Последовательность выбора маршрута образования для детей с овз и инвалидностью ответ на тест

Последовательность выбора маршрута образования для детей с овз и инвалидностью ответ на тест Маршрут

Информация об условиях обучения инвалидов и лиц с ОВЗ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад комбинированной направленности № 9” г. Сосновоборска

«За детство счастливое наше спасибо, Родная Страна!»

Версия сайта для слабовидящих

Последовательность выбора маршрута образования для детей с овз и инвалидностью ответ на тест

Последовательность выбора маршрута образования для детей с овз и инвалидностью ответ на тест

Главная / Инклюзивное образование и сопровождение детей с ОВЗ / Памятка для родителей «Выбор образовательного маршрута для детей с ОВЗ и инвалидностью»

Что спрашивают на ПМПК?

  • Рассказать о себе, своих родных и друзьях: как зовут, где живут, где работают, какой возраст. Рассказать о своих занятиях и занятиях своих друзей: что делают с друзьями вместе? Что делают вместе с мамой/папой? Как проводят время. Имена учителей и воспитателей. Сведения о домашних питомцах: клички, питание, уход и т.д. О доме, где живет: сколько комнат, для чего они предназначены, для чего предназначены кухня, ванная.
  • Рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин, распорядок дня, отличия. Ребенок должен ориентироваться в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое, должен знать цвета, формы предметов, их расположение (на столе, под столом и т.д.).
  • Проверяют умение обобщать и логику. Ребенок должен объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Выбрать лишний предмет из нескольких и объяснить, почему. Для чего нужны предметы, что с помощью них делают. Знать части тела и их предназначение. Какие бывают профессии.
  • Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.
  • Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных, времени глаголов. Просят назвать или объяснить значения, привести примеры:
  • синонимы (слова, близкие по значению, например, счастливый – радостный)
  • антонимы (противоположные по значению, например, горячий – холодный)
  • омонимы (слова, имеющие несколько значений, например, ручка, коса, ключ).

А также просят назвать звуки слова, сколько слов в предложении. Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка – почка). Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи, говорят несколько предложений и просят пересказать или ответить на вопросы.

  • Просят показать какое-то действие: как ты рисуешь, как ты идешь домой.
  • Проверяют умение рассказать о своих желаниях (хочет есть, в туалет и т.д.), чувствах (усталость, радость).
  • Проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть, встать на одну ногу и т.д.

То есть, вполне обычные для ребенка предшкольного или школьного возраста вопросы и способы диагностики. Но здесь важно понять, почему ребенок не справился с заданием: переволновался или это связано с другими причинами. Ребенку с неродным русским языком или педагогически запущенному ребенку трудно дать синонимы слова или объяснить пословицы, но это не означает, что ребенок не способен обучаться.

Готовить к ПМПК можно, чтобы не волновался, чтобы знал типы заданий и чего от него примерно будут ждать. Но все вопросы, повторимся, обычные, то есть обычный ребенок, с которым занимаются и которого развивают, сможет ответить на эти вопросы.

О СТАТУСЕ ОВЗ.

ФЗ 273 «Об образовании».В статье 79 закона «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» разъясняются права детей с ОВЗ. Также в статье 44 закона «Об образовании в РФ» прописываются права и обязанности родителей (законных представителей) детей. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов имеют право: — выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения; — знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей; — защищать права и законные интересы обучающихся; — присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей. Для того, чтобы ребенку в образовательной организации были созданы специальные условия обучения и воспитания, необходимо предоставить заключение психолого-медико-педагогической комиссии.

Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273 трактует его так: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Это значит, что не все дети, имеющие медицинский диагноз, попадают в группу детей с ОВЗ, а только те, кто нуждается в специальных условиях обучения: специальных программах, специальных приемах и методах обучения, специальных учебниках и учебных пособиях, специальных технических средствах обучения индивидуального пользования, услугах ассистента и других условиях. Дети с ОВЗ в основном — это дети: с тяжелыми нарушениями речи, значительными нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, РАС, умственной отсталостью. Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи. Автоматически статус «ребенок с ОВЗ» не подтверждается и исчезает, если при переходе из дошкольного учреждения в школу, либо из начального звена школы в среднее ребенок не прошел ПМПК и не подтвердил этот статус. Статус ОВЗ как в школьном, так и дошкольном возрасте дает: 1. право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации; 2. право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания; 3. по окончании 9 и 11 класса право на выбор сдачи государственной итоговой аттестации (ГИА) в форме государственного выпускного экзамена (упрощенная форма) или в форме основного государственного экзамена (тестовые задания); 4. право на бесплатное 2-х разовое питание в школе; 5. к детям группы ОВЗ не применяются меры дисциплинарного взыскания на протяжении всего периода обучения; 6. право на выбор реализации адаптированной программы, рекомендованной ПМПК, как в образовательном учреждении по месту жительства, т. е. обычной общеобразовательной организации, так и в специализированном учреждении для детей, имеющих те или иные нарушения развития;

7. право на конфиденциальность информации о состоянии психофизического развития и неразглашении ее третьим лицам, не участвующим в процессе образования детей.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденное психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

С целью определения образовательного маршрута ребенка, имеющего недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, родители или организация, в которой находится данный ребенок, должны обратиться в центральную или территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию по Липецкой области (далее — ЦПМПК, ТПМПК).

ЦПМПК, ТПМПК являются структурным подразделением государственного (областного) бюджетного учреждения Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, расположенного по адресу: 398059, Липецкая область, г. Липецк, ул. Неделина, дом 40, в здании Центра дистанционного образования детей-инвалидов Липецкой области, 3 этаж.

Свою деятельность ЦПМПК, ТПМПК осуществляют в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

Выбор маршрута образования для детей с ОВЗ

Обследование детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов до окончания ими образовательных организаций, осуществляется в ЦПМПК, ТПМПК:

— по письменному заявлению родителей (законных представителей);

— по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей).

Медицинское обследование детей, достигших возраста 15 лет, проводится с их согласия.

Специалисты ЦПМПК, ТПМПК информируют родителей (законных представителей), о месте, времени и порядке обследования, а также документах необходимых для обследования детей.

Обследование детей проводится в помещениях, где размещается комиссия. При необходимости и наличии соответствующих условий обследование детей может быть проведено по месту их проживания и (или) обучения.

Обследование детей проводится каждым специалистом комиссии индивидуально или несколькими специалистами одновременно. Состав специалистов комиссии, участвующих в проведении обследования, процедура и продолжительность обследования определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей.

Информация о проведении обследования детей в комиссии, результаты обследования, а также иная информация, связанная с обследованием детей в комиссии, .

Обследование детей, консультирование детей и их родителей (законных представителей) специалистами комиссии осуществляются .

На комиссии обязательно присутствие ребенка, родителей (законных представителей) ребенка.

Родители (законные представители) детей имеют право:

— присутствовать при обследовании детей в комиссии, обсуждении результатов обследования и вынесении комиссией заключения, высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания; детей;

— получать консультации специалистов комиссии по вопросам обследования детей в комиссии и оказания им психолого-медико-педагогической помощи, в том числе информацию о своих правах и правах детей.

По итогам обследования ЦПМПК, ТПМПК устанавливает наличие или отсутствие особенностей в развитии и отклонений в поведении ребенка. В рекомендациях указывается образовательная программа, по которой должен обучаться ребенок, форма и специальные условия получения образования.

Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей .

Родителям (законным представителям) выдается один документ: копия заключения ЦПМПК, ТПМПК с рекомендациями.

Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.

Для образовательной организации заключение комиссии, предоставленное родителями, носит обязательный для исполнения характер, то есть образовательная организация должна будет создать все условия, прописанные в рекомендациях.

Кроме проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей ЦПМПК, ТПМПК оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении.

Документы, предоставляемые в  ЦПМПК, ТПМПК  с целью обследования детей, в том числе дошкольников, школьников и учащихся выпускных классов для определения специальных условий при сдаче государственной итоговой аттестации.

Документы, необходимые для обследования на ЦПМПК, ТПМПК детей дошкольного возраста:

— направление образовательной или другой организации;

— паспорт родителя (законного представителя) — оригинал и копия;

— свидетельство о рождении ребенка — оригинал и копия;

— медицинская карта из поликлиники по месту жительства;

— копия первичного заключения ЦПМПК/ТПМПК (при вторичном обследовании);

— выписка из истории развития ребенка от педиатра с указанием заключений врачей-специалистов (невролог, ЛОР или сурдолог с указанием остроты слуха, окулист с указанием остроты зрения);

— для формирования ортопедических групп — справка от врача-ортопеда с предоставлением рентгенограммы и/или плантограммы;

— психолого-педагогическое представление, заверенное руководителем ДОУ;

— справка медико-социальной экспертизы (при наличии) — оригинал и копия;

— результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка (рисунки, аппликации и др.).

Для дошкольников, поступающих в 1 класс, дополнительно справка от врача-психиатра.

Документы, необходимые для обследования на ЦПМПК, ТПМПК детей школьного возраста:

— справка от врача-психиатра;

— для формирования ортопедических классов — справка от врача-ортопеда с предоставлением рентгенограммы и/или  плантограммы;

— психолого-педагогическое представление, заверенное директором;

— копия личной карты обучающегося, заверенная директором;

— заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);

— выписка текущих и четвертных оценок, заверенная директором;

— тетради письменных работ по русскому (родному) языку, математике —  оригинал и копия.

Документы, необходимые для обследования на ЦПМПК, ТПМПК обучающихся, для зачисления в Центр дистанционного образования детей-инвалидов:

— справка от врача-ортопеда (при наличии нарушений);

— тетради письменных работ по русскому (родному) языку, математике — оригинал и копия;

— справка о надомном обучении на текущий учебный год (ВКЭК);

—  справка о работе на компьютере.

Документы, необходимые для обследования на ЦПМПК, ТПМПК несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей:

— направление или другой организации;

— заявление родителей (законных представителей);

— свидетельство о рождении или паспорт (на ребенка старше 14 лет) — оригинал и копия;

— решение суда о признании недееспособным (для детей старше 14 лет) – копия;

— решение органов опеки и попечительства о помещении в учреждение психоневрологического профиля;

— выписка из амбулаторной медицинской карты или из истории болезни (при наличии);

— справка медико-социальной экспертизы — оригинал и копия;

Для несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, дополнительно предоставляются следующие документы:

— решение органа опеки и попечительства об определении ребенка на полное государственное обеспечение, о назначении опекуна;

— документы, определяющие статус родителей (свидетельство о смерти, решение суда о лишении родительских прав и другие необходимые документы) — копии.

Для детей дошкольного возраста — рисунки, психолого-педагогическое представление.

Для детей школьного возраста — сведения об обучении в образовательном учреждении (копия личной карты обучающегося, ведомость или табель успеваемости, психолого-педагогическое представление, тетради по русскому языку и математике, заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии)).

Документы, необходимые для обследования на ЦПМПК учащихся выпускных классов для определения специальных условий при сдаче государственной итоговой аттестации:

— паспорт родителя (законного представителя) несовершеннолетнего (оригинал и копия);

— паспорт ребенка (оригинал и копия);

— выписка из медицинской (санаторно-курортной) карты. Справка должна содержать:

— развернутый диагноз, код по МКБ -10, описанные клинические симптомы, жалобы, анамнез заболевания, статус пациента, разъяснения врача, в чем должен заключаться щадящий режим для данного ребенка в период сдачи экзамена;

— психолого-педагогическое представление, заверенное директором школы;

— копия справки о надомном обучении (КЭК);

— справка медико-социальной экспертизы — оригинал и  копия (при наличии);

— копия личной карты обучающегося, заверенная директором.

Для детей, находящихся на длительном санаторно-курортном лечении дополнительно: копия санаторно-курортной карты и направление на санаторно-курортное лечение.

Правила организации обучения детей-инвалидов в школе

Довольно непросто дается обучение
детей-инвалидов в школе. В виду этого необходимо четко знать правила, согласно
которым должен проходить процесс обучения. Это даст возможность, верно,
построить процесс обучения и увидеть результат. Первое, о чем должен помнить
каждый — это изменение терминологии, в настоящее время рекомендуется называть
детей-инвалидов детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это
сокращение чаще встречается в законах, касающихся детей-инвалидов. В 2008 году
в России была принята Конвенция о правах инвалидов, которая гарантирует каждому
ребенку-инвалиду доступ к «инклюзивному, качественному и бесплатному начальному
и среднему образованию в местах своего проживания».

Перед началом учебного года специалисты проводят
беседу с классным руководителем, учителями и учениками класса. Прием в школу
детей с ОВЗ осуществляется на основе заключения медико-психологической и
педагогической комиссии, в котором указано, что ребенок может учиться в
общеобразовательном учреждении. На каждого обучающегося заполняется и ведется в
течение всего периода обучения психолого-педагогическая карта, в которой
фиксируются педагогические особенности развития личности обучающегося;
результаты педагогической и психологической диагностики; рекомендации по
сопровождающей работе. При обучении делается акцент на развитие терпимости и
добром отношении друг к другу, оказание помощи и поддержку таких деток. С
первых дней обучения школьника с ОВЗ, а при необходимости и на другой ступени
обучения (основная школа) классный руководитель, совместно с
педагогом-психологом работает по предупреждению проблем адаптационного периода:
социально-психологических (проблемы социальной дезадаптации), личностных
(неуверенность в себе, высокая тревожность, неадекватная самооценка, низкая
учебная мотивация и т.д.), познавательных (проблемы восприятия, внимания,
памяти, мышления, трудностей в обучении).

Ребенка заранее знакомят с учителем начальной
школы, а затем со всеми учителями в средней и старшей школе. Ребенок должен
адаптироваться к новому пространству, кабинетной системе, большому количеству
людей, к разным требованиям учителей и учиться общаться со сверстниками. А
также принимать школьные правила, без ограничений. Если раньше он зависел от
одного человека, то теперь все будет зависеть от командного содружества
учителей, специалистов и одноклассников при активном привлечении родителей.
Конечно, надо понимать, что все дети абсолютно разные, поэтому помимо
коллективного сопровождения необходима будет и индивидуальная помощь.

Рядом с ребенком должен быть специалист, который
будет связывать его с окружающим миром, пояснять и объяснять, что хотят от него
окружающие. Этот человек должен быть не только постоянно включен в процесс
обучения ребенка, но и должен находиться в тесном контакте с родителями (классные
руководители). Учителя, помимо специальной подготовки, должны учитывать
особенности ребенка, чтобы не усугубить имеющуюся проблему. Необходимо, чтобы
ребенок чувствовал себя полноценным и защищенным.

Одноклассники должны быть под постоянным
наблюдением, так как все дети разные. Ребенок-инвалид в школе может быть
объектом пристального внимания со стороны педагогов и медицинского персонала.
Необходимо привлечь других детей, которые бы общались с таким ребенком на
переменах, после уроков, играя и помогая с домашним заданием. У каждого
педагога свои функциональные обязанности, но цель у всех общая.

Уважаемые родители!

С
01.09.2016 года вступили в силу Федеральные государственные образовательные
стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные
государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).

Обучающийся с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)
психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической
комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных
условий. (п. 16 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации») от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

Инклюзивное образование — обеспечение равного
доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых
образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Особые
образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их
обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым
социальным ожиданиям, школьнообразовательным нормативам успешности,
установленным в обществе нормам поведения и общения.

Эти особые образовательные потребности ребенка
требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ
или услуг. Включение детей с особыми образовательными потребностями — детей с
инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с
особенностями развития — в образовательный процесс в школах общего типа по
месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования.

Образовательная политика России ориентирована на
инклюзию как на принцип изменения социальных отношений в образовании.

Инклюзивное образование — это такая организация
процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических,
психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных
особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту
жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же
общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные
потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.

В соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание
образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной
образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные
условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями, для получения
образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем
Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких
обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных
программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных
пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения
коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента
(помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение
доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и
другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных
программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Образование обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях,
осуществляющих образовательную деятельность.

В школе создана универсальная безбарьерная среда
для  инклюзивного образования
детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы. (Приказ Минобрнауки
России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий
доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования,
а также оказания им при этом необходимой помощи »)

Схема комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, детей-инвалидов МАОУ-СОШ №4 г. Асино

Реализация подобного взаимодействия в условиях
психолого-педагогического сопровождения позволяет выстраивать систему
взаимодействия всех субъектов образовательного процесса и создать условия для
максимально полного удовлетворения потребностей семьи ребёнка с ОВЗ. МАОУСОШ №4
продолжает работу в этом направлении, а также организует сопровождение
деятельности образовательных учреждений в работе с детьми с ОВЗ.

Отдельных
классов КРО нет, но в 25-ти классах есть ребята, которым по решению ТПМПК было
рекомендовано обучение по адаптированным программам.

Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе

В соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» (ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012) в
образовательных организациях осуществляющих начальное общее, основное общее и
среднее общее образование (школах) обеспечивается доступность образования
детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья:

Для детей с ограниченными возможностями здоровья
доступны различные формы получения образования в различных образовательных
учреждениях:


обучение совместно с другими обучающимися,


обучение в отдельном классе обычной школы,


обучение в специальной школе,


индивидуальное обучение на дому,


обучение в негосударственном образовательном учреждении (организации),

Организация обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья на дому в школе по месту жительства осуществляется по
медицинским показаниям в соответствии с индивидуальной программой реабилитации
(ИПР) по заключению педиатрического бюро медико-социальной экспертизы (для
детей-инвалидов) или по заключению клинико-экспертной комиссии медицинских
учреждений системы здравоохранения. Обучающие выводятся на индивидуальное
обучение на дому в соответствии с перечнем заболеваний, указанных в письме
Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения от 8/28 июля 1980
года № 281-М/17-13-186. Родители могут выбрать и обучение в форме семейного
образования. Названные в статье 10 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации». Очно-заочная (вечерняя), заочная форма получения образования,
экстернат, с использованием дистанционных образовательных технологий,
самообразование вряд ли могут рассматриваться как подходящие для получения
общего образования детей с особенностями развития, для которых задача
социализации выходит на первый план.

Допускается сочетание различных форм получения
образования.

Условия для получения образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.

Получение
детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования
является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации,
обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной
самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В
качестве основной цели в области реализации права на образование детей с
ограниченными возможностями здоровья в МАОУ-СОШ №4 рассматривается создание
условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их
психофизических особенностей.


обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного
образования;


организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с
различными формами отклонений в развитии;


сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования
образовательного процесса;


создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации
индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;


совершенствование системы кадрового обеспечения.

В образовательной организации МАОУ-СОШ №4
созданы условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями
здоровья и детьми-инвалидами:


школа реализует специальные (коррекционные) программы начального общего и
основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями
здоровья;


по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления
родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное
обучение на дому;


вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся
организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;


в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в
полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их
физического и (или) психического развития в школе работает
психолого-логопедическая служба;


для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями
здоровья в образовательном учреждении проводится
информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам, связанным с
особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми
участниками образовательного процесса — учащимися (как имеющими, так и не
имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями),
педагогическими работниками.

Какими нормативными правовыми актами
детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья гарантировано
право на получение образования?

Каждому
ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы
человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными
принципами и нормами международного права, международными договорами РФ,
Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.

В
2012 г.
Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно
которой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и должна
обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях, в т. ч. дошкольном.
Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальную
защиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции.

Согласно
Закону № 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и
гарантирует создание необходимых условий для его получения.

Приказ
Минобрнауки России от 30.08.2013 г. N 1015 г. «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам».

В
соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326) приказываю: Утвердить
прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования. Первый заместитель
Министра Н. Третьяк. Нормативно — правовые документы по введению ФГОС с ОВЗ:

1. 
Приказ Министерства образования и науки РФ №1598 от 19.12.2014г. «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

2. Приказ Министерства образования и науки РФ
№1599 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)».

Локальные
акты МАОУ — СОШ №4 г Асино:


Положение об инклюзивном образовании (приказ от 30.08.2016 г. № 298)


Положение об организации индивидуального обучении на дому (приказ от 05.11.2014
г. № 336)


Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (приказ от 01.09.2013 г.
№211)

Форма
договора О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ С ОВЗ И
ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ МУНИЦИПАЛЬНЫМ АВТОНОМНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

План работы с обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ, дети-инвалиды) в МАОУ-СОШ№4 г. Асино на 2021 -2022
учебный год.

Адаптированная основная общеобразовательная
программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического
развития (ВАРИАНТ 7.1)

Адаптированная основная образовательная программа начального
общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (Вариант 5.1)

Адаптированные рабочие
программы для детей с ОВЗ (Вариант 7.1) основная школа

Адаптированная основная образовательная
программа для обучающихся с ЗПР 5-9 классов (Вариант 7.1)

Локальные акты и иные документы МАОУ — СОШ №4 г Асино по организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, дети-инвалиды)

Независимая оценка качества

Категория детей с ОВЗ

Всего на начало 2021-2022 учебный год
детей-инвалидов в школе 11 человек: в начальном звене – 5 детей — инвалидов, 5
в среднем звене, 1 в старшем.


РАС – 1 человек;


НОДА – 1 человек;


Нарушение слуха – 1 человека;

·
ТНР (тяжёлые нарушения речи) – 1 человека;


Иные заболевания – 7 человек.

Всего детей с ОВЗ и детей-инвалидов 71 человек.
От сложности заболевания (дефекта) ребенку с ОВЗ определяется форма обучения —
очная у 69 обучающихся, на дому (по решению 
ВК) – 2 ребёнка-инвалида.

Статус у 100% обучающихся – родительский.

В основе их обучения – базовые образовательные
программы, адаптированные для детей, имеющих медицинские заключения к обучению
в сохранном режиме.

Принцип вариативности и возможности выбора
заданий активно используется на протяжении всего курса обучения и позволяет
каждому учащемуся обучаться на максимально доступном для него уровне, соответствующем
его способностям, особенностям развития и склонностям, снимает излишнее
эмоциональное и интеллектуальное напряжение, способствуют формированию
положительных внутренних мотивов учения.

Рабочие программы при работе с детьми ОВЗ и
детьми-инвалидами:

1.     
для детей с ОВЗ — ТНР (вариант
5.1);

2.     
«Научусь, смогу, сумею», ОВЗ
(вариант 7.1);

3.     
«Преодолеваю трудности», ОВЗ (вариант 7.1);

4.     
«Ступени социализации», ОВЗ (вариант 7.1);

5.     
 «Основы
социализации личности», 8-9 класс;

6.     
«Основы валеологии», 5, 6 класс;

7.     
«Лаболатория здоровья», 6класс;

8.     
 «Фитотерапия», 7 класс;

9.     
 «Экология
здоровья», 9 класс;

10.   Права человека», 5-9 класс;

Также
организована работа в кружках «Изостудия», 5-9 класс; «Творческие мастерские»,
5-8 класс.

Согласно действующей модели
коррекционно-развивающей системы в нашем образовательном учреждении, слаженной
работе коллег, создании и реализации их авторских программ удаётся своевременно
и качественно помочь обучающимся с особыми образовательными потребностями
развить уверенность в своих возможностях, а главное достичь им хороших
результатов в разных областях. Это не только важно для нас, но и для
дальнейшего личностного роста ребёнка, который в результате проведенных
мероприятий проявил свою одаренность (ребята участвуют во всевозможных
мероприятиях, принимают участие в конкурсах, становятся конкурентоспособными на
равнее со здоровыми школьниками).

97% обучающихся с ОВЗ, дети-инвалиды посещают
внеурочную деятельность в школе, 45% детей-инвалидов и 58% детей с ОВЗ посещают
кружки дополнительного образования (ЦТДМ, ДЮСШ№1, Бассейн, ДШИ).

Методические разработки, презентации и конспекты

14 Февраля 2022

Последовательность выбора маршрута образования для детей с овз и инвалидностью ответ на тест

Последовательность выбора маршрута образования для детей с овз и инвалидностью ответ на тест

Телефон: 8 (39131) 3-41-45

Свяжитесь с нами

Даю своё согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с политикой конфиденциальности

Последовательность выбора маршрута образования для детей с овз и инвалидностью ответ на тест

Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Оцените статью
Мой маршрут