Ориентирование на местности

Ориентирование на местности Маршрут
Содержание
  1. Ориентирование на местности по карте командиров подчиненных подразделений и других лиц
  2. Предварительный просмотр
  3. В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
  4. Получите невероятные возможности
  5. Конспект урока «График движения»
  6. Определение сторон горизонта по небесным светилам и признакам местных предметов
  7. Слайд 2 Для определения по карте своего местонахождения прежде всего необходимо сориентировать
  8. Справочный Коммерческий Словарь (1926)
  9. 1 Определение направлений на стороны горизонта по компасу
  10. Слайд 5Для ориентирования карты по направлениям на местные предметы используются два предмета,
  11. Методические разработки, презентации и конспекты
  12. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
  13. Значение слова маршрут
  14. Словарь Военных Терминов
  15. Слайд 4Для ориентирования карты на местности необходимо использовать какой-нибудь характерный линейный ориентир
  16. 1 Определение направлений на стороны горизонта по небесным светилам
  17. Словарь Ожегова
  18. Большая Советская Энциклопедия
  19. Цитаты со словом
  20. 2 Определение направлений на стороны горизонта по признакам местных предметов
  21. Способы ориентирования карты (схемы), порядок опознавания ориентиров, определение своего местоположения, сличение карты (схемы) с местностью

Ориентирование на местности по карте командиров подчиненных подразделений и других лиц

Организация и ведение боевых действий неразрывно связаны с ориентированием на местности. Оно необходимо при постановке боевых задач подразделениям и огневым средствам, выдерживании направления действий, целеуказании, нанесении на рабочую карту результатов разведки, управлении подразделениями в ходе боя.

Потеря ориентировки в бою может привести к невыполнению боевой задачи и неоправданным потерям личного состава и техники. Поэтому умение быстро и точно ориентироваться на местности в любых условиях является одним из важнейших элементов полевой выучки военнослужащих.

Ориентирование на местности по карте с использованием компаса является основным и наиболее широко распространенным способом ориентирования. По карте готовятся исходные данные и осуществляется контроль за продвижением по маршруту.

Ориентирование на местности заключается в определении направлений на стороны горизонта и своего местоположения относительно окружающих местных предметов и форм рельефа и в выдерживании заданного или выбранного маршрута движения, а также в определении расположения на местности ориентиров, рубежей своих войск и войск противника, инженерных сооружений и других объектов.

Местные предметы и формы рельефа, относительно которых определяют свое местоположение, положение целей (объектов) и указывают направление движения, называются ориентирами. Они выделяются обычно своей формой, окраской и легко опознаются при обзоре окружающей местности.

Ориентиры подразделяются на площадные, линейные и точечные.

Площадные ориентиры занимают большую площадь. К ним относят населенные пункты, озера, болота, крупные массивы леса и др. Они легко опознаются и запоминаются при изучении местности.

Линейные ориентиры – это местные предметы и формы рельефа, имеющие большую протяженность при сравнительно небольшой их ширине, например: дороги, реки, каналы, линии электропередачи, узкие лощины и т. п. Они используются чаще всего для выдерживания направления движения.

Точечные ориентиры – постройки башенного типа, перекрестки дорог, мосты, путепроводы, трубы заводов и фабрик, пики горных вершин, ямы и другие местные предметы, занимающие небольшую площадь. Они используются обычно для точного определения своего местоположения, положения целей, указания секторов (полос) огня, наблюдения.

При выборе ориентиров необходимо учитывать условия, в которых подразделения будут действовать на местности.

Ориентирование на местности может быть общее и детальное (точное).

Общее ориентирование заключается в приближенном определении своего местоположения, направления движения и времени, необходимого для достижения конечного пункта маршрута. Такое ориентирование чаще всего осуществляют командиры мелких подразделений по заранее составленным схемам или спискам населенных пунктов и других ориентиров по маршруту.

Детальное ориентирование заключается в точном определении на карте своего местоположения и направления движения. Командиры, имеющие карты, в боевой обстановке всегда осуществляют детальное ориентирование, позволяющее выполнять точное целеуказание и управлять подразделениями и огнем.

При ориентировании на местности важное значение имеет умение быстро и достаточно точно определять стороны горизонта, измерять на местности и по карте расстояния до ориентиров и углы направлений на них, готовить по карте данные для движения по азимутам.

Предварительный просмотр

Методическая разработка занятия

«Правила движения в походе. Техника безопасности при проведении туристических походов, занятий.

Преподаватель-организатор ОБЖ: В.А. Трунов

— познакомить учащихся с видами активного отдыха на природе;

— определить общие правила безопасности во время активного отдыха на природе;

— выявить последовательность действий в экстремальной ситуации в природе.

— развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой.

— воспитывать чувство самосохранения и ответственности за личную безопасность, ценностное отношение к своему здоровью и жизни.

Тип урока: комбинированный (проверка знаний учащихся и объяснение нового материала) с использованием ИКТ

  • Организационный момент.
  • Проверка домашнего задания.

— Что такое ориентирование? Какие способы ориентирования вы знаете?

— Что такое трут и что может служить в качестве него?

— Что такое НАЗ? Как его сделать и что в него войдёт?

— Какие предметы входят в личное снаряжение, а какие в групповое?

— Что такое бивак?

— Как развести костёр на биваке?

— Как правильно работать с топором?

Рассказ учителя с элементами беседы.

— Ребята, как вы думаете, что такое активный отдых на природе?

— Как можно путешествовать в природе?

Активный отдых на природе – это пешеходные, лыжные, водные, велосипедные путешествия, туристические походы и походы выходного дня (семейные путешествия). Все эти виды отдыха бывают многодневные и однодневные.

(Запись учащихся в тетрадь)

— Но, к любому походу необходимо тщательно подготовиться, даже к самому простому!

— Как вы думаете, что нужно сделать перед выходом в поход?

— Прежде всего, надо изучить район похода по топографической карте —

уменьшенное изображение земной поверхности, выполненное условными знаками определённом масштабе (показывает, во сколько раз уменьшено на карте изображение земной поверхности). Желательно даже проконсультироваться с людьми, которые там уже были.

— После этого необходимо подготовить и проверить личное снаряжение .

(Запись в тетрадь)

— Но, в походе нужно соблюдать определённые правила безопасности. Как вы думаете какие? (ответы учащихся)

— Одно из основных мер безопасности является соблюдение правил дисциплины (нельзя самовольно отходить от группы или менять утверждённый маршрут движения, это может привести к опасной ситуации)

— А что мы называем опасностью?

— В походе необходимо соблюдать режим и график движения , т.е. двигаться колонной, в определённом темпе, чередуя движение и отдых. Этот режим будет зависеть от района путешествия, его вида и сезона путешествия.

— Также в походе соблюдаем правила личной гигиены . Что нужно делать, чтобы их соблюдать? (мыть руки, чистить зубы, купаться, обтирать тело)

Всё это обеспечивает нам бодрость и хорошее настроение.

Особое внимание уделяем состоянию обуви (сушим, переобуваемся). Нельзя ходить босиком, даже на биваке.

В жаркую погоду нужно защищать голову головным убором, во избежание перегрева и солнечного удара.

При купании в открытом водоёме нужно соблюдать меру.

— И ещё в походе необходимо соблюдать установленный режим питания и питьевой режим (принимать пищу в определённое время, рационально потреблять питьевую воду, не пить не очищенную)

Самостоятельная работа учащихся.

— Ребята, но в любом походе и путешествии могут возникнуть экстремальные ситуации . Вспомним, что это за ситуации?

(В результате, которых существует непосредственная угроза здоровью и жизни людей)

— И не все люди могут сами себе помочь, т.к. первая реакция на такую ситуацию – паника, состояние ошеломления.

Поэтому, нам важно знать действовать в экстремальной ситуации в природе.

Выполняется вместе с детьми.

— считая в уме до 4-х – глубокий вдох

— задержать дыхание и сосчитать до 4-х

— считая до 4-х сделать выдох.

2. При необходимости оказываем 1МП себе или нуждающимся в ней.

3. Устраняем угрожающий фактор или покидаем опасное место.

4. Спасаем своё снаряжение, запасы еды и воды.

5. Оцениваем ситуацию, и принимаем решение: ждать помощи или самостоятельно выходить к людям.

6. Разрабатываем план действий.

— Самое главное, ребята в такой ситуации – это действовать! Тогда страх и паника покинут тебя. В любой ситуации победит тот, кто уверен в себе и борется за свою жизнь до конца.

IV. Закрепление полученных знаний. Подведение итогов урока.

— Итак, ребята, что же мы узнали сегодня на уроке?

(виды активного отдыха на природе, узнали, как к ним подготовиться, определили общие правила безопасности во время них, научились, как действовать при экстремальной ситуации, продолжили воспитывать в себе чувство самосохранения и ответственности)

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности

Ориентирование на местности

Ориентирование на местности

Ориентирование на местности

Конспект урока «График движения»

Туристский маршрут — это заранее спланированный путь следования туристов в течение определённого времени, определяющий последовательное посещение исторических и природных памятников, а также мест остановок на привал.

Туристские маршруты делят на плановые (по путёвкам туристских организаций) и самодеятельные. Как плановые, так и самодеятельные туристские маршруты классифицируются по различным признакам: типу, сезонности действия, направлению движения, продолжительности, способам передвижения, содержанию и так далее.

По типам маршруты делятся на:

тематические — с преобладанием экскурсионной и познавательной направленности;

походные — с активными способами передвижения;

и физкультурно-оздоровительные — с преобладанием в программе спортивных и оздоровительных мероприятий.

По направлению движения туристские маршруты можно разделить на: линейные, кольцевые, радиальные и комбинированные.

Линейные маршруты — это маршруты с посещением одного или нескольких пунктов (кроме начального), находящихся на трассе.

Ориентирование на местности

Но если турист, добравшись до Богатыря на лодке, возвращается в исходную точку на машине (или другим транспортом), то этот вариант (второй) не укладывается в определение линейного маршрута, так как его путь организован по кольцевому маршруту.

Кольцевые маршруты — это маршруты с совпадением точек начала и конца маршрута и посещением нескольких пунктов на маршруте.

Радиальные маршруты — это маршруты, начало и окончание которых происходят в одном географическом пункте пребывания. Располагаясь в нём, турист совершает путешествия в другие пункты пребывания, возвращаясь при этом в пункт начала путешествия.

Возможно сочетание радиальных маршрутов с линейным или кольцевым, то есть комбинированные маршруты. В этом случае основными маршрутами на пути следования будут последние, а в отдельных пунктах туристы совершают радиальные выходы (выезды), например, с целью осуществления познавательной экскурсии на объект, не находящийся на основной линии маршрута.

Ориентирование на местности

Исходя из расположения в выбранном районе целевых объектов и удобных пунктов старта и финиша похода, туристы определяют оптимальную тактическую схему построения маршрута: линейную, кольцевую или комбинированную. Здесь трудно дать какие-либо особенные рекомендации. Это сугубо ваше творчество. Главное, чтобы выбранная тактическая схема наиболее удовлетворяла решению поставленных задач на маршруте. Понятно, что линейный маршрут (линейная тактическая схема) не предполагает прямой линии движения на карте, а кольцевой —линии движения по окружности в их геометрическом смысле.

И начинать следует, разумеется, с выбора района проведения путешествия. Он проводится на основе анализа топографических карт, схем и иных информационных документов, содержащих сведения об экскурсионных объектах в районе похода, природных памятниках, туристских объектах и так далее. С этой точки зрения наиболее оптимальными районами для проведения похода являются территории, имеющие наибольший туристский потенциал. Под туристским потенциалом понимается вся совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации туристской деятельности на определенной территории.

При выборе района проведения любого похода следует, прежде всего, учитывать поставленные перед ним цели и задачи. Например, для рекреационно-оздоровительных походов выбирается район, который позволит наилучшим образом выполнить задачи оздоровления и полноценного отдыха участников в природной среде. Это не загрязнённые хозяйственной деятельностью территории, содержащие значительные по площади лесные массивы (светлые сосновые боры, широколиственные леса); живописные ландшафты, с хорошо выраженным рельефом и обзорными точками; гидрографические объекты (реки и озера, пригодные для купания и отдыха).

Таким образом, мы можем сформулировать первый и наиболее существенный критерий для выбора района проведения похода: наличие в районе похода необходимых рекреационных ресурсов и интересных для туристов целевых рекреационно-познавательных объектов посещения.

Кроме этого, в районе похода должны иметься удобные пункты начала и окончания путешествия.

А также наличие в районе специально оборудованных или пригодных для оборудования силами группы мест для ночлега и отдыха туристов и достаточного числа источников чистой воды для организации питания.

Ориентирование на местности

Однако отметим, что критерии выбора района похода диктуются, в том числе, мотивами, пожеланиями, устремлениями туристов (субъективным фактором). То есть их может быть гораздо больше, чем выше упомянутых.

После выбора района похода, по имеющемуся картографическому материалу и иной информации, туристы разрабатывают конкретный маршрут похода (нитку маршрута).

Нитка маршрута, разработанная по топографической карте района похода, представляет собою следующую последовательность ориентиров: пункт старта, опорные ориентиры дневных переходов, места туристских биваков и пункт финиша.

Общее расстояние нитки маршрута определяется с учётом поправок на рельеф, извилистость рек, масштаба карты и других факторов.

При разработке маршрута вновь главными факторами, которые принимаются во внимание, являются цели похода. Готовый маршрут должен способствовать наиболее эффективному их достижению, без лишних физических, организационных и финансовых затрат.

При разбивке маршрута на участки по дням пути учитывается:

— время на подъезд к маршруту и выезд с него по окончании похода;

— время на посещение намеченных экскурсионных объектов;

— время на собственно движение по маршруту;

— время на акклиматизацию (если группа будет пребывать в непривычной для организма климатической зоне).

Ориентирование на местности

Помните! В первые дни (особенно сложного путешествия) даётся малый километраж, так как вес рюкзака ещё велик, а организм ещё не втянулся в работу.

В конце маршрута километраж, согласно графику, снова снижается, так как идёт постепенное расслабление организма после больших нагрузок.

На маршруте похода намечаются наиболее удобные и подходящие пункты для обеденных привалов и организации полевых лагерей для ночлегов (бива́ков). Определив в районе похода пункты биваков, вы автоматически разобьёте нитку маршрута на ряд дневных переходов. Но не следует забывать, что протяжённость и продолжительность таких переходов должна диктоваться конкретным составом участников похода (их возрастом, состоянием здоровья).

Ещё раз отметим, что бива́ки и пункты больших обеденных привалов необходимо намечать в безопасных местах с наличием чистой и пригодной для приготовления горячего питания воды. При этом надо постараться выбрать места биваков не просто пригодные, но и потенциально наиболее подходящие для полноценного отдыха. Это может быть озеро с возможностью рыбалки и купания летом; живописный высокий брег реки, место, пригодное для проведения развлекательных соревнований и прочее.

Самое сложное для составления графика движения — это просчитать время на собственно движение группы по маршруту. Сложность заключается в том, что необходимо знать:

возможный для данной группы темп передвижения;

наличие на маршруте естественных препятствий и их состояние;

степень физической подготовленности участников и вес их рюкзаков.

Следует также помнить, что дневной переход и его трудность зависят не только от километража, но и от рельефа, состояния снега, направления и силы ветра и других обстоятельств.

Помните! Чтобы нормы дневных переходов были одинаково доступны для мужчин и женщин, груз, переносимый женщинами, должен быть на 30—40 % легче груза мужчин.

В пределах каждого дневного перехода следует наметить ряд опорных ориентиров для движения. Данные ориентиры понадобятся в целях уверенного ориентирования и соблюдения намеченной нитки маршрута. Если на маршруте вы встречаете ряд известных, ожидаемых вами опорных ориентиров, то, соответственно, вы уверены в том, что не сбились с намеченной линии движения. В качестве опорных ориентиров маршрута служат различные ориентиры местности: точечные (перекрёстки дорог, отдельные здания, мосты и прочее); линейные (дороги и просеки, используемые для движения или пересекаемые во время движения, берега рек, границы между лесными массивами и полями и так далее); площа́дные (населённые пункты, озера, небольшие лесные массивы).

Ориентирование на местности

Чтобы точно рассчитать время на подъезды к маршруту, нужно иметь сведения о расписании движения транспорта. Остальное время распределяется примерно так:

время непосредственно на движение;

время на днёвки (дни отдыха на месте. После каждых трёх — четырёх дней пути даётся день отдыха — днёвка). Есть у туристов такое правило: количество днёвок должно составлять примерно 1/5 от общего количества дней;

для более сложных путешествий всегда планируется два-три резервных дня, рассчитанные на неожиданные метеоусловия, препятствия, которые могут задержать группу.

Планируемая продолжительность перекуса — пол часа. Горячего обеда — полтора часа. Утренних сборов — от часа до полутора часов. Вечерних бивачных работ — до двух часов, но не менее одного часа.

Но не стоит забывать, что в зимний и осенний период количество переходов в день в целом сокращается и может сокращаться время, отведённое на обеденный привал.

Таким образом, определив число ходовых дней, число днёвок и количество запасных дней, группа тем самым определяет и срок окончания маршрута. Остаётся наметить контрольные сроки: выхода на маршрут, прохождения промежуточных пунктов (если таковые имеются) и завершения похода.

Отметим также, что разрабатываемый маршрут является основой и для регулирования нагрузочного режима в конкретные походные дни.

План-график составляется для всех туристских походов, начиная от двухдневных походов выходного дня. Выполнение плана-графика в условиях похода определяет его успех и безопасность.

Целесообразно бывает планировать и динамику весовых нагрузок, приходящихся на участников походов. Естественно, что масса рюкзака на маршруте изменяется с течением времени. Расходным содержимым рюкзака туриста являются продукты питания, и, если поход проходит по безлесному району, то и топливо для туристских нагревательных и осветительных приборов.

Ориентирование на местности

При необходимости в намеченный маршрут вносятся необходимые коррективы, и окончательная линия маршрута наносится на карту с указанием условным знаком (Δ) пунктов старта, финиша и мест всех ночлегов (биваков).

Ориентирование на местности

Цель урока: сформировать осознанное отношение учащихся к необходимости обеспечения безопасности в туристских походах.

– расширить представления о значении активных видов и форм туризма для здорового образа жизни;

– расширить и углубить представления учащихся о естественных препятствиях, встречающихся в туристских походах;

– развить способности правильно оценивать (характеризовать) естественные препятствия, и выбирать безопасный способ их преодоления.

Методы обучения: рассказ, бесед, объяснительно-иллюстративный.

Формируемые УУД: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные.

Планируемые результаты обучения.

Сотрудничать с учителем и сверстниками через решение проблемных вопросов, творчески подходить к заданиям урока, соблюдение правил поведения на уроке.

Базовый: получить понятие о безопасном туризме.

Повышенный: понимание источников опасности в разных видах туризма, осознание важности этапа подготовки к туристическому походу, умение справляться с нестандартными ситуациями в походе.

Развитие умения предвидеть опасные ситуации и умения их предотвращать или преодолевать.

Приветствие учащихся, отметить отсутствующих, проверить готовность к уроку, настраивает детей на восприятие учебного материала.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, включаются в учебную деятельность.

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

На доске вывешены картинки с изображением разных видов туризма

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами переходим к изучению новой темы. Чтобы понять, о чем сегодня мы с вами будем говорить, предлагаю обратиться к иллюстрационному материалу на доске. Что объединяет все эти картинки?

Учитель: Но если вспомнить, как называется наш предмет, то, как Вы думаете, о какой стороне туризма мы с вами будем говорить?

Ученики: Безопасность туризма

Учитель: Совершенно верно.

Записывают тему урока в тетрадь.

Регулятивные: целеполагание, планирование Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

Организовать осмысленное восприятие новой информации

Учитель: А как вы думаете, какие задачи будут поставлены перед нами на этом уроке? (Ответы учащихся)

Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания. Коммуникативные: вступать в диалог с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: давать определения новым понятиям темы, называть этапы последовательности выполнения работы

Формирование новых понятий и способов действий.

Вызвать эмоциональный и познавательный интерес к теме.

Учитель: Прежде чем мы приступим к изучению возможных опасностей на пути туристов, мы с вами посмотрим, какие же виды активного туризма вообще существуют.

Ориентирование на местности

Учитель: Дадим характеристику каждому виду активного туризма.

Учащиеся кратко по очереди характеризую разные виды туризма, опираясь на жизненный опыт и знания, полученные на занятиях кружка по туризму.

Учитель: Почему эти причины называются объективными?

Учитель: Какие могут быть субъективные причины?

Учитель: Скажите, а как же нам справится с такими трудностями в походе? Можем ли мы их предотвратить, преодолеть или может предупредить?

Предполагаемый ответ учащихся: Можно, если заранее правильно подготовиться к походу.

Учитель: А с чего начинается подготовка? (Подбор группы с соответствующими физическими способностями, распределение обязанностей, подбор снаряжения, составление маршрута, изучение местности по картам, эмоциональная готовность)

Учитель: Итак, группу собрали. Распределяем обязанности.

Учитель: Распределили обязанности. Теперь давайте собираться. Вспомним, какие вещи нам нужны будут в походе. (Групповое и личное снаряжение).

Учитель: Молодцы. Рюкзак упакован. К походу готовы. Трудности нам не страшны.

Участвуют в диалоге; формулируют выводы, делают записи в тетради, отвечают на вопросы.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного.

Закрепление изученного материала на уроке

Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях путем их устранения .

Учитель: Я буду называть трудности, с которыми могут столкнуться туристы в походе. А вы должны отгадать, к какой категории относится эта трудность. Если она объективная, то поднимаем желтый кружок, если субъективная, то красный. А также попробуйте предложить свой вариант преодоления данного препятствия.

— заросли труднопроходимого кустарника;

— недостаточный опыт руководителя;

— конфликт среди участников тургруппы;

— сильный боковой ветер;

— отсутствие навыков оказания первой доврачебной помощи при заболевании или травме;

— отсутствие в группе дисциплины;

— невыполнение команд руководителя;

— переправа через водоток вброд;

— недостаточная физическая и техническая подготовленность туристов.

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке. Что нового вы узнали на уроке? Какие новые понятия вы изучили сегодня? Где можно применить полученные знания на практике? Какие затруднения у Вас возникли? Учитель консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности. Выставляет оценки за урок.

Инициировать рефлексию учащихся

Все ли успели сделать? С чем возникли затруднения? Понравился ли урок? Поблагодарить учеников за работу на уроке.

Определение сторон горизонта по небесным светилам и признакам местных предметов

Для отыскания направления по сторонам света вначале определяют направление север-юг; после чего, став лицом к северу, определяющий будет иметь направо — восток, налево — запад. Стороны света обыкновенно находят по компасу, а при отсутствии его — по Солнцу, Луне, звездам и по некоторым признакам местных предметов.

Слайд 2 Для определения по карте своего местонахождения прежде всего необходимо сориентировать

ее относительно сторон горизонта,
т. е. держать так, чтобы верхняя сторона карты была обращена на север. (Все карты вычерчены таким образом, что их верх направлен на север.) При таком положении карты все направления на окружающие местные предметы совпадут с этими же направлениями на карте, а взаимное расположение местных предметов будет соответствовать их обозначениям на карте.

Ориентирование на местности предполагает, кроме определения сторон горизонта, определение своего местонахождения относительно окружающих предметов и рельефа, а также выбор нужного направления движения.

Ориентирование на местности

Справочный Коммерческий Словарь (1926)

определение пути или порядка следования.

1 Определение направлений на стороны горизонта по компасу

При помощи компаса наиболее удобно и быстро можно определить север, юг, запад и восток (рис. 5). Для этого нужно компасу придать горизонтальное положение, освободить от зажима стрелку, дать ей успокоиться. Тогда стреловидный конец стрелки будет направлен на север.

Ориентирование на местности

Рис. 5 Определение сторон горизонта по компасу.

Для определения точности отклонения направления движения от направления на север или для определения положений точек местности по отношению к направлению на север и отсчета их, на компасе нанесены деления, из которых нижние обозначены в градусных мерах (цена деление равно 3°), а верхние деления угломера в десятках «тысячных». Градусы отсчитываются по ходу часовой стрелки от 0 до 360°, а деления угломера — против хода часовой стрелки от 0 до 600°. Нулевое деление находится у буквы «С» (север), там же нанесен светящийся в темноте треугольник, заменяющий в некоторых компасах букву «С».

Под буквами «В» (восток), «Ю» (юг), «3» (запад) нанесены светящиеся точки. На подвижной крышке компаса имеется визирное приспособление (прицел и мушка), против которых укреплены светящиеся указатели, служащие для обозначения направления движения ночью. В армии наиболее распространены компас системы Андрианова и артиллерийский компас.

При работе с компасом следует всегда помнить, что сильные электромагнитные поля или близко расположенные металлические предметы отклоняют стрелку от правильного ее положения. Поэтому при определении направлений по компасу необходимо отходить на 40- 50 м от линий электропередач, железнодорожного полотна, боевых машин и других крупных металлических предметов.

Определение направлений на стороны горизонта по компасу выполняется следующим образом. Мушку визирного устройства ставят на нулевое деление шкалы, а компас — в горизонтальное положение. Затем отпускают тормоз магнитной стрелки и поворачивают компас так, чтобы северный ее конец совпал с нулевым отсчетом. После этого, не меняя положения компаса, визированием через целик и мушку замечают удаленный ориентир, который и используется для указания направления на север.

Ориентирование на местности

В противоположном направлении по отношению к северу будет юг, справа-восток, а слева — запад.

Слайд 5Для ориентирования карты по направлениям на местные предметы используются два предмета,

выбранные вами на местности (дерево, мост и т. п.) И изображенные на карте. Встав у одного из этих местных предметов, необходимо на карту положить карандаш так, чтобы соединить эти оба предмета; теперь поворачивайте карту до тех пор, пока карандаш не укажет на второй предмет на местности. Карта сориентирована.

Ориентирование по направлению

Ориентирование на местности

Методические разработки, презентации и конспекты

участник областного конкурса методических разработак «Современный урок».

Методические и практические рекомендации по обеспечению мер безопасности при подготовке и проведении туристических походов и экскурсий со школьниками в оздоровительных лагерях.

Профилактические требования к организации и проведению туристских походов, экскурсий и путешествий с учащимися. При проведении туристских походов, особенно много­дневных, возникает много об.

Организация и проведение туристических походов со школьниками

Организация и проведение туристических походов со школьниками.

Техника безопасности при проведении уроков и занятий по биологии.

Техника безопасности на уроке биологии:1. При проведении лабораторных работ2. При работе на школьном учебно-опытном участке.3. При проведении экскурсии.

Методическая разработка на тему «Правила поведения и техника безопасности на уроках по физической культуре».

Данные материалы регулируют поведение учеников на уроке физической культуры.

Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий, соревнований

Какие существуют требования безопасности к проводимым мероприятиям. .

Журнал инструктажа обучающихся по технике безопасности при организации и проведении туристических походов, экспедиций и экскурсий, поездок

Журнал инструктажа обучающихся по технике безопасности при организации и проведении туристических походов, экспедиций и экскурсий, поездок.

Ориентирование на местности

Посмотрев этот видеоурок, ребята узнают, что такое туристский маршрут. Познакомятся с классификацией туристских маршрутов. А также узнают, как составляется график движения по выбранному маршруту.

Ориентирование на местности

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

(воен.) — расписание, по которому производится передвижение войск. В М. обозначается: время выступления, число верст каждого перехода, места дневок, пункты хлебопечения и день прибытия по назначению; при движении по железным дорогам — время и место посадки, пересадок и перегрузок. М. составляются в главном окружном или дивизионном штабе и высылаются заблаговременно, а копии с них препровождаются губернаторам и земским управам — для распоряжений о заготовлении квартир и подвод, окружным интендантствам — для заготовления провианта в пунктах хлебопечения. Отступление от М. дозволяется лишь в случаях чрезвычайных.

Значение слова маршрут

чего понадобится крупномасштабная карта избранного района. Устанавливаются начальная и конечная точки маршрута и основные ориентиры, через которые будет проходить маршрут. Повороты на маршруте лучше выбирать у характерных, легко распознаваемых ориентиров. (Расстояние между ориентирами не должно превышать 2 км.) После этого необходимо произвести расчет движения по маршруту. Расчеты оформляют на карте или в специальной таблице.

Ориентирование на местности

Словарь Военных Терминов

установленный путь следования войск, транспортных средств. Намечается по карте с указанием основных пунктов, через которые он проходит, или азимутов (см. также Курс корабля).

Слайд 4Для ориентирования карты на местности необходимо использовать какой-нибудь характерный линейный ориентир

(прямолинейный участок дороги, просеку в лесу, характерный участок берега реки), который обозначен на карте. Карту необходимо повернуть так, чтобы направление этого линейного ориентира на карте совпало с его направлением на местности. Затем следует проверить, все ли местные предметы, расположенные на местности справа и слева от выбранного ориентира, имеют такое же расположение на карте, что будет свидетельствовать о том, что карта сориентирована правильно.

Ориентирование на местности

1 Определение направлений на стороны горизонта по небесным светилам

При отсутствии компаса или в районах магнитных аномалий, где компас может дать ошибочные показания (отсчеты), стороны горизонта можно определить по небесным светилам: днем — по Солнцу, а ночью — по Полярной звезде или Луне.

В северном полушарии места восхода и захода Солнца по временам года следующее:

  • зимой Солнце восходит на юго-востоке, а заходит на юго-западе;
  • летом Солнце восходит на северо-востоке, а заходит на северо-западе;
  • весной и осенью Солнце восходит на востоке, а заходит на западе.

Солнце примерно находится в 7.00 на востоке, в 13.00 — на юге, в 19.00 — на западе. Положение Солнца в эти часы и укажет соответственно направления на восток, юг и запад.

Самая короткая тень от местных предметов бывает в 13 часов, и направление тени от вертикально расположенных местных предметов в это время будет указывать на север.

Для более точного определения сторон горизонта по Солнцу используются наручные часы.

Ориентирование на местности

Рис. 1. Определение сторон горизонта по Солнцу и часам. а – до 13 часов; б – после 13 часов.

Рис. 2. Определение сторон горизонта по Полярной звезде

Для приблизительного ориентирования (см. таблица 1) нужно знать, что летом в первую четверть Луна в 19 асов находится на юге, в 1час ночи — на западе, в последнюю четверть в 1час ночи — на востоке, в 7часов утра — на юге.

При полнолунии ночью стороны горизонта определяются так же, как по Солнцу и часам, причем Луна принимается за Солнце (рис. 3).

В горизонтальном положении часы устанавливаются так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Угол между часовой стрелкой и направлением на цифру 1 на циферблате часов делится пополам прямой линией, которая указывает направление на юг. До полудня надо делить пополам ту дугу (угол), которую стрелка должна пройти до 13.00 (рис. 1, а), а после полудня — ту дугу, которую она прошла после 13.00 (рис. 1, б).

Полярная звезда всегда находится на севере. Чтобы найти Полярную звезду, надо сначала найти созвездие Большой Медведицы, напоминающее ковш, составленный из семи довольно ярких звезд. Затем через две крайние правые звезды Большой Медведицы мысленно провести линию, на которой отложить пять раз расстояние между этими крайними звездами, и тогда в конце этой линии найдем Полярную звезду, которая, в свою очередь, находится в хвосте другого созвездия, называемого Малой Медведицей. Став лицом к Полярной звезде, мы получим направление на север (рис. 2).

Рис. 3. Определение сторон горизонта по луне и часам.

Словарь Ожегова

1. Путь следования. М. перелёта. М. для путешествия. Туристские маршруты.

2. Товарный поезд, идущий без изменения состава и груза до места назначения (спец.).

Большая Советская Энциклопедия

(нем. Marschrute, от франц. marche ≈ ход, движение вперёд и route ≈ дорога, путь), заранее намеченный или установленный путь следования, направление, порядок пути.

Предложите свой вариант значения к слову маршрут

Цитаты со словом

Целеуказание – это умение быстро и правильно указывать цели, ориентиры и другие объекты на местности. Целеуказание имеет важное практическое значение для управления подразделением и огнем в бою. Целеуказание может производиться как непосредственно на местности, так и по карте или аэроснимку.

При целеуказании соблюдаются следующие основные требования: местоположение целей указывать быстро, кратко, ясно и точно; цели указывать в строго установленном порядке, пользуясь принятыми единицами измерения; передающий и принимающий должны иметь общие ориентиры и твердо знать их расположение, иметь единое кодирование местности.

Целеуказание на местности осуществляется от ориентира или по азимуту и дальности до цели, а также наведением оружия в цель.

Целеуказание от ориентира — наиболее распространенный способ. Вначале называют ближайший к цели ориентир, затем угол между направлением на ориентир и направлением на цель в тысячных и удаление цели от ориентира в метрах. Например: «Ориентир два, вправо сорок пять, дальше сто, у отдельного дерева — наблюдатель».

Если передающий и принимающий цель имеют приборы наблюдения, то вместо удаления цели от ориентира может указываться вертикальный угол между ориентиром и целью в тысячных. Например: «Ориентир четыре, влево тридцать, ниже десять — боевая машина в окопе».

В некоторых случаях, особенно при выдаче целеуказания по малозаметным целям, используются местные предметы, находящиеся вблизи цели. Например: «Ориентир два, вправо тридцать — отдельное дерево, дальше двести — развалины, влево двадцать, под кустом — пулемет».

Целеуказание по азимуту и дальности до цели.

Азимут направления на появившуюся цель определяют с помощью компаса в градусах, а дальность до нее в метрах с помощью бинокля (прибора наблюдения) или глазомерно. Получив эти данные, передают их, например: «Тридцать два, семьсот — боевая машина».

Целеуказание наведением оружия в цель

О замеченных на поле боя целях необходимо немедленно доложить командиру и правильно указать их расположение. Цель указывается устным докладом или трассирующими пулями.

Доклад должен быть кратким, ясным и точным, например: «Прямо — широкий куст, слева — пулемет». «Ориентир второй, вправо два пальца, под кустом — наблюдатель». При целеуказании трассирующими пулями произвести в направлении цели одну-две короткие очереди.

2 Определение направлений на стороны горизонта по признакам местных предметов

Если нет компаса и не видно небесных светил, то стороны горизонта могут быть определены по некоторым признакам местных предметов.

По таянию снега

Известно, что южная сторона предметов нагревается больше чем северная, соответственно и таяние снега с этой стороны происходит быстрее. Это хорошо видно ранней весной и во время оттепелей зимой на склонах оврагов, лунках у деревьев, снегу, прилипшему к камням.

В полдень направление тени (она будет самая короткая) указывает на север. Не дожидаясь самой короткой тени можно ориентироваться следующим способом. Воткните в землю палку около 1 метра длиной. Отметьте конец тени. Подождите 10-15 минут и повторите процедуру. Проведите линию от первой позиции тени до второй и продлите на шаг дальше второй отметки. Станьте носком левой ноги напротив первой отметки, а правой — в конце линии, которую вы начертили. Сейчас вы стоите лицом на север.

По местным предметам

Известно, что смола больше выступает на южной половине ствола хвойного дерева, муравьи устраивают свои жилища с южной стороны дерева или куста и делают южный склон муравейника более пологим, чем северный (рис. 4).

Рис. 4. Определение сторон горизонта

по признакам местных предметов.Кора березы и сосны на северной стороне темнее, чем на южной, а стволы деревьев, камни, выступы скал гуще покрыты мхом и лишайниками.

В больших массивах культурного леса определить стороны горизонта можно по просекам, которые, как правило, прорубаются строго по линиям север-юг и восток-запад, а также по надписям номеров кварталов на столбах, установленных на пересечениях просек.

На каждом таком столбе в верхней его части и на каждой из четырех граней проставляются цифры — нумерация противолежащих кварталов леса; ребро между двумя гранями с наименьшими цифрами показывает направление на север (нумерация кварталов лесных массивов в СНГ идет с запада на восток и далее на юг).
По постройкам

К постройкам, которые довольно строго ориентированы по сторонам горизонта, относятся церкви, мечети, синагоги.

Алтари и часовни христианских и лютеранских церквей обращены на восток, колокольни на запад.

Опущенный край нижней перекладины креста на куполе православной церкви обращен к югу, приподнятый — к северу.

Алтари католических костелов располагаются на западной стороне.

Двери еврейских синагог и мусульманских мечетей обращены примерно на север, их противоположные стороны направлены: мечетей — на Мекку в Аравии, лежащую на меридиане Воронежа, а синагог — на Иерусалим в Палестине, лежащий на меридиане Днепропетровска.

Кумирни, пагоды, буддийские монастыри фасадами обращены на юг.

Выход из юрт обычно делают на юг.

В домах сельской местности больше окон в жилых помещениях прорубается с южной стороны, а краска на стенах строений с южной стороны выцветает больше и имеет жухлый цвет.

Способы ориентирования карты (схемы), порядок опознавания ориентиров, определение своего местоположения, сличение карты (схемы) с местностью

Ориентироваться на местности – это значит найти направление сторон горизонта (сторон света) – север, юг, запад, восток; определить свое местоположение относительно окружающих местных предметов, форм рельефа; найти нужное направление движения и выдержать это направление в пути.

Оцените статью
Мой маршрут