Кто автор идеи построения индивидуального образовательного маршрута в логопедии ответ на тестовый

Кто автор идеи построения индивидуального образовательного маршрута в логопедии ответ на тестовый Маршрут

Бесплатный фрагмент закончился. Хотите читать дальше?

Итак, мы поняли, для чего нужен ИОМ. Теперь нужно понять самое главное: что же это такое?

Начнём с того, что в любой образовательной программе (ООП, АОП, АООП) прописано, чему дети должны научиться. Однако каким образом осуществить этот образовательный процесс, решают сами педагоги, в том числе по индивидуальному маршруту.

Другими словами, индивидуальный образовательный маршрут определяет не то, чему ребёнок должен учиться, а как он должен получать эти знания. ИОМ определяет тактику педагогов при обучении ребёнка.

Главная особенность ИОМ заключается в том, что он может составляться только с письменного согласия родителей. Сначала родители письменно соглашаются на разработку ИОМ, потом подписывают готовый документ и затем получают от педагогов информацию о том, как именно проходит образование по ИОМ.

ИОМ может составляться педагогами по собственному усмотрению или на основе других маршрутов – например, по индивидуальной программе реабилитации инвалида, если такая есть.

Кто автор идеи построения индивидуального образовательного маршрута в логопедии ответ на тестовый

Girl фото создан(а) freepik — ru.freepik.com

Особенности разработки ИОМ

Теперь перейдём к тому, как нужно разрабатывать маршрут для каждого ребёнка. Естественно, нужно опираться на те преимущества, которые имеются у данного ребёнка, и по максимуму подтягивать недостатки.

При составлении ИОМ нужно всегда исходить из исключительных интересов ребёнка. Например, бывают ситуации, когда родители, ещё не осознавая ограниченных возможностей ребёнка, просят, чтобы педагоги начали заниматься с детьми тем, чем дети заниматься на данном этапе не могут. Воспитателям следует проводить разъяснительную беседу с родителями и стараться объяснить, почему дети не могут обучаться так, как этого хотели бы взрослые.

Наконец, в ИОМ нужно прописывать те задания, которые имеют невысокий уровень сложности, то есть те, которые он с лёгкостью выполняет вместе с преподавателем. Также в ИОМ указывается, как с ребёнком должны работать конкретные специалисты.

На какой промежуток времени нужно составлять ИОМ? Обычно маршруты составляются на 1 год, однако если педагог не уверен в способностях и возможностях ребёнка, то можно сначала составить ИОМ на 3 месяца.

Преимущество ИОМ заключается в том, что его можно постоянно корректировать. Вообще, лучше организовать учебно-воспитательную работу в такой последовательности:

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Почему детям с ограниченными возможностями здоровья нужен индивидуальный образовательный маршрут?

Когда ребёнок чем-то болен, его организм прикладывает максимум усилий на борьбу с дефектом. Соответственно, силы на обучение распределяются по остаточному принципу.

А раз дети тратят меньше сил на обучение, то они и медленнее перерабатывают информацию, что, в свою очередь, ведёт к замедлению темпа психологического развития. Это сказывается на проблемах с коммуникацией, а следовательно, негативно влияет и на характер ребёнка.

Поэтому индивидуальный образовательный маршрут должен учитывать вышеупомянутые особенности и подстраиваться под них так, чтобы не допустить проблем с коммуникацией и негативного влияния на характер.

Во-первых, индивидуальный маршрут для детей с ОВЗ должен исходить из реальных возможностей ребёнка и его работоспособности. Во-вторых, педагог должен особенно прорабатывать волевую сферу, сделать так, чтобы усваиваемый материал был максимально интересен ребёнку, чтобы у него проснулось желание, а позже – и мотивация работать над собой и заниматься обучением.

Современное воспитание детей

В последние годы в нашей стране оформились новые ценности воспитания детей. Образование, в том числе дошкольное, стало больше ориентироваться на конкретного ребёнка, его особенности, его интересы и способности.

Современная образовательная система строится таким образом, что любой дошкольник и школьник по максимуму участвуют в образовательном процессе, педагоги ведут диалоги и занимаются с каждым ребёнком вне зависимости от черт характера или его психофизиологических особенностей.

Наконец, в наше время больше не принято оценивать детей по отношению друг к другу. Значительно продуктивнее не сравнивать ребёнка с другими детьми, а сравнивать его с самим же собой в прошлом: какой прогресс конкретный ребёнок смог достичь за определённое время и как он изменился по отношению к самому себе.

Проектирование индивидуального
образовательного маршрута в школе

Организация: МБОУ «Назиевская СОШ»

Населенный пункт: Ленинградская область, г. Назия

В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком.
А. Бебель

Актуальность проблемы  проектирования индивидуального образовательного  маршрута в современной школе обусловлена рядом обстоятельств: социальными вызовами, потребностями педагогов в реализации личностной парадигмы образования и ФГОС с учетом новых нормативно-правовых аспектов решения проблемы индивидуализации обучения.

1) создание условий для обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям и оптимальных для разностороннего общего развития детей – умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового;

2) формирование и развитие индивидуальности, самостоятельности и творческого потенциала личности, максимальное развитие одаренных детей, обеспечение обоснованного выбора профессии с учетом способностей и результатов образования;

3) защита детей, нуждающихся в социально-педагогической помощи, адаптация и включение в полноценный учебный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья.

Организация образовательного процесса обеспечивает индивидуализацию обучения через механизмы формирования учебных планов, планов внеурочной деятельности, формирования учебных групп в рамках как урочной, так и внеурочной деятельности, составления гибких расписаний занятий, применение современных образовательных технологий, регламентацию учебно-исследовательской деятельности. Наиболее распространены в образовательной практике Школы формы индивидуализации обучения, которые обеспечивают индивидуально-дифференцированный подход не только через содержание и отбор учебного материала, но и через другие дифференцированные формы, позволяющие проявлять индивидуальность:

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПРОЕКТА

Мы полагаем, что  индивидуальная образовательная программа (далее-ИОП) может стать базовой единицей проектируемого в школе содержания образования одаренных старшеклассников, а эффективность работы с ИОП зависит от возможности предоставления  учащимся выбора индивидуальных маршрутов, их обеспечения (информационного, предметно-методического, кадрового, технического, финансового) и сопровождения (педагогического, психологического, административно-организационного).

Индивидуальный учебный план выполняет функцию прогнозирования для старшеклассника – «Я выбираю предметы для изучения»; индивидуальная образовательная программа выполняет функцию проектирования для старшеклассника – «Я составляю программу образовательной деятельности» и, наконец, индивидуальный образовательный маршрут конструирует образовательную деятельность – «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа».

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Цель: Разработать проект организации индивидуального образовательного маршрута в целях развития индивидуальных задатков одаренных детей и обеспечения профильности обучения в старшей школе.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)  традиционно понимают как персональный путь реализации личностного потенциала ученика в освоении содержания образовании (ФГОС) с учетом его индивидуально-психологических особенностей, познавательных интересов и  жизненных планов, уровня  обучаемости и результатов обучения.

На наш взгляд (с позиции обучения одарённых детей), ИОМ – это движение в образовательном пространстве, создаваемом для конкретного одарённого ребёнка и его семьи (законных представителей) при осуществлении организационного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном учреждении специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития и достижения поставленных образовательных целей и задач.

Использо­вание индивидуальных образовательных маршрутов в системе школьного образования является одной из форм педагогической поддержки личностно­го, жизненного и профессионального самоопределения школьников.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется:

— образовательными потребностями;

— индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению образовательной программы школы);

— возможностями материально-технической базы учреждения;
— профессионализмом педагога.

ИОМ помогает  одаренному старшекласснику раскрыть все свои таланты и определиться в выборе будущей профессии.

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются двух видов:

1. Индивидуальный образовательный маршрут для слабоуспевающих учащихся

2. Индивидуальный образовательный маршрут для мотивированных учащихся

Различают следующие структуры индивидуального образовательного маршрута.

Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов включает как учебную, так и внеурочную деятельность одарённого подростка. Причем, активное взаимодействие педагога и ученика возникает уже в ходе проектирования индивидуального образовательного маршрута, так как заинтересованность учащегося в происходящем и включенность его непосредственно в построение своей маршрутной карты является приоритетом в выборе педагогом приемов и средств.

Разработка индивидуального образовательного маршрута осуществляется поэтапно.

1. Диагностика уровня развития способностей учащегося  и его индивидуальных интересов, особенностей (диагностический этап).

2. Определение цели и постановка задач, которые реализуются во время про­хождения индивидуального образовательного маршрута.

3. Определение времени, которое должен и может затратить ребенок на освоение базовой и специальной части своей индивидуальной образовательной программы. Разработка учебно-тематического плана (почасового) в работе с учеником, отбор и определение логики освоения содержания.

4. Выбор форм занятий, методов и приемов, технологий,  которые могут быть наиболее продуктивными  для осуществления  ИОМ. Совместное планирование педагога с учеником форм и способов взаимодействия с другими учителями.

5. Выбор способов оценки успешности освоения ИОП и подготовка презентации достижений.

Рассмотрим  содержательную специфику каждого этапа.

1 Этап. Диагностика уровня развития способностей ученика, его инди­видуальных особенностей и познавательных интересов.  В силу того, что основой выбора индивидуального образовательного маршрута являются: жизненные планы; учебные достижения и успехи в творческой, социальной внеурочной деятельности; состояние здоровья ученика, то, соответственно,  осуществляется отбор методов и методик для определения этих характеристик. Результат этого этапа – список используемых методов изучения, список  одаренных старшеклассников  и распределение их по группам с учетом профилей обучения.

2 Этап. Целеполагание и определение первостепенных задач.

Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с учеником и его родителями определяет цели и задачи образовательного маршрута. Нужно быть готовым к тому, что в процессе обучения и выбора направления будущей профессиональной деятельности приоритеты старшеклассника могут меняться. Результатом этого этапа становится индивидуальная образовательная программа с учетом требований образовательной программы школы. Педа­гогу необходимо совместно с учеником и родителями подобрать темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы ученика, его возможности и поставленные цели.

Индивидуальная образовательная программа (адресная) ученика представляет собой описание содержания образования определенного уровня и направленности (в том числе в контексте предпрофильной или профильной подготовки), видов деятельности учащегося.

Структура такой программы может быть представлена следующими компонентами:

3 Этап. «Определение времени». В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим учеником срок действия маршрута определяется в соответствии с по­ставленными целями и задачами, потребностями самого учащегося. В сельской школе, где нет возможности посещать учреждения дополнительного образования, необходимо четко планировать возможность дополнительных занятий не в ущерб базовой образовательной программе.

Этот этап может оказаться довольно сложным,  так как подавляющее   большинство учащихся не  отказываются от традиционной формы обучения и ИОМ осуществляется параллельно с получением базового образования или занятиями в профильных группах. Результатом данного этапа проектирования должна быть индивидуальная внеурочная деятельность одаренных старшеклассников и нелинейное расписание для всех старшеклассников школы.

4 этап. Выбор форм занятий, методов и приемов, технологий,  которые могут быть наиболее продуктивными  для осуществления  ИОМ, определение содержания учебно-тематического плана и методов работы  в рамках каждой индивидуальной образовательной программы. Учитывая индивидуальные  особенности личности, можно очертить круг методов и техноло­гий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуаль­ного образовательного маршрута.

Индивидуальная образовательная программа может реализоваться различными способами:

5 Этап.  Выбор способов оценки успешности обучающегося и презентация достижений.

Планировать формы оценки  и самооценки успешности в рамках реализации индивидуально-образовательного маршрута для одаренных старшеклассников:  участия в конкурсах, проведения открытых занятий — тьюторской деятельности, презентации достижений, зачетная работа, тесты, участие в олимпиадах различного уровня и др.

Самооценку школьник может провести по схеме самоанализа (см. в Приложении) и этапам  индивидуального образовательного маршрута

ДИАГНОСТИКА
«Что я должен знать и уметь»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ
«Что я хочу знать и уметь»

ОСМЫСЛЕНИЕ
«Что я могу»

РЕАЛИЗАЦИЯ
«Как я буду идти 
к поставленной цели»

ОЦЕНКА И КОРРЕКТИРОВКА
«Чему я должен научиться и 
что мне нужно доработать»

В итоге каждый старшеклассник вместе с педагогом оформляет маршрутный лист на 1 год обучения и на каждую четверть (См. Приложение – Структура маршрутного листа ученика)

Этапы реализации ИОМ содержательно раскрыты в Приложении 1. На этом пути может возникнуть необходимость его корректировки. Она производится преподавателем совместно с учеником и родителями. В случае, когда корректировка затрагивает существенные черты образовательного маршрута (отказ от выполнения модулей, затрагивающих инвариантную часть образования, существенное перераспределение учебного времени и т.п.), она должна утверждаться администрацией школы на Педагогическом совете и согласовываться с родителями.

Конечный продукт проекта – индивидуальные образовательные маршруты учеников старших классов школы с набором диагностических методов и методик, программа психологического, информационно-технического, педагогического и тьюторского сопровождения, нелинейное расписание для старших классов, смета финансовой поддержки такого проекта

Невозможно определить индивидуальный образовательный маршрут на весь период обучения в школе сразу. ИОМ должен отражать процесс изменения в развитии и обучении школьника. С помощью ИОМ происходит своевременная коррекция педагогического процесса, позволяющая обучающимся достичь поставленных целей и высоких результатов.  То есть, ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий не только реализации личностного потенциала, но и ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках учащихся,  позитивно влияющий на учебную мотивацию.

Условия необходимые для эффективной разработки индивидуального образовательного маршрута:

Средствами реализации названных условий могут быть специально организованные занятия по самопознанию, обучению учащихся методам выбора образовательного маршрута. В ходе этих занятий необходимо довести до учащихся следующую информацию:

Такие занятия проводится как в рамках внеклассной деятельности, так и в рамках индивидуальной работы.

Ожидаемые трудности в реализации проекта: отсутствие или нехватка времени у педагога на реализацию ИОМ учащихся. Работа с одарёнными детьми предъявляет дополнительные требования к профессионализму и личности педагога. М. Карне выделяет следующие качества, необходимые педагогу для работы с одарёнными детьми:

Поэтому считаем необходимым вести специальную подготовку педагогического коллектива для работы со способными учениками. Педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно осведомлены и вооружены педагогическими знаниями в этой области.  Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм. Эксперименты, проведенные во многих странах мира, убедительно показали, насколько сложно перестроить систему образования, изменить отношение педагога к одаренному ребенку, снять барьеры, блокирующие его таланты. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Поэтому педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и к себе в частности. Талантливые дети часто воспринимают невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок может производить впечатление отвлекающегося, непоседливого, постоянно на все реагирующего. Для них не существует стандартных требований (все как у всех), им сложно быть конформистами, особенно если существующие нормы и правила идут вразрез с их интересами и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка утверждение, что так принято, не является аргументом. Ему важно знать и понимать, кем это правило принято, когда и зачем.

Прежде всего, у педагога должно быть такое качество как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании. Он должен уметь вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций на нравственных основаниях. 
Педагог, направленный на развитие творческого потенциала детей, отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию. Он смел и энергичен, склонен к экспериментированию, у него творческий стиль деятельности. Он владеет эффективными способами и различными стилями в общении с детьми и влияние осуществляет не через поучение (делай так и не делай этого), а через трансляцию своих целей на жизненные цели и ценности своих маленьких коллег по творчеству.

Что должны знать родители

Одаренные дети в реальности имеют большие сложности и в собственной семье, и в школе. Первое, что должен усвоить каждый родитель одаренного ребенка — нельзя выказывать свои страхи и сомнения ребенку и доводить до его сознания тот факт, что его деятельность «ненормальна» и чрезмерна. Также плохо для ребенка, если в семье все только и делают, что восхищаются им и его способностями. Важно, чтобы умственные усилия ребенка, его познавательная энергия встречали доброжелательное отношение, поддержку со стороны старших не только в школе, но и дома. Семья одаренного или способного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим.

На сайте группы «ЮнИс» предложены рекомендации родителям одаренных детей:
1. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
2. Оценивайте уровень развития ребенка.
3. Избегайте длинных объяснений или бесед.
4. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности.
5. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
6. Развивайте в своих детях следующие качества:
— уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности;
— понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
— интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
— уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству;
— привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
— умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ

Индивидуальная траектория обучения

Индивидуальный образовательный маршрут оформляется документально в виде Листа индивидуального маршрута обучения

В данный лист ученик заносит информацию о выбранных направлениях занятий. Последние графы «Результаты» и «Подпись преподавателя» оформляются учителем  и позволяют проконтролировать факт посещения занятий учащимся его родителями и классным руководителем.  Для избежания перегрузки рекомендуется учащемуся выбирать два — три курса занятий.

На основе выбранных курсов составляется индивидуальная образовательная программа учащегося, которая является технологическим средством реализации ИОМ.

Лист индивидуального маршрута обучения

Ученика (цы) __10__ класса МБОУ «Н..СОШ»

на _2014__/____2015___ учебный год

Тема направления  занятий
ФИО учите-ля
Кол-во часов
Результаты
Подпись преподавателей

1
химия

КВП
34+68
Успешное выполнение стартовых и текущих КР, подготовка к муниципальному этапу ВОШ по химии, выбор темы проектно-исследовательской работы

2
биология

ЖСА
34+68
Успешное выполнение стартовых и текущих КР, подготовка к муниципальному этапу ВОШ по биологии, выбор темы проектно-исследовательской работы

Кл. рук-ль                    ______________/__ЖСА_________ /

Ученик (ца)                ________________/__САВ__________/

Таблица 2. Этапы реализации ИОМ

Этапы реализации
Формы и способы деятельности
Практический выход

Организационно – проектировочный
    Поиск путей педагогической коррекции:1.Определение темы, ЗУН (знаний, умений, навыков), ОУУН (общеучебных умений,навыков) учащихся.2.Выбор форм и способов работы.3.Сроки.4.Составление ИОМ (индивидуально-образовательного маршрута) ученика.5.Разработка пояснений для родителей к ИОМ ученика.
ИОМ (индивидуально-образовательный маршрут ученика):- ИОМ для учащихся испытывающих затруднение в предмете- ИОМ для учащихся испытывающих интерес к предмету.Консультации для родителей учащихся.

Коррекционный
1.Выявление нереализованного (причины)2. Определение перспектив для дальнейшей работы3. Продумывание системы мер по предупреждению ошибок на скорректированные

Скорректированные ИОМ в зависимости от выделенных причин неуспешности их реализации

Итоговый
Подведение итогов по реализации ИОМ учащихся                                                  
Ликвидация пробелов по предмету для учащегося, испытывающего затруднения в предметеПолученные знания по профильному предмету для учащегося, испытывающего интерес к предмету

Формы организации и содержание работы с детьми общей одаренности на различных уровнях

Профильная школа — освоение проектирования личностью своего жизненного пути и подготовка к профессиональной деятельности как условие социального самоопределения (соответствие технологий возрастным особенностям)

Форма развития одаренности
Содержание работы с одаренными детьми

Базовая подготовка учащихся, обеспечивающая развитие творческого потенциала детей
Профильное обучениеЭлективные курсыБлочно-модульное обучение, дифференциация обучения.КСО, групповая и самостоятельная формы работыПроблемное обучение, ИКТТРИЗ (теории решения изобретательских задач).Проектная деятельность

Поддержка и развитие выявленных интересов, склонностей, способностей (внешкольное и дополнительное образование)

Творческие конкурсы, фестивали, олимпиады     (очные и заочные);

Защита исследовательских проектов на  научно-практических конференцияхПредметные неделиКружковая работа Курсы по подготовке к ЕГЭ

Самообразование
Работа в библиотеке, медиатекеОбучение на очно-заочных курсах

Целенаправленная подготовка к самореализации в различных конкурсах  (тьюторство, тренерство                                         Индивидуальная подготовка к очным и заочным олимпиадамИндивидуальные консультации экспертов по подготовке исследовательских работ

НЕДЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

для X класса

реализующего образовательные программы  универсального   обучения с преподаванием отдельных предметов на профильном уровне (русский язык, химия, биология) на 2015-2016 учебный год

Компонентобразовательного стандарта
Учебные предметы(курсы)
Количество учебных часов в неделю

Федеральный
Предметы на базовом уровне

Компонент образовательного учреждения
Элективные учебные курсы

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной рабочей неделе
37

Примерный индивидуальный образовательный маршрут

ФИО., (10) класс, школа

Инвариантная часть(обязательные предметы)

объём (колич. часов в неделю)
3
3+1
5
3
4
2+1
1
3+1+1
1
3
3

уровень (базовый, повышенный, др.)
П
Б
Б
Б
Б
Б
Б
Б
Б
П
П

форма изучения (традиционная, очно-дистанционная, дистанционная, экстернат и др.)
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т

форма отчёта  (тестовая /  творческая / исследовательская и т.п.. экзамен)
Т
Тв
Т
икр
икр
икр
икр
Год.зачет/Тв
Тв
Т/Ис
Т/Ис

сроки предъявления образовательного продукта
май

2. Вариативная часть (элективные курсы, кружки и т.п.)

Вариативная часть (элективные курсы, кружки, секции. курсы и т.п.)

форма отчёта  (тестовая /  творческая / исследовательская и т.п.. экзамен)
Тест+иссл.работа
экзамен

сроки предъявления образовательного продукта
Апрель-май
май

3.Формы работы (заполняется учеником)

деятельность
срок
Форма представления результата

Самообразование
В течение года

Этапы работы
Форма отчёта / демонстрации результатов
Сроки

1. Формулирование проблемы, целеполагание
Собеседование с учителем
сентябрь

2. Изучение методов, приёмов, способов деятельности, необходимых для работы над решением проблемы, в том числе освоение приёмов работы с научной литературой (конспектирование,  реферирование, составление картотеки, создание плана – тезисного, цитатного) и приёмов оформления собственного продукта деятельности
Консультирование одноклассников, проведение урока или его этапа в роли учителя, выполнение индивидуальных заданий с использованием освоенных приёмов и т.п.
сентябрь

3. Изучение истории вопроса, теоретических источников по проблеме исследования
Выступление с сообщениями, докладами по проблеме исследования
Сентябрь-март

4. Выявление возможных путей решения проблемы, в т.ч. выдвижение гипотез.
Собеседование с учителем
Февраль-март

5. Работа с фактическим материалом (наблюдение, отбор, сравнение, эксперимент и др.)
Промежуточные отчёты в форме докладов с последующим обсуждением их  на конференции, заседании научного общества и т.п.
В течение всего периода

6. Анализ, классификация и систематизация данных, полученных в ходе работы с фактическим материалом

7. Обобщение, выводы
Март-апрель

8. Предъявление и/или защита продукта исследовательской деятельности
Статья, доклад, реферат и т.п.
апрель

5. Расписание на месяц (заполняется учеником)

Пн – сб.
Обязательное посещение уроков.

Пн-птн
Элективы 14.10- 15.05.

Ср, сб
Самообразование (работа с учебной и дополнительной литературой)

В течение месяца
Подготовка к районной олимпиаде по химии

6. Портфолио (заполняется учеником)

Схема самоанализа воспитанника, обучающегося по индивидуальному

Инструкция по работе с Индивидуальным образовательным маршрутом развития учащегося (МР)

2. Рекомендации по заполнению МР

1.Индивидуальный образовательный маршрут оформляется в соответствии с возрастом и способностями ребенка по желанию родителей или самого ребенка.

2. Маршрутный лист заполняется родителями (1-8 кл.) и самими учащимися (9-11 кл.)

3. Окончательный вариант индивидуального образовательного маршрута оформляется не позднее 15 мая текущего учебного года.

4. Учителя-предметники и классные руководители оказывают следующую помощь родителям и учащимся в заполнении маршрутного листа:

5. Представленный образец маршрутного листа предусматривает возможность его частичного заполнения в соответствии со способностями и интересами учащегося, а именно:

поле маршрутного листа разбито на области знаний, учащиеся имеют возможность заполнять только те области, в которых они достигли определенных успехов  (при заполнении маршрута в компьютерном варианте неиспользованные блоки можно удалить).

6. Маршрутное поле представляет собой информационную базу реализации способностей учащихся (предметные олимпиады, научно-практические конференции, фестивали и т.д).

7. Маршрутное поле имеет различную цветовую гамму, которую необходимо учитывать при заполнении:

8. По итогам участия в соответствующее поле маршрутного листа вносится

9. Заполнение МР осуществляется ежегодно и служит для планирования путей развития и реализации способностей учащихся, а также для фиксирования индивидуальных достижений ребенка. Напечатанный на цветном принтере МР вкладывается в портфолио учащегося с приложением оригиналов полученных наград.

10. 2 экземпляр МР  хранится в Личном деле учащегося в течение всех лет обучения ребенка в ОУ.

Опубликовано

Итак, работа с ИОМ состоит из 5 этапов:

Мы уже разобрались, кому из детей может понадобиться ИОМ. Теперь перейдём к тому, как нужно наблюдать за такими детьми. Итак, наблюдение делится на 4 составляющих:

Следующий этап – диагностика – заключается в том, что педагог записывает всю необходимую информацию о ребёнке в ИОМ, где среди прочего стоит упомянуть:

Кто должен заполнять ИОМ? В большинстве случаев этим занимается основной педагог, но некоторые разделы лучше заполнять узким специалистам (логопеду, психологу и т. д.).

Дальше идёт сама работа по ИОМ и контроль, то есть итоговая диагностика и анализ продуктов детского творчества. По итогам контроля педагог корректирует ИОМ и ставит новые цели.

Кто автор идеи построения индивидуального образовательного маршрута в логопедии ответ на тестовый

Некоторые частные случаи ИОМ

Наконец, рассмотрим четыре популярные особенности детского развития и составление ИОМ для таких детей.

Дети с задержкой психического развития (ЗПР)

При составлении ИОМ для детей с ЗПР нужно учитывать следующие моменты:

Дети с расстройством аутистического спектра (РАС)

Дети с РАС – самая неоднородная группа. Вариаций и уровней тяжести расстройства много, и каждый ребёнок с РАС уникален. Поэтому даже если в группе есть несколько детей с РАС, то ИОМ у каждого из них будет свой. Особенности детей с РАС:

Дети с нарушением речи

Как и в предыдущем случае, дети с нарушением речи – крайне неоднородная группа. Проблемы с речью могут быть вызваны особенностями развития мозга, нервной или психологической патологией, проблемой с артикуляционным аппаратом, проблемой со слухом или зрением или даже плохим воспитанием детей в неблагополучных семьях. Таких детей можно разделить на две группы:

ИОМ для детей с нарушением речи чаще всего пишет не педагог, а логопед. В основном таким детям назначают дополнительные физические занятия, а также занятия на развитие сенсорных способностей.

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Данная группа детей нуждается в особом режиме. У ребят с СДВГ слабо развита воля, они часто отвлекаются во время занятий и плохо контролируют свои эмоции. Поэтому таким детям нужен будет дополнительный отдых, а также тихое и спокойное помещение для занятий. Особенное место в образовательном процессе должно занимать обучение навыкам саморегуляции, отдыха и контроля чувств.

Оцените статью
Мой маршрут