Под индивидуальным образовательным маршрутом ребенка с овз в образовательном учреждении мы понимаем

Татьяна Ситникова
Деловая игра для педагогов ДОО «Инклюзивное образование: проблемы и пути решения»

Мною разработано: применение игровой технологии для повышения эффективности работы педагогического коллектива.

Конспект деловой игры :

Целевая аудитория: педагогический коллектив ДОО.

Цель: стимулирование повышения квалификации в сфере внедрения и

реализации инклюзивного образования в современном образовательном

учреждении, формирования профессионального взгляда на проблему создания

без барьерной образовательной среды.

Предварительная работа: изучение теоретических материалов по проблеме инклюзивного образования.

Время работы: 2-3 часа.

— содержание идей, предложений, инноваций;

— умение вести дискуссию отвечать на вопросы;

— наиболее яркое выступление (практическое задание);

— соблюдение регламента игры на всех этапах.

Методы активного обучения:

— решение ситуативных задач, мозговой штурм;

— игровые методы (игровое проектирование);

— неигровые методы (анализ конкретных ситуаций, действие по инструкции);

— неимитационные (дискуссия).

1. Необходимо принять и строго придерживаться регламента работы.

2. Нельзя мешать говорящему во время выступления (выкрикивать, перебивать,

сбивать с мысли, задавать вопросы).

3. Всякая мысль имеет право на существование, даже если она кажется вам

4. Громкость и продолжительность выступления не являются синонимами ума.

5. Педагоги делятся на три команды.

Содержание
  1. Общий алгоритм деятельности педагогов и специалистов сопровождения в рамках разработки и реализации индивидуального
  2. Категории обучающихся с особыми образовательными потребностями для которых разрабатывается ИОП
  3. Организационно-педагогические условия проектирования и реализации ИОП
  4. Характеристики индивидуальной образовательной программы
  5. Особенности работы над индивидуальной образовательной программой
  6. Задачи, которые нужно решить при разработке ИОМ
  7. Индивидуальный образовательный маршрут
  8. Индивидуальная образовательная программа
  9. Структура индивидуального образовательного маршрута
  10. Дополнительные вариативные задачи, решаемые при разработке ИОМ
  11. Проектирование и разработка индивидуальных образовательных маршрутов
  12. ИОМ состоит из
  13. Компонентный состав документа «Адаптированная индивидуальная образовательная программа для ребенка с ОВЗ»
  14. Функции специалистов, обеспечивающих разработку и реализацию ИОП для детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательной школе
  15. Ход проведения деловой игры
  16. Структура «Адаптированной индивидуальной образовательной программы»
  17. Структура индивидуальной адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ

Общий алгоритм деятельности педагогов и специалистов сопровождения в рамках разработки и реализации индивидуального

образовательного маршрута
1. Администрация школы определяет в какой класс и к какому учителю пойдет ребенок и какие
специалисты сопровождения будут с ним работать.
2. Планирование индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ при поступлении в
первый класс школы начинается с тщательного сбора и анализа предварительной (первоначальной)
информации о ребенке и его семье.
3 Разработку индивидуального образовательного маршрута (и соответственно — ИОП) предваряет
диагностический этап, в процессе которого в течение двух (максимум — трех) недель пребывания
ребенка в школе учитель и специалисты психолого-педагогического сопровождения проводят
комплексную оценку его состояния на момент поступления в школу.
4. Собственно разработка индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) на заседании
психолого-медико-педагогического (психолого-педагогического) консилиума школы.
5. Совместная деятельность администрации, учителей, специалистов психолого-педагогического
сопровождения, родителей в рамках реализации индивидуального образовательного
маршрута ребенка (Индивидуального образовательного плана на определенный период
времени).
6. Анализ результатов деятельности учителей и специалистов — динамики психического и
физического развития ребенка, уровня его адаптации в школьной среде, освоения
образовательной программы, включенности семьи в образовательный процесс, а также
выявление наиболее эффективных форм и приемов обучения и социализации ребенка с ОВЗ,
организации взаимодействия с родителями.
7. Постановка задач на последующий временной период.

Характеристика индивидуального образовательного маршрута

Главная ценность для педагогов — это личность ребёнка, её уникальность, неповторимость. Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать функциональным, эффективным и индивидуализированным. Индивидуализация образования предполагает учёт индивидуальных особенностей детей,  оказание методической поддержки для определения его собственного образовательного  пути построения «индивидуального образовательного маршрута». Индивидуализация предполагает проявление активности ребёнка в отношении содержания своего образования.

Направления реализации ИОМ:

Содержательное (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие ИОМ)

Деятельностный (специальные педагогические технологии)

Процессуальный (организационный аспект)

Одним из ценностных приоритетов системы дошкольного образования является создание образовательных программ нового поколения. Содержание этих программ должно определяться возможностью построения для каждого воспитанника индивидуального маршрута развития, пронизывающего все образовательные области.

Индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая воспитаннику позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении педагогами поддержки его самоопределения и самореализации (С.В.Воробьёва, Н.А.Лабунская, Ю.Ф.Тимофеева)

Индивидуальный образовательный маршрут – это заранее намеченный путь движения, который имеет несколько направлений:

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) связан с конкретной целью, и условиями её достижения, создаётся до начала движения, оформляется, как индивидуальная образовательная программа.

Индивидуальный образовательный маршрут – это путь освоения индивидуальной образовательной программы.

Вышеперечисленные задачи обуславливают факторы, определяющие ИОМ:

Воспитанник сможет продвигаться по ИОМ во всех образовательных областях в том случае, если ему будут предоставлены возможности:

Факторы, влияющие на выбор ИОМ:

Данные факторы важны на всех уровнях взаимодействия, государство определяет общую стратегию развития образования (например воспитание патриотизма), обеспечивает детские сады необходимыми материалами, родители выдвигают требования к уровню подготовленности детей, дети расширяют свои возможности, государство  «получает» личности, которые становятся достойными гражданами своей страны.

Все эти аспекты создания ИОМ повторяют общую стратегию дошкольного образования, но с той разницей что теперь индивидуализация, то есть ориентация на воспитание неповторимой личности, осуществляется не только в специально отведённые часы или в отдельных видах деятельности а проходит  «красной нитью» через весь образовательный процесс.

ИОМ строится по следующим критериям:

Выбор того или иного индивидуального  образовательного маршрута определяется особенностями, интересами и потребностями самого ребёнка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата, профессионализмом педагогического коллектива, возможностями материально – технической базы учреждения.

Воспитатели группы продленного дня,
педагоги дополнительного образования
• участие в разработке и реализации
индивидуальных образовательных
программ;
• помощь учителю в решении задач
социальной адаптации и формирования
социальной компетентности детей, в том
числе — детей с ОВЗ.

• Дети-инвалиды более наделены способностями
сопереживать чужую боль и радость, они
восприимчивы как к добру, так и к злу, поэтому важно с
какой личностью они соприкасаются в своей жизни.

Категории обучающихся с особыми образовательными потребностями для которых разрабатывается ИОП

• Дети с ОВЗ, получающие образование в форме
индивидуального обучения на дому, в том
числе дети-инвалиды ;
• Дети с ОВЗ, получающие образование в форме
дистанционного обучения, в том числе детиинвалиды;
• Дети с ОВЗ, выбравшие профессиональный
профиль обучения;
• Дети с ОВЗ, обучающиеся в форме очного
обучения во фронтальном режиме в рамках
реализации инклюзивной практики.

Организационно-педагогические условия проектирования и реализации ИОП

• Наличие в образовательной организации службы
сопровождения, в рамках которой проводится
комплексная оценка специалистами необходимости и
целесообразности разработки для ребенка с ОВЗ ИОП. В
качестве оптимальной структуры сопровождения
обучающихся
в
образовательном
учреждении
выступает школьный ПМПк
• (психолого-медико-педагогический или психологопедагогический консилиум);
• Согласие родителей (законных представителей) на
обучение
ребенка
по
Индивидуальной
образовательной программе;
• Наличие подготовленных педагогических кадров.

Характеристики индивидуальной образовательной программы

• наличие «индивидуальной составляющей» целевого,
содержательного и технологического компонентов,
предусматривающей успешность в образовательном
процессе и отражающей интересы, возможности и
потребности ученика;
• обеспечение реализации права учащегося и его
законных представителей на выбор темпа достижения
личностно-значимого результата;
• возможность адаптации программы к меняющимся
запросам;
• ориентация учебно-воспитательного процесса на
продуктивность, развитие индивидуальных
особенностей учащихся.

Особенности работы над индивидуальной образовательной программой

• Разрабатывается в рамках деятельности ПМПк коллегиально. Учитель,
родители — полноправные участники работы над ИОП;
• Разрабатывается на определенный ограниченный во времени период
(учебный год, ИОП — четверть, триместр, полугодие);
• По окончании периода производится оценка достижений ребенка —
динамики его развития, освоения образовательной программы,
адаптации в группе сверстников, школьном коллективе. Так же
предполагается анализ динамики и эффективности работы учителя и
специалистов психолого-педагогического сопровождения.
• По результатам всех заключений происходит корректировка
программы (плана);
• Формулировки цели и задач, критериев достижений ребенка с ОВЗ
(ребенка-инвалида) носят максимально конкретный характер;
• Закреплены ответственность и регламент деятельности всех
участников совместной работы.

Задачи, которые нужно решить при разработке ИОМ

1. Определение индивидуальных потребностей ребенка в тех или иных материальнотехнических ресурсах. Подбор необходимых приспособлений, организация
развивающей предметно-пространственной среды.
2. Определение формы обучения ребенка, режима пребывания в школе, общей
учебной и внеучебной нагрузки, соответствующей возможностям и специальным
потребностям ребенка в области получения образования
3 Определение объема, содержания — основных направлений, форм организации
психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи. Определение
стратегии — форм и содержания — коррекционно-развивающей работы с ребенком.
Здесь же определяются критерии и формы оценки динамики познавательного и
личностного развития ребенка, степени его адаптации в среде сверстников.
4.
Определение
необходимости,
степени
и
направлений
адаптации
образовательной программы.
5. Определение необходимости адаптации или разработки учебных пособий и
дидактических материалов
6. Определение способствующей включению ребенка в социум стратегии
организации образовательного процесса.
7. Определение стратегии включения ребенка с ОВЗ в общешкольную жизнь с
целью развития его социальной компетентности и творческой самореализации
посредством участия в системе дополнительного образования, внеурочных и
внеклассных мероприятий.

• Разработка и реализация индивидуального
образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в
рамках одной образовательной организации
предполагает внедрение новых
организационных технологий деятельности
как каждого учителя, специалиста
сопровождения, так и администрации, всей
педагогической команды в целом. Внедрение
таких технологий в работу образовательной
организации приводит к упорядочению
деятельности педагогического коллектива,
сохранению ровного, позитивного
эмоционального состояния всех участников
работы по включению ребенка с ОВЗ в среду
школы.

Индивидуальный образовательный маршрут

• Это заранее спланированный путь следования
обучающегося, который направлен на его воспитание,
развитие, обучение.
• Целенаправлен, так как связан с конкретной целью и условиями
её достижения.
• Разрабатывается до начала реализации и определен уже
имеющимися знаниями и опытом обучающегося.
• Оформляется как индивидуальная образовательная программа.
• Индивидуальный образовательный маршрут определяется
образовательными потребностями и разрабатывается с учетом
способностей и возможностей обучающихся, а также с учетом
существующих стандартов содержания образования и
содержания базовой образовательной программы.

Индивидуальная образовательная программа

• Является результатом проектирования
индивидуального образовательного маршрута для
ребенка с ОВЗ в рамках образовательной организации и
продуктом деятельности школьного психологопедагогического консилиума
• Основная цель ИОП — построение образовательного
процесса для ребёнка с ОВЗ в соответствии с его
реальными возможностями, исходя из особенностей
его развития и образовательных потребностей.
• ИОП— документ, описывающий специальные
образовательные условия для максимальной
реализации особых образовательных потребностей
ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на
определенной ступени образования.

Для обучения лиц с ограниченными возможностями
здоровья
с
учетом
особенностей
их
психофизического развития и индивидуальных
возможностей
должна
разрабатываться
адаптированная
образовательная
программа,
которая
при
необходимости
обеспечивает
коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию указанных лиц.
В практике инклюзивного образования также
используется индивидуальная образовательная
программа — документ, отражающий общую
стратегию и конкретные шаги междисциплинарной
команды, включающей учителя и родителей, в
организации обучения и психолого-педагогического
сопровождения
ребёнка
с
ограниченными
возможностями здоровья в рамках школы.

• По отношению к детям с ОВЗ индивидуальный
образовательный
маршрут
определяется
педагогами как система конкретных совместных
действий администрации, основных педагогов,
специалистов службы сопровождения, родителей.
• Цель индивидуального образовательного маршрута
ориентированна на достижение государственного
стандарта,
на
результаты
освоения
общеобразовательной программы (на основе
адаптированной
основной
образовательной
программы) в соответствии с индивидуальными
возможностями и образовательными

Структура индивидуального образовательного маршрута

1. Постановка целей, определение задач образовательной работы.
2. Определение формы обучения ребенка, режима пребывания в школе,
общей учебной и внеучебной нагрузки, соответствующей
возможностям и специальным потребностям ребенка в области получения
образования.
3. Определение используемых педагогических технологий, методов, методик,
систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных
4. Решение вопроса о системе оценивания достижений ребенка в учебной
деятельности.
5. Определение стратегии включения ребенка с ОВЗ в общешкольную жизнь с
целью развития его социальной компетентности и
творческой самореализации посредством участия в системе дополнительного
образования, внеурочных и внеклассных мероприятий.
6. Определение системы диагностического сопровождения, систематизация и
корректировка методик диагностики.
7. Определение ожидаемых результатов, сроков их достижения.

Дополнительные вариативные задачи, решаемые при разработке ИОМ

1. Определение тактики и конкретных действий учителя и специалистов
сопровождения в период адаптации ребенка и его семьи в школе.
2. Определение стратегии и тактик взаимодействия с семьей ребенка на
разных этапах его обучения.
3. Определение формы и содержания рубежной аттестации ребенка при
переходе им на следующий уровень образования, а так же форм итоговой
аттестации.
4
Поиск
направлений
предпрофессиональной
и
начальной
профессиональной подготовки ребенка с ОВЗ, создание условий для развития
социально-бытовой ориентации.
5. Приспособление системы дополнительного образования к возможностям и
потребностям ребенка на разных этапах его развития.
6. Работа с детским коллективом — класса, школы, способствующая
максимально полному принятию ребенка с ОВЗ на разных этапах возрастного
развития (такая работа будет отличаться, например, с детьми младшего
школьного возраста, подростками, старшеклассниками) и др.

Проектирование и разработка индивидуальных образовательных маршрутов

Выполнила:
Студентка филологического факультета
2 курса 22 группы
Ларина Мария Борисовна

ИОМ состоит из

1 Титульный лист с указанием наименования учреждения, адресность (ФИО
обучающегося, год обучения), гриф утверждения
руководителем, согласование с родителями и председателем ПМПК школы.
2 Пояснительная записка, в которой излагается краткая психологопедагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных
умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени; цели
и задачи ИОМ.
3 Индивидуальный учебный план.
4 Регламент деятельности всех участников совместной работы (психологопедагогическое сопровождение).
5 Мониторинг достижений обучающегося (по реализации образовательной
программы по основным предметам, по динамике показателей
психического и психологического развития обучающегося и уровень
сформированности ключевых компетенций).
6 Анализ итогов реализации индивидуального образовательного маршрута и
рекомендации итогового психолого-медико-педагогического
консилиума в конце учебного года.

Учитель
Проектирование образовательного процесса в инклюзивном
классе с учетом реализации ИОП, создание условий для
развития позитивных потенций каждого ребенка:
участие в разработке индивидуальных образовательных
программ;
разработка рабочих программ по предметным областям с
учетом образовательных потребностей и возможностей
обучающихся;
организация развивающей среды в классе;
создание и поддержка эмоциональнокомфортной атмосферы в
классном коллективе, формирование у детей отношений
сотрудничества, принятия;
формирование у всех обучающихся положительной учебной
мотивации;
выстраивание содержания обучения в соответствии с
образовательными потребностями и возможностями каждого
обучающегося.

Компонентный состав документа «Адаптированная индивидуальная образовательная программа для ребенка с ОВЗ»

• Обязательным компонентом Адаптированной
образовательной программы являются
краткая психолого-педагогическая
характеристика ребенка,
• цель и задачи коррекционно-развивающей
работы, содержание программы, а также
требования к уровню подготовленности
ребенка, которые позволяют оценить полноту
реализации содержания ИОП на уровне
динамики тех или иных составляющих его
психофизического развития.

Специалисты психологопедагогического
сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед,
учитель-дефектолог, социальный педагог, тьютор) —
члены ПМПк
разработка индивидуальных образовательных
программ;
отслеживание динамики развития обучающегося;
оценивание успешности обучающегося с
ограниченными возможностями здоровья в освоении
программ и в случае необходимости внесение
необходимых коррективов;
помощь педагогам в выборе адекватных методов и
средств обучения;
проведение индивидуальных и групповых
коррекционноразвивающих занятий;
консультирование родителей.

Функции специалистов, обеспечивающих разработку и реализацию ИОП для детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательной школе

Администрация
Проектирование образовательного процесса с учетом разработки и
реализации ИОП для детей с ОВЗ (детей-инвалидов):
финансовое обеспечение реализации ИОП;
внесение изменений в существующие и разработка новых локальных
нормативно-правовых и регламентирующих документов (Устав
школы, приказы, положения и т. д.);
кадровое обеспечение реализации ИОП (наличие кадров, повышение
квалификации, стимулирование);
обеспечение материально-технических условий ( специального
учебного оборудования т д.);
поиск необходимых ресурсов, социальное партнерство;
организация мониторинга образовательной среды школы, анализ и
оценка эффективности деятельности специалистов школы в
направлении обучения и сопровождения детей с ОВЗ.

А.В. Хуторской рассматривает индивидуальную образовательную
траекторию как персональный путь реализации личностного
потенциала каждого ученика в образовании. Под личностным потенциалом
ученика
здесь
понимается
совокупность
его
организационных,
деятельностных, познавательных, творческих и иных способностей
Индивидуальный подход – это важный психолого-педагогический принцип,
основанный на реализации в образовательном процессе индивидуальной
модели взаимодействия педагога с отдельными обучающимися. Данная
модель создается с учетом их личностных особенностей. Индивидуальный
подход ориентирован на учет индивидуальных особенностей
обучающегося в процессе обучения, что позволяет обучающемуся
организовывать свою деятельность экономно, контролировать свои
силы, работать в оптимальном темпе, что способствует достижению
высоких результатов в учебной деятельности. Но в таком виде
индивидуальное обучение в массовом образовании применяется
ограниченно.

Ход проведения деловой игры

Ведущий читает мини лекцию.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным образовательным потребностям всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование, которое интенсивно входит в практику современных ДОО и школ ставит перед ней много сложных вопросов и новых задач.

Одной из важных проблем образования в обществе является его доступность для ряда социальных групп, имеющих невыгодные стартовые условия. Среди них особое место занимают дети-инвалиды.

Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15 % от общего числа детей в школах.

Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни. Инклюзивное или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах.

Разработаны восемь принципов инклюзивного образования :

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание без барьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation, мэйнстриминг (mainstreaming, интеграция (integration, инклюзия, т. е. включение (inclusion). Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия – это реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.

Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года. В статье двадцать четвертой Конвенции говорится о том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980-1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования «Ковчег»

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства; задача инклюзивной школы – построить систему, которая удовлетворяет потребности каждого. Инклюзивные школы нацелены во многом на иные образовательные достижения, чем те, что чаще всего признаются обычным образованием. Цель такой школы – дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе.

Те педагоги, которые уже имеют опыт работы на принципах инклюзивного образования, разработали следующие способы включения:

1) принимать детей с инвалидностью «как любых других детей в классе»,

2) включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи,

3) вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач,

4) использовать и другие стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т. д.

Инклюзивные образовательные сообщества во многом изменяют роль учителя, который вовлекается в разнообразные интеракции с учениками, больше узнавая о каждом из них, а также активнее вступают в контакты с общественностью вне школы.

Мнения родителей и учителей сошлись в том, какие последствия они ожидают от интеграции детей-инвалидов в массовую школу: более 2/3 опрошенных полагают, что это позволит учащимся стать более толерантными, научиться взаимопомощи, хотя не исключены и конфликты между детьми.

В соответствии с Законодательством дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование в общих классах и группах системы общего образования, по индивидуальной программе на дому, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов:

Спецшколы и интернаты – образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Также на территории РФ существует система домов-интернатов социальной защиты, в которых различные образовательные программы осуществляются силами социальных педагогов.

Коррекционные классы общеобразовательных школ – форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.

Домашнее обучение – вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т. п.). В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднее, но и высшее образование – в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественные вузы.

Внедрение инклюзивного образования в России испытывает определенные проблемы :

— Число детей, официально получающих пособия по инвалидности, в стране резко возросло (1,3 от общего числа детей).

— Специальное образование, охватывающее учащихся с особыми потребностями — инвалидов, испытывает серьезные потрясения ввиду сокращения финансирования и структурных преобразований.

— Внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями организации так называемой «без барьерной среды» (пандусов, одноэтажного дизайна школы, введения в штаты сурдопереводчиков, переоборудования мест общего пользования и т. п., но и с препятствиями социального свойства, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе учителей, школьников и их родителей принять рассматриваемую форму образования.

Чтобы Россия стала цивилизованной страной с цивилизованным образованием, нужно не только принять закон о специальном образовании, или об образовании лиц с ограниченными возможностями, но и иметь благоприятное общественное мнение по данному вопросу, а также создать условия для реализации прав инвалидов.

Опыт показывает, что создание доступных школ и совместное обучение («включенное», или «инклюзивное» образование) способствует социальной адаптации инвалидов, их самостоятельности и независимости, а самое главное – изменяет общественное мнение к инвалидам, формирует отношение к ним как к полноценным людям, помогает «обычным» детям становиться более толерантными и научиться уважать другие личности.

По моему мнению, проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья государству следует уделять больше внимания, т. к. эти дети должны иметь равные права со здоровыми детьми, ведь среди них так же есть способные дети в учебе, талантливые, одаренные, но не способные «влиться» в общественную жизнь самостоятельно.

Основной принцип инклюзивного образования :

«Дети должны учиться вместе»

Инклюзивное образование – это участие всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии, т. е. обучение учащихся, относящихся к группе детей с ограниченными возможностями в обучении: детей-инвалидов, детей, находящихся на домашнем обучении. Это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь, что в одинаковой степени необходимо для всех членов общества. Инвалидность – это не обделённость судьбой, это такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям, если инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции.

Ценности инклюзии :

— Каждый имеет право высказываться и быть услышанным.

— Каждый имеет право принадлежать к обществу и быть его частью.

— Каждый имеет право на образование и обучение в течение жизни.

— Каждый имеет право на дружбу и значимые отношения.

— Каждый имеет право на полноценную жизнь.

Инклюзивное образование :

— признает, что все дети могут учиться;

— работает над улучшением образовательных структур, систем и методик для обеспечения потребностей ВСЕХ детей;

— является частью большой стратегии по созданию инклюзивного общества;

— является динамичным процессом, который постоянно в развитии.

Что дает инклюзивное образование :

— предлагает новый социальный подход к инвалидности;

— приветствует разнообразие систем и методик работы с детьми;

— рассматривает различие между людьми как ресурс, не как проблему;

— личностное развитие и социальные навыки;

— развитие самостоятельности и самоопределения;

— развивает равные права и возможности вместо дискриминации.

Дети, которые имеют физические, социальные, интеллектуальные и другие особенности, должны быть обязательно включены в систему образования и воспитываться со своими сверстниками. Рассматривая и изучая зарубежный опыт, для реализации поставленных целей уйдет много времени, а главное – участие и взаимодействие всех участников образовательного процесса, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями, только при выполнении этих условий возможно решение проблем инклюзивного образования.

В современном обществе инклюзивное образование прогрессивный способ обучения и у каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья появится шанс реализовать свое право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, и возможность найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный потенциал.

Ибо, как гласит китайская пословица:

Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Вовлеки меня, и я научусь.

Я предлагаю Вам разделиться на три команды и провести первое игровое задание (деление участников на три группы (игровая жеребьевка, придумывание

Ведущий: Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово

(Слова должны начинаться с букв данного слова).

я — Я-Концепция.

Ведущий: Каждый человек проживает свою жизнь по-разному, но каждый из нас проходит одни и те же этапы жизненного пути. Мы словно поднимаемся по лестнице. Сначала какое-то время стоим на ступеньке, называемой «Я», пытаемся понять «Какую роль я могла бы сыграть в инклюзивном образовании», «Кем я вижу себя в инклюзивном образовании»

• все члены группы одновременно должны изображать на листе ватмана представление о себе;

• о своей роли для сотрудничества между педагогами и родителями;

• возможно использование различных символов, схем, знаков и др.

После выполнения, полученные изображения демонстрируются всем присутствующим, и каждая группа или каждый ее участник получает слово для комментария своего рисунка.

Рисунок оценивают и остальные группы:

рефлексия, обратная связь (понравился / не понравился, с чем согласны / с чем

Ведущий. Каждой группе предлагается одна ситуация и время на ее обсуждение (5 мин, по окончании которого необходимо озвучить свой вариант разрешения ситуации. Остальные участники присоединяются к обсуждению предложенного варианта.

В группу ДОО приходит ребенок с ОВЗ, однако, выясняется, что не все родители согласны, чтобы их дети обучались совместно с ребенком-инвалидом. Как должен поступить педагог в данном конфликте?

Воспитатель замечает, что в классе сложились нездоровые отношения между нормально развивающимися детьми и ребенком с ОВЗ. Родители ребенка-инвалида также неоднократно высказывали воспитателю свои опасения по поводу проблем коммуникации. Что должен предпринять воспитатель в данной ситуации?

Обучаясь по индивидуальному образовательному маршруту, ребенок с ОВЗ тем не менее с трудом осваивает материал. Родители ребенка-инвалида настаивают на упрощении заданий. Однако, педагогический коллектив настаивает на продолжении обучения по разработанному маршруту. Как должен поступить воспитатель, родители, руководитель ОУ в сложившейся ситуации?

Ведущий. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал социального развития лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей.

В настоящее время активно формируется опыт инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в условиях ДОО и общей образовательной среды и наравне с нормально развивающимися сверстниками.

Однако такой вариант обучения детей с ОВЗ ставит детские сады и массовую школу

перед рядом, неразрешимыми пока еще проблемами : как организовать ООД (урок) в инклюзивной группе (классе, какие использовать формы отчета для ребенка с ОВЗ, как распределить режим нагрузки для ребенка (т. к. в учебном плане ребенка с ОВЗ могут отсутствовать предметы, которые изучают нормально развивающиеся сверстники, и, наоборот, в какое время и когда проводить индивидуальные коррекционно-развивающие занятия и множество других вопросов, на которые нет ответов.

Преимущества инклюзии для детей-инвалидов весьма существенны:

— Дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень

социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в

инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися в специальных

— В инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и навыки

коммуникации детей с инвалидностью. Это в значительной мере связано с тем,

что у детей-инвалидов появляется больше возможностей для социального

взаимодействия со своими здоровыми сверстниками, которые выступают в

качестве носителей модели социальной и коммуникативной компетенции,

свойственной этому возрасту.

— В инклюзивной среде дети с особенностями развития имеют более

насыщенные учебные программы. Результатом этого становится улучшение

навыков и академических достижений.

— Социальное принятие детей с особенностями развития улучшается за

счёт характерного для инклюзивных классов обучения в малых группах. Дети

«переступают» за черту инвалидности другого ученика, работая с ним над

заданием в малой группе. Постепенно, обычные дети начинают осознавать, что

у них с детьми-инвалидами много общего.

— В инклюзивных классах дружба между детьми с особенностями и без

особенностей становится более обычным делом. В исследованиях установлено,

что дети в инклюзивных классах имеют более прочные дружеские связи со

своими сверстниками, нежели дети в специальных школах. Особенно явно это в

тех случаях, когда дети-инвалиды посещают школу неподалёку от своего места

жительства, и, следовательно, имеют больше возможностей встречаться со

своими одноклассниками вне школы. Обнаружено также, что учителя играют

ведущую роль в установлении и укреплении такой дружбы.

Преимущества инклюзии для обычных учеников

Дети без особенностей развития, или обычные ученики, также получают

преимущества при инклюзивном образовании.

— Для обычных или одарённых детей нахождение в группе детей с

особенностями в развитии не является фактом, несущим угрозу или

представляющим опасность для их успешного обучения.

— Представления о том, что дети-инвалиды нарушают процесс обучения в

группе в научной литературе признаются несостоятельными. Более того, в

одном исследовании обнаружено, что время, которое на уроке уделялось детям

с особенностями, абсолютно сопоставимо со временем, которое учитель

затратил на обычных учеников. Более того, дети-инвалиды вовсе не были

«причиной» непродуктивной траты времени на уроке. Причинами потери

времени на уроке, как выяснилось, стали административные вмешательства,

переход от одного вида активности на уроке к другому виду, и действия детей

— Обычные ученики могут получить преимущества при инклюзивном

подходе к образованию за счёт улучшения качества обучения и

совершенствования педагогических технологий работы в классе. Некоторым

детям с инвалидностью при обучении необходимы новые технологии

образования; например, использование информационных технологий очень

часто бывает необходимо при обучении детей с инвалидностью.

— Обычные дети или одарённые ученики получают преимущества в

инклюзивных пространствах за счёт увеличения финансовых ресурсов при

таком обучении. Средства могут быть

использованы различными способами, например, для организации внеклассной

активности, приглашения гостей для выступления в классе, обеспечения класса

дополнительными техническими средствами обучения и т. д.

— Преимуществом инклюзии для обычных учеников и одарённых детей

будет также присутствие в классе дополнительного педагогического персонала.

— Обычные или одарённые ученики, будучи вовлечёнными в обучение

своих сверстников получают преимущества в том, что эти подходы способствуют повышению их самооценки и качества овладения

академическими навыками. Эти дети начинают проявлять более чёткое

формирование «Я-концепции», собственных принципов, социального знания и

— Дети без особенностей или одарённые дети, обучающиеся в

инклюзивном классе, имеют возможность научиться языку Брайля или

жестовой речи. Обучение этим навыкам проходит в ясном и понятном для них

контексте, и обретение этих навыков более доступно для детей, обучающихся в

инклюзивном классе, нежели для тех, кто не учился вместе с детьми-

— В инклюзивном классе обычные дети учатся уважать и ценить своих

одноклассников с инвалидностью.

Рисуем ладонь, каждый палец – это позиция, по которой надо высказать

Ведущий: “Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел

доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил:

“Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам

думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец,

подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

В наших руках возможность формировать личность:

— любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;

— умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;

— уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и

культуру каждого народа;

— доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё

и чужое мнение;

— готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

• Индивидуальная
образовательная
программа
реализуется
через
индивидуальный образовательный план
— корректируемая часть индивидуальной
образовательной
программы,
структурированная программа действий
администрации, учителей, специалистов
психолого-педагогического сопровождения,
родителей обучающегося/воспитанника с
ограниченными возможностями здоровья
на некотором фиксированном этапе
обучения (четверть, триместр, полугодие).

Структура «Адаптированной индивидуальной образовательной программы»

Титульный лист программы с указанием наименования учреждения, назначение программы, срок
реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф
утверждения руководителем, согласование с родителями и председателем ПМПк школы, указанием
специалиста, который является ответственным за реализацию адаптированной индивидуальной
образовательной программы);
Пояснительная записка, в которой излагается краткая психологопедагогическая характеристика
ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в
должной степени, структура адаптированной индивидуальной образовательной программы, её
цели и задачи);
Индивидуальный учебный план;
Содержание программы, включающее в себя три основных блока:
— образовательный компонент;
— коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы
специалистов сопровождения (учителя – логопеда, учителя – дефектолога, педагога – психолога,
социального педагога, медицинского работника) с обучающимся, ее приемы, методы и формы,
рекомендации выше указанных специалистов учителю и родителям.
— воспитательный компонент, содержащий раздел классного руководителя с рекомендациями
для родителей обучающегося;
Мониторинг достижений обучающегося, в котором конкретно сформулированы результаты
реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического
развития обучающегося и уровне сформированности ключевых компетенций;
Заключение и рекомендации, в котором формулируется обоснование внесения корректив по
результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации адаптированной
индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового
психолого-педагогического консилиума в конце учебного года и динамического обследования
ребенка на ПМПК.

1. Понятие «индивидуальный образовательный маршрут».
2. Структура индивидуального образовательного маршрута.
3. Задачи, которые нужно решить при разработке ИОМ.
4. Дополнительные вариативные задачи, решаемые при разработке ИОМ.
5. Понятие «индивидуальная образовательная программа».
6. Характеристика ««индивидуальной образовательной программы».
7. Категории обучающихся с особыми образовательными потребностями для
которых разрабатывается ИОП.
8. Организационно-педагогические условия проектирования и реализации
ИОП.
9. Функции специалистов, обеспечивающих разработку и реализацию ИОП
для детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательной школе.
10. Особенности работы над индивидуальной образовательной программой.
11. Компонентный состав документа «Адаптированная индивидуальная
образовательная программа для ребенка с ОВЗ» .
12. Структура «Адаптированной индивидуальной образовательной
программы».

Структура индивидуальной адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ

Может включать несколько модулей (в зависимости от образовательных
потребностей и психофизических особенностей ребенка с ОВЗ):
индивидуальный учебный план, определяющий объем и формы организации
обучения, в том числе занятия коррекционно-педагогической и
психологической направленности (индивидуальные, подгрупповые и
групповые);
адаптированные программы предметов, изучаемых в рамках основной
образовательной программы организации;
программы
коррекционно-педагогической
и
психологической
направленности в соответствии со специфическими психофизическими
особенностями и образовательными потребностями ребенка с ОВЗ
(программа логопедической работы, программа работы педагога-психолога,
программа работы учителя-дефектолога (олигофренопедагога, сурдопедагога,
тифлопедагога),
программы дополнительного образования детей, включающие элементы
программ специфических учебных предметов, необходимые для
компенсации нарушений – например, таких как: «Социально-бытовая
ориентировка», «Фонетическая ритмика» и др.

Оцените статью
Мой маршрут