Программа специального дошкольного образования для ребенка wi

Предварительный просмотр

Приложение к ООП НОО

МАОУ «Тогурская НОШ»

Адаптированная образовательная программа

Срок реализации
: 2017_2018
учебный год

Новосельцева Н.Н. учитель начальных классов

I .ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с ФГОС НОО является обеспечение условий для индивидуального развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения -детей с умственной отсталостью.

Адаптированная программа для детей с умственной отсталостью- это комплексная программа, направленная на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с умственной отсталостью и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы начального общего образования.

Адаптированная образовательная программа разработана на основе следующих
нормативных документов:

1. Закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012.

2.Федерального государственного образовательного стандарта (далее ― Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП — приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3.Конституцией Российской Федерации.

4.Конвенции о правах ребёнка.

5.СанПиНа 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

6.О защите конституционных прав на образование и иных социальных прав детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью (Письмо Министерства образования РФ от 24.01.2003 г. № 01-50-25/32-05).

7.Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000 г. № 2).

8.Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 г. № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья.

9. О направлении рекомендаций по психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования (Письмо Министерства образования и профессионального образования Российской Федерации от 09.04.1999г.№ 27/511-6).

10.
Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с УО, вариант 1.МАОУ «Тогурская НОШ»;

Данная АОП обучающихся с УО (вариант 1)адресована обучающемуся ******. с умственной отсталостью со стойким, необратимым нарушением познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный характер. Специфической особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций –отражения и регуляции поведения и деятельности, что выражается в деформации познавательных процессов, при которой страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом.

Адаптированная образовательная программа разработана на основе УМК «
». Программа сохраняет основное содержание по учебным предметам, но отличается коррекционно развивающей направленностью обучения. Это обусловлено особенностями усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении. В обучении больший акцент делается на наглядные и практические методы обучения, а также применяются индуктивный, репродуктивный и игровые методы, приемы опережающего обучения, приемы развития мыслительной активности, приемы выделения главного, прием комментирования и т.д. В основу разработки адаптированной образовательной программы заложены дифференцированный, деятельностный и личностно-ориентированный подходы.

В результате реализации адаптированной образовательной программы у обучающегося будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия, работа с текстом как основа умения учиться.

Особенности семейной ситуации (состав семьи, статус семьи)

9 человек
Неполная, малообеспеченная.

Год поступления в школу

2015г

Класс

2д, коррекционный класс

УМК

Для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по программе под редакцией В. В. Воронковой

Заключение
ПМПК

F70.0, F81.1, R47.8
АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант1)

Коррекционно-развивающая работа с логопедом, психологом, дефектологом; составление программы психолого-педагогического сопровождения, кинезиологические, артикуляционные, релаксационные упражнения; соответствующее методическое и дидактическое оснащение. Наблюдение психиатра, невролога.

Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка

Общие задачи на период реализации ИОП

Определять особые образовательные потребности ребёнка с умственной отсталостью;
Определять особенности организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
Создать условия, способствующие освоению обучающегося с умственной отсталостью образовательной программы начального общего образования и его интеграции в образовательном учреждении;
Осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей ребёнка (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
Обеспечить возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
Оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) ребёнка с умственной отсталостью по медицинским, социальным и другим вопросам.

2.Особенности индивидуального развития.

3.Особенности психологического развития

В процессе психологического обследования отмечены следующие
особенности эмоционально – волевой сферы и поведения*********.

Деятельность ребенка характеризуется следующими показателями.

Результаты изучения психических функций следующие
.

Трудности в различении основных и оттеночных цветов не наблюдаются.

Различает геометрические фигуры.

Зрительное восприятие формы средние.

Уровень пространственного восприятия низкий.

Уровень развития кратковременной и долговременной памяти средний.

Испытывает трудности при составлении рассказов.

Фонематическое восприятие нарушено.

Наглядно-действенное мышление: «Почтовый ящик» собирает путем зрительного соотнесения, целенаправленных проб.

Наглядно-образное мышление: «Разрезные картинки» собирает путем зрительного соотнесения, целенаправленных проб, перебора вариантов.

Уровень операции, абстрагирования низкий.

Уровень операции обобщения низкий, наблюдается ярко выраженная избирательность мышления.

Уровень понимания смысла причинно-следственных отношении средний.

Уровень развития как вербального, так и невербального воображения низкий.

Сохранные функции: относительно сохранна мотивационная сфера, сфера общения, моторика.

Предъявляемые задания

Результаты диагностики на конец 1-го класса

Двигательные функции артикуляционного аппарата

Уровень сформированности двигательных функций

Анатомическое строение без аномалий

Мелкая моторика пальцев рук

Уровень сформированности звукопроизношения

В норме

Фонематический слух и восприятие

Уровень сформированности фонематических процессов

Правильно придумывает слова на заданные звуки, отбирает картинки

Уровень сформированности словарного запаса

Имеется незначительная положительная динамика

Грамматический строй речи

Уровень сформированности грамматического строя речи

Допускает многочисленные ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций

Уровень сформированности связной речи

Самостоятельно высказаться затрудняется

Уровень сформированности пространственной ориентировки

Правильно располагает написанное на листе бумаги

Речевое заключение
ОНР-3 уровень

Цель и задачи АОП

Цель программы
:
обеспечить системный подход к созданию условий для развития ребёнка с умственной отсталостью и оказание комплексной помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающегося, его социальной адаптации.

Создать условия, способствующие освоению обучающегося с умственнойотсталостью образовательной программы начального общего образования и его интеграции в образовательном учреждении;

Адаптированная образовательная программа позволяет реализовать личностно-ориентированный подход через медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка, способствующее достижению учащимся с умственной отсталостью стандарта образования. Она имеет подчиненную, вспомогательную функцию по отношению к ООП НОО МАОУ «Тогурская НОШ
»
, может уточняться и корректироваться.

Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования, система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования подробно отражены в ООП НОО МАОУ «Тогурская НОШ» и в приложениях к ней.

Особенности оценки предметных результатов

Предметные результатыосвоения АОП НОО включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АОП НОО определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения АОП НОО обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимо, чтобы балльная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний.

В связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие:

Таким образом, усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно» (правильность выполнения задания) свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По критериюполноты предметные результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия/отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.

Результаты овладения АОП НОО выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

Нормы оценок по русскому языку.

Каждый ответ ученика (устный или письменный) должен оцениваться дифференцированно с учетом уровня его речевого развития и общей динамики продвижения в овладении устной и письменной речью, так и фактических знаний, навыков и умений, которые он приобретает по тем или иным разделам программы за определенный период. Оценивая ответ в речевом отношении и, помогая правильно оформить ответ, учитель обязан учесть характер своей помощи. Чем меньше ошибок допускает ученик, тем выше выставляется балл.

В контрольной работе, включающей диктант и дополнительные задания (фонетический, грамматический и другие разборы), ставятся две отметки (за каждый вид работы): на проверочную работу отводится во 2 классе — не более 35 минут;

Нормы оценок диктантов для обучающихся 2-4 классов

отметка «5»
— если нет орфографических ошибок, допускаются одна-две дисграфические ошибки и одно исправление;

отметка «4»
— если имеются одна-три орфографические ошибки и не более двух-трех дисграфических ошибок, повторение ошибочного написания одного и того же слова считается за одну ошибку;

отметка «3»
— если допущено пять-шесть орфографических ошибок и не более четырех-пяти специфических;

отметка «2»
— если допущено восемь-девять орфографических и более четырех дисграфических ошибок.

Примечание
: при наличии в классе детей с нарушениями общей моторики и мелких мышечных движений рук объем материала может быть незначительно уменьшен. Таким детям нельзя снижать отметку за почерк.

Оценка грамматических заданий

Оценка выполнения грамматических заданий к диктантам:

«5»
— если выполнено все задания;

«4»
— если выполнено 3/4 задания;

«3»
— если выполнено не менее половины задания;

«2»
— если выполнено менее половины задания;

Оценка изложений и сочинений

«5» —
изложение или сочинение полностью соответствует теме, могут быть допущены не более одной ошибки по содержанию, одна орфографическая и одна — специфическая;

4″ —
работа, в основном, соответствует теме, могут быть допущены две-три различные ошибки;

«3»
— работа недостаточно полно и точно отражает тему и имеются три-четыре стилистические, три-четыре орфографические, три-четыре специфические ошибки;

«2»
— работа не соответствует теме, допущено до семи-девяти различных ошибок; Примечание:
к числу специфических ошибок на искажения звуко-буквенного состава слов и нарушений структуры относятся замены слов, смысловые замены, грамматические, пропуски.

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные

тексты примерно следующего объема 2 класс – 16-20 слов;

Оценка «5» ставится ученику, если он:

Читает по слогам (с переходом к концу года к чтению целыми словами) правильно с 1-2 самостоятельно исправленными ошибками короткие тексты;

Соблюдает синтаксические паузы; — отвечает на вопросы по содержанию прочитанного;

Пересказывает прочитанное полно, правильно, последовательно;

Твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

Допускает 1 – 2 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз;

Допускает неточности в ответах на вопросы и пересказе содержания, но самостоятельно исправляет их или с незначительной помощью учителя;

Допускает при чтении наизусть 1 – 2 самостоятельно исправление ошибки, читает наизусть не достаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

Затрудняется в чтении по слогам трудных слов;

Допускает 3 – 4 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз;

Отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя;

Обнаруживает при чтении наизусть нетвердое условие текста.

Оценка «2» ставится ученику, если он:

Затрудняется в чтении по словам даже легких слов;

Допускает более 6 ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз;

Отвечает на вопросы и пересказывает содержания прочитанного, искажая основной смысл, не использует помощь учителя.

Знания ученика и навыки учащихся
по математике оцениваются
по результатам индивидуального и фронтального опроса учащихся, текущих и итоговых письменных работ.
Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение учащимся требовалось: во 2 – 3 классах по 25 – 40 минут
.

При оценке комбинированных работ:

Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок.

Оценка «4» ставится, если в работе имеются 2 – 3 негрубые ошибки.

Оценка «3» ставится, если решены простые задачи, но не решена составная, или решена одна из двух составных задач, хотя бы и с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий.

Оценка «2» ставится, если не решены задачи, но сделаны попытки их решить, и выполнено менее половины других заданий.

При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач:

Оценка «5» ставится, если все задачи выполнены правильно.

Оценка «4» ставится, если допущены 1 – 2 негрубые ошибки.

Оценка «3» ставится, если допущены 1 – 2 грубые ошибки или 3 – 4 негрубые.

Оценка «2» ставится, если допущены 3 – 4 грубые ошибки и ряд негрубых.

При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием (решение задач на вычисление градусной меры углов и т.д.):

Оценка «5» ставится, если задачи выполнены правильно.

Оценка «4» ставится, если допущены 1 – 2 негрубые ошибки при решении задач на

вычисление или измерение, построение выполнено недостаточно точно.

Оценка «3» ставится, если не решена одна из двух – трех данных задач на вычисление, если при измерении допущены небольшие неточности; построение выполнено правильно, но допущены ошибки при размещении чертежей на листке бумаги, а также при обозначении геометрических фигур буквами.

Оценка «2» ставится, если не решены две задачи на вычисление, получен неверный результат при измерении или нарушена последовательность построения геометрических фигуры.

Освоение образовательной программы

Программа формирования универсальных учебных действий в рамках УМКДля 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по программе под редакцией В. В. Воронковой
,
Программа духовно-нравственного развития, Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни,Программа внеурочной деятельности, Программы отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности, спортивных секций подробно расписаны в ООП НОО МАОУ «Тогурская НОШ» и в приложениях к ней.

Изменения в содержание рабочих программ по предметам: математика, чтение, речевая практика, русский язык, мир природы и человека, музыка, ручной труд, физическая культура УМК
Для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по программе под редакцией В. В. Воронковой
не вносились. Рабочие программы по предметам к УМК
Для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по программе под редакцией В. В. Воронковой
смотри в. Приложении к ООП НОО МАОУ «Тогурская НОШ».

Программа коррекционной работы подробно расписана в ООП НОО МАОУ «Тогурская НОШ», АООП НОО УО (вариант 1)


Рекомендательный характер оказания помощи
. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с умственной отсталостью выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с умственной отсталостью в классы, занимающиеся по адаптированной образовательной программе.

1. Диагностическая работа для учащихся, их родителей, лиц их заменяющих, педагогов

2. Коррекционно-развивающая работа для учащихся

3. Психологическое просвещение и профилактика

4. Психологическое консультирование учащихся, их родителей, лиц их заменяющих, педагогам

5. Организационно-методическая работа

Наиболее используемыми в психологии методами являются наблюдение, опрос, интервью, психодиагностические тесты (они делятся на несколько групп), эксперимент, моделирование, методы коррекции и развития

1. Технология диагностической деятельности.

Методы: наблюдение, анкета, тесты, беседы

2
.
Технология профилактической деятельнос
ти.

3.1. Индивидуальный уровень реабилитации:
на индивидуальном уровне реабилитационной работы с родителями или с ребенком используются следующие методы: консультирование (беседа, наблюдение, убеждение), телефонное консультирование, метод «письмо-обращение»

3.2. Групповой уровень реабилитационной работы:
применяются методы групповой реабилитации: беседа, лекции, диспуты, собрания, тренинги.

3.3. Общинный уровень реабилитационной работы:
используются методы общинной работы — лекции, дискуссии, анкетирование, беседы с воспитательной и пропагандисткой целью.

Оценка результатов работы предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. Для оценки продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями применяется метод экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений специалистов ПМПк. Результаты анализа представляются в форме условных единиц: 0 баллов – нет продвижения; 1 балл – минимальное продвижение; 2 балла – среднее продвижение; 3 балла –значительное продвижение. Подобная оценка необходима специалистам ПМПк для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка. Результаты заносятся виндивидуальную карту развития обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.

Воспитательный компонент направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. Содержание работы, конкретизируется в плане воспитательной работы класса. Утверждён____

Посещение занятий внеурочной деятельности

Общекультурное

«Музыкально-ритмические занятия»

Понедельник 13.20-14.05
Пятница 12.45-13.15

«Творческая мастерская»

Четверг 12.45-13.15

«Час общения»

Четверг 13.20-14.05

Общеинтеллектуальное

«В мире сказок»

Вторник 13.20-14.05

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Разработан в соответствии с учебным планом для общеобразовательных классов МАОУ «Тогурская НОШ» на 2017/2018учебный год.

1.Индивидуальный учебный план уч.дисциплины

В классе

Индивидуально

В группе

Дистанционно

Итого

Факультатив «Час общения»

Занятия со специалистами

2.Индивидуальный образовательный маршрут

Направление работы /предмет
(Ф.И.О. специалистаспециалист)

Форма проведения занятий

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Русский язык

В классе

Речевая практика

В классе

Ручной труд

В классе

Физическая культура

В классе

Логопед (Мягких Э.В.)

В группе

Внеурочная деятельность (кружки, секции в МАОУ «Тогурская НОШ»)

Внеурочная деятельность (кружки, секции вне ОО)

Факультатив «Музыкально-ритмические занятия»

В группе

Факультатив «Творческая мастерская»

В группе

Осуществляет фельдшер школы: по плану работы в течение года

Условия реализации образовательного процесса подробно отражены в ООП НОО МАОУ «Тогурская НОШ».

Учебный кабинет оснащен современным учебно-лабораторным оборудованием: интерактивной доской, проектором, компьютером, принтером. В кабинете установлена локальная сеть, Интернет (скорость доступа в Интернет 2Мб/с). Технические средства обучения (включая компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с УО, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся.

Специальные условия реализации АОП. Психолого-педагогические и организационные условия реализации программы
:

Условия развития познавательной деятельности

Условия развития мышления

Условия развития памяти и внимания

Условия развития учебной мотивации

Кадровое обеспечение программы
:

Новосельцева Н.Н.
, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, в 2016г. прошла курсы повышения квалификации «Реализация адаптированных основных общеобразовательных программ в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями)», «Психолого-педагогические основы коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ»;

*****
, учитель-логопед
, первой квалификационной категории,в 2016г. прошла курсы повышения квалификации по вопросам психолого-педагогических основ коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ;

******.,
педагог-психолог, молодой специалист;

*******.
социальный педагог, первой квалификационной категории,«Реализация адаптированных основных общеобразовательных программ в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями)», «Психолого-педагогические основы коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ»

Реестр примерных программ является государственной информационной системой, которая ведётся на электронных носителях и функционирует в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими её совместимость и взаимодействие с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями. (Часть 10 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326).

Согласно Части 10 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Примерные основные образовательные программы включаются в реестр примерных основных образовательных программ.

Занятие 5. Составляющие инклюзивного дошкольного образования

Рассмотрим основные составляющие инклюзивного дошкольного образования, которые являются неотъемлемыми элементами всей системы.

Ребенок-инвалид, ребенок с ограниченными возможностями здоровья

Разнообразие заболеваний и видов отклонений в развитии детей обуславливает необходимость выработки индивидуального подхода работы с каждым ребенком. Это усложняет деятельность педагога дошкольной образовательной организации.

Если ориентироваться по нозологиям заболеваний, вызывающих ограничение возможностей здоровья, то целесообразно рассматривать категории детей-инвалидов по зрению, по слуху, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития и умственной отсталостью.

В случае первых трёх категорий (с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата) при сохранности интеллекта принцип инклюзии в рамках дошкольного образования предполагает активную деятельность с положительными результатами. Дети, имеющие вышеизложенные ограничения возможностей здоровья, быстрее и успешнее адаптируются в детском коллективе, имеют достижения в познавательной и развивающей сферах, проявляют особый интерес к игровой деятельности и демонстрируют высокие результаты творческой работы.

При конструктивном непрерывном взаимодействии сотрудников дошкольного учебного заведения, а именно воспитателей, психологов, логопедов, дефектологов, с родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья, принцип инклюзии реализуется в полной мере.

Что касается детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью, показатели адаптации и результаты познавательной деятельности существенно ниже нормы. Существует ряд проблем, связанных с нарушением поведенческой сферы и навыков самоконтроля у детей. В данном случае возникает особая потребость в помощи педагогов более высокой квалификации, имеющих специальное дефектологическое образование.

Подготовка кадров инклюзивного дошкольного образования

В рамках работы общеобразовательного дошкольного заведения современные условия обусловили необходимость создания групп комбинированной направленности, которые, согласно принципу инклюзии, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья посещают наравне со здоровыми сверстниками.

Это обуславливает необходимость подготовки кадров в лице педагогов, воспитателей, логопедов, дефектологов, психологов, а также вызывает потребность в регулярном повышении квалификации в виду быстро меняющихся условий в социальной сфере и сфере образования.

Но следует отметить, что при включении в группу общеобразовательного дошкольного заведения детей с задержкой психического развития или умственной отсталостью необходимо внедрение в штатное расписание тьютора, который сопровождает ребенка в процессе пребывания в детском саду.

Образовательный процесс детей с ограничением возможностей интеллектуальной и психической сфер идет по личной траектории, которая не соответствует траектории развития здоровых детей, поэтому необходима организация индивидуальных занятий с организованным сопровождением специалиста.

Отрицание родителями факта наличия инвалидности или ограничения возможностей здоровья у их детей

Важным фактором эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка выступает стабильность семейной среды. Большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность, которая проявляется в осознанном выборе стиля воспитания и учете индивидуальных и возрастных особенностей своего ребенка.

Влияние семейного воспитания на формирование внутренней картины здоровья ребенка и становление личности является весьма значимым аспектом. Заключительный блок проблем, рассматриваемых нами, является одним из основополагающих в виду того, что принцип инклюзии возможен и результат его будет успешен в том случае, если взаимодействие и сотрудничество родителей и сотрудников сферы образования ведется в одном направлении.

В противном случае – когда родители отрицают нарушения здоровья у их детей, — получается определенный образовательный диссонанс. Воспитатели и педагоги дошкольного учебного заведения реализуют индивидуальный инклюзивный подход к ребенку, применяют методики и техники, направленные на всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а родители отрицают или не принимают факт инвалидности своего ребенка. В данном случае результат посещения общеобразовательного учебного заведения будет отрицательным.Это нанесет вред ребенку, поскольку коррекция сферы развития и познания требует более раннего вмешательства.

Таким образом, на уровне дошкольного образования целесообразно и необходимо реализовать принцип инклюзии. Однако необходим контроль, распределение обязанностей и ролей педагогов и родителей в данном процессе, а также детальное методическое, техническое и психологическое сопровождение всех элементов деятельности.

Особенности разработки ИОМ

Теперь перейдём к тому, как нужно разрабатывать маршрут для каждого ребёнка. Естественно, нужно опираться на те преимущества, которые имеются у данного ребёнка, и по максимуму подтягивать недостатки.

При составлении ИОМ нужно всегда исходить из исключительных интересов ребёнка. Например, бывают ситуации, когда родители, ещё не осознавая ограниченных возможностей ребёнка, просят, чтобы педагоги начали заниматься с детьми тем, чем дети заниматься на данном этапе не могут. Воспитателям следует проводить разъяснительную беседу с родителями и стараться объяснить, почему дети не могут обучаться так, как этого хотели бы взрослые.

Наконец, в ИОМ нужно прописывать те задания, которые имеют невысокий уровень сложности, то есть те, которые он с лёгкостью выполняет вместе с преподавателем. Также в ИОМ указывается, как с ребёнком должны работать конкретные специалисты.

На какой промежуток времени нужно составлять ИОМ? Обычно маршруты составляются на 1 год, однако если педагог не уверен в способностях и возможностях ребёнка, то можно сначала составить ИОМ на 3 месяца.

Преимущество ИОМ заключается в том, что его можно постоянно корректировать. Вообще, лучше организовать учебно-воспитательную работу в такой последовательности:

Занятие 4. Технология моделирования профессиональной компетентности педагога, практикующего инклюзию

Технология моделирования профессиональной компетентности педагогов является образовательным маршрутом для педагогов, развивающих свои компетенции. Технология позволяет подготовиться к реализации инклюзии по всем аспектам: когнитивная, операционально-деятельностная и личностная готовность. Таким образом, педагог готов к инклюзивной образовательной среде и психологически, и профессионально.

Технология подготовки педагога к работе в инклюзивной среде дошкольного образования состоит из содержательного и организационного компонентов.

Программа направлена на подготовку специалистов инклюзивных дошкольных образовательных организаций к решению профессиональных задач, проблемных вопросов, с которыми постоянно встречаются педагоги, реализующие инклюзивную практику.

Содержание модулей в совокупности обеспечивает формирование когнитивного, операционально-деятельностного, личностного компонентов профессиональной компетентности в условиях инклюзивного образования.

В процессе решения профессиональных задач разрабатывается алгоритм решения проблемы (восполняется недостающая информация, осуществляется систематизация полученной информации и др., выстраивается модель решения этой задачи).

Овладение профессиональной компетенцией проходит поэтапно:

Поэтапный ход подготовки специалиста для системы инклюзивного дошкольного образования реализовывается с учетом включения следующих технологий: контекстного обучения, развития критического мышления, обучения методом кейсов, групповой работы, разработки адаптированной программы, проектирования индивидуального образовательного маршрута.

Поэтапно представленный процесс позволяет на начальном этапе высказать с профессиональной позиции собственную точку зрения, показать уровень компетентности. Основными формами работы являются дискуссия и групповая деятельность.

На последующих этапах для формирования у педагогов личностной готовности к работе в условиях инклюзивного образовательного пространства используется критический анализ ситуации. С целью развития операционально-деятельностной готовности применяются групповая мозговая атака, таблицы для проверки знаний и др. Развивать рефлексивно-оценочную готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования позволяет ролевая позиция.

Оцените статью
Мой маршрут