы на обучение распределяются по остаточному принципу.

А раз дети тратят меньше сил на обучение, то они и медленнее перерабатывают информацию, что, в свою очередь, ведёт к замедлению темпа психологического развития. Это сказывается на проблемах с коммуникацией, а следовательно, негативно влияет и на характер ребёнка.

Поэтому индивидуальный образовательный маршрут должен учитывать вышеупомянутые особенности и подстраиваться под них так, чтобы не допустить проблем с коммуникацией и негативного влияния на характер.

Во-первых, индивидуальный маршрут для детей с ОВЗ должен исходить из реальных возможностей ребёнка и его работоспособности. Во-вторых, педагог должен особенно прорабатывать волевую сферу, сделать так, чтобы усваиваемый материал был максимально интересен ребёнку, чтобы у него проснулось желание, а позже – и мотивация работать над собой и заниматься обучением.

Логопедическая коррекционная работа как составной компонент ИОМ ребенка с ОВЗ

Логопедическая коррекция составляет основу обучения ребенка с ОВЗ. Без устранения проблем в речевом развитии невозможно достичь должного эффекта в общем развитии ребенка.

Логопедическая коррекция нарушений речи у ребенка с ОВЗ, входящая в план ИОМ, реализуется по следующим направлениям работы:

Сотрудничество с родителями детей с ОВЗ

В ИОМ включена программа по развитию сотрудничества с родителями детей, страдающих ОВЗ. Она предполагает проведение различных мероприятий, ориентированных на:

Для реализации данных целей с родителями проводятся индивидуальные беседы, реализуется корректировка ИОМ, проводятся лекции, консультации по разным аспектам развития ребенка и разным направлениям реализации коррекционной образовательной программы. Родителям сообщаются итоги реализации ИОМ, проводится анкетирование, реализация совместных проектов с детьми. Все это помогает сформировать плодотворную среду для реализации ИОМ.

Как правило, все эти направления требуют своего применения в ИОМ ребенка с ОВЗ. Однако, в силу особенностей развития конкретного ребенка те или иные направления могут быть исключены из программы обучения или сведены к минимуму.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Некоторые частные случаи ИОМ

Наконец, рассмотрим четыре популярные особенности детского развития и составление ИОМ для таких детей.

Дети с задержкой психического развития (ЗПР)

При составлении ИОМ для детей с ЗПР нужно учитывать следующие моменты:

Дети с расстройством аутистического спектра (РАС)

Дети с РАС – самая неоднородная группа. Вариаций и уровней тяжести расстройства много, и каждый ребёнок с РАС уникален. Поэтому даже если в группе есть несколько детей с РАС, то ИОМ у каждого из них будет свой. Особенности детей с РАС:

Дети с нарушением речи

Как и в предыдущем случае, дети с нарушением речи – крайне неоднородная группа. Проблемы с речью могут быть вызваны особенностями развития мозга, нервной или психологической патологией, проблемой с артикуляционным аппаратом, проблемой со слухом или зрением или даже плохим воспитанием детей в неблагополучных семьях. Таких детей можно разделить на две группы:

ИОМ для детей с нарушением речи чаще всего пишет не педагог, а логопед. В основном таким детям назначают дополнительные физические занятия, а также занятия на развитие сенсорных способностей.

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Данная группа детей нуждается в особом режиме. У ребят с СДВГ слабо развита воля, они часто отвлекаются во время занятий и плохо контролируют свои эмоции. Поэтому таким детям нужен будет дополнительный отдых, а также тихое и спокойное помещение для занятий. Особенное место в образовательном процессе должно занимать обучение навыкам саморегуляции, отдыха и контроля чувств.

Организация работы с детьми, имеющими ОВЗ, в ДОУ

Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ

в условиях реализации ФГОС

Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников дошкольного образовательных учреждений, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность. В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечения успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений. Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям.

Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей. Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, национальности , языка в том числе ограниченных возможностей здоровья.

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

Группы дошкольников не однородны, в нее входят дети с разными нарушениями развития:

дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие);

дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

дети с тяжёлыми нарушениями речи;

дети с задержкой психического развития;

дети с умственной отсталостью;

с расстройством аутистического спектра.

Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ. Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом, логопедами, педагогами, ДОУ.

Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ:

Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры  речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно- педагогического процесса..

. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности.

Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ.( нарушение речи). Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является: принцип доступности и систематичность предлагаемого материала; непрерывность; вариативность; соблюдение интересов воспитанника; принцип создание ситуации успеха; принцип гуманности и реалистичности; содействие и сотрудничества детей и взрослых. Таким образом, ИОМ — это интегрированная модель психолого- медико- педагогического пространства, создаваемого специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого времени.

. В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами дают возможность для создания обогащенной речевой среды, которая позволяет формировать все стороны речи: фонетико-фонематическую, лексико- грамматическую, связную речь. Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.

. Родители являются полноправными участниками воспитатель но- образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а так-же меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Логопедическая практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с учителем- логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность.

Организация работы в ДОУ с детьми с ОВЗ предполагает: разработка рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка; проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач; проведение открытых занятий; работа с детско-родительская парой.

Вышеизложенная система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для обеспечения их развития в условиях дошкольного учреждения обеспечивает: индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов ДОУ; единство диагностики и коррекции — развивающей деятельности детей с ОВЗ; возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребёнка.

В ДОУ  № 77 функционируют две группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи ( ОНР), 1–го (5-6 лет) и 2-го (6-8 лет) года обучения и одна группа комбинированной направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-8 лет).

Зачисление и комплектация групп компенсирующей и комбинированной  направленности (логопедических групп) происходит на основании решения областной ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии).

Оцените статью
Мой маршрут